Александр Александрович Осмеркин умер 25 июня 1953 года. Осмеркин, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1892–1953), русский художник, мастер живописи, представитель группы «Бубновый валет». Александр Александрович Осмеркин родился 26 ноября (8 декабря) 1892 года в городе Елисаветграде Херсонской губернии в семье землемера.
Гораздо лучше ему удавались пейзажи, портреты, натюрморты. Над ними Осмеркин много работал и в 1930-40-х гг. Осмёркин входит в, так называемый, бомонд – высший интеллигентский свет того времени. являлся многогранной и одаренной личностью. Его тянуло в Москву, в шумный, бурлящий город – центр нового молодого искусства. Работы О. 1910-1920-х гг.
В 1927-1927 гг. Основное ядро объединения художников «Бубновый валет» составляли И. И. Машков, П. П. Кончаловский, В. В. Рождественский, Р. Р. Фальк, А. В. Лентулов, А. В. Куприн. Учение Осмеркин начинал в Киевском художественном училище.
Здесь художник и показывает модель чуть сбоку и снизу. Таковы, например, «Сирень на фоне обоев» (1951, Государственный Русский музей), «Букет полевых цветов с подсолнухом» (1951, Государственный Русский музей), «Черемуха. Можно было бы назвать еще несколько пейзажей, подобных этому, например «Пейзаж» (конец 1910-х – начало 1920-х гг., собрание Н. Г. Осмеркиной) и другие. Многочисленные ивановские пейзажи, «штудии» деревьев, которые он писал, живя в Италии, становятся для Осмеркина ключом к дальнейшей разработке пейзажных мотивов.
Осмеркин любит сочную, вкусную живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры (Обнаженная на фоне персидской набойки, 1914-1915 г., Дама с лорнеткой, 1917 г., Натюрморт с часами, 1918 г., В кафе, 1919 г. и др. ). Иванова и др. ), поэзию русского пейзажа, прелесть ранее отрицаемого сюжета в живописи, понимает, что и портрет не только повод для решения пластических (цвет и форма) задач. Сначала в живописи Осмеркина становится меньше элементов кубизма и происходит как бы возврат к Сезанну (Парк, Натюрморт с бандурой, обе 1920 Портрет Е. Т. Барковой, Портрет девушки, обе 1921 и др. ). Москва). Кроме того, в этих работах Осмеркина всегда акцентируется «классическое», плановое построение пейзажа, что сближает его не только с Ивановым, но и с Пуссеном. Там была «заданность» темы, некий «сезанновско-кубистический канон», то есть природа воспринималась сквозь призму живописных увлечений.
Изображен молодой человек играющий на тари. В 1936 году совместно с С. С. Прокофьевым и А. Я. Таировым художник работал над оформлением спектакля «Евгений Онегин» для Камерного театра в Москве. Эта нарядная композиция радует глаз своими звонкими и чистыми красками. Также участвовал ввыставке «Свободное искусство» (1918.
В них есть та упругость, совсем не древесная, в которой невольно увидишь вдруг заданность формы изображение не дерева с листьями, но уплотненность, насыщенность «образа» дерева. Последней точкой этих поездок стала Бухара. Как его представитель был экспонентом 5-йгосударственной выставки картин (1919. В пейзажах, созданных живописцем в 1920-х годах, также чувствуется влияние творчества Сезанна. Осмеркин преподавал в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда). Данью благодарности великому поэту была еще раньше серия пейзажей, написанных в пушкинских местах: «Аллея Керн», «Домик няни», «Святогорский монастырь» и другие. Он говорил: «Галереи Щукина и Морозова — моя академия».
«Чувство искусства», как он сам называл позднее способность проникновения в мир возвышенного, прекрасного, воспитывалось в нем и литературой. Рыбы» (1938, Музей изобразительных искусств Карельской АССР, Петрозаводск). Главным «героем» там выступает череп, через сопоставление с которым самых различных предметов повторяется давнее «помни о смерти», «ничто не вечно».
Он весь погружен в слушанье звуков. Его наставником был Н. Рерих. В 1914 году Александр вступает в общество художников «Бубновый валет» и вместе с его членами участвует в выставках. Оформил ряд спектаклей, в том числе «Пушкинский спектакль» (1936-1937 годы, БДТ), «Горячее сердце» А. Н. Сурикова. Вскоре вместе сведущими художниками «Бубнового валета» принял участие ввыставке «Мира искусства» (зима 1917–1918.
Эта формула точно определяет главное направление поисков самого живописца. Белая ночь», 1927, Государственная Третьяковская галерея «Ленинград. Но для Осмеркина Ленинград – это прежде всего город Пушкина, потому так особенно поэтичны в его картинах пушкинские места («Пушкинский дом в Ленинграде», 1940, Якутский республиканский музей изобразительного искусства). Тугендхольд). С 1910 г. Осмеркин учится в Петербурге, в школе Общества поощрения искусств, берет уроки у Рериха, но весьма непродолжительное время.
Осмеркин воспитал множество талантливых учеников, среди которых такие, как Е. Е. Моисеенко, И. И. Годлевский, Г. А. Савинов, А. Ю. Никич, Г. В. Павловский и др. Преподавал в ГСХМ – Вхутемасе – Вхутеине в Москве (1918-1930 годы), ИЖСА (1932-1947 годы профессор с 1933 года), МХИ (1937-1948 годы). В поисках впечатлений Кузнецов путешествовал по заволжским степям и Средней Азии. Судьба художника отныне связана с Москвой и Петроградом. Без зрительного воображения нельзя организовать картину как целое, добиться в ней правильного соподчинения деталей.
Особенно яркое впечатление на русского живописца произвело искусство Дерена и Сезанна, оказавшее влияние на пейзажные работы Осмеркина, выполненные в 1920-х годах («Пейзаж», 1920, Русский музей, Санкт-Петербург). Загорская серия – это новая страница, новая тема в творчестве художника. Лаконичен и композиционный строй его работ. Удальцовой, 1948 г., ГТГ). Любовь к театру сохранилась и в дальнейшем, но победила страсть к живописи. обл. Сергиево-Посадкий государственный историко-художественный музей-заповедник. Осмеркин обвиняется в формализме и пропаганде западных тенденций.
работы Осмеркина уже вполне реалистичны. Любовь к театральному искусству не покидала его, но влечение к живописи оказалось сильнее. Кроме этого художник создает и станковые работы. В 1913-ом юноша продолжил свои занятия живописью в московской школе И. Машкова.
Художники этого общества противопоставляли утонченности, рафинированности произведений «Мира искусства», символизму, недосказанности «Голубой розы» материальность живописи, «здоровую влюбленность в яркую плоть и кровь вещей, здоровую, грубоватую, подчас доходящую до «лубочности» выразительность», – как писал о них критик Я. Тугендхольд. Но «свод небес зелено-бледный», почувствованный художником здесь особенно пронзительно. Шестой корпус. Сейчас ясно, что это произведение не лучшее из созданных Осмеркиным.
Если в ранних его вещах доминирует кубистически – «натюрмортное», предметное начало (Натюрморт с бандурой, 1920 г. Натюрморт с черепом, 1921 г. обе работы – в Русском музее), то параллельно мощно усиливается и самоценная экспрессия цвета (Портрет Е. Т. Осмеркин преподавал в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда). Т. Н. Манушина Комитет по культуре и туризму администрации Моск. Осмеркин был натурой многообразно одаренной. В 1928 году на выставке, организованной Совнаркомом, он получил премию за работу «Красная гвардия в Зимнем дворце». Барковой, 1921).
Александр Александрович Осмеркин – каким он сохранился в моей памяти). Осмеркин говорил: «Галереи Щукина и Морозова – моя академия». Его картины были тонкими по тональной разработке произведениями 20-х г. в духе фовизма и кубизма многоцветными, осязаемо-пластическими работами 1930-1950-х г. Александр Дейнека так характеризовал художника: «Рассеянный мягкий лирик, любитель поэзии, человек совершенного живописного слуха, артист без всякого «делячества», беззаветно влюбленный в искусство, для которого оно было чем-то намного большим, чем любые практические мысли или вопросы тщеславия. В 1911 г. – проходит курс обучения в художественном училище Киева во главе с Н. К.
Портрет А. А. Так же, как Ленинград, захватил Осмеркина Загорск, куда он попал во время Великой Отечественной войны с реэвакуированной Всероссийской Академией художеств и где затем на протяжении ряда лет (1945 – 1952) он проводил свои творческие отпуска. Ив целом – движение фигуры продолжается тихим движением ткани. Валлен-Деламотом.
Кроме того, важно было поднять общую культуру у тех, кто к нему приходил. Таким примером планового построения композиции является «Пейзаж. Так Осмеркин пишет портрет. С 1918 по 1948 год активно работал как педагог: Свободные художественные мастерские (Высшие художественно-технические мастерские, ВХУТЕМАС), Ленинградская Академии художеств, Московский художественный институт имени В. И. Воктябре–ноябре 1918 руководил оформлением агитпоезда (позаказу военного отдела ЦИК). В послеоктябрьский период Павел Варфоломеевич продолжал писать картины: пейзажи, портреты, натюрморты («Утро», 1916, Третьяковская галерея, Москва).
Среди портретных работ тех лет замечателен по живописи «Портрет М. Н. Аветова» (1924, Государственный Русский музей), решенный в зелено-охристых тонах. «Крым. Как и все «бубновалетцы» испытал сильное влияние П. Сезанна, а также французского фовизма и кубизма. И как бы вспоминая Островского, он пишет тихий провинциальный городок со своим колоритом, с непременной геранью в окне, с курами около дома, чаепитием с самоваром – «Улица в Загорске», «Пейзаж с мостом. Колористическое мастерство, разработанное в результате тщательного изучения искусства П. Сезанна, особенно ярко выявилось в работе Осмеркина «Сирень» (1951, собрание Г. Н. Осмеркиной).
В статье «О воспитании художников» Осмеркин писал: «Выращивание молодого художника – это прежде всего воспитание в нем художественной культуры и с этого воспитания надо начинать. Он был безраздельно предан искусству. Смерть застала его за работой. Брат и сестра», 1927, оба — в Третьяковской галерее, Москва «Ленинград с корабля», 1930, собрание Л. А. Осмеркиной «Серый день», 1935, Русский музей, Санкт-Петербург «Натюрморт. Большинство работ этого времени выполнены в охристых изумрудных, лазурных тонах. Белая ночь.
Судьба художника отныне неразрывно связана с Москвой и Петроградом. С этого момента началась его влюбленность в творчество великого художника, восхищение и преклонение перед которым он пронес через всю свою жизнь. Большой интерес представляет «Натюрморт с черепом» (1924, Русский музей, Санкт-Петербург), в котором можно уловить сходство с натюрмортом типа vanitas кисти старинных европейских мастеров, где череп, сопоставленный с самыми разнообразными предметами, напоминает зрителю о бренности бытия и неотвратимости смерти.
В 1910 году А. Осмёркин поступает в петербургскую Рисовальную школу Общества поощрения художеств (класс Н. Рериха), где учится год. Натюрморты конца 1910-х – начала 1920-х годов тоже строятся на основе сезаннистских или кубистических увлечений – «Натюрморт с керосиновой банкой» (конец 1910-х – начало 1920-х гг., Государственный Русский музей), «Натюрморт» (начало 1920-х гг., Государственный Русский музей) и другие. Осенью 1913 переехал вМоскву, посещал студию живописи ирисунка И. И. Машкова (довесны 1915). Для его творчества характерно преобладание исполненных поэзии натюрмортов, пейзажей и портретов, хотя наряду с ними Осмеркин выполнял и большие тематические картины: «Подмосковный трактир» (1926, местонахождение неизвестно), «Красная гвардия в Зимнем дворце» (1927, Государственный Русский музей), «Коммунистическое пополнение девятнадцатого года» (1928, Государственная Третьяковская галерея).
В 1948 году отстранён от преподавательской деятельности и участия в выставках в связи с обвинениями «в формализме и космополитизме». Первым откровением большого искусства, одним из самых сильных впечатлений детства была для него воспроизведенная в журнале «Нива» «Муза» М. А. Врубеля. В 1920–1930-х годах художник создал множество пейзажей, портретов, натюрмортов («Ветлы. Он высоко ценил и знал наизусть многие стихи Блока. Как и в «Натюрморте с черепом», композиция данной работы строится на контрапунктном звучании темных и светлых пятен.
Картина построена на противопоставлении ярко-желтых подсолнечников и алых гроздьев рябины. В натюрморте «Сирень» (1951, собрание Н. Г. Осмеркиной) выступает прежде всего то замечательное качество живописца, которое можно определить словами: «. Увлекался театром, в юности мечтал стать актером, даже собирался учиться пению.
Козы», конец 1930-х, местонахождение неизвестно). Осмеркин успешно зарекомендовал себя, как художник Большого драматического театра в Ленинграде (1937 г. ). Российский художник, участник художественной группы Бубновый Валет родился 8 декабря 1892 года в г. Елисаветграде (ныне Кировоград) в Херсонской губернии в семье почтово-телеграфного служащего. Судьба художника отныне связана с Москвой и Петроградом. Но не только живопись покоряла тогда его сердце.
Глядя на полотно Осмеркина «Натюрморт с подсолнечником и рябиной» (1952, собрание Г. Н. Осмеркиной), мы видим восторг художника перед красотой природы, восхищение ее яркими красками. Преподавание в Киеве вызывало сильное сопротивление. Среди них: Весна. Его захватили абсолютно новые темы и образы. Дух маленьких купеческих городков изображенных в пьесах Островского, ощущается и в картинах Осмеркина, показывающих тихие провинциальные улочки, цветок герани на окне, стол с самоваром («Улица в Загорске», «Пейзаж с мостом.
Куценко // Сергиево-Посадский музей-заповедник. Белая ночь (1927)и др. Среди тематических картин художника – а он немало потрудился, осваивая этот новый и сложный для него жанр, – более других известна Красная гвардия в Зимнем дворце (1927). Своей мыслью, неразделимой с фантазией, он прошел сквозь общие достижения в искусстве.
К 1921 году относится «Натюрморт с белой пиалой» (Государственный Русский музей). Сначала в живописи Осмеркина становится меньше элементов кубизма и происходит как бы возврат к Сезанну ("Парк", "Натюрморт с бандурой", обе 1920 "Портрет Е. Т. Барковой", "Портрет девушки", обе 1921 и др. ). Осмеркин А. А. Обычно их немного, как, например, в картине «Натюрморт с белой пиалой» (1921, Русский музей, Санкт-Петербург). светло-поэтически. В следующем году впервые участвует в выставке Бубнового валета.
Накануне последней выставки «Бубнового валета» (ноябрь–декабрь 1917. Если в произведениях раннего этапа Осмеркина преобладает кубистически предметное начало, относящееся к натюрморту (Натюрморт с бандурой, Натюрморт с черепом 1919 и 1920 г. ), то одновременно с этим очень усиливается цветовая выразительность художника (Портрет Е. Т. Пейзажи Новая Голландия, портрет А. Ахматовой – его основные работы с 1930 по 1940-е годы. С. 63).
Здесь внимательно анализировалась живописная структура полотен старых мастеров. Он прошел через нас Дон Кихотом в искусстве». Именно вМоскве он увидел живопись «бубновых валетов» ивдохновился ею. В его творчестве появляются сюжетно-тематические картины («Подмосковный трактир», 1925, частное собрание, США «Красная гвардия в Зимнем дворце», 1927, ГРМ «Коммунистическое пополнение девятнадцатого года», 1928-1929 годы, ГТГ). В 1928 году Осмеркину вручают премию за картину «Красная гвардия в Зимнем дворце. «Бубновый валет» иногда называют русской школой сезаннизма и это совсем не случайно. Живописца интересовали природа и быт народов разных стран.
В центре композиции — бандура, лежащая на столе и гитара, показанная чуть правее. В 1918-1948 годах много работал как педагог – в Свободных художественных мастерских (позднее – Высшие художественно – технические мастерские, ВХУТЕМАС), ленинградской Академии художеств и Московском художественном институте имени В. И. Позднее в работах Осмеркина, как и в произведениях Р. Р. В 1985 году в Кировограде создан художественно-мемориальный музей художника.
Все это – на коричнево-охристом фоне. Художник открывает для себя барбизонцев, Г. Курбе, Рембрандта, русских мастеров XIX в. (А. В кругу его знакомых С. Есенин, О. Мандельштам, А. Ахматова, П. Кончаловский, А. Лентулов.
Ранее вколлекции А. Ф. Чудновского) свидетельствует овлиянии Машкова. Священный для всякого сезанниста принцип "живопись – это верный цвет на верном месте" остается незыблемым, но художника интересует и передача фактур разных материалов и психология (в портрете) и лирическое настроение (в пейзажах): "Портрет Е. Т. Барковой" (1921), "Портрет художника М. Н. Аветова" (1924), "Охотничий натюрморт" (1923-24), "Мойка. — решил Осмеркин, бросил училище и ринулся туда. Загорск» (1944, Мордовская картинная галерея им. Одна из картин – «Новая Голландия» (1948, Государственный Русский музей) – – представляет собой не просто городской пейзаж, основным мотивом которого является изображение архитектурного памятника XVIII века так называемой «Новой Голландии», построенной архитектором Ж. -Б. Увиденное побудило мастера к созданию полотен, на которых все пространство занимали бескрайние степи со стадами овец и одинокими юртами, пустыни с караванами верблюдов.
Он был безраздельно предан искусству. Просто ли видя модель на почти пустом голубом фоне стены, увлекаясь увиденным ритмом. С. 63), однако вкаталоге его фамилия незначится (возможно, участвовал вкачестве экспонента). Цветовая экспрессия, насыщенность тона невольно возвращают нас к ранним работам художника. Важную роль играет здесь светотеневая среда.
— В Москву. Сурикова. Портреты же Осмеркин писал, придерживаясь классического стиля.
С. 62). Он прививал им любовь к краскам, живописной технике, развивал их колористическое чувство. Размещение одного плана над другим сочетается с воздушной перспективой, то есть прозрачностью переднего плана, переходящей в голубой туман дали. К середине 1920-х гг. Как и все члены этого объединения, Осмеркин любит сочную, "вкусную" живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры ("Обнаженная на фоне персидской набойки", 1914-15 "Дама с лорнеткой", 1917 "Натюрморт с часами", 1918 "В кафе", 1919 и др. ). Он был безраздельно предан искусству.
Всероссийская академия художеств в Загорске (1944) / Е. В. А. А. Ф. В. Сычкова, Саранск), «Загорск. У пруда» (1925, Государственная Третьяковская галерея), «Цыгане.
И Врубель мог. Был членом объединений Бубновый валет, Общество московских художников и АХРР.
природа, вновь твой робкий ученик». Есть усталость в надменности, в позе, опущены плечи. Осмеркина.
По словам А. Дейнеки, Осмеркин – мягкий лирик, почитатель поэзии, человек, наделенный точным живописным слухом истинный артист без всякого уклонения от своего предназначения, влюбленный в искусство без остатка и искусство для него – больше, чем вопрос самоутверждения. Фалька, основное значение приобретает цветовая стихия, для которой характерна общая сдержанность и тонкая инструментовка слоя живописи. На то время живописцев называли русскими сезанистами. Дядя выписывал из столицы художественные издания и мальчик часами рассматривал репродукции картин известных мастеров. Художник очень тщательно выбирает предметы для своих натюрмортов.
В 1913 году А. Осмёркин отправляется в Москву, в школу И. Машкова, а с 1914 года уже участвует в выставках «Бубнового валета»— группы московских живописцев, которых именовали «русскими сезанистами». В. И. Сурикова.
Теперь же – словно прорыв, непосредственно к тому, что видит глаз. С 1932 года его педагогическая деятельность переносится на долгие годы в Ленинград. Осмеркин же верил, что и в дни революции художник должен писать не только агитационные плакаты, но и станковые картины, в которых могут быть отражены и революционные события. Каждый участник Бубнового валета в процессе формирования подвергался влиянию П. Сезанна в сочетании с французским фовизмом и кубизмом.
Был членом объединений«Бубновый Валет», «Общество московских художников» и АХРР. Реалистические приёмы сочетаются в них с «бубнововалетской» фактурностью живописи, материальной плотностью мазка и колористической насыщенностью. И он делает это убедительно, со всей силой своего живописного таланта. Уже через год в 1911 году поступает в Киевское художественное училище под руководством Н. К.
Умер он в Москве в 1953 году, находясь за работой. Крым. Кузнецов отошел от руководства «Голубой розой», хотя и не прервал отношений с членами объединения. В следующем году впервые участвует в выставке "Бубнового валета". Машкова в Москве (1913-1915). Главные «персонажи» – бандура, лежащая на столе и стоящая справа гитара – являются основными композиционными акцентами, которые дополняют жестяной поднос, смычок и тетрадь с буквами начала названия, отмечающими причудливое движение кисти. Все картины последних лет отличаются ярким многоцветием палитры, свободой колористических решений, по сравнению с ними ранние работы кажутся более темными, сдержанными в цвете, хотя считать их менее живописными было бы неверно.
Начало XX века в русском искусстве отмечено появлением различных художественных группировок. Здесь — новые художественные впечатления и новые друзья. Тополя» (1938, собрание Т. А. Осмеркиной), «Уличка в Крыму.
Кузнецов входил в Комиссию по охране памятников искусства и старины в Московском Кремле. Это хорошо видно в ранних произведениях художника, в его натюрмортах. Написанная вэти годы «Обнажённая нафоне персидской набойки» (1914–1915. (Внутренние ворота в Лавре) – обе собрание ГРМ, Натюрморт на фоне Уточьей башни – собрание музея-заповедника Абрамцево, стоящие в ряду лучших произведений автора. Александр Александрович, являясь сторонником сочной живописи, очень расположен к П. Сезанну и кубистам и широко экспериментируя в своем творчестве, тем не менее, слишком далеко не отходит от непосредственного восприятия натуры (Дама с лорнеткой, В кафе и другие работы).
Москва) ненадолго вошёл вобщество, новсамй выставке неучаствовал. Загорск», «За чашкой чая», все — в конце 1940-х, собрание Г. Н. Осмеркиной). В позднем творчестве Осмеркина последние признаки кубизма полностью вытеснены импрессионистической манерой письма исполняемой на мажорный лад, но иногда преисполненной острого драматизма (портрет Удальцовой, 1948).
Художник оказался востребованным советской властью. Его излюбленные жанры – натюрморт, портрет (Портрет мужчины в тюрбане, 1912, ГТГ Натюрморт с бандурой, 1921, ГРМ). Оформил несколько театральных постановок. Пимоненко. В Кировограде, где родился художник, в честь его имени был основан художественный музей. В 1911 году поступает в Киевское художественное училище.
Жизнь художника была неразделимой с Москвой и Петроградом. Они расположены четко и мерно, так что рисунок их, несколько жесткий, заставляет «звучать» взгляд героя еще тише, почти приглушенно. Одни стремились сюда потому, что Машков с успехом, хотя и без радости, готовил желающих в Московское училище живописи, ваяния и зодчества другие хотели учиться живописи, они составляли ядро студии и в них — главный смысл преподавательской деятельности Машкова.
Член объединений Бубновый валет (с 1913), с 1916 г. – Мир искусства, позже – Ассоциации художников революционной России. В «Пейзаже» (1920, Государственный Русский музей) почти весь холст занимает изображение двух огромных деревьев с мощными кривыми ветвями. Ждановка», 1937, собрание Л. А. Осмеркиной «Памятник Петру I в Ленинграде», 1930, Кировоградский областной краеведческий музей «Инженерный замок», 1945, Государственный музей русского искусства, Киев и многие другие). В 1947 г. А. А. Но, как говорил сам Осмеркин, «это очень трудно, чтоб и природа и искусство.
Полотна Осмеркина представляли собой изящные по тональности произведения 20-х лет исполненные духом фовизма и кубизма из многоцветовой палитры осязаемо-пластические работы. Зритель понимает, что перед ним — изображение какой-то определенной местности, где живут киргизы или кочевники-калмыки и в то же время это не конкретный край, а вся Земля с ее необозримыми просторами («Мираж в степи», 1912, Третьяковская галерея, Москва «Водоем», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург «В степи», собрание В. А. Дудакова, Москва «В степи. Само общение с ней стало событием в жизни Осмеркина.
леными тенями, светлые пятна от солнца внизу – все дает ощущение пространства. Вскоре после выставки ираскола Левая федерация создала профсоюз художников-живописцев нового искусства (Ножив). Сообщения. 1995 / сост.
Колористическое мастерство Осмеркина, его умение подчеркнуть значимость и красоту каждого элемента картины поставили молодого художника в один ряд с уже получившими широкую известность представителями «Бубнового валета». Козы» (конец 1930-х гг., собрание Т. А. Осмеркиной), «Крым. Осмеркин А. А. Смерть застала его за работой. Ахматовой (1939-1940 г. ), серия пейзажей Новая Голландия (1945 г. ) – пожалуй, самые известные работы 1930-1940-х г. Осмеркин не был открывателем новых путей в искусстве, а был просто талантливым и культурным живописцем. Живописный артистизм Осмеркина проявился и в ярком, жизнерадостном полотне, получившем название «Натюрморт с ходиками» (1952, Русский музей, Санкт-Петербург).
Однако, принимая участие в агитационно-массовом искусстве, художник продолжал работать и над небольшими станковыми картинами, что послужило поводом к спорам с Маяковским, о которых пишет в своих воспоминаниях А. Нюренберг: «Маяковский считал, что во время революции художник должен не сидеть в мастерской и писать «портретики» и «натюрмортики», а быть на «линии огня» и помогать рабочему классу. Белая ночь, 1927 г. оба пейзажа – в ГТГ), хотя время от времени и отчитывался историко-революционными полотнами (Взятие Зимнего дворца, 1927 г., Русский музей) или казенными портретами передовиков. В 1914-ом начинающий художник присоединился к творческому объединению «Бубновый валет».
А. А. Осмеркин был натурой многообразно одаренной. Дерево не как «образ», «идея» дерева, но с конкретностью живых мощных веток, стволов, зеленых листьев. В этот же период Осмеркин занимался оформлением спектакля по пьесе А. Н. Островского «Горячее сердце» для Казанского драматического театра. Если в целом определять характер живописи этого мастера, то можно сказать, что он художник лирического плана.
Но вещей исторического значения в этот период не творил. В картине нет четкого композиционного построения, наоборот, присутствует нарочитая «фрагментарность» события, нет ясно выраженной смысловой законченности, хотя автор задумал ее как групповой портрет современников. Участвовал также в1-йгосударственной выставке искусства инауки вКазани (1920).
Позднее в его образах, как и в живописи Р. Р. Плесково» (1953, Государственный Русский музей). Тем неменее художник был прав, когда назвал себя «кровным сыном Бубнового валета» (Осмёркин 1981. Это такие работы, как «Ветлы.
Портрет А. А. Ахматовой (1939-40), серия пейзажей Новая Голландия (1945) – пожалуй, самые известные работы 1930-40-х гг. Преподавал во Вхутемасе-Вхутеине (1918-1930), позже – в Академии художеств и Московском художественном институте им. Тамже познакомился сГ. Б. Якуловым, «встретился сБурлюком, Татлиным, Грищенко, Ларионовым, Гончаровой, новерным остался бубновалетцам» (Осмёркин 1981. Именно на этих двух контрастных пятнах, самом темном (череп) и самом светлом (молочник), Осмеркин и выстраивает композицию натюрморта, колорит которого выдержан в серовато-охристых тонах.
Молодой человек подумывал о карьере актера, но выбрал живопись. Цветовая гамма ранних произведений Осмеркина сдержанна и проста. Белая ночь, 1927 оба пейзажа – в Третьяковской галерее), хотя время от времени и «отчитывался» историко-революционными полотнами (Взятие Зимнего дворца, 1927, Русский музей) или казенными портретами передовиков. Крым. На столе, покрытом зеленой скатертью с темными листьями, всего несколько предметов. Он умеет найти как бы некую грань, которая делит пространство на планы, на ближний и дальний и, взглядом беря панораму открывшегося ландшафта, легко размещает, «пропуская» сквозь солнечный свет или туман, дома, деревья, кустарники, горы, фигуры людей. Однако, время от времени Осмеркин увлекался историческими революционными композициями (Взятие Зимнего дворца), а также портретами активистов. У пруда», 1925 «Цыгане.
Правда, в этих картинах, как заметил не без иронии П. П. Кончаловский, которому Осмеркин показал свои «пушкинские» пейзажи, – «природы много искусства мало». Колорит ранних произведений Осмеркина очень строг и сдержан.
Успешно выступал и как художник театра – в ленинградском Большом драматическом (1937 г. ), а во время эвакуации в Казанском драматическом (1943 г. ), – однако эпохальных вещей в этой области не создал. Вот Пушкин это мог. Загорск», 1944, Мордовская картинная галерея им. Однако, несмотря на все усилия, мастером тематической картины Осмеркин так и не стал. Учился в Киевском художественном училище (1909-1911) и в студии И. И.
В это время в московских художественных кругах стала доминировать группа русских художников «Бубновый валет» и наставник Осмеркина Илья Машков был одним из его основателей. В солнечном дне уже нет той неги и покоя, какие были разлиты в голубом воздухе Тавриды, а синева высокого холодного северного неба – прозрачная и далекая, своеобразной монументальной рамой которому служит огромная арка «Новой Голландии». Всегда интересовался театром, мечтал сделать карьеру талантливого актера и даже был готов обучаться вокалу.
Таким же протестантом был учившийся со мной мой друг Исаак Рабинович. Начиная с 1918 года Осмеркин занимался преподавательской деятельностью в Государственных свободных художественных мастерских, позднее — во Вхутемасе и Вхутеине. Смерть застала его за работой. В 1913 г. он приезжает в Москву, занимается в студии И. И. Машкова. В живописи это удавалось только громадным мастерам». Дворик лавры и первый вариант Трапезная в Троице-Сергиевой Лавре.
Сколько благородства и строгости в одном из ранних автопортретов художника (ок. Это высокий светлый кувшин, пиала, трубка и раскрытая книга, на которой лежит карандаш. Был также членом объединений «Общество московских художников» и АХРР.
Их споры всегда носили острый характер и заканчивались «непожатием руки». Ф. В. Сычкова, Саранск). Таким образом, художник, выделив на плоскости картины самое темное пятно и самое светлое, строит всю «сцену» (мы видим сбоку две обрамляющие стол занавеси) на взаимодействии серо-охристых тонов, пластически разработанных в фоне. Без зрительного воображения нельзя организовать картину как целое, добиться в ней правильного соподчинения деталей. Осмеркин очень любил Ленинград и посвятил ему много работ («Мойка.
Коричневый, голубой, малиново-красный. В годы Великой Отечественной войны Осмеркин жил в Загорске (Сергиев Посад). Козы» (конец 1930-х гг., Тульский областной художественный музей). По этому поводу он часто спорит с Маяковским, посещавшим его мастерскую. созданы под влиянием кубизма и фовизма.
Ябыл отмечен прессой ипризнан как художник» (Осмёркин 1981. Насыщенность красок делает изображение удивительно динамичным, подвижным. Плотничья и Каличья башня Троице-Сергиевой лавры, Загорск. Впрочем, Осмеркин скоро перестал быть учеником. Брат и сестра» (1927, Государственная Третьяковская галерея), «Ленинград с корабля» (1930, собрание Л. А. Осмеркиной), «Серый день» (1935, Государственный Русский музей), «Натюрморт.
Козы. К середине 1920-х гг. Среди натюрмортов начала 1920-х годов выделяется и своеобразный «Натюрморт с черепом» (1924, Государственный Русский музей), напоминающий, на первый взгляд, старинные испанские или голландские натюрморты «vanitas» (суета сует). Очарование материального мира мастер показывает с помощью звучных оттенков и музыкально-ритмичных, плавных линий, как, например, на картине «Натюрморт с бандурой» (1920, Русский музей, Санкт-Петербург).
– С. 112-113). Александр Александрович Осмёркин появился на свет 8 декабря 1892 г. в Елизаветграде.
Сколько радости, сколько восхищения цветом, даруемым самой природой излучает «Натюрморт с подсолнечником и рябиной» (1952, собрание Н. Г. Осмеркиной), построенный на контрасте красных упругих гроздьев рябины и желтых подсолнухов. Вечер. «Осмеркин любил русскую поэзию не только золотого века. Безошибочное чувство цвета, данное природой, культивировалось художником изучение формы в пространстве шло одновременно. Барковой (жены художника), 1921 г. там же).
Испытал сильное влияние П. Сезанна, а также французского фовизма и кубизма. В поздних его вещах отзвуки кубизма окончательно уступают место импрессионистической манере письма, в целом мажорной (букеты цветов и пейзажи Загорска конец 1940 – начало 1950-х годов), но порой наделяемой и острым драматизмом (Портрет художницы Н. А. Удальцовой, 1948, Третьяковская галерея). В Маяковском признавал он не все и часто спорил с ним о судьбах искусства, но в последние годы жизни переменил суждение и говаривал, что у него хорошие стихи.
Священный для всякого сезанниста принцип живопись – это верный цвет на верном месте остается незыблемым, но художника интересует и передача фактур разных материалов и психология (в портрете) и лирическое настроение (в пейзажах): Портрет Е. Т. Барковой (1921), Портрет художника М. Н. Аветова (1924), Охотничий натюрморт (1923-24), Мойка. В 1936 году вместе с С. С. Прокофьевым и А. Я. Таировым Осмеркин работал над оформлением спектакля «Евгений Онегин» для Московского Камерного театра. Вмае–июле 1918 всоставе Левой («молодой») федерации профсоюза участвовал вего первой выставке (Москва). Барковой (жены художника), 1921 г. ) Позднее в его образах, как и в живописи Р. Р. В поздних его вещах отзвуки кубизма окончательно уступают место импрессионистической манере письма, в целом мажорной, но порой наделяемой и острым драматизмом (Портрет художницы Н. А. Как и все бубновалетцы испытал сильное влияние П. Сезанна, а также французского фовизма и кубизма. Памяти учителя).
Он считает, что обязан отображать на холсте революционные события и их героев. Увлекался театром, в юности мечтал стать актером, даже собирался учиться пению. – Сергиев Посад: ПИК, 1995. Преподавание и перемены в стране не мешают ему творить.
(Куценко, Е. В. В следующем году он создал декорации для постановки «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина в Большом драматическом театре в Ленинграде. – член-учредитель и секретарь Общества московских художников.
Белая ночь). Полотна Осмеркина постоянно демонстрировались на разнообразных выставках: в 1919 году — на V Государственной выставке картин нового искусства, в 1922 году — на I Советской выставке в Берлине, затем на экспозиции «Московских живописцев» (1926), выставке «Бытие» (1927), «Художники РСФСР за 15 лет» (в 1932 году — в Ленинграде, в 1933 году — в Москве) и т. д. Машков, впрочем, не ограничивал своих симпатий новыми французами, как чаще всего именовали в те годы импрессионистов и постимпрессионистов он давал своим студийцам представление и о венецианском колоризме.
В Государственном Русском музее хранятся два ее портрета: 1921 и 1925 годов. Свои работы художник постоянно показывал на различных выставках тех лет: на V Государственной выставке картин нового искусства (1919), на I Советской выставке в Берлине (1922), «Московских живописцев» (1926), на выставке «Бытие» (1927), «Художники РСФСР за 15 лет» (1932 – Ленинград, 1933 – Москва) и многих других. Художник удивительно легко, артистично, раскрепощенно строит свой натюрморт. Череп изображенный художником, вовсе не является здесь поводом для печальных раздумий. Исключением не стал и Осмеркин. Главное, что художник стремился увидеть в природе и передать, как и Сезанн, «не становление, а бытие, не явления, а формы» (Я.
Шестой корпус» (1946, Государственный Русский музей), «Реставрационные работы в лавре» (1946, Государственный Русский музей). С. 133). Загорск», «За чашкой чая» (все конца 1940-х гг., собрание Н. Г. Осмеркиной). Писал в основном камерные портреты и натюрморты, неброские по композиции, задумчиво-созерцательные пейзажи (Ветлы у пруда, 1925 г. Мойка.
Участвуя в строительстве новой, социалистической жизни, художник обращался к созданию жанровых полотен, примером чему может служить «Коммунистическое пополнение девятнадцатого года» (1928, Государственная Третьяковская галерея). Осмёркин Александр Александрович (1892-1953 гг. ), русский художник, мастер живописи, представитель группы Бубновый валет. Через три года художник понял, что символизм в искусстве практически изжил себя. Как и все «бубновалетцы» испытал сильное влияние П. Сезанна, а также французского фовизма и кубизма. Но живопись бубнововалетцев никогда не была чистым подражанием французскому мастеру – эти художники овладевали сезанновским методом, но выросли они на русской почве и, кроме французов, в их творчестве чувствуется влияние русского народного искусства. Как и все члены этого объединения, Осмеркин любит сочную, вкусную живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры (Обнаженная на фоне персидской набойки, 1914-15 Дама с лорнеткой, 1917 Натюрморт с часами, 1918 В кафе, 1919 и др. ).
Татарская деревня» (конец 1930-х гг., Тульский областной. И. И. Машков — педагог великолепный, а состав его студии бывал часто неоднородным. Они были рядом и в трудные для художника годы. В 1913 г. он приезжает в Москву, занимается в студии И. И. Машкова. Через год Осмёркин поступил в Киевское художественное училище. Вместе они создают атмосферу душной, печалью наполненной комнаты, где лицо, «по-испански» надменное и строгое.
Передать красоту материального мира в каком-то одном композиционно-ритмическом и цветном ключе – такую задачу решает художник во многих натюрмортах тех лет, например, в «Натюрморте с бандурой» (1920, Государственный Русский музей). Осмеркин успешно выступал как художник театра – в ленинградском Большом драматическом (1937 г. ), а во время эвакуации в Казанском драматическом (1943 г. ), – однако эпохальных вещей в этой области не создал. В одном из писем Павловскому учитель обращается к нему с такими словами: «Пиши так, как будто ты пишешь в первый раз. » То есть радуйся тому, что ты живешь, что ты художник и можешь мгновению дать живописную жизнь. Чтобы как-то прожить, ему приходилось исполнять театральные декорации, но главным для него в то время были занятия в частной студии И. Машкова, который, как известно, был одним из организаторов «Бубнового валета».
Москва). Художник он до глубины души московский. Несмотря на присутствие в «Натюрморте с черепом» столь мрачного объекта, в картине нет чувства безысходности, пессимизма, так как она действует на нас в одном, абсолютно определенном плане, а именно: чисто живописном. А это не всегда было легко: художника обвиняли в формализме, в 1948 г. лишили возможности преподавать (с конца 1910-х гг. Русский, советский художник и педагог, участник художественной группы «Бубновый валет», профессор живописи и руководитель персональной мастерской Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
Сурикова. А в 1937 году, по случаю пушкинского юбилея, он создает декорации для «Маленьких трагедий» Пушкина в постановке А. Дикого в Большом драматическом театре Ленинграда («Моцарт и Сальери», «Сцены из рыцарских времен»). Островского (1943, Большой драматический театр, Казань оба – режиссер А. Д. Дикий). С Есениным его связывала личная дружба и, конечно, любовь к есенинской лирике. Если в ранних его вещах доминирует кубистически – натюрмортное, предметное начало (Натюрморт с бандурой, 1920 г. Натюрморт с черепом, 1921 г. обе работы – в Русском музее), то параллельно мощно усиливается и самоценная экспрессия цвета (Портрет Е. Т. Еще в годы Великой Отечественной войны для Казанского драматического театра Осмеркин оформлял в постановке А. Дикого пьесу А. Н. Островского «Горячее сердце».
Волга. Я стал в Училище протестантом. Во время эвакуации он отличился в Казанском драматическом театре (1943 г. ). Был так же членом объединений «Общество московских художников» и «Ассоциация Художников Революционной России» (АХРР).
Фонтанка», 1936, Алтайский краеведческий музей изобразительных и прикладных искусств, Барнаул «Ленинград. Фон – черно-кирпичные пятна ковра. Белая ночь, 1927 г оба пейзажа – в Третьяковской галерее), хотя время от времени и «отчитывался» историко-революционными полотнами (Взятие Зимнего дворца, 1927 г., Русский музей) или казенными портретами передовиков. За работой», 1913, Третьяковская галерея, Москва «Восточный пейзаж», 1910-е, Дагестанский краеведческий музей, Махачкала). Рыбы», 1938, Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск).
Белая ночь" (1927)и др. В поздних его вещах отзвуки кубизма окончательно уступают место импрессионистической манере письма, в целом мажорной (букеты цветов и пейзажи Загорска конец 1940 – начало 1950-х годов), но порой наделяемой и острым драматизмом (Портрет художницы Н. А. Ему не чужды такие стили, как кубизм и фовизм, также пришедшие из Франции.
И в них лицо с чуть надменной улыбкой, глаза же притушены веками. Восторженное отношение мастера к красоте окружающего мира выразилось в картине «Натюрморт с зеркалом» (1917, Третьяковская галерея, Москва). работы Осмеркина уже вполне реалистичны. Кпервой годовщине революции сделал панно наздании бывшего Оперного театра С. И. Зимина.
Пимоненко, а в 1913 году Осмеркин отправляется в Москву, в школу И. Машкова и с 1914 года уже участвует в выставках «Бубнового валета» – группы московских живописцев, которых именовали «русскими сезанистами». "Портрет А. А. Ахматовой" (1939-40), серия пейзажей "Новая Голландия" (1945) – пожалуй, самые известные работы 1930-40-х гг. В«Автобиографии» Осмёркин пишет, что принимал участие вмосковской выставке «Бубнового валета» (Осмёркин 1981. Удальцовой, 1948 г., Третьяковская галерея. Если в ранних его вещах доминирует кубистически-«натюрмортное», предметное начало (Натюрморт с бандурой, 1920 Натюрморт с черепом, 1921 обе работы – в Русском музее), то параллельно мощно усиливается и самоценная экспрессия цвета (Портрет Е. Т. Барковой (жены художника), 1921 там же).
Волга. Его ранние произведения «прежде всего живописны». Художник и участник российской художественной группы Бубновый Валет родился в семье служащего телеграфной связи, в Елисаветграде (Кировограде) годы жизни: 08. 12. 1892 – 25. 06. 1953.