Получилось пространство, наполненное символами. Ян ван Эйк (Jan van Eyck, ок. В этих двадцати фигурах — сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Первый план справа, уравновешивающий эту группу в той нарочитой симметрии, без которой не было бы ни величия замысла, ни ритма в построении, занят двенадцатью коленопреклоненными апостолами и внушительной группой истинных служителей Евангелия — священников, аббатов, епископов и пап. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8.
Однако положение руки женщины на полотне допускает возможность ее беременности, хотя можно предположить, что этим жестом она всего лишь приподняла подол своего платья. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35.
Что может быть великолепнее его облачения. Это особенно заметно по одежде. На женщине платье (т. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Правда и тут не обошлось без загадок. Бавона, Гент).
Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века. Предположительно чета Арнольфини была написана в их доме, который находился в Брюгге.
Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30. Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441). С портрета на нас смотрит женщина с поразительно характерным и умным лицом. Подражание Мемлинга в картине «Обручение св.
Они одеты в нежные цвета: в бледно. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча.
Это не совсем так. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию.
Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Один из шедевров портретного творчества Я- ван Эйка — «Портрет четы Арнольфини» (1434, Национальная галерея, Лондон). Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной.
Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка.
Документы свидетельствуют, что в 1432–1433 годах ван Эйк купил дом в Брюгге. Вокруг гирлянда маленьких крылатых ангелов, которые почти все в белом, с немногими бледно. Тончайшая моделировка нежно-пепельного лица розовыми тенями сообщает образу Маргарет неизъяснимую одухотворенную утонченность. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»).
Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Ван Эйк одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма). Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». В центре — торжественно величавый образ Бога-Отца, по сторонам Богоматерь как воплощение женской красоты и достоинства и Иоанн Креститель — предтеча Христа.
«Супруг мой Ян закончил 17 июня 1439 г. Возраст мой 33 года. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты.
И в то же время, помещая прародителей в одном ряду с творцом всего сущего, мастер возвеличивает все человечество. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Обычно эта надпись интерпретируется так, что именно Хуберт ван Эйк (ум. Собачка – признак благосостояния, символ верности и преданности. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях.
На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия.
То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя.
Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Искупление свершилось. Как умею».
От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты.
Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9. Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний. Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке. Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ).
Реализм подкреплен еще и техникой. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). А на последнем плане – далекие синие горы.
Этот живописный метод позволил ван Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты.
Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста. Облик каждого глубоко индивидуален. На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может.
Действительно, ранние европейские портреты часто снабжались створками или крышками, подобно складным алтарным образам. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Св. Наоборот. Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк.
Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. 1434». ). Образ св. Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена.
«Прошли века. Тщательно передает он всю обстановку бюргерского особняка, каждую деталь. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15.
Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала. Они великолепны в своих красных одеждах, золотых ризах, золотых митрах, с золотыми посохами и шитыми золотом епитрахилями, в жемчугах, рубинах изумрудах. Это особенно заметно по одежде.
Прежде всего исследователям не дает покоя вопрос об авторах произведения. Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру. В конце работы художник выполнил также и надпись. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо.
Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини. На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать». Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к св.
Далее. Следующая Мадонна — «Мадонна канцлера Ролена» (1435) — одно из лучших произведений мастера. Искупление свершилось. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Мало жестов и мало позы. И что означает надпись над зеркалом: Johannes de Eyck fuit hie (Иоганнес де Эйк был здесь. Для него ценен каждый мотив живого и наглядного, прекрасного и многокрасочного мира.
Наоборот. Нисколько. Но сильный дух сурового каноника торжествует над немощью его плоти. Последние слова, разумеется, принадлежат самому художнику. И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен. Некоторые ученые утверждали, что на портрете изображен сам Ян ван Эйк. Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета.
Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Новые возможности масляной живописи помогли братьям Ван Эйк сотворить Гентский алтарь — один из величайших живописных памятников Европы XV в. Работа над ним была начата, видимо, около 1422 г. Губертом, а после его смерти в 1426 г. продолжена младшим братом. А мог и сам подарить по дружбе. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2.
Ян ван Эйк – выдающийся нидерландский художник, один из основоположников искусства Раннего северного Возрождения. Термин «artnova» — новое искусство, позаимствованный из истории музыки, — очень точно определяет искусство Нидерландов первой половины XV в. Не возрождение античности, как в Италии, а самостоятельное интуитивное и религиозно-мистическое познание мира легло в основу новой североевропейской культуры. Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат.
В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника.
Самой известной и самой спорной работой ван Эйка был один из его первых запрестольных образов, Гентский алтарь (1432) – полиптих, состоящий из двадцати панелей в церкви святого Бавона в Генте. В центре — алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре — Белый агнец. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
А женщина. Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена.
Может быть, что брачный контракт был просто необходим в этом случае, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». Это необычайно тонко, точно и живо. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.
Из-за этого противоречия, атрибуция панелей, которые несколько отличаются по размерам и даже по стилю имеет различия, в соответствии с доводами учёных изучавших эту проблему. Георгий, представляя старого каноника, чуть наступает ногой на край его белого стихаря. На картине изображена супружеская чета – Джованни ди Николао Арнольфини и его жена. Ее обаяние заключено в каком-то особом духовном аристократизме. Ян ван Эйк Картины и биография Яна ван Эйка Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский художник. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске.
Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Вишня за окном – пожелание плодовитости в браке. Христос родился и умер. Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950.
Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Скромность бюргерской обстановки и обыкновенные люди изображенные ван Эйком, становятся источником особой поэтичности, предвещая будущие пути развития нидерландского и голландского искусства.
Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщенность живописи выявляют самоценность и красоту каждого предмета, обретающего в творчестве ван Эйка реальный вес и объем, характерную фактуру поверхности. Так же поступил и ван Эйк. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.
Бавона, Гент). Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. Для него ценен каждый мотив живого и наглядного, прекрасного и многокрасочного мира. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Однако некоторые исследователи указывают на то обстоятельство, что на других произведениях ван Эйка предметы имеющие безусловно важное значение для богословского толкования, также были написаны художником во время заключительного этапа работы. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». До сих пор она остается самым достойным украшением музейного собрания.
Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете5. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза.
В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Примелькавшись в европейском культурном сообществе, ван Эйк осел в Брюгге, где и провел остаток дней. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом.
Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. При этом Ян ван Эйк использовал ещё более сложную технику, чем другие художники. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии.
Св. Художник представляет именитого итальянского купца с женой на фоне жилой комнаты.
Это необычайно тонко, точно и живо. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Нежнейшая легчайшая моделировка лица при близком рассмотрении кажется прозрачной.
На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник. «здесь мастер как бы сосредоточивает свой взгляд на более конкретных жизненных явлениях.
1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). Казалось бы, такая незаметная на первый взгляд подробность — св. Вглядитесь в волосы мадонны — что в мире может быть мягче их. Мы не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен.
Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82. Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита. Да, художник написал портрет Джованни Арнольфини и его супруги, но он погиб в Испании во время пожара. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде.
Между 1425-м и 1430-м ван Эйк немало путешествовал по Европе, встречался с коллегами по цеху, что называется. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36. Выпуклые зеркала были более доступны. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр.
С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго.
1434». ). Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
Взять хотя бы головные уборы. Первый же зал имеет иное оформление. Этой же иллюзии ван Эйк достигает, окутывая ее фигуру большим плащом, который падает на ступени и расстилается, как бы увеличиваясь на глазах. голубое, слегка подцвечено ультрамарином в зените.
Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами.
В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. На двойном портрете, созданном Санчесом Коэльо, где изображены дочери Филиппа, Изабелла и Каталина Микаэла, позы моделей повторяют позы персонажей ван Эйка. Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, – яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность. Дело в том, что Яна ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных красок. Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер.
В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. В корону, которую ангел держит над ней, — как блещет она в тени. Вместо классической фразы «полотно написано тем-то» художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию того, что он – один из свидетелей изображенных в отражении зеркала.
Мало жестов и мало позы. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза. Это фламандская манера многослойного письма, позволяющая достигнуть глубины и богатства цвета. Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде.
Форма головных уборов персонажей их свободного покроя одежды, подбитые мехом, длинная верхняя одежда на мужчине— весь вид их костюмов характерен для моды Северной Европы, тогда как в Италии в то время были приняты более лёгкие одежды7677. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» – уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Впереди «Источник жизни». серыми оттенками.
Наоборот. Особенно интересно расположение миниатюр, поскольку со стороны мужчины страсти христовы связаны с живыми людьми, а со стороны женщины — с мертвецами.
Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Впереди «Источник жизни».
Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно.
А женщина. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге).
morgen – утро). С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86. В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) – она якобы намекает на имя героини.
Голову украшает скромная диадема, Строгость, простота, скромность— достоинства Марии, воплощены в зрительном образе, сочетающем чувственную конкретность земной женщины с величавой торжественностью «царицы небесной». Донациана в Брюгге Георгом ван дер Пале и была начата мастером в 1434 году, как об этом свидетельствует надпись на раме. Картина была заказана художнику каноником церкви св.
Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле. В алтарной композиции «Мадонна канцлера Ролена» (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). Николас Ролен преклонил колена перед Царицей Небесной и принимает благословение младенца Христа. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Живопись наружных створок почти монохромна.
Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые. В миниатюрах «Туринско-миланского часослова» художник мастерски пишет пейзажи, полные воздуха и света. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. В правой он держит свой атрибут — колесо с зажженными свечами, свет которых заставляет сверкать камни и золото.
Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73. В 1422–1424 годах он работал при дворе Иоганна герцога Баварии, графа Голландии, в Гааге. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38. В 1427 – 1428 гг.
А на последнем плане — далекие синие горы. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их. В ней нет ничего от тех женственных образов, которыми мы восхищаемся в картинах ван Эйка. Человек — не вершина творения, а всего лишь одно из свидетельств могущства Творца. По всей видимости, его образ призван воплотить идеальные черты лица высокого духовного сана, верного сподвижника — слуги католической церкви.
Дал ли я вам о нем представление. Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. Ван Эйк был чуть ли не первым, кто подписал свое полотно. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426 г. Начал свою деятельность в Гааге при дворе голландских графов.
Экспериментируя с реализмом, Ян ван Эйк добился поразительной точности, необычно приятных различий между качеством материалов и природным светом. Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.
Надпись на его раме о том, что работу «начал художник Губерт ван Эйк, выше которого нет», а закончил его брат Ян, «в искусстве второй», была сделана только в XVI в. и особого доверия не вызывает. Не отступая от системы своего искусства, Ян ван Эйк находит пути к косвенному, обходному выражению проблем, осознанная трактовка которых наступит только два века спустя. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем.
А женщина. Однако она по-городскому узка. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Согласно документам, его похоронили 9 июля 1441 года. Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки.
Так кто же все-таки герой картины. Кажется, что женщина беременна: живот увеличен, она стоит, отклонив корпус назад и положив руку на живот. Птица в руках Христа, возможно, символизирует человеческую душу.
Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Он мыслится не столько частью вселенной, сколько реальной, жизненно. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски.
«Портрет четы Арнольфини» считается одним из самых сложных произведений, о чём мы поговорим ниже. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Джованни ди Николао вступил в брак в 1426 году, его супруга, тринадцатилетняя Констанца Трента, происходила из известной луккской семьи6.
Сложная религиозная символика претворена в нем в конкретные, жизненно убедительные и осязаемые образы. На первом плане слева — коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати.
Существует предположение, что слово «художник» следует читать как «скульптор» и относится оно к резчику, выполнившему обрамление, в связи с чем родилась смелая гипотеза К. Волля и Э. Рендерса: а был ли Губерт. Л. Д. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву.
1434». ). Согласно другой интерпретации, Хуберт не был не братом Яна, не художником, но он был скульптором, который вырезал сложную раму для алтаря. Любимов не скрывает своего восхищения: «Блещут каменья, красками сияет парча и притягивают неотразимо взор каждая пушинка меха и каждая морщина лица.
Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции. Фон портрета обычно темный, нейтральный, фигура же и особенно лицо освещены мягким рассеянным светом, в котором характерные черты облика модели получают необыкновенную жизненную реальность. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Тонкая пленка краски поглощала падающий на полотно свет, оттуда и появлялось внутреннее сияние.
Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии.
Ведь картина Портрет четы Арнольфини была написана художником по случаю свадьбы представленной на ней пары. Данная картина является сложной по своему исполнению благодаря особой технике Яна ваг Эйка.
1434. ). Однако что тогда делать с архивными свидетельствами о жизни и смерти Губерта ван Эйка. Портрет вставлен в деревянную раму имитирующую порфир. Никакие драгоценности не украшают ее.
Георгий. Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). Судьба художника Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна.
Что и говорить, красота – страшная сила. В 1425 году его сделали придворным живописцем и камер-юнкером герцога Бургундии Филиппа Доброго. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг).
Позднее картина очутилась в Испании и в конце XVIII века находилась в королевском дворце в Мадриде, где она украшала комнату для утреннего туалета короля. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.
Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством. Его суровое лицо бесстрастно. Он обладает внушительной осанкой и более характерной внешностью, нежели богоматерь, младенец и св.
Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. В созданных Ван Эйком погрудных портретных изображениях (обычно в трёхчетвертном развороте), отличающихся строгой простотой и отточенностью средств (Тимофей, 1432, Человек в красном головном уборе, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты Ван Эйк, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге), беспристрастно правдивая и тщательная передача внешних черт человека подчинена зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них. Если нижний ярус при всей основной мистической идее по существу прославляет красоту земного бытия со всем его разнообразием и изменчивостью, то в главных образах верхнего представлено вечное и неизменное совершенство небожителей.
Этот факт некоторые исследователи объясняют тем, что портрет супруги Арнольфини посмертен и она умерла при родах. Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. Любой в обещаниях может стать богатым). Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь.
Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081. Будучи текучим и прозрачным, оно сохнет значительно дольше темперы и позволяет наносить тончайшие новые слои краски на ещё не высохшую поверхность. Вся поверхность центральной стены покрыта обшивкой из балегемского камня, на стене помещена только одна картина Яна ван Эйка «Богоматерь каноника ван дер Пале».
До сих пор вопрос остается открытым. ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51. голубыми и розовато.
А женщина.
Надо сказать, что его весьма ценили и без заказов он не сидел. Мученики, по большей части епископы, — в синих облачениях.
Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами.
Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века. Надпись на стене «Ян ван Эйк был здесь» позволяет думать, что художник присутствовал при этом старом нидерландском обычае обручения в домашней обстановке.
Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. Это особенно заметно по одежде.
Живопись наружных створок почти монохромна. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485. И ван Эйк, живший на момент написания картины, в том же городе, вполне мог получить этот заказ.
11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств.
Главное для художника — душевный мир человека индивидуальный характер модели. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком.
Небо непорочно чистое, как и подобает в такой момент, бледно. В этой связи показательно изображение интерьера. бытовой средой. Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.
Зеркало в городском интерьере было необычным явлением во времена ван Эйка, обычно вместо него использовался полированный металл. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Из некоторых источников ведут свое происхождение сведения о том, что Корпорация Брюгге владела также автопортретом ван Эйка, парным к портрету Маргарет.
Стиль Эйка основывался на неявной силе реализма, послужил важным подходом в позднем средневековом искусстве. Он стал приближённым герцога и провёл несколько секретных миссий для него, включая поездку (1428–1429) в Испанию и Португалию в связи с переговорами, которые привели к браку (1430) Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69. Впервые в истории европейского портрета создается парный портрет.
Латинская надпись на раме утверждает от имени портретируемой. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. Так же поступил и ван Эйк. Выпуклые зеркала были более доступны.
Но тем самым он сконцентрировал на ее лице все свое внимание. Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви». Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19.
В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» – в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. Его святой покровитель Георгий из Каппадокии, приподымая правой рукой шлем, указывает на каноника св. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам.
И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот».
Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Образ богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33.
Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки.
Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Картина ван Эйка имеет огромную силу образного воздействия не только благодаря продуманности целого, но и отдельной мельчайшей детали, осознанности роли каждого штриха.
Необычайна сложность построения алтаря. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода.
Обмен кольцами на миниатюре из французского средневекового календаря происходит не в церкви, однако в присутствии свидетелей— и в этом случае кольца надеваются на правые руки. И мать и ребенок благожелательно смотрят на старого каноника, опустившегося на колени возле их трона. Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей. Мягкий свет наполняет интерьер. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
В 1427 г. посетил Турне.
Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий».
Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. На его сияющей золотом воинской одежде играет свет от свечей и окон. Их славят музицирующие и поющие ангелы. Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери.
Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини». Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Как уверяет Брокуэлл, никаких документов, подтверждающих, что изображенный человек – Джованни Арнольфини, не существует и загадочная картина – это портрет самого художника и его жены Маргариты.
На снимке, сделанном в инфракрасных лучах, можно увидеть, как уже в самой картине он изменил положение его левой руки, опустив ее ниже. Пара – представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда.
Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Такого рода прием экспонирования картины должен напомнить зрителю о том, что она не служила запрестольным образом, а была создана как надгробие.
В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы. Правдивые изображения различных явлений действительности встречались в нидерландской миниатюре и до ван Эйка, но раньше ни один художник не умел с таким искусством объединять отдельные элементы в целостный образ. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Каноник ван дер Пале предстает перед Мадонной, сидящей на троне в замкнутом тесном пространстве. Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой.
Портрет таит в себе немалую интенсивность духовной жизни. голубые, синие, розовые и лиловые. По роду своей службы или, может, ввиду особого доверия, Ван Эйк дважды направлялся могущественным правителем в «некое секретное путешествие». Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере. По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги.
С подножья трона спускается роскошный восточный ковер, край которого упирается в нижнюю раму картины. Что может быть великолепнее его облачения. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях.
На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света. Луки, покровителя живописцев, выставлялся для обозрения. Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой. Трон украшен драматическими скульптурными группами «Убийство Каином Авеля» и «Борьба Самсона со львом», а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах. Ещё один вариант символики: в средневековье во время брачных процессий впереди неслась одна большая горящая свеча, либо свеча торжественно предавалась женихом невесте. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя.
Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей.
Облик каждого глубоко индивидуален. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Ее новый владелец – британский полковник Джеймс Хей – рассказывал всем, что купил картину в Брюсселе. Сравнение живописного портрета с рисуночным показывает, что художник, стремясь точно следовать натуре, в то же время желает выявить более глубокие черты характера модели. Контекст Арнольфини были большой купеческой и банкирской семьёй имевшей в то время отделение в Брюгге. Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно. Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае.
Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Христос родился и умер. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Донациана, основанных каноником ван дер Пале. Фигура младенца нарисована в сложном повороте, над которым художник много работал.
Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала.