Последние работы Осмеркина, выполненные летом 1953 года в Плескове, освещены радостным спокойствием. В духе кубизма исполнены натюрморты, относящиеся к концу 1910 — началу 1920-х годов («Натюрморт с кувшином», 1918, собрание Г. Н. Осмеркиной «Натюрморт с керосиновой банкой», конец 1910 — начало 1920-х «Натюрморт», начало 1920-х, оба — в Русском музее, Санкт-Петербург). Осмеркин, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1892–1953), русский художник, мастер живописи, представитель группы «Бубновый валет». В это время в московских художественных кругах стала доминировать группа русских художников Бубновый валет и наставник Осмеркина Илья Машков был одним из его основателей. Осмеркин.
Осмеркин передает материальность вещей их фактуру с помощью красок, при этом цвет играет и другую, объединяющую, роль. После революции Осмеркин работал преподавателем в Свободных художественных мастерских, затем в Ленинградской академии художеств, Московском художественном институте имени В. И. А. а. осмеркин был натурой многообразно одаренной.
Осмеркин занимался не только станковыми работами. Осмеркина отличают меньший размах, тяготение к более тонкой и сдержанной цветовой гамме, своеобразное чувство ритма и вместе с тем не столь явная увлеченность телесностью, вещностью материального мира. В Великую Отечественную войну Осмеркин работает в мастерской оборонного плаката «Окна ТАСС». Здесь Осмеркин проработал до 1930 года.
А. а. осмеркин был натурой многообразно одаренной. 1947-1948 годах творчество Александра Осмеркина было подвергнуто официальной критике, он был освобожден от педагогической работы. Александр Александрович Осмеркин умер 25 июня 1953 года.
Выставка А. Осмеркина// Творчество. Осмеркин не был открывателем новых путей в искусстве, а был просто талантливым и культурным живописцем. А. осмеркин.
Много лет спустя эта любовь к театру выразилась в сценографических работах Осмеркина. Александр Александрович Осмеркин родился 26 ноября (8 декабря) 1892 года в городе Елисаветграде Херсонской губернии в семье землемера.
музей А. С. Кузнецов отошел от руководства «Голубой розой», хотя и не прервал отношений с членами объединения. Загорск», «За чашкой чая» (все конца 1940-х гг., собрание Н. Г. Осмеркиной). темы творчества О. – натюрморты («Натюрморт с черепом», 1921, ГРМ), пейзажи («Мойка. работы О. становятся более реалистичными, он использует приёмы импрессионизма: «Мойка.
в 193748 в Моск. — решил Осмеркин, бросил училище и ринулся туда. Любовь к театральному искусству не покидала его, но влечение к живописи оказалось сильнее.
Я стал в Училище протестантом. Осмеркин преподавал в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда). Козы. Тугендхольд). В следующем году впервые участвует в выставке «Бубнового валета».
художник, сценограф. Колорит ранних произведений Осмеркина очень строг и сдержан. Крым. Брат и сестра», 1927, оба — в Третьяковской галерее, Москва «Ленинград с корабля», 1930, собрание Л. А. Осмеркиной «Серый день», 1935, Русский музей, Санкт-Петербург «Натюрморт. Рыбы», 1938, Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск). В 1911 году поступает в Киевское художественное училище. Белая ночь" (1927)и др.
театр, Казань оба– реж. В позднем творчестве Осмеркина последние признаки кубизма полностью вытеснены импрессионистической манерой письма исполняемой на мажорный лад, но иногда преисполненной острого драматизма (портрет Удальцовой, 1948). К середине 1920-х гг.
Большинство работ этого времени выполнены в охристых изумрудных, лазурных тонах. Он говорил: «Галереи Щукина и Морозова — моя академия». Правда, лубок и "примитивы" имеют для художника меньшее значение, чем для его учителя Машкова. На то время живописцев называли русскими сезанистами. Художник удивительно легко, артистично, раскрепощенно строит свой натюрморт.
Есть усталость в надменности, в позе, опущены плечи. Рыбы» (1938, Музей изобразительных искусств Карельской АССР, Петрозаводск). По этому поводу он часто спорит с Маяковским, посещавшим его мастерскую. Все это – на коричнево-охристом фоне. Осмеркин любит сочную, вкусную живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры (Обнаженная на фоне персидской набойки, 1914-1915 г., Дама с лорнеткой, 1917 г., Натюрморт с часами, 1918 г., В кафе, 1919 г. и др. ).
Иванова и др. ), поэзию русского пейзажа, прелесть ранее отрицаемого сюжета в живописи, понимает, что и портрет не только повод для решения пластических (цвет и форма) задач. С сер. Таким образом, художник, выделив на плоскости картины самое темное пятно и самое светлое, строит всю «сцену» (мы видим сбоку две обрамляющие стол занавеси) на взаимодействии серо-охристых тонов, пластически разработанных в фоне. ОСМРКИН (Осмеркин) Александр Александрович, рос. С 1932 года его педагогическая деятельность переносится на долгие годы в Ленинград. – 1953, пос.
Преподавание и перемены в стране не мешают ему творить. Он считает, что обязан отображать на холсте революционные события и их героев. Белая ночь, 1927 г оба пейзажа – в Третьяковской галерее), хотя время от времени и «отчитывался» историко-революционными полотнами (Взятие Зимнего дворца, 1927 г., Русский музей) или казенными портретами передовиков. Там была «заданность» темы, некий «сезанновско-кубистический канон», то есть природа воспринималась сквозь призму живописных увлечений. Очарование материального мира мастер показывает с помощью звучных оттенков и музыкально-ритмичных, плавных линий, как, например, на картине «Натюрморт с бандурой» (1920, Русский музей, Санкт-Петербург).
Лаконичен и композиционный строй его работ. В послеоктябрьский период Павел Варфоломеевич продолжал писать картины: пейзажи, портреты, натюрморты («Утро», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Он был безраздельно предан искусству.
Гораздо лучше ему удавались пейзажи, портреты, натюрморты. В 1913 г. он приезжает в Москву, занимается в студии И. И. Машкова. У пруда», 1925 «Цыгане. Козы» (конец 1930-х гг., Тульский областной художественный музей).
Белая ночь» (1927, ГТГ), «Портрет А. А. Судьба художника отныне неразрывно связана с Москвой и Петроградом.
В 1913 году А. Осмёркин отправляется в Москву, в школу И. Машкова, а с 1914 года уже участвует в выставках «Бубнового валета»— группы московских живописцев, которых именовали «русскими сезанистами». «сезаннизма» и кубизма. 1920-хгг. И хотя чувствуется надменность в позе, подчеркнутая ритмом движения вуали и веера, но в тревожном ударе аккорда малиново-красных, все остальное уводящих в тень, вспоминается Гойя.
Любовь к театру сохранилась и в дальнейшем, но победила страсть к живописи. Кроме того, в этих работах Осмеркина всегда акцентируется «классическое», плановое построение пейзажа, что сближает его не только с Ивановым, но и с Пуссеном. Дьяченко и Н. К.
Пушкина, С. -Петербург), портреты. В 1985 году в Кировограде создан художественно-мемориальный музей художника. Член об-ва «Моск. — В Москву.
Главные «персонажи» – бандура, лежащая на столе и стоящая справа гитара – являются основными композиционными акцентами, которые дополняют жестяной поднос, смычок и тетрадь с буквами начала названия, отмечающими причудливое движение кисти. Российский художник, участник художественной группы Бубновый Валет родился 8 декабря 1892 года в г. Елисаветграде (ныне Кировоград) в Херсонской губернии в семье почтово-телеграфного служащего. Он был безраздельно предан искусству. В годы Великой Отечественной войны Осмеркин жил в Загорске (Сергиев Посад). Художники этого общества противопоставляли утонченности, рафинированности произведений «Мира искусства», символизму, недосказанности «Голубой розы» материальность живописи, «здоровую влюбленность в яркую плоть и кровь вещей, здоровую, грубоватую, подчас доходящую до «лубочности» выразительность», – как писал о них критик Я. Тугендхольд.
В следующем году он создал декорации для постановки «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина в Большом драматическом театре в Ленинграде.
Участвовал в выставках с 1913, в 1914 показал свои работы на выставке объединения «Бубновый валет». Еще в годы Великой Отечественной войны для Казанского драматического театра Осмеркин оформлял в постановке А. Дикого пьесу А. Н. Островского «Горячее сердце». Зритель понимает, что перед ним — изображение какой-то определенной местности, где живут киргизы или кочевники-калмыки и в то же время это не конкретный край, а вся Земля с ее необозримыми просторами («Мираж в степи», 1912, Третьяковская галерея, Москва «Водоем», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург «В степи», собрание В. А. Дудакова, Москва «В степи. Художник и участник российской художественной группы Бубновый Валет родился в семье служащего телеграфной связи, в Елисаветграде (Кировограде) годы жизни: 08. 12. 1892 – 25. 06. 1953. Ахматовой (1939-1940 г. ), серия пейзажей Новая Голландия (1945 г. ) – пожалуй, самые известные работы 1930-1940-х г. Осмеркин не был открывателем новых путей в искусстве, а был просто талантливым и культурным живописцем.
Портрет А. А. В центре композиции — бандура, лежащая на столе и гитара, показанная чуть правее. Был также членом объединений «Общество московских художников» и АХРР. Фон – черно-кирпичные пятна ковра. Он был безраздельно предан искусству.
Белая ночь (1927)и др. Среди портретных работ тех лет замечателен по живописи «Портрет М. Н. Аветова» (1924, Государственный Русский музей), решенный в зелено-охристых тонах. В работах, выполненных Осмеркиным в Крыму, куда мастер приезжал вместе со своими учениками, отразилось влияние пушкинской поэзии, а также живописи одного из величайших русских художников XIX столетия — А. А. Иванова. Цветовая гамма ранних произведений Осмеркина сдержанна и проста. Цветовая экспрессия, насыщенность тона невольно возвращают нас к ранним работам художника. Священный для всякого сезанниста принцип живопись – это верный цвет на верном месте остается незыблемым, но художника интересует и передача фактур разных материалов и психология (в портрете) и лирическое настроение (в пейзажах): Портрет Е. Т. Барковой (1921), Портрет художника М. Н. Аветова (1924), Охотничий натюрморт (1923-24), Мойка.
В 1947 г. А. А. И как бы вспоминая Островского, он пишет тихий провинциальный городок со своим колоритом, с непременной геранью в окне, с курами около дома, чаепитием с самоваром – «Улица в Загорске», «Пейзаж с мостом. Участник выставок «Бубнового валета» (с 1913) и «Мира искусства» (с 1916), один из «русских сезаннистов». В следующем году впервые участвует в выставке "Бубнового валета". с 1933), МХИ (1937–1948). Важную роль играет здесь светотеневая среда.
В его творчестве появляются сюжетно-тематич. Большой интерес представляет «Натюрморт с черепом» (1924, Русский музей, Санкт-Петербург), в котором можно уловить сходство с натюрмортом типа vanitas кисти старинных европейских мастеров, где череп, сопоставленный с самыми разнообразными предметами, напоминает зрителю о бренности бытия и неотвратимости смерти. насыщенностью. В кругу его знакомых С. Есенин, О. Мандельштам, А. Ахматова, П. Кончаловский, А. Лентулов.
Здесь внимательно анализировалась живописная структура полотен старых мастеров. В «Пейзаже» (1920, Государственный Русский музей) почти весь холст занимает изображение двух огромных деревьев с мощными кривыми ветвями. Осмеркин преподавал в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда). Он был безраздельно предан искусству.
Дикий). Барковой, 1921). Оформил ряд спектаклей, в т. ч. Шестой корпус» (1946, Государственный Русский музей), «Реставрационные работы в лавре» (1946, Государственный Русский музей).
В картине нет четкого композиционного построения, наоборот, присутствует нарочитая «фрагментарность» события, нет ясно выраженной смысловой законченности, хотя автор задумал ее как групповой портрет современников. Таковы, например, «Сирень на фоне обоев» (1951, Государственный Русский музей), «Букет полевых цветов с подсолнухом» (1951, Государственный Русский музей), «Черемуха. Художник он до глубины души московский. Таким же протестантом был учившийся со мной мой друг Исаак Рабинович. В 1936 году совместно с С. С. Прокофьевым и А. Я. Таировым художник работал над оформлением спектакля «Евгений Онегин» для Камерного театра в Москве. Он весь погружен в слушанье звуков. Они расположены четко и мерно, так что рисунок их, несколько жесткий, заставляет «звучать» взгляд героя еще тише, почти приглушенно.
Если в ранних его вещах доминирует кубистически – «натюрмортное», предметное начало (Натюрморт с бандурой, 1920 г. Натюрморт с черепом, 1921 г. обе работы – в Русском музее), то параллельно мощно усиливается и самоценная экспрессия цвета (Портрет Е. Т. «Чувство искусства», как он сам называл позднее способность проникновения в мир возвышенного, прекрасного, воспитывалось в нем и литературой. Смерть застала его за работой. Белая ночь. В статье «О воспитании художников» Осмеркин писал: «Выращивание молодого художника – это прежде всего воспитание в нем художественной культуры и с этого воспитания надо начинать. Над ними Осмеркин много работал и в 193040-х гг.
В поздних его вещах отзвуки кубизма окончательно уступают место импрессионистической манере письма, в целом мажорной (букеты цветов и пейзажи Загорска конец 1940 – начало 1950-х годов), но порой наделяемой и острым драматизмом (Портрет художницы Н. А. Удальцовой, 1948, Третьяковская галерея). Но «свод небес зелено-бледный», почувствованный художником здесь особенно пронзительно. Многочисленные ивановские пейзажи, «штудии» деревьев, которые он писал, живя в Италии, становятся для Осмеркина ключом к дальнейшей разработке пейзажных мотивов.
Пимоненко, в студии И. И. Удальцовой, 1948 г., Третьяковская галерея. Изображен молодой человек играющий на тари. Загорск», 1944, Мордовская картинная галерея им. И в них лицо с чуть надменной улыбкой, глаза же притушены веками.
уч-ще, затем в студии И. Машкова (Москва, 191315). Сколько благородства и строгости в одном из ранних автопортретов художника (ок. влияние «бубнововалетской» живописи, в частности традиций рус. Загорская серия – это новая страница, новая тема в творчестве художника.
В 1920–1930-х годах художник создал множество пейзажей, портретов, натюрмортов («Ветлы. Гораздо лучше ему удавались пейзажи, портреты, натюрморты. работы Осмеркина уже вполне реалистичны. Ждановка», 1937, собрание Л. А. Осмеркиной «Памятник Петру I в Ленинграде», 1930, Кировоградский областной краеведческий музей «Инженерный замок», 1945, Государственный музей русского искусства, Киев и многие другие). В Государственном Русском музее хранятся два ее портрета: 1921 и 1925 годов. В 1910 году А. Осмёркин поступает в петербургскую Рисовальную школу Общества поощрения художеств (класс Н. Рериха), где учится год. ВХУТЕМАСе, в 193247 в ЛИЖСА (одноврем.
В 1928 году Осмеркину вручают премию за картину «Красная гвардия в Зимнем дворце. 1892, Елисаветград, Херсонская губ. Однако, несмотря на все усилия, мастером тематической картины Осмеркин так и не стал. Осмеркин обвиняется в формализме и пропаганде западных тенденций.
Несмотря на присутствие в «Натюрморте с черепом» столь мрачного объекта, в картине нет чувства безысходности, пессимизма, так как она действует на нас в одном, абсолютно определенном плане, а именно: чисто живописном.
Коричневый, голубой, малиново-красный. Александр Александрович, являясь сторонником сочной живописи, очень расположен к П. Сезанну и кубистам и широко экспериментируя в своем творчестве, тем не менее, слишком далеко не отходит от непосредственного восприятия натуры (Дама с лорнеткой, В кафе и другие работы). Передать красоту материального мира в каком-то одном композиционно-ритмическом и цветном ключе – такую задачу решает художник во многих натюрмортах тех лет, например, в «Натюрморте с бандурой» (1920, Государственный Русский музей). Его картины были тонкими по тональной разработке произведениями 20-х г. в духе фовизма и кубизма многоцветными, осязаемо-пластическими работами 1930-1950-х г. Александр Дейнека так характеризовал художника: «Рассеянный мягкий лирик, любитель поэзии, человек совершенного живописного слуха, артист без всякого «делячества», беззаветно влюбленный в искусство, для которого оно было чем-то намного большим, чем любые практические мысли или вопросы тщеславия.
Загорск» (1944, Мордовская картинная галерея им. Сначала в живописи Осмеркина становится меньше элементов кубизма и происходит как бы возврат к Сезанну («Парк», «Натюрморт с бандурой», обе 1920 «Портрет Е. Т. Барковой», «Портрет девушки», обе 1921 и др. ). Каждый участник Бубнового валета в процессе формирования подвергался влиянию П. Сезанна в сочетании с французским фовизмом и кубизмом. Ф. В. Сычкова, Саранск).
Дерево не как «образ», «идея» дерева, но с конкретностью живых мощных веток, стволов, зеленых листьев. Рериха, в Киевском худож. Над ними Осмеркин много работал и в 1930-40-х гг. Плесково», 1953), пейзажи («Парк», 1920 «Москва. Валлен-Деламотом.
Татарская деревня» (конец 1930-х гг., Тульский областной. Волга. Вот Пушкин это мог. Козы» (конец 1930-х гг., собрание Т. А. Осмеркиной), «Крым. Среди тематических картин художника – а он немало потрудился, осваивая этот новый и сложный для него жанр, – более других известна Красная гвардия в Зимнем дворце (1927). Через три года художник понял, что символизм в искусстве практически изжил себя.
Художник очень тщательно выбирает предметы для своих натюрмортов. Осмеркин успешно зарекомендовал себя, как художник Большого драматического театра в Ленинграде (1937 г. ). Белая ночь», 1927, Государственная Третьяковская галерея «Ленинград. Так Осмеркин пишет портрет. Участвуя в строительстве новой, социалистической жизни, художник обращался к созданию жанровых полотен, примером чему может служить «Коммунистическое пополнение девятнадцатого года» (1928, Государственная Третьяковская галерея).
Сурикова. Но вещей исторического значения в этот период не творил. работы. В этом он не был оригинален: та же эволюция происходила и с другими участниками «Бубнового валета». Как и в «Натюрморте с черепом», композиция данной работы строится на контрапунктном звучании темных и светлых пятен.
Живописца интересовали природа и быт народов разных стран. Белая ночь). В его творчестве появляются сюжетно-тематические картины («Подмосковный трактир», 1925, частное собрание, США «Красная гвардия в Зимнем дворце», 1927, ГРМ «Коммунистическое пополнение девятнадцатого года», 1928-1929 годы, ГТГ). Писал в основном камерные портреты и натюрморты, неброские по композиции, задумчиво-созерцательные пейзажи (Ветлы у пруда, 1925 Мойка.
Череп изображенный художником, вовсе не является здесь поводом для печальных раздумий. А. А. Осмеркин был натурой многообразно одаренной. Преподавал в ГСХМ– Вхутемасе– Вхутеине в Москве (1918–30), ИЖСА (1932–47 проф.
Реалистические приёмы сочетаются в них с «бубнововалетской» фактурностью живописи, материальной плотностью мазка и колористической насыщенностью. Учение Осмеркин начинал в Киевском художественном училище. Он прошел через нас Дон Кихотом в искусстве». объединений «Мир искусства» (1920–22 экспонентв 1917–18), «Московские художники» (1924–26), «Бытие» (1926), «Крыло» (1926–28 организатор), Общество московских художников (1927–32 чл. -учредитель).
Жизнь художника была неразделимой с Москвой и Петроградом. Чтобы как-то прожить, ему приходилось исполнять театральные декорации, но главным для него в то время были занятия в частной студии И. Машкова, который, как известно, был одним из организаторов «Бубнового валета». В 1914 г. его работы появляются на выставках Бубнового валета, среди работ других московских живописцев. И. И. Машков — педагог великолепный, а состав его студии бывал часто неоднородным.
В одном из писем Павловскому учитель обращается к нему с такими словами: «Пиши так, как будто ты пишешь в первый раз. » То есть радуйся тому, что ты живешь, что ты художник и можешь мгновению дать живописную жизнь. Ф. В. Сычкова, Саранск), «Загорск. Основное ядро объединения художников «Бубновый валет» составляли И. И. Машков, П. П. Кончаловский, В. В. Рождественский, Р. Р. Фальк, А. В. Лентулов, А. В. Куприн. Осмеркина. ин-те). Эта формула точно определяет главное направление поисков самого живописца. Барковой (жены художника), 1921 г. ) Позднее в его образах, как и в живописи Р. Р.
Однако, принимая участие в агитационно-массовом искусстве, художник продолжал работать и над небольшими станковыми картинами, что послужило поводом к спорам с Маяковским, о которых пишет в своих воспоминаниях А. Нюренберг: «Маяковский считал, что во время революции художник должен не сидеть в мастерской и писать «портретики» и «натюрмортики», а быть на «линии огня» и помогать рабочему классу. Колористическое мастерство Осмеркина, его умение подчеркнуть значимость и красоту каждого элемента картины поставили молодого художника в один ряд с уже получившими широкую известность представителями «Бубнового валета». Тополя» (1938, собрание Т. А. Осмеркиной), «Уличка в Крыму. В 1948 отстранён от преподавательской деятельности и участия в выставках в связи с обвинениями«в формализме и космополитизме».
Островского (1943, Большой драматический театр, Казань оба – режиссер А. Д. Дикий). работы Осмеркина уже вполне реалистичны. В Кировограде, где родился художник, в честь его имени был основан художественный музей. Так же, как Ленинград, захватил Осмеркина Загорск, куда он попал во время Великой Отечественной войны с реэвакуированной Всероссийской Академией художеств и где затем на протяжении ряда лет (1945 – 1952) он проводил свои творческие отпуска.
Чл. За работой», 1913, Третьяковская галерея, Москва «Восточный пейзаж», 1910-е, Дагестанский краеведческий музей, Махачкала). В 1936 году вместе с С. С. Прокофьевым и А. Я. Таировым Осмеркин работал над оформлением спектакля «Евгений Онегин» для Московского Камерного театра. ОМХ. Смерть застала его за работой.
Гл. Осмеркин преподавал в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда). Плесково» (1953, Государственный Русский музей). Преподавание в Киеве вызывало сильное сопротивление. Тверская», 1924 «На Неве», 1934 «Москва-река. Волга. Островского (1943, Большой драматич. Оформил ряд спектаклей, в том числе «Пушкинский спектакль» (1936-1937 годы, БДТ), «Горячее сердце» А. Н.
«Пушкинский спектакль» (1936–37, БДТ), «Горячее сердце» А. Н. Но для Осмеркина Ленинград – это прежде всего город Пушкина, потому так особенно поэтичны в его картинах пушкинские места («Пушкинский дом в Ленинграде», 1940, Якутский республиканский музей изобразительного искусства). Портрет А. А. Ахматовой (1939-40), серия пейзажей Новая Голландия (1945) – пожалуй, самые известные работы 1930-40-х гг. Пимоненко, а в 1913 году Осмеркин отправляется в Москву, в школу И. Машкова и с 1914 года уже участвует в выставках «Бубнового валета» – группы московских живописцев, которых именовали «русскими сезанистами». В 191830 преподавал в моск.
Картина построена на противопоставлении ярко-желтых подсолнечников и алых гроздьев рябины. «Портрет А. А. Ахматовой» (193940), серия пейзажей «Новая Голландия» (1945) – пожалуй, самые известные работы 193040-х гг. И Врубель мог. являлся многогранной и одаренной личностью. Ветлы», 1938 «Митрополичья трапезная и колокольня в Лавре», 1946 «Река Трубеж», 1948) ист. -рев.
Сначала в живописи Осмеркина становится меньше элементов кубизма и происходит как бы возврат к Сезанну (Парк, Натюрморт с бандурой, обе 1920 Портрет Е. Т. Барковой, Портрет девушки, обе 1921 и др. ). Если в ранних его вещах доминирует кубистически-«натюрмортное», предметное начало (Натюрморт с бандурой, 1920 Натюрморт с черепом, 1921 обе работы – в Русском музее), то параллельно мощно усиливается и самоценная экспрессия цвета (Портрет Е. Т. Барковой (жены художника), 1921 там же). Свои работы художник постоянно показывал на различных выставках тех лет: на V Государственной выставке картин нового искусства (1919), на I Советской выставке в Берлине (1922), «Московских живописцев» (1926), на выставке «Бытие» (1927), «Художники РСФСР за 15 лет» (1932 – Ленинград, 1933 – Москва) и многих других.
Однако, время от времени Осмеркин увлекался историческими революционными композициями (Взятие Зимнего дворца), а также портретами активистов. Крым. Данью благодарности великому поэту была еще раньше серия пейзажей, написанных в пушкинских местах: «Аллея Керн», «Домик няни», «Святогорский монастырь» и другие. Ему не чужды такие стили, как кубизм и фовизм, также пришедшие из Франции. Это хорошо видно в ранних произведениях художника, в его натюрмортах.
уч-ще (1916–17). Во время эвакуации он отличился в Казанском драматическом театре (1943 г. ). Именно на этих двух контрастных пятнах, самом темном (череп) и самом светлом (молочник), Осмеркин и выстраивает композицию натюрморта, колорит которого выдержан в серовато-охристых тонах.
Осмеркин успешно выступал как художник театра – в ленинградском Большом драматическом (1937 г. ), а во время эвакуации в Казанском драматическом (1943 г. ), – однако эпохальных вещей в этой области не создал. Осмёркин входит в, так называемый, бомонд – высший интеллигентский свет того времени. музей, Москва), «Новая Голландия» (1945, ГРМ).
Если в произведениях раннего этапа Осмеркина преобладает кубистически предметное начало, относящееся к натюрморту (Натюрморт с бандурой, Натюрморт с черепом 1919 и 1920 г. ), то одновременно с этим очень усиливается цветовая выразительность художника (Портрет Е. Т. Судьба художника отныне связана с Москвой и Петроградом. Учился в Киевском худ. Осмеркин преподавал в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда). В солнечном дне уже нет той неги и покоя, какие были разлиты в голубом воздухе Тавриды, а синева высокого холодного северного неба – прозрачная и далекая, своеобразной монументальной рамой которому служит огромная арка «Новой Голландии».
Его тянуло в Москву, в шумный, бурлящий город – центр нового молодого искусства. Козы», конец 1930-х, местонахождение неизвестно). худ. Смерть застала его за работой. Сначала в живописи Осмеркина становится меньше элементов кубизма и происходит как бы возврат к Сезанну ("Парк", "Натюрморт с бандурой", обе 1920 "Портрет Е. Т. Барковой", "Портрет девушки", обе 1921 и др. ). Реалистич.
Как и все члены этого объединения, Осмеркин любит сочную, "вкусную" живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры ("Обнаженная на фоне персидской набойки", 1914-15 "Дама с лорнеткой", 1917 "Натюрморт с часами", 1918 "В кафе", 1919 и др. ). Он прививал им любовь к краскам, живописной технике, развивал их колористическое чувство. Кроме этого художник создает и станковые работы. Увлекался театром, в юности мечтал стать актером, даже собирался учиться пению. Он умеет найти как бы некую грань, которая делит пространство на планы, на ближний и дальний и, взглядом беря панораму открывшегося ландшафта, легко размещает, «пропуская» сквозь солнечный свет или туман, дома, деревья, кустарники, горы, фигуры людей. В 1928 году на выставке, организованной Совнаркомом, он получил премию за работу «Красная гвардия в Зимнем дворце».
Дух маленьких купеческих городков изображенных в пьесах Островского, ощущается и в картинах Осмеркина, показывающих тихие провинциальные улочки, цветок герани на окне, стол с самоваром («Улица в Загорске», «Пейзаж с мостом. Здесь художник и показывает модель чуть сбоку и снизу. Как и все «бубновалетцы» испытал сильное влияние П. Сезанна, а также французского фовизма и кубизма. На столе, покрытом зеленой скатертью с темными листьями, всего несколько предметов. Загорск», «За чашкой чая», все — в конце 1940-х, собрание Г. Н. Осмеркиной).
Своей мыслью, неразделимой с фантазией, он прошел сквозь общие достижения в искусстве. Осмеркин был натурой многообразно одаренной. Обычно их немного, как, например, в картине «Натюрморт с белой пиалой» (1921, Русский музей, Санкт-Петербург). Белая ночь, 1927 оба пейзажа – в Третьяковской галерее), хотя время от времени и «отчитывался» историко-революционными полотнами (Взятие Зимнего дворца, 1927, Русский музей) или казенными портретами передовиков. Пимоненко. «Крым. Вместе они создают атмосферу душной, печалью наполненной комнаты, где лицо, «по-испански» надменное и строгое. В начале 1920-х гг.
Лучшие достижения французской живописи конца XIX – начала XX века несомненно оказали влияние на русских художников. Особенно яркое впечатление на русского живописца произвело искусство Дерена и Сезанна, оказавшее влияние на пейзажные работы Осмеркина, выполненные в 1920-х годах («Пейзаж», 1920, Русский музей, Санкт-Петербург). Позади, на стене, драпировка с бегущей сверху вниз веткой изогнулась волной, чтобы разбить монотонную плоскостность фона. Кузнецов входил в Комиссию по охране памятников искусства и старины в Московском Кремле.
Ив целом – движение фигуры продолжается тихим движением ткани. Священный для всякого сезанниста принцип «живопись – это верный цвет на верном месте» остается незыблемым, но художника интересует и передача фактур разных материалов и психология (в портрете) и лирическое настроение (в пейзажах): «Портрет Е. Т. Барковой» (1921), «Портрет художника М. Н. Аветова» (1924), «Охотничий натюрморт» (192324), «Мойка. Художник, график. работы Осмеркина уже вполне реалистичны. Но, как говорил сам Осмеркин, «это очень трудно, чтоб и природа и искусство.
Колористическое мастерство, разработанное в результате тщательного изучения искусства П. Сезанна, особенно ярко выявилось в работе Осмеркина «Сирень» (1951, собрание Г. Н. Осмеркиной). картины («Подмосковный трактир», 1925, частное собрание, США «Красная гвардия в Зимнем дворце», 1927, ГРМ «Коммунистическое пополнение девятнадцатого года», 1928–29, ГТГ). Ахматовой. С 1918 по 1948 год активно работал как педагог: Свободные художественные мастерские (Высшие художественно-технические мастерские, ВХУТЕМАС), Ленинградская Академии художеств, Московский художественный институт имени В. И. Живописный артистизм Осмеркина проявился и в ярком, жизнерадостном полотне, получившем название «Натюрморт с ходиками» (1952, Русский музей, Санкт-Петербург). А. Д.
Брат и сестра» (1927, Государственная Третьяковская галерея), «Ленинград с корабля» (1930, собрание Л. А. Осмеркиной), «Серый день» (1935, Государственный Русский музей), «Натюрморт. Осмеркин А. А. леными тенями, светлые пятна от солнца внизу – все дает ощущение пространства.
Сейчас ясно, что это произведение не лучшее из созданных Осмеркиным. Главное, что художник стремился увидеть в природе и передать, как и Сезанн, «не становление, а бытие, не явления, а формы» (Я. Вечер. Плесково, Московская обл. А в 1937 году, по случаю пушкинского юбилея, он создает декорации для «Маленьких трагедий» Пушкина в постановке А. Дикого в Большом драматическом театре Ленинграда («Моцарт и Сальери», «Сцены из рыцарских времен»). Это такие работы, как «Ветлы.
художники» (192426), группы «Крыло» (1927), в 192729 секр. Учился в Рисовальной школе ОПХ в С. -Петербурге (1910) у Н. К. Среди тематических картин художника – а он немало потрудился, осваивая этот новый и сложный для него жанр, – более других известна «Красная гвардия в Зимнем дворце» (1927). В этот же период Осмеркин занимался оформлением спектакля по пьесе А. Н. Островского «Горячее сердце» для Казанского драматического театра. Его ранние произведения «прежде всего живописны».
Главным «героем» там выступает череп, через сопоставление с которым самых различных предметов повторяется давнее «помни о смерти», «ничто не вечно». А это не всегда было легко: художника обвиняли в формализме, в 1948 г. лишили возможности преподавать (с конца 1910-х гг. Здесь шло интенсивное освоение живописной культуры и на практических занятиях в самой мастерской Машкова в Большом Харитоньевском переулке и во время посещения учениками собраний Щукина и Морозова. Последней точкой этих поездок стала Бухара.
Первым откровением большого искусства, одним из самых сильных впечатлений детства была для него воспроизведенная в журнале «Нива» «Муза» М. А. Врубеля. В 1948 году отстранён от преподавательской деятельности и участия в выставках в связи с обвинениями «в формализме и космополитизме». Одна из картин – «Новая Голландия» (1948, Государственный Русский музей) – – представляет собой не просто городской пейзаж, основным мотивом которого является изображение архитектурного памятника XVIII века так называемой «Новой Голландии», построенной архитектором Ж. -Б. Ленинград» (1939–40, Гос.
Их споры всегда носили острый характер и заканчивались «непожатием руки». Услышать, почувствовать мир музыканта помогает гармония красок, пластически однородных и строгих. Теперь же – словно прорыв, непосредственно к тому, что видит глаз. Если в целом определять характер живописи этого мастера, то можно сказать, что он художник лирического плана. В 1914 году Александр вступает в общество художников «Бубновый валет» и вместе с его членами участвует в выставках.
Художник стремится выявить материальную сущность натуры и в то же время она не выглядит изолированной от окружающей среды, самой живописной плоскости. В живописи это удавалось только громадным мастерам».
Впрочем, Осмеркин скоро перестал быть учеником. Однако, несмотря на все усилия, мастером тематической картины Осмеркин так и не стал. Но не только живопись покоряла тогда его сердце. Художник открывает для себя барбизонцев, Г. Курбе, Рембрандта, русских мастеров XIX в. (А.
Само общение с ней стало событием в жизни Осмеркина. Правда, лубок и «примитивы» имеют для художника меньшее значение, чем для его учителя Машкова. Эта нарядная композиция радует глаз своими звонкими и чистыми красками.
В поисках впечатлений Кузнецов путешествовал по заволжским степям и Средней Азии. Здесь — новые художественные впечатления и новые друзья. Любовь к театру сохранилась и в дальнейшем, но победила страсть к живописи. Глядя на полотно Осмеркина «Натюрморт с подсолнечником и рябиной» (1952, собрание Г. Н. Осмеркиной), мы видим восторг художника перед красотой природы, восхищение ее яркими красками. приёмы сочетаются в них с«бубнововалетской» фактурностью живописи, материальной плотностью мазка и колористич.
Это высокий светлый кувшин, пиала, трубка и раскрытая книга, на которой лежит карандаш. Среди натюрмортов начала 1920-х годов выделяется и своеобразный «Натюрморт с черепом» (1924, Государственный Русский музей), напоминающий, на первый взгляд, старинные испанские или голландские натюрморты «vanitas» (суета сует). У пруда» (1925, Государственная Третьяковская галерея), «Цыгане. лит. Белая ночь», 1927, Всерос.
Исключением не стал и Осмеркин. Смерть застала его за работой. Кроме того, важно было поднять общую культуру у тех, кто к нему приходил. И все же южное детство для человека со столь выраженным колористическим даром не прошло зря.
Натюрморты конца 1910-х – начала 1920-х годов тоже строятся на основе сезаннистских или кубистических увлечений – «Натюрморт с керосиновой банкой» (конец 1910-х – начало 1920-х гг., Государственный Русский музей), «Натюрморт» (начало 1920-х гг., Государственный Русский музей) и другие. Только длинные тонкие руки дают ритм всей фигуре – есть острая точка правого плеча и еще одна – слева, внизу – как бы отлетевший манжет. В них есть та упругость, совсем не древесная, в которой невольно увидишь вдруг заданность формы изображение не дерева с листьями, но уплотненность, насыщенность «образа» дерева. Машкова в Москве (1913–15), затем в Чугуевском воен. В натюрморте «Сирень» (1951, собрание Н. Г. Осмеркиной) выступает прежде всего то замечательное качество живописца, которое можно определить словами: «.
А. А. Таким примером планового построения композиции является «Пейзаж. Умер он в Москве в 1953 году, находясь за работой. В 1913 г. он приезжает в Москву, занимается в студии И. И. Машкова.
Полотна Осмеркина постоянно демонстрировались на разнообразных выставках: в 1919 году — на V Государственной выставке картин нового искусства, в 1922 году — на I Советской выставке в Берлине, затем на экспозиции «Московских живописцев» (1926), выставке «Бытие» (1927), «Художники РСФСР за 15 лет» (в 1932 году — в Ленинграде, в 1933 году — в Москве) и т. д. Священный для всякого сезанниста принцип "живопись – это верный цвет на верном месте" остается незыблемым, но художника интересует и передача фактур разных материалов и психология (в портрете) и лирическое настроение (в пейзажах): "Портрет Е. Т. Барковой" (1921), "Портрет художника М. Н. Аветова" (1924), "Охотничий натюрморт" (1923-24), "Мойка. Испытал значит. Осмеркин говорил: «Галереи Щукина и Морозова – моя академия».
также одно время выступал членом объединения Общество московских художников, а также был участником АХРР. Они были рядом и в трудные для художника годы. Просто ли видя модель на почти пустом голубом фоне стены, увлекаясь увиденным ритмом. В 1985 в Кировограде создан худож. -мемориальный музей художника. «Бубновый валет» иногда называют русской школой сезаннизма и это совсем не случайно.
Портреты («Портрет Е. Т. Барковой», 1921 «Портрет девушки», 1924 «Портрет А. А. Ахматовой», 1939), натюрморты («Натюрморт с палитрой», 1918 «Натюрморт с белой пиалой», 1921 «Натюрморт с черепом», 1921 «Лилии и настурции», 1947 «Натюрморт с ходиками», 1952 «Черемуха. Насыщенность красок делает изображение удивительно динамичным, подвижным. Преподавал в ГСХМ – Вхутемасе – Вхутеине в Москве (1918-1930 годы), ИЖСА (1932-1947 годы профессор с 1933 года), МХИ (1937-1948 годы).
Пейзажи Новая Голландия, портрет А. Ахматовой – его основные работы с 1930 по 1940-е годы. В 1911 г. – проходит курс обучения в художественном училище Киева во главе с Н. К. К середине 1920-х гг.
Портрет А. А. Ахматовой (1939-40), серия пейзажей Новая Голландия (1945) – пожалуй, самые известные работы 1930-40-х гг. Сурикова. Как и все члены этого объединения, Осмеркин любит сочную, «вкусную» живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры («Обнаженная на фоне персидской набойки», 191415 «Дама с лорнеткой», 1917 «Натюрморт с часами», 1918 «В кафе», 1919 и др. ). К 1921 году относится «Натюрморт с белой пиалой» (Государственный Русский музей). Можно было бы назвать еще несколько пейзажей, подобных этому, например «Пейзаж» (конец 1910-х – начало 1920-х гг., собрание Н. Г. Осмеркиной) и другие.
Сколько радости, сколько восхищения цветом, даруемым самой природой излучает «Натюрморт с подсолнечником и рябиной» (1952, собрание Н. Г. Осмеркиной), построенный на контрасте красных упругих гроздьев рябины и желтых подсолнухов. Восторженное отношение мастера к красоте окружающего мира выразилось в картине «Натюрморт с зеркалом» (1917, Третьяковская галерея, Москва). Правда, в этих картинах, как заметил не без иронии П. П. Кончаловский, которому Осмеркин показал свои «пушкинские» пейзажи, – «природы много искусства мало».
Позднее в работах Осмеркина, как и в произведениях Р. Р. Портреты же Осмеркин писал, придерживаясь классического стиля. уч-ще (1911–13) у Г. К. Осмеркин А. А. Его захватили абсолютно новые темы и образы. картины («Красная гвардия в Зимнем дворце», 1927) и др.
Увлекался театром, в юности мечтал стать актером, даже собирался учиться пению. Для его творчества характерно преобладание исполненных поэзии натюрмортов, пейзажей и портретов, хотя наряду с ними Осмеркин выполнял и большие тематические картины: «Подмосковный трактир» (1926, местонахождение неизвестно), «Красная гвардия в Зимнем дворце» (1927, Государственный Русский музей), «Коммунистическое пополнение девятнадцатого года» (1928, Государственная Третьяковская галерея). Белая ночь» (1927)и др. Осмеркин очень любил Ленинград и посвятил ему много работ («Мойка.
К середине 1920-х гг. Особенно наглядно это видно в натюрмортах Осмеркина, каждый из которых и был задачей на построение цветовой конструкции и создание необходимой художнику пространственной среды.
Белая ночь. природа, вновь твой робкий ученик». Как и все «бубновалетцы» испытал сильное влияние П. Сезанна, а также французского фовизма и кубизма. Размещение одного плана над другим сочетается с воздушной перспективой, то есть прозрачностью переднего плана, переходящей в голубой туман дали.
И он делает это убедительно, со всей силой своего живописного таланта. "Портрет А. А. Ахматовой" (1939-40), серия пейзажей "Новая Голландия" (1945) – пожалуй, самые известные работы 1930-40-х гг.