И эта верность искусству и городу на Неве – одна из составляющих редкого дара Остроумовой-Лебедевой. Так СанктПетербург стал главным героем Анны Петровны ОстроумовойЛебедевой. Анна Петровна Остроумова-Лебедева (5мая1871, Санкт-Петербург— 5 мая 1955, Ленинград)— русская и советская художница, гравёр, акварелист, мастер пейзажа.
Анна Петровна Остроумова-Лебедева (5мая1871, Санкт-Петербург— 5 мая 1955, Ленинград)— российский гравёр и живописец, акварелист, мастер пейзажа. После свадьбы она к своей фамилии Остроумова добавила вторую – Лебедева. Остроумова-лебедева неоднократно участвовала в различных выставках, а ее первый персональный вернисаж был открыт в 1916 году.
Остроумова-лебедева преподавала в Ленинградском институте живописи, архитектуры и скульптуры (с 1934). Города на воде, с их набережными, каналами, мостами, всегда привлекали Остроумову-Лебедеву. Анна Петровна Остроумова-Лебедева (517мая1871, Санкт-Петербург— 5 мая 1955, Ленинград)— русская и советская художница, гравёр, акварелист, мастер пейзажа. Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом "Автобиографических записок".
Остроумова-лебедева остается одним из ярчайших и самобытных отечественных живописцев. Остроумова-лебедева Анна Петровна (1871-1955) – русский гравер и акварелист. Анна Петровна Остроумова-Лебедева положила начало возрождению русской оригинальной хромолитографии и цветной ксилографии. Показ произведений А. П. Остроумовой-Лебедевой и ее собрания в рамках единой экспозиции впервые дает возможность сопоставить поиски и открытия замечательного мастера петербургской графики с произведениями ее предшественников и современников, сделавших значительный вклад в развитие искусства гравюры.
Экспозиция под названием «Остроумова-Лебедева — художник и коллекционер» продолжает выставочный цикл, посвященный частным коллекциям, поступившим в Русский музей в разные годы. После свадьбы она к своей фамилии Остроумова добавила вторую – Лебедева. Около шестидесяти акварелей и приблизительно столько же рисунков создала Остроумова-Лебедева за четыре лета 1924-1927 годов, которые провела в Коктебеле.
Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871 – 1955) принадлежит к плеяде лучших русских художников-графиков рубежа XIX – ХХ веков. Теперь неповторимые образы Петербурга-Ленинграда, величественные и прекрасные, созданные Остроумовой-Лебедевой имеют не только художественную, но и историческую ценность – как изобразительная летопись. В 1924 Остроумова-Лебедева вошла в объединение «Четыре искусства». После революции 1917 года Остроумова-Лебедева осталась в России в своем любимом городе. Выдающийсятворческий дар Анны Петровны Остроумовой-Лебедевойпроявился и в ее«Автобиографических записках».
Но в творчестве советской художницы Остроумовой-Лебедевой социальная отстраненность как бы не замечалась. В технике акварели Остроумова-Лебедева исполнила множество замечательных пейзажей с видами любимого города – Петербурга, пригородных дворцов и парков – Павловска, Царского Села, Гатчины. Остроумова-лебедева Анна Петровна (1871-1955), русская художница, представительница русского модерна, выдающийся мастер видовой гравюры.
На ее кончике – сердце художника. Когда началась Великая Отечественная война, художнице шел семьдесят первый год. А. П. Остроумова-Лебедева оставила прекрасные «Автобиографические записки», которыми я зачитывался весной 1980 года, делая выписки. Весь тираж карт тут же распродали. Евреинова (это изображение русского режиссера, драматурга и теоретика театра находится в Музее академии искусств в Санкт-Петербурге), Портрет М. А. Булгакова (эта акварель была написана в Коктебеле в доме М. Волошина и сейчас находится в Государственном театральном музее им. Преподавал эту технику мастер своего дела Василий Васильевич Матэ (18561511917).
Большими тиражами печатались произведения классиков русской литературы: А. С. 8) «Я уходила в одиночество и в то же время страдала от него. И. Д.
В 1929 году ОстроумоваЛебедева выполнил портрет Льва Николаевича Толстого, по ее собственным словам, «в характере кьяроскуро, в две доски». Мне очень нравилось состояние воды, неба и построек. Благодаря Сытину, «Посреднику» удалось оперативно и широко развернуть свою деятельность, а Ивану Дмитриевичу, с помощью «Посредника», завязать знакомство с лучшими представителями русской интеллигенции – Л. Толстым, В. Короленко и др. Однако И. Д. Сытин принял новую власть и начал активно с ней сотрудничать. Даже тогда, когда отец работал, его заработка еле-еле хватало на еду.
Всвоих работах О. -Л. Подчас они напоминают небрежный, словно сделанный на ходу рисунок. 1905 год. Анна Петровна теперь гравировала черным по белому.
Находила, что он мало любит искусство. Ослабевшие руки не могли управляться со штихелем и тогда художница вспомнила о литографии, но после Победы снова вернулась к любимой ксилографии. А до этого, в 1913 году издательство Кнебеля известное своими искусствоведческими изданиями и прекрасными детскими книжками, предложило А. П. ОстроумовойЛебедевой работу по оформлению серии монографий Игоря Эммануиловича Грабаря (1871 – 1960) «Старые городамузеи России».
Лубочные издания и всевозможные календари долгое время приносили И. Д. «Русалка» была отпечатана с двух досок: с первой печатали зеленоголубым цветом, со второй 151 желтосерым. объединения «Мир искусства» (с 1899), экспонент выставок СРХ (1903–10).
Лучшей работой этого времени были начатые еще в Петрограде листы к «Украинской азбуке» изобретательные по сюжетам и изощренные по графическому мастерству. Кровавое воскресенье. Архитектура для нее – лишь часть его общего облика. Исчезли, хотя и не везде и прямоугольные рамки, характерные для первых гравюр. – Да. - А дальше что. Черного фона здесь уже не было и в помине.
И. Д. Остроумова же стремилась уловить сам стиль, пейзажный образ любимого города. Толстого. В поиске художественного облика журнала участвовали все графики «Мира искусства», строятся профессиональные, дизайнерские принципы оформления.
В том же году она вырезала четырехкрасочный экслибрис «Наша библиотека» для Всесоюзного института экспериментальной медицины академика Ивана Петровича Павлова (1849 – 1936). И на смену явилась обыденная жизнь с ее мелочами и безобразием. Ее успех даже повлиял на неуспех моей копии. Это было одно из первых русских издательств акционерного типа. Шедеврами эти работы не назовешь, хотя среди них есть и удачные.
Петербургу особенно посчастливилось на литографии. Без финансирования книжные дела и сейчас не пойдут. Так, в двадцатипятилетнем возрасте с помощью П. Н. В 1920-егг.
Чистякова и Матэ в 1898–99 в Париже посещала мастерскую Дж. Уистлера и познакомилась с А. Н. Так, с 1887 года Иван Дмитриевич с помощью известного адвоката Ф. Н. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы («Петербург», 1908-10 «Павловск», 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова «Петербург» (1912) и Н. П. Анциферова «Душа Петербурга» (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств.
Мы с невестой увлекались тогда копированием старых мастеров в Эрмитаже и как раз я был занят портретом слегка криворотого мужчины Франца Хальса (а моя невеста срисовывала тут же висевший портрет Сына Хальса), когда рядом с нами появилась небольшого роста барышня в пенсне, которая принялась набрасывать углем на холсте Девочку с метлой Рембрандта (все эти три картины висели в те годы почти рядом). Она вышла в серии книг о русских графиках, задуманной Соломоном Абрамовичем Абрамовым издававшим журнал «Творчество». Одна из улиц Петербурга носит его имя. Эти отступления послужили ей даже на пользу.
Стало быть, кузина старше на три года, хотя внешне и по всем повадкам еще совсем юна. Изредка звучал голос гондольера.
Она была второй дочерью в семье видного чиновника. Воспоминание о прежнем чувствуется лишь в ксилографии «Новая Голландия», моделированной толстым черным штрихом и заключенной в прямоугольную рамку. Писала она, впрочем и акварели. ф-те Высшего ин-та фотографии и фототехники (1918–21), в ИЖСА (1934–1935 проф. ). Остроумова никогда себя, своей художественной души не насиловала. «Был он красивый, высокий, стройный юноша.
В них архитектура очень естественно, органично входит в окружающую ее природную среду. О. -Л. Остроумова не имеет того громкого имени, как иные из ее товарищей, но, разумеется, ее художественное значение не уступает значению этиx товарищей и то, что ее искусство теряет из за своей скромности, то оно же наверстывает своим благородством, своей строгостью, всем тем, что можно обнять словом стиль. Во мне все пело. Сытин организовал целую сеть оптовых складов и книжных магазинов.
того образа, который получит со временем эта область». Репин. Лишь петроградское издательство, бывшее А. Ф.
В 1901 г. Нарбут переехал в Петербург, где познакомился с Билибиным и тот взял его под свое покровительство, введя в круг «мирискусников». «Всеобщее внимание в классах обращал на себя Сомов. Вскоре после этого А. Н. Бенуа покинул СССР, эмигрировали и многие друзья по «Миру искусства», однако Анна Петровна осталась.
С движениями уверенными и свободными, смелыми и ловкими. Истинными поэмами, сложенными в честь него, останутся литографии Александра Брюллова, Александра Мартынова, Шифляра, Саббата, Садовникова и других. Работа же предстояла нешуточная. исполнила ряд акварельных портретов (И. В. В 1898-99 гг.
«Почему моя книга была дешевле. Толстого (1929 г. ). Впоследствии она неоднократно дарила Русскому музею свои работы.
Петербург». – Я покупал бумагу и вырабатывал ее самым дешевым доступным способом. Штиглица (1889–92) у В. В.
Дягилева, затем циклы цветных гравюр, посвящённых дворцово-парковым пригородным ансамблям (1902–04) и «Виды Петербурга» (1908–10) 25 ксилографий для кн. И впечатления от этих вояжей щедро отражала в своем творчестве. В двух из этих книжек, а также в знаменитом издании «Соловья» Х. КАндерсена (1912), где варьировалась традиционная «китайщина», он с блеском возродил искусство силуэта.
Больше всего она любила сидеть в темноте и мечтать. Медовый месяц они провели в финском приморском городе Ноденталь, где Анна, пораженная красотой строгой северной природы, много рисовала. С такой просьбой он и обратился к Остроумовой. Придя домой и перед тем как разойтись, Сергей Васильевич принес мне стакан воды, подкрашенный вином (я жаловалась на жажду). Я с ней соглашалась, ей сочувствовала, когда она плакала – я тоже, но все-таки через несколько минут уносила (на всякий случай) вниз свою шубу и калоши к швейцару и при благоприятном моменте тихонько исчезала из дома.
1874 года рождения. гравюры. Сыграла важную роль в деле возрождения гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества (а не чисто репродукционной техники). Остроумова пожелала рядом с серией литографий, посвященных самой «богине» (Неве), посвятить также три листа красотам и этих «нимф». Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу.
Спрятать, замазать, затереть в гравюре нельзя. А затем Остроумова поняла: ее призвание 151 архитектурный пейзаж. Начальное художественное образование девочка получила в училище ш тиглица. Теперь об акварельной кисти. Если бы мама при всей ее доброте не была столь равнодушна к живописи, то этого бы не было.
После Февральской революции 1917 г. Нарбут вернулся на Украину. Просила, умоляла. Их путь лежал на Милан и Швейцарию. Сергей Васильевич нас провожал и усадил на поезд. Герой был прежний – Ленинград, но техника новая – автолитография. Бенуа – русский художник, художественный критик и основатель объединения Мир искусства. Микешина, автора проектов памятников «Тысячелетие России» в Новгороде, Б. Хмельницкому в Киеве и др., хотя особым успехом они не пользовались.
Ершова, 1923, А. Белого, 1924, Е. С. 15) В 1903 году Остроумова с подругой уехала в Италию. Свои доводы в пользу открытия собственного издательства Иван изложил хозяину. С гордо закинутой назад головой.
революции 1917 О. -Л. Мы сидели молча. Не в пример А. Н. Бенуа и другим членам объединения «Мир искусства» семья ее к искусству никакого отношения не имела, но родители с пониманием отнеслись к ее желанию посвятить себя изобразительному мастерству. Меня очень поддерживало внимание интеллигенции, широких кругов литераторов и ученых.
Пушкина, Н. В. Выразительна и необычна ее ксилография Портрет Л. Н. «Петербург» В. Я. Это было давно. Первую свою гравюру пятнадцатилетняя Анна исполнила в 1889 году.
Он прославил свое имя созданием синтетического каучука. Я пила, он молча смотрел на меня, а мне так хотелось броситься ему на грудь. Маркса, широко развернуло свою деятельность (выпускало в основном остросюжетную зарубежную литературу, например, «Тарзана» Э. Берроуза). По его рисункам были сделаны гравюра «Русалка» и первая, так сказать, «книжная» работа 151 экслибрис.
Небо и здания отражались в воде, двоились, переплетались. Она делала только то, что ей хотелось делать. С Ильей Ефимовичем отношения у Анны Остроумовой складывались непростые: Милый Репин. Чистяков (по выражению В. А Серова – истинный учитель незыблемых законов формы), К. А.
Всякими способами старалась удержать меня дома, находя, что я работаю не по силам. В дальнейшем она неоднократно дарила свои работы Русскому музею. Писала «Автобиографические записки», болела, а когда в 1953м в Москве состоялась ее последняя прижизненная персональная выставка, то даже не смогла приехать на открытие. Петрова, Сытина часто называли «русским самородком». ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА Анна Петровна, рос.
В послевоенные годы почти не работала из-за надвигающейся слепоты. В начале 80-х годов он выпустил несколько лубков – картин скульптора М. О. платил автору, 2, 5 коп. Говорят, она выстраивала каждую свою композицию как режиссер. Однако в течение трех месяцев лишь один Сытин продавал их, конкурентов у него не было.
Фонтанку она нарисовала дважды – один раз у самого ее верховья, там, где она рождается в сумраке арки «Прачешного моста», рядом с летним домиком Петра другой раз при подходе к Чернышеву мосту, в том месте, где по ее берегам столько уютных старинных домов и где Петербург моментами особенно напоминает Венецию». Кругом была тишина. Написали ее Александр Николаевич Бенуа и Абрам Маркович Эфрос (1888 – 1954).
Луначарский писал: «Конфискация этой типографии наносит столь сильный удар издательству Т-ва Сытина, что почти, наверное, приведет к его закрытию, а вместе с тем и к безработице для 2000 лиц». Он радовал и вдохновлял.
И прежде всего городские виды, соединившие природу и архитектуру. Люди меня не интересовали. » «Была я до чрезвычайности свободолюбива». Кажется, характер, как у Комиссаржевской, хотя она росла при исключительно благоприятных обстоятельствах, правда, семья ее была далека от искусства. Тонкими штрихами намечала облака, затягивающие небо с еверной столицы.
Говоря абсолютно откровенно, я предпочитаю акварели и гравюры Остроумовой ее литографиям. Толстого, а с 1928 года редактором его полного собрания сочинений в 90 томах.
Сейчас эта стезя в значительной мере пройдена и, оглядываясь на лежащий позади путь, я могу подтвердить, что мое чувство к Остроумовой было тогда правильным, что, пророча ей успех высшего художественного порядка, я не ошибался. В Париже она провела с 1898 по 1899 целый год. В начале XX века Остроумова сблизилась с обществом Мир искусства. Спускались сумерки.
Матэ (русский художник, гравер), П. П. Остроумова чуть не пошла на это из упрямства. Вид на крепость ночью» (1946). Оно внешне мало проявлялось, но тем не менее было глубоко и принесло мне много страданий. И хотя я ни слова не сказала Сергею Васильевичу (он был не свободен), но он понял меня.
Анна Петровна входит в круг художников «Мира искусства», впервые ее работы экспонировались на выставке «Мира искусства» в 1900 году и в том же году она окончила Академию художеств. Я часто бывала в опере, где родители имели абонированную ложу. С его образом в душе я покинула Италию».
Особенно она любила изображать Санкт-Петербург и его окрестности. В то время в Париже жили Александр Бенуа с семьей и Константин Сомов. В ноябре 1884 года издатель встречается с руководителем «Посредника» В. Г. «Ты просто бездарна. » – говорили они». 6) «За все семь лет, что я пробыла в Академии, я не имела со стороны студентов ни одной неприятности, столкновения или чего-нибудь резкого или циничного. Именно Остроумова-Лебедева стояла у истоков возрождения русской классической гравюры. Томясь без любимого дела, Нарбут исполнял графические произведения для себя и для своих друзей (так, он великолепно оформил собственный семейный архив). Анна Петровна Остроумова (вторую фамилию, писавшуюся через дефис, она взяла после замужества) родилась 6 мая 1871 года в СанктПетербурге.
Я считала его гораздо ниже себя по уму и слабее по воле. В экспозицию выставки вошли произведения Г. С. Верейского, В. В. Воинова, Н. Н. Купреянова, К. А. Сомова и других мастеров дореволюционной и советской графики. Новое направление работы издательства Сытина – издание массовых газет и журналов («Вокруг света», «Нива», «Искра» и др. ).
С. В. Лебедев считается основоположником промышленности синтетического каучука. Как быть. Ксилографии эти удивительно легки, в них много воздуха. Время было трудное и цветные гравюры решили воспроизводить цинкографским способом. И именно в Италии произошли в ее жизни два события, решающие для ее призвания и счастья. В России остался Сергей Васильевич Лебедев, кузен, который женился, но очень неудачно и он был влюблен в кузину, она, верно, догадывалась, но он молчал, вероятно, не видя отзыва. В Риме один итальянец не на шутку влюбился в барышню из России и сделал ей предложение и она даже подумывала выйти замуж, но тогда она должна была оставить искусство ибо итальянец говорил, что «мы берем жен для себя».
14) 1901 г. «4 мая произошло избиение студентов во время демонстрации у Казанского собора. » Из письма подруге: «О другом о чем-нибудь не могла и не хотела говорить, так как меня все эти истории больше всего волновали после знаменитого воскресенья, когда их били и убивали на площади. В 5 часов утра карта была готова и пущена в машину с надписью: «Для читателей газет. Остроумова в самом же начале презрела суетное тщеславие, не пожелала щеголять нарочитой мощью и глубиной и тем самым выразила свою художественную мудрость, обеспечила за своим скромным творением неувядаемую силу прелести. Матэ, в АХ (1892–1900) у И. Е.
11 декабря 1924 года Президиум Центрального бюро Совпартиздательств принял постановление «О частных издательствах», в котором было предложено правительству усилить контроль и цензуру «в отношении частноиздательской продукции» и всеми способами вытеснять частника с книжного рынка. постимпрессионизма, символизма, мастеров япон. Это была ее единственная работа над книгой как над цельным организмом. Е. Динерштейн отмечает: «С легкой руки известного в прошлом публициста Г. С. график и художник, д. чл.
Маркс») поездку в Финляндию за свой счет. «Как передать, кроме всего остального, эти несколько веков, которые пролетели над этим произведением и своими нежными, невидимыми крыльями слили все тона и краски в звучную гармонию, еще более возвысив это чудное произведение. » (из дневника). В 1895 году Остроумовой 24 года. Я первый раз была в Москве и она произвела на меня сильное впечатление. много путешествовала исполняя пейзажи Италии, Нидерландов, Испании, Бельгии.
в области гравирования (белый штрих). Тогда Иван Дмитриевич заключил договор с Московским отделом народного образования на переиздание своих старых учебников (издание новых было монополией Госиздата). Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР. Нетрудно представить, как Анна Петровна вынесла это побоище.
Как легко могла бы Остроумова в начале своей деятельности под влиянием иногда очень нелепых восхвалений (милейший В. В. Матэ не стеснялся ее сравнивать с Микеланджело) посвятить себя большому в кавычках искусству и не только, например, сделать изумительную гравюру с Персея Рубенса, но и отдать свои силы на соперничество с великими мастерами. рисования барона А. Л. Несколько лет спустя Курбатов предложил использовать акварели, выполненные Анной Петровной во Флоренции в 1903 году, в качестве иллюстраций в своей книге «Сады и парки». Я его очень любила.
Она бродила по городу и делала бесчисленные зарисовки с натуры. Д. Сытин и К» с основным капиталом в 75 рублей. Учебную литературу сделал доступной для детей всех сословий и привлек к написанию букварей и учебников лучших педагогов и ученых (многие годы он поддерживал деловые отношения с Толстым, Чеховым, Горьким, Эртелем, Кони, Морозовым и другими русскими писателями, учеными, педагогами).
Радостно было видеть его посветлевшее лицо. А я. Кругом был праздник. Каждый год в бывшем Дворянском собрании (нынешняя филармония) студенты Академии устраивали общественный бал. Художница с радостью согласилась – это была ее тема. Так, в 1909 году им было выпущено 900 названий при тираже 12, 5 миллионов экземпляров. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Много фантазии.
Изображали очень красиво, красочно, находчиво и остроумно. оставалось издателю». Искусство Остроумовой при всей кажущейся его скромности может быть поставлено в образец, разумеется, не в том смысле, что его следует имитировать, а в том, что оно являет некую сущность художественности и являет оно ее в несравненно более определенном виде, нежели иные, более эффектного и торжественного порядка, произведения. Большой удачей были «Пляши, Матвей, не жалей лаптей» (1910) и две книжки с одинаковым названием «Игрушки» (1911) во всех трех он мастерски использовал стилизованные изображения русских народных игрушек.
Гоголя, Л. Н. Оставила три тома Автобиографических записок, опубликованных в 1935-1951 (переизданы в 1974). Графический язык Остроумовой-Лебедевой становился все более лаконичным и строгим.
Но позже товарищество издает более серьезную, качественную литературу. РСФСР (1946). Озера, речки, мостики, уединенные беседки на островках. Художница создавала как многочисленные станковые циклы (Петербург, 1908–1910 Павловск, 1922–1923 «Ленинград», 1930 и др. ), так и – значительно реже – иллюстрации (к книгам В. Я. Курбатова Петербург, 1912 и Н. П. Анциферова Душа Петербурга, 1920 переиздана в том же оформлении в 1990). в Академию.
Сытин начал сотрудничать с «Посредником» – издательством, созданным небольшой группой людей, объединившихся вокруг Л. Н. Это характерно. Помогли банки и популярная газета. В гимназии Анна была очень застенчива. Крюков канал. Впереди на полочке – коптилка. Он был восхитительный, очаровательный, особенно весной.
С первых же шагов в искусстве жизнь А. П. Остроумовой, в ту пору еще не имевшей второй фамилии, была связана с объединением «Мир искусства». продолжала работать над пейзажами Петрограда–Ленинграда. Нужно привлечение значительных средств, чтобы сделать книгу доступной. Рерихом, однако покупатели не приняли модернизированный лубок (кроме работы Рериха «Враг рода человеческого»). Сытина считать излишним». Сыграла важную роль в деле возрождения гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества (а не чисто репродукционной техники).
Воспроизводимые по-многу раз и но разным поводам, они давно стали хрестоматийными и пользуются исключительной популярностью. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты («Портрет артиста И. В. Ершова», 1923 «Портрет Андрея Белого», 1924 «Портрет художницы Е. С. Кругликовой», 1925 и др. ). В 1955 году, по завещанию художницы, музею были переданы все произведения из ее собрания. Искусство Остроумовой- Лебедевой исполнено неповторимой поэзии и кажется незатейливой, простой, ну, как «Повести Белкина» Пушкина. Я вдруг поняла (точно пелена упала с глаз), что я давно люблю его.
Однако коньком Остроумовой-Лебедевой были пейзажи. Был он молчалив и серьезен, с примесью насмешки, легкого сарказма и молодого скептицизма». После Окт. Анна Петровна много путешествовала. Нева имеет двух подвластных речных божеств в лице Мойки и Фонтанки.
16) «В последний вечер перед отъездом я и Сергей Васильевич катались по Большому каналу. Я то люблю его, то ненавижу. Что вырезано, то и остается четким и ясным.
Собственных средств на большое дело, конечно, не хватало. Анна Петровна Остроумова-Лебедева родилась 5 мая 1871 года в Петербурге. Преподавала на худож.
Остроумова умеет учить и знает, чему учить. Чаще всего массы зданий как бы уходят в перспективу. Собор Сен-Северин, Сен-Клу. Бывало, впрочем и с Остроумовой, что она временно заблуждалась.
Чл. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Жена С. В. Двоюродный брат. Курбатова (1913). Ты вся сияешь. - Я сейчас отдала свое сердце. - Кому.
У него впервые Анна увидела И. Репина, В. Стасова, А. Рубинштейна. Она юна еще абсолютно и гениальна.
Остроумова-Лебедева глубоко чувствовала и понимала природу. Савицкий (передвижник, мастер жанровой живописи), И. Е. Чертковым, другом Л. Н. Ретроперспективность – их отличительная черта.
Но я сдержалась. Сначала издательство выпускало типично народную литературу, как, например, «Еруслан Лазаревич». В 1902 году появилась одна из лучших ее гравюр – Летний сад зимой. работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж.
В 1900-е и 1910-егг. тема творчества О. -Л. – виды С. -Петербурга и его пригородов: в 1901 создала серию пейзажных гравюр для ж. «Мир искусства» по заказу С. П. В 30-е годы она начала писать свои Записки, основу которых составили дневники. Уистлера) и гравюре.
Напротив, в несвойственной ей технике литографии Остроумова, видимо, робеет. Ее друзья Сомов и Малявин уговорили ее уступить. ОсроумовойЛебедевой не раз предлагали уехать из осажденного города, но она отказывалась. Год спустя он перевел ее на Пятницкую улицу и расширил свое предприятие.
уч-ще технич. Идешь по дорожке и вдруг приходишь к какомуто античному храму. Тягу к своему будущему сокровенному делу – книжной графике – он ощутил еще гимназистом, когда вдруг увлекся древнерусским «уставным» письмом и сам для себя переписал несколько больших текстов. Особенно много труда потребовала большая 151 размером 269 х 354 мм 151 цветная ксилография «Павловский вокзал», отпечатанная с девяти досок.
Во мне возникла сильная борьба между чувством и страстью к искусству. Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г. :художница дебютировала со своими гравюрами на выставке «Мира искусства» (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр. В серии чёрно-белых ксилографий (1922–23) изданной в виде альбома «Пейзажи Павловска вдеревянных гравюрах», проявились технич. Там же художница познакомилась с Евгением Евгеньевичем Лансере (18751511946).
Она ведь близкий друг художника исполнительница его воли. Так, он смог превратить календари в подлинные «народные энциклопедии». Плевако стал издателем газеты «Русское слово», которая в начале 1917 года распространялась только по одной подписке в количестве свыше одного миллиона. худ. Оставила три тома Автобиографических записок, опубликованных в 1935–1951 (переизданы в 1974). Счастливая судьба свела его с крупнейшими писателями, учеными, педагогами страны.
30 скидывал торговцу, 2, 5 коп. 12) «Гости, обеды, вечера. АХ СССР (1949), нар. Печатались в издательстве Сытина и портреты государя-императора. Меня увлекла чистая акварель, то есть живопись без белил, где роль белил выполняет бумага.
Сытин попытался даже создать общество «Школа и знание», которое выпускало бы не только доступные по цене книги для простого люда, но и пособия для сельского учителя (более 400 подобных изданий товарищество выпустило до Октябрьской революции, некоторые из них переиздавались и позже). воссоздаёт торжественно-строгий образ сев.
При этом сами «мирискусники» отзывались о ней достаточно лестно. В дальнейшем, по мере движения войск изменялась и карта. Когдато в далеком 1903 году ОстроумоваЛебедева сделала в этой технике десять открыток изданных общиной св. Евгении, а в 1942 году появилась серия «Открытые письма фронту», состоявшая из девяти литографированных открыток. Ее типически «мирискуснические» историко-ретроспективные виды города на Неве в буквальном смысле «запечатлели» его строгую красоту в идеально-адекватных натуре, гармонически-строгих образах, до сих пор чрезвычайно популярных.
По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Сереженьке. Тот же Бенуа в мемуарах объясняет: «Остроумова не имеет того громкого имени, как иные из ее товарищей, но, разумеется, ее художественное значение не уступает значению этих товарищей и то, что ее искусство теряет из-за своей скромности, то оно же наверстывает своим благородством, своей строгостью, всем тем, что можно обнять словом «стиль».
Художественноисторический очерк и обзор художественного богатства столицы». Возродила в России ренессансную технику цветной ксилографии (кьяроскуро) также много работала в технике акварели. Композиции венецианских акварелей, как и петербургских гравюр, Остроумовой-Лебедевой строги и продуманны. Гл. Лебедева (с 1905). Это составляет более 14 процентов всего, что было произведено на русском книжном рынке.
Искусство Остроумовой можно назвать красивым, умным и вдохновенным потому, что глазу и уму художницы присущ великий дар обобщения, что она с необычайной последовательностью способна свести любую поставленную себе задачу (как в отношении формы и красок, так и в отношении психологического момента) к основным элементам, что у нее достаточно твердый характер, чтобы затем систематически произвести самый процесс художественного выявления. Репина, К. А. 11) Классы и мастерские.
Ее ксилографии необыкновенно поэтичны и цельны. Что же делать. С того времени она начала вести дневник, в котором отразились все ее переживания и радости.
Но тоска, как клещами, захватила мою душу. Чувство оказалось взаимным и в 1905-м они поженились. Товарищество И. Д. Бенуа. Училась в С. -Петербурге– в Центр. оставалась в Ленинграде, работая над автобиографич. О новых веяниях в Академии Анна записала: Классицизм долой.
«. Автором первых книг и листовок, выпущенных им при Советской власти, был М. Горький. Это свидетельство удивительно тем, что в те годы сам Сомов пребывал в сомнениях в своем призвании и отбывал воинскую повинность (совмещал как-то службу с учением). 3) «В те же годы пребывания в Академии я пережила мое первое увлечение. Специалисты уверены, что художница смогла глубоко понять и передать личность каждого. «Прилив капитала, – писал Сытин, – оживил молодое дело и поле для предприимчивости и торговой инициативы сразу расширилось».
Кругликовой, 1925, С. В. Однако вмешательство Луначарского оказалось бесполезным – вскоре после переезда правительства в Москву типография Сытина была национализирована для нужд «Правды» и «Известий». С Александром Бенуа (18701511960) и его друзьями она познакомилась осенью 1898 года в Эрмитаже. Пособие». Иван учился в сельской начальной школе, однако особой тяги к учебе не испытывал. Эта книга была выпущена в 1916м в Петербурге издательством Вольфа.
Она всегда умела связать себя известной проблемой и заниматься ею не разбрасываясь, не покладая рук с тем скованным (и все же не перестающим трепетать) темпераментом, который затем продолжает жить в подлинных произведениях искусства, будь то огромные фрески исторические картины или крошечные виньетки. Темы были избраны такие: «Выезд», «Портрет Следопыта и двух индейцев», «Встреча французов и англичан», «У водопада», «Бой в лесу», «Убийство Коры», «Посещение пещеры». Говоря о его личных качествах, следует, прежде всего, отметить свойственные ему чувство юмора, способность самокритично оценивать свои действия и определенную твердость, которая ощущалась всегда и во всем». Нева, набережные, каналы, мосты.
духа того времени сочетается сутверждением непреходящей ценности архит. Около сфинксов перед Академией была пароходная пристань. Потом он начал рисовать иллюстрации, подражая «мирискусникам», особенно И. Я. Билибину. Пароходик перевозил на ту сторону. ОстроумоваЛебедева осталась довольной книгой.
Искусство Остроумовой – и красивое и умное и вдохновенное искусство. Однако она вырезала ксилографии для обложек «Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома». Всего было исполнено 20 досок для воспроизведения семи иллюстраций.
Коптилку ей пришлось соорудить из аптечного пузырька. Когда я вошла к нам, Клавдия Петровна удивленно спросила:- Что с тобой. Я был несколько озадачен дерзостью такой затеи.
Тема северной столицы стала основной в творчестве Остроумовой. 10) Сережа Лебедев, студент Петербургского университета (естественный факультет). Художница создавала как многочисленные станковые циклы (Петербург, 1908-1910 Павловск, 1922-1923 «Ленинград», 1930 и др. ), так и значительно реже – иллюстрации (к книгам В. Я. Курбатова Петербург, 1912 и Н. П. Анциферова Душа Петербурга, 1920 переиздана в том же оформлении в 1990).
Вид со стороны Константиновского дворца», 1930, ГРМ). Первый художественный иллюстрированный журнал. Одаренный и хорошо подготовленный художник, Остроумова-Лебедева не могла работать масляными красками, так как их запах вызывал у нее приступы астмы. Толстого. Ее работы начали появляться на выставках и печататься в журнале Мир искусства.
У нас очень много бывало студенческой молодежи». Цв. – говорил Сытин, выступая на совещании московских книгоиздателей в конце 1923 года.
Иван Сытин родился в 1851 в селеГнездниково Костромской губернии. Савицкого, П. П. Ее любимый город представал величественным и мужественным.
Умерла Остроумова-Лебедева в Ленинграде 5 мая 1955. И тогда же исполнила небольшую по началу серию гравюр, продолженную в следующие годы. Протестуя против этого решения, нарком просвещения А. В. Ныне я вижу, что они слагаются в новеллу о любви девушки, во всех отношениях исключительной и даже в том, что она выбрала не просто акварель, а гравюру, трудный жанр даже чисто технически и молодого человека, гениально одаренного химика, который был ее двоюродным братом. 1) «В это время (лет 15, учась в гимназии) я решила, что твердые знаки лишние и стала писать без них, чем вызывала протесты со стороны преподавателей, но, несмотря на репрессии, упрямо писала по-своему». Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Как раз время, на которое падает начало деятельности Остроумовой, было довольно сумбурным и трудным для художественного сознания. А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева).
В годы блокады О. -Л. Она, влюбленная, сияла, «чертики в глазах» так и вспыхивали, но выйти замуж на таких условиях она не могла, не хотела она смеялась, а итальянец плакал. В это время в Рим приехал Сергей Лебедев с товарищем, как она путешествовала с подругой, он привез деньги от родных на дальнейшее путешествие он знал об ее увлечении, вот таким образом, может быть, приехал похудевший, что ее огорчило она рассталась с итальянцем и они все вместе поехали по Италии далее подруга ей говорит о нем, что человек страдает, но она думает о том, с кем рассталась. Однажды в дождь она случайно увидела в безмолвных глазах кузена «огромную любовь и отчаяние», но не заволновалась. В Венеции, случилось, Остроумова и Лебедев одни катались в гондоле. В трех изданиях басен И. А. Крылова (1910, 1911) он искусно применил декоративные приемы русского ампира, породив немало подражателей. Это меня в первое время ошеломило.
В 1946 году она выгравировала собственный экслибрис, который назвала мрачно – «Моя эпитафия». Зато в других двух литографиях Остроумова возвращается к далекому прошлому одна изображает тот момент, когда только еще строился новый Дворцовый мост другая – целую рощу мачтовых судов, стоящих на якоре вдоль пристани романтического дворца Бирона или – выражаясь точнее и прозаичнее – Пенькового (тогда еще, вероятно, полного товаром) буяна. Он происходил из буржуазной богатой среды и я боялась, что если выйду за него замуж (а к этому клонилось дело), то мне трудно будет в такой обстановке продолжать мое любимое искусство. А затем случилась война. Вместе с С. В. Чехониным и Д. И. Митрохиным он определял высокий уровень русской книжной графики предреволюционных лет, несомненно, первенствовал во всех темах, связанных со стариной и в частности с геральдикой, мотивы которой он разрабатывал с особенной любовью.
«У Невы два подвластных речных божества – Мойка и Фонтанка. Звали его Сергей Васильевич Лебедев (18741511934). Она признавалась: Меня больше всего привлекали места, связанные с водой. » В Павловске Анна много рисовала, делала акварели. Сознание одержанной над собой победы не приносила мне радости и я была полна сожалений о потерянном, но мужественно боролась, сознавая, что в работе все спасение». 4) Конка двигалась медленно и я предпочитала ходить пешком. Еще в молодости Анне Петровне из-за проблем с дыханием пришлось отказаться от масляных красок (их резкий запах воздействовал на нее губительно) и перейти на акварельные. столицы в них реальность сочетается с идеальным представлением, величественность– с лиричностью «мирискусническая» изысканность линий и ретроспективизм соседствуют с тонким пониманием проблем совр.
Путь через симплификацию гравирования на дереве привел Остроумову к тому, что она и беглый набросок карандашом из вагона и тщательный этюд мертвой натуры создает (это слово здесь уместно ибо ее толковый процесс работ носит все черты разумного созидания) по всем правилам истинной художественности. Анна Петровна осталась в Ленинграде, пережила все трудности блокады и начала активно работать. А я гораздо больше была бы рада жить впроголодь где-нибудь одна в Париже и работать». «Товарищество И. Д. Сытина» все больше и больше сворачивало работу. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. пространства и ритмов 20в. Я вскрикнула и чуть не зарыдала от испуга, но вовремя очнулась от кошмара и увидела себя на Большом проспекте идущей очень медленно в своей белой шубе. » «Потом упадок опять сменился подъемом».
Успешно выступала также как портретист и педагог (в 1918-1935 преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники и Академии художеств). Он считался в году одним из самых оживленных и интересных. букварь Вахтерова. Храмы Ростова были заключены в непривычную для художницы круглую рамку.
Бенуа А. Вступительная статья к альбому «Остроумова-Лебедева А. П. В 1901 году Дягилев заказал ей для журнала десять черно-белых гравюрных видов Петербурга. Ввиду этого я получал за 2, 5 – 3, 5 коп.
Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Александр Николаевич впоследствии вспоминал: «Эрмитаж в те годы пустовал. эксперименты О. -Л. Но. Её последняя гравюра– «Ленинград. Бахрушина), а в Русском музее хранится портрет Максимилиана Волошина. 1886, хутор Нарбутовка, Черниговская губ.
Успешно выступала также как портретист и педагог (в 1918–1935 преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники и Академии художеств). Толстого, «Военная энциклопедия», «Детская энциклопедия», труды, посвященные Отечественной войне 1812 года, крестьянской реформе 1861 года и др. Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом «Автобиографических записок». От произвола и невзгод трудного времени ее защищал авторитет мужа, академика. Помог ей это сделать Сергей Павлович Дягилев (18721511929), который решил поместить в «Мире искусства» серию гравюр, отпечатанных с подлинных досок. Правда, в распоряжении Ивана Дмитриевича какое-то время оставались две другие типографии в Москве и Петрограде.
А. А. Ее учителями были такие известные мастера и знаменитые педагоги, как В. В. В 1914 году он пригласил к работе над лубком группу художников во главе с Н. К. Испытала влияние франц. Они обратились к давно минувшим временам – XVIII «галантный век», 30 года XIX века. Это простота и прелесть классики.
Он просил разрешить ему и Розинеру (управляющий издательства «Товарищество А. Ф. к моим занятиям живописью они относились индифферентно и не придавали им настоящего значения» Няня и кухарка брали записанные холсты на половики на кухню или обшивали ими корзины от моли и сырости. Особый раздел экспозиции составляют гравюры японских художников XVIII-XIX века (Кацусика Хокусай, Кацукава Сюнсен, Рюсай Сигэхару, Андо Хиросигэ и другие). Нам нужно было приучить читателя.
Лебедева, 1932 все– в ГРМ). Успокоиться она могла, только когда брала в руки ольховое полено, ножик и начинала вырезать или срисовывала репродукции из журналов. Брак был счастливым: муж во всем поддерживал художницу, горевшую искусством. книгой и продолжая создавать гравюры, рисунки и акварели.
Сегодня в классе мне чуть не сделалось дурно. Е. Динерштейн пишет о Сытине: «Его биография вместе с тем есть и страничка истории русской книги ибо в значительной мере благодаря его личным усилиям литература для народа, которую принято было называть «Ванькиной литературой», преодолев бессодержательность, стала явлением в культурной жизни страны». Прибегала туда прямо из Академии, а там меня встречала мама яствами (я была балованная дочь). Через недели две она ее кончила. Мы приветливо, но издали с нею раскланивались, но знакомиться не решались. облика города на Неве.
Ее типически «мирискуснические» историко-ретроспективные виды города на Неве в буквальном смысле «запечатлели» его строгую красоту в идеально-адекватных натуре, гармонически-строгих образах, до сих пор чрезвычайно популярных. Произошло это знакомство в Париже, куда Анна Петровна (речь идет о ней) явилась вместе со своей подругой усовершенствоваться в избранных ими отраслях искусства. После Октябрьской революции газета была закрыта, а типография национализирована. Темы брали из мифологии из сказочного эпоса, народного, были и юмористические. В этих иллюстрациях тщательный контурный рисунок, тонко расцвеченный акварелью, еще нес на себе следы влияния Билибина, но вскоре Нарбут его изжил.
Они делали 1015 скидку для бумаги, которая у меня шла на учебники. 9) Взялась копировать в Эрмитаже «Портрет Филиппа IV» Веласкеса (Теперь считают – школы Веласкеса. ). Впала в отчаяние и есть отчего. И я верю в искренность и правдивость его слов, так как знаю его неподкупную честность». (Из письма подруге. ) «Всем нам было покойно, беззаботно и тепло жить с родителями. Известны такие ее работы, как Портрет артиста И. В. Ершова (этого известного оперного певца называли Шаляпиным среди теноров), Портрет Андрея Белого, Портрет художницы Е. С. Кругликовой, Портрет Н. Н. Лавка Шарапова снабжала мелких торговцев традиционным товаром – песенниками, письмовниками, сказками, лубочными картинками, в основном, религиозного содержания.
Интересно его видеть, когда он работает. Скромная Анна признавалась: «Я чувствовала себя среди них стесненной и, несмотря на то, что была приблизительно их возраста, мне казалось, что я перед ними ничтожная, маленькая девочка». Я никому не поверяла моих мучений, моей внутренней борьбы. В конце концов решила с этим покончить и мы расстались навсегда. Туманностей нет».
.