Вышедший в июне 1921 года номер журнала «Среди коллекционеров» был целиком посвящен Илье Семеновичу Остроухову. Остроухов Илья Семенович картины писал с любовью к первозданной, не тронутой рукой человека природе. Картины Ильи Семеновича Остроухова изображают и другие времена года. Последние свои работы, как старый художник, Остроухов Илья Семенович создавал не на пленэре, а по памяти использую те образы и мгновенные образы, что остались в его воображении. Было поздновато для начала серьезной работы, но Остроухов Илья Семенович стал брать уроки у И. Репина.
Остроухов Илья Семенович – художник конца XIX и начала XX века. Остроухов, ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ (1858–1929), русский художник, мастер пейзажа, представитель импрессионизма, коллекционер. Остроухов Илья Семенович (1858-1929) родился в более чем состоятельной купеческой семье. Пейзаж Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень» вызывает поэтические чувства, желание любоваться красотой русской осени, вспоминать стихотворения, посвященные осени.
Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. учился у П. П. Чистякова в Петербурге. Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье.
Однако со второй половины 1890-х гг. Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы. было подлинным откровением. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Осроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. Среди его характерных вещей – Золотая осень (1886–1887), Первая зелень (1887 обе – там же), Купавы на пруду (1892, Картинная галерея, Пермь), Берег реки (1895, Русский музей). Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко». В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760).
Служил в Торговом доме Боткиных. Остроухов был избран членом совета попечителей галереи. В середине 1880-х гг. Остроухов Илья Семёнович (1858, Москва151 1929, там же), художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру.
Лучшие работы Остроухова – пейзажи изображающие среднюю полосу России (Золотая осень, 1886-87, Сиверко, 1890, – оба в ГТГ), по эмоциональному строю близки пейзажам настроения И. И. Левитана. не имевшую себе равных. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). П. П. Муратов «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова»). – выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Иванова, И. И.
Остроухов детально выписывает листья деревьев, стволы, сучья, траву переднего плана, уводит взгляд в глубину диагоналями берегов реки, пригорков оврагов. И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника. Учился под руководством А. А. Киселева, И. Е. Репина, П. П. Чистякова.
В 1871 был отдан в Академию коммерческих наук (предполагалось, что к нему со временем перейдет управление делами отца). В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков.
Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой. Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. Толстого, П. А. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники. Ни ветерка. Друг П. М. Третьякова.
В лесу тишина. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. Репин, П. П.
Остроухов уже добивается успеха. А летом 1887 года он посетил Италию вместе с В. А. Серовым и братьями М. А. и Ю. А. Мамонтовыми из поездки были привезены этюды Венеции. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко».
В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания. Его собирательство носило сперва естественнонаучный характер.
Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н. Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием. Наиболее многочисленны в коллекции И. С.
Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят. Пополнение музея снова пошло планомерно. Боткиной (смотри Боткины). В 1918 г. назначен пожизненным хранителем Музея иконописи и живописи им. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России».
Русская часть собрания (живопись акварели, рисунки 237., более 100 икон и 600 предметов церковной утвари) перешла в Третьяковскую галерею, откуда часть работ была передана в провинциальные музеи. В18981511902 входил в Комиссию Московского археологического общества по реставрации Смоленского собора Новодевичьего монастыря участвовал в работах по реставрации Архангельского, Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля, храма Василия Блаженного, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре. Врубеля, А. А. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь.
Инициировал ремонт и реконструкцию здания галереи, следил за реставрацией живописи один из авторов и редактор каталога «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых» (1901-1909 годы). К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. Друг Третьякова. Этюд, как и законченная картина, должен быть продуман и построен, свеж и тонок по цвету, непосредствен по настроению, что давалось только длительной, вдумчивой работой на пленэре. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения».
произведений. Учился самостоятельно, пользовался советами АА. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Пользовался также советами И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. А. Серова.
В 1889 годуженился на Н. П. В этюдах конца 1890-х гг.
В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Все это богатейшее и ценнейшее собрание иконописи проявилось в полном своеобразии и совершенстве именно благодаря усилиям Остроухова. В середине 1880-х гг. От камерных мотивов начального периода (Первая зелень, 1886 Золотая осень, 1887, обе – в ГТГ) перешел к обобщающим пейзажам-картинам эпического характера (Сиверко, 1890, ГТГ). Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Продавал свои картины П. М. Третьякову, был его другом и советчиком. Фигуры людей придают пейзажу динамичность.
Очерки понравились, понравился и юный автор. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Толгует подделками.
Путешествовал по странам Европы (в том числе с В. А. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. Остроухова». 40 живописи и графики и ок.
Должность эта считалась выборной – кандидатов утверждала Государственная дума. И. С.
Мамонтовым в 1874 году, начал заниматься живописью – брал уроки у А. А. Его картины "Золотая осень" (1886-87), "Первая зелень" (1887-88) -"пейзажи настроения", как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия. и уникальная подборка древнерусских икон.
При Остроухове была приведена в порядок и открыта для всех желающих библиотека при галерее. Участник Абрамцевского художественного кружка. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. После смерти Остроухова музей был закрыт, основная часть коллекции передана в ГТГ, также в ГРМ, ГМИИ, Музей нового западного искусства, Музей-заповедник «Поленово» обширное собрание книг передано в РГБ и научную библиотеку ГТГ. Саввинская слобода».
Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. Познакомившись в Париже осенью 1911 года с Анри Матиссом, Остроухов уделил ему много времени, когда тот в октябре – ноябре 1911 года приехал в Москву (при этом к искусству Матисса он относился крайне негативно, но ценил его как личность) Именно он познакомил художника с древнерусской иконописью, собирательством которой увлекся в 1909 году (см. Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов. Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем.
Академии художеств. Поленова, И. Е. Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей – такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко». Этюд строится на сочетании двух масс, разделенных четкой линией горизонта земли и неба. Основная тема творчества Остроухова151 пейзаж средней полосы России («Золотая осень», 188615187, «Первая зелень», 188715188, «Сиверко», 1890, все151 в ГТГ).
В 1927 году вновь возникает угроза переноса коллекции, однако музей удается отстоять. С 1906 г. – д. чл. Создает, подобно Левитану, «пейзажи настроения», на которых присутствует красота жизни, но без меланхолии («Золотая осень», 1886-1887 «Первая зелень», 1887-1888).
Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам. Начинал работать самостоятельно, пользуясь советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в 1880-х гг. И. С. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой».
Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи.
Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). К 1917 в собрание Остроухова входили: 117икон, многочисленные предметы церковной утвари (свыше 600 панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура) акварели и рисунки русских художников, живописные произведения русских мастеров (237) около 40 работ западноевропейских художников около 20 скульптур а также предметы декоративно-прикладного искусства (около 100) из Древнего Египта, Греции, Рима, Японии и Китая. Чистякова в Санкт-Петербурге (1882-1884 годы), пользовался советами В. Д. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве.
Киселёва (1880), посещал воскресные рисовальные вечера у И. Е. Был членом Совета Третьяковской галереи (1899-1918), ее попечителем (1905-1913). Его декорация к Кармен очень понравилась». Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд».
В последующих этюдах Остроухов создавал образ натурного мотива идя теперь уже от светового пятна, а не от четкого абриса формы, находил наиболее точно выражающую состояние колористическую гамму. В библиотеку Остроухова допускались немногие. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Зимой 1882-1883 гг. Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки.
Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. В декабре 1918 г. Постановление Совета Народных Комиссаров о коллекции Остроухова обсуждалось на коллегии по делам музеев и охране памятников искусства Наркомпроса.
Русская живопись первой половины – середины XIX века была представлена произведениями Васильева, Федотова, Саврасова. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. (После его смерти Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова был расформирован: основная часть была передана в Третьяковскую галерею, отдельные вещи – в Музей-усадьбу В. Д. Поленова и Русский музей. ) Как художник в поздние годы писал в основном уже не на пленэре, а по памяти используя старые этюды. Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» – эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину.
Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом. В начале 20 в. руководил ремонтом этого музея и реставрацией картин, выпустил роскошное для своего времени издание Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых, снабдив его собственными комментариями (выходило отдельными выпусками в 1901–1909). Серовым и братьями М. А.
В 1905–1913 входил в совет попечителей Третьяковской галереи. Купил длянь. Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу.
Лучшие работы О. — пейзажи изображающие природу средней полосы России ("Золотая осень", 1886—87, "Первая зелень", 1887—88, — оба в Третьяковской галерее). Остроухов собирал живопись ради живописи. Репина (1881-1882 годы), частную мастерскую П. П. Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Экспонент (с 1886 года) и член ТПХВ (1891-1903 годы), член-учредитель СРХ (с 1903 года), член выставочной группы «36 художников» (1901-1903 годы), один из организаторов и член Московского литературно-художественного кружка (1899-1917 годы) и общества «Свободная эстетика» (1907-1910 годы).
Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями. Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова. и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова).
Остроухов начал работать в студии крупнейшего педагога, профессора Академии художеств Павла Петровича Чистякова. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Осенью 1886 года начал заниматься в классе В. Е. Маковского в Училище живописи, ваяния и зодчества.
В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. В 1906 году И. С. Остроухов был избран действительным членом Академии художеств. Сохраняя в картине пленэрную свежесть этюда, умел наделять сравнительно простые и неброские мотивы лирически-трепетной «душой».
Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей. И. С. Остроухова, в котором он остался пожизненным хранителем. Служил в Торговом доме Боткиных. Вобщей сложности в фондах музея Остроухова насчитывалось около 2тыс.
Вошел в число видных русских пейзажистов своего времени, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа настроения», близкого по духу живописи И. И. Левитана. Такие демарши жестоко карались. Познакомившись с С. И. Его декорация к Кармен очень понравилась»4. Обучался в Московской практической академии коммерческих наук.
В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Остроухова (с 1924 года на правах филиала ГТГ Остроухов оставался пожизненным хранителем музея).
Это было худшее время за всю историю музея. Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. – бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал.
Все детали пейзажа объединены светом и воздухом. Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной. Был членом «Товарищества передвижников» и «Союза русских художников». Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах. Федотова, С. Ф.
Серия этюдов, написанных Поленовым во время пребывания его на Востоке, поразила их необычайной для русской живописи свежестью, непосредственностью восприятия природы, богатством колористической гаммы, что было созвучно творческим поискам нового поколения пейзажистов. С 1905 по 1913 гг. Собрал собственную значительную коллекцию русской иконописи и живописи новейшего времени (в 1918 национализирована, хранителем оставался О., после его смерти передана в Третьяковскую галерею. ). Работал в Торговом доме Боткиных. С 1890 года частный музей Остроухова был открыт для свободного посещения (в 1905 году осуществил пристройки к дому, в 1914 году надстроил этаж для коллекции).
Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства. Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» – гордость собрания Остроухова. Чудачества Ильи Семёновича – как полезные, так и не очень – множились, что привело в конечном счёте к его смене на посту главы галереи Игорем Грабарём, уравновешенным искусствоведом и таким же художником. В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве. Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А.
А днем он мог наблюдать за работой художников, буквально проникаясь проблемами их творчества, удачами и неудачами. Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. В 1889 году после женитьбы на Надежде Петровне Боткиной оставил службу и посвятил себя художественному собирательству, составил крупную коллекцию русской и западноевропейской живописи икон, скульптур, мебели, старинной утвари, предметов прикладного искусства. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна».
перечень). Остроухов Илья Семенович, русский художник и художественный деятель. Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище.
В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Из купеческой семьи. Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина.
С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. Члены коллегии отметили, что Остроухов, несмотря на национализацию своего собрания, продолжал пополнять его.
В дальнейшем из-за болезни ноги, пейзажи он писал в мастерской по прежним этюдам: в 1921 году были созданы «Не дрожат листы» и «Березовая осень». И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи. Его центральное произведение — отличающийся широким обобщением образа, полный динамики и силы пейзаж "Сиверко" (1890, Третьяковская галерея), близкий своим эмоциональным строем "пейзажам настроения" И. И. Левитана.
И из битков жил не блызжет. В картине нет рассказа. время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. Таков его шедевр Сиверко (1890, Третьяковская галерея) изображающий излучину Москва-реки в ветреный летний день. Родился в купеческой семье.
Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». Остроухова – художника, собирателя искусствоведа, эксперта, общественного деятеля и чудака – знали в Москве все. В общей сложности в фондах музея Остроухова насчитывалось около 2 тысяч произведений. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев. Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова.
С 1886 г. – экспонент, в 1891-1903 гг. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова.
Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. Шишкина, был вольнослушателем МУЖВЗ (1886). Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем. Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени.
Серова, Ф. П. На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ». Левитана, В. Д. По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. Западноевропейская часть коллекции (ок.
Поначалу бестолково. Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903). С1891 член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903151 Союза русских художников, с 1906 действительный член петербургской Академии художеств. В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного. А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба. Именно в пейзажной живописи этого периода отразились итоги достижений художников предшествовавшего поколения, прокладывались пути для поисков искусства начала ХХ века.
Коллегия единогласно постановила предложить Остроухову быть пожизненным хранителем собранного им музея. Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова. Щедрина и других) и западноевропейской (произведения К. Коро, Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане, А. Матисса) живописи, также скульптуры, мебели, церковной утвари и другого.
Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой. Саввинская слобода». Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми). После кончины своего племянника, Н. С. Третьякова (1857 – 1896) П. М. Третьяков избрал Остроухова своим преемником. Это не мгновенно схваченный однозначный этюд, а сложное, богатое эмоциональным содержанием, обобщающее многие оттенки восприятия картинное изображение.
Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова. Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле. Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И. С. Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение. Вразделе западноевропейской живописи выделялись работы мастеров импрессионизма (Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане) и А. Матисса.
Остроухов Илья Семёнович (1858-1929), русский художник и художественный деятель. И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. С середины 1890-х гг. Жил в Москве, с середины 1870-х годов служил в торговом доме «Петра Боткина сыновья», вошёл в правление предприятия (до 1917 года пайщик Товарищества чайной торговли «Петра Боткина сыновья»). Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества.
Продолжения не было.
Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором в 1880-хгг. Молодой художник был замечен критиками. Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись. Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг.
В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд. Ублать. Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук (1873).
Дом Остроухова в Москве (Трубниковский переулок, 17) стал настоящим центром художественной и музыкальной жизни, здесь же размещались его ценнейшее собрание икон (включающее редчайшие византийские иконы) и коллекции руссской (работы М. А. И только в 1916 году, когда Остроухов две с половиной недели жил на даче Гучковых в Крыму, находящейся на территории нынешнего лагеря «Артек», он вернулся к живописи вернувшись в Москву он сообщал: «Я сделал шесть удачных этюдов, не выходя за пределы владения. и Ю. А. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России. В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства.
Щукина), приобрел «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане (ГМИИ). Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере. Наиболее известна картина "Сиверко" (1890).
После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы. В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства. «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок.
К 1917 году в собрание Остроухова входили: 117 икон, многочисленные предметы церковной утвари (свыше 600 панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура) акварели и рисунки русских художников, живописные произведения русских мастеров (237) около 40 работ западноевропейских художников около 20 скульптур а также предметы декоративно-прикладного искусства (около 100) из Древнего Египта, Греции, Рима, Японии и Китая. Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Мастер лирического пейзажа (преимущественно Подмосковья), сочетающего реалистическое видение натуры с приёмами пленэрной живописи испытал влияние символизма и модерна («В Абрамцевском парке», 1885, Историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» «Ранней весной», 1887 «Пруд», 1899 «Липы осенью», этюд, 1909, все – в ГТГ). Этому способствовала его женитьба в июле 1889 года на дочери богатого чаеторговца Н. П. Боткиной. Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды. Врубеля, Репина русская школа первой половины151 середины XIXв.
Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города.
Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров. Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. С 1880 участвовал в деятельности Абрамцевского художественного кружка.
Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. Коллекция Остроухова в свое время была уникальной.
Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков. Мамонтовыми по Италии в 1887 году).
Репина, брал уроки у П. П. Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым. Из купеческой семьи. На ней изображен поворот реки с песчаным обрывистым берегом, вдали полоса леса, небо заполняют ряды серых облаков, на воде – рябь от ветра. Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба.
Почти все его время занимало коллекционирование. Со второй половины 1890-х гг. Известный русский художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер икон, живописи, основатель частного художественного музея. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12.
Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. со временем оно пополнилось произведениями В. А. Серова, И. И. Левитана, М. А. С 1901 года гласный Московской городской думы. В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств. К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал.
1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903). Боткины принадлежали к числу богатейших семей России. В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи.
Он начал собирать произведения искусства с 1882 года, предпочитая этюды картинам. Киселев, И. Е.
представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова – пейзаж «Сиверко». 1880-е гг. Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи.
Киселёва, И. Е. Вершина творчества Остроухова – пейзаж «Сиверко» (1890, ГТГ), «удивительно верное и скромное изображение русской природы» (А. Н. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху. Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника.
Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году. В деятельности Остроухова как собирателя икон впервые чисто художественная точка зрения на древнерусскую живопись стала наиболее важной. Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета.
Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля. Саврасова. Поленова, И. И. Саврасова, В. А. Учился под руководством И. Е. Репина, П. П. Чистякова и других.
Остроухов, наоборот, часто даже подчеркивает контуры, чтобы таким образом точнее выразить пластическую структуру пейзажа. Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы. После женитьбы оставил работу и посвятил свою жизнь коллекционированию живописи: ему удалось собрать крупную коллекцию икон, скульптур, мебели, русской и западноевропейской живописи, старинной утвари, предметов прикладного искусства. В январе 1918 года на выставке Союза русских художников в Москве экспонировались его последние натурные пейзажи: «Крымский полдень» (1916), «Утро в Гурзуфе» (1916), «Слива-персик в цвету» (1917). Живописи учился частным образом у А. А. Киселёва, Репина, П. П. Чистякова.
В1918 частный музей был национализирован, Остроухов назначен пожизненным хранителем, а сам особняк стал филиалом Третьяковской галереи и с 1920 получил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова». Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. Государственная дума неоднократно занималась делами совета. Живописи учился частным образом у А. А. Киселёва, И. Е. Репина, П. П. Чистякова. Став после смерти Павла Михайловича её попечителем, он ввёл в экспозицию иконописный раздел, а для пущей убедительности того факта, что галерея в том числе и хранительница древнерусского искусства, скрыл дом в Лаврушинском за кокошным фасадом в стиле рюсс. Третьякова – член Совета (1898-1903 годы), затем попечитель (1905-1913 годы) Третьяковской галереи.
Родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 в семье крупного предпринимателя. «Ранней весной» – это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова.
Он сразу же отверг традиционный академический путь обучения: длительное рисование гипсовых слепков с античных статуй и бюстов углем и карандашом, тщательная работы акварелью и живописи с натуры масляными красками. Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. Основная тема творчества Остроухова – пейзаж средней полосы России (Золотая осень, 1886-1887, Первая зелень, 1887-1888, Сиверко, 1890, все – в ГТГ).
Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы. Черногубова. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж.
После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа. Нет, не уступает. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и. Остроухов как бы все сказал.
Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. Не раз выезжал в Западную Европу, жил преимущественно в Москве. Обязанности у членов совета галереи были сложные, хлопотные, отнимавшие время, но почетные и важные. Первой западной картиной в собрании стал купленный в 1887 году пейзаж А. Ахенбаха.
Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Остроухов собирал иконы, живопись. И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи. На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики.
После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. Чистякова, в 1886 г. был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Оно бледное, серовато-голубое. Ранние пейзажи Остроухова отличались простотой избранного им мотива, цветовой гармонией, свежестью пленэрной живописи и продуманностью композиции. Чистяков.
Однако после смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка».
и уникальная подборка древнерусских икон. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. В благодарность за московский прием он получил в 1912 году от Матисса в подарок «Этюд обнаженной женщины» (ГЭ).
Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. Позднее составил уникальную коллекцию (в основном древнерусской живописи), в некоторых разделах по качеству представленных здесь московских и новгородских икон 14–15 вв. Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья.
Значительная коллекция русской иконописи и новейшей живописи, принадлежавшая Остроухову, после его смерти передана в ГТГ. В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование. К 1917 году в коллекции у Остроухова находилось: 117 икон: свыше 600 предметов церковной утвари: панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура 237 произведений русских художников около 40 произведений западноевропейских художников около 20 различных скульптур.
В 1889 году И. С. Бенуа). Остроухов вел активную общественную деятельность. Картина «Сиверко» (1890) стала наиболее известной. В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень».
В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Похоронен Остроухов на Даниловском кладбище. Их листва – желтовато-зеленоватая. Советская власть, отнявшая у И. С. Остроухова всю коллекцию, не дала ни ему, ни его супруге достойно закончить свой жизненный путь.
Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма. Гласный Московской городской думы, попечитель Арнольдо-Третьяковского приюта для глухонемых. Вколлекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил.
Все работы Остроухова 1880-х гг. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. В1898 году, при посредничестве жившего в Париже И. И. Щукина (брата С. И.
На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Остроухов уже добивается успеха. была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева, А. К. Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России. Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса.
Действительный член Императорского археологического общества (с 1887 года), член Московсокого архит. ектурного общества (с 1905 года). Его декорация к Кармен очень понравилась». Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. С 1891 года член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903 года – Союза русских художников, с 1906 года действительный член петербургской Академии художеств.
В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. После смерти П. М. Третьякова стал членом совета попечителей галереи. отошел от регулярных занятий живописью, посвятив себя общественной деятельности.
«Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Однако, познакомившись с С. И. Мамонтовым и войдя в его «абрамцевский кружок», молодой Остроухов увлекся изобразительным искусством. Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье. Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи.
Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений – знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами. Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине.
Он почти совсем оставляет живопись, увлекшись собирательством. Первой картиной, появившейся в живописном собрании Остроухова, стало произведение Поленова Лодка, подаренный ему самим автором в середине 1880-х годов. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Действительный член петербургской АХ (1906). художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды.
Репина, А. К. Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа. С 1899 по 1903 и с 1905 по 1913 годы Остроухов был председателем Совета по управлению (попечителем) Городской художественной галереи братьев Третьяковых.