Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею.
Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Боттичелли воплотил диалектику через композицию.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Но, это неединственноеповторение в картине. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Учитывая то обстоятельство, что 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-летнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.
Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Галерея Уффици. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема).
В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции.
Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны.
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение.
Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Картина висела над софой, называемой летуччо. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Такие подарки были в то время обычным явлением. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер».
Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины).
Но давайте попробуем. Дерево, темпера. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). В 1815-м она попала в галерею Уффици.
Именно Флора изображена между супругами и Венерой. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки.
Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций.
И если бы деревья, заполняющие фон картины, не расступались вокруг нее полукруглым просветом, показывая, что здесь смысловой центр картины. Возрождение. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Меркурий пытается освободить пространство от движения ветра и жизни, от сексуального влечения мужчины к женщине.
Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Возможно, близостью адресата картины объясняется необъяснимое спокойствие изображения, скрытая философия персонажей и теплота казалось бы холодных тонов. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом.
Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов.
Движение в картине устремлено справа налево. обе выполнены с грацией и выразительностью». Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»).
Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен.
Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
В 1477 имение Кастелло было приобретено Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, троюродным братом знаменитого Лоренцо Великолепного. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Фигуры расположены волнообразно.
От его полета согнулись стволы деревьев. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. В фантастическом, почти райском саду фигуры или их группы размещены независимо друг от друга. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.
Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Цепко схватил он бегущую влево нимфу.
Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля.
Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Движение в картине устремлено справа – налево. Она не просто богиня любви и красоты.
Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева.
Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви.
В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. На самом деле это несколько противоречит истине.
Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Умер Боттичелли в безвестности. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Это – гимн и природе и человечеству.
В своем полотне художник зашифровал философию неоплатоников идеи которых активно поддерживал. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций.
Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.
Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы.
«Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Она стала богиней в пышном одеянии. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле.
Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. И как поэтично показано превращение. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио.
Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте.
Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра.
Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Сколь приятна для любования. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Очень вероятно, что Боттичелли проиллюстрировал здесь неоплатоновскую диалектику любви – путь от любви земной к любви божественной. Каково же содержание картины. Как будто Боттичелли специально исключил из картины категорию пространства да и, пожалуй, времени тоже. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры).
А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. А май считался не только концом весны, но и началом лета.
Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Она показана простой, тихой и скромной. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Меркурий (слева) нарциссически красив. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Всё изменила вечная весна.
Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Флоренция. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Жест заботливый, опекающий. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом.
Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость.
Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Над богиней парит Амур. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры.
И, конечно, это породило особое искусство. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи.
Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини.
Сандро Боттичелли. Италия. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. От его полета согнулись стволы деревьев. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту.
По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Но это не единственное повторение в картине. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции.
Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.
Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи.
В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия.
Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. 203 x 314 см.
Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Композиционно полотно делится на три части. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году.
Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». На темном фоне апельсиновых деревьев светлые фигуры персонажей в нежных струящихся одеждах выглядят особенно притягательно их лица и внешний облик, несмотря на божественную принадлежность, очень земные, трогательные. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Неудивительно, что есть множество трактовок картины.
Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Месяц считался концом весны и началом лета. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца.
Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). У большинства фигур взгляд и жесты разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение еще продолжается по инерции, а внимание переключается на новый предмет. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес».
Такие подарки были в то время обычным явлением1. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства.
Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Это была эпоха зарождения удивительного явления, позднее названного Возрождением или Ренессансом, определившего на несколько веков вперед пути развития философии, литературы, живописи и скульптуры. А с правого края художник изобразил и себя.
Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Сожалея о своем насилии, он превращает ее во Флору, его подарок дает ей красивый сад, в котором правит вечная весна.
Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Исследователи предложили несколько толкований. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Зефиром. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость).
Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. О том, как весной расцветает природа.