Остроухов Илья Семенович картины писал с любовью к первозданной, не тронутой рукой человека природе. Картины Ильи Семеновича Остроухова изображают и другие времена года.
Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров.
Его картины Золотая осень (1886-87), Первая зелень (1887-88) -пейзажи настроения, как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия. И. С. Остроухова, в котором он остался пожизненным хранителем. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. Илья Семенович Остроухов на путь художественной деятельности вступил далеко не сразу. А. Серов).
Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят. По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем.
В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле.
отошел от регулярных занятий живописью, посвятив себя общественной деятельности. Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо. Картина «Сиверко» (1890) стала наиболее известной. Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ.
С 1886 г. – экспонент, в 1891-1903 гг. С середины 1890-х гг. рПЪДОЕЕ УПУФБЧЙМ ХОЙЛБМШОХА ЛПММЕЛГЙА (Ч ПУОПЧОПН ДТЕЧОЕТХУУЛПК ЦЙЧПРЙУЙ), Ч ОЕЛПФПТЩИ ТБЪДЕМБИ РП ЛБЮЕУФЧХ РТЕДУФБЧМЕООЩИ ЪДЕУШ НПУЛПЧУЛЙИ Й ОПЧЗПТПДУЛЙИ ЙЛПО 14-15 ЧЧ.
Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Щукина), приобрел «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане (ГМИИ). Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова – пейзаж «Сиверко». хНЕТ пУФТПХИПЧ Ч нПУЛЧЕ 8 ЙАМС 1929. Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг.
Чистякова, в 1886 г. был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Киселев, И. Е. две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова. Участник Абрамцевского художественного кружка. Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал.
и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Художник углубил пространство, введя в пейзаж тропинку, уходящую к третьему плану, высветленному и написанному более обобщенно. Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях.
«Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства.
Картина «Золотая осень» экспонировалась на пятнадцатой выставке передвижников, второй по счету, на которой участвовал художник. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля – «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. ч ОБЮБМЕ 20 Ч. ТХЛПЧПДЙМ ТЕНПОФПН ЬФПЗП НХЪЕС Й ТЕУФБЧТБГЙЕК ЛБТФЙО, ЧЩРХУФЙМ ТПУЛПЫОПЕ ДМС УЧПЕЗП ЧТЕНЕОЙ ЙЪДБОЙЕ нПУЛПЧУЛБС ЗПТПДУЛБС ИХДПЦЕУФЧЕООБС ЗБМЕТЕС р. Й у. фТЕФШСЛПЧЩИ, УОБВДЙЧ ЕЗП УПВУФЧЕООЩНЙ ЛПННЕОФБТЙСНЙ (ЧЩИПДЙМП ПФДЕМШОЩНЙ ЧЩРХУЛБНЙ Ч 1901-1909). И из битков жил не блызжет. Русская часть собрания (живопись акварели, рисунки 237., более 100 икон и 600 предметов церковной утвари) перешла в Третьяковскую галерею, откуда часть работ была передана в провинциальные музеи. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. С 1906 г. – д. чл. Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями.
На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». и уникальная подборка древнерусских икон. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи.
«Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. Основная тема творчества Остроухова151 пейзаж средней полосы России («Золотая осень», 188615187, «Первая зелень», 188715188, «Сиверко», 1890, все151 в ГТГ). Первой западной картиной в собрании стал купленный в 1887 году пейзаж А. Ахенбаха. фБЛПЧ ЕЗП ЫЕДЕЧТ уЙЧЕТЛП (1890, фТЕФШСЛПЧУЛБС ЗБМЕТЕС), ЙЪПВТБЦБАЭЙК ЙЪМХЮЙОХ нПУЛЧБ-ТЕЛЙ Ч ЧЕФТЕОЩК МЕФОЙК ДЕОШ.
Все работы Остроухова 1880-х гг. Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище. Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета.
Кроме того в данном собрании было около 100 предметов декоративно-прикладного искусства из Греции, Рима, Древнего Египта, Японии и Китая. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. и уникальная подборка древнерусских икон. В библиотеку Остроухова допускались немногие. Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России. Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись.
Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Обучался в Московской практической академии коммерческих наук. Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. Репин, П. П. И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города.
В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Живописи учился частным образом у А. А. Киселёва, И. Е. Репина, П. П. Чистякова. Другие московские собиратели уже не помышляли не то что равняться на Остроухова, но и переступить дорогу – перехватить у него ту или иную покупку. Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы. тПДЙМУС Ч нПУЛЧЕ 20 ЙАМС (1 БЧЗХУФБ) 1858 Ч УЕНШЕ ЛТХРОПЗП РТЕДРТЙОЙНБФЕМС. П. М. Третьяков считал «Сиверко» лучшим пейзажем своей галереи. Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко».
Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором в 1880-хгг. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере. было подлинным откровением. Такие демарши жестоко карались. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева, А. К.
Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков. Работал в Торговом доме Боткиных.
Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. рПМШЪПЧБМУС ФБЛЦЕ УПЧЕФБНЙ й. е. тЕРЙОБ, ч. д. рПМЕОПЧБ, ч. б. уЕТПЧБ. Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми). Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма.
В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения». Учился под руководством И. Е. Репина, П. П. Чистякова и других. и уникальная подборка древнерусских икон. Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь.
Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». Зимой 1882-1883 гг. В эти годы Остроухов вновь обратился к творчеству, к живописи, которой долгое время не мог заниматься, будучи захвачен собирательской и общественной деятельностью. Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой. Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений – знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами.
После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году.
Наиболее известна картина «Сиверко» (1890). Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта.
Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. Наиболее многочисленны в коллекции И. С. Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием. учился у П. П. Чистякова в Петербурге.
Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки. Его декорация к Кармен очень понравилась». Его декорация к Кармен очень понравилась»4.
Почти все его время занимало коллекционирование. Создает, подобно Левитану, «пейзажи настроения», на которых присутствует красота жизни, но без меланхолии («Золотая осень», 1886-1887 «Первая зелень», 1887-1888). Фигуры людей придают пейзажу динамичность.
Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной. И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника. Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова.
Он почти совсем оставляет живопись, увлекшись собирательством. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Вразделе западноевропейской живописи выделялись работы мастеров импрессионизма (Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане) и А. Матисса.
Чудачества Ильи Семёновича – как полезные, так и не очень – множились, что привело в конечном счёте к его смене на посту главы галереи Игорем Грабарём, уравновешенным искусствоведом и таким же художником. Остроухов уже добивается успеха. (рПУМЕ ЕЗП УНЕТФЙ нХЪЕК ЙЛПОПРЙУЙ Й ЦЙЧПРЙУЙ ЙНЕОЙ й. у. пУФТПХИПЧБ ВЩМ ТБУЖПТНЙТПЧБО: ПУОПЧОБС ЮБУФШ ВЩМБ РЕТЕДБОБ Ч фТЕФШСЛПЧУЛХА ЗБМЕТЕА, ПФДЕМШОЩЕ ЧЕЭЙ – Ч нХЪЕК-ХУБДШВХ ч. д. рПМЕОПЧБ Й тХУУЛЙК НХЪЕК. ) лБЛ ИХДПЦОЙЛ Ч РПЪДОЙЕ ЗПДЩ РЙУБМ Ч ПУОПЧОПН ХЦЕ ОЕ ОБ РМЕОЬТЕ, Б РП РБНСФЙ, ЙУРПМШЪХС УФБТЩЕ ЬФАДЩ. В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа. С 1899 по 1903 и с 1905 по 1913 годы Остроухов был председателем Совета по управлению (попечителем) Городской художественной галереи братьев Третьяковых.
Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Саввинская слобода». Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко». Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг.
Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. В лесу тишина. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Все детали пейзажа объединены светом и воздухом.
П. М. Третьяков считал Сиверко лучшим пейзажем своей галереи. И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень».
Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись. Был членом Совета Третьяковской галереи (1899-1918), ее попечителем (1905-1913). Из купеческой семьи. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание).
Молодой художник был замечен критиками. И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. Остроухов начал работать в студии крупнейшего педагога, профессора Академии художеств Павла Петровича Чистякова. Остроухов уже добивается успеха.
В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Став после смерти Павла Михайловича её попечителем, он ввёл в экспозицию иконописный раздел, а для пущей убедительности того факта, что галерея в том числе и хранительница древнерусского искусства, скрыл дом в Лаврушинском за кокошным фасадом в стиле рюсс. Однако время от времени кто-то из новых пытался экспроприировать особняк со всем содержимым. Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Начинал работать самостоятельно, пользуясь советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в 1880-х гг.
Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы. Новый мотив, высокая степень обобщенности, неожиданно мощное выражение чувств, поднимающихся в душе человека от соприкосновения с живыми силами природы, – все это сделало картину Остроухова значительным явлением в живописи конца XIX столетия. лБЛ ЧЩДБАЭЙКУС ЪОБФПЛ ДТЕЧОЕТХУУЛПЗП ЙУЛХУУФЧБ ЧИПДЙМ Ч ЛПНЙУУЙЙ РП ТЕУФБЧТБГЙЙ УПВПТПЧ лТЕНМС Й ДТХЗЙИ УТЕДОЕЧЕЛПЧЩИ РБНСФОЙЛПЧ.
К 1917 году в коллекции у Остроухова находилось: 117 икон: свыше 600 предметов церковной утвари: панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура 237 произведений русских художников около 40 произведений западноевропейских художников около 20 различных скульптур. Он начал собирать произведения искусства с 1882 года, предпочитая этюды картинам. Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина.
Этюды Остроухова обычно настолько крепко построены и продуманы, что по ним можно с уверенностью судить о методе работы художника над пейзажем. Талант в сочетании с упорством, работоспособностью сделали его в короткое время одним из ведущих пейзажистов России. Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи.
В благодарность за московский прием он получил в 1912 году от Матисса в подарок «Этюд обнаженной женщины» (ГЭ). В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства. На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ».
Их листва – желтовато-зеленоватая. В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства. Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве.
Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье. Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой. Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова.
– выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы. Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России. Лучшие работы Остроухова – пейзажи изображающие среднюю полосу России (Золотая осень, 1886-87, Сиверко, 1890, – оба в ГТГ), по эмоциональному строю близки пейзажам настроения И. И. Левитана. Прекрасно образованный, владевший тремя иностранными языками, увлекавшийся оперой, театром и хорошо игравший на рояле, вечерами Остроухов был незаменим. Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса. В его собственной коллекции были собраны прекрасные по художественному уровню полотна русских художников XVIII и XIX вв.
Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи. Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине. Академии художеств. Купил длянь. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху.
«Ранней весной» – это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы».
Это было худшее время за всю историю музея. Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов. А летом 1887 года он посетил Италию вместе с В. А. Серовым и братьями М. А. и Ю. А. Мамонтовыми из поездки были привезены этюды Венеции. Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. Служил в Торговом доме Боткиных.
вЩМ ЮМЕОПН фПЧБТЙЭЕУФЧБ РЕТЕДЧЙЦОЙЛПЧ Й уПАЪБ ТХУУЛЙИ ИХДПЦОЙЛПЧ. Остроухов как бы все сказал. Друг П. М. Третьякова.
Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. К 1917 в собрание Остроухова входили: 117икон, многочисленные предметы церковной утвари (свыше 600 панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура) акварели и рисунки русских художников, живописные произведения русских мастеров (237) около 40 работ западноевропейских художников около 20 скульптур а также предметы декоративно-прикладного искусства (около 100) из Древнего Египта, Греции, Рима, Японии и Китая. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж.
со временем оно пополнилось произведениями В. А. Серова, И. И. Левитана, М. А. Киселёва, И. Е. Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» – эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. В1918 частный музей был национализирован, Остроухов назначен пожизненным хранителем, а сам особняк стал филиалом Третьяковской галереи и с 1920 получил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова». С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым.
На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. С1891 член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903151 Союза русских художников, с 1906 действительный член петербургской Академии художеств. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Продолжения не было. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики.
С 1905 года член-корреспондент, с 1906 года – действительный член Императорского Московского археологического общества. Наиболее известна картина Сиверко (1890). Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре.
ч 1905-1913 ЧИПДЙМ Ч УПЧЕФ РПРЕЮЙФЕМЕК фТЕФШСЛПЧУЛПК ЗБМЕТЕЙ. В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик.
Саввинская слобода». В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию.
Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля. И. С. ч 1871 ВЩМ ПФДБО Ч бЛБДЕНЙА ЛПННЕТЮЕУЛЙИ ОБХЛ (РТЕДРПМБЗБМПУШ, ЮФП Л ОЕНХ УП ЧТЕНЕОЕН РЕТЕКДЕФ ХРТБЧМЕОЙЕ ДЕМБНЙ ПФГБ). К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал. В середине 1880-х гг.
После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. 1880-е гг. Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова.
Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Познакомившись в Париже осенью 1911 года с Анри Матиссом, Остроухов уделил ему много времени, когда тот в октябре – ноябре 1911 года приехал в Москву (при этом к искусству Матисса он относился крайне негативно, но ценил его как личность) Именно он познакомил художника с древнерусской иконописью, собирательством которой увлекся в 1909 году (см. Остроухов Илья Семёнович (1858-1929), русский художник и художественный деятель. Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники.
Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана. Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств.
Ему исполнился тогда двадцать один год и он пока только мечтал о живописи, но стал уже полноправным членом кружка. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина.
В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. Ублать. Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд.
Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом.
Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах. Нет, не уступает. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Остроухова». В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил.
40 живописи и графики и ок. В1898 году, при посредничестве жившего в Париже И. И. Щукина (брата С. И. Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Должность эта считалась выборной – кандидатов утверждала Государственная дума. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой».
В библиотеку Остроухова допускались немногие. Осенью 1886 года начал заниматься в классе В. Е. Маковского в Училище живописи, ваяния и зодчества. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование. Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым.
Саврасова. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Однако со второй половины 1890-х гг. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд».
Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи. Остроухов занимается живописью заметно меньше, чем ранее, всецело отдавшись захватившей его страсти – коллекционированию картин. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России».
На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи. Толгует подделками.
Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году.
Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Остроухов вел активную общественную деятельность. И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», – начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). В середине 1880-х гг.
Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухов собирал иконы, живопись. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины – середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова.
Остроухов был избран членом совета попечителей галереи. Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника. От камерных мотивов начального периода (Первая зелень, 1886 Золотая осень, 1887, обе – в ГТГ) перешел к обобщающим пейзажам-картинам эпического характера (Сиверко, 1890, ГТГ).
Репина, брал уроки у П. П. Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова. В этюдах конца 1890-х гг.
Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение. Остроухов Илья Семёнович (1858, Москва151 1929, там же), художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея. Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали.
Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Черногубова. уТЕДЙ ЕЗП ИБТБЛФЕТОЩИ ЧЕЭЕК – ъПМПФБС ПУЕОШ (1886-1887), рЕТЧБС ЪЕМЕОШ (1887 ПВЕ – ФБН ЦЕ), лХРБЧЩ ОБ РТХДХ (1892, лБТФЙООБС ЗБМЕТЕС, рЕТНШ), вЕТЕЗ ТЕЛЙ (1895, тХУУЛЙК НХЪЕК).
Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Вобщей сложности в фондах музея Остроухова насчитывалось около 2тыс.
Первоначально его увлекали естественные науки. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). оЕ ТБЪ ЧЩЕЪЦБМ Ч ъБРБДОХА еЧТПРХ, ЦЙМ РТЕЙНХЭЕУФЧЕООП Ч нПУЛЧЕ.
В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа. Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. Сгибается под мощью ветра трава переднего плана, плывут по небу облака, вторят движению травы кроны деревьев, темными силуэтами рисующиеся на фоне холодного сероватого неба. время наиболее интенсивной творческой деятельности художника.
Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. Остроухов собирал живопись ради живописи. В коллекции Остроухова были представлены бесценные образцы новгородской, московской, ярославской, строгановской, византийской иконописных школ. И. С. Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова.
Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы – наверху. Именно в это время он познакомился с юным Валентином Александровичем Серовым, который уже тогда поражал окружающих своей работоспособностью, серьезностью и не по-юношески зрелым талантом. Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова. Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова.
Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи. Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам. В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. Вколлекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил.
А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба. Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы. Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев. Последней Остроухов был недоволен и в течение двух лет перерабатывал в конце 1887 года она была представлена на 7-й выставке МОЛХ.
Тем не менее, картина не несет на себе печати подражания. – бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище. В 1927 году вновь возникает угроза переноса коллекции, однако музей удается отстоять. рТПДБЧБМ УЧПЙ ЛБТФЙОЩ р. н. фТЕФШСЛПЧХ, ВЩМ ЕЗП ДТХЗПН Й УПЧЕФЮЙЛПН.
Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей – такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко». Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта.
После кончины своего племянника, Н. С. Третьякова (1857 – 1896) П. М. Третьяков избрал Остроухова своим преемником. В18981511903 член Совета и фактический руководитель Третьяковской галереи, в 190515113 попечитель Третьяковской галереи. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. Этюд строится на сочетании двух масс, разделенных четкой линией горизонта земли и неба. Его декорация к Кармен очень понравилась».
Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах. Чистяков. Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна».
Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков. художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды. С 1905 по 1913 гг.
В 1918 г. назначен пожизненным хранителем Музея иконописи и живописи им. Оно бледное, серовато-голубое. Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903).
По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж – «Золотая осень». Однако основная масса коллекций в России представляла обыкновенно странную смесь превосходных произведений искусства с никому ненужными предметами, свидетельствуя о наивности или безвкусии их владельцев.
В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Похоронен Остроухов на Даниловском кладбище. Прежде всего, темой, новым, свежим подходом к изображению русской природы, тонкостью цветовой гаммы.
Врубеля, Репина русская школа первой половины151 середины XIXв. Пополнение музея снова пошло планомерно. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников – 330, рисунков русских художников – 550». Очерки понравились, понравился и юный автор.
еЗП УПВЙТБФЕМШУФЧП ОПУЙМП УРЕТЧБ ЕУФЕУФЧЕООПОБХЮОЩК ИБТБЛФЕТ. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. перечень). Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей.
Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Саввинская слобода». Государственная дума неоднократно занималась делами совета. Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей.
Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. ОЕ ЙНЕЧЫХА УЕВЕ ТБЧОЩИ.
Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». После смерти П. М. Третьякова стал членом совета попечителей галереи.
Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье. В 1889 году И. С. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». В картине нет рассказа.
Со второй половины 1890-х гг. Учился самостоятельно, пользовался советами АА. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность.
Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» – гордость собрания Остроухова.
произведений. Изображен поворот реки с песчаным обрывистым берегом, полоса леса вдали, бегущие по небу ряды серых, низких облаков и рябь на воде от резких порывов холодного ветра. П. П. Муратов «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова»).
Ни ветерка. Поначалу бестолково. Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем.
Остроухов пишет этюд свободно, уверенно, красота Венеции как бы заставила художника отрешиться от некоторой вялости излишне тщательной детализации и суховатости рисунка, свойственных его более ранним работам. Однако после смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Западноевропейская часть коллекции (ок. Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды.
Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом. Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке ( 17).