При этом он не является бесстрастным. Все фигуры вписаны в пирамиду. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован.
Для них свойственны сложные пейзажные фоны. Все смягчено легкой дымкой, которой обволакивает Леонардо свою треугольную композицию. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Список литературыБерезина В. Н., Лившиц Н. А. – 380 с. Богат Евг.
– 55с. В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. Философский очерк в двух книгах. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта.
Окно присутствует и на полотне «Мадонна Бенуа». Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи. Эта картина совершила революцию для церкви Всех святых во Флоренции. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». – 235с.
Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Каждая его картина – не только правдивое и гениально выполненное отображение жизни, но и духовный акт. Около 1480 года художником Леонардо да Винчи была написана эрмитажная «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа») — произведение, несущее в себе уже новый целостный замысел и представляющее первую важную веху на творческом пути Леонардо. В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. Дата создания картины также доподлинно неизвестна. ВЭрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Василия Кандинского. Нет никаких другихдеталей, которые отвлекали бывнимание зрителя.
Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. – М. : МГУК, 1995. - 288 с. Гастев А. Леонардо да Винчи. Полотно Рембрандта стало вдохновением идля других творческих личностей. Этот контрастный приём (тёмный фон и светлая гладь неба ща окном) играет двойственную роль: зритель одновременноможет увидеть и действие, происходящее внутри комнаты и небо, словно находящееся на стороне Матери и младенца.
Уоллэйс Роберт Мир Леонардо. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. На обоих полотнах младенец выписан крупно, с подробными деталями. – М. : Искусство, 1970. Картину подарил музею в1911 году Петр Дурново.
Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. Другой подобной картины нидо, нипосле художник неписал. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровны (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Мальчик нежно приник к ней. А. Дживелегов, отмечая новаторство техники «Мадонны Бенуа», пишет: «многое уже предвещает в этой мадонне будущего зрелого мастера. Однако Рафаэль создавал и большие алтарные образы.
Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. Искусство Западной Европы XII – XX вв., Из-во Гос. Вверху с овалом. ЗаключениеМы рассмотрели и проанализировали две картины великого мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа».
– М. : Молодая Гвардия, 1982. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. В1914 году Эрмитаж приобрел унее эту картину. По композиции картины различны. Эту тему разрабатывают по всей Италии, но особенно во Флоренции и Венеции. Небольшая картина приковывает внимание, заинтересовывает, волнует. Эрмитажа, Л. 1963.
Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. Павел (вкрасном) напорист, решителен иуверен всебе, аПетр, напротив, — сомневающийся иколеблющийся Считается, что вобразе Павла Эль Греко запечатлел самого себя. – 650 с. Варшавский А. Улыбка Джоконды// Варшавский А. Пелика с ласточкой. Какие-либо отвлекающие подробности отсутствуют. Динамичная яркая картина написана свободными иразмашистыми мазками.
Именно с «Мадонны Бенуа» тогда еще молодой (26 лет) и вырабатывающий свой стиль художник Леонардо да Винчи стал использовать технику масляной живописи. с англ. А. Дживегелов пишет: «Жизненная правда Леонардо да Винчи – это высокая правда и в соответствии с ней изобразительный язык в рассматриваемой картине отличается большей обобщённостью, нежели в его более ранних работах, – той концентрированностью видения, способностью в немногом увидеть многое, которая составляет уже особенность Высокого Возрождения».
Беря во внимание всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что полотно «Мадонна Бенуа» стоит особняком среди близких по теме работ периода кватроченто композиций. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность. Примером является его работа, которая экспонируется в Метрополитен-музее. Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто.
Напротив, здесь проскальзывает ощущение своеобразного единого тона". Вывод: картина «Мадонна Бенуа» являет собой воплощение ещё одного типа красоты – красоты, более идущей изнутри, чем созданной внешними чертами. Книга I. – М. : Детская литература, 1989. Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м.
И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. Один сюжет решён художником по-разному. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровне (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Собственность императрицы сразуже была выставлена вздании Эрмитажа. После падения Берлина в1945 году шедевр вчисле других «трофейных» произведений был отправлен вСоветский Союз иоказался вЭрмитаже.
Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Таким образом, зритель видит один глаз и тень улыбки. – 4-е изд. Лувр. В1870 году этот подарок обошелся императору в310 тысяч франков. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей.
Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Арежиссер Андрей Тарковский процитировал «Возвращение блудного сына» водной иззаключительных сцен «Соляриса». Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате.
Н. Воскобойников. Однако если проанализировать, каким образом Леонардо добивается этой выразительности, то можно убедиться, что маэстро использует довольно обобщённые и лаконичные способы изображения. Художники этого периода обычно применяли яркий фон изобилующий изображениями и деталями.
«Мадонна Литта» выстроена более сложно имеет три плана: первый замкнутый (его создаёт Богородица, склонившаяся к сыну), второй план размыкает младенец, повернувшись к зрителю. Мастер Леонардо да Винчи Из коллекции генерала Корсакова». Из коллекции генерала Корсакова». Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются.
Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. Это усиливает скрытую смысловую нагрузку. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо.
Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Джотто сделал первый шаг, без которого, возможно бы, задержалось Возрождение. Одну из его Мадонн вы видите выше.
Вып. Покой и нежность заполняют целиком эту сцену. Неизвестно, когда ипри каких обстоятельствах картина была создана. – М. Искусство, 1998. Серый цвет ягненка сопоставим с рукавом платья Анны. «Мадонна Бенуа» – не исключение.
Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. – 254 с. Вазари Дж. Их головы венчают тонкие нимбы (этих деталейтакже на полотне «Мадонна Литта»), перекликающиеся с брошкой на груди Богородицы.
Это нежное дымчатое покрывало на нем создает полное впечатление отрешенности. Младенец, по словам Н. Березиной, «полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками». Голова молодой женщины гордо поднята, ее лицо абсолютно невозмутимо. – М. : Просвещение, 1976.
Дега изобразил своего близкого друга, аристократа Людовика Лепика, вместе сдвумя дочерьми. Мастер преподнёс его нам для обозрения в профиль. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. – 225 с. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков.
Как символов Человека, Неба иЗемли. Композитор-авангардист Бенджамин Бриттен под впечатлением отэтой работы написал оперу. В XV веке Мадонна с младенцем становится не только сакральным сюжетом. Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа.
Нельзя не заметить, что в них образ Богородицывыглядит статичным. Некоторые эксперты называют картину «неудачной». Второе название происходит пофамилии владельцев картины. – 192 с. : ил.
– 318 с. Ульянов О. Г. Она наслаждается, созерцая красоту своего сына. Третий план – окна как духовныеочи. Больше никакое чувство не отражено на её лице. Её одеяние сочетается с причудливой горной цепью на заднем плане. Исследователи отмечают в них некоторые признаки незрелости, неудачные моменты, но отчасти это объясняется тем, что к картинам «приложили руку» другие художники. Но в то же время «самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворённости, которое Леонардо так любил и умел вызывать». Точны слова Н. Березиной в связи с этой картиной: «Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке».
В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. Преображает его одухотворённая радость и любовь. Искусствоведы предполагают, что работа была написана в1876 году иненазаказ.
Здесь использован один из любимых композиционных приемов Леонардо. Дерево, масло. Одну изсамых известных иузнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766году. Нельзя не заметить: фигуры Марии и маленького Иисуса заполняютпрактически всёпространство полотна и, по словам Л. Любимова, «уже одной своей крупной пластикой формируют его (пространство). Ему так хочется дотянуться до цветка. Она заложена и в сюжете и в композиции картины.
– (Библиотека искусства). Он постарался передать духовный мир ихарактеры апостолов. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Мир Леонардо. – М. : ТЕРРА, 1997.
Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Цвет наряда Марии сочетается с фантастической цепью синих гор на заднем плане. Этот приём разработал Леонардо да Винчи. В «Мадонне Литта» образ Богоматери внешне более приближен к образу небесному: правильные и благородные черты создают такой же благородный лик.
Это символ распятия. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». Мадонна изображена приёмом сфумато. 1452 – 1519 / Пер.
Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка. По обе стороны от него находятся ангелы, которые держат развевающиеся ленты. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. Он избегает здесьфлорентийских разобщённых, пассивно сопоставленных цветовых пятен. Последняя первоначально называлась «Мадонна с младенцем».
«Мадонна Литта» по цветовому решению более разнообразна, в то время как «Мадонна Бенуа» содержит в себе контрастирующие, но не конфликтующие тёмные и светлые цвета. В самой живописи, не блещущей яркими красочными эффектами, вместо по-флорентийски разобщенных, пассивно сопоставленных цветовых пятен проскальзывает ощущение своеобразного единого тона. Т. 3. Любопытный момент: мать смотрит вниз, ребенок – вверх – между их глазами нет контакта.
Прежде всего этот типично леонардовский выпуклый лоб, лоб св. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Нельзя не согласиться с тем, что Леонардо да Винчи «как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень». Можно сказать, что «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» имеют и сходство и различие.
Мадонна с младенцем часто становилась сюжетом его картин. В своей небольшой по размерам картине (размер картины 50 x 32 см, дерево, масло) молодой художник избрал один из самых популярных мотивов в живописи раннего (а впоследствии и Высокого) Возрождения — изображение мадонны в интимно-лирическом плане, когда тема материнства выражается просто и безыскусственно, без той сложности идейного и изобразительного замысла, которая свойственна крупным алтарным композициям. – 48 с. Любимов Л. Возрождение в Италии//Любимов Л. Искусство Западной Европы. В этом образе, полном человечности, нет отстраненности или отчужденности.
«Мадонна Литта» символизирует духовное окормление не только Христа от Матери, но и всего человечества, которое Иисус готов дать миру. По мнению Н. Березиной, «даже беглый взгляд улавливает в Мадонне Литта именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения». Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. Младенец, переполняемый здоровой жизненной энергией, вертится у неё на руках, перебирая ножками. «Мадонна сМладенцем»— одно изранних произведений Рафаэля, написано пусть инетак же мастерски, как остальные его работы, носбольшим чувством.
Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Это и смуглость и золотистость волос. – М. : Директ-Медиа, 2009. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). 7.
sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Линия их становится более уверенной, штриховка и оттушёвка оттеняет объёмы.
Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466-1470 годах. В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Это создает контраст с пейзажем, который состоит из скальных пород и валунов.
На листах его рисунков, относящихся к тому же времени, мы действительно находим большое количество набросков для композиции Мадонна с младенцем, причём он со свойственной ему тщательно и вниманием зарисовывает как различные положения тел материи и ребёнка, так и детали: руки со складками лёгкой и тяжёлой одежды, куски ткани. В Венеции эту тему любил Джованни Беллини. Мы видим лишь одно светлое пятно: небо за окном (на этот раз без пейзажа) и почти такой же светлый младенец, словно излучающий внутренний свет. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию.
Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. Все покрывает легкий флер сфумато. В первую очередь надо назвать «Благовещение» из галереи Уффицы, всем нам хорошо известную картину «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» из собрания Эрмитажа. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно.
Для историков важно другое. Очевидно, что в нём присутствует схожесть с Матерью. «КомпозицияVI» была создана в Мюнхене вмае 1913года — за год до начала Первой мировой войны. Отсюда возникло название картины. Лицо мадонны повернуто в профиль.
До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». На мысль о дарении наводит и другой знак – предполагаемая звезда Вифлеема в левой руке Богоматери, наводящая на мысль о дарах волхвов. Леонардо да Винчи очень быстро, всего за три года, сформировался как художник и скульптор. Шедевр достался Марии Сапожниковой (после замужества— Бенуа) внаследство ототца.
Мадонна с младенцем сидит на троне, Христос благословляет Иоанна Крестителя, который стоит у подножия трона. Фигура мадонны изображена таким образом, что её контуры чётко вырисовываются на фоне стены. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». Картина «Площадь Согласия» была перевезена вРоссию после Второй мировой войны изБерлина — там она хранилась в частном собрании. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо.
– М., 2003. И все же картина «Мадонна Бенуа» резко выделяется среди близких ей по теме кватрочентистских композиций, в которых образ мадонны кажется статичным, застылым не только внешне, но и внутренне ибо в них нет такого открытого излияния чувства, как в светящейся счастьем материнства леонардовской Марии. Что не мешает любоваться творением гения уже несколько столетий. Вот таким образом и в этом случае сказать, что да Винчи стремился лишь только «очеловечить» небожителей – неверно. Первоначально Кандинский хотел назвать ее «Потоп»: в основу абстрактного полотна лег библейский сюжет.
По колориту полотна отличаются их роднит лишь тёмный фон. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. Лицо мадонны показано не полностью.
Изображение фона ломает традицию кватроченто. «Мадонна Бенуа» свидетельствует о бесценном духовном даре, дарованном людям Спасителем. Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). Живопись Леонардо в этом полотне не отличается яркостью, красочностью, эффектностью.
Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). Композиционным и идейным центром картины является переплетение трёх рук: двух пухлых ручонок мальчика и нежной, девической руки матери, держащей за стебель цветок, к которому направлены внимательный и ласковый взгляд мадонны и пытливый, серьёзный взгляд младенца, пытающегося неловко схватить цветок. Алтарь был заказан Рафаэлю для монастыря Сан-Антонио и завершен в 1504-1505 годах. Искусствоведам, выступавшим против этой продажи, повезло: сделка сорвалась. Сейчас уже не подлежит сомнению принадлежность обеих полотен кисти да Винчи. Париж. Линия их становится более уверенной, штриховка и растушёвка оттеняют объёмы.
Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Не стоит забывать о «Мадонне с гвоздикой» (1478-1480) из Мюнхенской пинакотеки. На эту тему существует несколько мнений. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Он всегда становится средоточием повествования о спасении.
Любовь земная и небесная смешаны в этом образе.
Отмечалась выше и круглоликость Марии. Лик слегка затемнен. 77 x 53 см. – М., 1977. – М. : Детская литература, 1971. Италия. Композиция картины уравновешенна и лаконична. Леонардо да Винчи считал, что в воздухе витают образы и подобия, а задача художника – уловить и воплотить их.
Как считает Вазари, Мария проста, скромна и смиренна. Многофигурный портрет досих пор хранит всебе немало загадок. Мастер Леонардо да Винчи.
Существует легенда, что семейство Бенуа купило ееубродячего цирка. – 397 с. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. Полотно поступило вмузей изГосударственного музея нового западного искусства в1948году.
Через это кормление Он принимает и человеческую душу. Дева Мария изображена на фоне двух окон в виде арок из которых льется голубой прозрачный свет, усиливая темный фон за ее спиной. М. Карасёвой. Темпера не давала таких возможностей.
Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. Особо выделяетсяЕё задумчивый и нежный взгляд, который она устремила на Него. Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу.
Но исследователи об этом до сих пор спорят. Он проявил себя в самых разных областях не только искусства, но и знаний. Иисус и Мария расположены на теплом золотистом фоне.
Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Вот что по этому поводу пишет Р. Уоллэйс: «Там, где время и кисть другого художника пощадили эти полотна, зритель может в полной мере насладиться пейзажем, великолепно написанными уголками природы, красотой рук, локонов, драпировок, которые едва ли могли быть созданы кем-то другим». На картине «Мадонна Литта» Мать кормит своего ребёнка грудью. Это нескрываемое чувство роднит её с «Мадонной Бенуа», внешность которой схожа с простой, ничем особо не выделяющейся, женщины. Картина была создана позаказу Сергея Щукина известного русского коллекционера французской живописи XIX— начала XXвека. Своими неуклюжими ещё ручками он пытается схватить красную гвоздику, которую держит в своей грациозной руке его Мать. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души.
Нуждаясь вденьгах, онпродал всеже полотно графу Лепику идоконца XIX века онем незнали. Ее образ заказывают художникам как светские люди, так и церковные власти. Композиция написана натему золотого века человечества ипотому наней изображены неконкретные люди, асимволические образы. И, наконец, символика.
Это был удивительно разносторонний гений. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках. Возрождение. – 159 с. Егорова К. Леонардо да Винчи. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью.