Важно отметить, что рамка для картины тоже принадлежит руке художника. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). Эрмитажная картина не отличается также той построенностью композиции, которая заставила многие поколения художников изучать произведения Рафаэля как недостижимые примеры. В своем знаменитом полотне «Мадонна Конестабиле» Рафаэль Санти нарисовал Марию и её ребёнка за чтением книги на фоне красивой умбрийской природы: холмы вокруг озера, тонкие голые деревья, зеленеющая земля, заснеженные вдали горы.
Во время эрмитажных распродаж советского времени картину вместе с «Мадонной Альба» вывезли в Европу, однако, несмотря на скромность запрошенной цены, покупателя на «сомнительную» работу найти так и не смогли. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Еще один более поздний слой краски увеличивает объем прически изменяет рукава и дорисовывает собаку. При переводе живописи с дерева на холст обнаружилось, что вначале Рафаэль изобразил в руке мадонны гранатовое яблоко (как в рисунке Перуджино), которое позже заменил книгой. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара.
Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Юные флорентийские Мадонны трогательны и чарующи. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
От картины веет поэзией и чувственностью. Из глубины, с заднего плана, за трогательной сценой наблюдает святой Иосиф. В плавных линиях лиц Матери и маленького Иисуса выражены нежность, любовь и гармония. Их действия объединены вниманием к книге.
В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. Это образ весенней пробуждающейся природы.
Он означал жертву Христа, его пролитую кровь. Нельзя наглядеться. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Эрмитажные работы старых мастеров сильно пострадали при переводе с доски на холст — обычная практика во многих музеях XIX века. Искусствовед Михаил Алпатов предполагал, что «Мадонна», составлявшая единое целое с богатой резной рамой с геральдическими грифонами, предназначалась не для церкви, а для украшения шкафа.
Отец Рафаэля тоже был художником, вот таким образом тяга к прекрасному – фамильная черта. (4) Книга. Они являются синтезом всего искусства Ренессанса и привлекают классической простотой. Сама процедура перевода описана В. В. Стасовым в очерке «Художественная хирургия». В XVIII веке она перешла по наследству к графам Конестабиле делла Стаффа. Мадонна очень естественно смотрится в этой форме.
Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Вот таким образом в ней трудно найти характерные черты творчества гениального мастера. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: «Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну». Традиционно считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию (художник, скорее всего, оставил её незавершённой в связи с переездом). Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. У ангела слева одно крыло.
Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Гармоничным дополнением ее облика является пейзаж. С помощью нимба «мастер Мадонн» подчеркнул божественное начало изображённых людей. Младенец Иисус внимательно вглядывается в страницы книги (предположительно – молитвенник), что создает впечатление, будто он ее читает. Когда Рафаэль писал "Мадонну Конестабиле", ему было около семнадцати лет.
Взгляды и жесты двух ангелов на переднем плане обращены к Мадонне. Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты". Развернутые в разные стороны фигуры матери и Христа уравновешивают композицию. Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество. Рафаэль Санти (1483–1520 гг. ) прожил всего лишь 37 лет, но за это время создал множество картин и фресок.
Нет в ней еще ни классической красоты его мадонн зрелого периода, ни их величавости. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Сюжеты произведений художника разнообразны, но особенно его привлекал религиозный жанр, в частности образ Мадонны (у Санти насчитывается более 40 портретов Богоматери).
Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Малыш находится в игривом настроении. В возрасте одиннадцати лет Санти потерял маму и о своей недополученной материнской любви пытался рассказать в каждом портрете Богородицы. Мария, склонив голову, читает Писание, а ее малыш забавляется, трогая обложку.
Однако при этом было сделано открытие. Однако этот итальянский художник был одновременно и графиком и архитектором. Но в "Мадонне Конестабиле" есть другие качества, которые делают ее не менее замечательной, чем другие творения того же мастера. Картина была написана на доске и в XIX веке ее перевели на холст, несколько повредив. Ею служила та же доска, на которой была написана «Мадонна Конестабиле».
Царь-освободитель преподнес в ее в подарок своей августейшей супруге в 1871 году. Первоначально в руке Марии был не молитвенник, а плод граната. VI).
И в результате они оба смотрят в книгу. Св. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Их лица нежны и задумчивы.
Ее фигура поставлена строго в центре. Но мадонна увлечена чтением, что заинтересовывает и его. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502).
Рафаэль писал эту картину, будучи еще подростком. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. «Мадонна Конестабиле» – одно из ранних творений (предположительно, эту картину Рафаэль написал в возрасте 20 лет). В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
Около 1514 года он напишет «Мадонну в кресле». Главная героиня расположена в самом центре картины. Тем бесценнее встречи с картинами художника. Этой задумчивостью пропитана вся работа. Простой и спокойный он символизирует начало весны, цветение и пробуждение природы, зарождение новой жизни.
Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Картина написана в теплых золотистых тонах. Сюжеты произведений художника разнообразны, но особенно его привлекал религиозный жанр, в частности образ Мадонны (у Санти насчитывается более 40 портретов Богоматери). В то время ему не было еще и семнадцати лет. С тех пор картина выставляется в собрании Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Ее часослов, судя по «Пасадинской Мадонне», созданной в те же годы, открыт на молитве, соответствующей нонам — девятому часу служб по средневековому церковному распорядку (около трех часов дня).
Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Голова расположена под тем же углом наклона, что и ребенок, которого она держит. Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. В частности, культурологи различают картины Р. Санти – до переезда во Флоренцию и после.
Свое современное наименование она получила по фамилии ее владельцев. По своему камерному характеру она напоминает книжную миниатюру. В частности, культурологи различают картины Р. Санти – до переезда во Флоренцию и после.
Работая на станцами, Рафаэль успевает создавать своих небольших Мадонн. В ней собрана вся материнская нежность и тревога за судьбу сына. Облик юной Мадонны полностью соответствует этой природе – такой же нежный и цветущий. Именно этот прием позволил гармонично сочетать образы матери и ребенка на одном полотне.
Рафаэль Санти (1483 – 1520 гг. ) прожил всего лишь 37 лет, но за это время создал множество картин и фресок. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение. Эта картина наполнена спокойствием и тишиной.
Округлые формы покрытой головы и линии плеч продолжают мягкие и плавные линии картины. Описание «Мадонна Конестабиле» (итал. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Благодаря этому «Мадонна Конестабиле» осталась единственным полотном Рафаэля в российских собраниях. Считалось, что это час смерти Иисуса на кресте.
Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Царь подарил его своей супруге, Марии Александровне. Одним из основных штрихов в этой картине является живое выражение лица Мадонны.
Красное платье Марии уравновешивает синяя накидка, означающая невинность. Вторым наставником после отца можно считать мастера Пьетро Перуджино, который оказал на своего ученика серьёзное влияние на видение в искусстве. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Молитвенник же — атрибут Богородицы, характерный для ренессансного искусства.
Он был также архитектором и руководил археологическими раскопками. Такое чувство просматривается и в ранней работе, которую написал Рафаэль. Его произведения строго продуманы, четко построены и вместе с тем естественны и просты. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах.
Пресвятая дева обнимает своего ребенка и на них с умилением смотрит Иоанн Креститель. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. «Мадонна с розой» написана в 1518 году, за два года до преждевременной смерти молодого гения.
Ныне картина изображает Мадонну за чтением книги — вероятно, Священного Писания. Также чувствуется, что и сам художник молод душой и телом. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Ее даже трудно себе представить более значительного размера. «Мадонна Конестабиле» — одно из самых ранних его произведений—открывает галерею этих образов.
Они тоже оказали определённое влияние на Рафаэля. «Мадонна Конестабиле» значительно отличается от нее размерами и более холодным колоритом. Одним из примеров является «Мадонна Грандука». Скромное исполнение работы похоже на литературную иллюстрацию. Часто Санти называют «художником Богоматери» или «мастером Мадонн». Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики.
Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Однако этот итальянский художник был одновременно и графиком и архитектором. Иоанн передает Христу ленту с надписью «Агнец божий».
Публицист Владимир Стасов в статье «Художественная хирургия» в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 27 ноября 1871 года рассказывал, как картину вырезали оттуда для последующего переноса с дерева на холст: «Операцию совершили посредством тонкой, как волосок, пилки вроде тех, какими нынче по новой моде выпиливают из дерева рамки, коробочки и всякую всячину. (9) Рама. Нельзя не упомянуть о грандиозном явлении в творчестве Рафаэля – «Сикстинской мадонне» с тщательно продуманной композицией и безупречным цветовым решением.
И в природе царит весна. «Мадонна с младенцем» в различных вариациях пройдет через все творчество великого живописца. Это прекрасный образ пробуждающейся природы. Рафаэль Санти родился в 1483 году в итальянском городе Урбино.
Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н. э. - "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)А. Картина во многом еще близка к искусству Перуджино и вдохновлена его рисунком (Берлинский гравюрный кабинет).
Однако этот процесс приносил и свои открытия. Они тоже оказали определённое влияние на Рафаэля. Тельце младенца расположено под тем же наклоном, что и голова его матери. Лицо ее задумчиво.
Во время правления Льва X он обзавелся роскошным домом в античном стиле, построенном по собственному проекту. Избрав формой для своего произведения круг, Рафаэль соответственно строит свою композицию. Она смотрит прямо на зрителя.
Тысячи мастеров, больших и малых, писали мадонн, но мадонны Рафаэля — верх совершенства. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Вторым наставником после отца можно считать мастера Пьетро Перуджино, который оказал на своего ученика серьёзное влияние на видение в искусстве.
Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре». Картина первоначально именовалась «Мадонна с книгой». «Мадонна Конестабиле» — одно из ранних творений (предположительно, эту картину Рафаэль написал в возрасте 20 лет). Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Картина, в старину именовавшаяся «Мадонной с книгой» (Madonna del Libro), происходит из семьи графа Конестабиле из Перуджи, у которого она была приобретена Александром II в 1871 году. Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти.
На одном из первых портретов Богоматери проглядывает свежий взгляд творца. Основная черта мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение. В 1871 году российский император Александр II приобрел «Мадонну Конестабиле» у владельца, нуждавшегося в деньгах, для жены Марии Александровны, которой она очень нравилась. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Картина задумана специально для небольшого формата. Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах.
«Мадонна Конестабиле» (описание картины) будет представлена ниже. Это уже попытка разработки геометрического построения композиции.