Шестой корпус» (1946, Государственный Русский музей), «Реставрационные работы в лавре» (1946, Государственный Русский музей). Осенью 1913 переехал вМоскву, посещал студию живописи ирисунка И. И. Машкова (довесны 1915). В живописи это удавалось только громадным мастерам». ин-те).
Главные «персонажи» – бандура, лежащая на столе и стоящая справа гитара – являются основными композиционными акцентами, которые дополняют жестяной поднос, смычок и тетрадь с буквами начала названия, отмечающими причудливое движение кисти. Фон – черно-кирпичные пятна ковра. А в 1937 году, по случаю пушкинского юбилея, он создает декорации для «Маленьких трагедий» Пушкина в постановке А. Дикого в Большом драматическом театре Ленинграда («Моцарт и Сальери», «Сцены из рыцарских времен»).
К середине 1920-х гг. В натюрморте «Сирень» (1951, собрание Н. Г. Осмеркиной) выступает прежде всего то замечательное качество живописца, которое можно определить словами: «. Картина «Подсолнухи» целиком поглощает внимание зрителя своими харизматичными и крупными мазками. Дерево не как «образ», «идея» дерева, но с конкретностью живых мощных веток, стволов, зеленых листьев. Все это – на коричнево-охристом фоне. Среди натюрмортов начала 1920-х годов выделяется и своеобразный «Натюрморт с черепом» (1924, Государственный Русский музей), напоминающий, на первый взгляд, старинные испанские или голландские натюрморты «vanitas» (суета сует). В 1920–1930-х годах художник создал множество пейзажей, портретов, натюрмортов («Ветлы.
художники» (192426), группы «Крыло» (1927), в 192729 секр. Но «свод небес зелено-бледный», почувствованный художником здесь особенно пронзительно. Ранее вколлекции А. Ф. Чудновского) свидетельствует овлиянии Машкова. Они расположены четко и мерно, так что рисунок их, несколько жесткий, заставляет «звучать» взгляд героя еще тише, почти приглушенно. В этом он не был оригинален: та же эволюция происходила и с другими участниками «Бубнового валета». Над ними Осмеркин много работал и в 193040-х гг.
Благодаря им мастер смог познакомиться с лучшими работами А. Дерена, П. Сезанна, В. Ван Гога, А. Матисса, П. Пикассо. В картине нет четкого композиционного построения, наоборот, присутствует нарочитая «фрагментарность» события, нет ясно выраженной смысловой законченности, хотя автор задумал ее как групповой портрет современников. зПДЩ ЦЙЪОЙ: 1892, еМЙУБЧЕФЗТБД (лЙТПЧПЗТБД) иЕТУПОУЛПК ЗХВ. В 1928 году на выставке, организованной Совнаркомом, он получил премию за работу «Красная гвардия в Зимнем дворце». Также участвовал ввыставке «Свободное искусство» (1918. Коричневый, голубой, малиново-красный.
Тугендхольд). Однако, несмотря на все усилия, мастером тематической картины Осмеркин так и не стал. Он участвовал.
«Портрет А. А. Ахматовой» (193940), серия пейзажей «Новая Голландия» (1945) – пожалуй, самые известные работы 193040-х гг. Во время эвакуации он отличился в Казанском драматическом театре (1943 г. ). И он делает это убедительно, со всей силой своего живописного таланта. Увлекался театром, в юности мечтал стать актером, даже собирался учиться пению. Колористическое мастерство Осмеркина, его умение подчеркнуть значимость и красоту каждого элемента картины поставили молодого художника в один ряд с уже получившими широкую известность представителями «Бубнового валета». Удальцовой, 1948 г., Третьяковская галерея.
Так же, как Ленинград, захватил Осмеркина Загорск, куда он попал во время Великой Отечественной войны с реэвакуированной Всероссийской Академией художеств и где затем на протяжении ряда лет (1945 – 1952) он проводил свои творческие отпуска. Сначала в живописи Осмеркина становится меньше элементов кубизма и происходит как бы возврат к Сезанну («Парк», «Натюрморт с бандурой», обе 1920 «Портрет Е. Т. Барковой», «Портрет девушки», обе 1921 и др. ). Белая ночь" (1927)и др.
В 1913 г. он приезжает в Москву, занимается в студии И. И. Машкова. Священный для всякого сезанниста принцип «живопись – это верный цвет на верном месте» остается незыблемым, но художника интересует и передача фактур разных материалов и психология (в портрете) и лирическое настроение (в пейзажах): «Портрет Е. Т. Барковой» (1921), «Портрет художника М. Н. Аветова» (1924), «Охотничий натюрморт» (192324), «Мойка. К середине 1920-х гг.
Гораздо лучше ему удавались пейзажи, портреты, натюрморты. Кроме того, важно было поднять общую культуру у тех, кто к нему приходил. Любовь к театру сохранилась и в дальнейшем, но победила страсть к живописи.
Как и все члены этого объединения, Осмеркин любит сочную, "вкусную" живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры ("Обнаженная на фоне персидской набойки", 1914-15 "Дама с лорнеткой", 1917 "Натюрморт с часами", 1918 "В кафе", 1919 и др. ). А. А. Осмеркин был натурой многообразно одаренной. И Врубель мог. Сурикова. Данью благодарности великому поэту была еще раньше серия пейзажей, написанных в пушкинских местах: «Аллея Керн», «Домик няни», «Святогорский монастырь» и другие.
В 1947 г. А. А. Умер он в Москве в 1953 году, находясь за работой. Здесь отчетливо стремление предельно напряженно, как бы изнутри выразить натуру и в то же время, как в кубистических картинах, не изолированно от самой живописной плоскости, а организуя пространство холста во всех его точках. Он умеет найти как бы некую грань, которая делит пространство на планы, на ближний и дальний и, взглядом беря панораму открывшегося ландшафта, легко размещает, «пропуская» сквозь солнечный свет или туман, дома, деревья, кустарники, горы, фигуры людей. Вскоре после выставки ираскола Левая федерация создала профсоюз художников-живописцев нового искусства (Ножив).
Увлекался театром, в юности мечтал стать актером, даже собирался учиться пению. Можно было бы назвать еще несколько пейзажей, подобных этому, например «Пейзаж» (конец 1910-х – начало 1920-х гг., собрание Н. Г. Осмеркиной) и другие. Член объединений Бубновый валет (с 1913), с 1916 г. – Мир искусства, позже – Ассоциации художников революционной России. Полотна Осмеркина постоянно демонстрировались на разнообразных выставках: в 1919 году — на V Государственной выставке картин нового искусства, в 1922 году — на I Советской выставке в Берлине, затем на экспозиции «Московских живописцев» (1926), выставке «Бытие» (1927), «Художники РСФСР за 15 лет» (в 1932 году — в Ленинграде, в 1933 году — в Москве) и т. д.
Как и все члены этого объединения, Осмеркин любит сочную, «вкусную» живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры («Обнаженная на фоне персидской набойки», 191415 «Дама с лорнеткой», 1917 «Натюрморт с часами», 1918 «В кафе», 1919 и др. ). Сознательно ограничивая палитру, он столь же придирчив к отбору изображаемых предметов их обычно немного и формы их лаконично просты. Учился в Киевском художественном училище (1909-11) и в студии И. И. Машкова в Москве (1912-13). Глядя на полотно Осмеркина «Натюрморт с подсолнечником и рябиной» (1952, собрание Г. Н. Осмеркиной), мы видим восторг художника перед красотой природы, восхищение ее яркими красками.
Козы. Винсент мечтал, чтобы его дом стал пристанищем для художников, которые могли бы здесь проводить творческие посиделки и работать над картинами. Это такие работы, как «Ветлы. В одном из писем Павловскому учитель обращается к нему с такими словами: «Пиши так, как будто ты пишешь в первый раз. » То есть радуйся тому, что ты живешь, что ты художник и можешь мгновению дать живописную жизнь. Еще в годы Великой Отечественной войны для Казанского драматического театра Осмеркин оформлял в постановке А. Дикого пьесу А. Н. Островского «Горячее сердце». – член-учредитель и секретарь Общества московских художников.
Гораздо лучше ему удавались пейзажи, портреты, натюрморты. Правда, лубок и примитивы имеют для художника меньшее значение, чем для его учителя Машкова. Работы О. 1910-1920-х гг. Осмеркин преподавал в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда). «Крым.
Натюрморты конца 1910-х – начала 1920-х годов тоже строятся на основе сезаннистских или кубистических увлечений – «Натюрморт с керосиновой банкой» (конец 1910-х – начало 1920-х гг., Государственный Русский музей), «Натюрморт» (начало 1920-х гг., Государственный Русский музей) и другие. Как его представитель был экспонентом 5-йгосударственной выставки картин (1919. Свои работы художник постоянно показывал на различных выставках тех лет: на V Государственной выставке картин нового искусства (1919), на I Советской выставке в Берлине (1922), «Московских живописцев» (1926), на выставке «Бытие» (1927), «Художники РСФСР за 15 лет» (1932 – Ленинград, 1933 – Москва) и многих других. Дерево не как «образ», «идея» дерева, но с конкретностью живых мощных веток, стволов, зеленых листьев.
Там была «заданность» темы, некий «сезанновско-кубистический канон», то есть природа воспринималась сквозь призму живописных увлечений. худ. Так же, как Ленинград, захватил Осмеркина Загорск, куда он попал во время Великой Отечественной войны с реэвакуированной Всероссийской Академией художеств и где затем на протяжении ряда лет (1945 – 1952) он проводил свои творческие отпуска.
Над ними Осмеркин много работал и в 1930-40-х гг. В 1913 г. он приезжает в Москву, занимается в студии И. И. Машкова. Главным «героем» там выступает череп, через сопоставление с которым самых различных предметов повторяется давнее «помни о смерти», «ничто не вечно». Москва). Загорск» (1944, Мордовская картинная галерея им. Загорск», «За чашкой чая», все — в конце 1940-х, собрание Г. Н. Осмеркиной).
Судьба художника отныне неразрывно связана с Москвой и Петроградом. Для его творчества характерно преобладание исполненных поэзии натюрмортов, пейзажей и портретов, хотя наряду с ними Осмеркин выполнял и большие тематические картины: «Подмосковный трактир» (1926, местонахождение неизвестно), «Красная гвардия в Зимнем дворце» (1927, Государственный Русский музей), «Коммунистическое пополнение девятнадцатого года» (1928, Государственная Третьяковская галерея). Вмае–июле 1918 всоставе Левой («молодой») федерации профсоюза участвовал вего первой выставке (Москва). Тополя» (1938, собрание Т. А. Осмеркиной), «Уличка в Крыму.
К середине 1920-х гг. Именно вМоскве он увидел живопись «бубновых валетов» ивдохновился ею. Своей мыслью, неразделимой с фантазией, он прошел сквозь общие достижения в искусстве.
Тульский областной. В «Пейзаже» (1920, Государственный Русский музей) почти весь холст занимает изображение двух огромных деревьев с мощными кривыми ветвями. Как и все «бубновалетцы» испытал сильное влияние П. Сезанна, а также французского фовизма и кубизма. Теперь же – словно прорыв, непосредственно к тому, что видит глаз. Плесково» (1953, Государственный Русский музей). Главные «персонажи» – бандура, лежащая на столе и стоящая справа гитара – являются основными композиционными акцентами, которые дополняют жестяной поднос, смычок и тетрадь с буквами начала названия, отмечающими причудливое движение кисти. Художник, график.
Белая ночь. Брат и сестра», 1927, оба — в Третьяковской галерее, Москва «Ленинград с корабля», 1930, собрание Л. А. Осмеркиной «Серый день», 1935, Русский музей, Санкт-Петербург «Натюрморт. «Чувство искусства», как он сам называл позднее способность проникновения в мир возвышенного, прекрасного, воспитывалось в нем и литературой. Передать красоту материального мира в каком-то одном композиционно-ритмическом и цветном ключе – такую задачу решает художник во многих натюрмортах тех лет, например, в «Натюрморте с бандурой» (1920, Государственный Русский музей). Ветлы», 1938 «Митрополичья трапезная и колокольня в Лавре», 1946 «Река Трубеж», 1948) ист. -рев. Ябыл отмечен прессой ипризнан как художник» (Осмёркин 1981. Он умеет найти как бы некую грань, которая делит пространство на планы, на ближний и дальний и, взглядом беря панораму открывшегося ландшафта, легко размещает, «пропуская» сквозь солнечный свет или туман, дома, деревья, кустарники, горы, фигуры людей.
Таким примером планового построения композиции является «Пейзаж. Пимоненко. "Портрет А. А. Ахматовой" (1939-40), серия пейзажей "Новая Голландия" (1945) — пожалуй, самые известные работы 1930-40-х гг. Любовь к театральному искусству не покидала его, но влечение к живописи оказалось сильнее. Дух маленьких купеческих городков изображенных в пьесах Островского, ощущается и в картинах Осмеркина, показывающих тихие провинциальные улочки, цветок герани на окне, стол с самоваром («Улица в Загорске», «Пейзаж с мостом. рТЕДУЕДБФЕМШ ЗТХРРЩ лТЩМП.
Сколько благородства и строгости в одном из ранних автопортретов художника (ок. Фактура картины привлекает внимание своей рельефностью. 1892, Елисаветград, Херсонская губ. А в 1937 году, по случаю пушкинского юбилея, он создает декорации для «Маленьких трагедий» Пушкина в постановке А. Дикого в Большом драматическом театре Ленинграда («Моцарт и Сальери», «Сцены из рыцарских времен»). Однако, несмотря на все усилия, мастером тематической картины Осмеркин так и не стал.
Портреты же Осмеркин писал, придерживаясь классического стиля. ОМХ. Колорит ранних произведений Осмеркина очень строг и сдержан.
Живописный артистизм Осмеркина проявился и в ярком, жизнерадостном полотне, получившем название «Натюрморт с ходиками» (1952, Русский музей, Санкт-Петербург). А. А. Осмеркин был натурой многообразно одаренной. Как и все члены этого объединения, Осмеркин любит сочную, вкусную живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры (Обнаженная на фоне персидской набойки, 1914-15 Дама с лорнеткой, 1917 Натюрморт с часами, 1918 В кафе, 1919 и др. ). Таковы, например, «Сирень на фоне обоев» (1951, Государственный Русский музей), «Букет полевых цветов с подсолнухом» (1951, Государственный Русский музей), «Черемуха. Барковой, 1921). «Крым. Сурикова.
Белая ночь). Позднее в работах Осмеркина, как и в произведениях Р. Р. Участник выставок «Бубнового валета» (с 1913) и «Мира искусства» (с 1916), один из «русских сезаннистов».
Очарование материального мира мастер показывает с помощью звучных оттенков и музыкально-ритмичных, плавных линий, как, например, на картине «Натюрморт с бандурой» (1920, Русский музей, Санкт-Петербург). Валлен-Деламотом. Большой интерес представляет «Натюрморт с черепом» (1924, Русский музей, Санкт-Петербург), в котором можно уловить сходство с натюрмортом типа vanitas кисти старинных европейских мастеров, где череп, сопоставленный с самыми разнообразными предметами, напоминает зрителю о бренности бытия и неотвратимости смерти. В живописи это удавалось только громадным мастерам».
Загорск» (1944, Мордовская картинная галерея им. В «Пейзаже» (1920, Государственный Русский музей) почти весь холст занимает изображение двух огромных деревьев с мощными кривыми ветвями. Осмеркин успешно зарекомендовал себя, как художник Большого драматического театра в Ленинграде (1937 г. ). Правда, лубок и «примитивы» имеют для художника меньшее значение, чем для его учителя Машкова. Там была «заданность» темы, некий «сезанновско-кубистический канон», то есть природа воспринималась сквозь призму живописных увлечений.
Яркое многоцветие, умелая передача световоздушной среды присущи его работам 30-50-х гг. Именно на этих двух контрастных пятнах, самом темном (череп) и самом светлом (молочник), Осмеркин и выстраивает композицию натюрморта, колорит которого выдержан в серовато-охристых тонах. Белая ночь», 1927, Государственная Третьяковская галерея «Ленинград. Государственный Русский музей) и другие.
Гораздо лучше ему удавались пейзажи, портреты, натюрморты. Преподавал в московском Вхутемасе-Вхутеине (1918-30), АХ и МХИ (1932-48). С. 62). К 1921 году относится «Натюрморт с белой пиалой» (Государственный Русский музей). Участвовал также в1-йгосударственной выставке искусства инауки вКазани (1920).
Учился в Киевском художественном училище (1909-1911) и в студии И. И. Увлекался театром, в юности мечтал стать актером, даже собирался учиться пению.
А это не всегда было легко: художника обвиняли в формализме, в 1948 г. лишили возможности преподавать (с конца 1910-х гг. Козы» (конец 1930-х гг.
Юг Франции безумно вдохновлял впечатлительного голландца. Его излюбленные жанры – натюрморт, портрет (Портрет мужчины в тюрбане, 1912, ГТГ Натюрморт с бандурой, 1921, ГРМ). Осмеркин обвиняется в формализме и пропаганде западных тенденций. Но, как говорил сам Осмеркин, «это очень трудно, чтоб и природа и искусство. В них есть та упругость, совсем не древесная, в которой невольно увидишь вдруг заданность формы изображение не дерева с листьями, но уплотненность, насыщенность «образа» дерева.
Волга. Его картины были тонкими по тональной разработке произведениями 20-х г. в духе фовизма и кубизма многоцветными, осязаемо-пластическими работами 1930-1950-х г. Александр Дейнека так характеризовал художника: «Рассеянный мягкий лирик, любитель поэзии, человек совершенного живописного слуха, артист без всякого «делячества», беззаветно влюбленный в искусство, для которого оно было чем-то намного большим, чем любые практические мысли или вопросы тщеславия. Вот Пушкин это мог. В Кировограде, где родился художник, в честь его имени был основан художественный музей. Увидев мир в его подлинном свете, Ван Гог решает посвятить себя живописи. Череп изображенный художником, вовсе не является здесь поводом для печальных раздумий. Среди портретных работ тех лет замечателен по живописи «Портрет М. Н. Аветова» (1924, Государственный Русский музей), решенный в зелено-охристых тонах. Ив целом – движение фигуры продолжается тихим движением ткани.
Ахматовой (1939-1940 г. ), серия пейзажей Новая Голландия (1945 г. ) – пожалуй, самые известные работы 1930-1940-х г. Осмеркин не был открывателем новых путей в искусстве, а был просто талантливым и культурным живописцем. Рыбы» (1938, Музей изобразительных искусств Карельской АССР, Петрозаводск). Таким образом его понуждают оставить активную деятельность преподавателя и отказаться от участия в выставках. С 1932 года его педагогическая деятельность переносится на долгие годы в Ленинград.
По этому поводу он часто спорит с Маяковским, посещавшим его мастерскую. – 1953, нПУЛЧБ/ хЮЙМУС Ч лих, ЪБФЕН Ч УФХДЙЙ йЧБОБ нБЫЛПЧБ Ч нПУЛЧЕ. Колорит ранних произведений Осмеркина очень строг и сдержан.
Священный для всякого сезанниста принцип живопись – это верный цвет на верном месте остается незыблемым, но художника интересует и передача фактур разных материалов и психология (в портрете) и лирическое настроение (в пейзажах): Портрет Е. Т. Барковой (1921), Портрет художника М. Н. Аветова (1924), Охотничий натюрморт (1923-24), Мойка. Шестой корпус» (1946, Государственный Русский музей), «Реставрационные работы в лавре» (1946, Государственный Русский музей). С. 133). Белая ночь, 1927 оба пейзажа – в Третьяковской галерее), хотя время от времени и «отчитывался» историко-революционными полотнами (Взятие Зимнего дворца, 1927, Русский музей) или казенными портретами передовиков.
Вскоре вместе сведущими художниками «Бубнового валета» принял участие ввыставке «Мира искусства» (зима 1917–1918. Портреты («Портрет Е. Т. Барковой», 1921 «Портрет девушки», 1924 «Портрет А. А. Ахматовой», 1939), натюрморты («Натюрморт с палитрой», 1918 «Натюрморт с белой пиалой», 1921 «Натюрморт с черепом», 1921 «Лилии и настурции», 1947 «Натюрморт с ходиками», 1952 «Черемуха. Осмёркин Александр Александрович (1892-1953), советский художник. картины («Красная гвардия в Зимнем дворце», 1927) и др.
В поздних его вещах отзвуки кубизма окончательно уступают место импрессионистической манере письма, в целом мажорной (букеты цветов и пейзажи Загорска конец 1940 – начало 1950-х годов), но порой наделяемой и острым драматизмом (Портрет художницы Н. А. Удальцовой, 1948, Третьяковская галерея). Смерть застала его за работой. Смерть застала его за работой.
Написанная вэти годы «Обнажённая нафоне персидской набойки» (1914–1915. Если в произведениях раннего этапа Осмеркина преобладает кубистически предметное начало, относящееся к натюрморту (Натюрморт с бандурой, Натюрморт с черепом 1919 и 1920 г. ), то одновременно с этим очень усиливается цветовая выразительность художника (Портрет Е. Т. В них есть та упругость, совсем не древесная, в которой невольно увидишь вдруг заданность формы изображение не дерева с листьями, но уплотненность, насыщенность «образа» дерева. Художник открывает для себя барбизонцев, Г. Курбе, Рембрандта, русских мастеров XIX в. (А. Жизнь художника была неразделимой с Москвой и Петроградом.
В 191830 преподавал в моск. Кроме этого художник создает и станковые работы. Татарская деревня» (конец 1930-х гг. Художник и участник российской художественной группы Бубновый Валет родился в семье служащего телеграфной связи, в Елисаветграде (Кировограде) годы жизни: 08. 12. 1892 – 25. 06. 1953. Правда, в этих картинах, как заметил не без иронии П. П. Кончаловский, которому Осмеркин показал свои «пушкинские» пейзажи, – «природы много искусства мало». Основное ядро объединения художников «Бубновый валет» составляли И. И. Машков, П. П. Кончаловский, В. В. Рождественский, Р. Р. Фальк, А. В. Лентулов, А. В. Куприн.
В следующем году впервые участвует в выставке Бубнового валета. Если в ранних его вещах доминирует кубистически-«натюрмортное», предметное начало (Натюрморт с бандурой, 1920 Натюрморт с черепом, 1921 обе работы – в Русском музее), то параллельно мощно усиливается и самоценная экспрессия цвета (Портрет Е. Т. Барковой (жены художника), 1921 там же). Белая ночь» (1927)и др. Визуально ваза выглядит маленькой для огромных и строптивых подсолнухов. Брат и сестра» (1927, Государственная Третьяковская галерея), «Ленинград с корабля» (1930, собрание Л. А. Осмеркиной), «Серый день» (1935, Государственный Русский музей), «Натюрморт. Учился в Киевском худ.
собрание Н. Г. Осмеркиной). Это высокий светлый кувшин, пиала, трубка и раскрытая книга, на которой лежит карандаш. природа, вновь твой робкий ученик». Таким примером планового построения композиции является «Пейзаж. Козы» (конец 1930-х гг., Тульский областной художественный музей). Белая ночь (1927)и др. Среди тематических картин художника – а он немало потрудился, осваивая этот новый и сложный для него жанр, – более других известна Красная гвардия в Зимнем дворце (1927).
В центре композиции — бандура, лежащая на столе и гитара, показанная чуть правее. Как и все члены этого объединения, Осмеркин любит сочную, "вкусную" живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры ("Обнаженная на фоне персидской набойки", 1914-15 "Дама с лорнеткой", 1917 "Натюрморт с часами", 1918 "В кафе", 1919 и др. ). К середине 1920-х гг. Сначала в живописи Осмеркина становится меньше элементов кубизма и происходит как бы возврат к Сезанну ("Парк", "Натюрморт с бандурой", обе 1920 "Портрет Е. Т. Барковой", "Портрет девушки", обе 1921 и др. ). И Врубель мог.
Загорская серия – это новая страница, новая тема в творчестве художника. Обычно их немного, как, например, в картине «Натюрморт с белой пиалой» (1921, Русский музей, Санкт-Петербург). Осмёркин входит в, так называемый, бомонд – высший интеллигентский свет того времени. (Новая Голландия, 1948, ГРМ). В 1913 г. он приезжает в Москву, занимается в студии И. И. Машкова. А. А. В начале 1920-х гг.
Это такие работы, как «Ветлы. Тем неменее художник был прав, когда назвал себя «кровным сыном Бубнового валета» (Осмёркин 1981.
«Бубновый валет» иногда называют русской школой сезаннизма и это совсем не случайно. Их споры всегда носили острый характер и заканчивались «непожатием руки». Изображен молодой человек играющий на тари.
Козы», конец 1930-х, местонахождение неизвестно). Еще в годы Великой Отечественной войны для Казанского драматического театра Осмеркин оформлял в постановке А. Дикого пьесу А. Н. Островского «Горячее сердце». Художник открывает для себя барбизонцев, Г. Курбе, Рембрандта, русских мастеров XIX в. (А.
Барковой (жены художника), 1921 г. ) Позднее в его образах, как и в живописи Р. Р. В Государственном Русском музее хранятся два ее портрета: 1921 и 1925 годов. Осмеркин был натурой многообразно одаренной.
В поздних его вещах отзвуки кубизма окончательно уступают место импрессионистической манере письма, в целом мажорной (букеты цветов и пейзажи Загорска конец 1940 – начало 1950-х годов), но порой наделяемой и острым драматизмом (Портрет художницы Н. А. Удальцовой, 1948, Третьяковская галерея). Смерть застала его за работой. работы Осмеркина уже вполне реалистичны. Так Осмеркин пишет портрет. В этот же период Осмеркин занимался оформлением спектакля по пьесе А. Н. Островского «Горячее сердце» для Казанского драматического театра. Оформил ряд театральных постановок.
Вместе они создают атмосферу душной, печалью наполненной комнаты, где лицо, «по-испански» надменное и строгое. леными тенями, светлые пятна от солнца внизу – все дает ощущение пространства. Ф. В. Сычкова, Саранск), «Загорск. Художник с равным вниманием и уважением относился к своим воспитанникам, поощрял самостоятельность и творческие поиски. Плесково, Московская обл.
В следующем году он создал декорации для постановки «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина в Большом драматическом театре в Ленинграде. Тульский областной художественный музей).
Загорск», «За чашкой чая» (все конца 1940-х гг. В 1936 году вместе с С. С. Прокофьевым и А. Я. Таировым Осмеркин работал над оформлением спектакля «Евгений Онегин» для Московского Камерного театра. Священный для всякого сезанниста принцип "живопись – это верный цвет на верном месте" остается незыблемым, но художника интересует и передача фактур разных материалов и психология (в портрете) и лирическое настроение (в пейзажах): "Портрет Е. Т. Барковой" (1921), "Портрет художника М. Н. Аветова" (1924), "Охотничий натюрморт" (1923-24), "Мойка. Над ними Осмеркин много работал и в 1930-40-х гг.
Государственный Русский музей), «Натюрморт» (начало 1920-х гг. Воктябре–ноябре 1918 руководил оформлением агитпоезда (позаказу военного отдела ЦИК). Александр Александрович, являясь сторонником сочной живописи, очень расположен к П. Сезанну и кубистам и широко экспериментируя в своем творчестве, тем не менее, слишком далеко не отходит от непосредственного восприятия натуры (Дама с лорнеткой, В кафе и другие работы). В. И. Сурикова. Осмеркин преподавал в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда).
Крым. Член объединения Бубновый валет, АХРР, ОМХ, Произведения Осмёркина 1910-20-х гг., созданные под влиянием кубизма и фовизма, отличаются тонкостью тональных разработок и одновременно сдержанностью цветового строя (Натюрморт с бандурой, портрет Е. Т. Барковой, – оба 1921, ГРМ). Всегда интересовался театром, мечтал сделать карьеру талантливого актера и даже был готов обучаться вокалу.
В следующем году впервые участвует в выставке "Бубнового валета". С. 63), однако вкаталоге его фамилия незначится (возможно, участвовал вкачестве экспонента). Участвуя в строительстве новой, социалистической жизни, художник обращался к созданию жанровых полотен, примером чему может служить «Коммунистическое пополнение девятнадцатого года» (1928, Государственная Третьяковская галерея).
Свои работы художник постоянно показывал на различных выставках тех лет: на V Государственной выставке картин нового искусства (1919), на I Советской выставке в Берлине (1922), «Московских живописцев» (1926), на выставке «Бытие» (1927), «Художники РСФСР за 15 лет» (1932 – Ленинград, 1933 – Москва) и многих других. В конце 1900-х годов Осмеркин вместе со своим Другом Исааком Рабиновичем, впоследствии видным советским театральным художником, уезжает в Киев учиться живописи. Ф. В. Сычкова, Саранск), «Загорск. Просто ли видя модель на почти пустом голубом фоне стены, увлекаясь увиденным ритмом.
Крым. В следующем году впервые участвует в выставке "Бубнового валета". Иванова и др. ), поэзию русского пейзажа, прелесть ранее отрицаемого сюжета в живописи, понимает, что и портрет не только повод для решения пластических (цвет и форма) задач. Сначала в живописи Осмеркина становится меньше элементов кубизма и происходит как бы возврат к Сезанну (Парк, Натюрморт с бандурой, обе 1920 Портрет Е. Т. Барковой, Портрет девушки, обе 1921 и др. ). Тугендхольд).
Тополя» (1938, собрание Т. А. Осмеркиной), «Уличка в Крыму. Данью благодарности великому поэту была еще раньше серия пейзажей, написанных в пушкинских местах: «Аллея Керн», «Домик няни», «Святогорский монастырь» и другие. Сколько благородства и строгости в одном из ранних автопортретов художника (ок.
ВХУТЕМАСе, в 193247 в ЛИЖСА (одноврем. Если в ранних его вещах доминирует кубистически – «натюрмортное», предметное начало (Натюрморт с бандурой, 1920 г. Натюрморт с черепом, 1921 г. обе работы – в Русском музее), то параллельно мощно усиливается и самоценная экспрессия цвета (Портрет Е. Т. работы Осмеркина уже вполне реалистичны. рЕКЪБЦЙУФ, РПТФТЕФЙУФ, БЧФПТ ОБФАТНПТФПЧ. Справедливости ради отметим, что никто из них так и не поверил в способности Винсента. Колористическое мастерство, разработанное в результате тщательного изучения искусства П. Сезанна, особенно ярко выявилось в работе Осмеркина «Сирень» (1951, собрание Г. Н. Осмеркиной).
Волга. Москва) ненадолго вошёл вобщество, новсамй выставке неучаствовал. Осмеркин очень любил Ленинград и посвятил ему много работ («Мойка. С. 63). В преподавании я стремлюсь развить у студентов колористическое чувство как первооснову живописи. Подвижность, насыщенность цвета, создающего форму предмета, зрительно усиливает динамичность самой композиции. Волга.
– 1953, пос. собрание Н. Г. Осмеркиной) и другие. Ждановка», 1937, собрание Л. А. Осмеркиной «Памятник Петру I в Ленинграде», 1930, Кировоградский областной краеведческий музей «Инженерный замок», 1945, Государственный музей русского искусства, Киев и многие другие).
Но, как говорил сам Осмеркин, «это очень трудно, чтоб и природа и искусство. Однако, время от времени Осмеркин увлекался историческими революционными композициями (Взятие Зимнего дворца), а также портретами активистов. работы Осмеркина уже вполне реалистичны. На то время живописцев называли русскими сезанистами. Кроме того, в этих работах Осмеркина всегда акцентируется «классическое», плановое построение пейзажа, что сближает его не только с Ивановым, но и с Пуссеном. Загорск», 1944, Мордовская картинная галерея им.
В 1936 году совместно с С. С. Прокофьевым и А. Я. Таировым художник работал над оформлением спектакля «Евгений Онегин» для Камерного театра в Москве. Увлекался театром, в юности мечтал стать актером, даже собирался учиться пению. Накануне последней выставки «Бубнового валета» (ноябрь–декабрь 1917. Есть усталость в надменности, в позе, опущены плечи.
Любовь к театру сохранилась и в дальнейшем, но победила страсть к живописи. Увлечение новейшими течениями в искусстве помешало Осмеркину закончить Киевское художественное училище. Козы. Без зрительного воображения нельзя организовать картину как целое, добиться в ней правильного соподчинения деталей. Натюрморт представлен на охристо-желтом фоне, подчеркивающем форму каждой детали композиции.
Его тянуло в Москву, в шумный, бурлящий город – центр нового молодого искусства. И в них лицо с чуть надменной улыбкой, глаза же притушены веками. леными тенями, светлые пятна от солнца внизу – все дает ощущение пространства. Загорская серия – это новая страница, новая тема в творчестве художника.
Он превосходно знал русскую поэзию – творчество Баратынского, Тютчева, Фета, но все же кумиром и богом для него всегда оставался Пушкин. В 1913 г. он приезжает в Москву, занимается в студии И. И. Машкова. Член об-ва «Моск. Но вещей исторического значения в этот период не творил. Желая к его приезду украсить комнату, Винсент впервые рисует подсолнухи.
Он был безраздельно предан искусству. Вот Пушкин это мог. юМЕО ПВЯЕДЙОЕОЙК вХВОПЧЩК ЧБМЕФ, нЙТ ЙУЛХУУФЧБ, нПУЛПЧУЛЙЕ ЦЙЧПРЙУГЩ, вЩФЙЕ. Но для Осмеркина Ленинград – это прежде всего город Пушкина, потому так особенно поэтичны в его картинах пушкинские места («Пушкинский дом в Ленинграде», 1940, Якутский республиканский музей изобразительного искусства). Белая ночь, 1927 г оба пейзажа – в Третьяковской галерее), хотя время от времени и «отчитывался» историко-революционными полотнами (Взятие Зимнего дворца, 1927 г., Русский музей) или казенными портретами передовиков.
В 1911 г. – проходит курс обучения в художественном училище Киева во главе с Н. К. Таким образом, художник, выделив на плоскости картины самое темное пятно и самое светлое, строит всю «сцену» (мы видим сбоку две обрамляющие стол занавеси) на взаимодействии серо-охристых тонов, пластически разработанных в фоне. Осмеркин А. А.
Смерть застала его за работой. Священный для всякого сезанниста принцип "живопись – это верный цвет на верном месте" остается незыблемым, но художника интересует и передача фактур разных материалов и психология (в портрете) и лирическое настроение (в пейзажах): "Портрет Е. Т. Барковой" (1921), "Портрет художника М. Н. Аветова" (1924), "Охотничий натюрморт" (1923-24), "Мойка. В статье «О воспитании художников» Осмеркин писал: «Выращивание молодого художника – это прежде всего воспитание в нем художественной культуры и с этого воспитания надо начинать. Ему не чужды такие стили, как кубизм и фовизм, также пришедшие из Франции. Если в ранних его вещах доминирует кубистически-«натюрмортное», предметное начало (Натюрморт с бандурой, 1920 Натюрморт с черепом, 1921 обе работы – в Русском музее), то параллельно мощно усиливается и самоценная экспрессия цвета (Портрет Е. Т. Барковой (жены художника), 1921 там же). И как бы вспоминая Островского, он пишет тихий провинциальный городок со своим колоритом, с непременной геранью в окне, с курами около дома, чаепитием с самоваром – «Улица в Загорске», «Пейзаж с мостом.
Плесково», 1953), пейзажи («Парк», 1920 «Москва. У пруда», 1925 «Цыгане. Белая ночь, 1927 оба пейзажа – в Третьяковской галерее), хотя время от времени и «отчитывался» историко-революционными полотнами (Взятие Зимнего дворца, 1927, Русский музей) или казенными портретами передовиков. Его ранние произведения «прежде всего живописны». В следующем году впервые участвует в выставке «Бубнового валета».
созданы под влиянием кубизма и фовизма. Тверская», 1924 «На Неве», 1934 «Москва-река. Как и все «бубновалетцы» испытал сильное влияние П. Сезанна, а также французского фовизма и кубизма. Среди тематических картин художника – а он немало потрудился, осваивая этот новый и сложный для него жанр, – более других известна «Красная гвардия в Зимнем дворце» (1927). В 1928 году Осмеркину вручают премию за картину «Красная гвардия в Зимнем дворце.
Чтобы как-то прожить, ему приходилось исполнять театральные декорации, но главным для него в то время были занятия в частной студии И. Машкова, который, как известно, был одним из организаторов «Бубнового валета». Козы» (конец 1930-х гг., собрание Т. А. Осмеркиной), «Крым. Крым.
Татарская деревня» (конец 1930-х гг., Тульский областной. Однако, несмотря на все усилия, мастером тематической картины Осмеркин так и не стал. Кпервой годовщине революции сделал панно наздании бывшего Оперного театра С. И. Зимина. Можно было бы назвать еще несколько пейзажей, подобных этому, например «Пейзаж» (конец 1910-х – начало 1920-х гг.
Иванова и др. ), поэзию русского пейзажа, прелесть ранее отрицаемого сюжета в живописи, понимает, что и портрет не только повод для решения пластических (цвет и форма) задач. Все работы Ван Гога, в том числе и его знаменитая картина «Подсолнухи», переполнены страстью и избытком чувств. Сколько радости, сколько восхищения цветом, даруемым самой природой излучает «Натюрморт с подсолнечником и рябиной» (1952, собрание Н. Г. Осмеркиной), построенный на контрасте красных упругих гроздьев рябины и желтых подсолнухов. Осмеркин любит сочную, вкусную живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры (Обнаженная на фоне персидской набойки, 1914-1915 г., Дама с лорнеткой, 1917 г., Натюрморт с часами, 1918 г., В кафе, 1919 г. и др. ).
Осмеркин говорил: «Галереи Щукина и Морозова – моя академия». С 1918 по 1948 год активно работал как педагог: Свободные художественные мастерские (Высшие художественно-технические мастерские, ВХУТЕМАС), Ленинградская Академии художеств, Московский художественный институт имени В. И. Иванова и др. ), поэзию русского пейзажа, прелесть ранее отрицаемого сюжета в живописи, понимает, что и портрет не только повод для решения пластических (цвет и форма) задач. Сначала в живописи Осмеркина становится меньше элементов кубизма и происходит как бы возврат к Сезанну ("Парк", "Натюрморт с бандурой", обе 1920 "Портрет Е. Т. Барковой", "Портрет девушки", обе 1921 и др. ). Как и все «бубновалетцы» испытал сильное влияние П. Сезанна, а также французского фовизма и кубизма.
К 1921 году относится «Натюрморт с белой пиалой» (Государственный Русский музей). Это хорошо видно в ранних произведениях художника, в его натюрмортах. С этого момента началась его влюбленность в творчество великого художника, восхищение и преклонение перед которым он пронес через всю свою жизнь. Преподавание и перемены в стране не мешают ему творить. Несмотря на присутствие в «Натюрморте с черепом» столь мрачного объекта, в картине нет чувства безысходности, пессимизма, так как она действует на нас в одном, абсолютно определенном плане, а именно: чисто живописном.
Большинство работ этого времени выполнены в охристых изумрудных, лазурных тонах. являлся многогранной и одаренной личностью. Он был безраздельно предан искусству. Рыбы» (1938, Музей изобразительных искусств Карельской АССР, Петрозаводск).
В«Автобиографии» Осмёркин пишет, что принимал участие вмосковской выставке «Бубнового валета» (Осмёркин 1981. В 1936 году совместно с С. С. Прокофьевым и А. Я. Таировым художник работал над оформлением спектакля «Евгений Онегин» для Камерного театра в Москве. На столе, покрытом зеленой скатертью с темными листьями, всего несколько предметов. Цветовая гамма ранних произведений Осмеркина сдержанна и проста. Здесь художник и показывает модель чуть сбоку и снизу.
Лаконичен и композиционный строй его работ. Тамже познакомился сГ. Б. Якуловым, «встретился сБурлюком, Татлиным, Грищенко, Ларионовым, Гончаровой, новерным остался бубновалетцам» (Осмёркин 1981. В кругу его знакомых С. Есенин, О. Мандельштам, А. Ахматова, П. Кончаловский, А. Лентулов. Российский художник, участник художественной группы Бубновый Валет родился 8 декабря 1892 года в г. Елисаветграде (ныне Кировоград) в Херсонской губернии в семье почтово-телеграфного служащего.
"Портрет А. А. Ахматовой" (1939-40), серия пейзажей "Новая Голландия" (1945) – пожалуй, самые известные работы 1930-40-х гг. Оформил несколько театральных постановок. Создается впечатление, будто художник торопился «излить себя» на полотно, пока его не унесло бурным фонтаном чувственного восторга.
В солнечном дне уже нет той неги и покоя, какие были разлиты в голубом воздухе Тавриды, а синева высокого холодного северного неба – прозрачная и далекая, своеобразной монументальной рамой которому служит огромная арка «Новой Голландии». Осмеркин А. А. Рыбы», 1938, Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск). Он весь погружен в слушанье звуков. Загорск», «За чашкой чая» (все конца 1940-х гг., собрание Н. Г. Осмеркиной). Первым откровением большого искусства, одним из самых сильных впечатлений детства была для него воспроизведенная в журнале «Нива» «Муза» М. А. Врубеля.
В годы Великой Отечественной войны Осмеркин жил в Загорске (Сергиев Посад). Череп здесь не повод к раздумью о жизни и смерти, он является для автора одним из композиционных центров картины, решенным в самых темных тонах, антитезой которому служит фарфоровый белый молочник. Художник открывает для себя барбизонцев, Г. Курбе, Рембрандта, русских мастеров XIX в. (А.
И как бы вспоминая Островского, он пишет тихий провинциальный городок со своим колоритом, с непременной геранью в окне, с курами около дома, чаепитием с самоваром – «Улица в Загорске», «Пейзаж с мостом. Сейчас ясно, что это произведение не лучшее из созданных Осмеркиным. Одна из картин – «Новая Голландия» (1948, Государственный Русский музей) – – представляет собой не просто городской пейзаж, основным мотивом которого является изображение архитектурного памятника XVIII века так называемой «Новой Голландии», построенной архитектором Ж. -Б. Москва). Без зрительного воображения нельзя организовать картину как целое, добиться в ней правильного соподчинения деталей.
Главное, что художник стремился увидеть в природе и передать, как и Сезанн, «не становление, а бытие, не явления, а формы» (Я. Вечер. Был также членом объединений «Общество московских художников» и АХРР.
Преподавал во Вхутемасе-Вхутеине (1918-1930), позже – в Академии художеств и Московском художественном институте им. Художник удивительно легко, артистично, раскрепощенно строит свой натюрморт. Художник очень тщательно выбирает предметы для своих натюрмортов. Осмеркин успешно выступал как художник театра – в ленинградском Большом драматическом (1937 г. ), а во время эвакуации в Казанском драматическом (1943 г. ), – однако эпохальных вещей в этой области не создал. В 1927-1927 гг.
Теперь же – словно прорыв, непосредственно к тому, что видит глаз. Козы» (конец 1930-х гг. работы Осмеркина уже вполне реалистичны. Картина построена на противопоставлении ярко-желтых подсолнечников и алых гроздьев рябины. В позднем творчестве Осмеркина последние признаки кубизма полностью вытеснены импрессионистической манерой письма исполняемой на мажорный лад, но иногда преисполненной острого драматизма (портрет Удальцовой, 1948). уч-ще, затем в студии И. Машкова (Москва, 191315).
Правда, в этих картинах, как заметил не без иронии П. П. Кончаловский, которому Осмеркин показал свои «пушкинские» пейзажи, – «природы много искусства мало». А во время гражданской войны Осмеркин руководил росписями на революционные темы вагонов, которые отправлялись на фронт. Насыщенность красок делает изображение удивительно динамичным, подвижным. Художники этого общества противопоставляли утонченности, рафинированности произведений «Мира искусства», символизму, недосказанности «Голубой розы» материальность живописи, «здоровую влюбленность в яркую плоть и кровь вещей, здоровую, грубоватую, подчас доходящую до «лубочности» выразительность», – как писал о них критик Я. Тугендхольд.
Важную роль играет здесь светотеневая среда. Ф. В. Сычкова, Саранск). Он говорил: «Галереи Щукина и Морозова — моя академия».
Многочисленные ивановские пейзажи, «штудии» деревьев, которые он писал, живя в Италии, становятся для Осмеркина ключом к дальнейшей разработке пейзажных мотивов. собрание Т. А. Осмеркиной), «Крым. Он прошел через нас Дон Кихотом в искусстве». Передать красоту материального мира в каком-то одном композиционно-ритмическом и цветном ключе – такую задачу решает художник во многих натюрмортах тех лет, например, в «Натюрморте с бандурой» (1920, Государственный Русский музей). Как и в «Натюрморте с черепом», композиция данной работы строится на контрапунктном звучании темных и светлых пятен.
Осмеркина. Вечер. Мазки переполнены эмоциями. Цветовая экспрессия, насыщенность тона невольно возвращают нас к ранним работам художника.
УПВТБОЙСИ. Белая ночь" (1927)и др. Среди тематических картин художника – а он немало потрудился, осваивая этот новый и сложный для него жанр, – более других известна "Красная гвардия в Зимнем дворце" (1927). Любовь к театру сохранилась и в дальнейшем, но победила страсть к живописи.
Все это – на коричнево-охристом фоне. Пимоненко, а в 1913 году Осмеркин отправляется в Москву, в школу И. Машкова и с 1914 года уже участвует в выставках «Бубнового валета» – группы московских живописцев, которых именовали «русскими сезанистами». Но не только живопись покоряла тогда его сердце. Он считает, что обязан отображать на холсте революционные события и их героев. работы. У пруда» (1925, Государственная Третьяковская галерея), «Цыгане. Он прививал им любовь к краскам, живописной технике, развивал их колористическое чувство.
Он был безраздельно предан искусству. юМЕО пни Й битт. Особенно яркое впечатление на русского живописца произвело искусство Дерена и Сезанна, оказавшее влияние на пейзажные работы Осмеркина, выполненные в 1920-х годах («Пейзаж», 1920, Русский музей, Санкт-Петербург). Он неизменно сохранял верность принципам свободной, основанной на гармонии цветовых отношений живописи. в 193748 в Моск. И он делает это убедительно, со всей силой своего живописного таланта.
Кроме того, в этих работах Осмеркина всегда акцентируется «классическое», плановое построение пейзажа, что сближает его не только с Ивановым, но и с Пуссеном. Исключением не стал и Осмеркин. Многочисленные ивановские пейзажи, «штудии» деревьев, которые он писал, живя в Италии, становятся для Осмеркина ключом к дальнейшей разработке пейзажных мотивов.
В 1914 году Александр вступает в общество художников «Бубновый валет» и вместе с его членами участвует в выставках. Брат и сестра» (1927, Государственная Третьяковская галерея), «Ленинград с корабля» (1930, собрание Л. А. Осмеркиной), «Серый день» (1935, Государственный Русский музей), «Натюрморт. Он был безраздельно предан искусству. У пруда» (1925, Государственная Третьяковская галерея), «Цыгане.
Натюрморты конца 1910-х – начала 1920-х годов тоже строятся на основе сезаннистских или кубистических увлечений – «Натюрморт с керосиновой банкой» (конец 1910-х – начало 1920-х гг. Портрет А. А. Главное, что художник стремился увидеть в природе и передать, как и Сезанн, «не становление, а бытие, не явления, а формы» (Я. Пейзажи Новая Голландия, портрет А. Ахматовой – его основные работы с 1930 по 1940-е годы.
Однако, принимая участие в агитационно-массовом искусстве, художник продолжал работать и над небольшими станковыми картинами, что послужило поводом к спорам с Маяковским, о которых пишет в своих воспоминаниях А. Нюренберг: «Маяковский считал, что во время революции художник должен не сидеть в мастерской и писать «портретики» и «натюрмортики», а быть на «линии огня» и помогать рабочему классу. Не нужно быть знатоком и искусствоведом, чтобы при слове «подсолнухи» вспомнить о знаменитой одноименной картине голландского мастера кисти Винсента Ван Гога. Осмеркин преподавал в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда). Но вместе с тем это компоненты единого, взятого сразу, целиком пейзажа, включенные в живописную плоскость картины, где один цветовой акцент держит другой, в целом образуя напряженное звучание зелени.
Машкова в Москве (1913-1915). А. А. Осмеркин был натурой многообразно одаренной. Изначально картина «Подсолнухи» писалась мастером с целью украсить свое жилище в Арле, чтобы предстать в выгодном свете перед коллегой и другом Полем Гогеном.