В это время в московских художественных кругах стала доминировать группа русских художников Бубновый валет и наставник Осмеркина Илья Машков был одним из его основателей. Уставы общ-в Бубновый валет, Московских художников (1911 – 1928) афиши, каталоги художественных выставок с участием А. А. Осмеркина (1913 – 1947) договоры об оформлении фильма и спектаклей (1918 – 1936) афиши и программы спектаклей, оформленных А. А. Осмеркиным и с его участием (1918 – 1943). Осмеркин, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1892–1953), русский художник, мастер живописи, представитель группы «Бубновый валет».
Александр Осмеркин – выдающийся русский советский живописец, график, художник театра.
Художники этого общества противопоставляли утонченности, рафинированности произведений «Мира искусства», символизму, недосказанности «Голубой розы» материальность живописи, «здоровую влюбленность в яркую плоть и кровь вещей, здоровую, грубоватую, подчас доходящую до «лубочности» выразительность», – как писал о них критик Я. Тугендхольд. Любовь к театру сохранилась и в дальнейшем, но победила страсть к живописи.
Однако, несмотря на все усилия, мастером тематической картины Осмеркин так и не стал. Участвовал также в1-йгосударственной выставке искусства инауки вКазани (1920). работы.
Как его представитель был экспонентом 5-йгосударственной выставки картин (1919. Эти панно, построенные в духе кубистических опытов, с подчеркиванием линейных ритмов и острых сдвинутых плоскостей, в общем оформлении соединялись с гирляндами зелени и причудливыми складками красных полотнищ. В натюрморте «Сирень» (1951, собрание Н. Г. Осмеркиной) выступает прежде всего то замечательное качество живописца, которое можно определить словами: «. уч-ще, затем в студии И. Машкова (Москва, 191315). Однако, включаясь в ритм синих пятен, красный становится лишь призрачным звуком веселья и привносит в портрет меланхолию, грусть. С 1932 года его педагогическая деятельность переносится на долгие годы в Ленинград.
Осмеркин успешно выступал как художник театра – в ленинградском Большом драматическом (1937 г. ), а во время эвакуации в Казанском драматическом (1943 г. ), – однако эпохальных вещей в этой области не создал. Ф. В. Сычкова, Саранск), «Загорск. Белая ночь», 1927, Государственная Третьяковская галерея «Ленинград.
Гораздо лучше ему удавались пейзажи, портреты, натюрморты. Увлекался театром, в юности мечтал стать актером, даже собирался учиться пению. Здесь отчетливо стремление предельно напряженно, как бы изнутри выразить натуру и в то же время, как в кубистических картинах, не изолированно от самой живописной плоскости, а организуя пространство холста во всех его точках. Ранее вколлекции А. Ф. Чудновского) свидетельствует овлиянии Машкова. А. А. Осмеркин был натурой многообразно одаренной. Данью благодарности великому поэту была еще раньше серия пейзажей, написанных в пушкинских местах: «Аллея Керн», «Домик няни», «Святогорский монастырь» и другие. В Кировограде, где родился художник, в честь его имени был основан художественный музей. Он был безраздельно предан искусству.
Основное ядро объединения художников «Бубновый валет» составляли И. И. Машков, П. П. Кончаловский, В. В. Рождественский, Р. Р. Фальк, А. В. Лентулов, А. В. Куприн. Осмеркин говорил: «Галереи Щукина и Морозова – моя академия». Кпервой годовщине революции сделал панно наздании бывшего Оперного театра С. И. Зимина. В первом он изображает Баркову в неглубоком, почти уплощенном пространстве синей комнаты фон в картине, ее настроение создает мягкий, спокойный ритм пятен, разработанных синим по охре или белилам.
И как бы вспоминая Островского, он пишет тихий провинциальный городок со своим колоритом, с непременной геранью в окне, с курами около дома, чаепитием с самоваром – «Улица в Загорске», «Пейзаж с мостом. Он участвовал, в украшении московских улиц к революционным праздникам и создал два огромных декоративных панно для театра Московского Совета рабочих депутатов: на одном он изобразил столяра с рубанком, на другом – маляра с ведрами. И. И. Машков — педагог великолепный, а состав его студии бывал часто неоднородным. Александр Александрович, являясь сторонником сочной живописи, очень расположен к П. Сезанну и кубистам и широко экспериментируя в своем творчестве, тем не менее, слишком далеко не отходит от непосредственного восприятия натуры (Дама с лорнеткой, В кафе и другие работы). Он был безраздельно предан искусству. Они были рядом и в трудные для художника годы.
– 1953, пос. Теперь же – словно прорыв, непосредственно к тому, что видит глаз. Барковой (жены художника), 1921 г. ) Позднее в его образах, как и в живописи Р. Р. Тем неменее художник был прав, когда назвал себя «кровным сыном Бубнового валета» (Осмёркин 1981. На то время живописцев называли русскими сезанистами.
Увлекался театром, в юности мечтал стать актером, даже собирался учиться пению. Они расположены четко и мерно, так что рисунок их, несколько жесткий, заставляет «звучать» взгляд героя еще тише, почти приглушенно. Сурикова. Вот Пушкин это мог. В 1911 г. – проходит курс обучения в художественном училище Киева во главе с Н. К.
Я стал в Училище протестантом. работы Осмеркина уже вполне реалистичны. ОМХ. Плесково, Московская обл. Он прививал им любовь к краскам, живописной технике, развивал их колористическое чувство.
Написанная вэти годы «Обнажённая нафоне персидской набойки» (1914–1915. Коричневый, голубой, малиново-красный. В 1914 году Александр вступает в общество художников «Бубновый валет» и вместе с его членами участвует в выставках. В следующем году впервые участвует в выставке "Бубнового валета".
Преподавание в Киеве вызывало сильное сопротивление. Оформил несколько театральных постановок. Однако, принимая участие в агитационно-массовом искусстве, художник продолжал работать и над небольшими станковыми картинами, что послужило поводом к спорам с Маяковским, о которых пишет в своих воспоминаниях А. Нюренберг: «Маяковский считал, что во время революции художник должен не сидеть в мастерской и писать «портретики» и «натюрмортики», а быть на «линии огня» и помогать рабочему классу. Художник предпочитает охры, зелень изумрудную или кобальт, ультрамарин, берлинскую лазурь, марсы.
В 1927-1927 гг. Тугендхольд). Пафос утверждения материальности бытия через вещь, преклонение перед природой, этой единственной данной человеку реальностью, характерные для творчества Сезанна, как нельзя более соответствовали задачам молодого объединения.
Но не только живопись покоряла тогда его сердце. Если в ранних его вещах доминирует кубистически – «натюрмортное», предметное начало (Натюрморт с бандурой, 1920 г. Натюрморт с черепом, 1921 г. обе работы – в Русском музее), то параллельно мощно усиливается и самоценная экспрессия цвета (Портрет Е. Т. Во время эвакуации он отличился в Казанском драматическом театре (1943 г. ). Сколько благородства и строгости в одном из ранних автопортретов художника (ок. работы Осмеркина уже вполне реалистичны. Вмае–июле 1918 всоставе Левой («молодой») федерации профсоюза участвовал вего первой выставке (Москва). Козы» (конец 1930-х гг., Тульский областной художественный музей). худ.
Белая ночь" (1927)и др. Как и в «Натюрморте с черепом», композиция данной работы строится на контрапунктном звучании темных и светлых пятен. картины («Красная гвардия в Зимнем дворце», 1927) и др. Передать красоту материального мира в каком-то одном композиционно-ритмическом и цветном ключе – такую задачу решает художник во многих натюрмортах тех лет, например, в «Натюрморте с бандурой» (1920, Государственный Русский музей). Изображен молодой человек играющий на тари. Его тянуло в Москву, в шумный, бурлящий город – центр нового молодого искусства. Сурикова. С. 62).
Чтобы как-то прожить, ему приходилось исполнять театральные декорации, но главным для него в то время были занятия в частной студии И. Машкова, который, как известно, был одним из организаторов «Бубнового валета». Преподавание и перемены в стране не мешают ему творить. Волга. Первым откровением большого искусства, одним из самых сильных впечатлений детства была для него воспроизведенная в журнале «Нива» «Муза» М. А. Врубеля.
Загорск», «За чашкой чая» (все конца 1940-х гг., собрание Н. Г. Осмеркиной). Козы» (конец 1930-х гг., собрание Т. А. Осмеркиной), «Крым. Участвуя в строительстве новой, социалистической жизни, художник обращался к созданию жанровых полотен, примером чему может служить «Коммунистическое пополнение девятнадцатого года» (1928, Государственная Третьяковская галерея). Осмеркин любит сочную, вкусную живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры (Обнаженная на фоне персидской набойки, 1914-1915 г., Дама с лорнеткой, 1917 г., Натюрморт с часами, 1918 г., В кафе, 1919 г. и др. ). Но «свод небес зелено-бледный», почувствованный художником здесь особенно пронзительно.
Москва). Тамже познакомился сГ. Б. Якуловым, «встретился сБурлюком, Татлиным, Грищенко, Ларионовым, Гончаровой, новерным остался бубновалетцам» (Осмёркин 1981. Просто ли видя модель на почти пустом голубом фоне стены, увлекаясь увиденным ритмом.
У пруда» (1925, Государственная Третьяковская галерея), «Цыгане. 1892, Елисаветград, Херсонская губ. Начало XX века в русском искусстве отмечено появлением различных художественных группировок. Художник, график.
Портрет А. А. Осмеркина. В них есть та упругость, совсем не древесная, в которой невольно увидишь вдруг заданность формы изображение не дерева с листьями, но уплотненность, насыщенность «образа» дерева. Сознательно ограничивая палитру, он столь же придирчив к отбору изображаемых предметов их обычно немного и формы их лаконично просты. С. 133).
Над ними Осмеркин много работал и в 193040-х гг. созданы под влиянием кубизма и фовизма. Священный для всякого сезанниста принцип «живопись – это верный цвет на верном месте» остается незыблемым, но художника интересует и передача фактур разных материалов и психология (в портрете) и лирическое настроение (в пейзажах): «Портрет Е. Т. Барковой» (1921), «Портрет художника М. Н. Аветова» (1924), «Охотничий натюрморт» (192324), «Мойка. А. А. Осмеркин был натурой многообразно одаренной. Осмеркин очень любил Ленинград и посвятил ему много работ («Мойка.
Осмеркин обвиняется в формализме и пропаганде западных тенденций. Ещё виюне 1917 извоенного училища был откомандирован вхудожественно-просветительный отдел МСРСД иработал над созданием Профессионального союза художников-живописцев Москвы. Таким же протестантом был учившийся со мной мой друг Исаак Рабинович. В кругу его знакомых С. Есенин, О. Мандельштам, А. Ахматова, П. Кончаловский, А. Лентулов. Свои работы художник постоянно показывал на различных выставках тех лет: на V Государственной выставке картин нового искусства (1919), на I Советской выставке в Берлине (1922), «Московских живописцев» (1926), на выставке «Бытие» (1927), «Художники РСФСР за 15 лет» (1932 – Ленинград, 1933 – Москва) и многих других.
В 1913 году А. Осмёркин отправляется в Москву, в школу И. Машкова, а с 1914 года уже участвует в выставках «Бубнового валета»— группы московских живописцев, которых именовали «русскими сезанистами». В поздних его вещах отзвуки кубизма окончательно уступают место импрессионистической манере письма, в целом мажорной (букеты цветов и пейзажи Загорска конец 1940 – начало 1950-х годов), но порой наделяемой и острым драматизмом (Портрет художницы Н. А. Удальцовой, 1948, Третьяковская галерея). Шестой корпус» (1946, Государственный Русский музей), «Реставрационные работы в лавре» (1946, Государственный Русский музей). Позднее в работах Осмеркина, как и в произведениях Р. Р.
Он умеет найти как бы некую грань, которая делит пространство на планы, на ближний и дальний и, взглядом беря панораму открывшегося ландшафта, легко размещает, «пропуская» сквозь солнечный свет или туман, дома, деревья, кустарники, горы, фигуры людей. Дерево не как «образ», «идея» дерева, но с конкретностью живых мощных веток, стволов, зеленых листьев. В 1928 году Осмеркину вручают премию за картину «Красная гвардия в Зимнем дворце. Но вещей исторического значения в этот период не творил. Ветлы», 1938 «Митрополичья трапезная и колокольня в Лавре», 1946 «Река Трубеж», 1948) ист. -рев. К середине 1920-х гг.
В интервале с 1918 по 1948 г. Александр Александрович вел активную педагогическую деятельность в свободных художественных мастерских, Ленинградской Академии художеств, Московском художественном институте В. И. Он был безраздельно предан искусству. Белая ночь, 1927 г оба пейзажа – в Третьяковской галерее), хотя время от времени и «отчитывался» историко-революционными полотнами (Взятие Зимнего дворца, 1927 г., Русский музей) или казенными портретами передовиков. В 1936 году совместно с С. С. Прокофьевым и А. Я. Таировым художник работал над оформлением спектакля «Евгений Онегин» для Камерного театра в Москве. Как и все члены этого объединения, Осмеркин любит сочную, "вкусную" живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры ("Обнаженная на фоне персидской набойки", 1914-15 "Дама с лорнеткой", 1917 "Натюрморт с часами", 1918 "В кафе", 1919 и др. ).
Смерть застала его за работой. Машкова в Москве (1913-1915). Одна из картин – «Новая Голландия» (1948, Государственный Русский музей) – – представляет собой не просто городской пейзаж, основным мотивом которого является изображение архитектурного памятника XVIII века так называемой «Новой Голландии», построенной архитектором Ж. -Б. Осмеркин преподавал в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда).
Работы О. 1910-1920-х гг. Если в произведениях раннего этапа Осмеркина преобладает кубистически предметное начало, относящееся к натюрморту (Натюрморт с бандурой, Натюрморт с черепом 1919 и 1920 г. ), то одновременно с этим очень усиливается цветовая выразительность художника (Портрет Е. Т. Среди портретных работ тех лет замечателен по живописи «Портрет М. Н. Аветова» (1924, Государственный Русский музей), решенный в зелено-охристых тонах. Исключением не стал и Осмеркин.
Если в ранних его вещах доминирует кубистически-«натюрмортное», предметное начало (Натюрморт с бандурой, 1920 Натюрморт с черепом, 1921 обе работы – в Русском музее), то параллельно мощно усиливается и самоценная экспрессия цвета (Портрет Е. Т. Барковой (жены художника), 1921 там же). Там была «заданность» темы, некий «сезанновско-кубистический канон», то есть природа воспринималась сквозь призму живописных увлечений. Увлекался театром, в юности мечтал стать актером, даже собирался учиться пению. леными тенями, светлые пятна от солнца внизу – все дает ощущение пространства. Еще в годы Великой Отечественной войны для Казанского драматического театра Осмеркин оформлял в постановке А. Дикого пьесу А. Н. Островского «Горячее сердце». Валлен-Деламотом. Пейзажи Новая Голландия, портрет А. Ахматовой – его основные работы с 1930 по 1940-е годы.
Или вдруг захотелось ему ввести в голубое малиновый, успокоенность и печальную мягкость разбудить ярким малиново-красным. Однако, несмотря на все усилия, мастером тематической картины Осмеркин так и не стал. Осмеркин преподавал в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда). Пимоненко. Белая ночь (1927)и др. Среди тематических картин художника – а он немало потрудился, осваивая этот новый и сложный для него жанр, – более других известна Красная гвардия в Зимнем дворце (1927). Все это – на коричнево-охристом фоне.
А. А. Накануне последней выставки «Бубнового валета» (ноябрь–декабрь 1917. Ждановка», 1937, собрание Л. А. Осмеркиной «Памятник Петру I в Ленинграде», 1930, Кировоградский областной краеведческий музей «Инженерный замок», 1945, Государственный музей русского искусства, Киев и многие другие). Москва) ненадолго вошёл вобщество, новсамй выставке неучаствовал.
В«Автобиографии» Осмёркин пишет, что принимал участие вмосковской выставке «Бубнового валета» (Осмёркин 1981. природа, вновь твой робкий ученик». Любовь к театру сохранилась и в дальнейшем, но победила страсть к живописи. Правда, лубок и «примитивы» имеют для художника меньшее значение, чем для его учителя Машкова. Загорская серия – это новая страница, новая тема в творчестве художника.
«Портрет А. А. Ахматовой» (193940), серия пейзажей «Новая Голландия» (1945) – пожалуй, самые известные работы 193040-х гг. В следующем году впервые участвует в выставке Бубнового валета. Художник и участник российской художественной группы Бубновый Валет родился в семье служащего телеграфной связи, в Елисаветграде (Кировограде) годы жизни: 08. 12. 1892 – 25. 06. 1953. Осмеркин успешно зарекомендовал себя, как художник Большого драматического театра в Ленинграде (1937 г. ). – член-учредитель и секретарь Общества московских художников.
В статье «О воспитании художников» Осмеркин писал: «Выращивание молодого художника – это прежде всего воспитание в нем художественной культуры и с этого воспитания надо начинать. ин-те). Осмеркин А. А.
В 1913 г. он приезжает в Москву, занимается в студии И. И. Машкова. Осмёркин входит в, так называемый, бомонд – высший интеллигентский свет того времени. Художник он до глубины души московский. «Бубновый валет» иногда называют русской школой сезаннизма и это совсем не случайно. К середине 1920-х гг.
В 1914 г. его работы появляются на выставках Бубнового валета, среди работ других московских живописцев. Художник открывает для себя барбизонцев, Г. Курбе, Рембрандта, русских мастеров XIX в. (А. Ив целом – движение фигуры продолжается тихим движением ткани. Плесково» (1953, Государственный Русский музей). Вскоре вместе сведущими художниками «Бубнового валета» принял участие ввыставке «Мира искусства» (зима 1917–1918.
Здесь — новые художественные впечатления и новые друзья. Так же, как Ленинград, захватил Осмеркина Загорск, куда он попал во время Великой Отечественной войны с реэвакуированной Всероссийской Академией художеств и где затем на протяжении ряда лет (1945 – 1952) он проводил свои творческие отпуска. Правда, в этих картинах, как заметил не без иронии П. П. Кончаловский, которому Осмеркин показал свои «пушкинские» пейзажи, – «природы много искусства мало». В Государственном Русском музее хранятся два ее портрета: 1921 и 1925 годов. Главные «персонажи» – бандура, лежащая на столе и стоящая справа гитара – являются основными композиционными акцентами, которые дополняют жестяной поднос, смычок и тетрадь с буквами начала названия, отмечающими причудливое движение кисти.
Вместе они создают атмосферу душной, печалью наполненной комнаты, где лицо, «по-испански» надменное и строгое. Тополя» (1938, собрание Т. А. Осмеркиной), «Уличка в Крыму. К середине 1920-х гг. Он считает, что обязан отображать на холсте революционные события и их героев. Судьба художника отныне связана с Москвой и Петроградом.
Осмеркина отличают меньший размах, тяготение к более тонкой и сдержанной цветовой гамме, своеобразное чувство ритма и вместе с тем не столь явная увлеченность телесностью, вещностью материального мира. В начале 1920-х гг. В 1911 году поступает в Киевское художественное училище. С. 63), однако вкаталоге его фамилия незначится (возможно, участвовал вкачестве экспонента). работы Осмеркина уже вполне реалистичны.
Пимоненко, а в 1913 году Осмеркин отправляется в Москву, в школу И. Машкова и с 1914 года уже участвует в выставках «Бубнового валета» – группы московских живописцев, которых именовали «русскими сезанистами». В следующем году впервые участвует в выставке «Бубнового валета». Удальцовой, 1948 г., Третьяковская галерея. Белая ночь, 1927 оба пейзажа – в Третьяковской галерее), хотя время от времени и «отчитывался» историко-революционными полотнами (Взятие Зимнего дворца, 1927, Русский музей) или казенными портретами передовиков. Сначала в живописи Осмеркина становится меньше элементов кубизма и происходит как бы возврат к Сезанну («Парк», «Натюрморт с бандурой», обе 1920 «Портрет Е. Т. Барковой», «Портрет девушки», обе 1921 и др. ). Главное, что художник стремился увидеть в природе и передать, как и Сезанн, «не становление, а бытие, не явления, а формы» (Я. Как и все члены этого объединения, Осмеркин любит сочную, «вкусную» живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры («Обнаженная на фоне персидской набойки», 191415 «Дама с лорнеткой», 1917 «Натюрморт с часами», 1918 «В кафе», 1919 и др. ).
Таким образом, художник, выделив на плоскости картины самое темное пятно и самое светлое, строит всю «сцену» (мы видим сбоку две обрамляющие стол занавеси) на взаимодействии серо-охристых тонов, пластически разработанных в фоне. Белая ночь. Судьба художника отныне связана с Москвой и Петроградом.
Главным «героем» там выступает череп, через сопоставление с которым самых различных предметов повторяется давнее «помни о смерти», «ничто не вечно». художники» (192426), группы «Крыло» (1927), в 192729 секр. Иванова и др. ), поэзию русского пейзажа, прелесть ранее отрицаемого сюжета в живописи, понимает, что и портрет не только повод для решения пластических (цвет и форма) задач. Цветовая экспрессия, насыщенность тона невольно возвращают нас к ранним работам художника. Здесь художник и показывает модель чуть сбоку и снизу. В. И. Сурикова.
Портреты же Осмеркин писал, придерживаясь классического стиля. Белая ночь). Он прошел через нас Дон Кихотом в искусстве». Впрочем, Осмеркин скоро перестал быть учеником. Несмотря на присутствие в «Натюрморте с черепом» столь мрачного объекта, в картине нет чувства безысходности, пессимизма, так как она действует на нас в одном, абсолютно определенном плане, а именно: чисто живописном.
Это хорошо видно в ранних произведениях художника, в его натюрмортах. В солнечном дне уже нет той неги и покоя, какие были разлиты в голубом воздухе Тавриды, а синева высокого холодного северного неба – прозрачная и далекая, своеобразной монументальной рамой которому служит огромная арка «Новой Голландии». Смерть застала его за работой.
Как и все члены этого объединения, Осмеркин любит сочную, вкусную живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры (Обнаженная на фоне персидской набойки, 1914-15 Дама с лорнеткой, 1917 Натюрморт с часами, 1918 В кафе, 1919 и др. ). Ябыл отмечен прессой ипризнан как художник» (Осмёркин 1981. Священный для всякого сезанниста принцип живопись – это верный цвет на верном месте остается незыблемым, но художника интересует и передача фактур разных материалов и психология (в портрете) и лирическое настроение (в пейзажах): Портрет Е. Т. Барковой (1921), Портрет художника М. Н. Аветова (1924), Охотничий натюрморт (1923-24), Мойка. Однако, время от времени Осмеркин увлекался историческими революционными композициями (Взятие Зимнего дворца), а также портретами активистов.
В 1913 г. он приезжает в Москву, занимается в студии И. И. Машкова. "Портрет А. А. Ахматовой" (1939-40), серия пейзажей "Новая Голландия" (1945) – пожалуй, самые известные работы 1930-40-х гг. Среди тематических картин художника – а он немало потрудился, осваивая этот новый и сложный для него жанр, – более других известна «Красная гвардия в Зимнем дворце» (1927). Здесь внимательно анализировалась живописная структура полотен старых мастеров.
Натюрморты конца 1910-х – начала 1920-х годов тоже строятся на основе сезаннистских или кубистических увлечений – «Натюрморт с керосиновой банкой» (конец 1910-х – начало 1920-х гг., Государственный Русский музей), «Натюрморт» (начало 1920-х гг., Государственный Русский музей) и другие. В «Пейзаже» (1920, Государственный Русский музей) почти весь холст занимает изображение двух огромных деревьев с мощными кривыми ветвями. Сейчас ясно, что это произведение не лучшее из созданных Осмеркиным. А в 1937 году, по случаю пушкинского юбилея, он создает декорации для «Маленьких трагедий» Пушкина в постановке А. Дикого в Большом драматическом театре Ленинграда («Моцарт и Сальери», «Сцены из рыцарских времен»). Можно было бы назвать еще несколько пейзажей, подобных этому, например «Пейзаж» (конец 1910-х – начало 1920-х гг., собрание Н. Г. Осмеркиной) и другие. Колорит ранних произведений Осмеркина очень строг и сдержан. С 1918 по 1948 год активно работал как педагог: Свободные художественные мастерские (Высшие художественно-технические мастерские, ВХУТЕМАС), Ленинградская Академии художеств, Московский художественный институт имени В. И. Любовь к театральному искусству не покидала его, но влечение к живописи оказалось сильнее.
Учился в Киевском худ. С 1918 года Осмеркин преподавал в 1-х и 2-х Свободных государственных мастерских, потом во Вхутемасе – Вхутеине. Эта формула точно определяет главное направление поисков самого живописца.
Над ними Осмеркин много работал и в 1930-40-х гг. Жизнь художника была неразделимой с Москвой и Петроградом. Учился в Киевском художественном училище (1909-1911) и в студии И. И. В 1928 году на выставке, организованной Совнаркомом, он получил премию за работу «Красная гвардия в Зимнем дворце». Пути к искусству мы прокладывали себе своевольничая, ускользая от гнета школьной учебы и озоруя. Кроме того, важно было поднять общую культуру у тех, кто к нему приходил. Учение Осмеркин начинал в Киевском художественном училище.
В 191830 преподавал в моск. Художник открывает для себя барбизонцев, Г. Курбе, Рембрандта, русских мастеров XIX в. (А.
В одном из писем Павловскому учитель обращается к нему с такими словами: «Пиши так, как будто ты пишешь в первый раз. » То есть радуйся тому, что ты живешь, что ты художник и можешь мгновению дать живописную жизнь. Барковой, 1921). Но для Осмеркина Ленинград – это прежде всего город Пушкина, потому так особенно поэтичны в его картинах пушкинские места («Пушкинский дом в Ленинграде», 1940, Якутский республиканский музей изобразительного искусства). Брат и сестра» (1927, Государственная Третьяковская галерея), «Ленинград с корабля» (1930, собрание Л. А. Осмеркиной), «Серый день» (1935, Государственный Русский музей), «Натюрморт. С этого момента началась его влюбленность в творчество великого художника, восхищение и преклонение перед которым он пронес через всю свою жизнь.
Был также членом объединений «Общество московских художников» и АХРР. Ахматовой (1939-1940 г. ), серия пейзажей Новая Голландия (1945 г. ) – пожалуй, самые известные работы 1930-1940-х г. Осмеркин не был открывателем новых путей в искусстве, а был просто талантливым и культурным живописцем. И Врубель мог. «Крым. Своей мыслью, неразделимой с фантазией, он прошел сквозь общие достижения в искусстве.
Именно вМоскве он увидел живопись «бубновых валетов» ивдохновился ею. Белая ночь» (1927)и др. Сначала в живописи Осмеркина становится меньше элементов кубизма и происходит как бы возврат к Сезанну ("Парк", "Натюрморт с бандурой", обе 1920 "Портрет Е. Т. Барковой", "Портрет девушки", обе 1921 и др. ). С. 63). Российский художник, участник художественной группы Бубновый Валет родился 8 декабря 1892 года в г. Елисаветграде (ныне Кировоград) в Херсонской губернии в семье почтово-телеграфного служащего.
Рыбы» (1938, Музей изобразительных искусств Карельской АССР, Петрозаводск). Как и все «бубновалетцы» испытал сильное влияние П. Сезанна, а также французского фовизма и кубизма.
Священный для всякого сезанниста принцип "живопись – это верный цвет на верном месте" остается незыблемым, но художника интересует и передача фактур разных материалов и психология (в портрете) и лирическое настроение (в пейзажах): "Портрет Е. Т. Барковой" (1921), "Портрет художника М. Н. Аветова" (1924), "Охотничий натюрморт" (1923-24), "Мойка. Участник выставок «Бубнового валета» (с 1913) и «Мира искусства» (с 1916), один из «русских сезаннистов». В живописи это удавалось только громадным мастерам».
Преподавал во Вхутемасе-Вхутеине (1918-1930), позже – в Академии художеств и Московском художественном институте им. Само общение с ней стало событием в жизни Осмеркина. Умер он в Москве в 1953 году, находясь за работой. ВХУТЕМАСе, в 193247 в ЛИЖСА (одноврем.
Это такие работы, как «Ветлы. Смерть застала его за работой. Кроме того, в этих работах Осмеркина всегда акцентируется «классическое», плановое построение пейзажа, что сближает его не только с Ивановым, но и с Пуссеном. В позднем творчестве Осмеркина последние признаки кубизма полностью вытеснены импрессионистической манерой письма исполняемой на мажорный лад, но иногда преисполненной острого драматизма (портрет Удальцовой, 1948). Таким примером планового построения композиции является «Пейзаж. Козы.
Воктябре–ноябре 1918 руководил оформлением агитпоезда (позаказу военного отдела ЦИК). Есть усталость в надменности, в позе, опущены плечи. В 1910 году А. Осмёркин поступает в петербургскую Рисовальную школу Общества поощрения художеств (класс Н. Рериха), где учится год. В 1913 году А. Осмёркин отправляется в Москву, в школу И. Машкова, а с 1914 года уже участвует в выставках «Бубнового валета»— группы московских живописцев, которых именовали «русскими сезанистами». Загорск» (1944, Мордовская картинная галерея им.
Так Осмеркин пишет портрет. Крым. И в них лицо с чуть надменной улыбкой, глаза же притушены веками.
Кроме этого художник создает и станковые работы. Осмеркин был натурой многообразно одаренной. Художник удивительно легко, артистично, раскрепощенно строит свой натюрморт. Также участвовал ввыставке «Свободное искусство» (1918.
Гораздо лучше ему удавались пейзажи, портреты, натюрморты. Осмеркин А. А. И он делает это убедительно, со всей силой своего живописного таланта. По этому поводу он часто спорит с Маяковским, посещавшим его мастерскую. Безошибочное чувство цвета, данное природой, культивировалось художником изучение формы в пространстве шло одновременно. В картине нет четкого композиционного построения, наоборот, присутствует нарочитая «фрагментарность» события, нет ясно выраженной смысловой законченности, хотя автор задумал ее как групповой портрет современников.
Многочисленные ивановские пейзажи, «штудии» деревьев, которые он писал, живя в Италии, становятся для Осмеркина ключом к дальнейшей разработке пейзажных мотивов. являлся многогранной и одаренной личностью. А это не всегда было легко: художника обвиняли в формализме, в 1948 г. лишили возможности преподавать (с конца 1910-х гг. Татарская деревня» (конец 1930-х гг., Тульский областной. В 1910 году А. Осмёркин поступает в петербургскую Рисовальную школу Общества поощрения художеств (класс Н. Рериха), где учится год. Таковы, например, «Сирень на фоне обоев» (1951, Государственный Русский музей), «Букет полевых цветов с подсолнухом» (1951, Государственный Русский музей), «Черемуха. — В Москву.
В этом он не был оригинален: та же эволюция происходила и с другими участниками «Бубнового валета». Как и все «бубновалетцы» испытал сильное влияние П. Сезанна, а также французского фовизма и кубизма. Сколько радости, сколько восхищения цветом, даруемым самой природой излучает «Натюрморт с подсолнечником и рябиной» (1952, собрание Н. Г. Осмеркиной), построенный на контрасте красных упругих гроздьев рябины и желтых подсолнухов. Его картины были тонкими по тональной разработке произведениями 20-х г. в духе фовизма и кубизма многоцветными, осязаемо-пластическими работами 1930-1950-х г. Александр Дейнека так характеризовал художника: «Рассеянный мягкий лирик, любитель поэзии, человек совершенного живописного слуха, артист без всякого «делячества», беззаветно влюбленный в искусство, для которого оно было чем-то намного большим, чем любые практические мысли или вопросы тщеславия.
Их споры всегда носили острый характер и заканчивались «непожатием руки». Москва). Судьба художника отныне неразрывно связана с Москвой и Петроградом.
Вечер. в 193748 в Моск. Он весь погружен в слушанье звуков. Ему не чужды такие стили, как кубизм и фовизм, также пришедшие из Франции.
Фон – черно-кирпичные пятна ковра. Член объединений Бубновый валет (с 1913), с 1916 г. – Мир искусства, позже – Ассоциации художников революционной России. В начале 1920-х гг. Портреты («Портрет Е. Т. Барковой», 1921 «Портрет девушки», 1924 «Портрет А. А. Ахматовой», 1939), натюрморты («Натюрморт с палитрой», 1918 «Натюрморт с белой пиалой», 1921 «Натюрморт с черепом», 1921 «Лилии и настурции», 1947 «Натюрморт с ходиками», 1952 «Черемуха. К 1921 году относится «Натюрморт с белой пиалой» (Государственный Русский музей).
— решил Осмеркин, бросил училище и ринулся туда. Иванова и др. ), поэзию русского пейзажа, прелесть ранее отрицаемого сюжета в живописи, понимает, что и портрет не только повод для решения пластических (цвет и форма) задач. Сначала в живописи Осмеркина становится меньше элементов кубизма и происходит как бы возврат к Сезанну (Парк, Натюрморт с бандурой, обе 1920 Портрет Е. Т. Барковой, Портрет девушки, обе 1921 и др. ). «Чувство искусства», как он сам называл позднее способность проникновения в мир возвышенного, прекрасного, воспитывалось в нем и литературой. Для его творчества характерно преобладание исполненных поэзии натюрмортов, пейзажей и портретов, хотя наряду с ними Осмеркин выполнял и большие тематические картины: «Подмосковный трактир» (1926, местонахождение неизвестно), «Красная гвардия в Зимнем дворце» (1927, Государственный Русский музей), «Коммунистическое пополнение девятнадцатого года» (1928, Государственная Третьяковская галерея).
Среди натюрмортов начала 1920-х годов выделяется и своеобразный «Натюрморт с черепом» (1924, Государственный Русский музей), напоминающий, на первый взгляд, старинные испанские или голландские натюрморты «vanitas» (суета сует). В 1947 г. А. А. Но, как говорил сам Осмеркин, «это очень трудно, чтоб и природа и искусство. Член об-ва «Моск. Осенью 1913 переехал вМоскву, посещал студию живописи ирисунка И. И. Машкова (довесны 1915). Вскоре после выставки ираскола Левая федерация создала профсоюз художников-живописцев нового искусства (Ножив).
Плесково», 1953), пейзажи («Парк», 1920 «Москва. Его излюбленные жанры – натюрморт, портрет (Портрет мужчины в тюрбане, 1912, ГТГ Натюрморт с бандурой, 1921, ГРМ). В 1913 г. он приезжает в Москву, занимается в студии И. И. Машкова. Тверская», 1924 «На Неве», 1934 «Москва-река. В 1911 году поступает в Киевское художественное училище.