Писал в основном камерные портреты и натюрморты, неброские по. Так же, как Ленинград, захватил Осмеркина Загорск, куда он попал во время Великой Отечественной войны с реэвакуированной Всероссийской Академией художеств и где затем на протяжении ряда лет (1945 – 1952) он проводил свои творческие отпуска. В те годы Осмеркин часто пишет портреты и одна из любимых его моделей – жена, Е. Т. Баркова. Пушкина, С. -Петербург), портреты.
В 1906–1916 годах под его редакцией издавалась многотомная «История русского искусства». На столе, покрытом зеленой скатертью с темными листьями, всего несколько предметов.
Услышать, почувствовать мир музыканта помогает гармония красок, пластически однородных и строгих. Он писал: «Разум и чувство должны руководить рукой художника, только таким путем ремесло, необходимое мастеру, не превращается в рукоделие. театр, Казань оба– реж. Это способствовало развитию реалистического портрета. Жил в основном в Москве, часто наезжал в Ленинград.
Осмеркин обвиняется в формализме и пропаганде западных тенденций. Тугендхольд). Художники этого общества противопоставляли утонченности, рафинированности произведений «Мира искусства», символизму, недосказанности «Голубой розы» материальность живописи, «здоровую влюбленность в яркую плоть и кровь вещей, здоровую, грубоватую, подчас доходящую до «лубочности» выразительность», – как писал о них критик Я. Тугендхольд. Белая ночь, 1927 оба пейзажа – в Третьяковской галерее), хотя время от времени и «отчитывался» историко-революционными полотнами (Взятие Зимнего дворца, 1927, Русский музей) или казенными портретами передовиков.
Живописца интересовали природа и быт народов разных стран. В 1985 году в Кировограде создан художественно-мемориальный музей художника. Занимался в Киевском художественном училище (1909–1911) под руководством Н. К. Пимоненко, а затем в школе-студии И. И. Машкова в Москве (1912–1913). Машкова в Москве (1913–15), затем в Чугуевском воен. С 1932 года его педагогическая деятельность переносится на долгие годы в Ленинград.
Исключением не стал и Осмеркин. Над ними Осмеркин много работал и в 1930-40-х гг. С традициями Востока знакомит зрителя картина «Азиатский чай» (1926, Русский музей, Санкт-Петербург) изображающая необычную группу предметов, разложенных на ковре с ярким орнаментом. Козы» (конец 1930-х гг.
Оформил ряд спектаклей, в том числе «Пушкинский спектакль» (1936-1937 годы, БДТ), «Горячее сердце» А. Н. Основное ядро объединения художников «Бубновый валет» составляли И. И. Машков, П. П. Кончаловский, В. В. Рождественский, Р. Р. Фальк, А. В. Лентулов, А. В. Куприн. Он был безраздельно предан искусству. Таким образом, художник, выделив на плоскости картины самое темное пятно и самое светлое, строит всю «сцену» (мы видим сбоку две обрамляющие стол занавеси) на взаимодействии серо-охристых тонов, пластически разработанных в фоне. Художник удивительно легко, артистично, раскрепощенно строит свой натюрморт.
Однако, несмотря на все усилия, мастером тематической картины Осмеркин так и не стал. Тульский областной художественный музей). Колористическое мастерство Осмеркина, его умение подчеркнуть значимость и красоту каждого элемента картины поставили молодого художника в один ряд с уже получившими широкую известность представителями «Бубнового валета». созданы под влиянием кубизма и фовизма.
Но вещей исторического значения в этот период не творил. "Портрет А. А. Ахматовой" (1939-40), серия пейзажей "Новая Голландия" (1945) — пожалуй, самые известные работы 1930-40-х гг. Островского (1943, Большой драматич. В позднем творчестве Осмеркина последние признаки кубизма полностью вытеснены импрессионистической манерой письма исполняемой на мажорный лад, но иногда преисполненной острого драматизма (портрет Удальцовой, 1948). Дерево не как «образ», «идея» дерева, но с конкретностью живых мощных веток, стволов, зеленых листьев.
Белая ночь», 1927, Государственная Третьяковская галерея «Ленинград. Загорск» (1944, Мордовская картинная галерея им. Реалистич. Крым.
Судьба художника отныне связана с Москвой и Петроградом. Пейзажи Новая Голландия, портрет А. Ахматовой – его основные работы с 1930 по 1940-е годы. В 1947 г. А. А. Все свободное время он отдавал любимому занятию – изобразительному искусству. Осмеркина высоко ценили ученики, вспоминавшие, что его класс был самым интересным во всей академии.
Но не только живопись покоряла тогда его сердце. Колористическое мастерство, разработанное в результате тщательного изучения искусства П. Сезанна, особенно ярко выявилось в работе Осмеркина «Сирень» (1951, собрание Г. Н. Осмеркиной). Иванова и др. ), поэзию русского пейзажа, прелесть ранее отрицаемого сюжета в живописи, понимает, что и портрет не только повод для решения пластических (цвет и форма) задач. Сначала в живописи Осмеркина становится меньше элементов кубизма и происходит как бы возврат к Сезанну (Парк, Натюрморт с бандурой, обе 1920 Портрет Е. Т. Барковой, Портрет девушки, обе 1921 и др. ). И как бы вспоминая Островского, он пишет тихий провинциальный городок со своим колоритом, с непременной геранью в окне, с курами около дома, чаепитием с самоваром – «Улица в Загорске», «Пейзаж с мостом. Он — всего лишь живописный компонент, выполненный в темных тонах и противопоставленный изящному белому молочнику из фарфора.
Кроме того, важно было поднять общую культуру у тех, кто к нему приходил. Художник и участник российской художественной группы Бубновый Валет родился в семье служащего телеграфной связи, в Елисаветграде (Кировограде) годы жизни: 08. 12. 1892 – 25. 06. 1953.
Белая ночь» (1927, ГТГ), «Портрет А. А. картины («Подмосковный трактир», 1925, частное собрание, США «Красная гвардия в Зимнем дворце», 1927, ГРМ «Коммунистическое пополнение девятнадцатого года», 1928–29, ГТГ). В послеоктябрьский период Павел Варфоломеевич продолжал писать картины: пейзажи, портреты, натюрморты («Утро», 1916, Третьяковская галерея, Москва). В 1918–1948 много работал как педагог – в Свободных художественных мастерских (позднее – Высшие художественно-технические мастерские, Вхутемас), ленинградской Академии художеств и Московском художественном институте имени В. И. Сурикова.
Сначала в живописи Осмеркина становится меньше элементов кубизма и. Е. Т. насыщенностью. Участвовал в выставках с 1913, в 1914 показал свои работы на выставке объединения «Бубновый валет». И в них лицо с чуть надменной улыбкой, глаза же притушены веками. В 1936 году вместе с С. С. Прокофьевым и А. Я. Таировым Осмеркин работал над оформлением спектакля «Евгений Онегин» для Московского Камерного театра. Поделиться Картины художника Александра Осмеркина. Большой интерес представляет «Натюрморт с черепом» (1924, Русский музей, Санкт-Петербург), в котором можно уловить сходство с натюрмортом типа vanitas кисти старинных европейских мастеров, где череп, сопоставленный с самыми разнообразными предметами, напоминает зрителю о бренности бытия и неотвратимости смерти.
Большой интерес представляет «Натюрморт с черепом» (1924, Русский музей, Санкт-Петербург), в котором можно уловить сходство с натюрмортом типа vanitas кисти старинных европейских мастеров, где череп, сопоставленный с самыми разнообразными предметами, напоминает зрителю о бренности бытия и неотвратимости смерти. Он неизменно сохранял верность принципам свободной, основанной на гармонии цветовых отношений живописи. Как и все «бубновалетцы» испытал сильное влияние П. Сезанна, а также французского фовизма и кубизма. Дух маленьких купеческих городков изображенных в пьесах Островского, ощущается и в картинах Осмеркина, показывающих тихие провинциальные улочки, цветок герани на окне, стол с самоваром («Улица в Загорске», «Пейзаж с мостом. Есть усталость в надменности, в позе, опущены плечи.
Его ранние произведения «прежде всего живописны». Одна из картин – «Новая Голландия» (1948, Государственный Русский музей) – – представляет собой не просто городской пейзаж, основным мотивом которого является изображение архитектурного памятника XVIII века так называемой «Новой Голландии», построенной архитектором Ж. -Б. В этом городе художник написал множество натюрмортов, портретов, архитектурных пейзажей, представляющих соборы и палаты Троице-Сергиевой лавры («Кладезная Троице-Сергиевой лавры. Более. Волга. Мазки переполнены эмоциями. Это такие работы, как «Ветлы.
Данью благодарности великому поэту была еще раньше серия пейзажей, написанных в пушкинских местах: «Аллея Керн», «Домик няни», «Святогорский монастырь» и другие. Насыщенность красок делает изображение удивительно динамичным, подвижным. Загорск», «За чашкой чая», все – в конце 1940-х, собрание Г. Н. Осмеркиной). В следующем году он создал декорации для постановки «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина в Большом драматическом театре в Ленинграде. Среди натюрмортов начала 1920-х годов выделяется и своеобразный «Натюрморт с черепом» (1924, Государственный Русский музей), напоминающий, на первый взгляд, старинные испанские или голландские натюрморты «vanitas» (суета сует).
Потрбно вдмтити, що в. лричний настрй (в пейзажах): «Портрет художника М. М. Аветова» 1924. А в 1937 году, по случаю пушкинского юбилея, он создает декорации для «Маленьких трагедий» Пушкина в постановке А. Дикого в Большом драматическом театре Ленинграда («Моцарт и Сальери», «Сцены из рыцарских времен»). Рериха, в Киевском худож. Любовь к театральному искусству не покидала его, но влечение к живописи оказалось сильнее. работы Осмеркина уже вполне реалистичны. Портрет А. А. Ахматовой (1939-40), серия пейзажей Новая Голландия (1945) – пожалуй, самые известные работы 1930-40-х гг. Ленинград» (1939–40, Гос.
В этот же период Осмеркин занимался оформлением спектакля по пьесе А. Н. Островского «Горячее сердце» для Казанского драматического театра. Не нужно быть знатоком и искусствоведом, чтобы при слове «подсолнухи» вспомнить о знаменитой одноименной картине голландского мастера кисти Винсента Ван Гога. А. Осьмеркин «Портрет Аветова».
Брат и сестра», 1927, оба – в Третьяковской галерее, Москва «Ленинград с корабля», 1930, собрание Л. А. Осмеркиной «Серый день», 1935, Русский музей, Санкт-Петербург «Натюрморт. В картине нет четкого композиционного построения, наоборот, присутствует нарочитая «фрагментарность» события, нет ясно выраженной смысловой законченности, хотя автор задумал ее как групповой портрет современников. Загорск», 1944, Мордовская картинная галерея им. Среди портретных работ тех лет замечателен по живописи «Портрет М. Н. Аветова» (1924, Государственный Русский музей), решенный в зелено-охристых тонах. У пруда», 1925 «Цыгане.
В солнечном дне уже нет той неги и покоя, какие были разлиты в голубом воздухе Тавриды, а синева высокого холодного северного неба – прозрачная и далекая, своеобразной монументальной рамой которому служит огромная арка «Новой Голландии». Островского (1943, Большой драматический театр, Казань оба – режиссер А. Д. Дикий). Брат и сестра» (1927, Государственная Третьяковская галерея), «Ленинград с корабля» (1930, собрание Л. А. Осмеркиной), «Серый день» (1935, Государственный Русский музей), «Натюрморт.
К середине 1920-х гг. В 1948 отстранён от преподавательской деятельности и участия в выставках в связи с обвинениями«в формализме и космополитизме». Сидели, рассматривая репродукции с картин французов. уч-ще (1916–17). Художник, писал пейзажи, портреты, тематические полотна. Большинство работ этого времени выполнены в охристых изумрудных, лазурных тонах.
собрание Н. Г. Осмеркиной) и другие. Осмеркин очень любил Ленинград и посвятил ему много работ («Мойка. Умер Осмеркин в Москве 25 июня 1953.
Натюрморты конца 1910-х – начала 1920-х годов тоже строятся на основе сезаннистских или кубистических увлечений – «Натюрморт с керосиновой банкой» (конец 1910-х – начало 1920-х гг. Желая к его приезду украсить комнату, Винсент впервые рисует подсолнухи. Описание материально-технического обеспечения. Колорит ранних произведений Осмеркина очень строг и сдержан. Пимоненко.
Как и в «Натюрморте с черепом», композиция данной работы строится на контрапунктном звучании темных и светлых пятен. Барковой, 1921).
15 А. Осьмёркин. Справедливости ради отметим, что никто из них так и не поверил в способности Винсента. Эта нарядная композиция радует глаз своими звонкими и чистыми красками.
Быть может, портрет Моны Лизы для Леонардо был всего лишь портретом женщины. Тульский областной.
Александр Александрович Осмёркин (8 декабря 1892, Елисаветград 25 июня 1953. Белая ночь (1927)и др. Среди тематических картин художника – а он немало потрудился, осваивая этот новый и сложный для него жанр, – более других известна Красная гвардия в Зимнем дворце (1927). В 1936 году совместно с С. С. Прокофьевым и А. Я. Таировым художник работал над оформлением спектакля «Евгений Онегин» для Камерного театра в Москве.
В интервале с 1918 по 1948 г. Александр Александрович вел активную педагогическую деятельность в свободных художественных мастерских, Ленинградской Академии художеств, Московском художественном институте В. И. Козы», конец 1930-х, местонахождение неизвестно). После 1917 руководил росписью агитпоездов, выполнял декоративные панно для оформления площадей и улиц. В 1920–1930-х годах художник создал множество пейзажей, портретов, натюрмортов («Ветлы. Козы», конец 1930-х, местонахождение неизвестно).
Вскоре вместе с родителями мальчик переехал в Воронеж. Цветовая гамма ранних произведений Осмеркина сдержанна и проста. Увидев мир в его подлинном свете, Ван Гог решает посвятить себя живописи. В центре композиции – бандура, лежащая на столе и гитара, показанная чуть правее. художник, сценограф. Его захватили абсолютно новые темы и образы.
В поисках впечатлений Кузнецов путешествовал по заволжским степям и Средней Азии. Дикий). Священный для всякого сезанниста принцип живопись – это верный цвет на верном месте остается незыблемым, но художника интересует и передача фактур разных материалов и психология (в портрете) и лирическое настроение (в пейзажах): Портрет Е. Т. Барковой (1921), Портрет художника М. Н. Аветова (1924), Охотничий натюрморт (1923-24), Мойка. Его излюбленные жанры – натюрморт, портрет (Портрет мужчины в тюрбане, 1912, ГТГ Натюрморт с бандурой, 1921, ГРМ). Передать красоту материального мира в каком-то одном композиционно-ритмическом и цветном ключе – такую задачу решает художник во многих натюрмортах тех лет, например, в «Натюрморте с бандурой» (1920, Государственный Русский музей). Лаконичен и композиционный строй его работ. Успешно выступал и как художник театра – в ленинградском Большом драматическом (1937), а во время эвакуации в Казанском драматическом (1943), – однако эпохальных вещей в этой области не создал.
Ив целом – движение фигуры продолжается тихим движением ткани. В 1928 году на выставке, организованной Совнаркомом, он получил премию за работу «Красная гвардия в Зимнем дворце». В 1911 году поступает в Киевское художественное училище. Татарская деревня» (конец 1930-х гг. С 1932 года он жил в Ленинграде, где во Всероссийской академии художеств возглавлял мастерскую живописного факультета. А. А. Осмеркин был натурой многообразно одаренной.
Он прививал им любовь к краскам, живописной технике, развивал их колористическое чувство. Портрет Аветова В портретном искусстве 20 – 21 века условно можно. Сначала в живописи Осмеркина становится меньше элементов кубизма и происходит как бы возврат к Сезанну (Парк, Натюрморт с бандурой, обе 1920 Портрет Е. Т. Барковой, Портрет девушки, обе 1921 и др. ). На то время живописцев называли русскими сезанистами.
Гораздо лучше ему удавались пейзажи, портреты, натюрморты. Сколько благородства и строгости в одном из ранних автопортретов художника (ок. Художник отходит от сознательного аскетизма ранних работ и создает произведения светлые, солнечные, наполненные радостью творчества, живого общения с природой. Создается впечатление, будто художник торопился «излить себя» на полотно, пока его не унесло бурным фонтаном чувственного восторга. Череп изображенный художником, вовсе не является здесь поводом для печальных раздумий. Был членом объединений «Бубновый валет», «Общество московских художников» и АХРР.
С этого момента началась его влюбленность в творчество великого художника, восхищение и преклонение перед которым он пронес через всю свою жизнь. «Чувство искусства», как он сам называл позднее способность проникновения в мир возвышенного, прекрасного, воспитывалось в нем и литературой. В одном из писем Павловскому учитель обращается к нему с такими словами: «Пиши так, как будто ты пишешь в первый раз. » То есть радуйся тому, что ты живешь, что ты художник и можешь мгновению дать живописную жизнь. с 1933), МХИ (1937–1948).
Он был безраздельно предан искусству. Кузнецов входил в Комиссию по охране памятников искусства и старины в Московском Кремле. Последней точкой этих поездок стала Бухара. Шестой корпус» (1946, Государственный Русский музей), «Реставрационные работы в лавре» (1946, Государственный Русский музей). Именно на этих двух контрастных пятнах, самом темном (череп) и самом светлом (молочник), Осмеркин и выстраивает композицию натюрморта, колорит которого выдержан в серовато-охристых тонах.
Белая ночь, 1927 оба пейзажа – в Третьяковской галерее), хотя время от времени и «отчитывался» историко-революционными полотнами (Взятие Зимнего дворца, 1927, Русский музей) или казенными портретами передовиков. В 1911 г. – проходит курс обучения в художественном училище Киева во главе с Н. К. В следующем году впервые участвует в выставке Бубнового валета. Священный для всякого сезанниста принцип живопись – это верный цвет на верном месте остается незыблемым, но художника интересует и передача фактур разных материалов и психология (в портрете) и лирическое настроение (в пейзажах): Портрет Е. Т. Барковой (1921), Портрет художника М. Н. Аветова (1924), Охотничий натюрморт (1923-24), Мойка. Жизнь художника была неразделимой с Москвой и Петроградом.
Глядя на полотно Осмеркина «Натюрморт с подсолнечником и рябиной» (1952, собрание Г. Н. Осмеркиной), мы видим восторг художника перед красотой природы, восхищение ее яркими красками. Волга. Ахматовой. Загорск», «За чашкой чая» (все конца 1940-х гг. Живописный артистизм Осмеркина проявился и в ярком, жизнерадостном полотне, получившем название «Натюрморт с ходиками» (1952, Русский музей, Санкт-Петербург). Сейчас ясно, что это произведение не лучшее из созданных Осмеркиным.
Там была «заданность» темы, некий «сезанновско-кубистический канон», то есть природа воспринималась сквозь призму живописных увлечений. Преподавал в ГСХМ– Вхутемасе– Вхутеине в Москве (1918–30), ИЖСА (1932–47 проф. Рыбы», 1938, Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск). Для его творчества характерно преобладание исполненных поэзии натюрмортов, пейзажей и портретов, хотя наряду с ними Осмеркин выполнял и большие тематические картины: «Подмосковный трактир» (1926, местонахождение неизвестно), «Красная гвардия в Зимнем дворце» (1927, Государственный Русский музей), «Коммунистическое пополнение девятнадцатого года» (1928, Государственная Третьяковская галерея). У пруда», 1925 «Цыгане.
Валлен-Деламотом. Фактура картины привлекает внимание своей рельефностью. Он весь погружен в слушанье звуков.
Но живопись бубнововалетцев никогда не была чистым подражанием французскому мастеру – эти художники овладевали сезанновским методом, но выросли они на русской почве и, кроме французов, в их творчестве чувствуется влияние русского народного искусства. Его интересовали сцены быта и труда, человеческие типы. Первым откровением большого искусства, одним из самых сильных впечатлений детства была для него воспроизведенная в журнале «Нива» «Муза» М. А. Врубеля. Картина построена на противопоставлении ярко-желтых подсолнечников и алых гроздьев рябины.
Ф. В. Сычкова, Саранск), «Загорск. Кроме того, в этих работах Осмеркина всегда акцентируется «классическое», плановое построение пейзажа, что сближает его не только с Ивановым, но и с Пуссеном. Козы. В следующем году он создал декорации для постановки «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина в Большом драматическом театре в Ленинграде. У Александра Осмёркина есть внук, который также является московским художником.
Увлекался театром, в юности мечтал стать актером, даже собирался учиться. являлся многогранной и одаренной личностью. Чтобы как-то прожить, ему приходилось исполнять театральные декорации, но главным для него в то время были занятия в частной студии И. Машкова, который, как известно, был одним из организаторов «Бубнового валета». Ларионов взял в руки карту бубнового валета.
музей А. С. леными тенями, светлые пятна от солнца внизу – все дает ощущение пространства. Все работы Ван Гога, в том числе и его знаменитая картина «Подсолнухи», переполнены страстью и избытком чувств. Вместе они создают атмосферу душной, печалью наполненной комнаты, где лицо, «по-испански» надменное и строгое. темы творчества О. – натюрморты («Натюрморт с черепом», 1921, ГРМ), пейзажи («Мойка. (третий слева Осьмеркин А. А., четвертая Губанова (Бекарян) Д. А, шестая Богаевская.
Загорск», «За чашкой чая», все — в конце 1940-х, собрание Г. Н. Осмеркиной). Удавалось это и Александру Иванову, замечательному русскому художнику XIX века, к творчеству которого обращался Осмеркин в 1930-е годы. К 1921 году относится «Натюрморт с белой пиалой» (Государственный Русский музей). 1924. И он делает это убедительно, со всей силой своего живописного таланта. Обычно их немного, как, например, в картине «Натюрморт с белой пиалой» (1921, Русский музей, Санкт-Петербург).
Все это – на коричнево-охристом фоне. Член объединений Бубновый валет (с 1913), с 1916 г. – Мир искусства, позже – Ассоциации художников революционной России. Машкова в Москве (1913-1915). Волга. В годы Великой Отечественной войны Осмеркин жил в Загорске (Сергиев Посад). Политика конфиденциальности Описание Википедии Отказ от.
Если в ранних его вещах доминирует кубистически-«натюрмортное», предметное начало (Натюрморт с бандурой, 1920 Натюрморт с черепом, 1921 обе работы – в Русском музее), то параллельно мощно усиливается и самоценная экспрессия цвета (Портрет Е. Т. Барковой (жены художника), 1921 там же). Таким примером планового построения композиции является «Пейзаж. Юг Франции безумно вдохновлял впечатлительного голландца.
Кузнецов отошел от руководства «Голубой розой», хотя и не прервал отношений с членами объединения. В годы Великой Отечественной войны Осмеркин жил в Загорске (Сергиев Посад). И Врубель мог.
Своей мыслью, неразделимой с фантазией, он прошел сквозь общие достижения в искусстве. Плесково» (1953, Государственный Русский музей). В 1910 году А. Осмёркин поступает в петербургскую Рисовальную школу Общества поощрения художеств (класс Н. Рериха), где учится год. Тополя» (1938, собрание Т. А. Осмеркиной), «Уличка в Крыму. О том, как это произошло, он писал: «Я был у Ларионова и Гончаровой.
Конспирологические теории находят на этой картине вообще. В его творчестве появляются сюжетно-тематич.
Очарование материального мира мастер показывает с помощью звучных оттенков и музыкально-ритмичных, плавных линий, как, например, на картине «Натюрморт с бандурой» (1920, Русский музей, Санкт-Петербург). природа, вновь твой робкий ученик». Изображен молодой человек играющий на тари. Вернувшись в 1901 году в Россию, Грабарь вошел в художественное объединение «Мир искусства». Однако, несмотря на все усилия, мастером тематической картины Осмеркин так и не стал. Осмеркин говорил: «Галереи Щукина и Морозова – моя академия».
Ждановка», 1937, собрание Л. А. Осмеркиной «Памятник Петру I в Ленинграде», 1930, Кировоградский областной краеведческий музей «Инженерный замок», 1945, Государственный музей русского искусства, Киев и многие другие). А. А. Осмеркин был натурой многообразно одаренной. Художник открывает для себя барбизонцев, Г. Курбе, Рембрандта, русских мастеров XIX в. (А. Дьяченко и Н. К. Главное, что художник стремился увидеть в природе и передать, как и Сезанн, «не становление, а бытие, не явления, а формы» (Я.
Коричневый, голубой, малиново-красный. В поздних его вещах отзвуки кубизма окончательно уступают место импрессионистической манере письма, в целом мажорной (букеты цветов и пейзажи Загорска конец 1940 – начало 1950-х годов), но порой наделяемой и острым драматизмом (Портрет художницы Н. А. Удальцовой, 1948, Третьяковская галерея). Еще в годы Великой Отечественной войны для Казанского драматического театра Осмеркин оформлял в постановке А. Дикого пьесу А. Н. Островского «Горячее сердце». Аветова».
ОСМРКИН (Осмеркин) Александр Александрович, рос. Они расположены четко и мерно, так что рисунок их, несколько жесткий, заставляет «звучать» взгляд героя еще тише, почти приглушенно. Загорская серия – это новая страница, новая тема в творчестве художника. лит. Художник много путешествовал по стране, писал природу Севера, Урала, Алтая, Средней Азии. Как и все «бубновалетцы» испытал сильное влияние П. Сезанна, а также французского фовизма и кубизма.
Полотна Осмеркина постоянно демонстрировались на разнообразных выставках: в 1919 году – на V Государственной выставке картин нового искусства, в 1922 году – на I Советской выставке в Берлине, затем на экспозиции «Московских живописцев» (1926), выставке «Бытие» (1927), «Художники РСФСР за 15 лет» (в 1932 году – в Ленинграде, в 1933 году – в Москве) и т. д. Цветовая экспрессия, насыщенность тона невольно возвращают нас к ранним работам художника. Благодаря выступающей вперед части стола со спинками стульев все эти предметы как будто отодвинуты на второй план. Загорск», 1944, Мордовская картинная галерея им. Вот Пушкин это мог. Здесь художник и показывает модель чуть сбоку и снизу.
«сезаннизма» и кубизма. В статье «О воспитании художников» Осмеркин писал: «Выращивание молодого художника – это прежде всего воспитание в нем художественной культуры и с этого воспитания надо начинать. Можно было бы назвать еще несколько пейзажей, подобных этому, например «Пейзаж» (конец 1910-х – начало 1920-х гг. К середине 1920-х гг.
Увлекался театром, в юности мечтал стать актером, даже собирался учиться пению. Картина «Подсолнухи» целиком поглощает внимание зрителя своими харизматичными и крупными мазками. С сер. Визуально ваза выглядит маленькой для огромных и строптивых подсолнухов. Если в ранних его вещах доминирует кубистически-«натюрмортное», предметное начало (Натюрморт с бандурой, 1920 Натюрморт с черепом, 1921 обе работы – в Русском музее), то параллельно мощно усиливается и самоценная экспрессия цвета (Портрет Е. Т. Барковой (жены художника), 1921 там же). Государственный Русский музей), «Натюрморт» (начало 1920-х гг.
собрание Т. А. Осмеркиной), «Крым. В 1985 в Кировограде создан худож. -мемориальный музей художника. Пимоненко, в студии И. И. Белая ночь). собрание Н. Г. Осмеркиной). Брат и сестра», 1927, оба — в Третьяковской галерее, Москва «Ленинград с корабля», 1930, собрание Л. А. Осмеркиной «Серый день», 1935, Русский музей, Санкт-Петербург «Натюрморт.
Но, как говорил сам Осмеркин, «это очень трудно, чтоб и природа и искусство. В. И. Сурикова. Так Осмеркин пишет портрет.
Он говорил: «Галереи Щукина и Морозова — моя академия». Учился в Рисовальной школе ОПХ в С. -Петербурге (1910) у Н. К. Гл. За работой», 1913, Третьяковская галерея, Москва «Восточный пейзаж», 1910-е, Дагестанский краеведческий музей, Махачкала). приёмы сочетаются в них с«бубнововалетской» фактурностью живописи, материальной плотностью мазка и колористич.
У пруда» (1925, Государственная Третьяковская галерея), «Цыгане. Теперь же – словно прорыв, непосредственно к тому, что видит глаз. Его тянуло в Москву, в шумный, бурлящий город – центр нового молодого искусства. влияние «бубнововалетской» живописи, в частности традиций рус. Испытал значит.
– член-учредитель и секретарь Общества московских художников. Участвуя в строительстве новой, социалистической жизни, художник обращался к созданию жанровых полотен, примером чему может служить «Коммунистическое пополнение девятнадцатого года» (1928, Государственная Третьяковская галерея).
Михаил Никитич Аветов (Микаэл Мкртичевич, 2 января 1895, Туркмения 1972, Москва. ОСМЕРКИН, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1892–1953), русский художник, мастер живописи, представитель группы «Бубновый валет». Но «свод небес зелено-бледный», почувствованный художником здесь особенно пронзительно.
Главные «персонажи» – бандура, лежащая на столе и стоящая справа гитара – являются основными композиционными акцентами, которые дополняют жестяной поднос, смычок и тетрадь с буквами начала названия, отмечающими причудливое движение кисти. Ф. В. Сычкова, Саранск).
Белая ночь», 1927, Всерос. Осмеркин А. А. Ф. В. Сычкова, Саранск). Осмеркин А. А. Рыбы», 1938, Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск).
1920-хгг. В 1920–1930-х годах художник создал множество пейзажей, портретов, натюрмортов («Ветлы. Это высокий светлый кувшин, пиала, трубка и раскрытая книга, на которой лежит карандаш. Несмотря на присутствие в «Натюрморте с черепом» столь мрачного объекта, в картине нет чувства безысходности, пессимизма, так как она действует на нас в одном, абсолютно определенном плане, а именно: чисто живописном. Зритель понимает, что перед ним — изображение какой-то определенной местности, где живут киргизы или кочевники-калмыки и в то же время это не конкретный край, а вся Земля с ее необозримыми просторами («Мираж в степи», 1912, Третьяковская галерея, Москва «Водоем», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург «В степи», собрание В. А. Дудакова, Москва «В степи.
работы О. становятся более реалистичными, он использует приёмы импрессионизма: «Мойка. Череп изображенный художником, вовсе не является здесь поводом для печальных раздумий. музей, Москва), «Новая Голландия» (1945, ГРМ). В 1936 году вместе с С. С. Прокофьевым и А. Я. Таировым Осмеркин работал над оформлением спектакля «Евгений Онегин» для Московского Камерного театра. Однако, время от времени Осмеркин увлекался историческими революционными композициями (Взятие Зимнего дворца), а также портретами активистов. Преподавал в ГСХМ – Вхутемасе – Вхутеине в Москве (1918-1930 годы), ИЖСА (1932-1947 годы профессор с 1933 года), МХИ (1937-1948 годы).
Будущий художник писал натурные этюды и делал зарисовки, внимательно наблюдая за природой. Многочисленные ивановские пейзажи, «штудии» деревьев, которые он писал, живя в Италии, становятся для Осмеркина ключом к дальнейшей разработке пейзажных мотивов. Просто ли видя модель на почти пустом голубом фоне стены, увлекаясь увиденным ритмом. Работы О. 1910-1920-х гг.
Особенно яркое впечатление на русского живописца произвело искусство Дерена и Сезанна, оказавшее влияние на пейзажные работы Осмеркина, выполненные в 1920-х годах («Пейзаж», 1920, Русский музей, Санкт-Петербург). Гораздо лучше ему удавались пейзажи, портреты, натюрморты. Умер он в Москве в 1953 году, находясь за работой.
Дух маленьких купеческих городков изображенных в пьесах Островского, ощущается и в картинах Осмеркина, показывающих тихие провинциальные улочки, цветок герани на окне, стол с самоваром («Улица в Загорске», «Пейзаж с мостом. Таковы полные яркого света и трепетного воздуха картины «Луч солнца» (1901, Третьяковская галерея, Москва), «Сентябрьский снег» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Февральская лазурь» (1904, Третьяковская галерея, Москва), свидетельствующие об интересе мастера к импрессионизму. В 1927-1927 гг.
Фон – черно-кирпичные пятна ковра. уч-ще (1911–13) у Г. К. Через три года художник понял, что символизм в искусстве практически изжил себя. Оформил несколько театральных постановок. Изначально картина «Подсолнухи» писалась мастером с целью украсить свое жилище в Арле, чтобы предстать в выгодном свете перед коллегой и другом Полем Гогеном.
В Государственном Русском музее хранятся два ее портрета: 1921 и 1925 годов. Именно на этих двух контрастных пятнах, самом темном (череп) и самом светлом (молочник), Осмеркин и выстраивает композицию натюрморта, колорит которого выдержан в серовато-охристых тонах. Крым. Белая ночь. Художник очень тщательно выбирает предметы для своих натюрмортов. Этот общий рисунок находит свой отклик и в цвете: синие и голубые тона служат местом для встречи красной, скорее малиновой, кофты и написанной коричневым юбки. Александр Александрович, являясь сторонником сочной живописи, очень расположен к П. Сезанну и кубистам и широко экспериментируя в своем творчестве, тем не менее, слишком далеко не отходит от непосредственного восприятия натуры (Дама с лорнеткой, В кафе и другие работы).
Барковой (1921), Портрет художника М. Н. Аветова (1924), Охотничий. В поздних его вещах отзвуки кубизма окончательно уступают место импрессионистической манере письма, в целом мажорной (букеты цветов и пейзажи Загорска конец 1940 – начало 1950-х годов), но порой наделяемой и острым драматизмом (Портрет художницы Н. А. Удальцовой, 1948, Третьяковская галерея). Свои работы художник постоянно показывал на различных выставках тех лет: на V Государственной выставке картин нового искусства (1919), на I Советской выставке в Берлине (1922), «Московских живописцев» (1926), на выставке «Бытие» (1927), «Художники РСФСР за 15 лет» (1932 – Ленинград, 1933 – Москва) и многих других. Белая ночь.
Значительна деятельность Грабаря и в области архитектуры: в 1909–1914 годах он выступал как строитель подмосковного санатория «Захарьино». В 1948 году отстранён от преподавательской деятельности и участия в выставках в связи с обвинениями «в формализме и космополитизме». В этот же период Осмеркин занимался оформлением спектакля по пьесе А. Н. Островского «Горячее сердце» для Казанского драматического театра. Белая ночь (1927)и др. Он говорил: «Галереи Щукина и Морозова – моя академия».
Сколько радости, сколько восхищения цветом, даруемым самой природой излучает «Натюрморт с подсолнечником и рябиной» (1952, собрание Н. Г. Осмеркиной), построенный на контрасте красных упругих гроздьев рябины и желтых подсолнухов. Я вначале воспитываю у них любовь к материалу, любовь к краскам: ультрамарину изумрудной, охрам, кадмию, слоновой кости и т. д». «Бубновый валет» приглашал на свои выставки иностранных мастеров – А. Матисса, П. Пикассо, Ф. Леже. Главным «героем» там выступает череп, через сопоставление с которым самых различных предметов повторяется давнее «помни о смерти», «ничто не вечно». Смерть застала его за работой.
Осмеркин успешно зарекомендовал себя, как художник Большого драматического театра в Ленинграде (1937 г. ). Сурикова. Среди тематических картин художника – а он немало потрудился, осваивая этот новый и сложный для него жанр, – более других известна Красная гвардия в Зимнем дворце (1927).
Он умеет найти как бы некую грань, которая делит пространство на планы, на ближний и дальний и, взглядом беря панораму открывшегося ландшафта, легко размещает, «пропуская» сквозь солнечный свет или туман, дома, деревья, кустарники, горы, фигуры людей. Важную роль играет здесь светотеневая среда. Если в произведениях раннего этапа Осмеркина преобладает кубистически предметное начало, относящееся к натюрморту (Натюрморт с бандурой, Натюрморт с черепом 1919 и 1920 г. ), то одновременно с этим очень усиливается цветовая выразительность художника (Портрет Е. Т. Они пытались создать новый тип социалистического искусства, пользуясь живописными приёмами «русского сезаннизма».
В 1913 году А. Осмёркин отправляется в Москву, в школу И. Машкова, а с 1914 года уже участвует в выставках «Бубнового валета»— группы московских живописцев, которых именовали «русскими сезанистами». Он участвовал. «Бубновый валет» иногда называют русской школой сезаннизма и это совсем не случайно.
Осмеркин преподавал в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда). Его работы 1920-х годов являются красноречивым подтверждением и убедительным воплощением задач, которые ставили перед собой художники объединений «Бытие», «Товарищество живописцев» и ОМХ. Завершив обучение в 1910 году, Куприн вместе с другими художниками принял участие в создании объединения «Бубновый валет». Осмеркин преподавал в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда). Родился в Елизаветграде (ныне Кировоград, Украина) 26 ноября (8 декабря) 1892 в семье чиновника-землемера.
Преподавал во Вхутемасе-Вхутеине (1918-1930), позже – в Академии художеств и Московском художественном институте им. Художник с равным вниманием и уважением относился к своим воспитанникам, поощрял самостоятельность и творческие поиски. Как и все члены этого объединения, Осмеркин любит сочную, вкусную живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры (Обнаженная на фоне персидской набойки, 1914-15 Дама с лорнеткой, 1917 Натюрморт с часами, 1918 В кафе, 1919 и др. ). Очарование материального мира мастер показывает с помощью звучных оттенков и музыкально-ритмичных, плавных линий, как, например, на картине «Натюрморт с бандурой» (1920, Русский музей, Санкт-Петербург). Портрет А. А. Ахматовой (1939-40), серия пейзажей Новая Голландия (1945) – пожалуй, самые известные работы 1930-40-х гг.
«Пушкинский спектакль» (1936–37, БДТ), «Горячее сердце» А. Н. В живописи это удавалось только громадным мастерам». Осмеркин преподавал в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда). Подобно другим представителям «Бубнового валета», Рождественский уделял большое внимание натюрморту. Чл.
Примерный. Цвет не только передает материальность, фактуру вещей, но и включает их в единое с фоном действие, создавая свой мир натюрморта, в котором кувшин, пиала и другие предметы живут живописно-пластической жизнью, обретя как бы новую ценность. Но для Осмеркина Ленинград – это прежде всего город Пушкина, потому так особенно поэтичны в его картинах пушкинские места («Пушкинский дом в Ленинграде», 1940, Якутский республиканский музей изобразительного искусства).
В натюрморте «Сирень» (1951, собрание Н. Г. Осмеркиной) выступает прежде всего то замечательное качество живописца, которое можно определить словами: «. Восторженное отношение мастера к красоте окружающего мира выразилось в картине «Натюрморт с зеркалом» (1917, Третьяковская галерея, Москва). А. Д.
Благодаря им мастер смог познакомиться с лучшими работами А. Дерена, П. Сезанна, В. Ван Гога, А. Матисса, П. Пикассо. Полотна Осмеркина постоянно демонстрировались на разнообразных выставках: в 1919 году — на V Государственной выставке картин нового искусства, в 1922 году — на I Советской выставке в Берлине, затем на экспозиции «Московских живописцев» (1926), выставке «Бытие» (1927), «Художники РСФСР за 15 лет» (в 1932 году — в Ленинграде, в 1933 году — в Москве) и т. д. Козы» (конец 1930-х гг. Учился в Киевском художественном училище (1909-1911) и в студии И. И. К 55-летию со дня смерти художника Александра Осмеркина/ В. Чернова.
«Крым. Крым. работы Осмеркина уже вполне реалистичны. Однако, принимая участие в агитационно-массовом искусстве, художник продолжал работать и над небольшими станковыми картинами, что послужило поводом к спорам с Маяковским, о которых пишет в своих воспоминаниях А. Нюренберг: «Маяковский считал, что во время революции художник должен не сидеть в мастерской и писать «портретики» и «натюрмортики», а быть на «линии огня» и помогать рабочему классу.
В «Пейзаже» (1920, Государственный Русский музей) почти весь холст занимает изображение двух огромных деревьев с мощными кривыми ветвями. Это было бы протестом против обоснованного какой-то идеологией названия вроде «Мир искусства», «Голубая роза», выражающих устремление к утонченной извращенности с погоней за модой». В 1913 г. он приезжает в Москву, занимается в студии И. И. Машкова.
В Кировограде, где родился художник, в честь его имени был основан художественный музей. Портрет художника Михаила Никитича Аветова. Государственный Русский музей) и другие. Над ними Осмеркин много работал и в 1930-40-х гг.
Рыбы» (1938, Музей изобразительных искусств Карельской АССР, Петрозаводск). объединений «Мир искусства» (1920–22 экспонентв 1917–18), «Московские художники» (1924–26), «Бытие» (1926), «Крыло» (1926–28 организатор), Общество московских художников (1927–32 чл. -учредитель). Тут же большой металлический чайник и кальян. Во время эвакуации он отличился в Казанском драматическом театре (1943 г. ). Юноша начал работать в конторе при железной дороге. Вечер.
Позднее в работах Осмеркина, как и в произведениях Р. Р. В его творчестве появляются сюжетно-тематические картины («Подмосковный трактир», 1925, частное собрание, США «Красная гвардия в Зимнем дворце», 1927, ГРМ «Коммунистическое пополнение девятнадцатого года», 1928-1929 годы, ГТГ). Правда, в этих картинах, как заметил не без иронии П. П. Кончаловский, которому Осмеркин показал свои «пушкинские» пейзажи, – «природы много искусства мало». Гораздо лучше ему удавались пейзажи, портреты, натюрморты. Их споры всегда носили острый характер и заканчивались «непожатием руки». В центре композиции — бандура, лежащая на столе и гитара, показанная чуть правее.
Особенно яркое впечатление на русского живописца произвело искусство Дерена и Сезанна, оказавшее влияние на пейзажные работы Осмеркина, выполненные в 1920-х годах («Пейзаж», 1920, Русский музей, Санкт-Петербург). Оформил ряд спектаклей, в т. ч. Реалистические приёмы сочетаются в них с «бубнововалетской» фактурностью живописи, материальной плотностью мазка и колористической насыщенностью. Смерть застала его за работой.
В них есть та упругость, совсем не древесная, в которой невольно увидишь вдруг заданность формы изображение не дерева с листьями, но уплотненность, насыщенность «образа» дерева. Таковы, например, «Сирень на фоне обоев» (1951, Государственный Русский музей), «Букет полевых цветов с подсолнухом» (1951, Государственный Русский музей), «Черемуха.