Во всех работах художника, будь то карандашный набросок или сложная живописная композиция, раннее реалистическое полотно или экспрессионистическая картина, мы безошибочно узнаем характерную повадку зверя: ломкую грацию косули, пружинистую энергию тигра, порывистость непоседливой обезьяны, медлительность массивного быка, горделивую стать лошади. Благодаря тому, что голова животного склонена, создается впечатление, что лошадь — это восприимчивое существо, которое тоже способно чувствовать. Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году. Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог.
«Синий всадник» стал синонимом немецкого экспрессионизма. Франц Марк – немецкий художник, экспрессионист. То есть король-то – голый. Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке». Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию». «Синий всадник – это мы двое», – заявил однажды Кандинский.
Обезьяны 1911 Отдыхающие лошади 1911 Сине-чёрная лиса 1911 Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Франц Марк, будучи одним из лидеров важнейшего художественного объединения XX столетия, держался несколько отстранённо, практически особняком.
Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», – сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк. В конце 1911 года при редакции «Синего всадника» была организована художественная выставка, которая положила начало одноименному объединению. Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Однако выбранная стилистика ничуть не противоречит анатомии. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки.
«Синий всадник – это мы двое» – сказал позднее Кандинский. выше.
То эпохальное сражение длилось в течение полугода и унесло несколько сотен тысяч жизней. Сначала Н. Альтман одним росчерком сделал дружеский шарж. Сами они, между тем, были отнюдь не равны. Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания. На красивой и независимой Марии Шнюр он женился в 1907 г., но почти сразу же понял свою ошибку.
Весной 1912 года в салоне Гольтца открылась дополнительная экспозиция «Синий всадник. «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя. Членов «Синего всадника» объединила любовь к примитивному и средневековому искусству, а также модернистским течениям в живописи – кубизму и фовизму. Им было расписано девять «росписей по брезенту» в различных стилях источниками вдохновения для Марка стали Мане и Кандинский, причём камуфляж в стилистике последнего оказался наиболее эффективен для укрытия от самолётов, пролетающих на высоте в две и более тысяч метров.
Франц родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене. Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных. Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве.
Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден. В апокалиптическом хаосе мы различаем хищные красные всполохи и лучи, падающие стволы, мятущихся коней испуганно сгрудившихся оленей ищущих укрытия кабанов, а в центре полотна – как олицетворение невинной жертвы – голубую лань, поднявшую голову к небу. Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником.
Художник часто получал вопросы относительно его излюбленной тематики. Чёрное и белое», на ней были представлены исключительно графические работы. Причём видения, на мой взгляд, получились какие-то извращённо-болезненные. В его работах было отчётливо выражено влечение к пасторальному идеалу, тоска по романтизму, в них не было типичного для экспрессионистов надрыва, напряжения, экзальтации цвета и форм. Их творчество производит глубокое впечатление на живописца.
В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях». Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. В 1900 году начал обучение в Мюнхенской академии художеств, где учился до 1903 года у Габриэля фон Хакля и Вильгельма фон Дица. Олень в монастырском саду 1912 Свиньи 1912 Тигр 1912 Трое животных (Собака, лиса и кошка) 1912 Три кошки 1912-1913 В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, Марк полностью переключается на создание своих абстракционистских работ. Ему было всего 36 лет. Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников.
Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж. В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери». Наряду с Августом Маке, Василием Кандинским и др.
Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств и первые мученики умирали за новый христианский идеал. Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось).
– вопрошал Марк. Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл. Последовательно испытал влияние стиля модерн, кубизма и футуризма. Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах. Но историческая живопись, которая является основной в академии, как и натурализм, не интересны художнику. Лисицы 1913 Лошадь и собака 1913 Малая композиция I 1913 Олени в лесу I 1913 Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось) – см.
Причина, по которой художник отправился на войну, несмотря на то, что она была ему отвратительна, – её «очищающий» потенциал. Франц Марк погиб на фронте под Верденом в первую мировую войну в 1916 году. «С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. «Искусство, 0151 считал художник, 0151 не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей».
Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913). Марк дважды (в1903и1907 году) посещает Париж, где знакомится с французскимпостимпрессионизмоми, в частности, с живописьюГогенаиВан Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Родился в 1880 году в Мюнхене.
Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. 1913 Башня синих лошадей 1913 (не сохранилась) Бедная земля Тироля 1913 Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными. И название пришло само». (Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность. ) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка. Тот написал ему в письме: «Не слишком ли страшную цену придётся заплатить за очищение. ». В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета.
Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство. Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка. Настольной книгой Франца Марка был труд Альфреда Брема «Жизнь животных». По мнению многих экспрессионистов путь к новым духовным ценностям лежит через единение с природой и космосом.
Внешне они казались не очень подходящей парой – Франц, утонченный интеллектуал с благородными чертами и круглолицая Мария с грубоватым крестьянским лицом. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы ит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музееБазеля, Швейцария. Своими мыслями он делился с Кандинским. У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей.
На самом же деле никто ничего не понял, так как живописи в таких картинах вовсе и нет. Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, абсолютного и гармоничного бытия. являлся участником и главным организатором художественного объединения «Синий всадник».
Однако приказ не успел дойти до фронта. Птицы. В фиолетовом, красном и желтомих движенья и песни и перья, уплывают небесные чёлны -вдохновенье, находки, потери. Мы и сами – как будто бы птицы, когда ярко живем, с вдохновеньем, в небеса мы стараемся влитьсяптицей синей полетных мгновений. Франц Марк. Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки.
Если говорить о конкретном художнике изображать именно так, как он якобы его видит. Когда издатель из Мюнхена Рейнхард Пипер попросил прокомментировать увлечение анимализмом. Читать училась по азбуке Льва Толстого. Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка.
Марк Франц (Marc), немецкий художник. Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он. Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира. Группа «Синий всадник» просуществовала всего три года: амбициозные планы художников нарушила Первая мировая война. В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. А на самом деле с началом века окружающий мир остался прежним, таким каким мы его видим и сейчас за окном (не касаюсь научно-технического прогресса).
Повсюду экспрессионистов преследовало негодование почтенных обывателей, картины называли «цветной пачкотнёй» и «мазнёй». В детстве мальчик отличался застенчивостью и мечтательностью. Neue Kunstlervereinigung Munchen). Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисыит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа.
Помимо организации выставок, объединение выпустило два номера богато иллюстрированного альманаха Синий всадник (в дизайне обложки альманаха за 1912 год, созданной Кандинским используется популярная иконография святого Георгия), где были опубликованы высказывания художников, которые одни из первых смогли оценить художественную ценность архаического, средневекового и народного искусства – ксилографии и скульптура немецкого Средневековья, народное искусство России искусство племен тихоокеанского Севера, Океании и Африки, японские маски и гравюры, детские рисунки. В 1900 году Франца принимают в Мюнхенскую Академию художеств. В декабре 1911 года в мюнхенской галерее Тангаузер (нем. 4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову.
Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Tierschicksale, 1913). Во время дождя 1912 Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи) Два кота, синий и жёлтый 1912 Девушка с кошкой 1912 Три коровы (жёлтая, красная, зелёная) 1912 Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и другие). Франц Марк Франц Марк (8 февраля 1880, Мюнхен, Германия — 4 марта 1916, Верден, Франция) — немецкий художник еврейского происхождения, яркий представитель немецкого экспрессионизма. Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства.
Франц Марк родился вМюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Здесь он открывает для себя — Сезанна, Гогена, Ван Гога. Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка.
Рубеж веков почти напополам разделил недолгую жизнь немецкого художника: он родился в 1880-м, а погиб в 1916 году на фронте, в битве под Верденом. Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми. Индерсдорф 1904 Марк дважды (в 1903 и 1907) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. Экстатическая образность произведений Марка, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряжённым, ярким колоритом, отразила его неприятие современной действительности, предчувствие общественных потрясений (Башня синих лошадей, 1913, не сохранилась Судьба животных, 1913, Публичное художественное собрание, Базель).
В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества. В начале века Мюнхен был признанным художественным центром Германии. Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости». Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 года по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь1912 годана первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма.
Рождение лошадей 1913 Святой Жульен 1913 Спящие звери 1913 Спящие лошади 1913 Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Так, в 1914 году рождается картина «Борьба форм». Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Больше всего ему нравились лошади. На смерть 27-летнего живописца Марк написал некролог, в котором присутствовало такое замечание: «С его смертью внезапно надломился прекраснейший и смелый поворот немецкого художественного развития никто не в состоянии его продолжить.
Марк ответил следующее: «Я не ставлю своей целью изображение только животных Я хочу обострить своё восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе Я не знаю лучшего способа подобного «оживления» искусства, чем изображение животных». Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака. «Искусство, — считал художник, — не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей». В своих работах (например, Синие лошади, 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии и стилизованные кривые и блестящий нереальный цвет. После выставка объездила Берлин, Кёльн, Хаген и Франкфурт. Участники группы также мечтали уравнять в правах все существующие виды искусства.
Thanhauser) состоялась первая групповая выставка «Синего всадника». Вскоре после начала Первой мировой Франц Марк ушёл добровольцем на фронт. Художник решительно порвал с натурализмом. Организатор (вместе с В. В. Кандинским и др. ) художественного объединения Синий всадник в 1912-14 – один из лидеров раннего экспрессионизма. Есть только больное воображение. Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ. Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета.
Яркие цвета он, в отличие от фовистов, применял для усиления значимости животных. Таким образом, причислить его к анималистам – представителям узкого и специфического жанра – означало бы преуменьшить размах его творчества, стереть его философские и квазирелигиозные воззрения. Подростком подумывал о занятиях философией и в 1899 году поступил на философский факультет Мюнхенского университета.
1905 Голова лошади 1906 Всадник на море 1907 Пара оленей 1907 Стог сена 1907 1907 Прыгающая собака 1908 Двое котов 1909 Сибирские собаки 1909 1909 Играющие ласки 1909 1909 Олени в сумерках 1909 В январе 1910 года Марк впервые встречается с Августом Макке, а в сентябре того же года вступает в «Новое мюнхенское художественное объединение» (нем. После свежих парижских впечатлений застойная академическая атмосфера стала для Марка невыносимой. Годовалым ребенком Анна была перевезена в Царское Село, где прожила до шестнадцати лет.
Уже в декабре, вместе с Макке и Кандинским, Марк откалывается от «Нового мюнхенского художественного объединения» и организует собственную группу «Синий всадник». Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных».
Учился в АХ в Мюнхене (1900-02). Данную картину не каждый может понять. Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира. Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией.
Синий цвет преобладает на этой работе Н. И. Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) родилась 11 (23) июня 1889. Каждый идет своей дорогой и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать. Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни. – Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака.