Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. И это его терзало. Медленный, прерывистый ритм движения идущих в обратном направлении раненых лишь еще больше оттеняет и подчеркивает собранную, упорядоченную динамику мерно и стройно шагающего отряда, внося в то же время напряженный драматический акцент в строй картины. Набережная Сены, Париж. На нём стоит ваза с хризантемами.
Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. В своих картинах остовцы воспевали индустриальный, урбанистический мир, технический прогресс, людей производства. С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.
В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Дейнека был неразговорчив. Дейнеку самого тянуло больше к графике, нежели к размашистой, пастозной живописи под импрессионистов или символистов и не только из-за творческих предпочтений. Ведь Владимир Владимирович был широко образованным человеком. В этой тематике художником были созданы ряд живописных, романтических картин, самой значимой из которых можно назвать, «Будущие летчики», 1937 года. Бутуз одет в нежно-голубую рубашечку.
Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве.
Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Художники давали своим произведениям разные названия и писали их во все века. Рисовал. В 1967 году гостям Всесоюзной выставки в Москве была представлена картина «Партизанская Мадонна», которую создал художник Михаил Савицкий. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933).
Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Художник много работает и в области монументально-декоративного искусства. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Пассажир должен забыть про колоссальные перекрытия, под которыми он находится. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Всё вызывает у зрителя радость от этой милой домашней обстановки. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность.
А на небе алые, будто птичьи перья, облака.
Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Так в ледяную стужу и в зной я, как и тысячи моих двадцатилетних сверстников, протопал с боями по полям России под «Левый марш» Маяковского. Все, все в картине подчинено лейтмотиву «мерной поступи железных батальонов пролетариата».
Между тем, став членом ОСТа (1925) именуемого «самой левой среди правых группировок», Дейнека оказался в ряду защитников станковой картины и, следовательно, противником авангардистской программы «производственного искусства». Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Время. Детство с мамой наполнено удивительными открытиями, которые совершает ребёнок, а мама наставляет его на верный жизненный путь.
Пожалуй, самой выразительной и значимой работой этого периода можно назвать работу «Мать», выполненную в 1932 году. Но в этих поисках нового много интересного, необычного, чувствуется пульс современности. Новорожденный. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. Легкое серебряное кружево берез. За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941).
Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Маленький темно-красный домик.
Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. носивший название Безбожник у станка (т. к.
И это сложное, объемное звучание вошло в его душу не сразу. В начале 1950-х гг. Они— символы настоящего и будущего советской страны— переговариваются, улыбаются друг другу.
Здесь он часто бывал. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека. И снова скрежет металла и снова неистовая схватка светлых сил и сил мрака. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна.
Взор женщины полон заботы. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Это время оказывается для Дейнеки весьма плодотворным на плакатное творчество, в непривычном для себя жанре художник быстро осваивается и создаёт ряд достойных работ (Ударник, будь физкультурником, Мы требуем всеобщего обязательного обучения. Вслед за плакатами появились уже в 1931 году прекрасные картины и акварели, очень разные по темам и душевному наполнению, но одинаково говорящие о неуклонно складывающемся большом и зрелом мастерстве.
Пафос советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Правда, Маяковский со временем «реабилитирует» Рембрандта, по чего это ему стоило и через какой вой, визг и гам своих «друзей» пришлось ему пройти.
Но картина не была одинокой удачей. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент.
С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. В этот же период, одной из значимых тем для художника, становиться авиация. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г. ). И снова тишина.
Молодой художник восторженно воспринял музыку революции. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность.
Малиновый звон праздничных колоколов. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Многие из его бесчисленных знакомых были весьма далеки от истинной поэзии или живописи., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). - Ты знаешь, меня приучил к чтению стихов Маяковский. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934).
Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. – Тут Дейнека усмехнулся. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни.
Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника. Мозаикой надо пробить толщу земли в 40 метров. Чуткая, апрельская. Дейнека не был «лакировщиком», но его герои воистину лучезарны ибо они освещены внутренним светом святой веры в правоту своего дела. Ноябрь 1941».
Мать, держащая заснувшего младенца на руках изображена «крупным планом», на нейтральном коричневом фоне. У финиша, 1927). Мир, озаренный светлыми мечтами, юность Страны Советов, уверенная в своем будущем, предстают на этой картине. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись.
В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы. Она горстями набирает воду, чтобы полить мальчугана. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Холст написан в Париже. Исследования, книги, выставки.
То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. В 1925 году, после поездки в Донбасс, выступил с первой картиной — «Перед спуском в шахту». Много работает в качестве иллюстратора и плакатиста для советских периодических изданий. От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). Скрип сверчка. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре.
проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ). Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. Она была написано им в 1931 году.
Если художник, следуя мудрым словам Домье, принадлежит своему времени, то его искусство не стареет. «Группа трех» принимает участие в 1924 году в Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства, где очень ярко заявляет о себе. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Боготворил Валентина Серова. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие.
Хотя и изрядно шумели, кричали, а порою даже орали. После окончания училища Дейнека работал в Уголовном розыске, фотографом. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934).
Годы обучения в училища совпали с трагическими революционными событиями 1915-1917 годов. Нет. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи.
Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57). Готов к драке, бою. Елена Павловна, жена художника, показывает две яблони, посаженные его руками. Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944).
Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. Боже мой. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х.
Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда».
Он учился на полиграфическом отделении Вхутемаса у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского работал в плакатной и журнальной графике (в журналах «Безбожник у станка», «У станка», «Прожектор») и в свою живопись привнес чисто графическое понимание формы. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Как невероятно, непостижимо сложна эта пластика при всей кажущейся доступности и простоте. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться.
Поразителен колорит холста, построенный на сочетании теплых и глубоких земляных красок. Во время учебы в Курском начальном училище Дейнека страстно увлекался техникой, математикой и даже мечтал стать инженером. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. В 1937 году он пишет одну их лучших своих картин — «Будущие летчики».
Прошлой осенью принесли первые плоды. Только Кирюша пытается повторить движения своей мамы: он тянет ручки к воде. – И он снова рассмеялся.
Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. И художник вновь справляется с вызовом.
Вбирая в себя и словно конденсируя лучшие и важнейшие мысли, чувства, душевные движения своего времени, умея увидеть и выразить как будто бы невыразимые оттенки и приметы морального и физического облика современника, художник обретает вечную жизнь, неугасающую силу воздействия на людей последующих поколений. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Топает милый увалень Сергей Эйзенштейн, сидит с фотоаппаратом в кругу соратников Родченко А вот и профессора. И этот труд, этот подвиг был лейтмотивом всей его долгой жизни. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека.
Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). В ней мы видим замечательного мастера рисунка и колориста. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей.
Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Можно сказать, что художник прибегает к своего рода скульптурному приему изображая и женщину и ее ребенка без всякой одежды.
Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Нам пришлось на ходу переучиваться и забывать провинциальные приемы. Трава блестит, сверкает, как будто в звездах. Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Идем босые по розовым от зари лужам.
Резкий порыв ветра доносит шум мотора самолета. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. И собственно на таком ярком фоне тёмная фигура девочки достаточно хорошо прорисовывается. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Прекрасное произведение истинно большого художника доступно всем людям, но для этого идея должна быть воплощена в совершенную форму.
В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Земля черная. - Рано я узнал жестокость, – сказал Дейнека.
Полетико. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год).
С той поры Дейнека смело и весьма удачно экспериментировал с размещением своих героев на поверхности холста изображал их в неожиданных ракурсах, передавал динамику поз. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. Картина Пикассо «Мать и дитя» дышит гармонией и миром. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского.
Мать не сводит глаз с мальчугана, трогательно прильнувшего к ее плечу. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Всё это прекрасное "белое царство" покрыто плотным слоем снега, которое изображено авторов в холодном белом цвете. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Помню, как в Курске я и мои друзья выпускали свои первые «Окна РОСТА», пользуясь стихотворными подписями Маяковского. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917).
Дача Дейнеки. Предельно простой мотив, благодаря «крупному» смотрению художника и пластической обобщенности формы, достигает силы монументального звучания. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. – спросил Дейнека, увидев мое немое удивление. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности.
Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Мать и дитя на ней изображены грубо, почти плакатно. Всегда ожидал спора иногда скандала. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины "У моря" и "В Донбассе" (обе 1956 г. ). Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.
При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Где остальные мозаики — неизвестно.
По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Художник, как бы разрывается, между пейзажными зарисовками и обнаженной натурой. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника.
Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Одной из известных работ Александра Дейнеки стала картина «Мать» 1932 года. Он жил бурно, неуемно радуясь и гневаясь, ликуя и огорчаясь.
Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Первой значительной работой становится Окраина Москвы.
«Бывает, вас охватывает задор, прилив энергии, мышцы пружинятся, по телу проходит холодок бодрости. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Их получилось около 300. Ноябрь 1941 года (1941). Переделкино.
Постоянно оставляло тяжелый осадок. Вдруг Шарик, пес, семенивший впереди, остановился и завыл. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Зябко. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш».
Кричат грачи. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Русская Мадонна двадцатого века. Пафос новой советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Нас провожали в путь и вдохновляли боевые марши, песни. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека.
Видел безработных и нищету, богатство и роскошь. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х.
А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Он создал серию работ, посвященных поездкам в Италию, Францию, США, в которых удивительно остро, свежо, по-своему рассказал о жизни этих стран. В творчестве Дейнеки в полной мере воплотились идеи и художественные принципы мастеров ОСТа — «техницистов», вдохновленных новой жизнью, прежде всего ее индустриальными и спортивными аспектами и стилистически тяготеющих к немецкому экспрессионизму. Именно этим меня и заинтересовало произведение, что в нем находиться незаметная, золотая нить смысла, которая чувствуем мы, смотря на картину.
Входящих на станцию встречают плафоны утра, над серединой платформы расположились вечерние и ночные сюжеты. Вдруг в омут провинциального быта ворвалась медь. Надрывные скрипки ресторанных оркестров. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Дейнека встал. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке.
Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». В этот же период, художником создается первая, подлинно монументальная, хрестоматийная, советская историко-революционная работа — «Оборона Петрограда». Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал).
Вот почему истинные творения искусства недостижимы для тысяч подражателей. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей.
Тематика работа, в основном, социальная и агитационная. 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском. Темные ели. Яркое солнце. Он много работал во время этой поездки. Первым среди них был топот кованых сапог по мостовой.
Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Молодая мать полна неизъяснимой прелести.
Деревья выросли. Картина «Окраина Москвы. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Кстати. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы.
Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский.
Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Мать и дитя – картина, которая всегда умиляет человека, видящего эту пару. Он знал наизусть «Евгения Онегина», «Полтаву», «Медного всадника», почти всего Лермонтова, Некрасова, Блока. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами.
И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, Государственная Третьяковская галерея). Скорее он был молчалив. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Художник видит самого себя среди шагающих солдат революции.
Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Своими картинами художники возвращают зрителя в его собственное детство. Слушал музыку.
Необычна, удивительна судьба Александра Дейнеки. В 1935 году Дейнека впервые едет за границу и привозит много интересных работ («Улица в Риме», «Тюильри»). Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Графика отошла на второй план, но полученные навыки рисовальщика очень пригодились Дейнеке, например, при создании подготовительных набросков к картинам. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история.
Пухленький белоголовый малыш сидит абсолютно спокойно. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. В послевоенные годы Дейнека вновь обращается к изображению повседневного труда и быта советских людей. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Вся его дальнейшая творческая жизнь, все его великолепные полотна, фрески, мозаики, витражи, скульптуры, графические листы – превосходное подтверждение известного положения, высказанного большим французским мастером Домье: «Художник должен принадлежать своему времени».
Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Наверное, в каждой стране с почтением и любовью дети относятся к своим мамам. Когда Серов умер, произнес у него на могиле прочувствованную речь. Удивительная лаконичность, скупость художественных средств, подчиненных поставленной задаче, оригинальная композиция характерны для этой картины.
И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей – "Будущие летчики" (1938, ГТГ). Весело. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Позже, когда художник расстанется со своей музой, он вернется к кубизму. Они освещены золотистыми лучами солнца. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Так, в работе 1922 года мы видим мать с ребёнком лет трёх-четырех, которая держит его на коленях.
– Помню, как-то собрались мы с ребятами на Тускарь удить рыбу. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Мы с архитектором Душкиным спускались в шахту в обычной клети, знакомой шахтерам. Вслушайся. Сюжет вечный. Ровесник века, он пережил вместе с любимой Родиной все ее радости и печали. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934).
Холодный ветер. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Неуемное тиканье старых часов. - Теперь ты понял, что такое большая форма. Член-корреспондент Академии. «Владимирская икона Богоматери» создана очень давно и находится в Государственной Третьяковской галерее.
Художник начал было оправдываться, что картину он, дескать, пишет не здесь, а в другом месте и что она почти готова, но проверяющий этому не поверил и доложил, что, так, мол и так: холст у Дейнеки чистый и сам он передо мной голый. Выгорели, выцвели когда-то ярко-красные двери мастерской. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью.
Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». В начале двадцатого века многое сместилось – сбило у многих поэтов этот лирический дар.
Разудалые частушки. В ней сейчас тепло и камин не разожжён. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927).
Она нежно и бережно прижимает к себе очаровательную малышку. Художник намеренно доводит скупость красочной гаммы до предела. Грянули духовые оркестры. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер.
Сухие хлопки залпов. До него донесся дробный цокот копыт жандармских коней по курской булыге. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925).
Реальность осязаемая, закрепленная навечно в великолепную пластическую форму. У каждого ребёнка, который появляется на свет, есть свой ангел и зовут его просто – мама. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет.
Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). И вот Маяковский вдруг призывает уничтожить Рафаэля. Но там, где он оставался самим собой, где возвращался к основам своего дара, где уходил от схем к живым, ярко индивидуальным человеческим образам, к нему всегда приходила удача и рождались сильные, смело новаторские произведения. Смотрел на танцевавших. После Февральской революции занятия в училище прекратились. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух.
Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. Он писал: «Коричневый загар крепкого молодого тела способен вызвать положительные эмоции». К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы.
Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Когда не писал и не был чем-нибудь занят, то, гуляя или просто отдыхая, бормотал стихи. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. В 1928-29 гг.
В повороте ее головы, в пластике тела чувствуется огромная внутренняя сила. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии. В эти годы появляется «Окраина Москвы», «Оборона Севастополя». Дейнека — один из основоположников советской монументальной живописи. Нас поднимали в бой «Окна РОСТА» Маяковского. Его душа была переполнена ритмами века.
Курск занят белыми. Бурный, предельно напряженный пафос, резкая сила экспрессии, могучая динамика выделяют ее среди наиболее патетических произведений Дейнеки. Это, так же как и работа «Оборона Петрограда», хрестоматийная картина. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938).
В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Но иногда выпадали дни, когда Дейнека отдыхал. Окрепли. В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов.
Перед нами человек, показанный вне каких-то конкретных бытовых отношений. Весна набирает силу. Глухая ночь. Характер у мальчика был волевой: его закаляли опасные мальчишеские шалости вроде гонок на коньках по тонкому льду, набегов на чужие сады, уличных драк и т. д. Но картина не была одинокой удачей. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря.
В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). В России его отмечают в последнее воскресенье ноября. Главные персонажи полотен Александра Дейнеки — граждане молодого Советского государства. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927).
В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. – Понимаешь, чего стоит истинное обобщение. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет.
«Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Дейнека был поражен Нью-Йорком. Дейнеке пришлось поработать учителем рисования в женской гимназии, художником в курском театре, фотографом в уголовном розыске, оформителем агитпоездов. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол».
На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Цвет и линии в работе «Мать» становятся мягкими и плавными. Член-учредитель ОСТ.
На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Война вызвала к жизни суровые, трагические темы. Сразу исчезли все явно наносные черты умозрительной нарочитости, все вызванное не душевной потребностью, а всякими преходящими внешними условиями. Но это будет уже позже, в 30-е и 40-е годы, когда у него появится еще трое детей. Его музыку, ритм отлично слышал Дейнека. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался.
Параллельно с графикой Дейнека уже тогда занимался станковой живописью. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. И даже почти столетие спустя, в 2011-м именно его вещи повезли на римскую выставку в рамках года культурного обмена. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Исчезает конструктивность, характерная для ранних работ художника.
Однако столь нежных портретов художник больше никогда не создаст. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Это были дни поездок, путешествий. Зато еще ярче он услыхал тишину, пение птиц, шорох ковыля.
Входит в так называемую «Группу трех», вместе с художниками Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. природу, любовь., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс.
Не забуду пунцовые байты и лозунги первых Первомаев и Октябрей. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж.
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). С задачей он, впрочем, все равно справился. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Их квартирка не велика, но уютна и опрятна. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц.
В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Глаза, в которых сосредоточена вся жизнь, устремлены вдаль. Но как необычно решает холст Дейнека. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование).
Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Ведь обычно Дейнека был внешне суров, порою неприветлив, даже колюч. Защищал родной город Курск от белых. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Он вместе с ними готов исполнить ленинский завет.
В нем, правда, тоже пробыл недолго. Роса. В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции. В те годы Дейнека принадлежал к Обществу станковистов (ОСТу), являлся одним из его создателей. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922).
Вот перед Вами автопортрет художницы М. Виже-Лебрен в тюрбане с её дочерью Жюли (1786 год). В 1964 году за комплекс мозаичных произведений, в том числе за панно «Хоккеисты», он стал лауреатом Ленинской премии, а в 1969 году получил звание Героя Социалистического Труда. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. И даже сама смерть была лишь финалом его творчества. По возращении в СССР из заграничного турне Дейнека, вдохновленный монументальными работами мастеров Возрождения, с большим энтузиазмом берется за заказы на плафоны, панно и мозаики. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Лицо Богоматери печальное, она скорбит о предстоящих ее сыну испытаниях.
После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Гортанные крики поездов. Прежде всего, Дейнека не был скован живописной традицией, как таковой. Вздохи тальянки.
На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Мы подбежали к большой луже и в прозрачной воде увидели на черном дне малыша. Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века.
Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. С любовью и нежностью отображает на картине мать и дитя блестящий художник. Даже кажется, что всё это светится от снега.
Таковы законы пластики. «Будущие летчики» — это еще одна, всем известная работа художника. Он сочинял все время. От полотен на эту тему исходит особый свет.
Это была большая школа. Картины «Мать и дитя» художников В. Буржеро, А. Дейнеки, Д. Риверы, М. Виже-Лебрен, М. Шагала, П. Ренуара, В. Ван-Гога, З. Серебряковой и многих других украшают частные коллекции и музеи мира. Потом в его сердце ворвался целый мир звуков.
Он видел людей, сидевших целыми днями в барах. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна.
И самое неприятное то, что поэта окружали люди не всегда большого искусства. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). И наконец, я не раз видел этот цвет в сполохах взлетающих к звездам могучих ракет. В ложбинах ноздреватый синий снег. В начале 1950-х гг.
Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро.
К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Этот и множество других подобных ему случаев описаны в книге Л. Васильевой «Внушение на расстоянии».
В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Шелест молодых берез под окном. Река Тускорь, 1945). 1932 года считается годом начала нового творческого этапа в жизни Дейнека.
Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия.
Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Сейчас мы представим вам некоторые из них. Это коверкало, ломало жизнь. Одна из характернейших работ этого периода — «На стройке новых цехов» (1925), а также знаменитая «Оборона Петрограда» (1928). Даже после распада объединения (в 1931 г. ) художник во многом остается верен его направленности, разве что тема спорта отчетливо выходит на первый план, обретая вполне аллегорическое звучание: спорт как воплощение силы, здоровья и радости, символ физической, а значит и духовной гармонии нового человека. Александр Дейнека был интернационалистом в самом высоком смысле этого слова.
Он был предельно нервен и напряжен. Предельная обобщенность образов превращает их в символы. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена».
Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Особенно интересен ему был Гарлем, район, где жили негры.
Но он творил. Динамичный ритм, подчеркнутая предметность и любовь к резким ракурсам становятся своего рода «визитной карточкой» художника — по этим признакам безошибочно узнается не только его книжная графика («Кутерьма» Н. Асеева, 1930), плакаты разных лет, монументальные работы (мозаики московских станций метро «Маяковская», 1939, «Новокузнецкая», 1943), но и более поздняя живопись («Окраина Москвы», 1941 «Оборона Севастополя», 1942 «У моря», 1956-57), казалось бы уже далекая от законов остовской эстетики. Учился живописи у художника-реалиста Петра Келина. Его небоскребами, движением автомобилей.
Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Скрип солдатских шагов. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Он был истинным патриотом и гражданином и отлично разбирался в свете и тенях Запада. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Поют скворцы.
большинства людей к прекрасному, к искусству. Словом, Маяковскому, который был всегда на гребне событий и был лидером то футуристов, то «лефов», приходилось весьма считаться с этим окружением. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы.
Конец апреля. Сейчас перед вами ранняя работа гения Возрождения Рафаэля Санти. Мать с ребенком – эта тема неоднократно повторяется в творчестве гениального испанца.
Ведь Маяковский на людях и Маяковский творчества, один на один с собой, были непохожи. Через год, Дейнека основывает Общество станковистов. Он, как и все люди, горько переживал обиды, был порою легкораним. Это было время незабываемое.
Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Бурный, предельно напряженный пафос, резкая сила экспрессии, могучая динамика выделяют ее среди наиболее патетических произведений Дейнеки. Американская исследовательница Кристина Кьер, впрочем, предполагает, что портрет в духе Кеса Ван Донгена мог быть написан с большей симпатией к модели и ее буржуазному быту. Его картины не красочны — динамическая выразительность композиций строится на точно выверенном линейном ритме, обретающем в лучших работах знаково-плакатную и одновременно монументальную лаконичность («На стройке новых цехов», 1926 «Оборона Петрограда», 1928 «Лыжники», «Бег», обе 1934). «Мать». Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш».
Его выловили и было решено ничего не сообщать матери, чтобы зря ее не беспокоить. Правда, культивируемая «остовцами» картина должна была стать совершенно новой по языку и тематике и с прежними традициями не связанной.
Ленинская премия (1964). Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Художнику удалось найти обобщенный образ своего современника и мы с радостью восклицаем: «Дейнека. », когда видим юных, молодых спортсменов, летчиков, людей труда.
В звонком лазоревом небе плывут перламутровые легкие облака. Сам художник позже говорил, что пытался передать душевную пустоту модели при всей ее холености и роскоши обстановки ее дома. В 1928 году художником была создана картина Оборона Петрограда, которая стала одним из самых значительных творений Дейнеки. И художник вновь справляется с вызовом. У него была феноменальная память.
Потому почти у всех появился праздник – День матери. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Серия мозаик для станций Московского метрополитена: «Маяковская», «Павелецкая», «Новокузнецкая», мозаичная галерея портретов ученых в МГУ на Ленинских горах панно для Советского павильона на международной выставке в Брюсселе в 1958 году — вот несколько наиболее значительных работ художника в этой области.
Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Она считается покровительницей, защитницей Русской земли. Дейнека. И вдруг я перевел взгляд на испуганные, склоненные лица сверстников – загорелые, веснушчатые, на их вихрастые, белобрысые головы с розовыми ушами и в какой-то миг осознал впервые с ребячьей остротой всю бездну, отделявшую жизнь от смерти и в мой детский мир, разноцветный, полный звуков и счастья, яркий, звонкий, как радуга, в какое-то неуловимое мгновение ворвалась тишина.
Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. На руках молодой женщины спит малыш. Плакат «Механизируем Донбасс» — сегодня пример классического плакатного искусства, а в момент создания, в 1930 году, плакат становиться почти новаторским, как в отношении цвета, так и в отношении композиционной выразительности. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931).
Картина «Зима. Это процесс очень сложный, который еще ждет своих исследователей. Дробь барабанов.
Совершенной противоположностью этой мрачной комнаты является вид из окна. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». В кафе, Париж. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах).
В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Шумом и грязью улиц. Не вызывает никакого сомнения, что за время, что за люди представлены на картинах, акварелях, рисунках Дейнеки и не потому, что он подбирал много деталей внешнего правдоподобия, а вследствие глубочайшей внутренней оправданности и подлинности человеческих образов, всего созданного им образа своего времени.
По требованию жены его стиль становится классическим. Странное, щемящее чувство невозвратной утраты охватывает меня. Художник увлекается темой спорта. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Вот тогда будет уже практически невозможно увидеть портретного сходства в его произведениях.
Все стояли как ошалелые. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись.
«Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Но это записывать не надо. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой.
2009–2011». Такая была жизнь. Нежен колорит картины. «Вы реалист». Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю.
Объединение покинул один из лучших его представителей из-за чрезмерной, по его словам, увлеченности участников станковой живописью. ГТГ), проникнуты оптимистическим пафосом воплощения идеала свободной и гармоничной личности, ощущением стремительного движения жизни и времени для них характерны выразительность монументализированной формы, чёткость и динамизм ритмической организации композиции, контрастное сопоставление пространственных планов, лаконизм цветовых решений. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. И вдруг страшная тишина родного города. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922).
Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ). Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. В голубой и розовый период его картины полны меланхолии и грусти (1900- е годы). Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости.
В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Солнечный свет заливает небольшую комнату.
создает не портрет конкретной женщины, а определенный тип.