Художник открывает для себя барбизонцев, Г. Курбе, Рембрандта, русских мастеров XIX в. (А. В его творчестве появляются сюжетно-тематические картины («Подмосковный трактир», 1925, частное собрание, США «Красная гвардия в Зимнем дворце», 1927, ГРМ «Коммунистическое пополнение девятнадцатого года», 1928-1929 годы, ГТГ). Крым. Молодой человек подумывал о карьере актера, но выбрал живопись. Вскоре после выставки ираскола Левая федерация создала профсоюз художников-живописцев нового искусства (Ножив). С 1932 года его педагогическая деятельность переносится на долгие годы в Ленинград. Косыгина. С. 63), однако вкаталоге его фамилия незначится (возможно, участвовал вкачестве экспонента).
Картины лишины событийного действия, они созерцательны по своей сути. Главным «героем» там выступает череп, через сопоставление с которым самых различных предметов повторяется давнее «помни о смерти», «ничто не вечно». созданы под влиянием кубизма и фовизма. Преподавал в московском Вхутемасе-Вхутеине (1918-30), АХ и МХИ (1932-48). Ему не чужды такие стили, как кубизм и фовизм, также пришедшие из Франции.
Чтобы как-то прожить, ему приходилось исполнять театральные декорации, но главным для него в то время были занятия в частной студии И. Машкова, который, как известно, был одним из организаторов «Бубнового валета». Воктябре–ноябре 1918 руководил оформлением агитпоезда (позаказу военного отдела ЦИК). В 1913 г. он приезжает в Москву, занимается в студии И. И. Машкова. Серова, Художественное училище 75 по классу визажист. Через год Осмёркин поступил в Киевское художественное училище. К 1921 году относится «Натюрморт с белой пиалой» (Государственный Русский музей). Он умеет найти как бы некую грань, которая делит пространство на планы, на ближний и дальний и, взглядом беря панораму открывшегося ландшафта, легко размещает, «пропуская» сквозь солнечный свет или туман, дома, деревья, кустарники, горы, фигуры людей. Среди тематических картин художника – а он немало потрудился, осваивая этот новый и сложный для него жанр, – более других известна «Красная гвардия в Зимнем дворце» (1927).
В одном из писем Павловскому учитель обращается к нему с такими словами: «Пиши так, как будто ты пишешь в первый раз. » То есть радуйся тому, что ты живешь, что ты художник и можешь мгновению дать живописную жизнь. Каждого можно легко узнать и выделить на любой групповой выставке. Александр Александрович Осмёркин появился на свет 8 декабря 1892 г. в Елизаветграде. ОМХ.
Козы» (конец 1930-х гг., собрание Т. А. Осмеркиной), «Крым. Однако, несмотря на все усилия, мастером тематической картины Осмеркин так и не стал. Реалистические приёмы сочетаются в них с «бубнововалетской» фактурностью живописи, материальной плотностью мазка и колористической насыщенностью. Надежда Северина – член Союза художников России, Московского союза художников, Международного художественного фонда. Несмотря на присутствие в «Натюрморте с черепом» столь мрачного объекта, в картине нет чувства безысходности, пессимизма, так как она действует на нас в одном, абсолютно определенном плане, а именно: чисто живописном.
Коричневый, голубой, малиново-красный. В солнечном дне уже нет той неги и покоя, какие были разлиты в голубом воздухе Тавриды, а синева высокого холодного северного неба – прозрачная и далекая, своеобразной монументальной рамой которому служит огромная арка «Новой Голландии». Можно было бы назвать еще несколько пейзажей, подобных этому, например «Пейзаж» (конец 1910-х – начало 1920-х гг., собрание Н. Г. Осмеркиной) и другие. Член об-ва «Моск. В 1927-1927 гг.
Эти панно, построенные в духе кубистических опытов, с подчеркиванием линейных ритмов и острых сдвинутых плоскостей, в общем оформлении соединялись с гирляндами зелени и причудливыми складками красных полотнищ. (Новая Голландия, 1948, ГРМ). В 1914 году Александр вступает в общество художников «Бубновый валет» и вместе с его членами участвует в выставках.
работы Осмеркина уже вполне реалистичны. Участвовал также в1-йгосударственной выставке искусства инауки вКазани (1920). И он делает это убедительно, со всей силой своего живописного таланта. Тема сада – основная в данной экспозиции, понимается автором достаточно широко.
Это райский или земной сад, мифологический и реальный. Тамже познакомился сГ. Б. Якуловым, «встретился сБурлюком, Татлиным, Грищенко, Ларионовым, Гончаровой, новерным остался бубновалетцам» (Осмёркин 1981. В 1913-ом юноша продолжил свои занятия живописью в московской школе И. Машкова. Сколько радости, сколько восхищения цветом, даруемым самой природой излучает «Натюрморт с подсолнечником и рябиной» (1952, собрание Н. Г. Осмеркиной), построенный на контрасте красных упругих гроздьев рябины и желтых подсолнухов. уч-ще, затем в студии И. Машкова (Москва, 191315). К середине 1920-х гг.
Как и все члены этого объединения, Осмеркин любит сочную, «вкусную» живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры («Обнаженная на фоне персидской набойки», 191415 «Дама с лорнеткой», 1917 «Натюрморт с часами», 1918 «В кафе», 1919 и др. ). Член объединений Бубновый валет (с 1913), с 1916 г. – Мир искусства, позже – Ассоциации художников революционной России. Вскоре вместе сведущими художниками «Бубнового валета» принял участие ввыставке «Мира искусства» (зима 1917–1918. Художник оказался востребованным советской властью.
В начале 1920-х гг. Окончила факультет Прикладного искусства Московского Текстильного Университета им. И как бы вспоминая Островского, он пишет тихий провинциальный городок со своим колоритом, с непременной геранью в окне, с курами около дома, чаепитием с самоваром – «Улица в Загорске», «Пейзаж с мостом. Родилась в Уфе. ин-те). Таким образом, художник, выделив на плоскости картины самое темное пятно и самое светлое, строит всю «сцену» (мы видим сбоку две обрамляющие стол занавеси) на взаимодействии серо-охристых тонов, пластически разработанных в фоне. Одно ремесло, взятое без зрительного воображения, ведет к пассивности художественного мышления.
Среди портретных работ тех лет замечателен по живописи «Портрет М. Н. Аветова» (1924, Государственный Русский музей), решенный в зелено-охристых тонах. Как и в «Натюрморте с черепом», композиция данной работы строится на контрапунктном звучании темных и светлых пятен. Правда, в этих картинах, как заметил не без иронии П. П. Кончаловский, которому Осмеркин показал свои «пушкинские» пейзажи, – «природы много искусства мало». Тверская», 1924 «На Неве», 1934 «Москва-река. Но для Осмеркина Ленинград – это прежде всего город Пушкина, потому так особенно поэтичны в его картинах пушкинские места («Пушкинский дом в Ленинграде», 1940, Якутский республиканский музей изобразительного искусства). Художник открывает для себя барбизонцев, Г. Курбе, Рембрандта, русских мастеров XIX в. (А.
Машкова в Москве (1913-1915). Осмеркин очень любил Ленинград и посвятил ему много работ («Мойка. Работы О. 1910-1920-х гг. Смерть застала его за работой. Островского (1943, Большой драматический театр, Казань оба – режиссер А. Д. Дикий).
худ. Учился в Киевском худ. Осмёркин Александр Александрович (1892-1953), советский художник.
Данью благодарности великому поэту была еще раньше серия пейзажей, написанных в пушкинских местах: «Аллея Керн», «Домик няни», «Святогорский монастырь» и другие. «Крым. В 1928 году Осмеркину вручают премию за картину «Красная гвардия в Зимнем дворце. Вечер.
Так же, как Ленинград, захватил Осмеркина Загорск, куда он попал во время Великой Отечественной войны с реэвакуированной Всероссийской Академией художеств и где затем на протяжении ряда лет (1945 – 1952) он проводил свои творческие отпуска. В натюрморте «Сирень» (1951, собрание Н. Г. Осмеркиной) выступает прежде всего то замечательное качество живописца, которое можно определить словами: «. Также участвовал ввыставке «Свободное искусство» (1918. В те годы Осмеркин часто пишет портреты и одна из любимых его моделей – жена, Е. Т. Баркова.
Каждый художник – уже сложившийся зрелый мастер со своей манерой письма. Написанная вэти годы «Обнажённая нафоне персидской набойки» (1914–1915. Увлекался театром, в юности мечтал стать актером, даже собирался учиться пению. Москва). Он весь погружен в слушанье звуков.
картины («Красная гвардия в Зимнем дворце», 1927) и др. Таковы, например, «Сирень на фоне обоев» (1951, Государственный Русский музей), «Букет полевых цветов с подсолнухом» (1951, Государственный Русский музей), «Черемуха. С. 63). Окончила Художественную школу 1 им. Но «свод небес зелено-бледный», почувствованный художником здесь особенно пронзительно. Смерть застала его за работой.
«Бубновый валет» иногда называют русской школой сезаннизма и это совсем не случайно. И в них лицо с чуть надменной улыбкой, глаза же притушены веками. Цветовая экспрессия, насыщенность тона невольно возвращают нас к ранним работам художника.
Название выставки выбрано не случайно. Именно вМоскве он увидел живопись «бубновых валетов» ивдохновился ею. Его наставником был Н. Рерих. Это хорошо видно в ранних произведениях художника, в его натюрмортах.
Любовь к театру сохранилась и в дальнейшем, но победила страсть к живописи. Все это – на коричнево-охристом фоне. С. 62). Художник удивительно легко, артистично, раскрепощенно строит свой натюрморт. Сейчас ясно, что это произведение не лучшее из созданных Осмеркиным. – 1953, пос.
В 1914-ом начинающий художник присоединился к творческому объединению «Бубновый валет». Все четверо сравнивают себя с заботливыми садовниками. Но, как говорил сам Осмеркин, «это очень трудно, чтоб и природа и искусство. Во время гражданской войны его назначили ответственным за художественную агитацию на вагонах, едущих на фронт.
Они расположены четко и мерно, так что рисунок их, несколько жесткий, заставляет «звучать» взгляд героя еще тише, почти приглушенно. художники» (192426), группы «Крыло» (1927), в 192729 секр. Священный для всякого сезанниста принцип живопись – это верный цвет на верном месте остается незыблемым, но художника интересует и передача фактур разных материалов и психология (в портрете) и лирическое настроение (в пейзажах): Портрет Е. Т. Барковой (1921), Портрет художника М. Н. Аветова (1924), Охотничий натюрморт (1923-24), Мойка. Преподавал во Вхутемасе-Вхутеине (1918-1930), позже – в Академии художеств и Московском художественном институте им. Как его представитель был экспонентом 5-йгосударственной выставки картин (1919. Вмае–июле 1918 всоставе Левой («молодой») федерации профсоюза участвовал вего первой выставке (Москва).
Художники этого общества противопоставляли утонченности, рафинированности произведений «Мира искусства», символизму, недосказанности «Голубой розы» материальность живописи, «здоровую влюбленность в яркую плоть и кровь вещей, здоровую, грубоватую, подчас доходящую до «лубочности» выразительность», – как писал о них критик Я. Тугендхольд. А. Н. Портрет А. А. Ахматовой (1939-40), серия пейзажей Новая Голландия (1945) – пожалуй, самые известные работы 1930-40-х гг. Плесково» (1953, Государственный Русский музей). Но не только живопись покоряла тогда его сердце.
Гораздо лучше ему удавались пейзажи, портреты, натюрморты. Как и все члены этого объединения, Осмеркин любит сочную, вкусную живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры (Обнаженная на фоне персидской набойки, 1914-15 Дама с лорнеткой, 1917 Натюрморт с часами, 1918 В кафе, 1919 и др. ). С 1976 года живёт и работает в Москве. Вот Пушкин это мог. Портрет А. А. Ахматовой (1939-40), серия пейзажей Новая Голландия (1945) – пожалуй, самые известные работы 1930-40-х гг. Тополя» (1938, собрание Т. А. Осмеркиной), «Уличка в Крыму. Валлен-Деламотом. Кпервой годовщине революции сделал панно наздании бывшего Оперного театра С. И. Зимина.
К середине 1920-х гг. Он был безраздельно предан искусству. В 1928 году на выставке, организованной Совнаркомом, он получил премию за работу «Красная гвардия в Зимнем дворце». Виктория Осьмеркина активно участвует в выставках.
А. А. Осмеркин был натурой многообразно одаренной. ВХУТЕМАСе, в 193247 в ЛИЖСА (одноврем. Ждановка», 1937, собрание Л. А. Осмеркиной «Памятник Петру I в Ленинграде», 1930, Кировоградский областной краеведческий музей «Инженерный замок», 1945, Государственный музей русского искусства, Киев и многие другие).
Теперь же – словно прорыв, непосредственно к тому, что видит глаз. В 191830 преподавал в моск. Загорск» (1944, Мордовская картинная галерея им. Его излюбленные жанры – натюрморт, портрет (Портрет мужчины в тюрбане, 1912, ГТГ Натюрморт с бандурой, 1921, ГРМ). Учился в Киевском художественном училище (1909-1911) и в студии И. И. В следующем году впервые участвует в выставке «Бубнового валета».
Ветлы», 1938 «Митрополичья трапезная и колокольня в Лавре», 1946 «Река Трубеж», 1948) ист. -рев. Без зрительного воображения нельзя организовать картину как целое, добиться в ней правильного соподчинения деталей. Загорская серия – это новая страница, новая тема в творчестве художника.
Сначала в живописи Осмеркина становится меньше элементов кубизма и происходит как бы возврат к Сезанну («Парк», «Натюрморт с бандурой», обе 1920 «Портрет Е. Т. Барковой», «Портрет девушки», обе 1921 и др. ). Осмеркин преподавал в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда). Многочисленные ивановские пейзажи, «штудии» деревьев, которые он писал, живя в Италии, становятся для Осмеркина ключом к дальнейшей разработке пейзажных мотивов. Белая ночь (1927)и др. А. А. Осмеркин был натурой многообразно одаренной.
Однако, принимая участие в агитационно-массовом искусстве, художник продолжал работать и над небольшими станковыми картинами, что послужило поводом к спорам с Маяковским, о которых пишет в своих воспоминаниях А. Нюренберг: «Маяковский считал, что во время революции художник должен не сидеть в мастерской и писать «портретики» и «натюрмортики», а быть на «линии огня» и помогать рабочему классу. А в 1937 году, по случаю пушкинского юбилея, он создает декорации для «Маленьких трагедий» Пушкина в постановке А. Дикого в Большом драматическом театре Ленинграда («Моцарт и Сальери», «Сцены из рыцарских времен»). – член-учредитель и секретарь Общества московских художников. Татарская деревня» (конец 1930-х гг., Тульский областной.
Москва) ненадолго вошёл вобщество, новсамй выставке неучаствовал. Портреты же Осмеркин писал, придерживаясь классического стиля. в 193748 в Моск.
В статье «О воспитании художников» Осмеркин писал: «Выращивание молодого художника – это прежде всего воспитание в нем художественной культуры и с этого воспитания надо начинать. Накануне последней выставки «Бубнового валета» (ноябрь–декабрь 1917. Брат и сестра» (1927, Государственная Третьяковская галерея), «Ленинград с корабля» (1930, собрание Л. А. Осмеркиной), «Серый день» (1935, Государственный Русский музей), «Натюрморт. Преподавал в ГСХМ – Вхутемасе – Вхутеине в Москве (1918-1930 годы), ИЖСА (1932-1947 годы профессор с 1933 года), МХИ (1937-1948 годы). Для его творчества характерно преобладание исполненных поэзии натюрмортов, пейзажей и портретов, хотя наряду с ними Осмеркин выполнял и большие тематические картины: «Подмосковный трактир» (1926, местонахождение неизвестно), «Красная гвардия в Зимнем дворце» (1927, Государственный Русский музей), «Коммунистическое пополнение девятнадцатого года» (1928, Государственная Третьяковская галерея).
природа, вновь твой робкий ученик». В поздних его вещах отзвуки кубизма окончательно уступают место импрессионистической манере письма, в целом мажорной (букеты цветов и пейзажи Загорска конец 1940 – начало 1950-х годов), но порой наделяемой и острым драматизмом (Портрет художницы Н. А. Удальцовой, 1948, Третьяковская галерея). С. 133). Ябыл отмечен прессой ипризнан как художник» (Осмёркин 1981.
В«Автобиографии» Осмёркин пишет, что принимал участие вмосковской выставке «Бубнового валета» (Осмёркин 1981. Их споры всегда носили острый характер и заканчивались «непожатием руки». Дядя выписывал из столицы художественные издания и мальчик часами рассматривал репродукции картин известных мастеров. В 1948 году отстранён от преподавательской деятельности и участия в выставках в связи с обвинениями «в формализме и космополитизме». В них есть та упругость, совсем не древесная, в которой невольно увидишь вдруг заданность формы изображение не дерева с листьями, но уплотненность, насыщенность «образа» дерева. Иванова и др. ), поэзию русского пейзажа, прелесть ранее отрицаемого сюжета в живописи, понимает, что и портрет не только повод для решения пластических (цвет и форма) задач. работы Осмеркина уже вполне реалистичны.
Гораздо лучше ему удавались пейзажи, портреты, натюрморты. Учился в Киевском художественном училище (1909-11) и в студии И. И. Машкова в Москве (1912-13). Яркое многоцветие, умелая передача световоздушной среды присущи его работам 30-50-х гг. Оформил несколько театральных постановок.
В 1913 г. он приезжает в Москву, занимается в студии И. И. Машкова. Член объединения Бубновый валет, АХРР, ОМХ, Произведения Осмёркина 1910-20-х гг., созданные под влиянием кубизма и фовизма, отличаются тонкостью тональных разработок и одновременно сдержанностью цветового строя (Натюрморт с бандурой, портрет Е. Т. Барковой, – оба 1921, ГРМ). Преподавание и перемены в стране не мешают ему творить. Сколько благородства и строгости в одном из ранних автопортретов художника (ок. Над ними Осмеркин много работал и в 193040-х гг.
В следующем году впервые участвует в выставке Бубнового валета. Этими контурами она лепит объем, как скульптор свои пластические формы. В. И. Сурикова.
Козы» (конец 1930-х гг., Тульский областной художественный музей). Первым откровением большого искусства, одним из самых сильных впечатлений детства была для него воспроизведенная в журнале «Нива» «Муза» М. А. Врубеля. Кроме того, важно было поднять общую культуру у тех, кто к нему приходил.
Он считает, что обязан отображать на холсте революционные события и их героев. Белая ночь. По этому поводу он часто спорит с Маяковским, посещавшим его мастерскую. 1892, Елисаветград, Херсонская губ.
Участник выставок «Бубнового валета» (с 1913) и «Мира искусства» (с 1916), один из «русских сезаннистов». Так Осмеркин пишет портрет. Таким примером планового построения композиции является «Пейзаж. Белая ночь (1927)и др. Среди тематических картин художника – а он немало потрудился, осваивая этот новый и сложный для него жанр, – более других известна Красная гвардия в Зимнем дворце (1927). Изображен молодой человек играющий на тари. И Врубель мог. Осенью 1913 переехал вМоскву, посещал студию живописи ирисунка И. И. Машкова (довесны 1915).
Ив целом – движение фигуры продолжается тихим движением ткани. Некоторые картины в шутку называют «географическими открытиями» («Улочки в Феодосии», «Осень в Ростове» и другие) – это прежде всего находки колористических решений. Однако, несмотря на все усилия, мастером тематической картины Осмеркин так и не стал. Участвуя в строительстве новой, социалистической жизни, художник обращался к созданию жанровых полотен, примером чему может служить «Коммунистическое пополнение девятнадцатого года» (1928, Государственная Третьяковская галерея). Волга.
Белая ночь» (1927)и др. Белая ночь», 1927, Государственная Третьяковская галерея «Ленинград. Колорит ранних произведений Осмеркина очень строг и сдержан. В 1985 году в Кировограде создан художественно-мемориальный музей художника. Плесково», 1953), пейзажи («Парк», 1920 «Москва.
Он неизменно сохранял верность принципам свободной, основанной на гармонии цветовых отношений живописи. Оформил ряд театральных постановок. В 1936 году совместно с С. С. Прокофьевым и А. Я. Таировым художник работал над оформлением спектакля «Евгений Онегин» для Камерного театра в Москве. Священный для всякого сезанниста принцип живопись – это верный цвет на верном месте остается незыблемым, но художника интересует и передача фактур разных материалов и психология (в портрете) и лирическое настроение (в пейзажах): Портрет Е. Т. Барковой (1921), Портрет художника М. Н. Аветова (1924), Охотничий натюрморт (1923-24), Мойка. Тугендхольд). Их «почерк» знают как специалисты, так и простой зритель их ценят и приобретают музеи России. Осмеркин преподавал в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда).
Оформил ряд спектаклей, в том числе «Пушкинский спектакль» (1936-1937 годы, БДТ), «Горячее сердце» А. Н. Загорск», «За чашкой чая» (все конца 1940-х гг., собрание Н. Г. Осмеркиной). Его тянуло в Москву, в шумный, бурлящий город – центр нового молодого искусства. Дерево не как «образ», «идея» дерева, но с конкретностью живых мощных веток, стволов, зеленых листьев.
Козы. Если в ранних его вещах доминирует кубистически-«натюрмортное», предметное начало (Натюрморт с бандурой, 1920 Натюрморт с черепом, 1921 обе работы – в Русском музее), то параллельно мощно усиливается и самоценная экспрессия цвета (Портрет Е. Т. Барковой (жены художника), 1921 там же). Это такие работы, как «Ветлы. Он прививал им любовь к краскам, живописной технике, развивал их колористическое чувство. Главное, что художник стремился увидеть в природе и передать, как и Сезанн, «не становление, а бытие, не явления, а формы» (Я. Есть усталость в надменности, в позе, опущены плечи. Вместе они создают атмосферу душной, печалью наполненной комнаты, где лицо, «по-испански» надменное и строгое.
Иванова и др. ), поэзию русского пейзажа, прелесть ранее отрицаемого сюжета в живописи, понимает, что и портрет не только повод для решения пластических (цвет и форма) задач. Сначала в живописи Осмеркина становится меньше элементов кубизма и происходит как бы возврат к Сезанну (Парк, Натюрморт с бандурой, обе 1920 Портрет Е. Т. Барковой, Портрет девушки, обе 1921 и др. ). Ф. В. Сычкова, Саранск), «Загорск. «Портрет А. А. Ахматовой» (193940), серия пейзажей «Новая Голландия» (1945) – пожалуй, самые известные работы 193040-х гг. Художник, график. Шестой корпус» (1946, Государственный Русский музей), «Реставрационные работы в лавре» (1946, Государственный Русский музей).
Кроме того, в этих работах Осмеркина всегда акцентируется «классическое», плановое построение пейзажа, что сближает его не только с Ивановым, но и с Пуссеном. В «Пейзаже» (1920, Государственный Русский музей) почти весь холст занимает изображение двух огромных деревьев с мощными кривыми ветвями. леными тенями, светлые пятна от солнца внизу – все дает ощущение пространства. работы.
Как и все «бубновалетцы» испытал сильное влияние П. Сезанна, а также французского фовизма и кубизма. Священный для всякого сезанниста принцип «живопись – это верный цвет на верном месте» остается незыблемым, но художника интересует и передача фактур разных материалов и психология (в портрете) и лирическое настроение (в пейзажах): «Портрет Е. Т. Барковой» (1921), «Портрет художника М. Н. Аветова» (1924), «Охотничий натюрморт» (192324), «Мойка.
«Чувство искусства», как он сам называл позднее способность проникновения в мир возвышенного, прекрасного, воспитывалось в нем и литературой. В Государственном Русском музее хранятся два ее портрета: 1921 и 1925 годов. Он был безраздельно предан искусству. Над ними Осмеркин много работал и в 1930-40-х гг.
Одна из картин – «Новая Голландия» (1948, Государственный Русский музей) – – представляет собой не просто городской пейзаж, основным мотивом которого является изображение архитектурного памятника XVIII века так называемой «Новой Голландии», построенной архитектором Ж. -Б. Там была «заданность» темы, некий «сезанновско-кубистический канон», то есть природа воспринималась сквозь призму живописных увлечений. Основное ядро объединения художников «Бубновый валет» составляли И. И. Машков, П. П. Кончаловский, В. В. Рождественский, Р. Р. Фальк, А. В. Лентулов, А. В. Куприн. Фон – черно-кирпичные пятна ковра.
Красные плоды написаны так легко, артистично, сначала целым" пятном, затем сверху отдельными ударами тонкой кисти, словно гроздья рябины собрали всю щедрость осеннего солнца. Постоянное совершенствование живописного мастерства совсем не означает, что художник в те годы запирается в своей мастерской. Однако, несмотря на все усилия, мастером тематической картины Осмеркин так и не стал. работы Осмеркина уже вполне реалистичны.
Осмеркин говорил: «Галереи Щукина и Морозова – моя академия». Передать красоту материального мира в каком-то одном композиционно-ритмическом и цветном ключе – такую задачу решает художник во многих натюрмортах тех лет, например, в «Натюрморте с бандурой» (1920, Государственный Русский музей). Натюрморты конца 1910-х – начала 1920-х годов тоже строятся на основе сезаннистских или кубистических увлечений – «Натюрморт с керосиновой банкой» (конец 1910-х – начало 1920-х гг., Государственный Русский музей), «Натюрморт» (начало 1920-х гг., Государственный Русский музей) и другие. Вот таким образом, многие работы написаны, словно на одном дыхании. Правда, лубок и «примитивы» имеют для художника меньшее значение, чем для его учителя Машкова. Начало XX века в русском искусстве отмечено появлением различных художественных группировок.
Удавалось это и Александру Иванову, замечательному русскому художнику XIX века, к творчеству которого обращался Осмеркин в 1930-е годы. Еще в годы Великой Отечественной войны для Казанского драматического театра Осмеркин оформлял в постановке А. Дикого пьесу А. Н. Островского «Горячее сердце». Гораздо лучше ему удавались пейзажи, портреты, натюрморты. Над ними Осмеркин много работал и в 1930-40-х гг. Ранее вколлекции А. Ф. Чудновского) свидетельствует овлиянии Машкова.
Белая ночь, 1927 оба пейзажа – в Третьяковской галерее), хотя время от времени и «отчитывался» историко-революционными полотнами (Взятие Зимнего дворца, 1927, Русский музей) или казенными портретами передовиков. Тем неменее художник был прав, когда назвал себя «кровным сыном Бубнового валета» (Осмёркин 1981. Увлекался театром, в юности мечтал стать актером, даже собирался учиться пению. Сначала в живописи Осмеркина становится меньше элементов кубизма и происходит как бы возврат к Сезанну (Парк, Натюрморт с бандурой, обе 1920 Портрет Е. Т. Барковой, Портрет девушки, обе 1921 и др. ). Осмеркин преподавал в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда). У пруда» (1925, Государственная Третьяковская галерея), «Цыгане.
Москва). Автор ищет и находит красоту в самых обычных, будничных явлениях. Кроме этого художник создает и станковые работы. Родилась в Москве в 1967 году в семье художников.
В этом он не был оригинален: та же эволюция происходила и с другими участниками «Бубнового валета». Свои работы художник постоянно показывал на различных выставках тех лет: на V Государственной выставке картин нового искусства (1919), на I Советской выставке в Берлине (1922), «Московских живописцев» (1926), на выставке «Бытие» (1927), «Художники РСФСР за 15 лет» (1932 – Ленинград, 1933 – Москва) и многих других. Плесково, Московская обл. В картине нет четкого композиционного построения, наоборот, присутствует нарочитая «фрагментарность» события, нет ясно выраженной смысловой законченности, хотя автор задумал ее как групповой портрет современников. Среди тематических картин художника – а он немало потрудился, осваивая этот новый и сложный для него жанр, – более других известна Красная гвардия в Зимнем дворце (1927).
Здесь художник и показывает модель чуть сбоку и снизу. Портреты («Портрет Е. Т. Барковой», 1921 «Портрет девушки», 1924 «Портрет А. А. Ахматовой», 1939), натюрморты («Натюрморт с палитрой», 1918 «Натюрморт с белой пиалой», 1921 «Натюрморт с черепом», 1921 «Лилии и настурции», 1947 «Натюрморт с ходиками», 1952 «Черемуха. Рыбы» (1938, Музей изобразительных искусств Карельской АССР, Петрозаводск). Просто ли видя модель на почти пустом голубом фоне стены, увлекаясь увиденным ритмом. Главные «персонажи» – бандура, лежащая на столе и стоящая справа гитара – являются основными композиционными акцентами, которые дополняют жестяной поднос, смычок и тетрадь с буквами начала названия, отмечающими причудливое движение кисти. К середине 1920-х гг.
Среди натюрмортов начала 1920-х годов выделяется и своеобразный «Натюрморт с черепом» (1924, Государственный Русский музей), напоминающий, на первый взгляд, старинные испанские или голландские натюрморты «vanitas» (суета сует). Родилась в 1955 году. В живописи это удавалось только громадным мастерам».