Не исключено, что, умертвив Мала, Ольга взяла себе в услужение его детей — дочь Малушу, которую потом соблазнил Святослав и сына Добрыню, ставшего впоследствии воспитателем и наперсником «незаконнорожденного» Владимира (в некоторых источниках отца Малуши называют Мал (к)ом Любечанином, т. е. уроженцем не древлянской столицы Искоростеня, а Любеча, который, впрочем, тоже принадлежал древлянам). После возвращения посланцев из Константинополя и их рассказа о Божественной литургии, совершавшейся благолепно и торжественно в Константинопольском храме Святой Софии: «Мы не знали были мы на небе или на земле, такой красоты на земле мы больше нигде и никогда не видели», выбор князя пал не в пользу той или иной философской или теологической традиции, а в пользу Православия – Правомыслия. Так крещение Владимира отозвалось благодатной переменой и среди людей, его окружавших. 960 – ок. К городу подошли печенеги.
Наконец были мы и у греков, нас повели в храм, в котором они служат своему Богу. Звался он родом или щуром (пращуром). Использовали плуг (присутствует на картине), не известный на севере.
Возможно, он просто точен в обращении с документами – некоторыми. В России его принято считать равноапостольным. Звонили колокола, славословили хоры, а «калики перехожие» пели былины и духовные стихи. В 914 году князь Игорь воевал с древлянами и после победы возложил на них большую дань. Взгляни с неба и воззри.
«У вас не боги, – сказал он, – а дерево нынче есть, а завтра сгниют Бог один, Который сотворил небо и землю, звезды и луну и солнце и человека» Разъяренные язычники ворвались во двор, подрубили сени, на которых стояли Феодор с Иоанном и так их убили. Ранее коварный, жестокий, Владимир преисполнился доброты и милосердия к ближним. Вслед за этим, летом 978 года он осадил Киев. Последние годы жизни Владимира Святославича были омрачены враждой со старшими сыновьями.
Что касается Владимира как правителя Руси, конечно, он этой памяти заслуживает. Так художник показывает близость (и преемственность) Владимира и Ольги, причем не случайно даже колорит их одежд созвучен. И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов и они окрестили царя.
В 983 году, после удачного похода на ятвягов, князь Владимир решил принести на «Перуновом холме» жертву идолам. Свидетелем его тяжелых дум оказывается статуя Перуна, возвышающаяся на холме за теремом. Владимир, будучи подготовлен всеми предыдущими событиями, согласился. Однако великому князю так просто принять Крещение и крестить целый народ вряд ли было возможно – требовалось от кого-то принять священников, вступить в новые, церковные взаимоотношения с подающей Крещение православной державой, что повлечет изменение общественно-политических и международных отношений. Владимир – внук святой равноапостольной Ольги – родился около 962 года.
В буквальном смысле они были очарованы неотмирной красотой тамошнего богослужения. Анна решила, что это кара небесная и посоветовала своему нареченному скорее креститься. Герб являет Единство в многообразии, Святость — смысл жизни, Целеустремленность и Преемство поколений.
Сын воспитывался при дворе. Но подлинным живописным триумфом темы святого Владимира стали великолепные росписи Владимирского собора в Киеве, выполненные Виктором Васнецовым (1848–1926). Среди верований в то время торжествовало язычество. Однако же налицо аллюзия на двенадцать колен Израилевых.
Ярополк запирается в городке Родня. КНИЖНАЯ МИНИАТЮРАОдни из самых ранних изображений Владимира Святославича можно увидеть в Радзивилловской летописи из собрания Библиотеки Российской академии наук в Санкт-Петербурге. В XVII веке портрет князя появляется в «Царском титулярнике», также известном как «Большая государева книга или Корень российских государей». Владимир щедро раздавал людям еду, одежду, деньги.
Она была сказочно красива и в нее влюбился молодой византийский царевич Роман II. Историческая живопись приходит в Россию в XVIII веке. Летописцы рассказывают, что, отдавая своих детей в «книжное учение», матери плакали по ним, как по мертвым: до той поры русичи вменяли себе в доблесть воспитание воинов, вскормленных с конца копья, а не грамотеев-книжников.
Господи Боже мой, помилуй меня. В «Повести временных лет» записано немало преданий относительно противостояния Руси печенегам. Всего она родила Владимиру 4 сыновей (среди них Ярослав Мудрый) и 3 дочерей. Русская старина служит источником вдохновения и художникам-авангардистам. На княжеский двор отныне был открыт доступ всем бедным и нуждающимся.
«Титулярник» был создан в 1672 году в Посольском приказе для правящего государя Алексея Михайловича Романова. Строили церковь мастера из Византии. Да, оно полностью отвечает канону, но на лице князя – выражение некоторой тревоги. Династические и межгосударственные связи между Русью и Византией упрочились.
Этому способствовали благодатные природные условия (тёплый климат, обилие дождей) и плодородная почва. Вероятно, Бруно говорил про Змиевы валы, длина которых в Киевской области составляет около 800 километров. Он внезапно ослеп. Летопись сохранила слова, которые князь символично произнес после Крещения: «Теперь узрел я истинного Бога». О языческом прошлом Владимира говорит ферязь, украшенная языческими солярными символами. Крестился он в ночь с субботы на воскресенье (с 11 на 12 мая), поскольку именно в ночь на воскресенье воскрес Христос.
Новгородцы же, подступив к Полоцку, взяли его и захватили Рогволода с женой и его дочерью. Я же, убоявшись этого, выступил против него».
Заключай мир с братом твоим». Требования этих религий были несовместимы со сложившимся укладом русской жизни. Кроме того, вражда между братьями обострилась еще из-за того, что дочь князя полоцкого Рогнеда, руки которой просил Владимир, отказала ему такими словами: «Не хочу разуть (разуть жениха — обряд свадебный разуть вместо — выйти замуж) сына рабы», попрекнув его низостью происхождения по матери и собиралась выходить за Ярополка. Стяжав христианскую чистую любовь, он готов был обильно прощать.
– Нет, эта красавица (она унаследовала привлекательность матери) говорила, что едет на Русь, как в плен. После Рогволода убили, а Рогнеда сделалась женой Владимира и родила ему сына Изяслава. Концом XV века датируются и миниатюры уникальной Радзивилловской или Кенигсбергской, летописи (некоторые исследователи считают, что они имели не дошедшие до нас более ранние прототипы). Картина была написана уроженцем Курляндской губернии Иваном Эггинком. Для обороны от печенегов был построен ряд крепостей по южному рубежу Киевской Руси.
Царственный град был посвящен Пресвятой Богородице. Добрыня стал сватать Владимиру Рогнеду, дочь Рогволода.
Ряд исследователей выдвигал гипотезу, что начало почитания могло быть граничит с победой новгородцев в Невской битве (1240 год), которая произошла 15 июля, но во многих древних списках жития Александра Невского в перечне святых дня Невской битвы как раз отсутствует имя Владимира. Филатов.
При Крещении князь Владимир был наречен Василием. Другое предание (о «белгородском киселе») гласит об осаде печенегами города Белгорода. Так художник заложил традицию для русской иконописи уже XX века. Памятник Владимиру в Киеве был сооружен в 1853 году. Это действительно было прозрение, не только телесное, но и духовное. Крестителя Руси писали седовласым, с курчавыми волосами и окладистой бородой (иногда раздваивающейся).
Сергей Ефошкин. На охоту брали лук со стрелами и копья. По особенностям языка славян разделили на группы: западные восточные, южные. Подсобную роль в хозяйстве играло и бортничество – сбор мёда диких пчёл.
– Да их мать Феофано являлась дочерью владельца питейного заведения. Так, сохранилась история о юноше-кожемяке (том самом, что одной рукой вырвал из бока разъяренного дикого быка кусок мяса), который победил «зело страшного» печенежского богатыря в битве на реке Трубеж. В те далёкие времена в пределах современных границ России славянских племён ещё не было. Ранее она входила в иконостас, о чем свидетельствует то, что Владимир изображен в позе предстоящего.
Его опекуном был дядя по матери – дружинник Добрыня. — Ужели тебе одному дорого Царствие Небесное. Сохранилось описание освящения Десятинной церкви 12 мая 996 года, когда князь «сотвори пирование светло», «раздавая имения много убогим и нищим и странникам и по церквам и по монастырям.
На эскизе ученицы Николая Рериха и Ивана Билибина Александры Щекотихиной-Потоцкой к постановке оперы «Рогнеда» 1916 года (из коллекцииГосударственного центрального театрального музея имени А. А. cum exercitu) до границ своей земли, «которые он со всех сторон оградил крепким частоколом на весьма большом протяжении по причине скитающихся около них неприятелей». Для тех времен это было уникальным исключением из династических правил Византии. В приготовлениях к походу креститель Руси тяжело заболел. Около 987 года совершила покушение на мужа. Прокопий Кесарийский в середине VI века писал о народоправстве склавинов и антов и приводил пример, когда для решения важного политического вопроса собрались почти все анты (видимо, в лице представителей племен).
Перед ставшим для него роковым походом Святослав оставил вместо себя княжить в Киеве старшего сына Ярополка, в древлянской земле (Полесье) посадил среднего сына Олега, а Владимира по просьбе новгородцев направил в Новгород. Червенские города (Волынь). Русь получила много привилегий и полностью обрела власть над Керченским проливом и прилегающими землями (Тмутараканское княжество). Произведения на исторические сюжеты, созданные русскими художниками, уже не выглядят адаптированными копиями западных образцов (однако говорить об исторической достоверности их работ в современном понимании этого слова сложно, в частности потому, что археологическая наука была развита недостаточно хорошо, чтобы художники могли правильно реконструировать реалии предыдущих эпох).
Но надо сказать, что полотно Эггинка «Выбор веры» обрело известность и оказало влияние на дальнейшее развитие этого живописного сюжета. Таким образом, после Крещения князь начал новую жизнь в прямом смысле этого слова. Расспросив об их законе и услышав об обрезании младенцев, запрете вкушать свинину и употреблять вино, князь отказался от мусульманства. На фреске Дионисия (справа) изображена византийская императрица Ирина с сыном. Это общая проблема всехживых городов, которые имеют статус музеев. Кто такая ключница.
Выслушав их, бояре сказали князю Владимиру: «Если бы был худ закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была мудрейшей из всех людей». Добрыня Никитич и Малуша — наложница Святослава Игоревича, мать будущего князя Владимира Отцом равноапостольного Владимира являлся воинственный князь Святослав ( 972) – первый известный нам русский князь со славянским именем. И только самые закоренелые язычники воспротивились повелению князя и бежали из Киева. С его принятием сердца людей делались чище и добрее. Так среднеазиатский врач и историк аль-Марвази (начало XII века) сообщает: «И когда они обратились в христианство, религия притупила их мечи и вера закрыла им двери занятия и вернулись они к трудной жизни и бедности и сократились у них средства существования.
Это призвание совершается часто вопреки сложившимся обстоятельствам и образу жизни. Владыко Боже, не помяни моей злобы, не знал я Тебя в язычестве, ныне же знаю Тебя и ведаю. В 1014 году поднял мятеж еще один сын святого Владимира – Ярослав, князь новгородский (будущий Ярослав Мудрый). И так говоря и молясь Богу, предал душу свою с миром ангелам Господним и усоп. Церковь длиной 27 метров и шириной 18 была увенчана пятью большими куполами. Блуд хотел убить Ярополка, однако опасался мести горожан. Крестился и весь дом его и многие бояре.
Собиралась выйти замуж за Ярополка Святославовича. А затем с большим варяжским войском он двинул на Киев и подчинил его. Этот замечательный памятник древнерусского шитья находится в собрании Государственного исторического музея. Владимир Святославич – один из самых прославленных правителей Древней Руси. Отказала князю Владимиру Святославовичу и оскорбила его, назвав сыном рабыни. Он стремился к общению с природой, участию в ее переменах. Летопись сохранила слова, которые князь символично произнес после Крещения: «Теперь узрел я истинного Бога».
При всем том Владимир в эти годы проявляет всяческую заботу об укреплении государства. Всюду, от древних городов до дальних погостов, ниспровергались языческие требища иссекались истуканы, а на месте их князь велел воздвигать церкви Божии, освящать престолы для Бескровной Жертвы Христовой. «Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали», — засвидетельствовал святитель Иларион. «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Колодцы были перекопаны, в городе наступила жажда и Херсонес сдался Владимиру. Участившиеся посещения «торговых гостей» привели к тому, что князь Владимир стал глубоко интересоваться вопросами веры.
Это было сделано по ряду причин как политического, так и культурного характера. Душа не имела покоя при внешней славе и достижениях. Богоборец Владимир стал Василием (василевсом, царем. ) и от двенадцати его сыновей должен был созидаться новый Израиль. Равноапостольного Князя Владимира, Просветителя Руси, 15 (28) июля общим русским церковно-национальным праздником и просить архипастырей и пастырей Русской Православной Зарубежной Церкви в этот день особенно отметить значение русской православной культуры и в церковной и государственной жизни русского государства». Владимир возвратился в Киев совсем не таким, каким он покинул город, отправляясь в поход.
Но добившись своего, Владимир забыл своё обещание. По значению своих дел он назван Великим и так поминается в храмах. Все трое святых стоят рядом, Владимир в центре. Да и соседи вокруг придерживались единобожия.
Почитали и невидимых божеств или, правильнее сказать, «духов». Как только Ярополк, поверив брату, вступил в покои Владимира, Блуд проворно закрыл за ним двери, а двое варягов подняли Ярополка на мечах «под пазухи». Вот таким образом, как только Владимир подрос, его тут же забрала княгиня Ольга.
Блуд же послал к Владимиру с такими словами: «Сбылась мысль твоя, приведу к тебе Ярополка, приготовься убить его». Чтобы жениться на Анне, Владимиру пришлось пойти в поход на Корсунь (древнерусское название греческого города Херсонес, располагавшегося на территории современного Севастополя).
Владимир трижды собирался принять крещение. Один из ранних примеров – икона из Софийского собора в Новгороде. Язычество его уже не удовлетворяло. Началась она как война между буржуазной Францией и феодально-крепостнической Россией в результате столкновения их интересов в Европе. Ярополк запирается в городке Родня.
Произведения на исторические сюжеты, созданные русскими художниками, уже не выглядят адаптированными копиями западных образцов (однако говорить об исторической достоверности их работ в современном понимании этого слова сложно, в частности потому, что археологическая наука была развита недостаточно хорошо, чтобы художники могли правильно реконструировать реалии предыдущих эпох). Особенно часто князю Владимиру посвящают храмы и живописные произведения во второй половине XIX века, в преддверии празднования 900-летия Крещения Руси. Из этого похода он уже не вернулся, так как в 972 году погиб у днепровских порогов. «Сей благоверный князь Борис от благого корени, послушлив был, отцу покоряясь во всем очами добр и весел в советах мудр и разумен, при всем всячески украшен, словно цвет в юности своей и благодать Божия процветала на нем», – так отзывался о нем древнерусский книжник. Поначалу осажденные держались стойко, но среди них оказался предатель-священник Анастас.
Он правил Русским государством 37 лет (978—1015) из них 28 лет прожил во святом крещении. В то время пришли новгородцы, прося и себе князя. Так, ко двору Владимира прибыли проповедники таких религий, как ислам иудаизм, западное «латинское» христианство. Церковь просила, чтобы ее меч не возвышался над крестом князяВ ладимира. И тут с ним случилось то, что перевернуло всю его жизнь.
О князе Владимире известно совсем немного. В 979 году Владимир захватил Полоцк, убил ее родственников и сделал своей женой. Благодаря его деятельности возникла не только единая церковь, возникло и представление о едином народе. У осажденных кончались припасы и тогда один старец предложил остроумный выход. Образованность рассматривалась как шаг к добродетели. Замечателен ответ Рогнеды: Я природная княжна, — велела она передать Владимиру.
Княгиня Ольга, бабушка Владимира, в последние годы своего княжения уже была христианкой. За спинами персонажей — стена дворца, декорированная пилястрами (такие украшения в Россию также пришли в эпоху петровского барокко). Юноша рос, креп, мужал.
Но тут Василий II замедлил с выполнением обещания: слишком уж возвышалась Русь посредством династического брака с византийским императором. При этом считается, что князь принял меры к реформированию языческого культа. Если бы Богу угоден был закон ваш, то Он бы не рассеял вас по чужим землям. Ее украшали фрески и мозаики из разноцветного стекла, а также яшмы. Лосенко одевает своих персонажей на европейский манер: на князе Владимире фантазийный головной убор со страусиными перьями, мантия, подбитая горностаевым мехом, – атрибут западноевропейских монархов, пришедший на Русь в петровские времена. На фреске Дионисия (справа) изображена византийская императрица Ирина с сыном. После этого пригласили послов от печенегов.
Император, не желая портить отношений с воинственным соседом, прислушался к совету. Никогда еще люди на Руси не видали в князьях такой любви к своему народу. Ввиду смертельной угрозы император Василий II срочно обратился за помощью к князю Владимиру. Святой Владимир пребывал в великой печали, что не может сам пойти против них. В допетровское время самую знаменитую портретную галерею русских правителей создали художники и золотописцы Оружейной палаты и Посольского приказа в «Титулярнике» (1672). Философ же на это ответил: «Если хочешь стать по правую сторону, то крестись».
Так и произошло. За такую-то доброту и милость народ прозвал князя Владимира Красным Солнышком. В каком-то смысле он стал главным идейным соперником святого Владимира. Посетив религиозные службы мусульман и латинян, послы князя Владимира прибыли в Константинополь, где в соборе Святой Софии присутствовали за богослужением. В церковном календаре день св. Поначалу Владимир ничего не менял в жизни страны.
Владимир и Рогнеда с сыном. Воспоминания о печенежской войне уже век спустя приняли эпические формы (легенда о Белгородском киселе, о Никите Кожемяке и др. ). Затем покорил Полоцк, который поддерживал в то время Киев.
Его беременную жену сделал своей наложницей. Самые пиры теперь становились не местом разгула язычества и греховных страстей, а торжеством и свидетельством Христова Евангелия, добродетели милосердия и взаимной любви. Именно Олег объединяет под своей властью северо-западные и южные славянские земли, занимает Киев и объявляет подвластные ему территории единой Русской землей, а Киев – столицей своего государства. Время княжения Олега примечательно его военным походом к Царьграду в 907 – 911 гг. Мрамором же были отделаны парапеты у хор, алтарная преграда и карнизы у главных окон. Узнав о гибели брата, юный Владимир бежал «за море» – к варягам, в отечество предков, а Новгород достался Ярополку.
Но были и редкие исключения: так, основоположник русской исторической живописи Антон Лосенко (1737–1773) изображает эпизод сватовства князя Владимира к дочери полоцкого наместника Рогнеде. Олаф рос под покровительством Владимира, позже был взят в дружину, где пользовался популярностью среди воинов. Статую Владимира создал непревзойденный скульптор Петр Клодт фон Юргенсбург (1805–1867), автор знаменитых коней Аничкова моста и памятника Николаю I в Северной столице. «Обучение книжное» стало предметом государственной заботы, хотя это было так непривычно и воспринималось кем-то как трагедия. Образ седовласого старца создан в полном соответствии с иконописной традицией. Блуд ответил послам Владимировым: «Буду с князем вашим в любви и дружбе».
Имел 12 сыновей. Княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Иконописные изображения князя нам известны начиная с XV столетия. Набрав дружину из варяг, он пошел на Ярополка. Князь не мог уговорить Бруно и вызвался проводить его со своей дружиной (лат. Добрыня вырос храбрым умелым воином, обладал государственным умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.
За спиной князя – свержение языческого идола. Но перед походом Святослав успел поделить Русскую землю между тремя сыновьями. Кем бы ни была Малуша, княгиня Ольга, как гласят ранние источники, абсолютно не одобрила связи своего высокородного сына с неровней, разлучила любовников, отправила беременную несостоявшуюся невестку рожать в село Будутино (ныне маленькая деревня Будник под Псковом), затем сама занялась воспитанием внука — однако без большого успеха как и его отца Святослава, Владимира не особо привлекали идеалы православия. Немецкий хронист Дитмар (975-1018), современник святого Владимира, свидетельствует, что в его время существовало в Киеве более четырехсот храмов. Он «пас свою землю правдою, мужеством и разумом», как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры. В 978 году Владимир с дружиной варягов-наймитов пошел на Ярополка.
Хотя для картины выбран сюжет из истории Древней Руси, в остальном автор склоняется к западноевропейской живописной традиции, которая в России на тот момент пользовалась большей популярностью. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар), подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси т. н. Он переживает самую настоящую метанойю — покаяние, перемену ума, полный пересмотр жизненных установок, отказ от того, чем ранее дорожил, трансформацию личности. Потом в храме произвели перестройку, другие работы. Вдоль реки стояли дружинники и отталкивали идол от берега: к старой лжи нет возврата.
Глазунов подражает манере иконописцев: персонажи у него плоскостные и почти статичные. Брак с ней князя хотя и был допустим по обычаям того времени, но никак не мог считаться равным. Сергей Ефошкин. Но, конечно, черные краски не следовало бы сгущать чрезмерно.
Была очень красива. Свершилась личная встреча с Господом в тайниках сердца святого Владимира, которая необъяснима на человеческом языке, но которая являет Небесного Отца и приобщает душу возрожденного человека Его вечному Царству. Отцом его был князь Святослав Игоревич – внук Рюрика (но он был внебрачным сыном Святослава).
Наконец были мы и у греков, нас повели в храм, в котором они служат своему Богу. Рыбу ловили крючками, сетями, неводами и разнообразными плетёными приспособлениями.
В Киеве он крестил своих сыновей и народ. Расправа ожидала и Владимира, вот таким образом княжич поспешил бежать из Новгорода к одному из родственников в Скандинавию. 1000) – дочь князя Рогволода из города Полоцка.
Олег потерпел поражение от Ярополка и, отступая, был раздавлен во рву падавшими лошадьми. В 1014 г. поднял мятеж другой сын Владимира – Ярослав Новгородский, отказавшись платить дань Киеву. Согласно «Повести временных лет», князь Мал после сокрушения зарвавшегося сюзерена решил присвататься к его вдове киевской княгине Ольге она же страшно отомстила древлянам за смерть мужа: сожгла их столицу Искоростень, расправилась с местной знатью и самим князем. В петербургском Исаакиевском соборе это произведение Николая Майкова (1794–1873), отца замечательного поэта, в храме Спаса на Крови – мозаика по живописному эскизу Николая Бодаревского (1850–1921).
На реке Стугне князь построил город Василев. Абсолютно изменилась его нравственная жизнь. Кем была эта Малуша, мы точно не знаем. Князь Владимир и дружина крестились в Корсуни. Вслед за этим, летом 978 года он осадил Киев. После этого в Киеве появился греческий философ.
Из-за обилия мрамора на полу и возносящихся ввысь колонн с резными капителями современники именовали Десятинную церковь «мраморяной». В 988 году, 1 августа, князь Владимир, правивший в Киеве, крестил Русь. Увидев это, печенеги в панике бежали, а князь Владимир, согласно преданию, в знак того, что русский богатырь «переял у врагов славу» повелел построить на берегу Трубежа город Переяславль. А не хватает душе встречи с Богом, благодать Которого насыщает глубины человеческого духа.
Первоначально он сверг наместника Ярополка и воцарился в Новгороде. Стоит отметить, что в русско – византийском договоре князь Олег назван «великим русским князем», это означает, что он был полноценным правителем, а не регентом князя Игоря. «Мы не знали, на земле мы или на небе», – говорили они. Его княжение было долгим и деятельным. Он правил Русским государством 37 лет (978 – 1015) из них 28 лет прожил во святом крещении.
Объединялись славянские земли и оформлялись государственные границы. «Не знали, на небе или на земле мы, – рассказывали послы по возвращении в Киев, – ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как рассказать об этом, знаем только, что пребывает там Бог с людьми и служба их лучше, чем во всех других странах. За спинами персонажей – стена дворца, декорированная пилястрами (такие украшения в Россию также пришли в эпоху петровского барокко). Что касается памятника князю Владимиру, больше всего споров вызывает место.
Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде. В 941 году князь Игорь идет с войной на Византию. Церковь длиной 27 метров и шириной 18 была увенчана пятью большими куполами. Совершали таинство священники «царицыны», то есть приехавшие на Русь с царевной Анной из Константинополя и «корсунские», то есть прибывшие из Корсуни вместе с князем Владимиром. Видно, что иконописец изобразил Владимира в конце его жизненного пути: хотя князь умер не в таком уж почтенном возрасте (он прожил около 55 лет), его иконописные изображения часто передают черты умудренного жизнью старца. Совершено было и бракосочетание великого князя Владимира с царевной Анной.
«У вас не боги, – сказал он, – а дерево нынче есть, а завтра сгниют Бог один, Который сотворил небо и землю, звезды и луну и солнце и человека» Разъяренные язычники ворвались во двор, подрубили сени, на которых стояли Феодор с Иоанном и так их убили. Но когда Ярополк вступил в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на мечах «под пазуху». В летописи сказано, что он был «ненасытен в блуде, приводил к себе замужних жен и растлевал девиц». Случай выдавался самый подходящий для неожиданного возвышения Руси на международной арене.
Владимир сделал правильный вывод: «Если так, то как же вы учите других, когда сами отвергнуты Богом. «Придоша немьци от Рима. Все это привело к тому, что в 987 году Владимир решил выбрать для Руси веру.
Она поняла, что ей грозит, позвала сына и спрятала его. При нем сооружены оборонительные валы, закрывшие Русь на юге от нападения печенегов. Одна из первых картин была написана уроженцем Курляндской губернии Иваном Эггинком. И хотя окончательного решения князь Владимир не принял, он серьезно задумался.
Князь Игорь активно занимается внешней и внутренней политикой своего государства. Другой исторический художник, ученик Лосенко Иван Акимов (1754–1814), в 1773-м был награжден большой золотой медалью академии за картину «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев» (собрание Третьяковской галереи).
Древние источники, зафиксировавшие богоборчество князя Владимира, рассказывают и о другом: уже приняв крещение, князь крестит двенадцать (. ) своих сыновей. 5: 7), святой князь начал творить множество добрых дел. Слух о том, что князь недоволен языческой верой и думает о перемене ее, быстро распространился. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками.
В 1822 году в Вероне, где находился тогда император Александр I по случаю конгресса Священного союза, художник представил государю своё полотно «Великий князь Владимир избирает религию». Тем временем успех в войне сопутствовал Владимиру. Были сыновья и от других женщин, в частности Станислав, Судислав и Позвизд. Наряду с земледелием большое место в хозяйстве восточных славян занимало животноводство. Надежда оставалась только на Бога.
Уже в «Похвале кагану Владимиру» митрополит Иларион именует князя «блаженным» («О блаженый и треблаженый княже Володимер, благоврне и христолюбиве и страннолюбче, мъзда твоа многа предъ Богомъ. »), хотя историки церкви признают его слова скорее пожеланием канонизации, нежели свершившимся фактом. До того полагалась полиелейная служба. РОГНЕДА Полоцкая (ок. А еще, возможно, он тосковал в разлуке с матерью (бабушка приложила усилия, чтобы Малуша «не портила» княжича). Премислава стала женой венгерского принца Ласло Сара (Владислава Лысого), Мария-Добронета – польского короля Казимира I, Агата – английского принца Эдуарда Изгнанника и матерью королевы Маргариты, ставшей святой покровительницей Шотландии. Владимир — внук святой равноапостольной Ольги — родился около 962 года.
«Ты поставлен Богом на казнь злым, а добрым на милование. Сразу по крещении Руси, как уже упоминалось, были созданы Киевская митрополия, епархии в Новгороде и Белгороде Киевском началось масштабное строительство храмов и князь не жалел средств для их благоукрашения. Одних сожгли, других изрубили мечом, а главного «бога» Перуна привязали к хвосту коня, волокли с горы по улице, побивая дубинами, а потом бросили в воды Днепра. Он же убедил Ярополка, что следует идти на переговоры с Владимиром.
Духовно-эстетическая составляющая была важна. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей). Пол алтаря, помимо разноцветных мраморных плиток, выложен был из муравленого кафеля. Что происходит после крещения с князем, бывшим язычником.
Вот таким образом он с готовностью цитирует послание греческого патриарха Фотия о том, что русичи некогда были известны своей свирепостью, непрестанно совершали набеги на греков и поработили себе все окрестные народы, а потом «от мерзкого идолопоклонства обратились к любви и истинному благочестию, кое и стали держать усердно и неизменно». Первый Израиль рассеян не значит ли это, что Бог в лице славян желает для Себя нового народа, нового Израиля. Владимир был еще мал годами и всеми делами за него распоряжался Добрыня. В Константинополе ради спасения империи вынуждены были согласиться.
В чужих краях судьба русского князя могла решиться самым печальным образом. Он взял христианское имя Василий – в честь своего крестного отца императора Василия II, хотя тот на церемонии не присутствовал. «Придоша немьци от Рима. Заняв Полоцк, он пытался посвататься к княжне Рогнеде, ранее просватанной за Ярополка.
При всем том Владимир в эти годы проявляет всяческую заботу об укреплении государства. Девушка ему отказала, тогда Владимир изнасиловал княжну на глазах ее родителей и братьев. А было это в день Преображения Господня 6 августа 996 года. Действия стихийно организованных отрядов самообороны местных жителей обозначалось термином «народная война».
Целью князя было создание линии непрерывных укреплений. Если бы Богу угоден был закон ваш, то Он бы не рассеял вас по чужим землям. Мир для него преобразился.
По косвенным данным, уже в первые годы после его смерти возникла агиографическая традиция, уподоблявшая князя апостолу Павлу, причём житийные рассказы об обращении Владимира (ослепшего и чудесным образом исцелившегося по молитвам христиан) встречаются и в западноевропейских памятниках этого времени. – Думаю, происхождение князя Владимира подстегивало в нем стремление самоутвердиться, ведь он был сыном рабыни – ключницы Малуши, – говорит старший научный сотрудник Национального заповедника «София Киевская» доктор исторических наук, профессор Надежда Никитенко (на фото). Это означало, что заочным крестным отцом Владимира признавался император Василий II. Червенские города (Волынь). Парные образы Владимира (в крещении — Василия) и его матери Малуши представлены в украинских святочных фольклорных фигурах Василия и Маланки (Меланки, Миланки). Однако императоры поначалу не хотели выдавать сестру за киевского князя.
Отцом равноапостольного Владимира являлся воинственный князь Святослав ( 972) – первый известный нам русский князь со славянским именем. Призвание человека ко Христу всегда таинственно и для человеческого рассудка непонятно. Примерно в 987 году древнерусский князь Владимир решил избрать религию для своего народа и, остановив свой выбор на христианстве, крестился в 988 году и в то же время вступил в брак с греческою царевною Анной, сестрою византийских императоров Василия и Константина. Рогнеда, просватанная прежде за Ярополка, была насильно взята Владимиром в жены.
н. э.
После смерти Святослава его сыновья стали править Русью, сидя каждый в своем городе.
В завершение рассказа об академической традиции живописных изображений князя Владимира необходимо упомянуть о картине художника Андрея Иванова (1775–1848), отца прославленного создателя «Явления Христа народу». Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Здесь князь Владимир изображен уже не как византийский, а как западноевропейский правитель: вероятно, работавшие над портретом художники Оружейной палаты ориентировались на известные им по гравюрам портреты средневековых западноевропейских монархов. Вот что пишет монах Иаков, автор «Памяти и похвалы князю Владимиру» : «И не в Киеве одном, но по всей земле Русской – и в городах и в селах – везде милостыню творил, нагих одевая, алчущих насыщая, жаждущих напояя, странников одаривая милостью, церковников почитая и любя и милуя, подавая требуемое, нищих и сирот и вдовиц и слепых и хромых и больных – всех милуя и одевая и насыщая и напояя. Согласно западным источникам, «они еле уцелели». Общегосударственные задачи теперь превышали интересы отдельных племен.
Это действительно было прозрение, не только телесное, но и духовное. Или же вы желаете, чтобы и нас постигла такая же участь. » Так ушли иудеи. «Князь, – сказали они, – ты, кажется, мудрый и сильный, но не знаешь истинного закона уверуй в Магомета и поклонись ему». – Авт. )». На эскизе ученицы Николая Рериха и Ивана Билибина Александры Щекотихиной-Потоцкой к постановке оперы «Рогнеда» 1916 года (из коллекции Государственного центрального театрального музея имени А. А.
Нам удалось узнать их имена и выяснить, как сложилась судьба каждой из княжон: старшая Феофана (названа в честь бабушки) вышла замуж за новгородского посадника Остромира.
Фрески Благовещенского собора Московского Кремля (середина XVI века) сохранились плохо, но и здесь Владимир изображен с крестом и в пятичастном венце – рядом с образом святой княгини Ольги, его бабки. Впоследствии Бог чудесами прославил мощи Ольги и она была причислена к лику святых. » Но та отвечала: «Не хочу разуть робичича. Часто иконописцы изображают князя с сыновьями — невинноубиенными Борисом и Глебом, как на иконе из Софийского собора в Новгороде (слева).
Владимир вошел в Киев, а после осадил Ярополка в Родне. Когда-то святой император Константин Великий освятил 11 мая новую столицу Римской империи – Константинополь (это случилось в 330 году). Массовые крещения стали проводиться и в других крупных городах Руси. Но когда Ярополк вступил в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на мечах «под пазуху». Православное священнодействие оказало на них незабываемое действие.
Сейчас это город Заславль недалеко от Минска. Здесь великий князь в одной руке держит восьмиконечный крест, а другой опирается на меч. Спустя несколько лет Роман II унаследовал трон и его супруга стала законной императрицей. Историк Михаил Свердлов отмечает, что у князя «грозно сдвинутые брови», «крупный нос», а лицо выбрито.
Он был жизнелюбом, завсегдатаем трактиров, там и встретил девушку своей мечты. Так или иначе, но судьбы Божии свершились и в отдаленном Будутине родился будущий великий святой – князь Владимир Великий. Крещение киевлян совершилось в водах притока Днепра реки Почайны. Русская старина служит источником вдохновения и художникам-авангардистам. Давно умерший начальник рода обоготворялся и считался покровителем своего потомства.
Сколько их было на самом деле, никто не знает. Правда это или вымысел, достоверно сказать нельзя. Так началась война между Владимиром и его братом Ярополком. Так Русь распрощалась с языческими богами. Во время службы мы не понимали, где мы находимся: там ли, на небе или здесь, на земле.
И вот наступило единственное и незабываемое утро в русской истории. Особенно это касалось брака с царевной Анной. Святослав спросил их насмешливо: «Абы пошел кто к вам. » – то есть разве захочет кто к вам пойти.
Началась война между Владимиром и Ярополком. Среди осажденных вскоре начался жестокий голод. Соседние страны были заинтересованы, чтобы Русь приняла их веру. Как впоследствии оказалось, Анастас был священником. Академическим сюжетом являлся и выбор веры князем Владимиром.
Вроде бы было всё, но не хватало чего-то самого главного. На возвышенных местах, у излучин рек, на старинном пути «из варяг в греки», по всему лицу земли русской вырастали храмы Божии, словно затеплились лампады и свечи, осиявшие сумерки жизни. Выбор Веры князем Владимиром После этого пришли хазарские иудеи. Православное священнодействие оказало на них незабываемое действие. Победы и военные успехи, несомненно, подняли престиж молодого князя. И это память народная, фольклорная.
Узнав, что старшие сыновья Святослава уже получили княжения, они сказали: «Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя». Например, на шитой пелене (воздухе) исполненной в 1389–1390 годах по заказу вдовы московского князя Симеона Гордого Марии Александровны, дочери тверского князя Александра Михайловича (вот таким образом в историографии воздух иногда неверно называют пеленой княгини Марии Тверской). Василия его начинает. За Ярополка хочу». И сказал Блуд Ярополку: «Видишь, сколько воинов у брата твоего.
Учёные полагают, что в I тыс. Владимир выступил ярым противником христианства и убежденным язычником. В заключение показал картину Второго пришествия Христова и Страшного суда. По южным и юго-восточным границам тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были ряды земляных окопов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников.
И согласился он на это. Вскоре Ярополк был убит варягами из свиты Владимира, который сам стал киевским князем. Крещение киевлян происходило в водах Днепра корсунскими священниками. За это Владимир приказал ей нарядно одеться и ждать в комнате.
«И поклонялись люди им, нарицая их богами и приводили сынов своих и дочерей и приносили жертвы бесам И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», – говорит о том летопись. Феодор отказался. А во время церемонии князь внезапно с криком «Я узрел Истинного Бога. » открыл глаза.
У нас относительно недавно было движение «Долой царя. », когда Церетели устанавливал памятник Петру Великому, не любившему старую столицу. Мать Олафа, Астрид, бежала от убийц мужа Трюггви Олафссона в Новгород к конунгу Вальдемару (Владимиру), у которого служил её брат Сигурд, но по дороге она с ребёнком была захвачена разбойниками в Эстонии. Владимир родился около 960 года по Р. Х. В 983 году, после одного из походов Владимира, на «Перуновом холме» было решено устроить и человеческие жертвоприношения. Такова была практика крещения правителей того времени.
Летопись сохранила молитву святого Владимира, с которой он обратился к Богу Вседержителю при освящении Успенского храма: «Господи Боже. Летописи донесли до нас некоторые сведения о добрых свершениях князя Владимира, прозванного Красным Солнышком (распространено мнение, что это ласковое именование народ дал князю за доброту, широту натуры но может быть и символическое толкование: «свет Христов просвещает всех» — слышим мы в церкви, «солнышком» же, пролившим благодатный свет Христов на Русь, стал князь Владимир). После почти двухлетней осады голод заставил Ярополка сдаться на милость брата. Князю тогда было около 27 лет (точная дата его рождения неизвестна – это произошло примерно в 960-м плюс-минус несколько лет). Еще больше, чем культ видимой природы, у восточных славян был развит культ предков.
Так образовался годичный круг языческих праздников. Этот канон сохранялся в течение нескольких веков. Указывалось и место, где нужно провести соответствующие работы.
После этого пришли хазарские иудеи. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Во время службы мы не понимали, где мы находимся: там ли, на небе или здесь, на земле. Равноапостольный Владимир понимал, что избежал пленения чудом. В Киев в это время пришли новгородцы и попросили направить к ним князя. В Новгороде поставлен княжить старший сын Вышеслав, в Полоцке – Изяслав, в Турове на Припяти – Святополк (названный впоследствии Окаянным он усыновлен был Владимиром, будучи сыном Ярополка Святославича), в Ростове – Ярослав Мудрый. Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский излагает историю крещения по-другому.
Однако мысль о народе Божием и Израиле, очевидно, запала в душу князя. Он выкупал из кабалы должников, невольникам и пленным возвращал свободу.
«Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали», – засвидетельствовал святитель Иларион. Таким образом, можно сделать вывод, что князь Владимир Красное Солнышко проводил на Руси какие-то переговоры с западными христианами касательно будущей религии.
Мрамором же были отделаны парапеты у хор, алтарная преграда и карнизы у главных окон. Князь дал добро.
Наставником Владимира в Новгороде стал его дядя воевода Добрыня. Анна же потребовала, чтобы князь принял христианство. 18 (31) декабря 1929 года Архиерейский синод (Русская зарубежная церковь) по докладу митрополита Антония (Храповицкого) постановил «установить день Св. Он завел отдельное войско и отказался платить в Киев положенную ежегодную дань – 2 тысячи гривен.
Скрываясь от преследователей, князь спрятался под мостом близ города Василева. Во всех важнейших центрах Руси святой Владимир ставил на княжение своих сыновей. Владимир был, без сомнения и до Крещения великий князь. Тогда князь Владимир объявил о походе на Новгород, но тяжело заболел и умер 15 июля 1015 года. Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде.
Владимир назван равноапостольным, так как дело, абсолютное им, приравнивает его к святым апостолам, просвещавшим верой Христовой различные земли. Среди них выделяется новгородская икона первой трети XV века, хранящаяся в Третьяковской галерее.
Что же касается его записки, то, прочитав ее и взглянув на небо, Владимир сказал: «Если только Господь поможет мне взять этот город, то я крещусь». Бояре, вернувшиеся из Константинополя, рассказали ему: «Мы пришли на службу в собор святой Софии и не знали, на земле мы или на небе – нет на свете большей красоты». В результате воины обрушили дом Федора (он стоял на том месте, где впоследствии князь Владимир построил Десятинную церковь), под обломками погибли и отец и сын. И тогда новгородцы, по совету Добрыни, попросили себе на княжение Владимира. Само здание было сложено из плоских тонких кирпичей, замазанных белой штукатуркой.
Он возглавил поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка-христианина или, во всяком случае, по свидетельству летописи, «давшего великую волю христианам». Святослав согласился. Владимир изображен на первом плане работы Ильи Глазунова «Вечная Россия». Как гласят летописи, христианство появилось на Руси в результате сознательного «выбора вер». И спросил Рогволод у дочери: «Хочешь пойти за Владимира. При нем Русь достигла наивысшего своего расцвета во всех направлениях: становлении государства, развитии хозяйства, защиты границ, торговли, строительства и просвещения. Это седовласый муж с курчавыми волосами и бородой – рядом со своими сыновьями.
Здесь Владимир, облаченный в регалии, восседает на троне. После долгих раздумий иудаизм и ислам были Владимиром отвергнуты. «Не хочу пойти за сына рабыни», – так отозвалась она о происхождении Владимира от ключницы. Феодор отказался.
В 988 кн. Что важно, на монетах князь помещал образ Христа Спасителя, подчеркивая новое исповедание Руси, а на другой стороне монеты изображался сам князь. Но рядом находились очаги западно-христианской цивилизации.
Для русского человека «правильно славить Бога» было синонимом «правильно мыслить о Боге». Указом Святейшего синода 1888 года «для запечатления навсегда в благоговейной памяти православных чад русской Церкви имени Просветителя русского народа», день памяти святого Владимира определено отнести к праздникам имеющим в Уставе знак креста в полукруге — «имже бдение совершается». И тогда Блуд придумал такую хитрость.
Произошла решительная перемена сердца, ума, всего внутреннего мира князя. Русь обладала такими природными условиями, которые способствовали ее объединению. Их участь разделило и католическое вероучение. Потом Владимир приказал приступить к массовому крещению.
Кстати, став взрослым, Владимир превысил этот «лимит» – у него было пять жен (в их числе и Рогнеда, которую он взял силой) и около 800 наложниц. Ее влияние на воспитание внука бесспорно. И посети сад Свой. Ужасны были крики князя, когда он понял, что может остаться инвалидом навсегда. Обычаи язычников позволяли сыну наследовать от отца, несмотря на то, кем была его мать.
Есть предположение, что Малуша была христианкой, как и сама княгиня Ольга она исполняла обязанность милостницы, то есть раздавала милостыню из христианских побуждений княгини, однако нарушила со Святославом заповедь «не прелюбодействуй», чем и вызвала гнев его матери. В 980 году Владимир вернулся в Новгород с варягами и сказал посадникам Ярополка: «Идите к брату моему и скажите ему: «Владимир идет на тебя, готовься с ним биться», — и пошел на Ярополка. Святослав спросил: «Но кто пойдет к вам. По прибытии в Киев святой Владимир сразу же крестил своих сыновей.
В отличие от «обычной» княжеской шапки, он ясно указывает на царственный статус владельца. Пол алтаря, помимо разноцветных мраморных плиток, выложен был из муравленого кафеля. Само здание было сложено из плоских тонких кирпичей, замазанных белой штукатуркой. На протяжении веков содержание веча и его роль у восточных славян менялись.
В летописи история с выбором веры подается так: Владимир направил послов в страны исповедовавшие христианство (церковь тогда еще не была разделена на православную и католическую) иудейскую веру и ислам. Святой Владимир велел готовиться к походу на Новгород. В 1770 году замечательный художник Антон Лосенко (1737–1773) создал картину «Владимир и Рогнеда», находящуюся ныне в собрании Русского музея в Петербурге. Эта умоперемена оказывается поистине судьбоносной для Руси. Он щадил жизнь убийц и наказывал их только вирой, то есть денежной пеней. Князь Владимир родился в 963 г. Отцом его был князь Святослав Игоревич – внук Рюрика.
Часто иконописцы изображают князя с сыновьями – невинноубиенными Борисом и Глебом, как на иконе из Софийского собора в Новгороде (слева). Только венец князя теперь превратился в пятизубцовую царскую корону. В 983 году, после удачного похода на ятвягов, князь Владимир решил принести на «Перуновом холме» жертву идолам. Поход был неудачным. Теперь новую веру надлежало ввести на родине. Или же вы желаете, чтобы и нас постигла такая же участь. » Так ушли иудеи.
Нам не победить их. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».
Дальнейшие изображения Владимира связаны уже с его канонизацией. При Владимире I Русь вступила в полосу своего расцвета и международного признания. Молодой князь предавался бурной чувственной жизни и его женолюбие запечатлелось в «Повести временных лет» : «Был же Владимир побежден похотью и были у него жены а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. Известно, что во время похода на Константинополь (Царь-град) в 866 году приняли святую веру бояре Аскольд и Дир, призванные киевлянами княжить бояре новгородского князя Рюрика. При всей условности изображений тут нельзя не отметить интересную деталь: художники показывают князя в разные периоды его жизни.
На его пути лежал Полоцк (ныне этот город в Белоруссии), где посватался к Рогнеде. В свое время они погубили родного отца Владимира князя Святослава и чуть было не взяли Киев. День освящения храма 12 мая (в некоторых рукописях – 11 мая) святой Владимир велел внести в месяцесловы для ежегодного празднования. Таким образом, Владимир окончательно утвердил в Киеве свою власть. Впрочем, последняя деталь не представляется столь однозначной.
Свердлов усматривает сходство во внешнем виде князя, каким он был изображен на монетах, с описанием внешности отца Владимира – князя Святослава Игоревича – византийским историком Львом Диаконом. Автор в своей картине постарался указать все занятия славян. По южным и юго-восточным границам Руси, на правой и левой стороне Днепра, возводились крепости, устраивались ряды земляных окопов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников. На пелене изображен Спас Нерукотворный с предстоящими, а под центральной композицией – целый ряд святых, в том числе и князь Владимир. Последние годы жизни Владимира Святославича были омрачены враждой со старшими сыновьями.
Ему святой Владимир доверял, его видел продолжателем своего дела. Можно предположить, они возникали мало-помалу со времен еще Аскольда и Дира. Для родной земли он стал рачительным хозяином, который расширял и оборонял ее пределы. «Наши отцы не принимали этого», – заявил князь послам из западных стран.
Исключительные милосердие и доброта святого Владимира выразились в беспрецедентной для того времени мере по отмене смертной казни. Ее украшали фрески и мозаики из разноцветного стекла, а также яшмы.
Жители крестились в Днепре. В 1822 году в Вероне, где находился тогда император Александр I по случаю конгресса Священного союза, художник представил государю своё полотно «Великий князь Владимир избирает религию». Он стал говорить Ярополку, будто киевляне вошли в сговор с Владимиром и надо-де бежать из города. В те времена совершались человеческие жертвоприношения.
Но силы его уже были на исходе. Когда мальчику исполнилось семь лет, отец, князь Святослав, послал его княжить в Новгород. Во-первых, единая религия – христианство – способствовала сплоченному состоянию славян. Пришлось князю пойти походом на Корсунь.
Эти два варяга стали первыми на Руси мучениками за веру Христову. Согласно летописи, в следующем 988 году князь Владимир 6-тысячным войском захватил Корсунь (Херсонес в Крыму, принадлежавший тогда Византии) и потребовал в жёны византийскую принцессу Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Выслушав их, бояре сказали князю Владимиру: «Если бы был худ закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была мудрейшей из всех людей».
Оборона Руси при Владимире стала поистине государственным делом, общим для всех населяющих Русь племен. Это календарное обстоятельство сблизило в народном воображении святого Василия Великого и преподобную Меланию римлянку, превратив их в стойкую фольклорную пару, сохранив не только упоминания о реальных исторических персонажах (Владимире и Малуше), но и целый ряд деталей, которые отражают правовые нормы Х века и характеризуют тогдашний быт. Затем этих родственников убили.
Острая необходимость в «национальных кадрах» для Церкви повлекла за собой учреждение первых на Руси учебных заведений, в которые набирали сыновей именитых и зажиточных людей. Однажды святой Владимир оказался сам в крайней опасности от печенегов. После этого он женился на царевне Анне и увез ее в Киев. Согласно легенде, пока царевна добиралась до Херсонеса, Владимир внезапно ослеп.
Однако сказания Владимира о том, чтобы немецкие послы убирались, так как «Русь не приняла их религию», отражают события 960 года, когда к княгине Ольге германский император присылал своего епископа вместе со священниками. И побежден был Рогволод в битве и затворился в городе. Эти варяги-христиане (поздняя церковная традиция называет их имена: Феодор и сын его Иоанн) стали первыми в Русской земле мучениками за веру. Началась партизанская война и организация ополчения. Пораженный этой картиной, великий князь произнес: «Благо тем, которые стоят направо и горе стоящим налево».
» и стал уговариваться он о том со старшими сыновьями, но те отказались. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар), подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси т. н.
Русь уже входила во взаимодействие с христианскими державами и религиозное отставание было налицо. Параллельно шли праздники об умерших – тризны (застольные поминки). Кроме того, вражда между братьями обострилась еще из-за того, что дочь князя полоцкого Рогнеда, руки которой просил Владимир, отказала ему такими словами: "Не хочу разуть (разуть жениха – обряд свадебный разуть вместо – выйти замуж) сына рабы", попрекнув его низостью происхождения по матери и собиралась выходить за Ярополка.
Святитель Иларион, митрополит Киевский, воспевший подвиг святого Владимира в «Слове о законе и благодати», восклицал: «Капища разрушаются и церкви поставляются идолы сокрушаются и иконы святых являются, бесы убегают, Крест грады освящает». Но женолюбом, по свидетельству современников, так и остался. Будучи с презрением отвергнут (Рогнеда заявила, что не собирается разувать, как жене положено разувать супруга, «рабычича» — сына рабыни), Владимир двинулся к Киеву. В благодарность Богу и в честь своего спасения он возвел в Василеве Спасо-Преображенскую церковь. Он становиться первым русским князем, названным по имени в нерусских источниках. Слава Тебе с Сыном и Святым Духом. И пришли послы их в Хорезм и сообщили послание их.
Вскоре он осадил Киев, где заперся Ярополк. Узнав слова Священного Писания: «Блаженны милостивые ибо они помилованы будут» (Мф.
Пораженные бояре тут же кинулись креститься следом. Зная обо всем этом, нетрудно понять, почему он получил прозвище Владимир Красно Солнышко. Такой венец, трехчастный или даже пятичастный, стал обязательным атрибутом церковных образов Владимира. Именно святой Владимир учредил на Руси систематическое обучение грамоте.
И я хочу быть невестой Христовою. Она вышла замуж в 14 лет.
Князь Владимир.
Был он оплакан всеми киевлянами, богатыми и бедными, знатными и простыми: «И плакали о нем бояре как о заступнике земли, бедные же как о своем заступнике и кормильце» Русью он правил 37 лет (978 – 1015) из которых 28 прожил во святом Крещении. Эти два варяга стали первыми на Руси мучениками за веру Христову. Звонили колокола, славословили хоры, а «калики перехожие» пели былины и духовные стихи. Но были и редкие исключения: так, основоположник русской исторической живописи Антон Лосенко (1737 – 1773) изображает эпизод сватовства князя Владимира к дочери полоцкого наместника Рогнеде. В буквальном смысле они были очарованы неотмирной красотой тамошнего богослужения.
Святой князь Владимир посылает сына Бориса, будущего страстотерпца, против печенегов В это время Русскую землю постигла еще напасть: вновь пришли печенеги. БАРОККОИсторическая живопись приходит в Россию в XVIII веке. Чудо возврата зрения свершилось после крещения. Он одержал победу над булгарами и обложил данью Хазарию.
Печенеги, народ кочевой и дикий, беспокоили Русь уже около столетия. Был создан прецедент — киевская правительница в открытую, официально исповедовала Христа, получила христианское имя, отреклась от своего языческого прошлого, «объявила курс» на христианизацию своей земли. Князя не устроило в иудаизме, что Бог иудеев рассеял их за неповиновение логичен был вопрос: если славяне примут иудаизм, то и их со временем ждет рассеяние. Отцом его был князь Святослав Игоревич — внук Рюрика (но он был внебрачным сыном Святослава). И стал с тех пор Блуд пересылаться с Владимиром, призывая его идти приступом на город.
Прозреть в нем будущего христианина было невозможно. Сохранилось описание освящения Десятинной церкви 12 мая 996 года, когда князь «сотвори пирование светло», «раздавая имения много убогим и нищим и странникам и по церквам и по монастырям. Он отправил ее с сыном в город Свислочь (Изяславль). Мелании завершает годовой круг, день св.
Когда князь вошел с мечом в руке, маленький Изяслав заступился за мать. «Повесть временных лет» рассказывает о том, что в 986 году к князю стали приходить послы с предложением принять их религию. И тогда Владимир Великий предпринял поход на Корсунь (Херсонес) в Крыму для устрашения императора, чтобы тот поторопился с исполнением своих обязательств. Крепости заселялись «лучшими людьми» из других областей страны – земель новгородских словен, кривичей, чуди, вятичей.
В 1013 г. был раскрыт заговор Святополка Окаянного против Владимира, приемного отца. В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Владимир не стал убивать Рогнеду.
Жребий указал на молодого варяга-христианина Иоанна. В каком-то смысле могла возникнуть зависимость государства, чего мудрый Владимир допустить не хотел. Древний славянин верил, что души умерших продолжают бродить по земле, населяя поля, леса, воды (лешие, водяные, русалки). После почти двухлетней осады голод заставил Ярополка сдаться на милость брата.
Восьмигранный постамент стилизован под колокольню русской церкви, нижний ярус завершается кокошниками, которые украшают фасады многих церквей начиная с XVII века. После смерти Олега княжить начал Игорь (912-945). Ярополк согласился. И тем раздавать всё, что им нужно». Польский князь Болеслав Храбрый мечтал подчинить славянские племена католической Польше.
Борода же сравнительно невелика. Красавицу звали Анастасо (вариант имени Анастасия), а когда царевич, вопреки воле родителей, женился на избраннице, ей дали имя Феофано. senior Ruzorum). Эти и ряд других находок доказывают, что София Киевская – творение Владимира. Ярополк поверил ему и, выбежав из Киева, затворился в городе Родне, в устье реки Роси.
В те языческие времена князь мог иметь четырех водимых (официальных) жен и неограниченное количество наложниц. Жизнь князя – это непрерывные беспокойства, неожиданные удары и повороты судьбы. Строили церковь мастера из Византии. Они-то и посоветовали князю отправить «добрых и смысленных мужей» в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы. На этих фресках святой Владимир изображен с сыновьями.
Андрей Иванов несколько своих работ посвятил сюжетам из древнерусской истории, в том числе и полотно «Крещение великого князя Владимира в Корсуни», которое было написано им в 1829 году (собрание Третьяковской галереи). Также способствовала росту национального самосознания и консолидации русского народа, положило начало зарождению общественного движения (декабризма), оказала плодотворное влияние на развитие русской национальной культуры. Самая могущественная в мире православная держава стала союзницей Руси. Тогда Добрыня сказал новгородцам: «Просите Владимира себе в князья».
В то же время она оставалась рабыней. Известная картина на эту тему – полотно живописца Ивана Эггинка (1784–1867), посещавшего классы петербургской Академии художеств. Он обещал, что крестится, женится на Анне и только после этого отдаст Корсунь грекам.
Вскоре он проявил себя как полководец. Варяг не подчинился им и не дал своего сына на заклание бесам. Первыми пришли волжские булгары, которые исповедовали ислам.
И обратились они в ислам». Такого Русь не видела до времен святого Владимира. О подобной взаимосвязи с правителем Византийской империи мог мечтать любой вождь или князь народа.
В 987 году на совете бояр киевский князь объявил о своем решении «крещения Руси по греческому закону». Её слова «не хочу розути робичича» («не хочу разувать раба») согласно славянскому обычаю разувания супруга сильно унизили Владимира и Добрыню, так как намекали на статус матери Владимира (сестры Добрыни). Так началась война между Владимиром и его братом Ярополком. В 981 году родила сына Изяслава. Князь «пас свою землю правдою, мужеством и разумом», – говорится о нем в летописи, а возвращаясь из похода, он устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры.
Подобные действия предпринимались и в других городах. Это изображение не сохранилось. Итогом посещения княгиней Ольгой Византии стало ее крещение. Напротив этого группового портрета были изображены дочери Владимира и Анны. В 1013 г. был раскрыт заговор Святополка Окаянного против Владимира, приемного отца.
Напомню, что династия Рюриковичей, к которой принадлежал Владимир имеет варяжские корни. Но никакие пиры и победы не могли утолить тоску сердца. Началось все еще в Киеве, когда там в 1981 году устанавливали «Родину-мать». Несколько дней ходил и стонал Владимир. Вместе с боковыми частями — это символ Святой Троицы.