Пьета Микеланджело «Оплакивание Христа» – единственная работа, которая была им подписана. Тема Оплакивания Христа («Пьета»), которой Микеланджело начинал свой творческий путь, завершает творчество скульптора. Закончена работа была около 1500 г., уже после смерти кардинала, умершего в 1498 г. Ко времени окончания «Оплакивания Христа» Микеланджело исполнилось всего 25 лет.
«Пьета» Микеланджело Буонарроти одна из самых выдающихся скульптурных композиций в истории искусства. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем.
Петра скульптурной группы «Пьета», стало очевидно превосходство Микеланджело над остальными современными ему скульпторами. Вопрос о реставрации вызвал дебаты в Ватикане. Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты.
Была сломана левая рука, при падении которой сломались пальцы. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Душевнобольного удалось быстро обезвредить, но ущерб уже был причинён.
Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства.
Все считали, что это дело рук прославленного мастера. Отныне скульптор стал узнаваемым гением. Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок. Несмотря на сложность соединения в одной скульптурной группе двух крупных фигур, композиция "Пьеты" безупречна.
Имелись также и другие небольшие повреждения. Но самый большой урон нанесен скульптуре в 1972 году. Решение было принято в пользу полного восстановления. Италия. Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место.
Это произведение внесло новизну в передачу драматизма. Каскадом ниспадают складки ее длинной одежды. В этом и заключается сила творчества художника, его воздействия на зрителя.
Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли. Один из них утверждал, что статуя создана миланским ваятелем по фамилии Гоббо. В страшный день распятия Дева Мария, ее сестра и Мария-Магдалена пришли на Голгофу. Об этом рассказал миру Вазари, поэт и биограф нескольких итальянских художников. Дерево, масло. Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства.
Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти. В ту же ночь на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи он высек надпись – «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил». Венгр по имени Ласло Тот набросился на статую с молотком и нанес ей серьезные повреждения. И Микеланджело принял единственное правильное решение – бежать из Флоренции в Болонью.
Телу Христа скульптор придал ту же нежность и мягкость. День Воспоминания Горечи и Скорби Благословенной Девы Марии был приурочен к Страстной Пятнице. В настоящее время "Вакх" считается первым шедевром Микеланджело. Уйти из этого мира, от этих людей, ползающих у его ног, поверженных в тупом страхе.
Излюбленные стихотворные формы Микеланджело – мадригал и сонет. Вскоре последовал новый заказ – на изготовление "Скорбящей Мадонны". В его поэзии не было легкости его современников.
". Согласно Библии, на таинстве погребения присутствовала Мария Магдалина. Это высшая точка творчества молодого Микеланджело. «Оплакивание Христа» Микеланджело (1496) находится в базилике Святого Петра в Ватикане.
Молодая Мария изображена с мертвым Христом на коленях. Вещи эти возбудили желание у кардинала Св. Наконец-то, наконец он вырвется из жизненного плена. Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» – первая из общего числа работ, которая прославила великого итальянца на всю страну.
В этот период он написал стихотворения, выражавшие отчаяние и выполнил очень тонкие рисунки (Ганимед, Тиций, Фаэтон). Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Выразителен вопрошающий жест ее левой руки. На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров. Микеланджело Буонарроти (14751564) одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Четырнадцатилетним юношей он поступил на учебу к одному флорентийскому живописцу. Это одна из наиболее известных работ в истории мирового искусства.
Он проповедовал и исцелял, целиком отдавал себя свой миссии. Ботичелли, попавший под сильное влияние Савонаролы, своими руками бросил несколько своих работ в так называемые «костры покаяния». Несмотря на страдания, черты обеих фигур идеализированно прекрасны. Фоторепортаж подготовил Вадим Савицкий.
В нем и отчаяние и вопрос. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти.
Но кто ее создатель, кто мог выполнить подобный шедевр. Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание. «Пьета» (pieta – жалость итал. ) или «Оплакивание Христа» — иконографический образ Богоматери с телом Христа на коленях.
Головы фигур пропорциональны друг другу, но тело Марии больше, чем Христа. Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти. Его сняли с креста, перенесли к гробнице.
«. Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты. Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана. Нанесены повреждения голове, векам, шее, одежде. Но кто он.
Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация. Несколько осколков найти не удалось. Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo).
Современная история этого шедевра не обошлась без неприятностей. Нападки были прекращены после утверждения автора, что непорочные девы дольше сохраняют свою молодость. Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году.
При этом потребовалось сделать новое основание для статуи. Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок). Микеланджело очень много работал как скульптор и сейчас мы познакомимся с пиком его творчества.
Девы Марии при этом не было. Ее сын божественный Иисус мертв.
В 1972 году на скульптуру было совершено нападение. Во время посещения своей статуи Микеланджело изображая постороннего, наблюдал за тем, как реагируют на его произведение искусства наблюдатели. Петра в Риме, была заказана скульптору благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобрел для своей коллекции статую «Вакх» и некоторые другие произведения Микеланджело.
Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок. Их восстановили из кусков, вырезанных из незаметных мест. «Оплакивание Христа» — единственная работа Микеланджело, которую он собственноручно подписал своим именем. Этим жестом автор подчеркивает священность тела Христа.
На коленях у Девы Марии — одной из самых почитаемых католиками святых, родительницы Христа, - покоится его безжизненное тело. Был сколот нос. Удивительно молодой лик матери полон смирения и принятия неизбежного. Его изготовил Франческо Борромини. Рука скульптора виртуозно превратила камень в тончайшую ткань одеяний.
Однако работал Микеланджело около двух лет. В одном из писем Микеланджело пишет, что ему даже грозили смертью. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей. Он возомнил себя восставшим из мертвых и стремительно нанес молотком 15 ударов по скульптуре Микеланджело. Скульптура Микеланджело «Пьета» повредилась – у Девы Марии были отбиты рука до локтя и левый глаз.
Группа «Оплакивание Христа», предназначавшаяся для капеллы девы Марии в соборе Св. Время подтвердило слова Галли, оказавшегося дальновидным и тонким ценителем искусства. Но кардиналу так и не посчастливилось увидеть шедевр, он умер в том же году. Взгляд Марии не настолько печален, насколько торжественен. Христос увидел их и обратился к своему ученику, чтобы тот заботился о матери. Почему. Может быть тогда, в свои 23 года, он догадывался, что это гениальнейшая скульптура.
Уже после установки в соборе Св. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Точно нередан контраст между безжизненным телом Христа и полной жизни мадонной. На данный момент эта мраморная скульптурная композиция, которая именуется еще как «Оплакивание Христа», находится в соборе Святого Петра в Ватикане. Возрождение.
Одной из последних мыслейИисуса была забота о матери.
Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном.
Ему было важно услышать мнение других. Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода. Эта надпись была неслучайной. «Оплакивание Христа» и ныне неотразимо воздействует совершенством и глубиной художественного решения. Микеланджело, конечно, был полностью за справедливость.
После того, как скульптура была установлена в находящейся в Соборе Святого Петра капелле девы Марии, он часто приходил полюбоваться своим творением. Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа и 9 и 15 и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях при бегстве в Египет скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим во время Крестного пути при Распятии при снятии с Креста при погребении. Можно сказать, что Микеланджело был мыслителем – одиночкой, так как он вел непрерывную борьбу с окружающим миром, при этом чувствуя себя весьма отчужденным и неустроенным. Пострадало лицо и рука фигуры Богородицы. Вероятно, два великолепных рисунка «Воскресения», находящиеся в Лувре и в Британском музее также были созданы под влиянием Виттории.
Интересно, что «Пьета» является единственной подписанной работой Микеланджело. Оскорбленный Микеланджело той же ночью вернулся в собор Святого Петра и высек на ленте, перекинутой через плечо Богоматери, слова «Сделал Микеланджело Буонарроти, флорентиец». Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны – нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя).
Более того, ученые обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок скульптора – отражение в композиции канонического треугольника (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), что крайне нетипично для католической культуры. Но Микеланджело не уложился в обозначенные сроки, он трудился почти два года. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте.
Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств. На том рисунке, что в Лувре, Христос, сложенный как Геркулес, в гневе отбросил тяжелую надгробную плиту одна нога его еще в могиле, а сам он, подняв голову и воздев руки, в страстном порыве устремляется к небу, чем-то напоминая одного из луврских «Пленников».
Фигуры образуют низкий треугольник, точнее – это коническая структура. Произведение было закончено в 1500 году и помещено в соборе Святого Петра. К сожалению, даже на это «святое» творение было совершено нападение. Среди толпы находился и сам молодой скульптор, но он не признавался в своем авторстве.
Мы можем наблюдать, насколько мастерски Микеланджело смог передать композиционное построение, выражающее психологическую окраску трагедии. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына». Случилось это в 1972 году. В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери вышло же это так, что однажды Микеланджело, подойдя к тому месту, где помещена работа, увидел там большое число приезжих из Ломбардии, весьма ее восхвалявших и когда один из них обратился к другому с вопросом, кто же это сделал, тот ответил: Наш миланец Гоббо.
По-видимому, Микеланджело пришлось прибегнуть к такому приему, чтобы добиться той легкости с которой Богородица держит на коленях тело своего взрослого сына. Флоренция. Слегка склонена голова Богородицы. Галерея Уффици. Фигуры были высечены из монолитной глыбы каррарского мрамора высотой 1 м 74 см. 3а внешней сдержанностью молодой матери угадывается вся глубина ее горя скорбный силуэт склоненной головы, жест руки, звучащий как трагическое вопрошение, все складывается в образ просветленной скорби. Но все-таки Микеланджело больше влекла скульптура.
Юноша заперся на ночь в храме и подписал статую. Пьета Ронданини, начатая через 55 лет после первой, была последней его работой. Другой инцидент связан с подписью скульптора. Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам.
Реакция людей была поразительна и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец». Учёные подсчитали, что, если обе фигуры встанут, то Иисус будет ростом 1, 75 м, а Мария – 2, 04 м. На перевязи идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец исполнил». И когда он убедился, что его творение признано, что оно вызывает восхищение и слезы восторга, то ночью пробрался в церковь, в которой была выставлена его работа и резцом на постаменте высек надпись: «Микеланджело Буонарроти флорентиец исполнил».
Она словно отказывается верить в непоправимую утрату. Он вызывал у Микеланджело противоречивые чувства. Начиная со времен готической скульптуры и искусства Раннего Возрождения, мастера Италии в других соседних с ней европейских стран воспевали скорбный образ Марии, утратившей Первенца. Для самого Микеланджело «Пьета» долго оставалась одним из любимейших творений, ведь только она удостоилась подписи автора. В1568г. Действуя молотком и резцом, он отсекал от камня все «лишнее» и создавал совершенство.
Отныне руки Христа были прижаты к телу. В начале молитвы Св. Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез. За годы служения Христос не часто бывал со своей матерью Марией.
Склонив голову, Богородица смотрела на своего сына. Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник. Диаметр 120 см. Но, несмотря на отход от канонических событий, зафиксированных в Библии и считающихся непреложными, Микеланджело настолько реально удались библейские фигуры, что невольно начинаешь верить: так все и было на самом деле. Правая рука Марии покрыта тканью и не касается напрямую тела сына. Дело в том, что именно Микеланджело познавал в деталях строение человеческого организма, при этом показывая изящность и великолепие тела.
Самая большая несправедливость заключается в том, что настоящее месторасположение скульптуры противоречит художественной идее творца: сегодня "Пьета" доступна для изучения зрителей только с одной точки из-за этого теряется полная композиция обозрения. Испытывая с 1532 года страстную и платоническую любовь к молодому римлянину Томазо Кавальери, Микеланджело после смерти своего отца (1534) окончательно обосновался в Риме. К тому же, нагрянула эпидемия чумы. После завершения всех работ, в ноябре 1626 г. – ее переместили в новый хор. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г. ) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену.
Он даже не глядит на них. И ритм этих складок подчеркивает изгиб неподвижного тела Христа. Вернуться к Богу.