Осада Бреды— небольшое сражение в рамках Восьмидесятилетней войны и Англо-испанской войны, в результате которого англо-голландские войска во главе с Морицем Оранским захватили у испанцев укреплённый город Бреда. Осада Бреды 1624–25 произошла во время войны этих Восьмидесяти Лет. Осада Бреды— осада и взятие испанскими войсками города Бреда в ходе Восьмидесятилетней войны. Осада Бреды — осада испанскими войсками под командованием Клада де Берламона, сеньора Отпенна, голландского города Бреда 26-27 июля 1581 года в рамках Восьмидесятилетней войны.
В 1637году Бреда после очередной осады вернулась в голландские руки навсегда8. Осада привела к Бреде, голландскому укрепленному городу, попав в контроль армии Фландрии.
Там они собирались ждать сигнала от Эрожье в случае успеха его операции6. Под барокко подразумевалось нечто вычурное, даже уродливое.
Целомудренные жены (участие которых в виде исключения допускалось) должны были являться на сцене без украшений и соблазнительных нарядов. Можно назвать еще множество пьес Кальдерона (вплоть до ауто), проблематика которых имеет глубокий социальный смысл. Видит отца, привязанного к дереву, рассказывает ему все (про брата, пытавшегося помочь, про ранение капитана), развязывает его. В комедии (особенно тяготеющей к «низкой») любой испанский драматург XVII века может осмеять путь «кровавого восстановления» чести.
оборонительные сооружения крепости были расширены и усовершенствованы. Были у Кальдерона и непосредственные литературные источники.
Педро Кальдерон де ла Барка — один из величайших поэтов Испании. Кальдерон пытается сказать (самим фактом выбора героя), что монархия может вполне положиться на все сословия, если только она разумно будет охранять их интересы он пытается указать на преданность низшего сословия королевской власти, а тем самым утвердить его право на защиту со стороны этой власти. Затем распахнул дверь, пропустил гостя вперед и притворил за ним створку. К. обращается также к религиозным сюжетам (Мученичество св. Патриархом его сделали после отказа более влиятельных епископов занять пост.
По результатам разведки Эрожье составил рапорт, в котором указал, что тактика «Троянского коня» может принести успех в грядущей осаде города и передал рапорт Морицу Оранскому3. Начинается штурм тюрьмы. Поскольку Спиноле удалось перехватить и расшифровать сообщение, он знал о недостатке продовольствия в городе и о скором предложении о капитуляции со стороны защитников крепости. Некоторые из них (в частности, «Великий театр мира») ставились в знаменитом передвижном театре «Ла Баррака», которым руководил Федерико Гарсиа Лорка. Жак (1592 или 1593, Нанси, – 24. 3. 1635, там же), французский гравёр и рисовальщик. Ночью были зажжены 11 факелов, то есть, продовольствия оставалось до 5 июня.
Правдивая благонамеренность обернулась чуть ли не революционным выступлением, посягательством на основы испанской государственности. Пожалуй, нигде это свойство не проявилось так наглядно, как именно в его комедиях. Гарнизон в Бреде состоял из 17 компаний в мирном времени, каждая из которых состояла из 65 мужчин и 5 подразделений пехоты из 70 наездников каждый. Смерть детей Филлипа (инфантов Бальтасара и Фердинанда, увековеченных портретами Веласкеса), а также королевы Изабеллы меняет весь уклад придворной жизни, с которой Кальдерон был так тесно связан последние годы.
Креспо не соглашается. Один из часовых поднял тревогу и начал стрелять в воздух. Что касается последнего, то новейшие биографы сомневаются в этом.
Во времена Кальдерона ауто конкурировали в успехе у зрителя со светскими комедиями. Петра, состоявшей из священников, уроженцев Мадрида. Монах постучал: дважды раздельно и трижды слитно, быстро. Появляется король, ему все объясняют.
Жизненная конкретность тонко подмеченных острохарактерных деталей сочетается в произведениях К. с гротескной выразительностью образа в целом, включающего фантастические элементы. Мнение Шака решительно не соответствует действительности. Они специфичны только для испанского театра. «Сдача Бреды» была одним из двенадцати батальных полотен, созданных для увековечения памяти о победах войск Филиппа IV.
Кальдерон отвечал горделивым письмом: «Либо нечестиво писать пьесы, либо нет если нет – то не мешайте мне, если нечестиво – не просите». Хотя говорит он об этом вскользь, но ощущение компромиссности реформы (отнюдь не в смысле простого смешения полярных жанров) было у него несомненно острым. Но когда барон Бреды Хендрик III по поручению Карла V посетил многие европейские страны, в Италии он ознакомился с современными фортификационными сооружениями и по возвращении домой укрепил Бреду по последнему слову науки и техники того времени. Для понимания испанского театра XVII века это имеет первостепенное значение, так как одну и ту же тему (например излюбленную тему чести) драматурги решают по-разному, в зависимости от жанра, скрытого общим термином «комедия».
Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов. Однако ворота города были вовремя закрыты и атака провалилась. При создании «Саламейского алькальда» Кальдерон пользовался сведениями о более или менее аналогичной подлинной истории, произошедшей в 1581 году, когда королевский поезд Филлипа II двигался в Португалию, где должна была состояться официальная церемония коронации Филлпа португальской короной. О том, какие масштабы приобрела в те годы распущенность военного сословия, свидетельствует специальный приказ от 28 июня 1580 года, который приводит Эррера: «Под страхом смертной казни никто из солдат или командиров не смеет покушаться на честь женщин, к какому бы сословию те ни принадлежали».
Последнему обстоятельству удивляться не следует, поскольку в период беспримерной славы «чуда природы» издатели охотно приписывали ему чужие произведения. В смутные годы неустроенности, беспокойства за завтрашний день, переоценки всех нравственных и даже бытовых ценностей зрителя (да еще столь верующего, каким был в своей массе испанец XVII в. ) не могла не привлечь проповеднечески-утешительная сторона дарования Кальдерона. После этого население согласилось на сдачу города при условии защиты от разграбления. Кальдерона нередко называют если не «асоциальным» писателем, то, во всяком случае, писателем, который, за исключением едва ли не одного «Саламейского алькальда», никогда не обращался к социальным темам.
Так, один из самых интересных разделов драм Кальдерона – драмы чести, — к которым Менендес-и-Пелайо относил четыре пьесы (среди них особенно знаменита «Врач своей чести»), пополнился к настоящему времени ещё шестью. «Саламейский алькальд» стал восприниматься как один из самых смелых и революционных памятников испанского театра XVII века. Ещё через год умирает его старший брат – Диего. Внешняя линия укреплений защитила осаждающих от атаки извне4. Педро в отчаянии гонится за ними. Во многих основных вопросах – в выборе злободневных, нетрадиционных сюжетов, демократизации зрительской аудитории – авторы перечисленных поэтик были скорее на стороне приверженцев национальной системы.
Романтизм полностью полагался на чувство. Суть этой идеи сводилась к тому, что человек, «лишенный чести, мертв для блага общества, хотя бы он сам и не был в этом повинен» (отмечал в своих знаменитых «Семи частях» король Альфонс Мудрый). Пьесу приняли холодно. Бреда была хорошо укреплена и окружена оборонительным рвом, питаемым водами реки Марк.
В настоящее время он написал превосходную поэму под названием «Всемирный потоп». Сюда с большим или меньшим основанием попали и «Стойкий принц» и «Саламейский алькальд» и «Луис Перес, галисиец» и «Любовь после смерти». И тот же Лопе или Кальдерон очень удивились бы, если бы услышали обвинение в «противоречивости». До 1531 года Бреда была обнесена обычной средневековой городской стеной.
Но вместе с тем смысл «Саламейского алькальда» этим далеко не исчерпывается. Свидетельством тому является все творчество Кальдерона. Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов. Известный моралист Антонио Контрерас свидетельствует, что закрыто было не только большинство столичных и провинциальных театров (разрешение играть в Мадриде получила лишь одна труппа), но и последовал полный запрет на постановку любовных комедий. Себастьяна, 1632-33), мифологическим (главным образом в раннем творчестве) и театральным (серия Балли, 1622) темам, к пейзажу.
Мракобесие церковников усиливается придворным ханжеством. Это название было в насмешку дано эстетами XVIII в. искусству XVI и XVIIв. в. Это, конечно, верно. Король признает правоту Педро, хотя тот и злоупотребил своими полномочиями: «Не важно ошибиться в малом, тому, кто в основном был прав». Шак, весьма крупный испанист прямо заявлял: «В своем «Саламейском алькальде» Кальдерон воспользовался одноименной пьесой Лопе, полностью сохранил фабулу, характер персонажей и наиболее занимательные сцены.
Так эта пьеса и читалась в последующие века. В дневниковой записи от июля 1884 года Герцен отмечал в связи с чтением «Саламейского алькальда»: «Велик испанский плебей, если в нем есть такое понятие о законности». Термин «комедия» был оставлен за другой категорией пьес.
вот такой силой логического убеждения и обладали многие комедии Кальдерона. Каждый гражданин – носитель частицы этого неотчуждаемого общественного блага. Возникли ауто очень давно в лоне театра религиозного. Им, до некоторой степени произвольно, стали обозначать определенную категорию пьес («комедий») репертуара Золотого века.
Сведения о дальнейшей жизни Кальдерона ещё более скудные. Там ожидали двое монахов в длинных черных рясах. В 1653 году Кальдерон получает должность настоятеля собора Новых Королей в Толедо. Это было доказано Максом Кренкелем в параллельном издании двух «Саламейских алькальдов» (Лейпциг, 1887). Однако сам заказал вскоре Кальдерону ауто для праздника Тела Господня. Почти всю маленькую, ярко освещенную комнату занимал прямоугольный стол из грубо отесанного камня.
«Сдача Бреды» была одним из двенадцати батальных полотен, созданных для увековечения памяти о победах войск Филиппа IV. С тех пор раскол только углублялся. Думается, что таким качеством (по крайне мере для современников) явилась обнаженная моральная основа комедий Кальдерона. В своих офортах – больших панорамных композициях (Осада Бреды, 1627) и сюитах маленьких гравюр (Каприччи, 1617, 1623) – К. воссоздаёт многоликую картину реальной действительности, разнообразные и причудливые человеческие типы (серия Нищие, 1622), драматически изображает события современности (2 серии Бедствий войны, 1632-33). Лопе де Вега в своем трактате указывает на известную компромиссность нового жанра — «комедии». А тем временем капитан, не покинувший Саламею, решает выкрасть Исавель и крадет ее.
Его привязывают к дереву. Так, драма с тем же названием имеется у Лопе де Вега.
В «Саламейском алькальде» социальная тема настолько очевидна, что с этим никто не спорил. Позднее, в 1587 и 1622гг. Честь движет обществом, придает коллективной жизни высокий гражданский дух и силу. Первую свою комедию Кальдерон написал, когда ему было 13 лет.
А, скажем, «Жизнь – это сон», которую чаще всего относили к пьесам религиозным, перешла после ряда новейших исследований в разряд морально-философских. Тут мы располагаем и свидетельством самого Лопе де Вега («Лавр Аполлона», (7-ая песнь), 1630, где великий старец дает молодому Кальдерону лестную аттестацию) и высокой оценкой Хуана Переса де Монтальвана, который в своих широко известных «Моральных примерах для всех» (1632) писал: «Дон Педро Кальдерон изобретательный изящный, благородный, лиричный, шутливый и занимательный поэт, написал множество комедий, ауто и других вещей, снискавших общее благоволение людей знающих. Дон Лопе и Педро Креспо выходят на улицу и разгоняют всех. Определения Пинсиано и Каскалеса в основном повторяют Аристотеля.
Их построили над древней цистерной для воды, было сыро и холодно, пахло гнилью. Термин барокко означает силлогизм и жемчужину необычной (странной) формы. Осада 1624–1625 является предметом романа 1998 года соль El де Бреда (Солнце По Бреде) испанским автором Артуро Пересом-Реверте как часть ряда капитана Алэтриста. Она ее только расшатала. Если искусство античности было ориентировано на разум, то искусство и эстетика средневековья – на эмоционально – мистическую сферу если искусство Возрождения во многом воскрешало традиции античности и руководствовалось рассудочными поисками прекрасного, то пришедшее ему на смену барокко было во многом противоположно нормам Возрождения. Зажатые в угол, они сражались и сдались лишь после третьего требования сложить оружие.
В это время в доме злится генерал, которому пением помешали поужинать с Исавель. Такое нарушение собственных деклараций (а надо иметь в виду, что Лопе писал не только от себя лично, но от имени всей школы) зависит, как кажется, от того, что новая школа драматургии не сумела избавиться ни от жанровой иерархии, свойственной классицизму, ни от жанровой закабаленности языка. Ещё 22 защитника отступили к внутренней замка, продолжая отстреливаться. При всей традиционной обязательности богословской направленности ауто, как специфического жанра, аллегории Кальдерона гораздо глубже и философичнее его предшественников, а самые персонажи, выводимые в них, куда человечнее наряду с аллегорическими фигурами Кальдерон нередко вводит в свои ауто не только жизненные типы представителей отдельных социальных слоев испанского общества (крестьянина, купца, короля), но даже в ряде случаев вводит роль грасьосо. Если в трактате Лопе говорится, что «слуга не должен, как часто видим в иностранных пьесах, слова высокопарные бросать», то на практике у Лопе и особенно у Кальдерона встречаются слуги, которые изъясняются по всем правилам учено-гуманистической риторики если Лопе ратует за то, чтобы «язык в комедии простым быть долженкогда на сцене двое или трое беседуют в домашней обстановке», то в комедиях герои ведут подчас самый интимный разговор в затейливых сонетах в гонгористском духе.
То есть он стоял за сословно-абсолютистскую монархию. В 1648 году умирает возлюбленная Кальдерона, от каторой у Кальдерона остался годовалый сын (также вскоре умерший). Чтобы излечить человека от пессимизма, недостаточно просто показать ему оптимиста. История эта, произошедшая в эстремадурском селении Саламеа, рассказана в «Historia de Portugal y conquista de las islas Azores», 1591, написанной Антонио де Эррерой. Жил и творил он в эпоху баррокко. И потому устами короля он всецело оправдывает действия Педро Креспо, который поспешил осуществить правосудие, не дожидаясь военного суда над капитаном Атайде (недаром король назначает Педро Креспо «пожизненным алькальдом»).
Это есть следствие самой системы взглядов Кальдерона. Авторы самых образцовых классицистских поэтик Алонсо Лопес Пинсиано и Франсиско Каскалес понимали эти единства очень расширенно (единство времени, например, до 10 дней вместо суток). Замок держал приблизительно приблизительно 100 человек этих 5200 солдат.
Его надо еще логически убедить в преимуществах оптимизма. Подлинный расцвет ауто как равноправного театрального жанра связан с именем Кальдерона и его ближайших последователей – Кандамо, Морето и Саморы. Например, в одном ауто, посвященном диспуту между христианской и магометанской религией, фигурирует Алькускус из драмы «Любовь после смерти».
Дело здесь не просто в личном присрастии автора или в расчете на дворянского зрителя. Осада противоречила пожеланиям Филиппа IV. Неожиданные действия голландцев застали итальянский гарнизон врасплох. Дозволялись только пьесы на исторические, мифологические и священные сюжеты.
Абсолютно новый поворот получает тема чести в знаменитой драме Кальдерона «Саламейский алькальд». Город был в большой степени укреплен и защищен гарнизоном 7000 мужчин. Один принял лошадь приезжего и отвел в стойло. Этот период можно было бы назвать «аналитическим», для него показательны «Врач своей чести», «Саламейский алькальд».
Хоронимо де Карраса в «Ловкости оружия» (1571) писал, что нельзя убить оскорбителя, если он лицо «необходимое обществу или войску, как то военачальник или король». Это прямо указывает на общественный характер чувства чести. Честь подчиняетсятолько соображениям высшего порядка. Многочисленные комедии Кальдерона, главным образом так называемые комедии «плаща и шпаги», не хитры по своему содержанию. Требует от Педро отдать ему капитана. Кальдерону первому удалось придать холодным богословским абстракциям театральное очарование и вдохнуть в них подлинную поэзию.
Несоответствие это особенно наглядно проявляется у позднего Лопе. Правда, некоторые подробности военного быта и нравов имеющихся в пьесах Кальдерона «Осада Бреды» и даже «Любовь после смерти» (хотя там речь идет о подавлении восстания морисков, а не фламандцев), позволяют думать, что в них содержится много лично пережитого. После дорогостоящей одиннадцатимесячной осады Джастин Нассау сдал Бреду в июне 1625.
Действие третье: Исавель идет по лесу и плачет. В целях практического удобства драмы Кальдерона (к ним относят 51 пьесу) принято разбивать на несколько категорий: драмы исторические, философские, религиозные, библейские, мифологические и «драмы чести». Она сыграла в этом отношении решающую роль. И замечательно то, что, хотя Кальдерон много раз оговаривается, что Креспо действует только в рамках законности и не призывает к бунту, подобно героям «Фуэнте Овехуны» Лопе, что он, в сущности, является всего лишь выразителем собственных умеренных политических идеалов Кальдерона, — в глазах зрителей и читателей он стал выразителем прав и чести широких народных масс.
Лопе покидает дом Креспо, берет к себе на службу сына Креспо Хуана. Только 3500 голландцев и меньше чем 600 англичан пережили осаду. Даже такая благонамеренная тенденция не встретила восторга при дворе. Испанская государственность трещит по всем швам. Начинается гонение на театр.
Категорически возбранялось выводить в комедиях незамужних женщин и жен неблагонравных. Нападавшие убили сорок защитников, не понеся потерь. До 1531 года Бреда была обнесена обычной средневековой городской стеной. Термин «драма» применительно к испанской драматургии Золотого века является нововведением позднейших времен и основан на том жанровом восприятии, которое было свойственно периоду победы романтизма. В драме он непременно возведет его в высокий принцип.
Следовательно, были какие-то основания для такого разделения. Выражение «es de Lope» — «это достойно Лопе», — ставшее тогда летучим и применяемое ко всему достойному внимания, вполне объясняет и без того обычный недосмотр издателей. Оба остановились перед тяжелой деревянной дверью. На поэтических состязаниях в день празднования св. Лопе приказывает капитану покинуть Саламею вместе со своей ротой. Характерными для него являются «Стойкий принц», «Жизнь – это сон», «Сам у себя под стражей». К тому времени солдаты Эрожье уже взяли под свой контроль большую часть города35.
В одной из своих пьес Кальдерон так и говорит: «Моя жизнь в моей чести». Этот период условно можно бы назвать «синтетическим». 18 сентября 1651 года его рукоположили в священники.
Король назначает Педро Креспо пожизненным алькальдом Саламеи. На рассвете воскресенья 4 марта отряд Эрожье разделился на две группы: сам Эрожье со своим отрядом атаковал позиции стражи, в то время как Ферве попытался захватить контроль над арсеналом. Крепость была взята, несмотря на то, что население уже было встревожено.
Искусство барокко (так же как и его теория, не оформленная в стройную систему) получило наибольшее распространение в Италии. Он обязан быть его хранителем. Это одноактные пьесы религиозно-богословского содержания, предназначенные для исполнения в день празднования Корпус Кристи (Тела Господня). Выше говорилось о кристаллизации жанров в творчестве Кальдерона.
Спасти еду, три подразделения, посланные в Geertruidenberg незадолго до осады. Герцен был прав, когда намекнул на то, что в пьесе речь идет о законности, неправ он был только в том, что «понятие законности» он приписал Педро Креспо, а не Педро Кальдерону. Завязалась перестрелка, в ходе которой погибло не менее 10 ополченцев и солдат.
Их провожают. Его демократизм не шел дальше предоставления низшему сословию элементарных юридических прав. Именно вот таким образом Кальдерон так охотино прибегает ко всяким переодеваниям,, причудливым потайным дверям, подземным ходам, перепутанным письмам – словом, к тому арсеналу средств, который современники с уважением называли «lances de Calderon» (пиками Кальдерона). В начале 1590года он находился в Гертруйденберге, контролируя ход строительства и в его отсутствие исполняющим обязанности губернатора Бреды был его племянник Паоло Ланцавеккья6. Лучше мне жить без чести, чем Франции без наследника». В связи с драмой «Любовь после смерти» уже говорилось, что там Кальдерон затронул один из самых животрепещущих вопросов испанской политики – отношение к порабощенным народам. После заказов Амброджо Спинолы армия Филиппа IV осадила Бреду в августе 1624.
В пьесе Лопе де Вега «Безумие из-за чести» муж убивает изменницу жену, но во имя интересов общества оставляет другого виновника: «хотя я рыцарь Весьма высокой доблести. Считалось упадком красоты и хорошего вкуса. Тогда голландцы 23 июля захватили ряд сел вокруг города (Фредерик-Генрих расположил свой штаб в Гиннекене), а затем начали возводить двойную линию осадных укреплений, достигшую в конечном итоге длины в 34км. Все человеческие чувства подчиняются чести. Между прочим, не случайно тяготение Кальдерона к высокой комедии.
Бесчестье приравнивалось к смерти, честь – к жизни. В результате боев погибло 584 жителя города и солдат гарнизона. У стола стояли трое. Монах снял со стены фонарь и повел гостя в катакомбы под церковью.
В «Саламейском алькальде» Кальдерон выступает против анархии и бесправия, которые были бичем испанской государственности. У Лопе Креспо заставляет капитанов жениться на дочерях, а потом вешает соблазнителей. Мало того, в процессе эволюции национальной системы закабаленность языка вновь начала усиливаться по мере новой жанровой кристаллизации, которая происходила в недрах национальной системы. В каком-то смысле действительно Кальдерону можно было бы адресовать характеристику просветителей «Все для народа, но без участия народа». Взять ли определение трагедии и комедии в «Древней поэтической философии» Алонсо Лопеса Пинсиано (1596) или в «Поэтических законах» Франсиско Каскалеса (1604 – 1617), — родовые признаки, размежевывающие трагедию и комедию, сохраняются в общих чертах и у испанских драматургов, сторонников национальной системы.
Персонажам кальдероновских комедий несвойственны низость, пошлость, бесчестность. Так, например, полагал один из серьёзнейших испанистов XIX века – Валентин Шмидт. Первоначально, в эпоху утверждения национальной школы и первых побед ренессансно-демократического течения в испанском театре (молодой Лопе де Вега и его приверженцы), термин «комедия» имел боевое, полемическое значение. Все они предназначались для зала королевств (исп. Salon de los Reinos) во дворце Буэн-Ретиро (исп. Buen Retiro).
Приезжает дон Лопе, он крайне возмущен тем, «что какой-то алькадишка удерживает в тюрьме капитана». Между тем такое мнение не более чем дань традиции. Ночью были зажжены 11 факелов, то есть продовольствия оставалось до 5 июня. Менендес Пидаль восхищался этой пьесой и приводил ее в пример того, как Кальдерон (вслед за Лопе) вывел чувство чести за пределы исключительно дворянской добродетели, придав ему общечеловеческое значение. Капитан в ярости.
Кальдерону, стороннику абсолютизма, была противна сама мысль о нарушении закона о юридической анархии, но он считал, что дворянство, в особенности его военная прослойка, постоянно и абсолютно произвольно нарушает права низшего сословия. Оно было унаследовано и художественной критикой XIXв. В этом Кальдерон видел прямую угрозу всей абсолютистской системе. Все они предназначались для зала королевств (исп. Salon de los Reinos) во дворце Буэн-Ретиро (исп. Buen Retiro). 4 Рядом с ними был помещен цикл полотен изображающих десять эпизодов из жизни Геракла работы Франсиско де Сурбарана и конные портреты трёх поколений правящей королевской семьи: Филиппа III и его супруги Маргариты Австрийской, Филиппа IV и Изабеллы Бурбонской, а также принца Бальтазара Карлоса, выполненные Веласкесом и его мастерской.
Его листы (с резкими пространственными скачками от переднего плана к заднему) заключают в себе массу эпизодов, множество подвижных фигурок. Хуан Креспо проезжая по лесу слышит плач женщины и решает помочь. Дома с окнами на крепость были заняты стрелками. Тем более что в большинстве случаев это противопоставление основывается на рассмотрении вопроса о соблюдении или несоблюдении пресловутых единств – места и времени (единство действия являлось бесспорным законом для обеих сторон), то есть на признаках чисто внешних и там самым второстепенных.
После 1623 года следы пребывания Кальдерона в столице теряются и по ряду косвенных свидетельств можно предполагать, что 1623 – 1625 годы он провел в Северной Италии (преимущественно в Милане) и, может быть, во Фландрии. Считается, что «Саламейский алькальд» едва ли не единственный пример подлинного демократизма Кальдерона, в противовес обычной его сословной ограниченности и религиозности. Отказаться от ее защиты – презренная трусость, приравниваемая к соучастию в оскорблении. Такое понимание комедии пионерами национальной школы было резко противопоставлено чисто формальному пониманию комедии как специфического жанра (противоположного трагедии) сторонниками учено-классицистской системы, основанной на теории Аристотеля и практике римского театра Сенеки и Теренция.