Остроухов Илья Семенович (1858-1929) родился в более чем состоятельной купеческой семье. Однажды, поздно вечером, когда приятели Остроухова уже собирались уходить, раздался звонок: «Вваливается в дверь вся в мокром снегу колоссальная фигура в шубе. Остроухов, ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ (1858–1929), русский художник, мастер пейзажа, представитель импрессионизма, коллекционер. Литература: МуратовП. П., Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова, М., 1914 его же, Об Остроухове, «Среди коллекционеров», 1921, 4 РусаковЮ., И. Остроухов, М. -Л., 1962.
Природа так щедро и разносторонне одарила И. С. Остроухова, что живопись оказалась лишь одним из этапов в его жизни. Тем не менее, фамилия Остроухов представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры. Остроухов скончался 8 июля 1929 года в Москве.
Пейзаж Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень» вызывает поэтические чувства, желание любоваться красотой русской осени, вспоминать стихотворения, посвященные осени. Деятельность И. С. Остроухова на почту попечителя Третьяковской галереи определила на долгие годы вперёд стратегию развития галереи, прежде всего в подходе к комплектованию и формированию коллекций. В 1891 году, после XIX выставки ТПХВ, на которой экспонировалась картина «Сиверко», Илья Семёнович Остроухов, вместе с другими десятью экспонентами10, был принят в Товарищество. Фамилия Остроухов образована от личного прозвища и относится к распространенному типу русских фамилий.
Илья Семёнович Остроухов родился 20 июля (1 августа) 1858 года в Москве в купеческой семье. В 1891 году, после XIX выставки ТПХВ, на которой экспонировалась картина «Сиверко», Илья Семёнович Остроухов, вместе с другими десятью экспонентами, был принят в Товарищество. В главном здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке сейчас демонстрируется графическая часть коллекции Ильи Семёновича Остроухова. Он впитывал и перерабатывал влияния столь различных по взглядам, характеру и живописному почерку мастеров, как Репин и Коровин, Врубель и Остроухов.
Остроухов уже добивается успеха. Картины Ильи Семеновича Остроухова изображают и другие времена года. Говорить о точном месте и времени возникновения фамилии Остроухов в данный момент не представляется возможным, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным.
Таким образом, потомки человека, обладавшего прозвищем Остроух, со временем получили фамилию Остроуховы. Остроухова – пейзаж средней полосы России. Остроухов Илья Семенович – художник конца XIX и начала XX века. Обладатель фамилии Остроухов, несомненно, может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России.
Вышедший в июне 1921 года номер журнала «Среди коллекционеров» был целиком посвящен Илье Семеновичу Остроухову. Два письма, относящиеся к 1922 — 1923 гг., достаточно полно освещают отношения Остроухова и Шаляпина. Было поздновато для начала серьезной работы, но Остроухов Илья Семенович стал брать уроки у И. Репина.
Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. Остроухов представлял собой редкий образец художника-коллекционера. С середины 1880-х годов у И. Остроухова установились дружеские отношения с семьёй П. М. Третьякова.
Большое влияние оказало на него творчество В. Д. Поленова, способствовавшего, как говорил сам Остроухов, созданию его «художественной физиономии». С 1890-х годом Остроухов систематически начал заниматься коллекционированием. Остроухов Илья Семенович картины писал с любовью к первозданной, не тронутой рукой человека природе. Беседы и советы Остроухова5, его помощь в собирании картин приносили Шаляпину значительную пользу и он дарил художника искренним расположением, часто бывал у него и писал ему. Остроухов настоял на приобретении портрета Шаляпина в роли Олоферна для Третьяковской галереи, чтобы не только поместить в экспозицию превосходную работу Головина, но и иметь в национальном музее изображение великого русского артиста.
Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Москве возвращается ее исторический герб, появляется Дума, московское правительство. Наиболее известна картина Сиверко (1890). На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым.
выставочной группы «36 художников» (1901–03), один из организаторов и чл. И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника. Киселёва, И. Е.
Врубеля, Репина русская школа первой половины151 середины XIXв. Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. об-ва (с 1905).
Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями. Словом, в собрании Остроухова не было прославленных кумиров и незаслуженно забытых – была только прекрасная живопись, подчеркивавшая талант и самобытность каждого мастера. После его смерти коллекция, включавшая более 200картин русских мастеров, 40 полотен западноевропейских художников (Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане, А. Матисса и др. ), свыше 650 рисунков и акварелей, 250предметов русскогодекоративно-прикладного искусства, более 100икон, образцы древнеегипетского и древнегреческого искусства, была распределена по разным музеям России. Родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 в семье крупного предпринимателя. На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ».
Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Инициировал ремонт и реконструкцию здания галереи, следил за реставрацией живописи один из авторов и редактор каталога «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых» (1901–09). видение натуры с приёмами пленэрной живописи испытал влияние символизма и модерна («В Абрамцевском парке», 1885, Историко-худож. С1891 член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903151 Союза русских художников, с 1906 действительный член петербургской Академии художеств. Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу. Осенний лес буквально захватил художника необычайно яркой насыщенной гаммой желтеющей листвы, а он решает этюд плоскостно-декоративно, разворачивая основное изображение на переднем плане.
Эпический пейзаж «Сиверко» (1890) был высоко оценен современниками и приобретен П. М. Третьяковым. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. В 1871 был отдан в Академию коммерческих наук (предполагалось, что к нему со временем перейдет управление делами отца). Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре.
В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного. учился у П. П. Чистякова в Петербурге. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна».
Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Сохраняя в картине пленэрную свежесть этюда, умел наделять сравнительно простые и неброские мотивы лирически-трепетной «душой». Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова. На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето. Этюд строится на сочетании двух масс, разделенных четкой линией горизонта земли и неба. Киселев, И. Е. Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье. не имевшую себе равных.
Имп. Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд. И. С. Остроухова, в котором он остался пожизненным хранителем.
Не раз выезжал в Западную Европу, жил преимущественно в Москве. Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина. После октября 1917г. Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы.
Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году. В издании представлены фотографии из собраний Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), Центрального государственного архива г. Москвы (ЦГА Москвы), Государственного центрального музея современной истории России (ГЦМСИР), Международного информационного агентства «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»), Информационного агентства России «ТАСС» (ИА России «ТАСС»), Международного фонда социально-экономических и политологических исследований Горбачев-Фонд (Горбачев-Фонд), Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» (Международное общество «Мемориал»), Пресс-службы Президента Российской Федерации, частных собраний. Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба.
Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук.
гор. Чистяков. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию.
Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь. Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине. (После его смерти Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова был расформирован: основная часть была передана в Третьяковскую галерею, отдельные вещи – в Музей-усадьбу В. Д. Поленова и Русский музей. ) Как художник в поздние годы писал в основном уже не на пленэре, а по памяти используя старые этюды. Остроухова (с 1924 на правах филиала ГТГ О. оставался пожизненным хранителем музея). Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки.
и муз. Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко». Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Его декорация к Кармен очень понравилась». – бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище.
Щедрина и др. ) и зап. -европ. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения». Работал в Торговом доме Боткиных. художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды.
В библиотеку Остроухова допускались немногие. П. П. Муратов «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова»). Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. коллекционированием, также изучением др. -рус. Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем. архит.
Он советует приехать на родину, так как только здесь он по-настоящему «дорогой» и к нему отнесутся бережнее, любовнее и внимательнее. И. С. Врубеля, А. А. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Из купеческой семьи. Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение.
Черногубова. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова.
С 1901 гласный Моск. Это было худшее время за всю историю музея. Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова. Нельзя так. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж.
Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле.
После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа. Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. Мастер лирич. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Иванова, И. И.
Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. Саввинская слобода». Голос, правда, непревзойденный, — и красота и сила: раз послушал, другой, третий — красота. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. Познакомившись в Париже осенью 1911 года с Анри Матиссом, Остроухов уделил ему много времени, когда тот в октябре – ноябре 1911 года приехал в Москву (при этом к искусству Матисса он относился крайне негативно, но ценил его как личность) Именно он познакомил художника с древнерусской иконописью, собирательством которой увлекся в 1909 году (см.
В деятельности Остроухова как собирателя икон впервые чисто художественная точка зрения на древнерусскую живопись стала наиболее важной. В особняке Остроухова в Трубниковском переулке в Москве (ныне – филиал Государственного литературного музея) был создан частный художественный музей. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. После кончины своего племянника, Н. С. Третьякова (1857 – 1896) П. М. Третьяков избрал Остроухова своим преемником. Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал. Познакомившись с С. И.
Репина, брал уроки у П. П. Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят. Боткиной (см. В1913г.
В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета.
Репина, А. К. Остроухов вел активную общественную деятельность. С 1906 г. – д. чл. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию.
Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах. лит. -худож. Коллегия единогласно постановила предложить Остроухову быть пожизненным хранителем собранного им музея. семье. Получив в качестве приданого огромное состояние, увлекся коллекционированием. Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи.
Толстого, П. А. Таким образом, в творчестве Остроухова наметились две основные линии развития – поиски создания обобщенного образа русской природы, с одной стороны и дальнейшего развития колористического этюда пейзажа-настроения – с другой. иск-ва, Музей-заповедник «Поленово» обширное собрание книг передано в РГБ и науч. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. В 1889 женился на Н. П. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Третьякова– чл.
Дом О. в Москве (Трубниковский пер., 17) стал настоящим центром худож. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал. Оно бледное, серовато-голубое. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России».
Остроухов собирал иконы, живопись. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17).
В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве. со временем оно пополнилось произведениями В. А. Серова, И. И. Левитана, М. А. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ.
Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» – гордость собрания Остроухова. Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной.
И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города. наук (1873). Поленова, И. И. И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи.
В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства. комиссии по реставрации росписей соборов Московского Кремля и др. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Саввинская слобода». Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей – такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко». был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. В коллекции Остроухова были представлены бесценные образцы новгородской, московской, ярославской, строгановской, византийской иконописных школ.
Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова. А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба. Чл. Чистякова, в 1886 г. был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева, А. К.
Вершина творчества О. – пейзаж «Сиверко» (1890, ГТГ), «удивительно верное искромное изображение русской природы» (А. Н. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись.
было подлинным откровением. ушел в отставку. Подмосковья), сочетающего реалистич. Картина «Сиверко» (1890) стала наиболее известной. Боткина (дочь П. М. Третьякова, основателя картинной галереи) делилась с Остроуховым впечатлениями4 о блестящей комедийной игре Шаляпина в театре Монте-Карло в роли Дон-Базилио и о его чудесном гриме. Киселев долго не соглашался давать уроки по подобной системе, не видя толка в таких занятиях.
Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. с В. А. Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков.
археологич. Первой западной картиной в собрании стал купленный в 1887 году пейзаж А. Ахенбаха. Учился самостоятельно, пользовался советами АА. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд».
Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. В1918 частный музей был национализирован, Остроухов назначен пожизненным хранителем, а сам особняк стал филиалом Третьяковской галереи и с 1920 получил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова». Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми).
петерб. Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. Остроухов собирал живопись ради живописи. После смерти П. М. Третьякова стал членом совета попечителей галереи. Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье.
Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Киселёва (1880), посещал воскресные рисовальные вечера уИ. Е. 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. В дальнейшем из-за болезни ноги, пейзажи он писал в мастерской по прежним этюдам: в 1921 году были созданы «Не дрожат листы» и «Березовая осень».
После смерти О. музей был закрыт, осн. Однако, познакомившись с С. И. Мамонтовым и войдя в его «абрамцевский кружок», молодой Остроухов увлекся изобразительным искусством. Поначалу бестолково. и лит. Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой. Ублать.
Был я уже довольно известным в Москве и как художник и как собиратель иконы. Щукина), приобрел «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане (ГМИИ). Его декорация к Кармен очень понравилась»4. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова.
С 1905 по 1913 гг. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России. художник, коллекционер, музейный деятель, д. чл.
Живописи учился частным образом у А. А. Киселёва, И. Е. Репина, П. П. Чистякова. В картине нет рассказа. Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали.
Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором в 1880-хгг. В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень». В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. В18981511903 член Совета и фактический руководитель Третьяковской галереи, в 190515113 попечитель Третьяковской галереи. К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг.
В 1889г. Фигуры людей придают пейзажу динамичность. Вколлекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам. Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника.
Наиболее многочисленны в коллекции И. С. Жил в Москве, с сер. 1870-хгг. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование.
Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. А. Н. Бенуа писал ему3 в 1907 г., что после исполнения в концерте арии из «Князя Игоря» публика и особенно русские эмигранты, долго и много аплодировала Шаляпину и оркестр не смог сыграть последний номер программы в 1911 г. А. П. Позднее составил уникальную коллекцию (в основном древнерусской живописи), в некоторых разделах по качеству представленных здесь московских и новгородских икон 14–15 вв.
Нет, не уступает. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. И из битков жил не блызжет. Друг П. М. Третьякова. Его лучшие работы («Золотая осень», 1886–87, «Первая зелень», 1887–88) близки «пейзажу настроения», представленному в русской живописи И. И. Левитаном и А. К. Саврасовым. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и.
В1898 году, при посредничестве жившего в Париже И. И. Щукина (брата С. И. Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. Вразделе западноевропейской живописи выделялись работы мастеров импрессионизма (Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане) и А. Матисса. В этюдах конца 1890-х гг. Завершением альбома становится приход к власти Владимира Путина, открывающий новую главу в жизни российского государства, относящуюся уже к следующему тысячелетию и новому, XXI веку.
Вошел в число видных русских пейзажистов своего времени, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа настроения», близкого по духу живописи И. И. Левитана. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И. С. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков. Остроухов женился на Н. П. Боткиной, дочери одного из богатейших московских купцов.
Пополнение музея снова пошло планомерно. Такие демарши жестоко карались. Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана. — вот и ему будет приятно меня навестить»1. Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья. «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок.
С 1886 г. – экспонент, в 1891-1903 гг. М. А. И захотелось мне познакомиться с этимШаляпиным.
Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Продавал свои картины П. М. Третьякову, был его другом и советчиком. б-ку ГТГ.
Он начал собирать произведения искусства с 1882 года, предпочитая этюды картинам. Родился в купеч. С 1899 по 1903 и с 1905 по 1913 годы Остроухов был председателем Совета по управлению (попечителем) Городской художественной галереи братьев Третьяковых. Государственная дума неоднократно занималась делами совета. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом».
1880-е гг. Репина (1881–82), частную мастерскую П. П. Советская власть, отнявшая у И. С. Остроухова всю коллекцию, не дала ни ему, ни его супруге достойно закончить свой жизненный путь. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху.
Начинал работать самостоятельно, пользуясь советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в 1880-х гг. В лесу тишина. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Собрался я его послушать. Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля.
Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России. Музейная деятельность И. Остроухова началась после 1885 года, когда он сблизился с Павлом Михайловичем Третьяковым. Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова.
Был членом Совета Третьяковской галереи (1899-1918), ее попечителем (1905-1913). Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А. Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей.
кружка (1899–1917) и об-ва «Свободная эстетика» (1907–10). Среди его характерных вещей – Золотая осень (1886–1887), Первая зелень (1887 обе – там же), Купавы на пруду (1892, Картинная галерея, Пермь), Берег реки (1895, Русский музей). храмов Москвы и Подмосковья после смерти П. М. В 1927 году вновь возникает угроза переноса коллекции, однако музей удается отстоять.
И. С. – член Товарищества передвижных художественных выставок, с 1903 г. – член Союза русских художников.
Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки. Остроухов Илья Семёнович (1858, Москва151 1929, там же), художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея. Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса.
К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники. Слышал я, что Шаляпин всем интересуется. В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. Саввинская слобода».
практич. В середине 1880-х гг. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Создает, подобно Левитану, «пейзажи настроения», на которых присутствует красота жизни, но без меланхолии («Золотая осень», 1886-1887 «Первая зелень», 1887-1888).
Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России. Голосище только для Волги да широких русских просторов. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом.
Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. музей-заповедник «Абрамцево» «Ранней весной», 1887 «Пруд», 1899 «Липы осенью», этюд, 1909, все– в ГТГ). Таков его шедевр Сиверко (1890, Третьяковская галерея) изображающий излучину Москва-реки в ветреный летний день. В 1918 г. назначен пожизненным хранителем Музея иконописи и живописи им. И в Петербурге и в Москве чаще всего встречались любители, понимавшие лишь ценность или редкость того или иного произведения искусства, чем подлинную красоту.
Когда изнемогали они силушкой — прилегали к родной матери-земле и сила умноженной возвращалась к ним»6. Репин, П. П. Западноевропейская часть коллекции (ок.
Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Осроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. После смерти Третьякова (1898) Остроухова избрали в Совет Третьяковской галереи, он стал фактически ее руководителем, а в 1905г. Русская часть собрания (живопись акварели, рисунки 237., более 100 икон и 600 предметов церковной утвари) перешла в Третьяковскую галерею, откуда часть работ была передана в провинциальные музеи. Со второй половины 1890-х гг. С 1890 частный музей О. был открыт для свободного посещения (в 1905 осуществил пристройки к дому, в 1914 надстроил этаж для коллекции). Должность эта считалась выборной – кандидатов утверждала Государственная дума.
Талант. С1880 участвовал в деятельности Абрамцевского художественного кружка. В 1918 собрание О. национализировано и преобразовано в Музей иконописи и живописи им. Был членом «Товарищества передвижников» и «Союза русских художников». Собрание Остроухова обладало столь высоким качеством икон, что по нему можно было составить настоящую историю русской иконописи. Проблемы передачи воздуха, света, движения, поиски выразительности в построении пространства картины, колористические задачи вышли в пейзаже на главное место.
пейзажа (преим. Основная тема творчества Остроухова151 пейзаж средней полосы России («Золотая осень», 188615187, «Первая зелень», 188715188, «Сиверко», 1890, все151 в ГТГ). В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760).
В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Бенуа). (работы М. А.
Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств. Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко. В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства. Моск.
Остроухов приобрел две небольшие по размерам жанровые работы Шебуева которые смотрелись настолько живописно-красивыми, мастерски скомпонованными, что по ним можно было видеть мастера европейского уровня. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы.
Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. думы. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж.
Совета (1898–1903), затем попечитель (1905–13) Третьяковской галереи. Молодой художник был замечен критиками. П. М. Третьяков считал Сиверко лучшим пейзажем своей галереи.
Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова. В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. Экспонент (с 1886) и чл.
В начале 20 в. руководил ремонтом этого музея и реставрацией картин, выпустил роскошное для своего времени издание Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых, снабдив его собственными комментариями (выходило отдельными выпусками в 1901–1909). Пользовался также советами И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. А. Серова. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. – выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы. Вобщей сложности в фондах музея Остроухова насчитывалось около 2тыс. Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище.
Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства. Служил в Торговом доме Боткиных.
Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». произведений. часть коллекции передана в ГТГ, также в ГРМ, ГМИИ, Музей нового зап. Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи. В январе 1918 года на выставке Союза русских художников в Москве экспонировались его последние натурные пейзажи: «Крымский полдень» (1916), «Утро в Гурзуфе» (1916), «Слива-персик в цвету» (1917).
Саврасова. Остроухова». Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова. Участник Абрамцевского художественного кружка.
Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). И. С. Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. Федотова, С. Ф. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна».
Чистякова в С. -Петербурге (1882–84), пользовался советами В. Д. об-ва (с1887), чл. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. был назначен главным попечителем галереи. Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину. Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров. После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы.
живописи. В 1905–1913 входил в совет попечителей Третьяковской галереи. Серовым и бр. Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы. В благодарность за московский прием он получил в 1912 году от Матисса в подарок «Этюд обнаженной женщины» (ГЭ).
Зимой 1882-1883 гг. Все работы Остроухова 1880-х гг. По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. и уникальная подборка древнерусских икон.
чл. Остроухов одним из первых в России осознал огромное художественное значение иконописи. Остроухов пользовался непререкаемым авторитетом знатока живописи у художников и собирателей.
Художник углубил пространство, введя в пейзаж тропинку, уходящую к третьему плану, высветленному и написанному более обобщенно. Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. перечень).
Левитана, В. Д. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» – эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению.
Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым. Мамонтовыми по Италии в 1887). Однако со второй половины 1890-х гг. Лучшие картины иконы и произведения графики из собрания Остроухова выставлены сегодня в залах Государственной Третьяковской галереи.
Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой. и Ю. А. Их листва – желтовато-зеленоватая.
Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов. Все детали пейзажа объединены светом и воздухом.
От камерных мотивов начального периода (Первая зелень, 1886 Золотая осень, 1887, обе – в ГТГ) перешел к обобщающим пейзажам-картинам эпического характера (Сиверко, 1890, ГТГ). Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания. представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова – пейзаж «Сиверко». Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо. Похоронен Остроухов на Даниловском кладбище. Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи. К 1917 в собрание Остроухова входили: 117икон, многочисленные предметы церковной утвари (свыше 600 панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура) акварели и рисунки русских художников, живописные произведения русских мастеров (237) около 40 работ западноевропейских художников около 20 скульптур а также предметы декоративно-прикладного искусства (около 100) из Древнего Египта, Греции, Рима, Японии и Китая.
В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Главными же стали занятия в частной мастерской П. П. Чистякова, где Остроухов занимался на протяжении двух сезонов— 1882/83 и 1883/84 годов. Обучался в Московской практической академии коммерческих наук.
Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Систематического художественного образования не получил, но в 1882–1884 посещал петербургскую студию П. П. Чистякова. Окончил Моск.
Шишкина, был вольнослушателем МУЖВЗ (1886). Академии художеств. Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. Где-то в развалах за гроши раздобыл кусок не столь старой доски с Богоматерью у Креста и тут же приписал её ни больше ни меньше, как самому Ван Эйку. академию коммерч. И только в 1916 году, когда Остроухов две с половиной недели жил на даче Гучковых в Крыму, находящейся на территории нынешнего лагеря «Артек», он вернулся к живописи вернувшись в Москву он сообщал: «Я сделал шесть удачных этюдов, не выходя за пределы владения. Однако после смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда.
Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа. отошел от регулярных занятий живописью, посвятив себя общественной деятельности. Почти все его время занимало коллекционирование. Серия этюдов, написанных Поленовым во время пребывания его на Востоке, поразила их необычайной для русской живописи свежестью, непосредственностью восприятия природы, богатством колористической гаммы, что было созвучно творческим поискам нового поколения пейзажистов. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». жизни, здесь же размещались его ценнейшее собрание икон (включающее редчайшие византийские иконы) и коллекции рус. Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах.
(произведения К. Коро, Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане, А. Матисса) живописи, также скульптуры, мебели, церковной утвари и др. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. «Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. Купил длянь.
Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. В 1889 году И. С. Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере.
Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений – знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами. «Ранней весной» – это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. Боткины). Действит.
Очерки понравились, понравился и юный автор. Его собирательство носило сперва естественнонаучный характер. Ни ветерка. Моск. ОСТРОУХОВ Илья Семёнович, рос. Остроухов уже добивается успеха.
Путешествовал по странам Европы (в т. ч. По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино. Мамонтовым в 1874, начал заниматься живописью– брал уроки у А. А. Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев.
40 живописи и графики и ок. Впоздние годы жизни занимался преим. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова.
Саврасова, В. А. Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. В 1906 году И. С. Остроухов был избран действительным членом Академии художеств. Толгует подделками. Его декорация к Кармен очень понравилась».
Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. ТПХВ (1891–1903), член-учредитель СРХ (с 1903), чл. Серова, Ф. П. Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. АХ (1906). Собрание служило серьёзной основой для изучения иконописи благодаря Остроухову увлечение русской иконой широко распространилось среди московских любителей.
служил в торговом доме «Петра Боткина сыновья», вошёл в правление предприятия (до 1917 пайщик Т-ва чайной торговли «Петра Боткина сыновья»). Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н. Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды. С середины 1890-х гг.
В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Поленова, И. Е. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. Самородок. Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко». Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11.
Остроухов был избран членом совета попечителей галереи. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым.