Два ангелочка изображённые на картине, стали мотивом многочисленных открыток и плакатов. А присутствие Илии (взятого на небо в огненной колеснице и связанного с темой воскресения), вероятно, усиливает аллюзии на будущее Воскресение Христа. Для Жака-Луи Давида, его учеников Жироде, Энгра и других художников Рафаэль являлся воплощением французских художественных идеалов. «Редчайший экземпляр фантастического рисунка великого мастера – при таких данных рекорд был неизбежен и закономерен», – комментирует новую, самую высокую в мире цену на произведения на бумаге Эрве Аарон, президент Салона рисунка и один из законодателей мирового рынка произведений графики. Произошло Преображение за 40 дней до Пасхи, однако Православная церковь перенесла торжество на 19 (и 6 по старому стилю) августа, чтобы оно не пересекалось с Великим постом. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана.
Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю.
Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение. В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10. Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух.
В Венеции в пяти минутах ходьбы от площади Сан-Марко стоит белоснежная церковь Сан-Сальвадор. Художественный язык религии – это образы святых. И театра далеко не в последнюю очередь. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств8. 9:37).
Сегодня картина находится в Пинакотеке Ватикана. Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы.
Иоанна обнажёнными, но позже «одел». В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение». В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году.
Возможно это прием, ранее не встречающийся в его живописи, Рафаэль изобрел во время работы над театральными декорациями. С небес послышался громогласный голос Бога – он сказал, что Иисус приходится ему сыном. На Западе официальное утверждение празднества относится к XV столетию, хотя в отдельных местностях (например, во французском Туре) его отмечали уже давно. В 1984 году он был продан за 3, 6 млн, установив на тот момент мировой рекорд.
Высокие эстимейты не отпугивают покупателей и они готовы бороться за желанные произведения до последнего. А более ранний (и более эффектный, поскольку более нежный, деликатный) пример вознесения на облаках – «Сикстинская Мадонна». В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот.
Некоторые искусствоведы утверждают, что эти ангелочки опираются на крышку гроба. К этой работе можно относиться по-разному – как, собственно и делают.
За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Он – что соответствует скорее Вознесению – воспарил над землей.
О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию. Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. В 1984 году семья уже была вынуждена выставить на торги часть своей коллекции. Это пророки Моисей и Илия. В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях.
С обеих сторон от Иисуса два старца, также парящие в воздухе. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще – просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света.
На первом плане помещены апостолы, которые возлежат в различных позах в ожидании сошествия Христа. Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины.
У левого ангела внизу картины видно только одно крыло. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. И здесь – не что иное как желание насытить историю подробностями, т. е. Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения.
(Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие. Уже в силу того, что она завершает творческий путь Рафаэля. Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко.
Так всякий, кто захочет представить себе и изобразить в живописи божественное преображение Христа, пусть посмотрит на это произведение () И кажется, что художник настолько отождествил себя с собственным своим мастерством, обнаружив в лике Христа все дерзание и всю силу своего искусства, что, закончив его как последнее, что ему было завещано, он потому больше и не прикасался к своим кистям, когда его постигла смерть». Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов. Под Христом и пророками лежат ослеплённые небесным сиянием Иаков, Пётр и Иоанн, традиционно символизирующие надежду, веру и любовь, в одеяниях соответствующих цветов— зелёного, жёлто-синего и красного.
Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. Возможность изучить картину получили многие известные художники. Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Преображение от Рафаэля и его мастерской очень шумно.
В верхней части картины мы видим фигуру Христа в развевающихся одеждах с воздетыми вверх руками. А после его смерти она боялась умереть». У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа). На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении.
Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи. Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи.
Иероним со львом, его главным признаком. В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году. За собой сын Господний вёл апостола Иакова, Петра и Ииакима.
Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине». В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо. Перед смертью мастер оставил завещание, в котором не забыл никого: ни родных, ни друзей, ни учеников. 17:5). Тем не менее и она подступалась к этому сюжету со своим более реалистичным (разумеется, еще условно реалистичным) языком. Только произведений графического искусства в ней насчитывается более 3 тыс. «Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников.
Рафаэль – ровный художник с узнаваемым стилем, который он не собирался менять. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». В-третьих, здесь есть еще и символическое разведение этапов Ветхого (за который выступают Моисей и Илия) и Нового Завета (начавшегося с приходом Мессии). И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте. Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200.
Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV. Шумно потому, что многолюдно. Рафаэль похоронен в Пантеоне. К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану.
Герцоги Девонширские не в первый раз расстаются с шедеврами подобного уровня. Для них важно повествование – недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк. Чтобы лишь приподнять мистическую завесу чуда, сохранив его тайну в неприкосновенности. Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. По мнению антикварного сообщества, эти торги вошли в историю. 11—12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы.
Св. Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо. Погоня за эффектностью – контрастное освещение, обилие цветных драпировок изгибы многочисленных фигур, разделение на небесную и земную части – приемы, заставляющие припомнить масштабные композиции для Ватиканского дворца. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи.
Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). Назвал он вторую картину«Преображение» (Transfiguration). До того как попасть на торги, этот рисунок с начала XVIII века хранился в собрании герцогов Девонширских в поместье Чатсуорт, которое славится одной из самых крупных частных коллекций работ Рафаэля (здесь хранится не менее 14 работ мастера). Справа от Богоматери – Св. придать ей еще большей убедительности.
Но на общем благополучном фоне состояния рынка искусства раздел рисунка и в особенности старых мастеров, выглядит весьма оптимистично. Возможность изучить картину получили многие известные художники. Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7. Он парит в облаках, освещённых его сиянием.
Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Для Жака-Луи Давида, его учеников Жироде, Энгра и других художников Рафаэль являлся воплощением французских художественных идеалов.
Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была».
«Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора», написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана.
Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14. Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Окутывающее его фигуру сияние – то самое «облако светлое» – озаряет остальных персонажей.
Необычное положение Христа дополнительно активизирует эти смыслы. Такие, например, как «Диспута» с тем же размежеванием на горнее и дольнее как многолюдная «Афинская школа» или как «Изведение апостола Петра из темницы», драматизм которого построен на жесткой игре света и тени. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15.
Женщина изображена в холодных тонах, с голубой накидкой на розовом, залитом солнцем одеянии, в позе figura serpentinata, с плечами и бёдрами, развёрнутыми в противоположных направлениях, напоминающая Леду с утраченной картины Леонардо да Винчи, копию которой Рафаэль делал во Флоренции. Для «Сикстинской мадонны» характерны сценичность пространства, внутренняя динамика фигур при их внешней статике и симметрии композиции, повторяющиеся линейные ритмы, контрасты нисходящего и восходящего движения. Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. Огромный дворец требует серьезных финансовых вложений для его содержания.
Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио.
На продажу тогда был выставлен 71 лот – исключительно рисунки музейного уровня. Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом. В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа.
На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1. «Рекорд рисунка Рафаэля еще раз доказывает, что цены на старое искусство, в отличие от актуального и современного, остаются весьма разумными и продуманными», – резюмирует господин Аарон.
Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Апостолы, пораженные или ослепшие от увиденного, лежат внизу, не пытаясь подняться и посмотреть. К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. Христос появляется в вихре белого света.
Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен. Но вернемся на Запад, к Рафаэлю. Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610). Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. Рафаэль похоронен в Пантеоне. Всего 4 года спустя те же художественные приемы в собственной интерпретации будет использовать не менее прославленный художник Ренессанса в одном из своих главных произведений: Тициан Вечеллио в «Ассунте» или «Вознесении Марии» — алтарной картине, написанной для венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари.
На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5. Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо. Западноевропейская живопись гораздо чаще обращалась к событиям Рождества или Распятия.
В истории описано, как Христос предстал перед своими учениками в своём настоящем облике. Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. Все рекорды последнего времени говорят о том, что спрос на шедевры велик. До 1984 года рекордная стоимость произведения на бумаге составляла всего 700 тыс.
Санти использовал знаменитую историю из библии. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. чудом «доказавшего» чудесное, можно пытаться передать в строгой, сдержанной манере иконописи. Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией.