Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. Остроухов собирал живопись ради живописи. Он компонует пейзаж не в мастерской, отталкиваясь от многочисленных эскизов, а непосредственно на пленэре.
Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине. Остроухов начал работать в студии крупнейшего педагога, профессора Академии художеств Павла Петровича Чистякова. Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи. Она уже давно переросла рамки обычного частного собрания и всегда была открыта для специалистов, знатоков, любителей. Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. 1880-е гг. Крона их также написана контрастно: белый цвет и пожухлый зеленый. Неярким солнечным светом пронизаны тонкие стволы деревьев.
Киселев долго не соглашался давать уроки по подобной системе, не видя толка в таких занятиях. Он прекрасно знал свое дело, был удачливым предпринимателем, но главным в его жизни была страстная любовь к искусству. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. Словом, в собрании Остроухова не было прославленных кумиров и незаслуженно забытых – была только прекрасная живопись, подчеркивавшая талант и самобытность каждого мастера. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом.
Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере. Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника. Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь.
Их листва – желтовато-зеленоватая. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России.
Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище. «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. Молодой художник был замечен критиками. Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. Фигуры людей придают пейзажу динамичность.
Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым.
Со второй половины 1890-х гг. В 1890 году художник написал свою лучшую картину, которую заслуженно относят к шедеврам русского пейзажа, – «Сиверко». В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве.
В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного. Илья Семенович Остроухов родился в Москве. Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант.
Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение. Зимой 1882-1883 гг. Однако со второй половины 1890-х гг. Картины Ильи Остроухова «Первая зелень», «Ранняя весна, «Золотая осень», «Осенний пейзаж», «В Абрамцевском парке» и другие прекрасно передают прелесть и неповторимость русской природы, неизменно вызывают ответный отклик чувств зрителя.
время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. С 1905 по 1913 гг.
Остроухов говорил, что как художник он многим обязан Поленову, хотя прямым учителем его он не был, но, по существу, был очень большим воспитателем, Василий Дмитриевич не учил и не пытался учить, представляя самому учиться у натуры и вдохновляться ею. Золотая корона — при сумме более 500 руб. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения». В картине нет рассказа.
Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето.
В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Тут же пробивается и свежая молодая зелень.
Эту картину сразу же купил П. М. Третьяков. Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев. С помощью тончайших цветовых нюансов художник передает свежую прелесть наступающей весны. Очень гармоничен колорит картины. Природа России стала главной темой и его живописных работ.
Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо. Тихой грустью проникнуто полотно «Весна. Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля. Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом.
В картине «Первая зелень» мы угадываем черты родного края художника. Учился под руководством И. Е. Репина, П. П. Чистякова и других. Ни ветерка. Все детали пейзажа объединены светом и воздухом. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики.
Само название полотна говорит, что наступила ранняя весна. Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания. Наиболее ярко это стремление выразилось в известном полотне «Сиверко» (1890, Третьяковская галерея, Москва). Большая вода» (1897, Третьяковская галерея, Москва). Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею.
Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903). Все купленные лоты высылаются одним почтовым отправлением. Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи.
«Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. Картина восхитила П. М. Третьякова и он приобрел ее для своей коллекции.
В настоящее время картина по-прежнему хранится в Третьяковской галерее. По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» – гордость собрания Остроухова. С одной стороны, художники шли прежде всего от достижения русского пейзажа, с другой – поиски новых средств выражения в пейзаже интерес к передаче света, воздуха, разработка сложных колористических задач.
Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах. Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой. Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению.
Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ. В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень». В этюдах конца 1890-х гг. Он почти совсем оставляет живопись, увлекшись собирательством.
Под влиянием импрессионистов у русских пейзажистов выработался новый взгляд на этюд как на самостоятельное произведение искусства. Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды. Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений – знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами.
Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки. Вне зависимости от числа купленных лотов, Вы платите за доставку 49 рублей (при доставке по России). Лучшие работы Остроухова – пейзажи изображающие среднюю полосу России (Золотая осень, 1886-87, Сиверко, 1890, – оба в ГТГ), по эмоциональному строю близки пейзажам настроения И. И. Левитана. И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города.
С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей.
Небольшая речка немного выходит из берегов, быстрее всего вследствие таяния снега. Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Их хрупкость и грациозность подчеркивают четкие отражения в воде. Остроухов прожил в Петербурге две зимы, что свидетельствовало о признании Павлом Петровичем его таланта: учиться у этого педагога могли только трудолюбивые и одаренные ученики.
Его декорация к Кармен очень понравилась»4. В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства. В мамонтовском имении Абрамцево работали такие известные мастера, как В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. Д. Поленов, В. А. Серов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, М. В. Нестеров. «Ранней весной» – это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. Разносторонне одаренный, в юности он увлекался ботаникой и собрал уникальный гербарий флоры средней полосы России, который был известен даже в Европе.
Остроухов во всех своих работах был великолепным колористом, тонко чувствующим гармонию цвета. Должность эта считалась выборной – кандидатов утверждала Государственная дума. После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. Шедевры и несравненная красота Венеции, ее дворцы, соборы, каналы – все это заставляло художников с раннего утра до позднего вечера ходить по городу, любоваться, наслаждаться.
Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы. Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12.
После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы. Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями. После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа.
Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом»1. Еще в детстве проявился его интерес к родной природе, но тогда он был направлен в другое русло — в занятия естественными науками.
Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Он расценивал это приобретение как лучший пейзаж галереи. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре.
Оно бледное, серовато-голубое. Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей – такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко». Остроухов как бы все сказал. По другим способам оплаты необходимо договориться предварительно. Этюд, как и законченная картина, должен быть продуман и построен, свеж и тонок по цвету, непосредствен по настроению, что давалось только длительной, вдумчивой работой на пленэре.
Остроухов Илья Семенович (1858 -1929) вошел в историю российской живописи как замечательный «пейзажист настроения». Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень».
и уникальная подборка древнерусских икон. Почти каждому пейзажу мастера предшествовало множество натурных этюдов и зарисовок. После революции и до своей кончины Остроухов был хранителем собственного музея. Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана.
Остроухов был избран членом совета попечителей галереи. Вдали темнеет лес. Отправляю, как правило, в воскресенье.
Виднеются участки темной земли в низовьях, что дает мне право предположить, что еще каких то два-три дня назад на них лежал снег. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова.
Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. Пожалуй, наиболее важным для Остроухова-живописца было путешествие в Италию в 1887 г. с художником В. А. Серовым и братьями М. А. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Пополнение музея снова пошло планомерно.
В библиотеку Остроухова допускались немногие. В случае утери письма почтой стоимость покупки не возвращаю (за четыре года работы не потерялось ни одного письма). Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства.
Для него важно передать задушевность и искренность русского пейзажа. Осенью 1886 года начал заниматься в классе В. Е. Маковского в Училище живописи, ваяния и зодчества. На одной из них виднеется ветка с молоденькими листочками.
«Сиверко» — наиболее значительное произведение Остроухова. Легкий ритм полукружий арок собора, подчеркивание вертикалей стены справа, флагштоков в центре удивительно точно передают изящество изысканность, особую музыкальность, свойственные архитектуре Венеции. Это свидетельствует о том, что они еще совсем молодые. Остроухов первым взялся за очистку картин от грязи и копоти, при нем была произведена квалифицированная реставрация лучших картин галереи. По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем.
Художник изобразил реку, вдающуюся в обрывистый берег, поросший травой и цветами. Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу. Саввинская слобода». На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ».
художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды. Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. Очерки понравились, понравился и юный автор. Контакт — при сумме более 2000 рублей. Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы. Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы.
Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. Свет выявляет и подчеркивает структуру формы: густую массу леса, рыхлость последних снежных островков изящество легких силуэтов берез. Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова.
Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой. Он учил своих учеников понимать и решать чисто пластические и живописные задачи построения художественного произведения, разбираться в законах композиции, цветового решения картины, что было чрезвычайно полезно для молодых художников. Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров.
Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Этюд строится на сочетании двух масс, разделенных четкой линией горизонта земли и неба.
Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Все работы Остроухова 1880-х гг. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин.
Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам.
Остроухов Илья Семёнович (1858-1929), русский художник и художественный деятель. Государственная дума неоднократно занималась делами совета. Вскоре Остроухов почти совсем оставил занятия живописью.
Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Продолжения не было. Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях.
Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь. И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники. Почти монохромная, но богато разработанная в оттенках теплых коричневатых и холодных серых тонов цветовая гамма этюда Остроухова превосходно передает влажный, пронизанный светом воздух Венеции.
Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов. было подлинным откровением. В лесу тишина. Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья.
Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко». Интересно, что Остроухов начал рисовать лишь в 21 год.
Именно в пейзажной живописи этого периода отразились итоги достижений художников предшествовавшего поколения, прокладывались пути для поисков искусства начала ХХ века. Это было худшее время за всю историю музея. представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова – пейзаж «Сиверко». Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание).
В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа.
Станковые произведения Рылова (равно как и его эскизы и рисунки) показывают, что художник не стремится отразить внешнюю эффектность выбранного им уголка природы. Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием.
Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко». Страхование писем за счет покупателя – 4 от суммы оценки.
Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху. Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» – эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование.
Способы оплаты – на счет мобильного, Яндекс деньги, перечисление на карту Сбербанка. Ветер гонит по небу серые облака, покрывает воду легкой рябью.