Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд».
Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса. Из купеческой семьи. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Сохраняя в картине пленэрную свежесть этюда, умел наделять сравнительно простые и неброские мотивы лирически-трепетной «душой».
Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. – бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище. Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам.
Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере. Оказал огромное влияние. Талант в сочетании с упорством, работоспособностью сделали его в короткое время одним из ведущих пейзажистов России. Почти все его время занимало коллекционирование. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Картина «Золотая осень» экспонировалась на пятнадцатой выставке передвижников, второй по счету, на которой участвовал художник.
Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Член Абрамцевского художественного кружка (с 1881). Его картины "Золотая осеньЗолотая осень.
Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину. В середине 1880-х гг. Ублать. Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы.
Друг П. М. Третьякова. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле.
Киселев, И. Е. и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). Мастер пейзажной живописи и рисунка. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н.
Среди его характерных вещей – Золотая осень (1886–1887), Первая зелень (1887 обе – там же), Купавы на пруду (1892, Картинная галерея, Пермь), Берег реки (1895, Русский музей). В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства.
Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины – середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. ). Илья Семенович Остроухов на путь художественной деятельности вступил далеко не сразу. Осенью 1886 года начал заниматься в классе В. Е. Маковского в Училище живописи, ваяния и зодчества. Высокая степень обобщенности, мощное выражение чувств, поднимающихся в душе человека от соприкосновения со стихией, – все это сделало картину Остроухова значительным явлением в живописи России конца XIX столетия.
Друг и советчик П. М. Третьякова, был в 1898-1903 гг. Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. Лучшие работы художника – пейзажи изображающие природу средней полосы России («Золотая осень», 1886-1887, «Первая зелень», 1887-1888 – оба в Третьяковской галерее). Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. и С. М. Третьяковых (1905–1913).
Поначалу бестолково. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Член Комиссии по устройству приюта для вдов и сирот русских художников в Москве. В отличие от Третьякова, Мамонтов едва ли не более картин и скульптуры полюбил людей их создающих. Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова.
две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Учился в московской Практической академии коммерческих наук (1870–1873). Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым.
Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. 1886 – 1887Холст, масло, 48, 2 x 66Государственная Третьяковская галерея" (1886-87), "Первая зеленьПервая зелень. Саввинская слобода». Член Совета (с 1899), председатель Совета и попечитель Городской художественной галереи братьев П. М.
В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. членом Совета и фактическим руководителем, а в 1905-1913 гг. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы – наверху.
В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах. Открытая яркая зелень листьев и травы переходит в более жухлый коричневато-зеленоватый тон берегов реки, цвет воды еще более холодный голубоватый и, наконец, лес третьего плана кажется легкой, светлой, почти растворяющейся вдали массой. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды.
Участник Абрамцевского художественного кружка. Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху. В середине 1880-х гг. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России».
Один из организаторов Московского литературно-художественного кружка, общества «Свободная эстетика» (1907–1910). Позднее составил уникальную коллекцию (в основном древнерусской живописи), в некоторых разделах по качеству представленных здесь московских и новгородских икон 14–15 вв. В начале 20 в. руководил ремонтом этого музея и реставрацией картин, выпустил роскошное для своего времени издание Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых, снабдив его собственными комментариями (выходило отдельными выпусками в 1901–1909). И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи. И. С. Со второй половины 1890-х гг.
В 1918 г. назначен пожизненным хранителем Музея иконописи и живописи им. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. произведений. Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России. Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми). Другие московские собиратели уже не помышляли не то что равняться на Остроухова, но и переступить дорогу – перехватить у него ту или иную покупку.
Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году. Основная тема творчества Остроухова151 пейзаж средней полосы России («Золотая осень», 188615187, «Первая зелень», 188715188, «Сиверко», 1890, все151 в ГТГ). Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова.
Остроухов собирал иконы, живопись. Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж.
В 1871 был отдан в Академию коммерческих наук (предполагалось, что к нему со временем перейдет управление делами отца). Был знаком с А. Матиссом. Гравер.
Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Остроухов Илья Семёнович (1858-1929), русский художник и художественный деятель. Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. Его собирательство носило сперва естественнонаучный характер. отошел от регулярных занятий живописью, посвятив себя общественной деятельности. была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева, А. К. Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки.
Его декорация к Кармен очень понравилась». По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. Остроухов уже добивается успеха.
Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова. Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки. Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко». Картина «Сиверко» (1890) стала наиболее известной. Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд. Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко.
был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. В 1911 вместе с С. И. Щукиным и И. А. Морозовым принимал Матисса в Москве. Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма. 1880-е гг.
Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. Учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. не имевшую себе равных. П. М. Третьяков считал Сиверко лучшим пейзажем своей галереи. Третьяков считал "СиверкоСиверко.
Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал. Нет, не уступает. Наиболее известна картина Сиверко (1890). Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» – гордость собрания Остроухова. От камерных мотивов начального периода (Первая зелень, 1886 Золотая осень, 1887, обе – в ГТГ) перешел к обобщающим пейзажам-картинам эпического характера (Сиверко, 1890, ГТГ). После окончания Академии жизнь юноши могла бы пойти по обычному для людей его сословия и состояния пути: работа на предприятии отца, потом собственное дело, если бы не знаменательное для Остроухова событие: в семнадцатилетнем возрасте он познакомился и сблизился с семьей известного в то время издателя и владельца типографии А. И. Мамонтова.
Не раз выезжал в Западную Европу, жил преимущественно в Москве. В 1889 году И. С. Чистякова. Действительный член Императорского археологического общества (с 1887), член Англо-русского литературного общества (1894–1917), Московского архитектурного общества (1905), Всероссийского союза деятелей изящных искусств (1906).
Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ». Первоначально его увлекали естественные науки.
Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи. С конца 1880-х— организатор музыкальных вечеров в Абрамцево и доме В. Д. Поленова. Кроме занятий в гипсовом зале Академии, он посещал акварельные вечера Репина и занимался рисунком в школе Императорского общества поощрения художеств.
К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России».
Новый мотив, высокая степень обобщенности, неожиданно мощное выражение чувств, поднимающихся в душе человека от соприкосновения с живыми силами природы, – все это сделало картину Остроухова значительным явлением в живописи конца XIX столетия. время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье. Саврасова. Остроухов практически первым открыл России и миру красоту русских икон и положил начало серьезному интересу к ним среди коллекционеров.
Учился под руководством А. А. Киселева, И. Е. Репина, П. П. Чистякова. Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А. Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи. А. Серов).
представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова – пейзаж «Сиверко». В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь. Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей – такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко».
Однако, познакомившись с С. И. Мамонтовым и войдя в его «абрамцевский кружок», молодой Остроухов увлекся изобразительным искусством. Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и. Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению. В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень». Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И. С.
С 1906 г. – д. чл. Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо. Академии художеств. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук.
Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". 1888Холст, масло., 71 x 105Государственная Третьяковская галерея" (1887-88) – "пейзажи настроения", как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия. – выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы. Саввинская слобода». Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик.
Чистяков. Но в пейзажах Остроухова сохраняется устойчивость, четкость формы, свет не растворяет контуры предметов, они не теряют своей объемности, материальности.
Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. Зимой 1882-1883 гг. Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев. Вошел в число видных русских пейзажистов своего времени, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа настроения», близкого по духу живописи И. И. Левитана. Наиболее известна картина "СиверкоСиверко.
1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения». Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11.
Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Служил в Торговом доме Боткиных. Оформлял спектакли на домашней сцене в Абрамцево— по пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (по эскизам В. М. Васнецова), по пьесе С. И. Мамонтова «Хан Намык» (совместно с В. А. Серовым). со временем оно пополнилось произведениями В. А. Серова, И. И. Левитана, М. А. Членство в Товариществе давало возможность художнику выставляться на ежегодных выставках свободно, без предварительного обсуждения жюри.
Остроухов Илья Семёнович (1858, Москва151 1929, там же), художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея. Однако основная масса коллекций в России представляла обыкновенно странную смесь превосходных произведений искусства с никому ненужными предметами, свидетельствуя о наивности или безвкусии их владельцев. И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города.
Купил длянь. Родился 13 января 1831 года. Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями. И. С.
Ни ветерка. и А. М. Васнецовыми, П. М. Третьяковым и его семьей.
Очерки понравились, понравился и юный автор. Работал в Торговом доме Боткиных. В библиотеку Остроухова допускались немногие. Сначала работал самостоятельно, потом пользовался советами И. Е. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. Остроухов был избран членом совета попечителей галереи. Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах. Однако со второй половины 1890-х гг.
Пользовался советами А. А. Киселева (1880), В. Д. Поленова (1880-е), И. Е. Репина (1881–1882), И. И. Шишкина (1892). Это не мгновенно схваченный однозначный этюд, а сложное, богатое эмоциональным содержанием, обобщающее многие оттенки восприятия картинное изображение. Остроухова». было подлинным откровением. В юности увлекался естествознанием и собрал столь значительную коллекцию образцов флоры и фауны средней полосы России, что "о молодом натуралисте знали не только русские ученые, но и европейские" (В. А. Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем.
Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России. Должность эта считалась выборной – кандидатов утверждала Государственная дума. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова.
Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение. После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений – знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами. Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903). И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника.
Остроухов собирал живопись ради живописи. Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище. Репин, П. П. Помимо художественной, занимался активной общественной деятельностью. И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ.
В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. После смерти П. М. Третьякова стал членом совета попечителей галереи.
Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». (После его смерти Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова был расформирован: основная часть была передана в Третьяковскую галерею, отдельные вещи – в Музей-усадьбу В. Д. Поленова и Русский музей. ) Как художник в поздние годы писал в основном уже не на пленэре, а по памяти используя старые этюды. Толгует подделками. П. М. Третьяков считал «Сиверко» лучшим пейзажем своей галереи.
В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем.
В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Руководил в Академии художеств пейзажной мастерской. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик.
Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы. Академик. Такие демарши жестоко карались. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург.
В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Похоронен Остроухов на Даниловском кладбище. С1891 член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903151 Союза русских художников, с 1906 действительный член петербургской Академии художеств.
Его декорация к Кармен очень понравилась»4. Савва Иванович Мамонтов – купец, один из богатейших людей России, акционер железных дорог и банков. Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника. Остроухов вел активную общественную деятельность.
П. М. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке ( 17). В лесу тишина. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом.
Шишкина Шишкин Иван Иванович Великий русский художник. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве.
Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы. «Ранней весной» – это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. Он добился, чтобы каталог галереи был выпущен на английском, французском и немецком языках. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. В середине 1880-х гг. Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым. В 1917участвовал в работе Комиссии по осмотру повреждений памятников архитектуры в Москве (Кремль, собор Василия Блаженного).
российский художник и художественный деятель. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом»1. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания.
В библиотеку Остроухова допускались немногие. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». Пополнение музея снова пошло планомерно. Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства. В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного.
Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Кусок еще темного леса на заднем плане, два тонких светлых силуэта берез, подчеркивающих плотную массу леса и остатки подтаявшего снега на переднем плане – вот из чего строит композицию художник. Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. учился у П. П. Чистякова в Петербурге.
Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея" лучшим пейзажем своей галереи., И. И.
В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», – начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета. В 1905–1913 входил в совет попечителей Третьяковской галереи. В 1882–1883состоял вольнослушателем ИАХ, где занимался в мастерской П. П. Чистякова.
Был членом Совета Третьяковской галереи (1899-1918), ее попечителем (1905-1913). Вразделе западноевропейской живописи выделялись работы мастеров импрессионизма (Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане) и А. Матисса. На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова.
Фигуры людей придают пейзажу динамичность. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». В качестве консультанта участвовал в реставрации памятников архитектуры в Москве (Годуновский собор, Новодевичий монастырь, собор Василия Блаженного, Архангельский собор в Кремле), Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре, Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале.
Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование. Вобщей сложности в фондах музея Остроухова насчитывалось около 2тыс. При противоположности вкусов, которыми отличались большинство и меньшинство совета, пополнение галереи стало делом трудным и неопределенным.
В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова. В 1886 как вольнослушатель посещал МУЖВЗ, занимаясь у В. Е. Маковского. В 1884–1890был участником поленовских рисовальных вечеров и «керамических четвергов» в Москве. Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» – эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье. К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал.
В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве. Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России. К 1917 в собрание Остроухова входили: 117икон, многочисленные предметы церковной утвари (свыше 600 панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура) акварели и рисунки русских художников, живописные произведения русских мастеров (237) около 40 работ западноевропейских художников около 20 скульптур а также предметы декоративно-прикладного искусства (около 100) из Древнего Египта, Греции, Рима, Японии и Китая. Но потом его в 1929 году, больного и полуослепшего, как бывшего купца и чаеторговца, лишили избирательных прав. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию.
Однако после смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда. Вколлекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил.
Все работы Остроухова 1880-х гг. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Коллекция Остроухова в свое время была уникальной., в начале 1880-х гг. В 1885написал декорации к опере Ж. Бизе «Кармен» в Русской частной опере С. И. Мамонтова. «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок.
«Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Обучался в Московской практической академии коммерческих наук. Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». В 1890–1917— попечитель Петровско-Басманного городского начального училища.
Собрал собственную значительную коллекцию русской иконописи и живописи новейшего времени (в 1918 г. национализирована, хранителем оставался Остроухов, после его смерти передана в Третьяковскую галерею). И. С. Остроухова, в котором он остался пожизненным хранителем. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея" (1890).
Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Лучшие работы Остроухова – пейзажи изображающие среднюю полосу России (Золотая осень, 1886-87, Сиверко, 1890, – оба в ГТГ), по эмоциональному строю близки пейзажам настроения И. И. Левитана. попечителем Третьяковской галерее.
Врубеля, Репина русская школа первой половины151 середины XIXв. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. С середины 1890-х гг. Это было худшее время за всю историю музея. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание).
Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ. В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием. Живописи учился частным образом у А. А. Киселёва, И. Е. Репина, П. П. Чистякова.
Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. Среди его учеников, . Остроухов уже добивается успеха. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». Его картины Золотая осень (1886-87), Первая зелень (1887-88) -пейзажи настроения, как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия.
Его декорация к Кармен очень понравилась»4. Остроухов уже добивается успеха. Река с ее невысокими берегами как бы уходит за картину, рамки пейзажа мысленно раздвигаются. Киселёва, И. Е. и уникальная подборка древнерусских икон. В сложных случаях на Трубниковском созывался консилиум музейщиков и искусствоведов, которым предлагалось осмотреть картину и разделить заключение хозяина. и уникальная подборка древнерусских икон.
Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников – 330, рисунков русских художников – 550».
Остроухов происходил из очень богатой купеческой семьи, получил прекрасное образование, знал три иностранных языка играл на рояле. Действительный член петербургской Академии Художеств (1906).
Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков. Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья. С 1905 по 1913 гг. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Из богатой купеческой семьи.
Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей. Пользовался также советами И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. А. Серова. Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи.
Действительный член Академии художеств с 1903. Был членом «Товарищества передвижников» и «Союза русских художников».
Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова. Остроухов начал работать в студии крупнейшего педагога, профессора Академии художеств Павла Петровича Чистякова. Черногубова. Саввинская слобода». Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором в 1880-хгг.
Репина, брал уроки у П. П. Оно бледное, серовато-голубое. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля – «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903).
Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров. Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана.
Наиболее известна картина «Сиверко» (1890). Государственная дума неоднократно занималась делами совета. В1918 частный музей был национализирован, Остроухов назначен пожизненным хранителем, а сам особняк стал филиалом Третьяковской галереи и с 1920 получил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова».
В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 в семье крупного предпринимателя. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом. А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба. Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу.
Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной. Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино. Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой.
В этюдах конца 1890-х гг. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Его декорация к Кармен очень понравилась». Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой».
Тем не менее, картина не несет на себе печати подражания. Все детали пейзажа объединены светом и воздухом. Систематического художественного образования не получил. Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали.
Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят.
С 1901— гласный Московской городской думы. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. Наиболее многочисленны в коллекции И. С. Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова.
Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Его университетом культуры стал мамонтовский кружок в Абрамцево, где в утонченных артистических и театральных забавах на пленере в компании Поленова, Васнецова, Серова и того же Репина гранился и шлифовался его вкус. Осенью 1886 года начал заниматься в классе В. Е. Маковского в Училище живописи, ваяния и зодчества. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург.
Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля. Его центральное произведение – отличающийся широким обобщением образа, полный динамики и силы пейзаж «Сиверко» (1890, Третьяковская галерея), близкий своим эмоциональным строем «пейзажам настроения» И. И. Левитана. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году.
Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова. Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. Таков его шедевр Сиверко (1890, Третьяковская галерея) изображающий излучину Москва-реки в ветреный летний день. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта.
В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств. Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы. Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию.
С 1886 г. – экспонент, в 1891-1903 гг. Молодой художник был замечен критиками. Их листва – желтовато-зеленоватая. Начинал работать самостоятельно, пользуясь советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в 1880-х гг.
Этюд строится на сочетании двух масс, разделенных четкой линией горизонта земли и неба. Учился самостоятельно, пользовался советами АА. После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи.
Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко». Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды.
Создает, подобно Левитану, «пейзажи настроения», на которых присутствует красота жизни, но без меланхолии («Золотая осень», 1886-1887 «Первая зелень», 1887-1888). Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание).
В картине нет рассказа. Чистякова, в 1886 г. был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. И из битков жил не блызжет. Пока на один из дней рождения друзья не подарили ему икону его святого – Илью Пророка XV века. В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве.
В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Учился под руководством И. Е. Репина, П. П. Чистякова и других. две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П.
Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж – «Золотая осень». Служил в Торговом доме Боткиных. Продавал свои картины П. М. Третьякову, был его другом и советчиком.