Суриков дает возможность зрителю издали окинуть Меншикова одним взглядом. Перстень у него на руке. Меншиков слушает тоже – но не слышит: он наедине со своими думами. Лицо Меншикова не настолько общеизвестно, чтобы можно было узнать его с одного взгляда (недаром Сурикову пришлось разыскивать его бюст работы К. Растрелли). Зритель чувствует себя потрясенным близостью к человеку, стоящему на краю гибели.
В падении Меншикова Суриков — мыслитель и художник — видел не только личную трагедию выдающегося человека, а нечто более важное. В первый раз и не пустил меня совсем. Многие исторические картины предназначены служить иллюстрациями к истории. С 1895 г. был.
Решающий момент работы над картиной означал карандашный эскиз (Третьяковская галерея), где намечено было расположение фигур. Но особенно разительны противоречия в главном персонаже картины — в фигуре старика. Надо признать, что и при подобном ее «чтении» картина производит сильное впечатление, приковывает внутренней значительностью своих образов, покоряет силой, с которой из ее красочного месива выступают и лепятся фигуры и предметы во всей их телесности, осязаемости, красочности. Девочка на переднем плане, прижавшаяся к его коленям изображает 16-летнюю дочь Меншикова Марию.
Сразу всю картину увидал. С 1895 г. был. Ее характеризуют четыре лица: возница и мальчишка справа, а слева купец и священник. «Меншиков в БерезовеМеншиков в Березове.
Что еще надо историческому живописцу. Сурикова в этом сюжете в первую очередь интересует сложная психологическая обстановка.
Отец настолько погружен в свое угрюмое одиночество, что дети кажутся покинутыми сиротами. В картине «Меншиков в Березове» Суриков раскрывает историческую драму живой исторической личности, сочетающей в себе высокие государственные порывы и низкие качества стяжателя. Дворца Меншикова тогда еще не существовало. Борьба Петра с «варварской Русью» в конечном итоге служила интересам помещиков и торгового класса укрепление государства и его новых форм «происходило за счет крепостного крестьянства, с которого драли три шкуры» (Сталин. Не сразу и не всеми «Меншиков в Березове» был оценен по достоинству, но Павел Третьяков первым увидел и шекспировскую трагичность картины и ее необычайное колористическое совершенство.
В своем «Меншикове» Суриков проявляет безошибочное владение мастерством «исторического ракурса». К нему прижалось трое детей. Надо признать, что и при подобном ее «чтении» картина производит сильное впечатление, приковывает внутренней значительностью своих образов, покоряет силой, с которой из ее красочного месива выступают и лепятся фигуры и предметы во всей их телесности, осязаемости, красочности. Этот человек существовал на самом деле.
Название картины — «Меншиков в Березове» — яркой вспышкой озаряет в представлении зрителя все то, что на непосредственный взгляд выглядело как историческая загадка. Но на правом крыле развертывается третья борозда. 356. ). Они целиком устремлены вслед ей в своем благословении. Хотя авторы, прибегающие к помощи подобных схем, нередко заслуживают упреки в том, что обедняют ими искусство, сами мастера, вроде Сурикова, понимали, что без уяснения геометрического костяка композиции трудно пойти дальше непосредственных впечатлений, закрепленных этюдами.
Другим центром служит полуотвернувшийся от стола отец семейства, фигуру которого фланкируют его старшая дочь и сын. Участь этого не сломленного испытаниями страдальца составляет драматический узел замысла Сурикова.
Но образ приковывает своей духовной силой и потому, глядя на него, замечаешь в этой с виду мирной и спокойной семейной сцене действие враждебных сил. Перед нами – тесное, словно камера в тюрьме, пространство убогой крестьянской избы. Известно, что картина Меншиков возникла вскоре после Утра стрелецкой казни. XX в. М., 1952, стр. Картине этой посвящено немало страниц в монографиях о мастере.
Он выражает дух петровской эпохи и ее славных исторических событий. Прежде всемогущему Меншикову, словно орлу в клетке, тесно в маленьком домишке.
Один из них образует крытый малиновым сукном стол, вокруг которого собралась семья. Люди прижались друг к другу и составляют тесную группу и вместе с тем каждый погружен в свои мысли, живет своей «отдельной» жизнью, почти не замечая других. И Суриков делает меншиковский образ величественным. Но очертания каждого из них так выразительны, словно они ведут между собой беседу. В этой связи необходимо вспомнить, что существует много картин, о которых можно сказать, что в них все хорошо выполнено, умело слажено, разумно устроено. В этом отношении этюд Сурикова решительно отличается от аналогичного этюда Репина (Третьяковская галерея), который тот, видимо, сделал в той же избе, не думая в то время ни о чем, кроме своего непосредственного впечатления (Государственная Третьяковская галерея. ). Жена с детьми.
В реализме Сурикова (в отличие от более раннего, дорепинского реализма первых передвижников, главным теоретиком которых, да и критиком, являлся Крамской), во взглядах Сурикова на методы изображения человека и построения картины появились новые для живописи XIX столетия черты. В свете этой разгадки едва ли не каждый образ «тянет» за собой другие образы и становится проводником сил, лежащих далеко за пределами картины: золотые иконы и парчовые ткани вызывают воспоминания о старозаветном укладе жизни древней Москвы шитые платки (как и узорчатые дуги и телеги в «Утре стрелецкой казни») вносят стихию народного творчества и народную жажду красоты медвежья шкура на полу и заткнутое тряпкой окно вызывают представление о сибирской стуже и бедности наконец, драгоценный перстень на судорожно сжатой руке выглядит как случайно уцелевший атрибут безвозвратно утраченной власти. Еще труднее дать национальную психологию толпы в определенный патетический момент.
1887Холст, масло, 304 x 587, 5Государственная Третьяковская галерея». Щекотав, указ, соч., стр. Русская толпа сложнее, невыявленнее.
В отставке. Н. Тихонравова).
Меншиков спокойно ответил ссыльному: «В меня бросай,, я мог быть перед тобою виноват, а не они. » Теперь яснее представилось ему и лицо врагов его, ненавидевшей его родовитой знати он острее познал злонравие их происков и преступные замыслы. Описывая знакомого человека, мы можем перечислить множество его признаков. Друг, сподвижник и соратник, постоянный фаворит Петра I. Всегда рядом с Петром, ещё со времён "потешных полков".
И выйти нельзя – все лето дождь. Младшая дочка склонилась над книгой, в ее фигуре, в частности в красивой парчовой юбке с широкими складками, больше всего порыва.
Живое, действенное взаимоотношение элементов — характерная черта картины великого мастера. Он уже видит Морозову, но смех не успел сбежать с его лица, тогда как за ним вправо, откуда виднее профиль Морозовой, он уже заменился на некоторых лицах настороженностью, а на женских – испугом. Рядом с бортами струи человеческой влаги захвачены непосредственным движением: слева бежит мальчишка, догоняя сани, а справа внизу стоит странница на коленях и сидит юродивый.
Жили в избушке нищенской. Весь узел композиции. Так и здесь.
Забывали при этом многие аналогичные примеры в классической живописи. Всю группу как бы обегает мягко закругленный контур. Меншиков. Сурикова «Меншиков в Березове» в очередной раз демонстрирует нам, насколько талантлив этот художник, показывая зрителям различные исторические моменты.
всю его жизнь и тем самым определил его историческое значение. В творческом сознании живописца уже возник образ пламенной раскольницы, вокруг нее ширилась и начинала оживать народная толпа и вдруг, как будто совсем нежданно, нахлынул замысел «Меншикова». Каждая картина воздействует прежде всего тем, что в ней можно непосредственно увидеть.
Как подлинный реалист, Суриков не выходит за рамки исторического. А во второй раз пустил. Картине этой посвящено немало страниц в монографиях о мастере. После суриковского трудно поверить в любой другой портрет Меншикова.
Нечто подобное имеется и в художественных произведениях. Меншиков становится опекуном малолетнего царя и владыкой государства.
Есть и такие художники, которые выбрали бы для своей картины последние часы жизни Меншикова в Березове, но мелодраматические эффекты не привлекали Сурикова. Ритмический ключ картины характеризует всего лишь одну ее сторону. Старик. В этом отношении Суриков оказался близким великим русским писателям, он абсолютно сознательно построил композицию своей новой картины так, чтобы зритель все время чувствовал тесноту, узость того «мира», в котором вынужден был жить помощник и ученик Петра Александр Данилович Меньшиков. – спрашивает. Раз по Пречистенскому бульвару идет, вижу, Меншиков.
Это значит лишь то, что зритель нередко обнаруживает в картине больше смысла, чем в него сознательно вложил мастер. Эскиз написан Суриковым с лица жены во время ее длительной тяжелой болезни. И вдруг.
Сын, устало подпирающий рукой свою голову, погружен в мечты, ушел в себя.
Картина поразительно гармонична по цветовым отношениям. Многие из них вошли в касту чиновников-казнокрадов и дворцовых фаворитов.
Сам Петр не только руководил строительством, но и катал тачки с землей. К нему прижалось трое детей. Думаю, еще обидится, говорю: Суворова с вас рисовать буду. Он начинает с полуслова, ставит нас на перекрестке событий, откуда можно охватить наиболее обширный круг явлений, уловить связь между множеством исторических сил. Известно, что картина «Меншиков» возникла вскоре после «Утра стрелецкой казни». Бывший Санкт-Петербургский генерал-губернатор и герцог Ижорский, генерал-фельдмаршал (за битву под Полтавой), вице-адмирал флота. Изучение творческой истории картины помогает понять, что составляет ядро ее композиции.
Но ни смеха, ни глумления в ней уже нет.
В углу, где теплятся лампады и блестят золотые оклады икон, словно уцелел кусок седой старины, да и в старательно читающей девушке много патриархальности. Рембрандт передает монолог доведенного до отчаяния Урия, он ведет своего героя прямо на зрителя, дает его «крупным планом» погрудно, останавливает как бы у самой рампы, создает впечатление, будто уста его шепчут слова, обращенные к самому себе.
При этом надо прибавить, что русская толпа самая трудная из всех. Только левое крыло движения, взятое в ракурсе, естественно короче и менее разработано. Чернобровая белокурая девушка в костюме боярышни внимательно читает книгу. Но в русской живописи единственным мастером, достойно разрешившим эту задачу, был Суриков.
Что касается рисунка к Меншикову, то фигуры в нем только бегло набросаны, в них не чувствуется еще объемности, в них не отмечены еще соотношения света и теней. Он приобрел «Меншикова» за пять тысяч рублей, что дало возможность семейству Суриковых совершить долгожданную заграничную поездку. Наоборот, картина Седова допускает изменение формата и добавления и перестановки.
Боярыне Морозовой в картине противопоставлена толпа. В картине Сурикова уже давно отмечалась теснота. Она сплошь мужская. С 1895 г. был.
Ее чувства глубже и разнообразнее, смутнее и противоречивее. Это растревоженная, но не преображенная влага недоверия, враждебности, гнева.
Этим одним расположением фигур наглядно выявляется сквозное действие картины: Меншиков слушает чтение книги, но не слышит его отец сидит среди своей семьи, но одинок со своими печальными думами. Темный и мрачный фон, полумрак картины усиливают впечатление оторванности ссыльных от всего мира. Указы по государству объявлялись самовластно одним Меншиковым.
С 1895 г. был. Творческий вопрос был поставлен: Кому же это было так же тесно, как мне. Учился в петербургской Академии художеств. Как подлинный реалист, Суриков не выходит за рамки исторического.
Они сняли крохотную избушку без печки с низким потолком и маленькими окошками. Здесь невольно вспоминаются герои исторических хроник Шекспира, которых тот прямо с королевского престола бросает в Тауэр, венчает короной или заковывает в цепи, чтобы в этих испытаниях и превратностях судьбы более выпукло выступила сила их характера. В таком душевном состоянии и глядит на нас Меншиков с картины Сурикова.
Двадцать тысяч крепостных крестьян возводили земляные бастионы и куртины. Учился в петербургской Академии художеств. Кого Вы с меня писать будете.
Случайность столкнула его с моделью его Меншикова. Поехал я раз в Москву за холстами. «Боярыня Морозова» была выставлена в 1887 году. Это вовсе не означает, что объективное познание картины невозможно.
Картины Сурикова не принадлежат к этому роду исторической живописи. Большой мастер умеет использовать эти случайности в желательном направлении. Их можно заметить и в очертании нижнего края шубки Марии и в крае халата Меншикова и в более гибком очертании белой опушки кофты младшей дочки.
Мы знаем эту психологию русской толпы и по Достоевскому и по Толстому. Я за ним – квартиру запомнить. Только не знал еще, как княжну посажу. В то время как русская живопись до Сурикова даже в своих глубоко правдивых, реалистических произведениях на темы из народной жизни чуждалась под влиянием академических традиций фольклорных методов, в произведениях Лермонтова, Пушкина, Гоголя, напомним хотя бы «Песню о купце Калашникове», «Бориса Годунова» или «Тараса Бульбу», опыт классической литературы органически сливался с величайшими достижениями народного творчества — былин, песен, сказок. Они только что узнали, кто был лоцманом, который привел в Неву их корабль. Работа В. И.
Сказанное характеризует лишь идейно-художественный замысел картины Сурикова. Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически. Вся видимая толпа находится в правом крыле.
В халате. В поверженном правителе не утихла жажда государственной деятельности. Среди картин Сурикова Меншиков в Березове принадлежит к числу самых известных. Нельзя сказать, чтобы эти черты и особенности были совершенно новыми для русской культуры. В Меншикове Суриков проявил себя как замечательный колорист.
В имении ему удалось разыскать бюст Александра Даниловича. Учился в петербургской Академии художеств. Такие попытки в XIX веке чаще удавались в романе и в драме, чем в живописи.
Люди прижались друг к другу и составляют тесную группу и вместе с тем каждый погружен в свои мысли, живет своей «отдельной» жизнью, почти не замечая других. Колорит картины также отличается драматической напряженностью. Художник берет за основу сюжета незначительный бытовой эпизод из жизни Меншикова – князь проводит вечер в кругу своих детей.
Меншиков в ссылке была тема субъективная, чисто личная. У Сурикова читает только младшая дочка, остальные члены семьи погружены в молчание. Работа Сурикова «Меншиков в Березове» в очередной раз демонстрирует нам, насколько талантлив этот художник, показывая зрителям различные исторические моменты. Старшая дочь читает, остальные – молча слушают. В избушке темно и тесно.
К нему прижалось трое детей. Я и о покупках забыл, сейчас кинулся назад в Перерву.
Так, на картине «Меншиков в Березове» изображен один из самых сильных сподвижников Петра I – Александр Меншиков. Беседа с немецким писателем Эмилем Людвигом). Невенгловский по фамилии. Совсем Меншиков.
Приближалась эпоха Бирона, дворцовых переворотов, полного засилья иностранцев. В рисунке В. И. Сурикова есть одна бросающаяся в глаза неточность. Название картины — «Меншиков в Березове» — яркой вспышкой озаряет в представлении зрителя все то, что на непосредственный взгляд выглядело как историческая загадка. «Меншиков в Березове» – единственная интерьерная картина из всех классических работ художника. Здесь вот мне все и думалось: кто же это так вот в низкой избе сидел.
Но особенно разительны противоречия в главном персонаже картины — в фигуре старика. Вероятно, менее требовательный художник и удовлетворился бы этим. Прячась от стужи, Меншиков со своей семьей сидит на шкуре белого медведя.
На антресолях у него писал. Сурикова осуждали за то, что если его Меншиков встанет, то упрется головой в потолок избы. Позволил рисовать.
Но сила Сурикова-живописца была в том, что для него живое чувство приобретало все свое значение лишь в той мере, в какой его можно было воплотить в соотношении объемов, контуров, светотени и красочных пятен. Фигура словно высечена из камня или отлита из бронзы. Картина Седова может служить наглядным пособием к историческому повествованию. Учитель был математики Первой гимназии.
Рядом с ним лицо по-детски неразумно смеющегося мальчишки. Живопись XVIII-нач. Наконец долгожданный этюд был получен.
Вместе с ответом на вопрос о том, кто здесь представлен, в картину бурно врывается обширный круг представлений и образов. Это основная антитеза композиции.
Еще до Меншикова художник начал было картину «Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха», сделал даже эскиз, но тема не увлекла его, показалась мало значительной. Это придает картине характер завершенности, устойчивости и отличает ее от Утра стрелецкой казни с его многочисленными изломанными контурами и острыми углами. Чернобровая белокурая девушка в костюме боярышни внимательно читает книгу. В картине помимо красного угла избы имеются еще два центра.
15, М., 1916). ). Недаром Суриков так внимательно изучал портрет своего героя, так упорно собирал подробности обстановки и местного колорита.
Характерно, что народ радовался известию о падении Меншикова.
своими глубокими социальными противоречиями. Среди картин Сурикова «Меншиков в Березове» принадлежит к числу самых известных. В свете этой разгадки едва ли не каждый образ тянет за собой другие образы и становится проводником сил, лежащих далеко за пределами картины: золотые иконы и парчовые ткани вызывают воспоминания о старозаветном укладе жизни древней Москвы шитые платки (как и узорчатые дуги и телеги в Утре стрелецкой казни) вносят стихию народного творчества и народную жажду красоты медвежья шкура на полу и заткнутое тряпкой окно вызывают представление о сибирской стуже и бедности наконец, драгоценный перстень на судорожно сжатой руке выглядит как случайно уцелевший атрибут безвозвратно утраченной власти. Небритый.
Перед взором его не маячит ясная цель, которая дает твердость взгляду отца. Глубокий трагизм и проницательность насыщают это полотно. Самый пепельно-серый халат Мен-шикова отливает желтыми и розовыми оттенками.
Другая, с болезненно бескровным личиком, закуталась в шубку и прижалась к старику. В. Стасов с явным неодобрением относился к возникшей незадолго до Боярыни Морозовой исторической картине Г. Седова Иоанн любуется Василисой Мелентьевой (ГРМ). В свете этой разгадки едва ли не каждый образ «тянет» за собой другие образы и становится проводником сил, лежащих далеко за пределами картины: золотые иконы и парчовые ткани вызывают воспоминания о старозаветном укладе жизни древней Москвы шитые платки (как и узорчатые дуги и телеги в «Утре стрелецкой казни») вносят стихию народного творчества и народную жажду красоты медвежья шкура на полу и заткнутое тряпкой окно вызывают представление о сибирской стуже и бедности наконец, драгоценный перстень на судорожно сжатой руке выглядит как случайно уцелевший атрибут безвозвратно утраченной власти.
А о его жадности и казнокрадстве легенды слагались – он не боялся даже гнева Петра I. Как скажет позже Пушкин: «Счастья баловень безродный, полудержавный властелин». Впрочем, от этюда до создания картины Сурикову оставался еще очень большой путь. Фигура словно высечена из камня или отлита из бронзы. В своей картине «Давид и Урия» Рембрандт представил приближенного царя. Вглядываясь в лица голландских моряков, можно прочесть те чувства, которые их одушевляют. Меншиков работал много и упорно, но и он не избег печальной участи чиновного правителя и казнокрада, забывшего о глубоких и ответственных задачах по укреплению заветов преобразователя России.
Но образ приковывает своей духовной силой и потому, глядя на него, замечаешь в этой с виду мирной и спокойной семейной сцене действие враждебных сил. К числу таких произведений принадлежит Меншиков Сурикова. Картина «Меншиков в Березове» была задумана Суриковым в деревне Перерве под Москвой, куда семья художника выехала на лето. 66. ). В колористическом отношении картина решительно отличается от небольшого эскиза маслом (Третьяковская галерея). Сложность подлинного художественного произведения запрещает нам пытаться двумя-тремя понятиями или эпитетами ограничить характеристику живописного образа. «Меншикова» связывает с «Утром стрелецкой казни» прежде всего неотступная мысль художника о роли петровского времени в жизни русского народа.
Этим расположением подчеркивается одиночество героя в его собственной семье. Меншиков в ссылке мог ясно представить себе, какие тяжелые испытания принесут России сменившие его люди. Эту неточность заметит каждый, кто хоть немного знаком с историей Петербурга. Учился в петербургской Академии художеств. Что касается картины Сурикова, то в ней преобладают плавные широкодужные контуры.
Осужденный им на смерть, он медленно удаляется от царского трона. Рисунки и эскизы дают представление лишь о подступах. Известие о том, что в таком неприглядном виде увековечен не кто другой, как светлейший герцог Ингерманландии, сподвижник великого преобразователя, позволяет зрителю обогатить свое впечатление от картины множеством исторических воспоминаний. Лицо Меншикова не настолько общеизвестно, чтобы можно было узнать его с одного взгляда (недаром Сурикову пришлось разыскивать его бюст работы К. Растрелли). Иду по Красной площади. Впрочем, в отличие от правильных, уравновешенных пирамид в композициях мастеров академического толка, пирамида Сурикова лишена вершины, точнее, вершина ее отнесена несколько в сторону.
При отчетливости деталей Седов вяло рисует при всей слаженности целого, в его картине нет композиционного костяка, органического единства частей, которое захватывает в Менши-кове. В своем «Меншикове» Суриков проявляет безошибочное владение мастерством «исторического ракурса». Даже в очертании медвежьей шкуры заметно преобладание плавно закругленных контуров.
Какой клубок сильных человеческих переживаний. Дети вокруг него нерадостны, они лишены блеска в глазах и даже заражены тяжелым настроением отца, на их лицах – горестные или, по меньшей мере, равнодушно-безучастные выражения. Другая, с болезненно бескровным личиком, закуталась в шубку и прижалась к старику. Это «окончательный» портрет Меншикова ибо в нем выразил Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи.