Я намеренно не даю даже краткое описание картины и ее сюжета, чтобы вы увидели в ней свое и только если картина откликнется, начали дальше изучать ее (и себя). Виктору тогда было семь лет. Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева.
Егор — это «сама пошлость, грубая, надменная, непобедимая, гордая тем, что она родилась и выросла в трактире». Спасибо вам». Дать волю чувствам к Марине Минц не мог — он уже обручился с Анастасией. Если мы обратимся к первоначальному эскизу, то увидим что там подвыпивший чиновник предается своим кривляниям «в охотку», не находя в этом ничего унизительного.
Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. У ее колен – сынок и наследник. В законченной картине мы находим нечто иное. Сильный мороз.
Последние шесть лет жизни дались Есенину тяжело. Всё одно, как запой. Не находящая от волнения слов Василиса «стояла перед ним, задумавшись, с выражением заботы и скорби на лице». Пошли по тропе.
А сон Дмитрия — словно воспроизведение «Погорельцев»: сгоревшая деревня, зимняя дорога и в толпе, просящей подаяние, — баба с плачущим ребенком на руках. В свою очередь пьесой Островского «Шутники» была навеяна известная картина Прянишникова «Шутники (Гостиный двор в Москве)» (1865). Она поразила молодого человека и своим поэтическим талантом и красотой. Излюбленный сюжет жестокого романса— совращение девушки коварным соблазнителем.
Если бы картину можно было бы пересказать словами, что какими бы были эти слова. В образе этой пустынной степи мы ощущаем широко раскинувшуюся страну с далеко отстоящими друг от друга городами и селами, сейчас как бы погруженную в неподвижный сон. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями— Виктором и новорождённым Николаем— отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца— Павла Астафьева. Но и здесь, конечно, бывают исключения – аккомпанемент оркестра. Юношеская беспечность».
Но особенной популярностью пользовалась картина Прянишникова «Порожняки». А в последней чеховской пьесе «Вишневый сад» (1903) появятся герои, уже знакомые по полотну Прянишникова «Жестокие романсы» (1881). Цветаева и сама была пленена красотой и подвигами героя Наполеоновской войны 1812 года — она многие годы хранила маленький портрет молодого генерал-майора Александра Тучкова, погибшего в Бородинском сражении 26 августа 1812 года в возрасте 35 лет. В рассказе Чехова — тот же психологический контраст. Само стихотворение «Клен ты мой опавший» принадлежит Сергею Есенину.
Рязанов долго не мог найти подходящих романсов и стихотворений для задуманного им фильма. На переднем плане – едва умещающаяся на стуле хозяйка лавочки в шелковом салопе. Как мы уже говорили, романс схож с песней. Подобные ситуации воспроизводятся, например, в пьесах И. С. Тургенева «Нахлебник» (1848) и А. Н. Островского «Шутники» (1864). Салтыков-Щедрин отмечал, что при внешней непритязательности сюжета художник сумел воплотить в картине что-то такое сокровенное, что надолго останавливает зрителя, заставляя его задуматься над впечатлениями, которые бывают обычно «так мимолетны и смутны».
Судя по заметке, Чехову были хорошо известны и бытовые привычки художника. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. И такая музыка появилась. «Глаза, как бриллианты» — это глаза офицера не только защищающего родину от врагов, но и покоряющего сердца женщин.
Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Островского того же названия, поставленной на сцене московского Малого театра. Рыболов зябко съежился в холодной воде.
Один из вариантов «Порожняков» был несомненно известен Чехову по экспозиции Всероссийской выставки, проходившей в Москве в 1882 году. Значительным произведением Прянишникова является картина «В 1812 году» (1874). Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Автор вновь обращается к бытовому жанру изображая сюжет произведения сатирическим. В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов. Илларион Прянишников. Картина Прянишникова «Жестокие романсы» представляла собой комичную сценку: молодой человек (из приказчиков или лакеев), тщательно завитый «барашком» и в новом сюртучке, неистово заливается под гитару, стараясь душещипательным романсом пленить сердце сидящей рядом девушки. Я ненавидел Советскую власть.
Тоже нет: очевидно, это была страсть к приключениям, путешествиям. И он в русле критического реализма изображал убогие развлечения городского люда («У театра марионеток», 1867) страдания бездомных нищих («Калики перехожие», 1870) непосильный труд измученных женщин-работниц («Швея», 1870). После смерти матери Виктор жил у её родителей— Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. Не имея средств, он пристроился к «порожнякам» для того, чтобы добраться из города, где учился, в далекую деревню.
Перекликаются между собой чеховский рассказ «Анюта» (1886) и картина Прянишникова «В мастерской художника» (1890). Вопреки «осколочным» обличительным традициям чеховская заметка начиналась словами: «Наша маленькая Академия художеств может принять уверение в глубоком уважении». Ты не хочешь, а тебя за душу тянет».
«Жестокие романсы». Будущий художник тоже вырос в семье небогатого провинциального торговца. О посещениях этой выставки писателем рассказывается в воспоминаниях М. П. Чехова. Принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве.
Героиня Чехова Анюта, молодая женщина с кроткими глазами, безропотно выполняет роль «наглядного пособия» для Клочкова, студента-медика, готовящегося к экзамену. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон». Излюбленный сюжет жестокого романса— совращение девушки коварным соблазнителем.
Вскоре тот же недуг заставит Чехова поселиться в Крыму и так же, как когда-то Прянишников, в своих письмах он будет тосковать по России, по ее скромной и лиричной природе, по общению с друзьями.
Действие происходит в одном из торговых помещений Гостиного двора. Он ни в каком случае не ожидал такой чести для себя, «нолика», как он выражался, «между человеками еле видимого и едва заметного». «Человек для искусства просит, а не для пустяков каких-нибудь», — веско поддерживает друга Клочков.
Повествуя о том, что пережил и передумал в этот ненастный вечер окоченевший от холода герой, Чехов, как и Прянишников, обращается к впечатлениям, которые «так мимолетны и смутны», но которые так много могут значить в человеческой жизни. Близкая дружба связала его на долгие годы и сФёдором Шаляпиным. Герой пытается очаровать находящуюся рядом девочку, завоевать ее сердце. Позиция, эмоциональный настрой молодого человека, чемто ассоциирующимся с завывающим псом, провоцируют в наблюдателе насмешку, чувство отвращения, жалость. Центральный образ картины – пляшущий старик. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула.
День выдался пасмурный и ненастный. Пейзаж рассказа созвучен картине Прянишникова. О нет. В трогательной комедии «Учитель пения» режиссера Наума Бирмана под аккомпанемент гитары звучит романс «Клен» в исполнении учителя пения Ефрема Соломатина (Андрей Попов). Мужичонка с дрожью в голосе поясняет, что нарушил закон об охоте не ради добычи, а «от тоски»: «Тянет да и тянет на охоту, хоть ты тресни тут. Его переложил на музыку композитор Андрей Петров, а спела Валентина Пономарева.
Читатель, как и барин Волчков, начинает понимать неудержимый охотничий азарт «маленького сутуловатого мужичонки» в «донельзя изношенных, заплатанных штанах», со смешным самодельным ружьишком. В романсе обычно отсутствует припев (рефрен), хотя бывают исключения. фуй.
Герой рассказа, сын сельского дьячка Великопольский, обучавшийся в духовной академии, приехал (должно быть, с таким же попутным обозом) на Пасху домой, в свою нищую, голодную деревню. Произведение в полной мере передает комичность и абсурдность поведения молодых людей. Но Чехов нарушил этот строгий наказ, убедив Лейкина поместить заметку, посвященную 50-летнему юбилею Московского училища живописи, ваяния и зодчества. То, что мы знаем из литературы об эпохе «хождения в народ», о самоотверженной молодежи 70-х годов, предстает перед нами в картине Прянишникова в живом и конкретном, глубоко поэтическом образе. «Охота пуще неволи» (1882) — так назвал Прянишников одну из своих картин. В середине XIX века искусство часто обращалось к негодующему рассказу о глумлениях «хозяев жизни» над безответными жертвами, вынужденными ради куска хлеба сносить все, подавляя обиду.
Захмелевшие гости, потешаясь, то заставляют Ивана Никитича пить водку стаканами, то сыплют ему на голову соль, то начинают подбрасывать к потолку с возгласами: «Качай его, шельмеца. » Герой же — «пыхтел, кряхтел, пищал, страдал, но. В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов. Передвижной выставке 1871 года Прянишников представил две картины, которые сразу же привлекли внимание публики: «Погорельцы» и «Порожняки». Чеховский рассказ «На святках» (1899) — словно попытка воссоздать предысторию ситуации изображенной Прянишниковым. Перебрав десятки поэтических сборников, он совсем было отчаялся. «Клочков занялся выстукиванием и так погрузился в это занятие, что не заметил, как губы, нос и пальцы у Анюты посинели от холода.
Появились и национальные школы романса, особенно известные в Германии, Франции и России. «В этом умении обратить зрителя внутрь самого себя заключается вся сила таланта и г. Прянишников обладает этою силой в большом количестве», — писал Щедрин. А по моему глупому предположению, как я это дело понимаю, это не баловство, а болесть. Причем Лейкин категорично указал начинающему фельетонисту его задачи: «Говорить надо обо всем выдающемся в Москве по части безобразий, вышучивать, бичевать, но ничего не хвалить и ни перед чем не умиляться»1. Первая картина до нас не дошла и судить о ней мы можем только по ее описаниям в художественно-критических статьях того времени. Характерна для 60-х годов картина Иллариона Михайловича Прянишникова (1840–1894) «Шутники» (1865). Вероятно, «спартанцем в искусстве» Чехов окрестил Прянишникова за простоту сюжетов и четкую, чуть суховатую манеру письма.
Эта картина впервые выставлялась на 9-й Передвижной выставке 1881 года. Такой герой уже не вызывал у читателя сострадания. Она написана под прямым воздействием пьесы А. Н.
Причины эмиграции сам он объяснял так: «Что толкнуло меня на это. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Чехов описывает студеный вечер ранней весны, когда дул «холодный пронизывающий ветер», «по лужам протянулись ледяные иглы», на западе «узкою полосой светилась холодная багровая заря», а вокруг все «утопало в холодной вечерней мгле». Все это общество сытых и самодовольных людей предается своеобразной забаве. Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. И Анюта покорно отправляется к художнику. Выставка не прошла мимо внимания Чехова. В эти годы Вертинский сдружился с Анной Павловой, Тамарой Карсавиной и Иваном Мозжухиным.
В чеховских «Осколках московской жизни» за 1884 год есть отзыв о картинах В. М. Васнецова, которые экспонировались на этой выставке в Москве. О ней с восхищением отзывался Стасов. Существует множество жестоких романсов, в которых рассказ ведется от лица погибших героев. Но Минцу предстояло еще одно знакомство — с 22-летней Мариной Цветаевой. Поэтесса написала его в 1913 году и посвятила мужу, белому офицеру Сергею Эфрону.
Воспоминания о повседневном быте мелочных лавочек, где перед оком невозмутимых и всезнающих лавочников проходит пестрая жизнь «маленьких людей» и где житейские драмы переплетаются с комическими курьезами, отразились в картине Прянишникова «Чтение письма в овощной лавке» (1864). А в рассказе «Корреспондент» (1882), показывая сцену, напоминающую ситуации «Шутников» Островского и Прянишникова, Чехов ведет повествование так, что читатель возмущается не только издевательствами купцов над «маленьким человеком», но и его рабской, восторженной покорностью, униженным заискиванием перед власть имущими. В музыке романса, в отличие от песни, больше внимания уделяется настроению (а не ритму, к примеру), суть романса – в содержании стихов и в мелодии, а не в аккомпанементе. При взгляде на эту картину вспоминается и чеховский конторщик Епиходов, который, стремясь завоевать симпатии горничной Дуняши, распевает под гитару жестокий романс и вторящий ему лакей Яша, рисующийся перед Дуняшей своим «европейским» лоском. Но его отличие от песни в особой певучести и чёткой рельефной мелодичности. С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности3.
Его старческие ноги выписывают затейливые кренделя, а лицо выражает бесконечную усталость и стыд от сознания унизительности своего положения. В марте 1894 года, когда разнеслась весть о смерти Прянишникова, был начат чеховский рассказ «Студент», в котором словно развивается тема одной из лучших картин художника — «Порожняки». Картина «Порожняки» изображала морозный вечер, гаснущую полоску заката, дали, подернутые туманной дымкой и зябко съежившуюся на крестьянском возу фигуру молодого человека, семинариста или студента, едущего с попутными порожняками в свое глухое селение. Возможно, эта картина послужила прообразом сна Дмитрия Карамазова в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Прянишников изображает комичную сцену: молодой парень довольно нелепого вида, с завивающимися кудряшками и в новеньком сюртуке громко распевает песни играя на гитаре. В конце концов он оказался на полу, но поднялся с «блаженной улыбкой»: «Осчастливили вы меня своею лаской искреннею, не забыли газетчика, старикашку рваного.
В этом смысле он двигался в общем русле русского искусства и литературы своего времени. Из других произведений Прянишникова заслуживают внимания «Жестокие романсы» (1881), «Спасов день на севере» (1877), «В мастерской художника» (1890). Картина Прянишникова «Жестокие романсы» написала в 1881 году. На последних – плохо одетая фигурка студента, съежившегося от холода. Недаром Чехов всем своим творчеством стремился доказать, что человеку необходимо научиться по капле «выдавливать из себя раба».
Догорает малиновая зимняя заря. Такова же манера повествования в чеховском рассказе «Он понял. » (1883). Таким образом при упоминании «Вишневого сада» Антона Павловича Чехова персонажей визуализируют в варианте Прянишникова. Инженер-химик Маврикий Минц и Анастасия познакомились дома у Цветаевых. Чехов — в лавке отца, Прянишников — у чаеторговца Волкова, к которому его определили «в науку».
Подпоив старенького чиновника, купцы заставляют его кривляться и плясать себе на потеху. Как шакалы». Здесь он активно работал на эстраде, в том числе и на фронте. По дороге, растянувшись до самого горизонта, движется обоз саней. Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам и корреспондентов, отравляющих чужие существования. » Сам Чехов создает рассказ «Тайна» (1887) с парадоксальным сюжетом: важный действительный статский советник доведен почти до умопомрачения робким, ничтожным дьячком.
Я был приверженцем какого-либо другого строя. Вдали дымит маленькая фабрика, давно превратившая речушку в сточную канаву, в которой вряд ли водится что живое. Но в чеховскую эпоху в осмыслении темы «маленького человека» появились и новые акценты. Достоевский в своем романе прямо указал одну из картин, размышление о которой стало важным идейно-философским узлом повествования, это — «Созерцатель» И. Н. Крамского. Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех.
«Жестокие романсы» имеют не только сатирическое наполнение, но и оригинальное авторское название. Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. Советская власть мне ничего дурного не сделала. Каждый образ несет в себе какоето настроение, характер, определенную атмосферу. По свидетельству сестры писателя Марии Павловны, в 80-е годы их брат Николай вместе с Прянишниковым работал в Храме Христа Спасителя, расписывая стены на хорах. Чехову, внуку крепостного, сыну мелкого таганрогского купца, вскоре разорившегося, судьба Прянишникова была во многом близка.
Как, например, «Любовь — волшебная страна», которую поет Лариса Огудалова (Лариса Гузеева) в «Жестоком романсе». Обычно романсы являются камерной музыкой (пение с аккомпанементом одного инструмента, чаще фортепьяно). Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту. » (4января 1886 года).
Запоминаются образы решительных и смелых крестьян, захвативших пленных. Чехов в своем рассказе как бы развивает этот сюжет, дописывая его продолжение.
В 1883 году начинающий писатель Антон Чехов, публикующий в разных изданиях юмористические «мелочишки», получил от редактора журнала «Осколки» Н. А. Лейкина приглашение вести фельетонное обозрение «Осколки московской жизни». блаженно улыбался. Замешательство смущенной героини с картины Прянишникова сродни поведению Дуняши, которая, копируя «благородных господ» в одежде и в манерах, от малейшего волнения готова упасть в обморок. Переклички произведений Прянишникова и Чехова не только выявляют сходность мировидения художника и писателя, но и помогают проследить общие закономерности исканий русской художественной культуры второй половины XIX века. В своей заметке об училище среди профессоров имевших особенное влияние на учеников, Чехов отмечает И. М. Прянишникова — «спартанца в искусстве и в общем милого человека».