Но справедливости ради нужно отметить, что в «Мадонне Конестабиле» уже отчётливо просматриваются черты живописного стиля Рафаэля: изящество и плавность линий, ритмичность и гармоничность образов. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. Мария, склонив голову, читает Писание, а ее малыш забавляется, трогая обложку. Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты". «Мадонна с младенцем» в различных вариациях пройдет через все творчество великого живописца. Рафаэль Санти (1483–1520 гг. ) прожил всего лишь 37 лет, но за это время создал множество картин и фресок.
Вот таким образом в ней трудно найти характерные черты творчества гениального мастера. Одной из причин создания матерей с маленьким ребенком в его творчестве искусствоведы считают раннюю потерю матери в детстве. Это образ весенней пробуждающейся природы. Искусствовед Михаил Алпатов предполагал, что «Мадонна», составлявшая единое целое с богатой резной рамой с геральдическими грифонами, предназначалась не для церкви, а для украшения шкафа. На одном из первых портретов Богоматери проглядывает свежий взгляд творца.
Св. И в результате они оба смотрят в книгу. Лицо ее задумчиво. Однако при этом было сделано открытие. Однако этот итальянский художник был одновременно и графиком и архитектором. Благодаря этому «Мадонна Конестабиле» осталась единственным полотном Рафаэля в российских собраниях.
Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Madonna Connestabile) — миниатюрное и, вероятно, неоконченное изображение Девы Марии и младенца Христа, принадлежащее кисти 20 летнего Рафаэля. Здесь, как и в других картинах, Рафаэль утверждает духовную красоту и величие человека. Округлые формы покрытой головы и линии плеч продолжают мягкие и плавные линии картины. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Ею служила та же доска, на которой была написана «Мадонна Конестабиле».
Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. В своем знаменитом полотне «Мадонна Конестабиле» Рафаэль Санти нарисовал Марию и её ребёнка за чтением книги на фоне красивой умбрийской природы: холмы вокруг озера, тонкие голые деревья, зеленеющая земля, заснеженные вдали горы. Картина задумана специально для небольшого формата.
«Мадонна с розой» написана в 1518 году, за два года до преждевременной смерти молодого гения. Развернутые в разные стороны фигуры матери и Христа уравновешивают композицию. Во время эрмитажных распродаж советского времени картину вместе с «Мадонной Альба» вывезли в Европу, однако, несмотря на скромность запрошенной цены, покупателя на «сомнительную» работу найти так и не смогли. «Мадонна Конестабиле» (описание картины) будет представлена ниже. Избрав формой для своего произведения круг, Рафаэль соответственно строит свою композицию.
Отец Рафаэля тоже был художником, вот таким образом тяга к прекрасному – фамильная черта. Тельце младенца расположено под тем же наклоном, что и голова его матери. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Голова расположена под тем же углом наклона, что и ребенок, которого она держит.
Часто Санти называют «художником Богоматери» или «мастером Мадонн». Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502). Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). От картины веет поэзией и чувственностью.
Эта картина наполнена спокойствием и тишиной. Они-то, эти немые свидетели, рассказывают иногда значительно больше, правдивее и точнее, чем иные толстенные монографии и романы. «Мадонна Конестабиле» – одно из ранних творений (предположительно, эту картину Рафаэль написал в возрасте 20 лет). В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино.
Композиционное единство достигается не только общим настроением, но и слитностью силуэтов, объединяющей ролью цвета (зеленого, золотисто-желтого). На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Одним из основных штрихов в этой картине является живое выражение лица Мадонны. Фигурная группа помещена на фоне гладкой стены с двумя четкими вертикалями пилястр. Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Свое современное наименование она получила по фамилии ее владельцев. Плавные контуры фигур перекликаются с кругом нарядного обрамления. В то время ему не было еще и семнадцати лет. Младенец Иисус внимательно вглядывается в страницы книги (предположительно – молитвенник), что создает впечатление, будто он ее читает. В ней собрана вся материнская нежность и тревога за судьбу сына.
В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Картина, в старину именовавшаяся «Мадонной с книгой» (Madonna del Libro), происходит из семьи графа Конестабиле из Перуджи, у которого она была приобретена Александром II в 1871 году. Царь подарил его своей супруге, Марии Александровне.
Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. - "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)А. Важно отметить, что рамка для картины тоже принадлежит руке художника.
Описание «Мадонна Конестабиле» (итал. Семнадцатилетний Рафаэль был вполне сложившимся художником, что подтверждает контракт 1500 года, где Рафаэль впервые подписался как «магистр Рафаэль Иоганнис Сантис из Урбино». Картина была написана на доске и в XIX веке ее перевели на холст, несколько повредив. Это уже попытка разработки геометрического построения композиции. Изображая Марию, младенца Христа и святого Иосифа, художник избегает будничного правдоподобия, отбрасывает все случайные черты и бытовые детали.
С помощью нимба «мастер Мадонн» подчеркнул божественное начало изображённых людей. Мадонна очень естественно смотрится в этой форме. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). «Мадонна Конестабиле» значительно отличается от нее размерами и более холодным колоритом. Работая на станцами, Рафаэль успевает создавать своих небольших Мадонн. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Царь-освободитель преподнес в ее в подарок своей августейшей супруге в 1871 году. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков.
Такое чувство просматривается и в ранней работе, которую написал Рафаэль. Сюжеты произведений художника разнообразны, но особенно его привлекал религиозный жанр, в частности образ Мадонны (у Санти насчитывается более 40 портретов Богоматери). Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Красное платье Марии уравновешивает синяя накидка, означающая невинность. В ней уже чувствуется влияние Леонардо, произведения которого много и часто копировал Рафаэль, учась композиции и особой технике сфумато.
Нет в ней еще ни классической красоты его мадонн зрелого периода, ни их величавости. Облик юной Мадонны полностью соответствует этой природе – такой же нежный и цветущий. Она смотрит прямо на зрителя. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
Картина первоначально именовалась «Мадонна с книгой». Ее фигура поставлена строго в центре. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Прекрасные ангелы порхают вокруг распятия и собирают в чаши Кровь Спасителя. Ее даже трудно себе представить более значительного размера. Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. Гармоничным дополнением ее облика является пейзаж. Отец Рафаэля тоже был художником, вот таким образом тяга к прекрасному – фамильная черта.
Именно этот прием позволил гармонично сочетать образы матери и ребенка на одном полотне. По своему камерному характеру она напоминает книжную миниатюру. В дальнейшем, однако, художник написал (поверх плода) книгу. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах.
Они являются синтезом всего искусства Ренессанса и привлекают классической простотой. Первоначально в руке Марии был не молитвенник, а плод граната. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei).
Их действия объединены вниманием к книге. Одним из примеров является «Мадонна Грандука». И в природе царит весна. «Мадонна Конестабиле» (Эрмитаж, зал 229) исполнена Рафаэлем – творцом одного из выдающихся созданий человеческого гения «Сикстинской мадонны» (Дрезден, Картинная галерея) – еще в начале творческого пути.
В произведении преобладают плавные, округлые линии, усиливающие ощущение гармонии. С тех пор картина выставляется в собрании Эрмитажа в Санкт-Петербурге. В 1869 г. граф Конестабиле, владелец старинной итальянской галереи, обратился к графу Г. С. Ее часослов, судя по «Пасадинской Мадонне», созданной в те же годы, открыт на молитве, соответствующей нонам — девятому часу служб по средневековому церковному распорядку (около трех часов дня).
Однако этот итальянский художник был одновременно и графиком и архитектором. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Они тоже оказали определённое влияние на Рафаэля. Используя композицию своего учителя Перуджино, молодой Рафаэль силуэтно выделяет фигуру мадонны, спокойно стоящей на фоне пейзажа.
Малыш находится в игривом настроении. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. VI). Также чувствуется, что и сам художник молод душой и телом. Но только Рафаэль смог использовать тондо с большим мастерством и свободой.
Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Сюжеты произведений художника разнообразны, но особенно его привлекал религиозный жанр, в частности образ Мадонны (у Санти насчитывается более 40 портретов Богоматери). Несколько позже, в 1506 году, когда Рафаэль работал уже во Флоренции им было создано «Святое семейство» (Эрмитаж, зал 229). Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Около 1514 года он напишет «Мадонну в кресле». В плавных линиях лиц Матери и маленького Иисуса выражены нежность, любовь и гармония. По контракту Рафаэлю помогал его старший коллега Эванджелиста Пьян ди Мелето.
Пресвятая дева обнимает своего ребенка и на них с умилением смотрит Иоанн Креститель. Все лица на картине источают умиротворение и полны покоя. Скромное исполнение работы похоже на литературную иллюстрацию.
Сама процедура перевода описана В. В. Стасовым в очерке «Художественная хирургия». Молитвенник же — атрибут Богородицы, характерный для ренессансного искусства. Основная черта мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение. Традиционно считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию (художник, скорее всего, оставил её незавершённой в связи с переездом). У ангела слева одно крыло.
В маленьком итальянском городке Урбино появился на свет художник, воспевший человека и создавший картины, являющие нам мир пленительный и непреходящий, оставивший всем образ Матери — любящей и страдающей, чудесный и незабываемый. Публицист Владимир Стасов в статье «Художественная хирургия» в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 27 ноября 1871 года рассказывал, как картину вырезали оттуда для последующего переноса с дерева на холст: «Операцию совершили посредством тонкой, как волосок, пилки вроде тех, какими нынче по новой моде выпиливают из дерева рамки, коробочки и всякую всячину.
Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Но мадонна увлечена чтением, что заинтересовывает и его. Их лица нежны и задумчивы.
Считалось, что это час смерти Иисуса на кресте. Эрмитажные работы старых мастеров сильно пострадали при переводе с доски на холст — обычная практика во многих музеях XIX века. Главная героиня расположена в самом центре картины. Лица идеализированы, хотя и не лишены конкретных черт (Иосиф, например изображен без бороды: она была тогда не в моде во Флоренции отсюда второе название картины – «Мадонна с безбородым Иосифом»). Рафаэль писал эту картину, будучи еще подростком. Рафаэль Санти родился в 1483 году в итальянском городе Урбино.
Речь идёт о первой достоверно документированной работе Рафаэля – алтарном образе «коронование блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны», заказанным Андреа Барончи для капеллы в церкви сан-Агостино маленького городка Читта-ди-Кастелло недалеко от Перуджи. В частности, культурологи различают картины Р. Санти – до переезда во Флоренцию и после. Из глубины, с заднего плана, за трогательной сценой наблюдает святой Иосиф. (9) Рама. Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики.
Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Настроению мадонны созвучна умиротворенность весеннего пейзажа.
Этой задумчивостью пропитана вся работа. Юные флорентийские Мадонны трогательны и чарующи. Они тоже оказали определённое влияние на Рафаэля. Однако этот процесс приносил и свои открытия. Ныне картина изображает Мадонну за чтением книги — вероятно, Священного Писания.
В частности, культурологи различают картины Р. Санти – до переезда во Флоренцию и после. С. А. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. В XVIII веке она перешла по наследству к графам Конестабиле делла Стаффа. Он означал жертву Христа, его пролитую кровь.
Нельзя не упомянуть о грандиозном явлении в творчестве Рафаэля – «Сикстинской мадонне» с тщательно продуманной композицией и безупречным цветовым решением. Картина написана в теплых золотистых тонах. Тысячи мастеров, больших и малых, писали мадонн, но мадонны Рафаэля — верх совершенства. Мадонна и младенец соединены в компактную группу – их связывает мотив молитвенника, который Мария держит в руке и на который смотрит маленький Христос.
В 1871 году российский император Александр II приобрел «Мадонну Конестабиле» у владельца, нуждавшегося в деньгах, для жены Марии Александровны, которой она очень нравилась. Тем бесценнее встречи с картинами художника. Иоанн передает Христу ленту с надписью «Агнец божий». «Мадонна Конестабиле» — одно из ранних творений (предположительно, эту картину Рафаэль написал в возрасте 20 лет).
Слияние человека с природой, покой и равновесие в картине подчеркнуты и формой тондо (круг). Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Рафаэль Санти (1483 – 1520 гг. ) прожил всего лишь 37 лет, но за это время создал множество картин и фресок. (4) Книга.
Когда Рафаэль писал "Мадонну Конестабиле", ему было около семнадцати лет. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Характер изображения можно назвать скорее лирическим, чем драматическим.