Этюд строится на сочетании двух масс, разделенных четкой линией горизонта земли и неба.
Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо. Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь. Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг.
Как крупнейший знаток древнерусского искусства Остроухов входил в комиссию по реставрации росписей Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля, собора Василия Блаженного, Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и других. Картина «Золотая осень» экспонировалась на пятнадцатой выставке передвижников, второй по счету, на которой участвовал художник. Это было худшее время за всю историю музея. Их хрупкость и грациозность подчеркивают четкие отражения в воде. Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова.
В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине. Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой.
Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем.
На картине изображено Подмосковье. Вода – разлившаяся река – занимает большую часть полотна. Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» – эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи.
и уникальная подборка древнерусских икон. Подсвеченные солнцем, они кажутся розовыми. Фигуры людей придают пейзажу динамичность.
художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. «Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями.
Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах. Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. Проблемы передачи воздуха, света, движения, поиски выразительности в построении пространства картины, колористические задачи вышли в пейзаже на главное место. Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. В картине конкретность, непосредственность этюда уходят.
На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Он тусклый и потому не дает блики на свету. Мартовские лучи золотят и ослепляют крыши домов и голые верхушки деревьев.
Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. Остроухов Илья Семёнович (1858-1929), русский художник и художественный деятель. В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. Водоём – по-видимому, речка – пересекает лесистую местность.
Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника. Его декорация к Кармен очень понравилась»4.
Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета. Молодой художник был замечен критиками. С помощью тончайших цветовых нюансов художник передает свежую прелесть наступающей весны.
Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. Станковые произведения Рылова (равно как и его эскизы и рисунки) показывают, что художник не стремится отразить внешнюю эффектность выбранного им уголка природы. В середине 1880-х гг. Он явился поэтическим обобщением всего того, что могло дать художнику внимательное и пристальное изучение природы. Это свидетельствует о том, что они еще совсем молодые. Остроухов Илья Семенович (1858 -1929) вошел в историю российской живописи как замечательный «пейзажист настроения».
Небо таит в себе тревогу и хотя серые, зимние тучи нависают над миром их уже рвут кое-где синие лоскутки весеннего сияния. Обратите внимание на краски. Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей – такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко». Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы. Непосредственный свежий этюд с натуры превратился у Остроухова в законченное, строго классически построенное произведение, представляющее собой образное осмысление осеннего пейзажа. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру.
Ни ветерка. Все работы Остроухова 1880-х гг. После революции и до своей кончины Остроухов был хранителем собственного музея.
Родители не предполагали, что увлечение живописью сыграет заметную роль в жизни их сына. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Коллекция Остроухова была доступна как частный музей.
Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко». Его картины Золотая осень (1886-87), Первая зелень (1887-88) -пейзажи настроения, как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург.
За ними виднеется черное поле, серый горизонт. «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. У него хранились прекрасные образцы живописи XIII в., в то время чрезвычайно редко встречавшиеся в коллекциях, но подлинные шедевры остроуховского собрания относились к концу XIV-XV вв.
Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи. Однако после его смерти коллекцию распределили по разным музеям, а «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова» закрыли.
Почти каждому пейзажу мастера предшествовало множество натурных этюдов и зарисовок. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Первоначально его увлекали естественные науки. Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину.
Несколько голых берез – кривых и изломанных. Остроухов собирал живопись ради живописи. В 1890 г. Илья Семёнович открыл частный музей, где экспонировалась его коллекция.
Вдали темнеет лес. Савва Иванович Мамонтов – купец, один из богатейших людей России, акционер железных дорог и банков. Темные тени деревьев на переднем плане говорят о том, что солнце светит сильно, ярко.
Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. Мне кажется, художник изобразил весеннее утро, примерно начало апреля. Для него важно передать задушевность и искренность русского пейзажа. Ветер гонит по небу серые облака, покрывает воду легкой рябью. Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова.
В картине «Первая зелень» мы угадываем черты родного края художника. Остроухов как бы все сказал. Этот пейзаж раскрывает нам радостное ощущение скорого прихода весны, хотя вся земля укутана белоснежным снежным покрывалом.
Оно бледное, серовато-голубое. Илья Семенович сам увлекся собирательством и создал великолепную коллекцию, в том числе богатейшую коллекцию древних русских икон. Она голубая, холодная, чистая, ровная, как зеркальная поверхность.
И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города. Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. После окончания Академии жизнь юноши могла бы пойти по обычному для людей его сословия и состояния пути: работа на предприятии отца, потом собственное дело, если бы не знаменательное для Остроухова событие: в семнадцатилетнем возрасте он познакомился и сблизился с семьей известного в то время издателя и владельца типографии А. И. Мамонтова.
На картине изображено Подмосковье. Перед нами предстает лес, мы видим березки, клены, ели и липы, рядом протекает небольшая река, точнее мы видим ее гладь. Мне кажется, художник изобразил весеннее утро, примерно начало апреля. Складывается впечатление, что природа застыла в ожидание первого солнечного теплого денька. Явными признаками ранней весны проявляются на картине в виде островков темной земли, кажется, что вот только, что с нее растаял снег, а яркая зеленая и молодая трава, начинает пробиваться местами сквозь черную землю. Этот пейзаж раскрывает нам радостное ощущение скорого прихода весны, хотя вся земля укутана белоснежным снежным покрывалом. Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. Словом, время правления совета галереи, возглавляемого Остроуховым, было чрезвычайно благоприятным для музея. Она изображает весеннее половодье.
По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. время наиболее интенсивной творческой деятельности художника.
Зимой 1882-1883 гг. Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере.
Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова.
Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Он почти совсем оставляет живопись, увлекшись собирательством. «Ранней весной» – это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. Совет покупал для галереи новые произведения, руководил развеской, перестройкой экспозиции. Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы.
Тем не менее, картина не несет на себе печати подражания. Вода – разлившаяся река – занимает большую часть полотна. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом.
На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ». Илья Семенович Остроухов на путь художественной деятельности вступил далеко не сразу. Эту картину сразу же купил П. М. Третьяков. Со второй половины 1890-х гг. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию.
Остроухов уже добивается успеха. Наиболее ярко это стремление выразилось в известном полотне «Сиверко» (1890, Третьяковская галерея, Москва). Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки. Ранняя весна.
По проселочной дороге едут всадники – деревенские ребятишки. В настоящее время картина по-прежнему хранится в Третьяковской галерее. А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света. две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова. Среди них – почти обязательные для русского пейзажа деревья – березы.
Пополнение музея снова пошло планомерно. Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин.
Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания. «Сиверко» — наиболее значительное произведение Остроухова. Одной из самых известных его картин, находящейся в Государственной Третьяковской Галерее является картина «Первая зелень», написанная в 1887-1888 г. г. Для тех, кто знает и любит Подмосковье, картина «Первая зелень» будет легко узнаваемой – так много в этих местах подобных уютных и милых сердцу и глазу уголков природы. Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды.
В этюдах конца 1890-х гг. Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом. Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. Илья Семенович Остроухов (1858-1929) родился и вырос в Москве и все свое творчество посвятил пейзажам средней полосы России. Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи.
После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. Художник изобразил реку, вдающуюся в обрывистый берег, поросший травой и цветами.
Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой. Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства.
Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения». представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова – пейзаж «Сиверко».
Очерки понравились, понравился и юный автор. Небольшая речка немного выходит из берегов, быстрее всего вследствие таяния снега. Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. Саввинская слобода».
Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи. Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению. В настоящее время значительная часть коллекции икон Остроухова находится в Третьяковской галерее. Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое.
С 1905 по 1913 гг. Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам.
Перед нами – известнейшая картина Константина Фёдоровича Юона – «Мартовское солнце». А старые грабы извиваясь, неторопливо тянутся своими тяжелыми ветвями к солнечному свету. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550».
Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом»1. 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта.
Во-первых из-за берез видна церковь с колокольней, типичная для русской деревни средней полосы. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Но эта заурядность кажущаяся.
Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы. Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. и уникальная подборка древнерусских икон. Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. Остроухов уже добивается успеха. На зеркальной поверхности водоёма отражаются деревья, растущие у самого берега.
Должность эта считалась выборной – кандидатов утверждала Государственная дума. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники. Государственная дума неоднократно занималась делами совета. Продолжения не было. Наиболее известна картина "Сиверко" (1890).
А. Серов). Лучшие работы Остроухова – пейзажи изображающие среднюю полосу России (Золотая осень, 1886-87, Сиверко, 1890, – оба в ГТГ), по эмоциональному строю близки пейзажам настроения И. И. Левитана. Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России.
Картина восхитила П. М. Третьякова и он приобрел ее для своей коллекции. Учился под руководством И. Е. Репина, П. П. Чистякова и других. А летом 1887 года он посетил Италию вместе с В. А. Серовым и братьями М. А. и Ю. А. Мамонтовыми из поездки были привезены этюды Венеции.
Картины Ильи Остроухова «Первая зелень», «Ранняя весна, «Золотая осень», «Осенний пейзаж», «В Абрамцевском парке» и другие прекрасно передают прелесть и неповторимость русской природы, неизменно вызывают ответный отклик чувств зрителя. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений – знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами. Картина наполнена светом. Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище. На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето.
В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве. Очень гармоничен колорит картины. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Снег ещё лежит плотно и чтобы пройти к дому, приходится протоптать тропинку. Илья Семенович Остроухов родился в Москве. Тихой грустью проникнуто полотно «Весна.
Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. Она уже давно переросла рамки обычного частного собрания и всегда была открыта для специалистов, знатоков, любителей. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. Все детали пейзажа объединены светом и воздухом.
Тонкие деревца выглядят беззащитно и трогательно. П. М. Третьяков считал Сиверко лучшим пейзажем своей галереи. Тут же пробивается и свежая молодая зелень. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Тонкие деревца выглядят беззащитно и трогательно. Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. В картине нет рассказа.
Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля. Остроухов был избран членом совета попечителей галереи. Она изображает весеннее половодье.
Крестьянские ребятишки только что выехали из села. Земля ещё не везде покрыта зеленью и не все деревья зазеленели: пока ещё видны чёрные проплешины влажной почвы, за рекой виднеются голые стволы деревьев. Известнейшая картина Константина Фёдоровича Юона – «Мартовское солнце». В середине 1880-х гг. Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик.
Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. Речку обступают берега, у воды пологие, дальше чуть всхолмлённые. и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год.
Мартовские лучи золотят и ослепляют крыши домов и голые верхушки деревьев. Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Неярким солнечным светом пронизаны тонкие стволы деревьев.
Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье. Вот таким образом, хотя его коллекцию и национализировали после революции, дом его в Трубниковском переулке специальным постановлением объявили музеем иконописи и живописи им. Он расценивал это приобретение как лучший пейзаж галереи.
Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал. Изображен поворот реки с песчаным обрывистым берегом, полоса леса вдали, бегущие по небу ряды серых, низких облаков и рябь на воде от резких порывов холодного ветра.
Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование. две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова. Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год.
На одной из них виднеется ветка с молоденькими листочками. Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903). Интересно, что Остроухов начал рисовать лишь в 21 год. Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов.
Савва Иванович и его жена Елизавета Григорьевна не были ни художниками, ни критиками искусства, но их значение для развития московской живописи второй половины ХIХ в. трудно переоценить. Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу. А старые грабы извиваясь, неторопливо тянутся своими тяжелыми ветвями к солнечному свету.
В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Она голубая, холодная, чистая, ровная, как зеркальная поверхность. По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа.
В 1890 году художник написал свою лучшую картину, которую заслуженно относят к шедеврам русского пейзажа, – «Сиверко». Однако со второй половины 1890-х гг. В библиотеку Остроухова допускались немногие. Большая вода» (1897, Третьяковская галерея, Москва). Крона их также написана контрастно: белый цвет и пожухлый зеленый. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта.
Его картины "Золотая осень" (1886-87), "Первая зелень" (1887-88) -"пейзажи настроения", как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия. Первым его учителем был художник-передвижник Александр Александрович Киселев, учитель детей Мамонтовых. В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху.
Вскоре Остроухов почти совсем оставил занятия живописью. На этой картине художник С. А Вмноградов отобразил только самое начало весны. Их листва – желтовато-зеленоватая. Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. было подлинным откровением.
Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Само название полотна говорит, что наступила ранняя весна. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. С тех пор между Мамонтовыми и Остроуховым завязались тесные дружеские отношения, о которых Остроухов всегда вспоминал с большой нежностью и теплотой. Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики.
Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. Летом они вместе ходили на этюды, а зимой Репин продолжал заниматься с ним в своей мастерской, ставил постановки, давал советы. Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко». Илья Семёнович получил образование в Московской практической академии коммерческих наук.
Члены совета должны были продолжать дело Третьякова создавать и пополнять лучшее хранилище русской живописи. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. В лесу тишина.
И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. Подсвеченные солнцем, они кажутся розовыми. Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа.
Природа России стала главной темой и его живописных работ. В перспективе видны затопленные крестьянские дома и крутой, недоступный для воды берег. Среди них – почти обязательные для русского пейзажа деревья – березы.
Наиболее известна картина Сиверко (1890). В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень». Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев.
Остроухов, наоборот, часто даже подчеркивает контуры, чтобы таким образом точнее выразить пластическую структуру пейзажа. Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» – гордость собрания Остроухова.
Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. Резные деревенские дома, немного наклонившись, подставляют свои бока мартовскому тёплому солнцу, зная наверняка, что, хотя тепло это обманчиво, весна скоро вступит в свои права. Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова. 1880-е гг. Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы.
Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров. Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием. Исаак Левитан, великий русский художник-пейзажист, так и назвал свою картину – Большая вода. Илья Семёнович Остроухое (1858-1929) родился в Москве в купеческой семье. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень».
Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья. На переднем плане – рыхлый грязный снег. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы.