Картина Павла Федотова Игроки: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. В 1936 году прах художника был перезахоронен в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры с установкой нового памятника. В избе на лавке лежит офицер, полураздетый, босой.
Далее – обещанная игра-угадайка. Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. Среди этого лихорадочного месива – рисунок с императором Николаем I, разглядывающим в лупу самого Федотова как экспонат какой-нибудь энтомологической коллекции (двумя годами раньше художник задумал картину «Николай I среди институток» и даже выполнил ее эскиз). Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса.
Федотов поселился вместе с верным слугой денщиком на Васильевском острове в маленьких холодных комнатах, разделяя с ним скудную трапезу, подчас терпя голод и холод. Не пропустите этот лист с набросками, с прямоугольным вырезом в середине, – он висит справа при входе в «пещеру» с «Игроками» и многими посетителями остается незамеченным. Последнему (как хронологически, так и территориально, то есть самому дальнему от входа) разделу выставки предпослан эпиграф из дневниковой записи Федотова: «Судьба, как неразмотанный клубок, каждая нитка не знаешь, цельная или с узлами, что такое и как велика, на чем конец намотан. Решение далось не просто. Наступил самый тяжелый период в его жизни.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой.
Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью.
Но применительно к Федотову это дело безнадежное: картины «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Анкор, еще анкор» многие знают наизусть со школьной скамьи. В этюдах и эскизах к картине «Игроки» совсем другой почерк, мрачное мироощущение. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно.
На первый взгляд картина как картина. Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением. Нет помощи семьи. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы.
Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. Придя в рассудок недели за две до своей кончины, он скажет врачу: Судьбой недоволен. Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов. Послушавшись этого совета Крылова, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины:«Свежий кавалер» (1848, другое название:«Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и«Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).
Все в картине мрачно и вызывает она тягостное, гнетущее чувство, с которым, вероятно, писал ее и сам художник. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. После пяти месяцев мучений Павел Андреевич Федотов скончался 14 (26) ноября 1852 года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. Последняя работа художника «Игроки» – картина совсем не однозначная.
Сам жених виден в открытую дверь: это бравый усатый майор, в котором отчасти можно уловить черты лица самого художника. Раздел выставки, названный просто «Сепии», в наибольшей степени отражает ее главную тему «театра жизни». А тем, кто действительно хорошо помнит его хиты, для которых даже слово «хрестоматийные» недостаточно хрестоматийно, предлагается столь (не)любимая студентами-искусствоведами игра-угадайка: сможете ли вы узнать самые известные картины Федотова по их небольшим фрагментам. Стоящий на постое где-то в глуши офицер забавляется.
В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Он остается без средств к существованию. Картина была представлена великому князю, который пожаловал художнику за неё бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
как и Брюллов, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись. Посыпались заказы, замыслы будущих картин возникали у него один за другим. Но, кажется, в его творчестве и нет никаких канонов. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины.
Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох. В качестве напоминания о главных живописных работах Федотова приведем цитату из воспоминаний Андрея Ивановича Сомова историка искусства, главного хранителя Эрмитажа (и отца знаменитого художника Константина Сомова), который, еще будучи студентом Санкт-Петербургского университета, в 1849 году посетил выставку в Академии художеств, на которой демонстрировались три первые живописные работы Федотова (за одну из них, «Сватовство майора», художник получил звание академика): «Публика бродила по выставке, довольно равнодушно останавливаясь лишь на минуту перед тем или другим произведением, пока не добиралась до предпоследней из зал, выходящих на третью линию Васильевского острова.
Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет. Картина Федотова была написана в тех красках, в каких Гоголь писал свою Женитьбу, опередив на несколько лет Островского с его высокохудожественными образами из московской купеческой жизни. 20-я линия Васильевского острова», картина «Анкор, еще анкор», рисунки на синей бумаге для картины «Игроки», а в центре большая (увеличенная раза в три), подсвеченная и помещенная в подобие камина репродукция самих «Игроков» – оригинал хранится в Киевском музее русского искусства и по вполне понятным в нынешней ситуации причинам в Москве его показать не смогли. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. Веселый и добрый нрав Федотова во многом помогает ему, он верит в себя. Девушка изображена за игрой на клавесине.
Но радость была недолгой и не всё у художника было суждено осуществиться. Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии. «Чтобы понять, до какой степени этот труд был велик, нужно вспомнить необыкновенную добросовестность Федотова и его глубокое отвращение к рисовке предметов из головы, то есть без натуры перед глазами», – вспоминал Дружинин.
Но основным увлечением было все же рисование. В 1851 году, чтобы заработать денег, Федотов берется писать патриотическое полотно Приезд Николая I в институт, но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать оплаченным льстецом. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки».
В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере». Заказ оказался роковым. Но не мог найти того, что мне хотелось.
Этот счастливый майор, конечно. Но лучше всего ему удавались жанровые сценки. В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности.
Застали и что. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. В варианте «с зеленой комнатой» изменяется и пространство – оно обступает фигуру более тесно, а черты лица героини приобретают сходство с ангельским ликом. В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере».
Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. ассигн. В России наступило мрачное время николаевского произвола и цензурного террора. Нет чувств, нет желания. Ему было всего 37 лет. Между тем основной массив наследия художника – не живопись, а графика.
Это именно театр, граничащий с клоунадой.
Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Жесть, масло. Подобный материал не характерен для Федотова. Только рост художника и его ощущение трагедийности жизни. Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох.
В варианте из Ивановского музея акцентируется прежде всего «слезная печаль» : черты лица вдовушки чуть одутловаты, лицо словно опухло от слез, а более тяжеловесная фигура утратила «преграциозность». Это один из самых поэтичных и обаятельных женских образов в русском искусстве. Неподвижная поза центрального героя, в котором автор изобразил себя, смотрится на фоне судорожно потягивающихся фигур диковато. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. – командует он, не подозревая, что по-французски анкор значит еще.
Рядом гитара. Нагромождённость композиции, разъяснение её посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью. Павел стал задумчивым и молчаливым.
А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении. Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа». Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим.
Странным образом эта небольшая картина может напомнить обстановочный парадный портрет, тем более что сама героиня здесь, по выражению одного из современных Федотову критиков, «преграциозная и прехорошенькая», даже кукольно-хорошенькая, в стиле портретов Карла Брюллова, которым Федотов восхищался. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине.
Вот описание сепии «Первое утро обманутого молодого», составленное самим художником: «Обманутый во всем молодой в отчаянии схватился за голову. Анкор, еще анкор. Старый дядька молодого стоит в грустном оцепенении. «Вдовушка» – первая живописная работа, где Федотов целенаправленно уходит от прежде присущей его живописным полотнам остроумной описательности, от изображения события в сторону того, что принято называть настроением, состоянием.
Офицер развлекается – заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки. Однако репродукция, будучи композиционным центром сумрачной пещеры, притягивает к себе зрительское внимание, при этом посетители обсуждают, главным образом, то, кто именно из игроков остался в выигрыше и почему на стене висят пустые рамы от картин (сами картины проиграны и холсты вырезаны из рам, чтобы достаться новому владельцу. ). Он видел картину "Сватовство майора" и не понимает, как мог художник так правдиво описать его историю, так как ведь это он, майор, для поправления своих обстоятельств женился на купчихе и теперь доволен и счастлив. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». Эта картина была последней в творчестве Федотова, но о ней никто не знал, так как картина находилась в частном собрании. Один из разделов называется «Полковой художник».
Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. Путеводитель по выставке Павла Федотова слегка отличается от других путеводителей «Артгида». Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать.
Положение усугубилось-скончался отец. Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя.
Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием. Он был так доволен своим изображением, что подарил художнику бриллиантовый перстень.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу.
Утро. Отныне он должен был зарабатывать лишь своим искусством. Но обличал без пафоса и скандалов, не позорил, не высмеивал. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича.
Так он прослужил десять лет. Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа». Ниже, на полотнище знамени, цитата из сочиненной некогда Федотовым для полка песни «То ли дело егеря», а над ней надпись «Радъ стараться» и далее неразборчиво «усрать (. ). ». В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников.
Шелковые длинные чулки стоят в Английском магазине 40 руб. Они были знакомы с родной сестрой Павла Федотова, а деньги предназначались ей в помощь. «После долгого труда ему удалось слить светло-лиловый фон с ярко-розовым цветом постели и тусклым мерцанием сальной свечи, при ярком дневном свете», – пишет Лебедев.
Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела. Картина была создана в год трагической смерти художника. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Кто-то видел, как художник заказывал гроб.
Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Отход от канонов. Хоронили художника 18 ноября 1852 года и большая толпа почитателей шла за его гробом. Искусствоведы, признали лучшим третий вариант картины, в нём уже не осталось и следа от семейных тягот Федотова. В 1850 году на выставке в Московском училище живописи Федотов показал семь сепий «нравственно-критического содержания», которые он, вероятно, намеревался издать отдельным альбомом.
Там с первого же дня выставки постоянно скоплялась толпа любопытных, происходили толкотня и давка, стоял гул от разговоров. Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в1857 году вЛейпциге, была запрещена для распространения в России. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Так Федотов писал о себе в шуточном стихотворении – его детство и ранняя юность прошли в Москве, в доме в Большом Харитоньевском переулке в Огородной слободе, где выращивались овощи для царского стола (в центре слободы находилась церковь Харитония Исповедника).
И теперь, по прошествии сорока лет, я смотрю на эти рисунки с крайне тяжелым чувством. Такая принципиальность художника. В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому. Первый шаг при попадании в этот раздел – «Вдовушка». В июне 1852 года Федотов был помещен в психиатрическую больницу.
В январе 1834 года в чине прапорщика был направлен на службу в лейб-гвардии Финляндский полк в Санкт-Петербург, где прослужил 10 лет. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Почти сразу Гренев умирает. Довольно поздно и довольно быстро пройдя «живописные университеты», научился не только метко и точно рисовать, но и мудро обобщать жизненные наблюдения.
ассигнациями в месяц». «Вдовушек» на выставке три из четырех, созданных Федотовым (четвертая, самая лаконичная из Государственного Русского музея не приехала). И уроки мастерства берет у профессора Заурвейда, с целью научиться профессионально рисовать лошадей, чтобы в сюжеты изображаемые им, кроме пехоты, вошла еще и кавалерия.
Профессор требовал рутинной компоновки, той вылощенности и вылизанности в изображении солдат, какой требовало их начальство на майских парадах. Творческий метод художника – ни шагу без натуры. Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов. Картина эта называлась Свежий кавалер.
Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале. Она внутренне сосредоточена и серьезна. Считается, что тем самым они чтили память русского художника. Акварель исполнена в Москве осенью 1837 года, когда Федотов получил отпуск.
В прессе началась травля художника. Павел Андреевич Федотов – великий русский художник, художник, график.
Жизнь в полку была трудной, но, несмотря на строгие требования тогдашней фронтовой и казарменной службы, он находил время для своего любимого занятия — рисования. Картина имела большой успех на выставке. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Теперь ему хотелось внести в своё творчество, направленное перед этим к обличению пошлых и тёмных сторон русской жизни, новый элемент— истолкование явлений светлых и отрадных. В возрасте 29 лет Павел Андреевич в чине капитана покидает армию и посвящает себя живописи. Равнодушным к общему переполоху остается только котенок, занимающий самый первый план картины и беззаботно умывающийся на паркете купеческой гостиной. На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа.
Вариант «с лиловыми обоями» ближе всего к ранним картинам Федотова с точки зрения описательных подробностей. Да и герой картины не очень достоин насмешки. Анкор, еще анкор.
Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). – Мне необходимо бывать на балах в Зимнем дворце, а между тем что стоит один мундир, который должен быть с иголочки.
Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения. Разглядывая подробно представленный быт XIX века (ушедший навсегда, диковинный, экзотичный), ловлю себя на мысли, что во взаимоотношениях людей, в страстях и чаяниях с тех пор мало что изменилось. Даже «шапки в воздухе» «ведут себя» почти портретно имея разные траектории полета. По мнению психиатра Александра Шувалова, проанализировавшего клинический случай болезни Федотова уже в 1990-х годах, увеличительное стекло в данном случае «могло являться символом как повышенного внимания со стороны окружающих (идеи отношения, бред значения), так и признаком идей самоуничижения и самоумаления».
Рядом в стеклянных витринах в том же зале Инженерного корпуса экспонируются предметы «из полковой жизни» времен Федотова, позаимствованные из Государственного исторического музея и Музея Пушкина: тесаки, сабли, чубуки, ружья игральные карты. Смотреть – не пересмотреть, читать – не перечитать. И увидеть «вживую» (а не в растиражированных репродукциях) акварели, рисунки, сепии, которые вытаскиваются из музейных хранилищ лишь по большим праздникам, – это редкая и счастливая возможность. Но лучше всего ему удавались жанровые сценки.
Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии. Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких. не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять. Родился в Москве 22 июня 1815 года.
При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие. В 1837 году «оклад» Федотова составлял 350 рублей серебром (около 1250 рублей ассигнациями).
Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему«Казарменная жизнь», сочинённых под влияниемХогарта. Как только дома появлялась свободная минутка, он рисовал акварелью и карандашами карикатуры и портреты сослуживцев, сцены из обыденной полковой жизни. Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу. Портрет Анастасии Михайловны Гриневой. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Прожив всего 37 лет, художник успел много.
Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Ничего не знаешь». Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля.
Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Последние годы накануне страшного психического заболевания. Однако, как ни странно история картины имела неожиданное продолжение. Свеча здесь не столько освещает, сколько подчеркивает ощущение обволакивающего сумрака – эквивалент пушкинского оксюморона «свеча темно горит».
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Рисуя жанровые сценки, Федотов задумывался об исправлении нравов.
Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Федотов был похоронен наСмоленском православном кладбище. Всё было естественно и натурально. Раздел выставки «Сцены из обыденной жизни» – это в основном карандашные рисунки, сочиненные на основе житейских наблюдений, – Федотов рисовал беспрестанно, с остротой, юмором, а иногда и ехидством фиксируя человеческие «повадки» в таких «типических обстоятельствах», которые не утрачивают актуальности до сей поры (как, например, в рисунке «Взяточник»).
На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа. Наконец, я должен взять карету, так как на ваньке меня и к подъезду не пустят». В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава).
Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русского романтизма. Застали и что. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. В последнии минуты жизни с ним был только его преданный слуга и друг денщик Коршунов.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Между тем фантасмагория, состоящая в том, что персонажи «Игроков» выглядят как вылезшие из картинных рам и несколько утратившие человеческий облик ночные призраки, усиливается общей атмосферой музейного зала: тени, отбрасываемые посетителями выставки на стены, до жути напоминают силуэты, написанные и нарисованные Федотовым (художник рисовал персонажей «Игроков» с манекенов). Многие картины остались незавершенными.
Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Да и герой картины не очень достоин насмешки. Сама акварель сравнительно небольшая (31 х 44, 4 см), а фигур на ней изображено более пятидесяти и каждую Федотов выписал с портретной тщательностью миниатюриста.
ассигнациями в месяц». Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния.
И такой забавой заняты длинные вечера офицеров. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник. Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве. Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве.
В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности. На следующий день его не стало. На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом.
Ничего не знаешь», – горький эпиграф к последнему акту «Театра жизни Федотова». Федотов рисовал, даже находясь в лечебнице для душевнобольных (правда, случалось это в редкие моменты просветлений – большую часть времени он находился в смирительной рубашке из-за буйного характера помешательства, а лечили его при этом ударами кнута) и даже учил рисовать других пациентов. Художник предпочитал холст или бумагу. То есть эта картина является визитной карточкой художника.
.