Вот и всё, что мы успели сегодня рассказать о выставке "Остроумова-Лебедева – художник и коллекционер", открытой в Михайловском замке Русского музея. Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871 – 1955) принадлежит к плеяде лучших русских художников-графиков рубежа XIX – ХХ веков. В 20-е годы Остроумова сделала очень интересные портреты известных писателей, ученых, художников, артистов – С. Лебедева, М. Волошина, С. Прокофьева, А. Рылова и др. Экспозиция под названием «Остроумова-Лебедева — художник и коллекционер» продолжает выставочный цикл, посвященный частным коллекциям, поступившим в Русский музей в разные годы.
И в 1900 году, представив на конкурс 14 гравюр, Остроумова получила от Академии художеств звание художник.
того образа, который получит со временем эта область». Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу. Петербург». Искусство Остроумовой – и красивое и умное и вдохновенное искусство.
Именно гравюра на дереве (ксилография), но в разные периоды времени этот вид гравюры то выходил на первый план, то, наоборот, можно сказать, что даже исчезал. Ее друзья Сомов и Малявин уговорили ее уступить. Мы с невестой увлекались тогда копированием старых мастеров в Эрмитаже и как раз я был занят портретом слегка криворотого мужчины Франца Хальса (а моя невеста срисовывала тут же висевший портрет Сына Хальса), когда рядом с нами появилась небольшого роста барышня в пенсне, которая принялась набрасывать углем на холсте Девочку с метлой Рембрандта (все эти три картины висели в те годы почти рядом). Петербург представал величественным и мужественным.
В Париже Остроумова сблизилась с кружком Бенуа. И она как художник там многому научилась. Что вырезано, то и остается четким и ясным. И ксилография, можно, наверное, сказать и это будет правдой, – самый древний вид гравюры.
Озера, речки, мостики, уединенные беседки на островках. С движениями уверенными и свободными, смелыми и ловкими. Я считала его гораздо ниже себя по уму и слабее по воле. Возможностями торцевой ксилографии воспользовались репродукционисты. И в России и в Западной Европе гравировали по продольной доске. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. С. В. Лебедев считается основоположником промышленности синтетического каучука.
Как легко могла бы Остроумова в начале своей деятельности под влиянием иногда очень нелепых восхвалений (милейший В. В. Матэ не стеснялся ее сравнивать с Микеланджело) посвятить себя большому в кавычках искусству и не только, например, сделать изумительную гравюру с Персея Рубенса, но и отдать свои силы на соперничество с великими мастерами. Особенно много труда потребовала большая 151 размером 269 х 354 мм 151 цветная ксилография «Павловский вокзал», отпечатанная с девяти досок. Брак был счастливым: муж во всем поддерживал художницу, горевшую искусством. Значит, существуют две отрасли ксилографии.
Особенно тесным было ее сотрудничество с журналом "Жупел. Петербург был ее любимым городом. Туда же она привезла свои первые гравированные доски, показала их Дж. Г. Павлова: История гравюры – это история техник.
Большой канал» (1916), «Снасти» (1917), в экспозицию в Русском музее войдут фотографии, письма и рабочие инструменты художницы, необходимые для резьбы и печатания, в том числе гравированные пальмовые и линолеумные доски. Это свидетельство удивительно тем, что в те годы сам Сомов пребывал в сомнениях в своем призвании и отбывал воинскую повинность (совмещал как-то службу с учением). 3) «В те же годы пребывания в Академии я пережила мое первое увлечение. Преподавал эту технику мастер своего дела Василий Васильевич Матэ (18561511917). 9) Взялась копировать в Эрмитаже «Портрет Филиппа IV» Веласкеса (Теперь считают – школы Веласкеса. ). Впала в отчаяние и есть отчего. Александр Николаевич впоследствии вспоминал: «Эрмитаж в те годы пустовал. Был он молчалив и серьезен, с примесью насмешки, легкого сарказма и молодого скептицизма».
Спускались сумерки. Помог ей это сделать Сергей Павлович Дягилев (18721511929), который решил поместить в «Мире искусства» серию гравюр, отпечатанных с подлинных досок. Бахрушина), а в Русском музее хранится портрет Максимилиана Волошина. Она, влюбленная, сияла, «чертики в глазах» так и вспыхивали, но выйти замуж на таких условиях она не могла, не хотела она смеялась, а итальянец плакал. В это время в Рим приехал Сергей Лебедев с товарищем, как она путешествовала с подругой, он привез деньги от родных на дальнейшее путешествие он знал об ее увлечении, вот таким образом, может быть, приехал похудевший, что ее огорчило она рассталась с итальянцем и они все вместе поехали по Италии далее подруга ей говорит о нем, что человек страдает, но она думает о том, с кем рассталась. Однажды в дождь она случайно увидела в безмолвных глазах кузена «огромную любовь и отчаяние», но не заволновалась. В Венеции, случилось, Остроумова и Лебедев одни катались в гондоле. Появилось также желание показать хотя бы отчасти А. П. «Как передать, кроме всего остального, эти несколько веков, которые пролетели над этим произведением и своими нежными, невидимыми крыльями слили все тона и краски в звучную гармонию, еще более возвысив это чудное произведение. » (из дневника). В 1895 году Остроумовой 24 года. Погостила я там недели две и опять вернулась к своей работе. К весне я опять теряю равновесие, страдаю беспричинной тоской, апатией». Это запись из дневника 1895 года.
В 1898-1899 гг. Она всегда умела связать себя известной проблемой и заниматься ею не разбрасываясь, не покладая рук с тем скованным (и все же не перестающим трепетать) темпераментом, который затем продолжает жить в подлинных произведениях искусства, будь то огромные фрески исторические картины или крошечные виньетки. Г. Павлова: Да-да. Анна Петровна входит в круг художников «Мира искусства», впервые ее работы экспонировались на выставке «Мира искусства» в 1900 году и в том же году она окончила Академию художеств.
Исчезли, хотя и не везде и прямоугольные рамки, характерные для первых гравюр. И именно в Италии произошли в ее жизни два события, решающие для ее призвания и счастья. В России остался Сергей Васильевич Лебедев, кузен, который женился, но очень неудачно и он был влюблен в кузину, она, верно, догадывалась, но он молчал, вероятно, не видя отзыва. В Риме один итальянец не на шутку влюбился в барышню из России и сделал ей предложение и она даже подумывала выйти замуж, но тогда она должна была оставить искусство ибо итальянец говорил, что «мы берем жен для себя». Художественноисторический очерк и обзор художественного богатства столицы». Когдато в далеком 1903 году ОстроумоваЛебедева сделала в этой технике десять открыток изданных общиной св. Евгении, а в 1942 году появилась серия «Открытые письма фронту», состоявшая из девяти литографированных открыток.
Народный художник РСФСР (1946). Венеция. Столбы.
Но всё это было исполнено, конечно, в чёрно-белом варианте. Это было давно. Савицкий (передвижник, мастер жанровой живописи), И. Е.
7) «Вообще жизнь моя проходила не так уж однообразно, как это может казаться из моего писания. Запах масляных красок провоцировал приступы. «. Всего было исполнено 20 досок для воспроизведения семи иллюстраций.
Недаром одна из книг, посвящённых гравюре в Европе с XVI до XX веков, была названа "От Марк Антонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой". Сереженьке. С такой просьбой он и обратился к Остроумовой. Изображали очень красиво, красочно, находчиво и остроумно. Я то люблю его, то ненавижу.
Герой был прежний – Ленинград, но техника новая – автолитография. Ей там нужно было выбрать специальность, обязательно прикладную. Специалисты уверены, что художница смогла глубоко понять и передать личность каждого. Г. Павлова: Да, оригинала.
Эти отступления послужили ей даже на пользу. Храмы Ростова были заключены в непривычную для художницы круглую рамку. Еще в молодости Анне Петровне из-за проблем с дыханием пришлось отказаться от масляных красок (их резкий запах воздействовал на нее губительно) и перейти на акварельные. Мы приветливо, но издали с нею раскланивались, но знакомиться не решались. Сегодня в классе мне чуть не сделалось дурно.
С гордо закинутой назад головой. 15) В 1903 году Остроумова с подругой уехала в Италию. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Время было трудное и цветные гравюры решили воспроизводить цинкографским способом. Работала в технике гравюры на дереве, акварели, литографии.
В дальнейшем она неоднократно дарила свои работы Русскому музею. Меня увлекла чистая акварель, то есть живопись без белил, где роль белил выполняет бумага. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты (Портрет артиста И. В. Ершова, 1923 Портрет Андрея Белого, 1924 Портрет художницы Е. С. Кругликовой, 1925 и др. ). Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом Автобиографических записок. Интересно его видеть, когда он работает.
12) «Гости, обеды, вечера. Всякими способами старалась удержать меня дома, находя, что я работаю не по силам. Когда я вошла к нам, Клавдия Петровна удивленно спросила:- Что с тобой. А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева). Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР. Тонкими штрихами намечала облака, затягивающие небо с еверной столицы.
Их путь лежал на Милан и Швейцарию. Сергей Васильевич нас провожал и усадил на поезд. "По-настоящему первым своим учителем" Анна Остроумова называла Дюрера. 1874 года рождения.
Шедеврами эти работы не назовешь, хотя среди них есть и удачные. Остроумова чуть не пошла на это из упрямства. Пушкина, Государственном музее А. С. Звали его Сергей Васильевич Лебедев (18741511934). Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Остроумова никогда себя, своей художественной души не насиловала.
Бенуа – русский художник, художественный критик и основатель объединения Мир искусства. Стать живописцем в полной мере Анне Петровне помешала астма. В 1898-99 гг. Творение художницы, каким оно сейчас является перед нами, поражает своей цельностью, выдержкой и какой-то удивительной толковостью, а как раз последняя черта вовсе не так часто встречается в биографиях художников, особенно современных.
Художница с радостью согласилась – это была ее тема. Каждый год в бывшем Дворянском собрании (нынешняя филармония) студенты Академии устраивали общественный бал. Нужно отметить, что акварель, хотя та и считается одним из видов графики, А. П.
Остроумова умеет учить и знает, чему учить. Не в пример А. Н. Бенуа и другим членам объединения «Мир искусства» семья ее к искусству никакого отношения не имела, но родители с пониманием отнеслись к ее желанию посвятить себя изобразительному мастерству. Ее успех даже повлиял на неуспех моей копии. Скромная Анна признавалась: «Я чувствовала себя среди них стесненной и, несмотря на то, что была приблизительно их возраста, мне казалось, что я перед ними ничтожная, маленькая девочка».
Люди меня не интересовали. » «Была я до чрезвычайности свободолюбива». Кажется, характер, как у Комиссаржевской, хотя она росла при исключительно благоприятных обстоятельствах, правда, семья ее была далека от искусства. Это XVIII век, ну и первая половина XIX века включительно. А до этого, в 1913 году издательство Кнебеля известное своими искусствоведческими изданиями и прекрасными детскими книжками, предложило А. П. ОстроумовойЛебедевой работу по оформлению серии монографий Игоря Эммануиловича Грабаря (1871 – 1960) «Старые городамузеи России».
А затем случилась война. Напротив, в несвойственной ей технике литографии Остроумова, видимо, робеет. В Париже она провела с 1898 по 1899 целый год. «Ты просто бездарна. » – говорили они». 6) «За все семь лет, что я пробыла в Академии, я не имела со стороны студентов ни одной неприятности, столкновения или чего-нибудь резкого или циничного. Путь через симплификацию гравирования на дереве привел Остроумову к тому, что она и беглый набросок карандашом из вагона и тщательный этюд мертвой натуры создает (это слово здесь уместно ибо ее толковый процесс работ носит все черты разумного созидания) по всем правилам истинной художественности. Матэ, И. Е Репина. На что Дж.
А. А. Создала целый цикл итальянских акварелей, лучшие из которых были посвящены Венеции. Уистлеру и спросила у него, что ей делать с этим дальше, на кого учиться. Нас она порядком интриговала и мы не без удивления следили за тем, с каким мастерством, с какой силой эта барышня справляется с задачей. Ныне я вижу, что они слагаются в новеллу о любви девушки, во всех отношениях исключительной и даже в том, что она выбрала не просто акварель, а гравюру, трудный жанр даже чисто технически и молодого человека, гениально одаренного химика, который был ее двоюродным братом. 1) «В это время (лет 15, учась в гимназии) я решила, что твердые знаки лишние и стала писать без них, чем вызывала протесты со стороны преподавателей, но, несмотря на репрессии, упрямо писала по-своему».
Нева имеет двух подвластных речных божеств в лице Мойки и Фонтанки. Ее учителями были такие известные мастера и знаменитые педагоги, как В. В. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908- 10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Она делала только то, что ей хотелось делать. «У Невы два подвластных речных божества – Мойка и Фонтанка.
Я первый раз была в Москве и она произвела на меня сильное впечатление. Толстого (1929 г. ). Я вдруг поняла (точно пелена упала с глаз), что я давно люблю его. Придя домой и перед тем как разойтись, Сергей Васильевич принес мне стакан воды, подкрашенный вином (я жаловалась на жажду). Туманностей нет».
Уистлера) и гравюре. Он считался в году одним из самых оживленных и интересных. Я пила, он молча смотрел на меня, а мне так хотелось броситься ему на грудь. В то время в Париже жили Александр Бенуа с семьей и Константин Сомов. Д. чл.
Писала она, впрочем и акварели. Он происходил из буржуазной богатой среды и я боялась, что если выйду за него замуж (а к этому клонилось дело), то мне трудно будет в такой обстановке продолжать мое любимое искусство. Автор 15 экслибрисов, главным образом с архитектурными мотивами. 14) 1901 г. «4 мая произошло избиение студентов во время демонстрации у Казанского собора. » Из письма подруге: «О другом о чем-нибудь не могла и не хотела говорить, так как меня все эти истории больше всего волновали после знаменитого воскресенья, когда их били и убивали на площади. (Из письма подруге. ) «Всем нам было покойно, беззаботно и тепло жить с родителями.
Она вышла в серии книг о русских графиках, задуманной Соломоном Абрамовичем Абрамовым издававшим журнал «Творчество». А я гораздо больше была бы рада жить впроголодь где-нибудь одна в Париже и работать». Искусство Остроумовой- Лебедевой исполнено неповторимой поэзии и кажется незатейливой, простой, ну, как «Повести Белкина» Пушкина. Я был несколько озадачен дерзостью такой затеи.
Просила, умоляла. И тогда же исполнила небольшую по началу серию гравюр, продолженную в следующие годы. Оно внешне мало проявлялось, но тем не менее было глубоко и принесло мне много страданий. А затем Остроумова поняла: ее призвание 151 архитектурный пейзаж.
Идешь по дорожке и вдруг приходишь к какомуто античному храму. Подчас они напоминают небрежный, словно сделанный на ходу рисунок. Но и "призвание её было иным", как она сама написала в автобиографических записках. Известны такие ее работы, как Портрет артиста И. В. Ершова (этого известного оперного певца называли Шаляпиным среди теноров), Портрет Андрея Белого, Портрет художницы Е. С. Кругликовой, Портрет Н. Н.
Мы сидели молча. И японских мастеров гравюры, чьи произведения впервые увидела в 1898 году в Париже. Стало быть, кузина старше на три года, хотя внешне и по всем повадкам еще совсем юна.
В XIX веке и в Европе, а потом и в России мастера обращаются к торцевой доске. Темы были избраны такие: «Выезд», «Портрет Следопыта и двух индейцев», «Встреча французов и англичан», «У водопада», «Бой в лесу», «Убийство Коры», «Посещение пещеры». Впоследствии она неоднократно дарила Русскому музею свои работы.
Автор поэтичных пейзажей с видами Петербурга – Ленинграда, а также его окрестностей (ксилографические серии Петербург, 1908-1911 Павловск, 1922-1923). К тому времени почти все частные издательства закрыли, но монографию всетаки удалось выпустить. Пароходик перевозил на ту сторону. Академии художеств СССР (1949). Анна Петровна Остроумова (вторую фамилию, писавшуюся через дефис, она взяла после замужества) родилась 6 мая 1871 года в СанктПетербурге. Произошло это знакомство в Париже, куда Анна Петровна (речь идет о ней) явилась вместе со своей подругой усовершенствоваться в избранных ими отраслях искусства.
Графический язык Остроумовой-Лебедевой становился все более лаконичным и строгим. Фонтанку она нарисовала дважды – один раз у самого ее верховья, там, где она рождается в сумраке арки «Прачешного моста», рядом с летним домиком Петра другой раз при подходе к Чернышеву мосту, в том месте, где по ее берегам столько уютных старинных домов и где Петербург моментами особенно напоминает Венецию». В 1946 году она выгравировала собственный экслибрис, который назвала мрачно – «Моя эпитафия». Бывало, впрочем и с Остроумовой, что она временно заблуждалась.
Там же художница познакомилась с Евгением Евгеньевичем Лансере (18751511946). Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Это была ее единственная работа над книгой как над цельным организмом.
По его рисункам были сделаны гравюра «Русалка» и первая, так сказать, «книжная» работа 151 экслибрис. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты (Портрет артиста И. В. Ершова, 1923 Портрет Андрея Белого, 1924 Портрет художницы Е. С. Кругликовой, 1925 и др. ). Однако вклад, сделанный Остроумовой своими литографиями в портретную галерею Петербурга, остается все же очень ценным ибо суть этих изображений все же полна особенностей этого подлинного художника и даже, пожалуй иному они покажутся особенно милыми именно потому, что в них меньше маэстрии, что Остроумова, в расцвете своего таланта и мастерства, сумела в них предстать во всем очаровании наивности, что весь подход здесь художника к задаче отличается той непосредственностью, которая обыкновенно бывает уделом лишь одних начинающих. Остроумова пожелала рядом с серией литографий, посвященных самой «богине» (Неве), посвятить также три листа красотам и этих «нимф».
8) «Я уходила в одиночество и в то же время страдала от него. «Был он красивый, высокий, стройный юноша. Черного фона здесь уже не было и в помине. занималась в Париже в мастерской Дж. Спрятать, замазать, затереть в гравюре нельзя.
10) Сережа Лебедев, студент Петербургского университета (естественный факультет). Однако коньком Остроумовой-Лебедевой были пейзажи. Знаменитые циклы художницы "Петербург", "Павловск" знакомы и любимы публикой.
Кругом была тишина. С Ильей Ефимовичем отношения у Анны Остроумовой складывались непростые: Милый Репин. Во мне все пело. Несколько лет спустя Курбатов предложил использовать акварели, выполненные Анной Петровной во Флоренции в 1903 году, в качестве иллюстраций в своей книге «Сады и парки». Выразительна и необычна ее ксилография Портрет Л. Н.
Крюков канал. Наряду со знаковыми произведениями Остроумовой-Лебедевой, такими как «Екатерининский канал» (1910), «Дворец Бирона и барки» (1916), «Венеция. Зато в других двух литографиях Остроумова возвращается к далекому прошлому одна изображает тот момент, когда только еще строился новый Дворцовый мост другая – целую рощу мачтовых судов, стоящих на якоре вдоль пристани романтического дворца Бирона или – выражаясь точнее и прозаичнее – Пенькового (тогда еще, вероятно, полного товаром) буяна. Говоря абсолютно откровенно, я предпочитаю акварели и гравюры Остроумовой ее литографиям. С первых же шагов в искусстве жизнь А. П. Остроумовой, в ту пору еще не имевшей второй фамилии, была связана с объединением «Мир искусства».
Матэ. Бумага, черный карандаш, акварель. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Одна из улиц Петербурга носит его имя. «Всеобщее внимание в классах обращал на себя Сомов. » В Павловске Анна много рисовала, делала акварели. Она юна еще абсолютно и гениальна.
ОстроумоваЛебедева осталась довольной книгой. Воспоминание о прежнем чувствуется лишь в ксилографии «Новая Голландия», моделированной толстым черным штрихом и заключенной в прямоугольную рамку. Но не только. Пушкина, музеях Астрахани, Кирова, Саратова и других.
И хотя я ни слова не сказала Сергею Васильевичу (он был не свободен), но он понял меня. Чистяков (по выражению В. А Серова – истинный учитель незыблемых законов формы), К. А. Темы брали из мифологии из сказочного эпоса, народного, были и юмористические. Нетрудно представить, как Анна Петровна вынесла это побоище.
Но тоска, как клещами, захватила мою душу. Тогда ей поставили условие, что если она не будет заниматься в классе, то перестанет получать стипендию и будет только обучаться как вольный слушатель. В акварелях она радует глаз свободой мазка и опять-таки эти ее вещи блещут чарующими переливами и созвучиями красок, необычайно остро подмеченных на натуре. Начальное художественное образование девочка получила в училище ш тиглица. Первую свою гравюру пятнадцатилетняя Анна исполнила в 1889 году.
Искусство Остроумовой можно назвать красивым, умным и вдохновенным потому, что глазу и уму художницы присущ великий дар обобщения, что она с необычайной последовательностью способна свести любую поставленную себе задачу (как в отношении формы и красок, так и в отношении психологического момента) к основным элементам, что у нее достаточно твердый характер, чтобы затем систематически произвести самый процесс художественного выявления. Многофигурные композиции художнице давались с трудом, а лучше получались гравюры, в которых герои изображены крупным планом. При этом сами «мирискусники» отзывались о ней достаточно лестно.
От произвола и невзгод трудного времени ее защищал авторитет мужа, академика. Чувство оказалось взаимным и в 1905-м они поженились. «Русалка» была отпечатана с двух досок: с первой печатали зеленоголубым цветом, со второй 151 желтосерым. работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж. Это характерно. В 1955 году, по завещанию художницы, музею были переданы все произведения из ее собрания.
Это простота и прелесть классики. Впереди на полочке – коптилка. Что же делать. Работы русского ученого легли в основу производства искусственной резины и в других странах. И я верю в искренность и правдивость его слов, так как знаю его неподкупную честность». Как быть.
Цв. Ксилографии эти удивительно легки, в них много воздуха. Так гравировали в древности мастера. Я вскрикнула и чуть не зарыдала от испуга, но вовремя очнулась от кошмара и увидела себя на Большом проспекте идущей очень медленно в своей белой шубе. » «Потом упадок опять сменился подъемом».
В том же году она вырезала четырехкрасочный экслибрис «Наша библиотека» для Всесоюзного института экспериментальной медицины академика Ивана Петровича Павлова (1849 – 1936). Я с ней соглашалась, ей сочувствовала, когда она плакала – я тоже, но все-таки через несколько минут уносила (на всякий случай) вниз свою шубу и калоши к швейцару и при благоприятном моменте тихонько исчезала из дома. А. П. Остроумова-Лебедева.
Александр Бенуа, лидер кружка, назвал Остроумову-Лебедеву «одной из самых цельных и типичных фигур». Через недели две она ее кончила. Но. Член Мира искусства (с 1899), Союза русских художников (с 1903 по 1910), объединения Четыре искусства (с 1924).
С его образом в душе я покинула Италию». Но я сдержалась. Она ведь близкий друг художника исполнительница его воли.
Уистлера. Он прославил свое имя созданием синтетического каучука. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Это, как правило, буксус или самшит (по-татарски). в Академию. Продольная – это, когда берётся спил обрезной доски и по слою гравируется. И когда А. П.
Теперь об акварельной кисти. 11) Классы и мастерские. Однако, попав в мастерскую И. Репина она начала обретать собственную манеру.
Написали ее Александр Николаевич Бенуа и Абрам Маркович Эфрос (1888 – 1954). Это продольная и торцевая. Каждая репродукция сопровождается развернутой аннотацией. Во мне возникла сильная борьба между чувством и страстью к искусству. И впечатления от этих вояжей щедро отражала в своем творчестве.
Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты. Но все это техника и средства. С Александром Бенуа (18701511960) и его друзьями она познакомилась осенью 1898 года в Эрмитаже. Училась в Центральное училище технического рисования барона Штиглица (1889-1892), затем в Академии художеств (1892-1896) у П. П. Каждая гравюра художницы – это лаконичное, острое впечатление от натуры.
Много фантазии. Чистякова, В. В. Изредка звучал голос гондольера. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Около сфинксов перед Академией была пароходная пристань.
В 1929 году ОстроумоваЛебедева выполнил портрет Льва Николаевича Толстого, по ее собственным словам, «в характере кьяроскуро, в две доски». Кровавое воскресенье. Особый раздел экспозиции составляют гравюры японских художников XVIII-XIX века (Кацусика Хокусай, Кацукава Сюнсен, Рюсай Сигэхару, Андо Хиросигэ и другие). Оно до некоторой степени уже предвещало ту уродливую толчею, которая царит в искусстве в настоящее время.
Остроумова-Лебедева стала обучаться ксилографии, она попала в класс к В. В. Я его очень любила. Анна Петровна много путешествовала. Находила, что он мало любит искусство. – Да. - А дальше что. Одна из лучших ее гравюр – "Летний сад зимой". Если бы мама при всей ее доброте не была столь равнодушна к живописи, то этого бы не было.
Евреинова (это изображение русского режиссера, драматурга и теоретика театра находится в Музее академии искусств в Санкт-Петербурге), Портрет М. А. Булгакова (эта акварель была написана в Коктебеле в доме М. Волошина и сейчас находится в Государственном театральном музее им. Она часто ездила в Италию. Уистлер сказал, что она может в этом учиться только у себя самой. Однако она вырезала ксилографии для обложек «Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома».
На ее кончике – сердце художника. А. П. Остроумова-Лебедева оставила прекрасные «Автобиографические записки», которыми я зачитывался весной 1980 года, делая выписки. Одаренный и хорошо подготовленный художник, Остроумова-Лебедева не могла работать масляными красками, так как их запах вызывал у нее приступы астмы.
16) «В последний вечер перед отъездом я и Сергей Васильевич катались по Большому каналу. Тот же Бенуа в мемуарах объясняет: «Остроумова не имеет того громкого имени, как иные из ее товарищей, но, разумеется, ее художественное значение не уступает значению этих товарищей и то, что ее искусство теряет из-за своей скромности, то оно же наверстывает своим благородством, своей строгостью, всем тем, что можно обнять словом «стиль». Матэ (русский художник, гравер), П. П. У нас очень много бывало студенческой молодежи». ОсроумовойЛебедевой не раз предлагали уехать из осажденного города, но она отказывалась. 1905 год.
Вскоре после этого А. Н. Бенуа покинул СССР, эмигрировали и многие друзья по «Миру искусства», однако Анна Петровна осталась. Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г., художница дебютировала со своими гравюрами на выставке Мира искусства (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр. Остроумовой-Лебедевой принадлежала главная роль в деле возрождения в России станковой гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества – после долгого существования в качестве репродукционной техники особенно велика заслуга художницы в возрождении гравюры цветной. Бенуа А. Вступительная статья к альбому «Остроумова-Лебедева А. П. А. С. Два месяца только она смогла выдержать такое обучение.
Выдающийся график и художник Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871–1955), певец городских видов, бескрайних и безлюдных невских перспектив, величественной петербургской архитектуры, угловатых колонн Биржи, сумрачных силуэтов Петропавловки, входила в художественное объединение «Мир искусства». Воспроизводимые помногу раз и но разным поводам, они давно стали хрестоматийными и пользуются исключительной популярностью. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). «До этого года, 151 вспоминала она впоследствии, 151 я плохо знала Павловск и его великолепный парк. Анна Петровна теперь гравировала черным по белому.
Матэ в Училище технического рисования Штиглица. Лет пять назад в дни торжествующей промышленности, волны ее лишь робко крались между барками и набережными, отражения ежесекундно всколыхивались мчавшимися во все стороны пароходами, воздух был затуманен и отравлен дымами и даже самая вода потеряла свою прозрачность и подернулась маслянистыми иризациями. Она вырезает множество гравюр, в том числе и цветных («Петербургская сюита»). Мода на все японское, уже распространившаяся в Европе, захватила и ее. Радостно было видеть его посветлевшее лицо. А я. Кругом был праздник. Петербургу особенно посчастливилось на литографии.
1911. Он был восхитительный, очаровательный, особенно весной. Писала «Автобиографические записки», болела, а когда в 1953м в Москве состоялась ее последняя прижизненная персональная выставка, то даже не смогла приехать на открытие. Репин.
Эта книга была выпущена в 1916м в Петербурге издательством Вольфа. Всё в ней взбунтовалось и она ушла из класса В. В. Кто больше имел талонов, тот получал выигрыш они тут же висели – пожертвованные картины профессоров Академии и работы студентов». Ты вся сияешь. - Я сейчас отдала свое сердце. - Кому. Я часто бывала в опере, где родители имели абонированную ложу. И прежде всего городские виды, соединившие природу и архитектуру.
Двоюродный брат. Работа же предстояла нешуточная. Или дары её последователей. Но даже знатоки впервые увидят её собрание японской гравюры, например.
И так сложились, вот эти три части мы решились показать. Прибегала туда прямо из Академии, а там меня встречала мама яствами (я была балованная дочь).