Сюжет ее всем знаком с детства: принц ищет свою принцессу неземной красоты. А далекое облачко в небе – это уж точно Финист Ясен-Сокол летит. Что-то появится на нем сегодня. Это просто идеальное место для ее жилья. Руки старухи угрожающе длинные. Полотно поражает искусством изображения характера героини, а также самых незначительных деталей.
Досих пор сложно представить себе более подходящие иллюстрации для русских сказок— отнародных вроде «Царевны-лягушки» допушкинских «Руслана иЛюдмилы» и«Сказки оцаре Салтане». Он не нов для них. На картине изображена сказочная героиня, которая летит в ступе по дремучему лесу. Обряд инициации включал имитацию (представление) пожирания юноши чудовищем и последующего «воскрешения». В правой руке у Бабы-яги пест, которым толкут зерно, в левой — помело (не путать с метлой. ), которым подметают под русской печи перед тем, как поставить печься хлеб.
Отождествлялись с образом вечной нити жизни. «Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки, – вспоминал потом Билибин. К иллюстрациям изображающим этот персонаж я тоже относилась с известной долей иронии. Сам рисунок создавался автором в модном стиле «модерн».
Вокруг нее темный лес. Все приглушено спускающейся на землю ночью или темнотой таинственного леса. Она сидит в своем, так званом самолете, поджав ноги. На картине изображена сказочная героиня, которая летит в ступе по дремучему лесу.
Лес изображен художником темным и неприглядным. Эту задачу поставил Суриков в знаменитой картине «Боярыня Морозова». Но это только одна из сторон сказки. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Баба Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, полу скелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из черепов огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром. Но то, что молодой человек, почувствовавший, что наступает для него пора свершений, устремился в такую глушь, далеко не случайно. Бесконечные линии проспектов, мерный шаг колонн перед «сиятельными» фасадами дворцов, простор площадей, на которых, кажется, происходит что-то значительное, даже когда на них ни души, повелительность золотых шпилей, удерживающих город на месте, Петром определенном, вопреки тяжелой волне Невы, тяжелому бегу облаков, – вот он, Петербург.
Ступа была атрибутом богини Макоши. Все приглушено спускающейся на землю ночью или темнотой таинственного леса. И такой ли должна быть вся Россия, «поднятая на дыбы» Петром, как это считали западники или «окно в Европу» им прорубленное, – роковая ошибка и у России свой, отличный от всех, как уверяли славянофилы, путь.
Ее сарафан развевается поверх ступы. Она и средства знает, как помочь победить зло. Она помогает попасть Иванам-царевичам в мир фантастики через выполнение определенных ритуалов (пойди вслед за клубочком, баньку истопить избушку успокоить или конкурента-Кощея одолеть). Сейчас иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» можно увидеть в Русском музее, а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. Исследователи считают образ Бабы Яги тем, что находится на границе двух миров. При этом пест — символ начала мужского.
Так сложилось, что за ним закрепилось значение «старуха». Мы верим: именно в таком лесу должна стоять избушка на курьих ножках, жилище Бабы-яги. – 87 с. иллюстрации.
Иначе – сказки нет. Он отметил, что основная «деятельность» Бабы-яги обусловлена ее тесной связью с дикими зверями и лесом. Вокруг нее темный лес. Яга, по их мнению, является посредником между героем и потусторонним миром (Тридесятым царством), стоящим на границе реальностей (костяная нога). Настроение картины «Баба-Яга в ступе» ирреально, чему немало способствует стиль написания Билибина – книжный дизайн по мотивам гравюр и летописных рисунков с четкими линиями, закрашенными акварелью. Она и живет-то на границе, где-то в тридевятом царстве. Радостно. Почему-то одна её нога боса и обнажает уродливые кривые пальцы с длинными ногтями, на второй – убогий лапоть, бабка отталкивается метлой, направляя вперёд свою ступу.
Обычно он просит Ягу накормить его и она даёт ему пищу мёртвых. Одна из наиболее достоверных догадок заключается в том, что это образование от звукоподражательного глагола со значением «душить», «давить». Сказка нужна была Билибину не для того, чтобы уйти от реальности в область фантазии, а для того, чтобы обрести духовную основу. Еще высоко стоит солнце, еще не вечер, но душа уже переполнилась впечатлениями дня. Косогоры, овраги, поля и опять леса да леса. Что ж, довольно предсказуемо для ведьмы, стоящей на границе миров. На иллюстрации мы видим летящую в ступе Бабу-ягу. Еще выводят слово Яга от ягать- кричать, вкладывая в свой крик все силы.
В нем деревьям явно не хватает света. Сказки вдохновляли будущего художника. Вот почему Бабой-ягой часто пугали детей точно так же, как пугали мертвецами. – М. : Детская литература, 1986. Летящая в ступе Баба-яга с растрепанными волосами пугает злобным видом. В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи.
У таких пней корни выходят наружу и они действительно чем-то похожи на куриные ноги. Ядовитые грибы как нельзя лучше отражают основную сферу деятельности этой героини русских сказок – мелкие пакости или отмщение (хрустальный череп, выданный Василисе, выжег глаза злой мачехе и коварным сестрам). Помело, которое находится в левой, старое, ободранное, кое-как привязанное. Жизнь обремененная проблемами и заботами. Неизменно только одно – твердое знание, что есть добро и что – зло.
Она помогает попасть Иванам-царевичам в мир фантастики через выполнение определенных ритуалов (пойди вслед за клубочком, баньку истопить избушку успокоить или конкурента-Кощея одолеть). Но, с другой стороны, она совсем не нечисть, как нам пытаются внушить. Она помогает попасть Иванам-царевичам в мир фантастики через выполнение определенных ритуалов (пойди вслед за клубочком, баньку истопить избушку успокоить или конкурента-Кощея одолеть). Атмосферу таинственности и страха подчеркивают внизу, на земле, россыпи мухоморов. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лже-героя, самозванца-антагониста» Эта еда «отверзает уста умершего», считает Пропп, убеждённый в том, что сказку всегда предваряет миф.
Взгляните на иллюстрацию к сказке еще раз – вы погрузитесь в атмосферу русского эпоса, окажитесь в полуреальном-полуфантастическом мире, так знакомом с самого детства. Так уж сложилось, что моим самым любимым персонажем сказок стала Баба-яга. Мир сказки – это мир, каким он должен быть по народным представлениям, – справедливый и прекрасный. В преддверии XX века прикоснуться к основам народного духа значило то же, что для греческого мифологического героя Антея прикоснуться к своей матери Гее – к дарующей силу земле.
Туда, в свое небольшое имение, пригласил его университетский товарищ. На иллюстрации мы видим летящую в ступе Бабу-ягу. Выводят Ягу и из слова ягая имеющего два значения: злая и больная. И даже, кажется, видишь.
А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, на которой И. Билибин увидел картину В. Васнецова «Богатыри». Так что обратите внимание на цветовую гамму картины. Решающее значение для художника имела экспедиция по Вологодской и Архангельской губерниям по заданию этнографического отдела общества «Мир искусства». Баба-яга посредник между мирами, она охраняет вход в мир предков, царство мертвых.
Множество орнаментов и декоративных элементов создают впечатление загадочности. Посмотрите на то, что она держит в руках. Недаром бытует пословица: «Сказка – складка, а песня – быль».
Серый волк страшен, но, случается, бывает великодушен и даже услужлив, а хитрая лиса часто становится жертвой чужой хитрости. Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав. Что ж, довольно предсказуемо для ведьмы, стоящей на границе миров. Да и где жить-то сказочным существам, как не здесь, в затерянном Весьегонье, где сказки складывались и сказывались из столетия в столетие. Страшно. А вот ступа, на которой летает Баба-яга при таком раскладе – очень серьезный аргумент. Яга, по их мнению, является посредником между героем и потусторонним миром (Тридесятым царством), стоящим на границе реальностей (костяная нога).
И осенью того же года Экспедиция заготовления государственных бумаг (Гознак) начала выпускать серию сказок с билибинскими рисунками. Темный сарафан и розовая рубаха старухи давно уже все в заплатках. Его в свое время решали и Венецианов и гениальный Александр Иванов, а затем и передвижники, которые в своих картинах показывали бесправную и горькую долю русского народа. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной – упала в огненную реку с моста («Марья Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин»). От начала и до конца. Ягать учили рожающих женщин бабки-повитухи, ведуньи. Каждый искал, на что можно опереться в годину испытаний или, как тогда говорили, «уповать».
Баба-яга владеет ступой и олицетворяет женское начало. В лето 1899 года в деревне Егны родилась полная чудес, любимая и детьми и взрослыми, знаменитая «билибинская» детская книга. По материалам: Семёнов О. С. Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом160— она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых).
Это видно по ее растрепанным волосам. Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. 160Я. Название «курьи ножки», скорее всего, произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» – небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI–IХвеках). Название курьи ножки скорее всего произошло от курных, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили избу смерти небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX160вв. ). Исследователь высказал и другое предположение. Желтое лицо время не пощадило и оно густо покрыто морщинами. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени имеющего право вступать в брак.
Что делает сказочная Баба-яга. Многие ученые выводят слово Яга от древнерусского слово язя (яза), означающего немощь, болезнь и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Этот мотив присутствует во множестве сказочных и эпических произведений («Илиада» Гомера, нартский эпос). «Мел» вспомнил самые известные работы Билибина, 140 лет содня рождения которого исполнилось 16августа. Она размахивает ими, придавая ступе большую скорость. По другой версии, прототип Бабы-яги — это женщины ведуньи, знахарки, которые лечили людей.
А может Баба Яга – мифологическое существо. В 1925 он поселился во Франции: работы этих лет – оформление журнала «Жар-птица», «Хрестоматии по истории русской литературы», книг Ивана Бунина, Саши Черного, а также роспись русского храма в Праге, декорации и костюмы для русских опер «Сказка о царе Салтане» (1929), «Царская невеста» (1930), «Сказание о граде Китеже» (1934) Н. А. Кстати сказать, сотрудничая с финансовыми органами царской России, Билибин передал фабрике «Госзнак» авторские права на многие свои графические разработки. Так что обратите внимание на цветовую гамму картины. Радостно потому, что не один ты в лесу, в целом мире. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой).
Другими словами, Баба Яга – колдунья, душащая, давящая людей, обычно по ночам. Огромный успех имели пушкинские сказки. Он был выражением «квасного», как называл его Белинский, патриотизма, верноподданнических настроений, официозной народности. Двадцать лет с перерывами писал он картину «Богатыри» – трех былинных витязей и вот, наконец, зимой 1898 года привез с другими картинами на выставку в Петербург. Художник будто вдыхает жизнь в образы на холсте. И вера в то, что добро всегда побеждает.
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет) похитительница детей Баба-Яга-воительница, с ней герой сказки сражается «не на жизнь, а на смерть». Она нахмурена, длинные, волосатые руки вцепились в метлу и копье. Оживить эти идеалы одновременно с Суриковым стремились многие художники.
Кора деревьев, ступа, руки и кожа ведьмы имеют такой цвет. Ее зеленый сарафан выбивается из ступы, а рукава розовой рубашки закатаны повыше локтей, отчего руки кажутся еще длиннее. В правой руке Яга держит пест, которым толкут зерно, а левая занята помелом. Кстати, в некоторых славянских языках ягая означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-яги. ). В ней преобладают коричневые, даже оттенка хаки, тона. Перед их лицом каждый неравнодушный человек должен был определиться, уразуметь, что есть истинного, жизнеспособного в нем самом и в окружающем его обществе.
На картине изображена сказочная героиня, которая летит в ступе по дремучему лесу. Согласно этой позиции имя Бабы-Яги граничит с названием определённого предмета. Баба Яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. В ней отразилась его жизнь. Работе над сказками предшествовало создание декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина.
Есть еще один персонаж коми сказок Ягморт (лесной человек). Ядовитые грибы как нельзя лучше отражают основную сферу деятельности этой героини русских сказок – мелкие пакости или отмщение (хрустальный череп, выданный Василисе, выжег глаза злой мачехе и коварным сестрам). Поседевшие до белого цвета волосы растрепаны, они развеваются на ветру. Созерцая эту картину с драматическим сюжетом, мы испытываем подъем духа. Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать. Баба Яга испытывает людей, наказывает их (губит), дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой. Досих пор сложно представить себе более подходящие иллюстрации для русских сказок— отнародных вроде «Царевны-лягушки» допушкинских «Руслана иЛюдмилы» и«Сказки оцаре Салтане».
В 1925 г. переехал в Париж, гдг интенсивно работал 8212 оформил 10 спектаклей, среди которых наибольшую известность приобрели оперы 171Сказка о царе Салтане187 (1929) и 171Сказание о граде Китеже и леве Февронии187 (1934) Н. А. Римского-Корсакова, 171Князь Игорь187 А. П. Бородина, 171Борис Годунов187 М. П. Мусоргского (обе 1930), а также иллюстрировал народные сказки, в том числе и французские. Возможно, Баба-яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения. В течение 4-х лет Иван Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная». Псевдо – значит подражательный, поверхностный, пустой. Стиль рисования, даже имеет свое название в часть его основателя: «билибинский» – основой в котором служат линии.
Рассмотрим внимательно одну из иллюстраций, например рисунок к сказке «Василиса Прекрасная», где изображена летящая в ступе Баба-яга. Таким образом, получается, что первоначально Баба – яга — это положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением и одна из наиболее значимых Берегинь. Его по праву можно считать мастером, возродившим секреты древнерусской миниатюры. Известна, к примеру, пьеса М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках», советские сказки и «картинка» композитора А. Лядова «Василиса Прекрасная». Она живет в глухой чащобе, ей подчиняются звери и птицы. Но и ты сквозь горячий шелест лета слышишь кого-то.
Его по праву можно считать мастером, возродившим секреты древнерусской миниатюры. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Помело, которое находится в левой, старое, ободранное, кое-как привязанное.
Многие детали сказок, повествующих о страшной Яге, живущей где-то в глухих лесах, позволяют предположить, что образ Яги является конечной трансформацией древнейшего образа матриархальной богини-матери, повелительницы мира, ведающей судьбами людей. Баба Яга спешит по делам.
Да и сама Баба-Яга — оживший мертвец, она лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом (нос в потолок врос). Исследователи считают образ Бабы Яги тем, что находится на границе двух миров. Кто она такая.
Атмосферу таинственности и страха подчеркивают внизу, на земле, россыпи мухоморов. Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А. С. Пушкина. Работе над сказками предшествовало создание декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» А. С. И. Она похищает детей и уносит их в лес (символ проведения обряда инициации), жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание.
Почему он обратился к сказке. Он, будучи членом кружка «Мир искусства» становится приверженцем национально-романтического направления. Все может измениться в зависимости от обстоятельств. Посмотрите на то, что она держит в руках.
Вполне реально, что направляется бабушка в свою избушку на курьих ножках. Такую технику последователи мастера назвали «билибинским стилем». Кора деревьев, ступа, руки и кожа ведьмы имеют такой цвет. В тёмном лесу стоит избушка на курьих ножках, в которой живет Баба яга-костяная нога.
Жутко. Руки старухи угрожающе длинные. И. Билибин создал множество иллюстраций к этой сказке, одна из них называется «Баба-яга в ступе». Такой стиль не мог выразить истинные народные идеалы.
160Проппу, выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет) похитительница детей Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. Но также ягать означало кричать в смысле браниться, ругаться. Баба Яга зла, но бывает на удивление доброй. Кто же эта Баба Яга и что в этом существе нас манит и привлекает по тропинкам сказки.
Рассмотрим внимательно одну из иллюстраций, например рисунок к сказке «Василиса Прекрасная», где изображена летящая в ступе Баба-яга. Сказка – складка. Иван Билибин (Рассказ о художнике-сказочнике): Очерк. Куда летит, куда поспешает. Во всех сказках Баба Яга действует в нескольких воплощениях: 1) Яга-богатырша («Иван-царевич и Белый Полянин»), где она на равных бьется с богатырями 2) Яга-похитительница («Гуси-лебеди», «Баба Яга»), где крадет детей 3) Яга-дарительница (во всех остальных сказках), где она приветливо встречает главного героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает богатые дары. Билибин Иван Яковлевич (Рассказ о художнике-сказочнике)ЗавязьТо, что Билибин приехал именно в Егны, – дело случая.
И героиня этой картины кажется живой и вполне реальной. Билибин создал множество иллюстраций к этой сказке, одна из них называется «Баба-яга в ступе». Баба Яга, одетая в ярко-красную юбку, летит в ступе с добычей. С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Тут уж никакие обстоятельства не властны.
Почему ест маленьких детей и почему одна живет в дремучем лесу. Стасов в своем критическом разборе выставки «Мира искусства» противопоставил Билибина остальным ее участникам — «декадентам», проведя параллели между этим художником и передвижником Сергеем Васильевичем Малютиным (1859—1937). Баба Яга (Буря-Яга, Язя) – лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги. Лицо Бабы-яги очень злое, руки длинные, а весь ее образ наводит страх. А все эти описания про железные зубы, огромный нос и костяную ногу я упрямо пропускала мимо ушей, считая их неверными и, как минимум, преувеличенными. Но страх перед ним остался. Мы приобщаемся к жизни народа, осознаем себя его частицей.
Яга, написанная Билибиным – довольно символичный образ. Лицо Бабы-яги очень злое, руки длинные, а весь ее образ наводит страх. Сказку создал народ. Она издревле похищала детей, заколдовывала красавиц и заманивала добрых молодцев. В сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) – мифические птицы с человеческими головами.
Это просто идеальное место для ее жилья. В селе Тарховка рядом с Санкт-Петербургом 4 августа 1876 родился Иван Билибин. Иначе – к чему она. Идеалы народной красоты становятся родными и близкими.
Так почему же его душа рвалась и тосковала по простонародному искусству. По мере развития земледелия обряд инициации ушел в прошлое. Сторонники третьей версии видят в Бабе-яге Великую Мать — древнюю могущественную богиню, праматерь всего живого (Баба – это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу.
Только понимали они их по-разному. Еще в середине XIX века складывается направление, которое вошло в историю искусства под названием «псевдорусский стиль».
Версия первая. Он претил настоящим художникам и патриотам. Нестеров, Рябушкин, Поленова, Якунчикова, Малютин – представители того направления живописцев и архитекторов, которое, в отличие от «псевдорусского», называют «неорусским», считали, что художник должен не рядиться в народные одежды, а понять душу своего народа. И вот, что я выяснила.
Как в детство вернулась. Он бессильно свесился с рук старой ведьмы, полностью смирившись с судьбой. С удовольствием подхватывают детишки песню Бабы-Яги из любимого новогоднего фильма Приключения Маши и Витине задумываясь, почему во втором куплете Бабуля готовится истопить печь, в которую мечтает запихать Машу и Витю, а в третьем и четвертом к ней же «приходят зверюшки гурьбой» и с детства она дружит с Белоснежкой.
Сарафан у нее весь в заплатах, а рукава рубашки закатаны по самые локти. Часто это были нелюдимые люди, которые жили вдали от поселений, в лесу.