Картина Врубеля Михаила Пан: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
У этого рассказа был другой сюжет – не отличавшийся от символа. Сильное, грозное произведение. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли).
Ветер гонит тучи, сгибает деревья, навевает сны и кошмары. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью. На широком лбу – торчащие черные рога, внизу – обличье козла.
У сатира не может быть истории, только антропология. Демон, по выражению Врубеля, был страждущей душой мира, Пан – его тело, только старое. Но он не может умереть, пока жива эта чахлая природа. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются.
Книгу из которой я почерпнул эти сведения, Синявский надписал мне с лешачьим приветом. Считается, что врубелевское обращение к теме ночи произогило не без влияния живописи Н. Те (к тому времени покойного), с семейством которого он породнился, женившись на Н. Забеле. С приходом христианства прежние боги стали демонами. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Почти нематериальный и часто непобедимый, он состоит из воздуха и движения. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. Врубель вычитал его у Анатоля Франса: На седеющем темени торчали притупившиеся рожки.
Руки, ноги и голова пришиты друг к другу, но так, что швов не видать. В качестве декораций художник выбрал российский лес. Другое дело, что его дом был и моим. Из Венеции он пишет одному из своих знакомых, что, наслаждаясь творениями Беллини и Тинторетто, самим воздухом чудесной Венеции, он понял для себя как художника, что «крылья—это родная почва и жизнь».
Когда мертвая и бесцветная атмосфера уходит в даль, она необъяснимым (что бы ни говорил мой учебник физики) образом становится синим небом, оживляющим фантазию. На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Синий, – ответил бы Врубель. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли).
Но каков настоящий цвет кентавра. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный.
Куда устремлены, что увидели его пронзительные синие глаза. Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. Пан – персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно «обрусел» и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор. Пан в древнегреческих мифах — козлоногое существо с рожками и телом, покрытым шерстью. Он писал картины о древней мифологии изображая портреты существ, которые выдумывали сами люди и верили в то, что они существуют.
Торс атлета принадлежит человеку. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Далее отчетливо видно, что главный герой картины Пан, проживает в лесу, судя по тому, что на заднем плане картины четко изображен лес. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами.
Своим любимым – синим – цветом он всегда красил сгущенную реальность изображая, например, глубокий обморок сирени. Ночью мы знаем то ли меньше, то ли больше, чем днем, но никогда – столько же. «Ах, милый, милый сколько у нас красоты на Руси», —продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою».
(ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Леший, например, мало чем выделяется. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Главное, не забыть потом отвязать, – закончил он, косясь на собеседника.
Конечно, Врубель писал не просто портрет. Как все мы, он зависит от среды: на поляне леший ниже травы, в роще – выше деревьев. Именно картина известного русского художника Врубеля Михаила Александровича «Пан» как нельзя лучше показывает его талант к сочетанию реального и чудесного миров на одном полотне. По моему мнению, этот знаменитый и талантливый художник, по всем параметрам смог полностью выразить мифологическое существо придуманное людьми, таким как должно быть на самом деле в их воображении. Но когда посмотреть на его туловище, то оно абсолютно не принадлежит дедушке.
И отчего так тревожен выползающий из-за чёрного леса красновато-жёлтый серп месяца. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. Со второго начинаются чудеса. Эта картина считается одной из самых лучших работ Михаила Врубеля. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана.
Большие седые волосы. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Они были, дикими, страстными и необузданными. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. Но бес его попутал и художник соскоблил любимую женщину, чтобы уступить холст сатиру.
Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Пан сидит на земле и витает в облаках. Летом 1897 года Врубель жил на хуторе Н. Ге в Черниговской губернии, работал в его мастерской – видимо, это географическое и «родственное» сближение со своим старшим современником, мастером ночного колорита, не осталось без последствий. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона».
Особенно ночью, когда голубое оказывается фиолетовым, а сны – явью. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. Все творчество художника проникнуто некой взволнованностью и особенным романтизмом. Большие массивные плечи, накачанные руки, которые от локтя к пальцам покрыты волосами. Во всех работах чувствуется некая надломленность.
Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Жесткие волосы покрывали его грудь. Это придает персонажу большей загадочности. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины.
Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Бросая блики на голое, как бы лысое плечо сатира, она милосердно прячет в угольной тьме козлиные ноги, зато, как синька – белье, подсвечивает легкие кудри, охватывающие голову. Другими, принадлежащими Аверинцеву, словами, символ – это равновесие формы и содержания. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1. Немного затуманенное небо с красиво виднеющимся молодым месяцем. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники.
Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля. Гостивший там Врубель уже написал окрестный пейзаж для портрета жены. Собственно, на холсте именно это мы и видим – на первый взгляд. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация.
Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910) – русский художник рубежа 19 – 20 веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Пан1899 г. В Древней Греции сатиры считались лесными божествами плодородия, проводившими время в забавах и охоте и составляли свиту Диониса. Резковатый наклон головы изломанный разворот плеч, мрачный взгляд из-под широких бровей – мысли героя далеки от созерцательности. Голубыми добрыми глазами он наблюдает за всем, что происходит вокруг. Можно подумать, что картина написана с реального жителя земли.
В живописи такой паритет – и самое ценное и самое сложное. В качестве декораций художник выбрал российский лес. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Если первого писать с маленькой буквы, то получится одно и то же.
Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции. И добрые, немного грустные глаза. За ту немалую часть жизни, что мне удалось провести в музеях, я понял одно.
В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Или Демона, про которого Лермонтов так и написал: Синело предо мной пространство.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». В его ярких бирюзовых глазах стариковская отрешённая задумчивость. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Древним он – бог, нам – леший. Чаще, однако, он занят другим. Сама группа апостолов, охваченная общим высоким душевным подъемом, выражающая это каждый по-своему, производит неизгладимое впечатление: руки, то напряженно стиснутые, то порывисто прижатые к сердцу, то в раздумье опущенные, то трепетно прикасающиеся к руке сидящего рядом.
Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. Ничего внешнего, бросающегося в глаза.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Чтобы прийти к нему искусству понадобился компромисс между орнаментом и притчей. Огромные, словно выделанные из крепких древесных пород руки натружены тяжёлой работой. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.
И окружающая его природа тоже знакома и близка — перелесок, кривые берёзки, болотца, поросшие мхом пни. Ветер выдает метафору. С годами выяснилось, что без водки я могу обойтись дольше, чем без музеев. Зачахший сатир одной ногой (той, что нам не видна) уже в могиле. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту».
Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего. Вот таким образом так дорог Врубелю иной – неверный – свет луны. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Небольшая речка, которая выглядывает из-за высокого берега. Тонкие белокурые березки, развивающиеся на ветру. С тех пор я так и делаю, но мелкая нечисть не попадается мне на глаза. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля.
Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Невидимый и бесспорный, он, как судьба, обнаруживает себя, меняя поведение окружающего. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Пан – один из них. Собственно, ему, пространству, не остается ничего другого.
Зритель не ощущает равнодушия Врубеля к ним, скорее наоборот. После окончания академии Михаилу повезло. Эта картина открывает серию «ноктюрнов» Врубеля (в нее вошли также «Царевна-Лебедь», «Сирень», «К ночи»).
При свете луны мы четко видим лицо создания. Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. Лучшая из них – Пан. Мои сомнения удивили Синявского.
Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». Пан, божество лесов и полей, выступает ее символом. Автору нельзя не верить. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
Нижнюю часть туловища покрывает темная длинная шерсть и даже видны копыта вместо ног. Природу этих широт я знаю памятью клеток, вот таким образом она отзывается во мне даже тогда, когда я вижу ее на картине, но только такой, какой получилась у Врубеля. Но при этом задний фон абсолютно реален и замечательно изображен. Промежуточное звено между зверем, богом и человеком, Пан обитает в безнациональном раю. Он – ее дух, она – его плоть, вместе они называются родиной. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются.
Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию. Курносое лицо обрамляла белая борода, сквозь которую виднелись наросты на шее. Волосатые мослы с копытами вросли в родную стихию – землю. Возможно, это мифический пастух, охраняющий волшебных овец, а, возможно, сказочный болотный человек, который не вредит людям и охраняет лес.
Ноги с раздвоенными копытами от ляжки до ступни поросли густой шерстью. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. Кажется, что Пан крепко врос в нее или как будто вырастает прямо из земли. В образе Пана, больше напоминающего русского Лешего, художник пытался уловить национальные черты мифического существа и создал своего собственного, неповторимого и колоритного персонажа. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. Могучая фигура состоит из противоречий.
Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Сама Н. Забела приходилась племянницей Н. Ге, а ее сестра была замужем за сыном художника. Каждая из работ Врубеля невероятно глубока и содержательна. Заметим, что сам Врубель в качестве главной причиной появления этой работы называл впечатление, произведенное на пего рассказом А. Франса «Святой сатир».
Он не прочь поиграть с заблудившимися путниками, но выйти из своих владений он всегда поможет. Оно напоминает лицо старого дедушки. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Как мы видим, старец не совсем обычный. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Все это никак не вяжется со странным, освещенным лунным светом существом.
Длинная и густая борода и усы. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. Они напрямую совершенно не связаны с актуальными для того времени проблемами. На картине Михаила Врубеля "Пан" изображён одноименный персонаж древнегреческой мифологии.
Как от нас, вред от него очевиден, но ограничен. Свирель не звучит, спина не разгибается, шерсть вылезла, про наяд и думать нечего. Персонаж и природа вокруг него слиты воедино. В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. После окончания академии Михаилу повезло.
Это весёлое и проказливое божество стад, лесов и полей. Я видел ее только на картинках. Одновременно ночь у него здесь становится уже типично «символистской» и является в этом смысле «окном» в неведомое, в другие миры, недоступные дневному сознанию. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Но огромной силы чувства и высочайшие идеалы также не чужды этому мастеру. В русском искусстве ближе всех к этому идеалу подошел Врубель.