Пьерро дела Франческа – один из самых великих колористов. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Многие из друзей и знакомых художника узнавали себя в этом полотне. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим.
l. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. Эль Греко заметно изменил его вид и передвинул русло реки немного вправо. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90.
Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Первый крупный заказ Эль Греко получил здесь от декана Толедского собора дона Диего де Кастильо.
????????? ????????????? 1541--1614). Именно на Крите он мог глубоко изучить иконопись. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. Возможно, что и лица святых – молодого Стефана и старого Августина – тоже портретны. Сцены освещены фосфоресцирующим холодным светом.
(Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Все они повторяли композицию подлинника, хотя и расходовались с ним в деталях. В книге искусствоведа Гарольда Уэзи «Эль Греко и его школа» (1962) полотно, хранящееся в Национальной галерее, названо «бесспорным шедевром». Первым подлинно великим испанским художником был не испанец, а грек родом с острова Крит, за что и был прозван Эль Греко (ок. 1541 – 1614), настоящее же его имя Доменико Теотокопули. Интеллектуальной и душевной тонкостью, трепетом жизни отмечен романтический образ ученого и поэта-мистика Парависино (1609, Бостон, Музей изящных искусств) с мужественным, но тонким, встревоженным лицом, с мечтательным взглядом портрет написан стремительным мазком. Так же в журналах за последнее время встречаются интересные статьи по теме.
Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились впервые именно в Толедо -- во время работы над огромным алтарным образом «Похороны графа Оргаса», написанным по просьбе его друга-священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы. В нижней части изображены чистилище и ад, а также три библейские добродетели. Однако цвет для Эль Греко не постоянный признак предмета, а выразитель взволнованных чувств. На горе установлены три креста, для Христа и двух разбойников, которые были казнены вместе.
АХристос пребывает как будто отдельно от них. «Свет дня заставляет меркнуть мой внутренний свет, -- говорил Эль Греко, когда во время работы закрывал окна своей мастерской, оберегая свое особое духовное состояние состояние, позволявшее «улавливать волны, нисходящие с небес». Но все оказалось тщетно, самое большее, что у него получилось, — продать уже готовые работы: известно, что семь картин купил Фульвио Орсини, библиотекарь кардинала Фарнезе. Не сохранилось и личных писем живописца.
Стефан и Св. На ней изображен юноша, раздувающий уголек, чтобы зажечь от него свечу.
Она стала матерью его единственного сына Хорхе Мануэля, который родился в 1578 году. Люди, находящиеся справа от Христа, являются, по мнению искусствоведов, апостолами. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. данным – ок.
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Картина была приписана художнику после того, как в 1983 году, с помощью рентгенограммы была обнаружена его подпись «Доменикос делал» (в другом переводе – «рука Доменикоса». На вершине холма справа расположен дворец Алькасар.
Возможно, его учителем был известный критский иконописец Михаил Дамаскинос. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». Их трепетные контуры повторяют неистовый ритм движения человеческих фигур.
Известно, что Эль Греко считал их работы "раскрашенной скульптурой". Это тоже плод его фантазии. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9.
Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Эль Греко осел в Толедо, где и провёл все последующие годы жизни.
С 1577 жил и работал в Испании. Один из них стал для Эль Греко роковым. Однако вряд ли это справедливо. (Это мнение художника известно нам благодаря его собственноручным пометкам на экземпляре книги Джорджо Вазари «Биографии художников»).
Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве.
Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. Строительство Эскориала началось в 1563 году и вполне возможно, что появление Эль Греко в Испании было граничит с его надеждами поработать в Эскориале, куда уже был вызван ряд известных итальянских художников (в том числе и Тициан). В них всё пребывает в состоянии движения и изменения.
Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Пропорции фигур, как правило, неестественно вытянуты. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129.
Слава Богу, что так. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Им же вторят ритмы развевающихся угловатых негнущихся складок одежд и облаков.
Позже он посетил Парму, познакомился и высоко оценил творчество Корреджо. «Аллегория испанской пословицы», около 1580-1585 – одна из «ночных» картин, написанных Эль Греко в Италии. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. Композиция резко делится на две части. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним.
Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Это воздействие венецианских колористов, у которых он научился технике масляной живописи. Своим творчеством Эль Греко подготовил новый этап в развитии психологических проблем испанской живописи, открыл новый путь решения живописных задач. Сначала это привело к непониманию, а потом и к полному отрицанию его дарования. Тому есть несколько причин.
Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Кризис вызвал неожиданный взлет национального испанского искусства. Истоки его живописи многообразны. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало.
Увлеченный классической архитектурой, он произвольно комбинировал ее мотивы из популярного в то время трактата Себастьяно Серлио (1551, Венеция). Художник прожил вего доме до конца своих дней. Реализм художника – в умении показать в человеке духовное. Поиски выразительных средств все более приводили его к субъективизму.
Каптерева: В творчестве позднего Эль Греко, в котором мир предстает как единая одухотворенная стихия изобразительные приемы принимают все более ирреальный характер. Эль Греко не является исключением из этого правила. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника.
Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». Никогда потом Эль Греко не писал таким цветом, в этом убеждают висящие рядом на стенах его поздние изображения апостолов, где красные тона сменились холодными розово-фиолетовыми, как будто вобравшими в себя пелену тумана. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Первыми открыли полотна забытого мастера романтики. В Риме, мастер так же растет как портретист и ему заказывают портрет Винченцо Анастази (1575г). Жесты рук, образующих композиционный узел, выражают не действие, а внутреннее переживание, диалог, который объединяет обоих апостолов. Тонкая проницательность художника проявилась в замечательных портретах, зорко схватывающих приметы внешности и особенности духовного облика людей. Скажем пару слов о деталях данной картины. Для Эль Греко, человека тонкой душевной организации, окружающий мир был в состоянии крушения. Живопись Эль Греко Испанское искусство 17 века Молитва святого Доминика 1585-1590, Частное собрание Христос, несущий крест, 1580-е Музей Метрополитен, Нью-Йорк Мария Магдалина, 1578 Музей изящных искусств, Будапешт Дама в мехах, 1577-1580 Собрание Стерлинг Максвелл, Глазго Особое место в испанской живописи второй половины 16 — начала 17 века занимает Эль Греко (Доменико Теотокопули, 1541— 1614), художник философского мышления и мятежных порывов, разностороннего самобытного дарования, широкой гуманистической образованности.
Он был известен как ценитель искусства и имел неплохую коллекцию картин, куда, по всей видимости, входила и серия «Апостолов». Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим.
Правый глаз Кловио кажется потускневшим, словно незрячим. Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Эль Греко работал очень активно, создавая грандиозные алтарные образы, огромное количество изображений святых и замечательные портреты.
Причины недовольства короля остались неизвестны. В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ. В вихре света и цвета растворяются «Вознесение Марии» и «Вид Толедо».
Внутренняя экспрессия как бы прорывается в движении разлетающихся складок светло-малиновой мантии -- с преломляющимися в ней лучами света, с черными тенями судорожный жест руки, схватывающей ручку кресла, выдает бушующие страсти фанатика. Роман имеет сложный внутренний смысл.
Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Они насыщены мерцающим светом, как бы излучаемым предметами. Самое значительное произведение периода расцвета творчества Эль Греко Погребение графа Оргаса (1586--1588, Толедо, церковь Сан-Томе) раскрывает основные черты искусства художника, его размышления о неизбежности смерти, о моральных подвигах, вознаграждаемых в потустороннем мире. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Маньеристы очень часто оглядывались на незадолго до этого (в 1564 годе) умершего Микеланджело.
В Маньеризме заметна усталость стиля исчерпанность его жизненных источников. Скажем пару слов о деталях данной картины. В юности изучал иконопись, в возрасте 26 лет отправился в Венецию, как и многие греческие художники3. В 1607 году они закончились для художника полным поражением. Вот, например, картина «Погребение графа Оргаса».
Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. В конце года он открыл собственную мастерскую и нанял помощниками художников Латанцио Бонастри де Лучиньяно и Франсиско Пребосте28. Испанское государство походило на гниющий труп, но испанское общество было полно жизни. Тут случилось какое-то счастливейшее совпадение, которое хочется назвать «рукой судьбы». К концу жизни художник был практически разорен. Он писал во многих вариантах «Благовещение», «Крещение», «Воскресение». Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99.
Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29.
Впервые он применяет здесь «разноглазость» персонажей не только в размере и асимметрии глаз, но и в характере взгляда. Повелительно-властный Павел строг и сдержан, но полон душевного горения. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Впрочем, картины Эль Греко всегда подписывал своим настоящим именем и греческими буквами иногда добавляя в подписи гордое «Kres» (Критянин). Зеничев).
Зеничев). Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Главная же причина почему термин «Возрождение» распространяется на всю Европейскую культуру этого периода заключается в повсеместном росте и становлении буржуазного гуманизма, в расшатывании феодального миросозерцания, в растущем самосознании личности. Сильно удлиненные фигуры в страстном порыве устремляются вверх.
Широкое распространение получает сатирическая литература. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. В 1576 году художник отправился в Испанию. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Но настоящая привлекательность и загадка Эль Греко заключается вот в чем. Кроме того, большое количество ее копий вышло из мастерской художника.
Пейзаж «Толедо в грозу». Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. Парадокс— критикуя и осуждая Микеланджело, Эль Греко обнаружил, что не может избежать его влияния26. С помощью такого контраста Эль Греко удается создать тонкую характеристику этой неординарной личности. Каждый отправлявшийся в путь нес с собой уникальный культурный заряд, «месседж», складывавшийся из опыта, знаний и умения эти знания использовать. Слева задумчивый Петр с тонкими изможденными чертами.
В XVII в. это произведение находилось в коллекции семьи Фарнезе. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. Как это возможно. Удлиненные угловатые фигуры бесплотны и подчинены бурному ритму линий и цветовых пятен. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати».
Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Государственный аппарат, созданный совершенной монархией и правивший страной в интересах высшего дворянства, разваливался, разлагался изнутри чудовищной коррупцией.
Но на греческой земле Доменикос Теотокопулос жил и работал недолго. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. На заднем плане мастер изобразил пейзаж с горой Голгофой – местом распятия Мессии. Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120.
К сожалению, оба эти трактата бесследно исчезли. Однако понимания его творчество в Мадриде не встретило: венецианское многоцветье и микеланджеловские объемы были слишком чужды сдержанному и по-пуритански строгому вкусу испанских монархов прожив в Мадриде несколько месяцев, художник отправился в Толедо— старую столицу Испании. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28.
Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. К сожалению, ни одна из них не сохранилась.
Художник очень интересовался архитектурой и даже написал на эту тему трактат (еще один трактат он посвятил живописи). Быть может, это указание на распятие Христа, а быть может, символ искупления. Как правило, это были небольшие картины, написанные темперой на деревянных досках. Первые полученные в Испании заказы — картины для алтарного образа церкви Санто Доминго эль Антигуо в Толедо (центральная композиция «Вознесение Марии», 1577, Чикаго, Институт искусств), «Эсполио» для сакристии толедского собора (1579, находится на месте) — еще хранят отзвуки итальянского искусства, но вместе с тем преодолевают нормы классической традиции и обнаруживают необычность изобразительных приемов.
«Вид Толедо» – один из самых ярких и волнующих пейзажей в истории искусства и это особенно удивительно, если принять во внимание тот факт, что во времена Эль Греко пейзаж только начинал становиться самостоятельным жанром в Европе. Филипп 2, большой ценитель искусства искал в то время художников для оформления Эскориала, большого монастыря-дворца, расположенного неподалеку от Мадрида. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. В правом верхнем углу помещен еще один рельеф. Конец жизни Эль Греко был печален, художник оказался разорен. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей).
Опекаемая ангелами-хранителями душа умершего (в виде спеленатого младенца), преклонив колени на облака, поддерживаемые херувимами и опускающиеся почти до голов скорбящих, приближается к Иисусу Христу, восседающему в судейском кресле -- наивысшей точке всей композиции произведения.
После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св. Они вытягиваются, причудливо колеблясь, как языки пламени. Эстетика великого венецианца все же была ему чужда, хотя он исчитал его гениальным живописцем, мастером рисунка.
В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Лишь немногие работы Эль Греко этого периода признаны достоверными. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте.
Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником.
К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Огромное, вытянутое в высоту полотно «Крещение Христа» (1596--1600) так же является алтарным изображением. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44.
Это стало характерной чертой его зрелого стиля. Они были восприняты Эль Греко от первых учителей на Крите. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц.
Огромное пятно винно.
Во время его похорон в 1312 году свершилось чудо: явились св. В них всегда чувствуется неутолённое томление духа. Главными очагами реализма стали Севилья и Валенсия, в их художественной жизни ярко проявились передовые веяния. Зеничев). Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». Но, похоже, художник работал и в скульптуре.
В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. Третья, самая большая из сохранившихся картин «Христос исцеляет слепого», хранится в Нью-Йорке в музее Метрополитен.
Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Его греческое имя— Доменико Теотокопули— было непроизносимым для испанцев, вот таким образом его звали Доменико Грек или просто Эль Греко.
XVI столетие и Эль Греко могут гордиться друг другом. Они увидели в нем своего героя -- непризнанного гения, скитальца и отшельника. Он посетил Эль Греко в 1611 году и описал, как ему показали «копии со всех работ художника, написанные маслом на крошечных холстах». Первые 25 лет своей жизни, художник работал на родине, одна из немногих сохранившихся работ этого периода – икона «Успение Богородицы» (ок. Здесь противопоставлены разные типы людей. Этому он мог научиться у Тинторетто, поступавшего точно также. Эта тема была близка Эль Греко.
Британский историк искусства Дэвид Дэвис прослеживает корни стиля Эль Греко в его греческом христианском образовании и воспоминаниях о литургических и церемониальных аспектах православной церкви. Казалось бы, неожиданной для элитарного круга Орсини и его просвещенных друзей выглядела картина Эль Греко Мальчик, раздувающий лучину (около 1570-1575). Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. 1600).
В «Погребении графа Оргаса» Эль Греко представил целую галерею портретных лиц толедских идальго. Элементы действительности вторгаются в образной строй его произведений. Позади кардинала видна богата украшенной стены и массивная дверь, указывающие на то, что герой картины принадлежит к привилегированной части общества. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. Самое замечательное в картине — остропсихологические портреты толедцев. Переезд был совершен с определенной целью: служить королю Филиппу II Испанскому.
Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). Кроме того, он много писал портреты.
Хлыст, который Он держит в руке, упомянут только в Евангелии от Иоанна, где: «И, сделав бич из веревок, выгнал их храма всех (торгующих) и деньги у меновщиков рассыпал, а столпы их опрокинул». Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. При этом он был человеком Ренессанса.
Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Нежно, бережно и печально Августин и Стефан поддерживают тело умершего.
Особое место в испанской живописи второй половины 16 -- начала 17 века занимает Эль Греко (Доменико Теотокопули, 1541-- 1614), художник философского мышления и мятежных порывов, разностороннего самобытного дарования, широкой гуманистической образованности. Кроме того, мастерская Эль Греко выпустила не менее четырех «апостольских» серий. Один из самых ранних вариантов Изгнания торгующих из храма с подписью по-гречески «Доменикос Теотокопулос, критянин» находится в вашингтонской Национальной галерее.
Многие из его друзей узнавали себя в этом полотне. Многое здесь далось художнику с трудом. Его дар монументалиста прекрасно виден во фресках «Сон Константина», «Приезд црицы Саавской к царю Соломону» и др, с их поразительным чувством линейного и пластического ритма, с предельной упрощенностью форм для усиления эпической торжественности, величавости образов, возвышенных над случайным, обыденным.
Самое замечательное в картине -- остропсихологические портреты толедцев. Все это можно увидеть в Гентском алтаре братьев Ван Эйков. Он не воспринимал манеру римско.
Левая рука кардинала, щедро украшенная кольцами, напряженно сжимает подлокотник креста. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в "Молении о чаше" (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в "Лаокооне" – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca».
В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Однако некоторые исследователи утверждают, что Эль Греко позировал Бернардо де Сандовал-и-Рохас (1546-1618), который с 1599 года и до самой смерти был архиепископом Толедо. Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века.
12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43. Мы знаем об этом человеке мало. Эль Греко было уже около 35 лет, когда он в 1576 г. приехал в Испанию. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Сейчас он находится вТоледо.
Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Испания XVI в. – это мощная, богатая держава. Затем переехал в Венеции, где пробыл с 1567 по 1570 гг. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью).
В портрете четы Арнольфини предметы комнаты по средневековой традиции наделены символическим смыслом (горящая в люстре свеча, собака у ног – символ супружеской верности). Кроме того, Эль Греко оформлял алтари в ряде церквей. Эль Греко – та самая, что украшает сейчас Кафедральный собор в Толедо. Удлиненные угловатые фигуры бесплотны и подчинены бурному ритму линий и цветовых пятен.
Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». Доменико Теотокопули родился в 1541 году близ Канди (теперь это город Ираклион), столицы средиземноморского острова Крит, расположенного к югу от материковой Греции. Ихотя, безусловно, он всю жизнь находился под впечатлением от Критской иконописной школы, она была не единственной, оказавшей на него влияние.
Эль Греко — величайший мастер колорита. Серебристо-желтое пламя факелов освещает белую одежду экстатически воодушевленного священника, заставляет сверкать серебряные латы графа, рождает таинственность атмосферы. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее.
Далее начались долгие разбирательства по поводу оплаты труда. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. Его композиции порой напоминают отражения в волнующейся водной поверхности. с характерной для них чопорностью, отражающей мертвенный, унылый дух испанского двора.
На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Часть, на которой изображен Петр (меньшая треть), отходит на задний план, что символизирует борьбу характеров Петра и Павла, когда же центральное место в световом и смысловом балансе занимает изображение апостола Павла. Именно с этим городом связана одна из самых знаменитых работ Эль Греко — «Вид Толедо» (Vista de Toledo) или «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta). Это способствовало укреплению свободолюбия испанцев.
Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев. Среди всех старых мастеров Эль Греко наиболее узнаваем. Они были восприняты Эль Греко от первых учителей на Крите. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы.
Да и в самом деле, лучше и лаконичнее не скажешь: мы прекрасно знаем, что любой художник принадлежит своему времени, «растет» из него, питается той нетленной пищей, которую ему предлагают виртуальные «закрома» его эпохи и, если все сложится, как надо, способен свою эпоху прославить и обессмертить. По словам Дж. Видно, что Он Человек, Он страдает как человек: видны следы крови от тернового венца, глаза полны слез Но Сам Он при этом светел. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117.
Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в "Молении о чаше" (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в "Лаокооне" – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). Любые изменения в иконописи считаются столь же недопустимыми, как изменения в тексе литургии. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. Пылающий цвет темно-красного плаща способствует раскрытию его характера. Другим связующим звеном между двумя мирами (кроме облаков) является движение рук и вскинутая голова священника, стоящего среди людей спиной к зрителю. Эль Греко сделал Толедо своим домом.
Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения». Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Свет еще сохраняет материальность, золотистый огонь — теплоту. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля.
В этом произведении Эль Греко обратился к очень известному евангельскому сюжету. В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. За его левым плечом колонна, которая делит пространство полотна на две не равные части. Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Истоки его живописи многообразны.
Здесь представлены две сцены – одна земная другая на небесах. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце.
Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна. Современных записей о дате и месте рождения художника не сохранилось. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). Это произведение было создано под влиянием Венецианской живописной школы, в XVII веке авторство приписывали Паоло Веронезе, позже Джакопа Базано.
Младшими современниками Сервантеса были драматурги Лопе де Вега и Кальдерон. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Монолитную стену их черных одежд перечеркивает гирлянда сверкающих белых «жабо», в пене которых колеблются яйцеобразные головы -- то любопытные, то озадаченные, то грустные.
Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. Вместе с тем реальный человек, не святой и не обитатель «царства небесного» изображается художником необыкновенно одухотворённым. Тем не менее, Гарольд Уэтей отрицал авторство Моденского триптиха и в 1962 году выпустил каталог-резоне со значительно сокращенной базой работ.
По словам Франсиско Пачеко, особенно привлекал Эль Греко образ Франциска Ассизского, которого художник показал «таким, каким он остался в истории, лишенным обычного для святых смирения» В ряду других святых, написанных Эль Греко, можно упомянуть часто изображавшего им святого Иоанна, святого Августина и святого Иеронима. В Мадриде хранится ее копия XVII века. В 1580-1582 годах Эль Греко написал для Эскориала большое полотно «Мученичество святого Маврикия». Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными.
К Марии склоняется Христос, прикасается к ее груди, словно пробуждая к вечной жизни. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Известно, что Эль Греко считал их работы "раскрашенной скульптурой".
Луки. 1560-1567) из церкви Успения о. Сирос (Эгейское море). Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св.
Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана с 1570 работал в Риме испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто. Уже привезенный в Рим среди других его работ, созданных в Венеции, Автопортрет (к сожалению исчезнувший), по словам Джулио Кловио в письме к кардиналу Фарнезе, привел в изумление римских художников. Художник и сам полюбил этот город. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно.
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Со временем он внутренне разошелся сТицианом. Тогда же делался и полный расчет.
В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Он грунтовал холст или доску, затем накладывал несколько слоев краски один на другой. В одной из своих последних статей Г. Уэтей пересмотрел свою предыдущую оценку и согласился, что Эль Греко покинул Крит в 1567 году112.
Эль Греко родился на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Но весьма уважаемым человеком от этого быть не перестал. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Пылающий цвет темно-красного плаща способствует раскрытию его характера.
Трудно отнести его искусство к какому-либо из направлений. Через очки в темной оправе смотрят глаза, в которых, как написал один из искусствоведов, «нет ни капли милосердия». О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве.
В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. Согласно архивным исследованиям конца 1990-х гг, в возрасте 26 лет Эль Греко все ещё оставался в Кандии. Как пишет Т. П. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91.
Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками. Контрастные холодные и горячие краски словно находятся в состоянии напряженной борьбы. Размещено на реф. рфОдна из линий связана с темой мистического экстаза ("Пир у Симона Фарисея"), ликующего небесного полета в вихре света и цвета ("Вознесение Марии", 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур ("Встреча Марии с Елизаветой", 1610–1614).
Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Правая рука выглядит расслабленной. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. Вот таким образом художник стал называть себя Доменико Греко или просто Эль Греко (Грек). Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру).
Тщательно запечатлевая характерные тяжеловатые черты Джулио Кловио или Юрия Гловичича, хорвата по национальности, Эль Греко обнаруживает присущую ему особую восприимчивость к внешнему этническому типу людей. Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами и полутона при этом приобретали удивительный, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре.
В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. На переднем плане внимание привлекает белокурая продавщица голубей — тип пышной полуобнаженной венецианки, представленной в неустойчивой, «падающей» позе. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. В вышедшей в 1724 году книге «Биографии испанских художников» ее автор, Антонио Паломино, называл Эль Греко неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана, а его последние работы – «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом».
Самое значительное произведение периода расцвета творчества Эль Греко «Погребение графа Оргаса» (1586—1588, Толедо, церковь Сан-Томе) раскрывает основные черты искусства художника, его размышления о неизбежности смерти, о моральных подвигах, вознаграждаемых в потустороннем мире. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Его здоровье пошатнулось, а финансовые затруднения стали постоянным фоном его жизни. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Фигуры обоих святых самым естественным образом включены в группу земных персонажей. Крайние и центральные фигуры красноречивыми жестами указывают на происходящее.
Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Мастерски написаны рефлексы стали на доспехах, жемчуг, узоры белых кружев на черном бархате и другие декоративные детали, которые любили воспроизводить в живописи испанцы. Свое понимание человеческих характеров Эль Греко выразил в образах апостолов Петра и Павла (1614, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. Принято считать, что на этом портрете изображен Фернандо Ниньо де Гевара (1541-1609), в момент создания картины являвшийся главой Инквизиции.
Известно, что Эль Греко считал их работы "раскрашенной скульптурой". На переднем плане Эль Греко написал пышную растительность. Архангел Гавриил, каким мы видим его на холсте Эль Греко, понимает это ине может удержаться от движения кБожией Матери. Впрочем, сам Эль Греко испытывал к Микеланджело смешанные чувства.
Молодой художник вошел в круг просвещенных интеллектуалов, антиковедов, теологов, художников, знатоков искусства, группировавшихся вокруг Орсини. «Вид Толедо» не только стал одним из самых первых европейских пейзажей, но вошел в число известнейших изображений неба. Ярче всего его дарование открылось в области портрета. Не осталось унего иучеников. Эль Греко это удалось.
Больше всего они похожи на грозовое освещение, когда молнии вспыхивают то здесь, то там. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Эпитафию на его могилу написал знаменитый поэт Луис де Гонгора, а это говорит о многом. А посетив Парму, высоко оценил Корреджо. На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи.
Известно, например, что он любил музыку, говорил на нескольких языках, писал тексты о живописи, скульптуре, архитектуре.
Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается.
К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. В этот период венецианская школа живописи была величественна и находилась в своем апогее. Поступали ему заказы и из других мест. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Художественную манеру Эль Греко сочли причудливой, странной, порой его обвиняли в безумии, порой приписывали астигматизм (болезнь глаз). Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68.
На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Ильдефонсо4. Экстатические образы живописца похожи на бесплотные тени.
Самым активным в его жизни было десятилетие между 1597 и 1607 годами. Фигуры словно теряют материальность и вес. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя.
Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых. испанская живопись становится явлением мирового порядка.
Впоследствии он неоднократно перестраивался. После этого Эль Греко вернулся в Толедо и уже навсегда. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. Действие происходит на земле и на небе, где Христос и Богоматерь, окруженные святыми и праведниками, принимают душу усопшего (ее в виде спеленутого младенца возносит на небо ангел).
Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. На фоне черных нарядов идальго и серой одежды монаха мерцают золотом парчовые мантии святых, чудесным образом спустившихся с небес, чтобы похоронить Оргаса. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Великие рыцарские романы, герои которых неизменно странствуют в поисках лучшей доли, – «Неистовый Орландо», «Освобожденный Иерусалим», «Эротокрит», «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», были созданы (плюс-минус несколько десятилетий) современниками художника.
Больше всего они похожи на грозовое освещение, когда молнии вспыхивают то здесь, то там. В целом многократное повторение канонических сцен характерно для византийского искусства. Он превратился в подлинного «homo culto» — носителя высокоразвитой позднеренессансной культуры. c. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121.
Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». У Эль Греко есть пейзаж «Толедо в грозу»: лихорадочные порывы света на тёмном, страшном небе, мгновенно обрисовывающие сверкающим контуром дома и башни. Так же своевольно поступал Греко с освещением. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию.
Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Внизу, на земле, апостолы и ученики окружают гроб с бездыханной Богоматерью.
Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Один из его современников проницательно сказал о нём: «Это великий художник, произведения которого достойны вечной славы, но этот особенный мастер шёл всегда одиноко по своему пути». В результате все закончилось судом, который решил дело в пользу художника.
Это не один раз приводило к тягостным судебным разбирательствам. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. e. В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. В своих поздних работах Эль Греко демонстрировал характерную тенденцию драматизировать, а не описывать4.
Через 300 лет в этой же технике будут работать импрессионисты. Почему так произошло.
Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. Главным героем картины и причиной множества обсуждений становится грозовое небо.
Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши». А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом».
Некоторые утверждали, что у художника не было соответствующих для этого документов, а другие – что он уже был официально женат и оставил семью на Крите или в Испании. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. Это воздействие венецианских колористов, у которых он научился технике масляной живописи. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. А вот современные художники-маньеристы, как считал Эль Греко, владели цветом превосходно.
Ученые увидели его работы из апостольского цикла, были поражены уровнем мысли имастерства— ипринялись за изучение. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. Франсиско Пачеко в своем «Искусстве живописи» рассказывал, что Эль Греко при обдумывании картины использует модели и фигурки, расставляя их в различных позах и комбинациях.
С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Здесь все находится в драматическом движении. На самом деле они следовали им эпигонски, усваивая обрывки внешних форм и бессознательно доводя их до карикатуры, так как исчезло содержание, когда-то рождавшее и животворившее эти формы. Ему чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. Предполагают, что крайняя слева фигура, обращенная лицом к зрителю – это автопортрет молодого Эль Греко. Совсем по-эль-грековски выглядит кисть левой руки мальчика, длинная, узкая, «черная», еле держащая лучину.
Она познакомила его с абсолютно новым ритмом творческой работы. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию.
Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). Что касается «прославления» столетия, в котором прошла большая часть его жизни (он ненадолго, менее чем на полтора десятка лет заглянул и в XVII век (1541-- 1614), то в этом он, безусловно, преуспел. По мнению современника Эль Грека, священника Хосе де Сигуэнца, картина была отвергнута потому, что не вызывала «молитвенного трепета». Эту картину художник писал почти два года. В парадном портрете инквизитора Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк, Метрополитен-музей) дан исторически достоверный образ страшного судьи.
Во многом эта картина напоминает неоконченную скульптуру Микеланджело, которую называют «Пьета с Никодимом» или «Пьета Бандини»На изображении трое обнимают мертвого Иисуса Христа: Богоматерь, мать Христа, Мария Магдалина и Иосиф Аримафейский. Он обнаруживает в образе поэта непосредственность, мятежность духа и внутреннюю свободу. Первое упоминание в официальных документах об Эль Греко датировано 6-м июня 1566 года, где его величают «мастером Доменико Теотокопули, художником». Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их.
Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника.
Он строит в картинах особое пространство, его можно назвать зыблющим, переливающимся. В нижней части композиции изображена траурная церемония. В парадном портрете инквизитора Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк, Метрополитен-музей) дан исторически достоверный образ страшного судьи. Как пишет Т. П.
Последнее, впрочем иногда граничило с элементарным высокомерием. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте».
Он изображает жертвоприношение Исаака. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города. Что, вобщем-то, справедливо. Художник не изменил себе в манере написания лица, все то же выхваченное светом из полу тьмы характерное лицо, на темном фоне. Как пишет Т. П.
Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод.
С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Франческа был величайшим монументалистом, хотя и оставил после себя портреты (портрет герцога Урбинского и его жены).
i. Обычно применяемый низкий горизонт увеличивает их масштабы. Религиозность Эль Греко, скорее всего, граничит с местом его рождения.
В композицию введен новый персонаж — полуобнаженный юноша, представленный на переднем плане спиной к зрителю, маньеристическая риторическая фигура, поясняющая указующим жестом, что исцеленный Христом слепой отныне может видеть солнце. Ко всеобщему удивлению, картина оказалась очень популярна среди горожан и добавила славы своему автору. Раскрывая напряженный внутренний мир инквизитора, художник дает почувствовать характер мрачной эпохи. Интеллектуальной и душевной тонкостью, трепетом жизни отмечен романтический образ ученого и поэта-мистика Парависино (1609, Бостон, Музей изящных искусств) с мужественным, но тонким, встревоженным лицом, с мечтательным взглядом портрет написан стремительным мазком. Эта теория пользовалась удивительной популярностью в первые годы XX века и ей противостоял немецкий психолог Дэвид Кунц127. Такие невозможно было получить смешивая краски на палитре.
Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Он писал во многих вариантах «Благовещение», «Крещение», «Воскресение», «Сошествие святого духа» и пр., трактуя их как сны, разворачивая действие и на земле и на небе, сочетая их в какой-то промежуточной среде между небом и землей. Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё.
Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. Не избежал этой участи и Эль Греко. Город оказал на него огромное воздействие. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67.
Наиболее знаменита его картина «Похороны графа Оргаса». Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. Из многочисленных мадонн Ван Эйка наиболее известна «Мадонна канцлера Роллена». В основном, это факты, сообщаемые Франсиско Пачеко, учителем и тестем Веласкеса.
Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». f. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Однако в настоящее время исследователи полагают, что эта работа суть попытка Эль Греко воспроизвести утерянный ныне шедевр древнегреческого художника Антифилуса Александрийского, упоминаемый Плинием в его «Естественной истории» (1 век н. э. ). Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод.
На рубеже ХVI – ХVII вв. Крит был тогда последним очагом угасшей византийской иконописи и в юности Эль Греко, по-видимому, писал иконы. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Исцеление слепого отражает влияние заимствованных в Риме маньеристических приемов. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами.
Он был знаменитым художником в Толедо и у него не было отбоя от заказчиков. Он много и успешно занимался портретом, всегда оставаясь достоверно точным, создавая глубоко индивидуальный образ, но не теряя за деталями общую характеристику человека как части мироздания («человек с гвоздикой», «Человек в тюрбане»). Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46.
Ивновь фигура Христа здесь— центральная. По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. С этого времени в судьбе Эль Греко началась черная полоса, продлившаяся до самой смерти.
Ранее Эль Греко не писал портретов в полный рост, к тому же столь официальных. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд.
С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. Словно сотканная из бледного золота, картина лишена какого-либо оттенка приземленности.
Когда в XVI веке Крит пришел в запустение и упадок, многие художники уехали в Венецию. Об организации работы мастерской сведений сохранилось немного. Вычурность, холодная рассудочность и фальшивость чувств художников-маньеристов были чужды Эль Греко, образы которого полны внутреннего горения. Торжественные красные одеяния и резное кресло с высокой спинкой подчеркивает могущества изображенного на портрете человека.
Толедо вырос на сухих каменистых холмах. Поиски выразительных средств все более приводили его к субъективизму. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. флорентийских мастеров с их преимущественным пристрастием к пластике и рисунку.
К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. В этом незаконченном произведении явственно прослеживается влияние Венецианской школы. Но все, что касается его личной жизни, скрыто под покровом тайны.
Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. Контрастные холодные и горячие краски словно находятся в состоянии напряженной борьбы. В верхнем мире Марию возносят ангелы и архангелы, в отдалении святые на облаках со стороны наблюдают за событием. О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане.
О последнем особенно напоминает манера, в которой написаны красные одежды кардинала. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Повелительно-властный Павел строг и сдержан, но полон душевного горения.
О мастерстве Эль Греко — портретиста позволяет судить созданный вскоре по приезде в Рим по заказу Фульвио Орсини Портрет Джулио Кловио (около 1570). Деревья, скалы, небо, облака и одежды кажутся живыми. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78.
Указательным пальцем правой руки он демонстрирует зрителю разворот книги — прославивший его шедевр — миниатюры Часослова Фарнезе (Horas Farnesio завершен в 1546 году, находится в Библиотеке Пирпонта Моргана в Нью-Йорке). Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Именно эта техника позволяла ему создавать эффект свечения (света изнутри) и добиваться неповторимых оттенков. Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега. Его считают автором нескольких статуй – в частности, раскрашенной гипсовой фигуры Христа. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год.
В этих преобразованиях есть своя логика и система. Этот этап отражал кризис художественных идеалов эпохи Итальянского Возрождения. Композиция резко делится на две части. Художник хоть и обучался у Тициана1, его работы несхожи с работами его учителя. Его творческая судьба складывалась удачно.
Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. Другое дело, что после смерти об Эль Греко стали стремительно забывать и уже в начале 18 века о нем практически не знал. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). Гневным жестом Христос «выметает» торговцев из храма.
Однако, это не совсем так. Они насыщены мерцающим светом, как бы излучаемым предметами. Автор пытался разобраться в таком явлении, как человек.
Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. Интересовался проблемами перспективы и даже написал на эту тему трактат. Изысканная техника, виртуозность манеры, демонстрация мастерства не соответствует скудости замысла, вторичности и подражательности идей. Подобных путешественников в то время было множество.
Обе находятся в Толедо – одна в Кафедральном соборе, вторая в доме-музее Эль Греко. В левом верхнем углу помещен рельеф изображающий изгнание Адама и Евы из Рая. Берега реки соединяет Алькантара, построенной еще римлянами. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение.
Он, как будто позабыв о похоронах, в мистическом экстазе взирает на небесное видение. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. Слева от него художник поместил колокольню Кафедрального собора, которая на самом деле при таком ракурсе должна была оказаться намного правее дворца.
Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Колорит образует торжественно-мрачную траурную гармонию. Подобно людям своего поколения, Сервантес успел разочароваться в реальном устройстве общественной жизни и предсказал с гениальностью провидца рождение нового людского божка – золотого тельца, культа денег, наживы и сопутствующего им материального «здравого смысла». Действительно, саму сцену мучений художник «задвинул» на задний план, на переднем изобразив святого Маврикия и его товарищей в тот момент, когда они принимают решение положить свою жизнь за веру. Ну и с Тицианом, конечно, но Тициан действовал «на удалении» из Венеции и потому испанским художником считаться не может.
Однако в дальнейшем, уже работая в Испании, мастер неоднократно изображал как асимметрию глаз, так и разнохарактерность взгляда. Однако сейчас предполагают, что он писал ее в Венеции, затем перевез в Рим. Эль Греко не собирался задерживаться в Толедо, его целью было попасть ко двору Филиппа II36. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122.
Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Эта работа ранее приписывалось Тиноретто, позже Веронезе. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. И тогда Он «изгнал из храма всех покупающих и продающих в нем и перевернул столбы менял и скамьи тех, кто торговал голубями и сказал им: «Написано: Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». Августин и св. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя.
26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. Картина держит ось большого архитектурного пространства, господствует в нем и неудержимо влечет к себе. Но даже самые «хаотичные» из них, нарушающие все традиционные представления о композиции, ритме, рисунке, линейной перспективе, сочетании цветов, не выходят за рамки строго продуманной и смелой художественной системы. Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. В этот время Эль Греко пишет ряд полотен «Христос исцеляет слепого».
Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Крестьянин, который отличился в бою, мог стать кабальеро. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца.
И по крупицам восстанавливать биографию художника. Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. Он обнаруживает в образе поэта непосредственность, мятежность духа и внутреннюю свободу. Художник обращался к узкому кругу религиозных сюжетов (Изгнание торгующих из храма, Исцеление слепого, Благовещение), постепенно развивая и совершенствуя ренессансные изобразительные приемы.
Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты.
Герои Эль Греко всегда таковы – с тонкими лицами, большими и выразительными глазами. Его работы (прежде всего, религиозного содержания) всегда были широко востребованы.
Стефан и сами опустили в саркофаг тело благочестивого графа. Художнику чужда психологическая статика придворных испанских портретов 16 века. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Одна из линий связана с темой мистического экстаза ("Пир у Симона Фарисея"), ликующего небесного полета в вихре света и цвета ("Вознесение Марии", 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур ("Встреча Марии с Елизаветой", 1610–1614).
Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор.
На холме слева изображена средневековая башня, построенная для охраны моста через реку. Для предисловия этой фразы, в принципе, вполне достаточно. Колорит образует торжественно-мрачную траурную гармонию. Подозрительный тяжелый взгляд искоса преследует зрителя. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89.
Портрет создает строгий исполненный спокойного достоинства образ. Расцвет испанской реалистической школы, развивавшейся в основном в рамках религиозной живописи в борьбе с идеализирующим придворным направлением, наступил в первой половине 17 столетия. Августин и св. Их примеру последовал и молодой Доменикос.
фиолетовыми, как будто вобравшими в себя пелену тумана. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы.
Большая часть трудов и исследований, конечно, находится в сборниках. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Если говорить о картине, то можно рассмотреть ее.
Однако параллельно с ними быстро развивается реалистическая литература, яркий пример тому «Дон Кихот» Сервантеса. Искусство Маньеризма в целом характеризуется превалированием формы над содержанием. Зеничев). Дрезденская версия, самая ранняя из них, не подписана автором. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Им же вторят ритмы развевающихся угловатых негнущихся складок одежд и облаков. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль.
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14.