Картина «Золотая осень» была написана Ильёй Остроуховым в 1886 году. Как и некоторые другие картины Остроухова, «Золотая осень» может быть отнесена к «пейзажу настроения», наиболее известными представителями которого в русской живописи были Исаак Левитан и Алексей Саврасов. «золотая осень» — картина русского художника Ильи Остроухова (1858—1929), написанная в 1886 году. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Ильи Остроухова. Также он создал музей живописи, в котором и по сей день существует часть коллекции картин Остроухова Ильи и множество других.
Картины Ильи Остроухова пронизаны любовью к природе. Остроухов занимается живописью заметно меньше, чем ранее, всецело отдавшись захватившей его страсти – коллекционированию картин. В 1891 году, после XIX выставки ТПХВ, на которой экспонировалась картина «Сиверко», Илья Семёнович Остроухов, вместе с другими десятью экспонентами10, был принят в Товарищество. Картины Ильи Семеновича Остроухова изображают и другие времена года.
Картины Остроухова Ильи – это романтические, задумчивые пейзажи России и Украины, эмоциональные и яркие. Остроухов Илья Семенович картины писал с любовью к первозданной, не тронутой рукой человека природе. В 1891 году, после XIX выставки ТПХВ, на которой экспонировалась картина «Сиверко», Илья Семёнович Остроухов, вместе с другими десятью экспонентами, был принят в Товарищество.
Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Вошёл в число видных русских пейзажистов, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа-настроения». Что тут сказать.
Этюд, как и законченная картина, должен быть продуман и построен, свеж и тонок по цвету, непосредствен по настроению, что давалось только длительной, вдумчивой работой на пленэре. Левитана. 40 живописи и графики и ок. Очерки произвели впечатление, как и сам автор. Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. Он почти совсем оставляет живопись, увлекшись собирательством.
Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо. От камерных мотивов начального периода (Первая зелень, 1886 Золотая осень, 1887, обе – в ГТГ) перешел к обобщающим пейзажам-картинам эпического характера (Сиверко, 1890, ГТГ). Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем.
Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. С 1899 по 1903 и с 1905 по 1913 годы Остроухов был председателем Совета по управлению (попечителем) Городской художественной галереи братьев Третьяковых. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень».
Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды. Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова. В 1890 году художник написал свою лучшую картину, которую заслуженно относят к шедеврам русского пейзажа, – «Сиверко». П. П. Муратов «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова»). Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. К ней трепетно относился сам П. М. И что удивительно, Остроухов самое первое свое творение нарисовал маслом.
Лучшая картина И. С. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. Их листва – желтовато-зеленоватая.
Остроухов Илья Семенович (1858 -1929) вошел в историю российской живописи как замечательный «пейзажист настроения». Продолжения не было. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым.
Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана. Тем не менее, картина не несет на себе печати подражания. Познакомившись в Париже осенью 1911 года с Анри Матиссом, Остроухов уделил ему много времени, когда тот в октябре – ноябре 1911 года приехал в Москву (при этом к искусству Матисса он относился крайне негативно, но ценил его как личность) Именно он познакомил художника с древнерусской иконописью, собирательством которой увлекся в 1909 году (см. Остроухова». Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей.
Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903). Кроме занятий в гипсовом зале Академии, он посещал акварельные вечера Репина и занимался рисунком в школе Императорского общества поощрения художеств. Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. Остроухов Илья Семёнович (1858-1929), русский художник и художественный деятель. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России.
Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. Талант в сочетании с упорством, работоспособностью сделали его в короткое время одним из ведущих пейзажистов России.
Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. Все работы Остроухова 1880-х гг. Репина, брал уроки у П. П. Сам Третьяков почитал за честь иметь в своей галерее работы Остроухова.
1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Был отдан в Академию коммерческих наук, однако, познакомившись с С. И. Мамонтовым, войдя в его «абрамцевский» кружок увлёкся искусством. С середины 1890-х гг.
и уникальная подборка древнерусских икон. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко».
Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». Интересно, что Остроухов начал рисовать лишь в 21 год. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре.
Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» – гордость собрания Остроухова. Такими прекрасными достижениями молодого художника заинтересовался Репин и взял его под свою опеку. Илья Семенович Остроухов на путь художественной деятельности вступил далеко не сразу.
Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». Саввинская слобода». Киселёва, И. Е. Каменева.
Следствием этого явилось знакомство со знаменитым Абрамцевским кружком, где у Остроухова неожиданно проснулась страсть к изобразительному искусству. Чистякова, в 1886 г. был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Ни ветерка.
В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем. Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров. Зимой 1882-1883 гг.
В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень». Причем реализация должна быть максимальной иначе талант будет растрачен впустую. Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. Остроухов во всех своих работах был великолепным колористом, тонко чувствующим гармонию цвета.
После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. В благодарность за московский прием он получил в 1912 году от Матисса в подарок «Этюд обнаженной женщины» (ГЭ). Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине. Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве.
В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». В лесу тишина. Этюд строится на сочетании двух масс, разделенных четкой линией горизонта земли и неба. Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями.
Это было худшее время за всю историю музея. отошел от регулярных занятий живописью, посвятив себя общественной деятельности. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. Но пойти по стопам отца помешал случай: знакомство с семьей Мамонтовых.
Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом»1. Был членом «Товарищества передвижников» и «Союза русских художников». В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». В 1918 г. назначен пожизненным хранителем Музея иконописи и живописи им. Третьяков, считавший полотно художника одним из лучших в своей коллекции. Эту картину сразу же купил П. М. Третьяков.
Именно таким и был Илья Семенович Остроухов. Наиболее известна картина Сиверко (1890). Популярность И. С. После кончины своего племянника, Н. С. Третьякова (1857 – 1896) П. М. Третьяков избрал Остроухова своим преемником.
В середине 1880-х гг. Щукина), приобрел «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане (ГМИИ). Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. Его декорация к Кармен очень понравилась». После революции и до своей кончины Остроухов был хранителем собственного музея.
В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства. В картине конкретность, непосредственность этюда уходят.
Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. Первоначально его увлекали естественные науки.
Собрал уникальную коллекцию древнерусского искусства (иконоптсь 14-17 вв. ). В конце жизни писал уже пейзажи по памяти. Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. После этой работы он попробовал сделать копию с одной из картин Поленова. Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи. Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова.
и уникальная подборка древнерусских икон. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве.
К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. Остроухов уже добивается успеха. Ведь понимание собственных возможностей, определенно, обязывает к их реализации. Пополнение музея снова пошло планомерно.
В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Картина «Золотая осень» экспонировалась на пятнадцатой выставке передвижников, второй по счету, на которой участвовал художник. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города. Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению. В картине нет рассказа.
Учился самостоятельно, пользовался советами АА. П. М. Третьяков считал Сиверко лучшим пейзажем своей галереи.
Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. Его декорация к Кармен очень понравилась»4. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху.
К двадцати годам, получив прекрасное образование, молодой человек знал три иностранных языка, серьезно интересовался многими вопросами естествознания, профессионально играл на рояле. Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием.
Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы. С 1906 г. – д. чл. перечень). В середине 1880-х гг. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов.
У него хранились прекрасные образцы живописи XIII в., в то время чрезвычайно редко встречавшиеся в коллекциях, но подлинные шедевры остроуховского собрания относились к концу XIV-XV вв.
Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. В1898 году, при посредничестве жившего в Париже И. И. Щукина (брата С. И. «Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями.
Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Поэтичные картины Ильи Остроухова были лишены того напряжения и драматизма, который присутствовал в пейзажах Левитана, скорее, они написаны в мягкой, солнечной манере, свойственной импрессионистам. Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы. Остроухов постепенно отходит от практической живописи. После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа.
Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений – знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами.
В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова. Он начал собирать произведения искусства с 1882 года, предпочитая этюды картинам.
Его картины Золотая осень (1886-87), Первая зелень (1887-88) -пейзажи настроения, как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия. Река с ее невысокими берегами как бы уходит за картину, рамки пейзажа мысленно раздвигаются. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Под его руководством Остроухов скопировал и пейзаж любимого им Поленова, который он выбрал сам в мастерской художника. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик.
Киселев долго не соглашался давать уроки по подобной системе, не видя толка в таких занятиях. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев. Остроухова Сиверко (1890) является шедевром русской пейзажной живописи.
Это была копия пейзажа Л. Л. Академии художеств. Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы. Много полезных советов ему порекомендовал Серов. Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал.
Он расценивал это приобретение как лучший пейзаж галереи. Члены коллегии отметили, что Остроухов, несмотря на национализацию своего собрания, продолжал пополнять его. Русская часть собрания (живопись акварели, рисунки 237., более 100 икон и 600 предметов церковной утвари) перешла в Третьяковскую галерею, откуда часть работ была передана в провинциальные музеи. С 1905 по 1913 гг. «Ранней весной» – это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа.
Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь. 1880-е гг. Далее последовали свои этюды, выполненные на пленэре. Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение. Его картины Золотая осень (1886-87), Первая зелень (1887-88) -пейзажи настроения, как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия. Однажды оказавшаяся в его руках кисть стала инструментом создания истинных шедевров.
Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания. Продавал свои картины П. М. Третьякову, был его другом и советчиком. Учился под руководством И. Е. Репина, П. П. Чистякова и других. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения». В последующих этюдах Остроухов создавал образ натурного мотива идя теперь уже от светового пятна, а не от четкого абриса формы, находил наиболее точно выражающую состояние колористическую гамму. Должность эта считалась выборной – кандидатов утверждала Государственная дума.
Речь идет о Золотой осени (1886—1887) с ее неповторимым передним планом и Первой зелени (1888), возвещающей необратимый приход нового времени года. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей – такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко».
Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова.
Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. А далее И. С.
И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом.
Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году. было подлинным откровением. Очерки понравились, понравился и юный автор.
В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Однако со второй половины 1890-х гг. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. Кроме Остроухова, музеем управляли В. А. Серов, А. П. Боткина – дочь Третьякова, пожизненный член совета известный коллекционер И. Е. Цветков и В. М. Голицын. Молодой художник был замечен критиками. Природа России стала главной темой и его живописных работ. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил.
Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. Остроухов как бы все сказал. Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере.
И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. Открытая яркая зелень листьев и травы переходит в более жухлый коричневато-зеленоватый тон берегов реки, цвет воды еще более холодный голубоватый и, наконец, лес третьего плана кажется легкой, светлой, почти растворяющейся вдали массой. К началу революции у него самого огромное собрание древнерусских икон, замечательных картин русских художников XVIII—XIX веков. Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета.
Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом.
представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова – пейзаж «Сиверко». С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею.
На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ». Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики.
По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. Наиболее известна картина Сиверко (1890). Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой. Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год.
Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье. Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Картины Ильи Остроухова «Первая зелень», «Ранняя весна, «Золотая осень», «Осенний пейзаж», «В Абрамцевском парке» и другие прекрасно передают прелесть и неповторимость русской природы, неизменно вызывают ответный отклик чувств зрителя. Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину.
Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. В библиотеку Остроухова допускались немногие. Оно бледное, серовато-голубое. Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам. Фигуры людей придают пейзажу динамичность. Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах.
Остроухов собирал живопись ради живописи. Был членом Совета Третьяковской галереи (1899-1918), ее попечителем (1905-1913). В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др.
Лучшие работы Остроухова – пейзажи изображающие среднюю полосу России (Золотая осень, 1886-87, Сиверко, 1890, – оба в ГТГ), по эмоциональному строю близки пейзажам настроения И. И. Левитана. Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи. Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» – эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. Остроухов уже добивается успеха.
Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. Западноевропейская часть коллекции (ок. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. С 1886 г. – экспонент, в 1891-1903 гг. В 1927 году вновь возникает угроза переноса коллекции, однако музей удается отстоять.
Государственная дума неоднократно занималась делами совета. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. В настоящее время картина по-прежнему хранится в Третьяковской галерее. П. М. Третьяков считал Сиверко лучшим пейзажем своей галереи. В коллекции Остроухова хранились и иконы XVII в., особенно разнообразны и многочисленны были работы строгановской школы.
Остроухова, русская часть которого затем вошла в фонды Государственной Третьяковской галереи. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Талант живописца этот мастер кисти и холста реализовал безукоризненно. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина.
Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. Все детали пейзажа объединены светом и воздухом. Вскоре Остроухов почти совсем оставил занятия живописью. был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова.
А. Серов). Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу.
Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Савва Иванович и его жена Елизавета Григорьевна не были ни художниками, ни критиками искусства, но их значение для развития московской живописи второй половины ХIХ в. трудно переоценить. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». И. С.
Саввинская слобода». Ему повезло родиться в благополучной купеческой семье. художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды. Первой западной картиной в собрании стал купленный в 1887 году пейзаж А. Ахенбаха. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве.
Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы. Как вы думаете, быть наделенным талантом – это счастье или наказание свыше. Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля.
Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище. Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России. Именно воплотившие подобное в жизнь люди и вошли в историю человечества. Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. Третьякова галереи.
В научном подходе русских ученых к иконе было в то время некоторое сомнение в существовании иконописи как живописи. и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова. Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко».
Остроухов был избран членом совета попечителей галереи.
С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. А в двадцать один год Илья Остроухов впервые взял в руки кисти и увлекся живописью. И это ему удалось. Изображен поворот реки с песчаным обрывистым берегом, полоса леса вдали, бегущие по небу ряды серых, низких облаков и рябь на воде от резких порывов холодного ветра. Новый мотив, высокая степень обобщенности, неожиданно мощное выражение чувств, поднимающихся в душе человека от соприкосновения с живыми силами природы, – все это сделало картину Остроухова значительным явлением в живописи конца XIX столетия.
Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки. Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой.
Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. Создает он также и собственную замечательную коллекцию, в которой были прекрасные по художественному уровню картины русских художников XVIII и XIX вв.
Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Родился в Москве в семье крупного предпринимателя. Со второй половины 1890-х гг. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова.
время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники. В его случае можно употребить общеизвестную фразу талантливый человек талантлив во всем.
В этюдах конца 1890-х гг. Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. Пейзажи Ильи Семеновича, по мнению экспертов, могли соперничать с творениями Левитана. Участник Абрамцевского художественного кружка. Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование.
На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето. После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. К сожалению, музей не сохранился.