Картина Рафаэля Санти Сикстинская Мадонна: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Они и стали прототипами ангелов. В фигуре Святого Сикста (слева) можно узнать папу Юлия II, а в Святой Варваре (справа) – его племянницу Джулию Орсини. Еще два ангелочка, напоминающие амурчиков, показаны на самом первом плане картины. Создание образов Мадонны занимает очень большой пласт его жизни. Чем же так популярна и так загадочна эта картина.
Изначально эта картина была отвергнута заказчиками и обречена на многолетние странствия. «Сикстинскую мадонну» Рафаэля Санти следует причислить к тем картинам, которые не только характеризуют конкретного автора, страну или эпоху, но занимают центральное место в мировой истории искусства на протяжении столетий. Варварой, которая облегчает муки умирающих.
Рафаэль – великий гуманист эпохи Возрождения. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Фотография до сих пор висит в доме-музее Достоевского.
А серьёзный трудноуловимый взгляд «Сикстинской Мадонны» передаёт широкую гамму человеческих чувств: материнскую любовь, растерянность, безысходность и тревогу за дальнейшую судьбу сына, которую она – провидица – уже знает. С правой стороны мы видим упавшего на колени Сикста II. Она не всматривается в каждого из нас отдельно, как «Мадонна Седия». На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки.
Одна из самых известных работ всех времен стоит на одном уровне с такими шедеврами, как «Мона Лиза» и «Рождение Венеры». Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Некоторое время молодой художник провел во Флоренции, где совершенствовал свой талант. Об этом можно говорить бесконечно много.
Картину этой гармоничной сцены на небесах обрамляет изображение тяжелых занавесей. Рафаэлевским образам присуща также и «многозначность» самых простых движений и жестов.
Многие говорили, что картина создавалась в то время, когда Рафаэль переживал личное горе, вот таким образом он вложил свою печаль в образ прекрасной девы с грустными глазами. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). На самом деле то, что мы воспринимаем как мизинец, – это часть ладони. VI). За спиной Мадонны, на заднем плане картины я вижу еле заметные лица людей (считается, что это изображенные в виде облаков ангелы). Ему нужно было ее обожествить и сделать бессмертной, чтобы любить и как мать тоже.
1515 – Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. Рафаэль Санти— всемирно известный и безумно талантливый художник. Зачитавшие до дыр «Код Да Винчи» люди доказывают, что желуди, которыми украшена риза Сикста, прямее некуда намекают на папу Юлия (делла Ровере – фамилия церковника и означает «дуб»). Вот почему так сложно выражении лица Марии. Рафаэль решил обыграть это совпадение. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
Дело в том, что они, прежде чем что-то делать, сначала структурировали свои произведения. Предполагается, что «Сикстинская Мадонна» писалась на полотне как хоругвь для надгробия на будущую могилу Папы Римского Юлия II и ангелы внизу картины опираются на крышку гроба.
Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Ходили легенды, что тем самым Рафаэль хотел обыграть оригинальное имя римского епископа, которое с латыни переводится как «шестой». Там она пребывает до сих пор.
Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Ощущение движения передается складками платья, которые колышутся от ветра. Рафаэль никогда не был нелюбим, никогда не был в забвении. Мария сама смотрит нам в глаза, разговаривает с нами, она не где-то, она здесь.
Даже в его взгляде читается какая-то тревога. Однако история путешествия «Сикстинской Мадонны» не столь однозначна. Весь ее вид показывает покорность, веру и благоговение. Только в «Мадонне делла Седия» Рафаэля персонажи смотрят на зрителя, но художник не раскрывает всю глубину их переживаний.
Я тоже, погружаясь в картину, чувствую тревогу и даже страх, но только по другому поводу. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. «Сикстинская Мадонна» отнюдь не случайно изображена в полный рост. Они заставляют думать, задавать себе вопросы: «Что изображено. Мадонна смотрит прямо на зрителя и мы встречается с ней взглядом. Создается впечатление захватывающей силы, обнаруживая повышенный контакт со зрителем.
Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. Гений чистой красоты был с нею. А свою ветреную возлюбленную пытался очистить от греховных земных страстей, обожествить. В 1512 году так поступила и Пьяченца — городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана.
Он заплатил за нее 20 000 цехинов, немалую по тем временам сумму. Мадонна находится в визуальном контакте со зрителем, ее добродушный взгляд притягивает зрителя и заставляет его смотреть ей в глаза. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Она ему часто изменяла, отчего он страдал и сильно ее ревновал.
Что это. В Пьяченце находился монастырь святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. Их 6, не правда ли. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Его Мадонна имеет со зрителем духовный контакт – она словно заглядывает в вашу душу и позволяет заглянуть в свою.
Два ангелочка внизу картины опираются на крышку гроба. «Мадонна Седия» – это первый звонок, предчувствие трагедии. Он обращается к Марии с просьбой защитить всех, кто ее поклоняется и молится. В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. Облака так же подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит.
Стоит отметить виртуозновыполненную драпировку и выбор цветов. Сравните эти две работы. О понтифике Сиксте II известно очень мало, он пробыл на святом престоле с 257 по 258 годы.
А спустя три года умер его отец. По левую сторону от мадонны сидит, опустив голову и взор Святая Варвара. Раньше художники изображали одну или две фигуры, которые указывали на Мадонну и тем самым вовлекали зрителя в картину.
Рафаэль Санти – один из немногих художников, кто был счастлив имел в молодом возрасте множество заказов, славу и почет. Помимо этого, любил писать мадонн – известно около 15 изображений святых, принадлежащих кисти Санти.
Богородица выходит из-за кулис и движется по облакам. По традиции композиция «Святого Собеседования» предполагала изображение Богоматери в реальном пространстве, в окружении предстоящих перед ней различных святых. Потупленный взгляд коленопреклонённой Св. Мы все для неё – человечество, которое нуждается в прощении. А «облака» на заднем фоне при ближайшем рассмотрении оказываются головами ангелов.
От необыкновенной, цветущей женственности прежних образов, через предчувствие в полотне «Мадонна Седия» – к тому, что потом взорвётся трагедией в «Сикстинской Мадонне». О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. В левой части картины коленопреклонённый Св.
Шлейф плаща Рафаэля огромен. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть). Варвары и её поза выражают покорность и благоговение. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Многих исследователей, как и тех, кто хоть раз увидел «Сикстинскую мадонну» начинает беспокоить вопрос о том, с кого же Санти писал ее.
История перемещения и продажи картины католическими иерархами, чего они априори (по закону) не имели права делать, также довольно неоднозначна и полна лукавства, впрочем, как и легенды о причине написания шедевра. Считается, что вдохновение Рафаэль почерпнул, столкнувшись на улице с двумя детьми. Искусствоведы говорят, что у Мадонны Рафаэля нет святости. 1504 – 1508 – Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Известный критикКоббе Густав утверждал: «Ни одно изображение херувимов не известно так, как это».
Он является идеальным сценографом всех своих творений. Гением таинственным и не расшифрованным. Возможно, в трех детских фигурах (ангелочки и младенец Христос похожи между собой, как будто в них отражены три детских «Я» самого Рафаэля) художник хотел передать свою боль и грусть, связанную с утратой матери и отца. Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника.
Это придает полотну теплоту, заботу и человечность. Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». «Непосредственному восприятию картины мешает навязанный веками образ – он побуждает нас видеть в «Мадонне» Рафаэля восторг религиозного триумфа, преображение человеческого в божественное, земного в вечное, гармонию, которая облагораживает душу Я хорошо понимаю сомнения Льва Толстого, который заметил однажды: «Сикстинская Мадонна» не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется». Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин6. Возможно, это граничит с ранней смертью его собственной матери. Юлий заказал ему эту работу и сам же позировал для картины.
Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Рафаэль очень рано, в восемь лет потерял мать. Написал «Мадонну в кресле». Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Их движения и жесты еще совсем детские и наивные.
После реставрации, в 1955-м году, картина вернулась в Дрезден. Варвару, которая считалась покровительницей Пьяченцы. Взгляд мадонны открыт, ее глаза распахнуты. Создал первых мадонн – «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком». В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку.
Некоторые искусствоведы, кстати, считают, что опираются ангелы на крышку гроба. У него ничто не случайно. Под конец хочется сказать только одно – существует очень широко распространённая максима Ф. М. Достоевского: «Красота спасёт мир».
1512 – 1514 – Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо». Таким образом, пальцев всё-таки 5. Сикстинскую Мадонну Рафаэль писал по заказу Папы Римского Юлия II для монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Работа интересна тем, что во время многочисленных реставраций образ дамы был многократно изменен. Высокая образная содержательность подобных мотивов отличает Рафаэля от многих его современников и художников других эпох.
Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. «Сикстинская Мадонна» представляет собой множество загадок, метафор, каждая составляющая картины имеет определённый смысл.
Она видела аскетичность монастырских стен и роскошь королевских дворцов. «Сикстинская мадонна» стала одним из центральных произведений Рафаэля Санти, свидетельством расцвета его мастерства. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Этой девушке суждено было стать первой и единственной любовью великого Рафаэля. Сколько раз, ослепленный любовью, он изображал эту очаровательную головку.
Некоторые исследователи полагают, что образ Пресвятой Девы Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути. Произведения Рафаэля необыкновенно значимы и интересны. Какие ещё тайны хранит «Сикстинская Мадонна».
Сикст благоговейно взирает с края облака на небесный образ Мадонны с Младенцем. Легкий и доброжелательный характер Рафаэля можно объяснить именно трудной жизнью. Она выходит к людям, как на сцену. К 1512 году художник уже завершил свое не менее известное произведение -- «Афинская школа» -- роспись в Станце делла Сеньятура4 в Ватикане и приступил к стенописи Станцы дЭлиодоро, где в 1511-1514 годах создал композиции «Изгнание Элиодора из храма» и «Месса в Больсене».
Сикст. На этой картине, в отличие от предшествующих «Мадонн» Рафаэля, во взгляде Сикстинской Мадонны присутствует некая особенность, что позволяет словно заглянуть ей в душу и разглядеть провидение трагической участи ее сына и одновременно готовность принести его в жертву. По результатам последних исследований, «Мадонна в кресле» была написана в 1515-1516 гг., а «Сикстинская Мадонна» – в 1517 году. О том, что Богоматерь – явление неземное свидетельствует лёгкость, с которой Мария шествует по облакам, в то время как папа Сикст и Св. Одни исследователи считают, что ее безответно любил художник.
Особенный, проницательный взгляд Сикстинской Мадонны, делающий ее одновременно такой близкой зрителю и такой неземной, восхищал и современников и следующие поколения. Сначала она была организована, а уже потом осмыслена как образ. Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». Считается, что свое прозвище – Форнарина – возлюбленная Рафаэля получила из-за того, что ее отец работал хлебопеком (forno – это печь), переехавшим из Сиены в Рим, а настоящее имя красавицы было Маргарита Лути. Так творение Рафаэля попало в СССР. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария.
Говорят, он увидел ее случайно, выкупил у отца и поселил в доме, где и навещал до самой смерти. Выбрав для своей картины уже распространённую в то время композицию «Святого Собеседования», Рафаэль привнёс новшество, сделавшее его образ уникальным. По всей видимости, художник обвинял именно их.
И тому тоже есть причина. Именно наличие внутренних переживаний и тревог у героини является ключевым отличием «Сикстинской мадонны» от других произведений художника. С этой рафаэлевской Мадонной связано множество слухов и домыслов. Художник словно чувствовал, что «Сикстинская Мадонна» призвана стать апогеем его творческого таланта. В отличие от многих других художников, Рафаэля публика признала очень быстро.
В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.
Существует несколько версий о прототипе рафаэлевской святой. Сохранилось очень немного подготовительных рисунков художника к его картинам. Рафаэль почерпнул множество полезных знаний изучая картины этих знаменитых живописцев. Существует два образа Богородицы, которые создал Рафаэль, – «Сикстинская Мадонна» и «Мадонна Седия» (или «Мадонна в кресле»), где она смотрит не на Младенца. По древней итальянской традиции, «Сикстинскую Мадонну» поместили на главный алтарь в церкви Св.
Помимо печального состояния персонажей, «Сикстинская Мадонна» имеет ещё множество загадок. И этот «эффект присутствия» – одна из главных находок Рафаэля в «Сикстинской Мадонне». Таким образом, у зрителя складывается впечатление, будто она впускает его в свою душу. 1483 – Родился в Урбино в семье художника. Зато существует знаменитая легенда о возлюбленной и натурщице художника Форнарине, с которой его связывали долгие отношения.
Композиция картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля проста: фигуры образуют треугольник, а двухчастный зелёный занавес, прикрывающий верхние углы картины, подчёркивает пирамидальное построение композиции. Эталоном для художника были Микеланджело и Леонардо Да Винчи. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Младенца Христа художник наделяет недетской серьезностью и прозорливостью. Подписал первый контракт – на создание алтарного образа «Коронование св. 1500 – Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино.
А может быть, он шутит над Юлием II, племянником Сикста. Конечно, для писателя-философа картина «Сикстинская Мадонна» и была тем самым образом красоты, который может спасти мир, так как именно в «Сикстинской Мадонне» было уникальное сочетание бесподобной женственной прелести, кротости, чистоты, чувственного обаяния, абсолютной святости и жертвенности, которые в 19-м веке, может быть, понимались в раздвоенности человеческого сознания, в расколотости мира, гораздо больше, чем в конце 16-го века. Богородица наслаждалась общением со своим ребёнком, любовалась им, нежила его. Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля.
Посмотрите любую его работу – плавные линии, тондо, арки. До написания этих картин Мадонны Рафаэля были отчуждены от людей. Крупного и тяжёлого младенца держит легко. Рафаэль наделил папу Сикста II чертами папы Юлия II, своего покровителя. И Рафаэль – наипервейший конструктор всех своих вещей. Здесь у Рафаэля не было предшественников.
Таким художником был, безусловно и Рафаэль Санти. Он был избалован женщинами, но его сердце принадлежало Форнарине. Один из них, сидя на руках матери, уже предчувствует ее раннюю смерть.
Настоящая, реальная жизнь в небесах. Ответа на вопрос о том, был ли у Рафаэля прототип при создании образа Мадонны, нет. Варвара была причислена к лику святых и с тех пор считается покровительницей мучающихся. Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота).
Какой видит Мать, смирившуюся с волей Бога-Отца и принявшую жертвенную суть своего Сына, Рафаэль. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Эту фразу кто только не повторяет, где её только не пишут. Если присмотреться внимательнее, то кажется, словно на протянутой руке Сикста «красуются» шесть пальцев. Тот, что справа, полон меланхолических чувств и печали.
Такой композиционный прием называется алтарным и Рафаэль использовал его неспроста. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Её нежное и юное лицо излучает необыкновенную силу и мудрость, которая невозможна у обычных людей. Основное отличие «Сикстинской мадонны» от остальных творений Рафаэля в том, что она наделена душевными переживаниями. 1508 – 1514 – Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др. ), написал портрет папы Юлия II.
Справа Рафаэль написал Св. Она уже поняла, что должна отдать Его, что Он не принадлежит ей всецело. Николы из Толентино». Почему все они находятся за занавесом. Печальное выражение лица персонажей имеет несколько объяснений. Во всём её облике – решимость. В творениях Рафаэля нет не важных или незначительных деталей.
Но для Фёдора Михайловича это была максима и эта максима, несомненно, была связана с произведением Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Почему он изобразил это так, а не иначе. » В этом смысле эпоха, безусловно, неповторима. Варвара «утопают» в облаках. Получил должность писца папских указов. 6.
Например, «Мадонна Седия». Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области. Мы воспринимаем Рафаэля как художника только эмоционального идеально гармоничного, абсолютного в форме выражения идеи, а он на самом деле является художником очень конструктивным. Потом много учился и работал.
Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. И потому он не мог относиться к ней как к развратной женщине. Зачем он это нарисовал. Рафаэль представил Богоматерь в идеальном пространстве, подняв её с земли на небо. Фигура Девы Марии, впервые изображённая художником в полный рост и почти в натуральную величину, выглядит здесь величественнее, чем на других полотнах Рафаэля, посвящённых Матери Иисуса.
«Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. Вот так была организована композиция этой картины. Они кажутся отвратительными и опасными, как будто преследуют Мадонну, пытаются к ней прорваться, ее «поглотить». Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля4. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба.
В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. Их взгляды жадно устремлены на Мадонну.
Б. К сюжету «Мадонна с Младенцем», одному из самых распространенных в итальянской живописи, Рафаэль обращался многократно. Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии. И так продолжалось до середины XVIII века, когда картину заново «открыл» саксонский курфюрст Август. Десять лет после Второй мировой войны вместе с другими шедеврами Сикстинская Мадонна находилась в Советском Союзе, в Музее изобразительных искусств.
Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. По легенде, Сиксту II перед смертью явилась Богоматерь со Св. Все эти перипетии выпали на долю полотна, которое написал Рафаэль Санти, – Сикстинская Мадонна. Глядя на нее, у зрителя может сложиться впечатление, что она прошла через все в мире. Но сам Рафаэль говорил, что это собирательный образ. Именно работы этих художников служили образцами для юного художника.
Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Здесь все решено по-иному. Очень многие исследователи полагают, что «Мадонна Седия» – это нарастающая тревога, внутреннее напряжение – слишком сильное объятие, слишком сильное оберегание Младенца. На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ»5. Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II.
Такое ощущение, будто само небо снизошло на человечество, подарив ему столько уникально одарённых людей, гениев, а картина «Сикстинская Мадонна» написана, безусловно, гением. У него всё продумано до мелочей. Поражает и некий оттенок «сверхъестественного»: дева Мария с такой лёгкостью ступает по облаку, держа при этом на руках тяжёлого младенца Христа. Изображение вписывается в строгий треугольник, что подчёркивается раздвинутыми портьерами «на небесах». У ангела слева одно крыло. 1520 – Умер в Риме. Получилась спираль в три с половиной оборота.
Художники Возрождения имели мало провалов, мало промахов. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту. Не мы требуем жертву. Это единственный случай, когда Мадонна смотрит прямо в глаза зрителю.
Ключевое слово тут «беспокойство». Рентгеновский снимок готовой работы подтверждает, что изначально на картине присутствовал другой фон. Главным оказывается момент божественного явления, момент, который художник вправе изобразить, а зритель имеет право в нем участовать. Кажется, что время остановилось, сознание сузилось и сконцентрировалось на этом моменте.