Статья содержит факты биографии художника М. А. Врубеля и описание картины «Царевна-Лебедь».
Богоматерь держит младенца на коленях, но не склоняется к нему, а сидит выпрямившись и смотрит перед собой печальным вещим взором. Фигура на картине еле очерчена. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона».
А. Блок) колорит окончательно сформировалась в его киевские годы (1884-1889), причем в русле церковного искусства. В нем поднимался богоборческий бунт. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные.
И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Особое влияние на картины художникаоказали живопись венецианского Возрождения (из современников испанец М. Фортуни и, возможно, английские прерафаэлиты), а также классические образы ренессансной и романтической литературы (У. Вся меблировка два простых табурета и кровать.
«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. (1906), необычайно выразительный. Предложение руки последовало незамедлительно, в тот же день. Эта картина была задумана ещё в Киеве. Там же, где и находилось два столетия назад – в Третьяковской галерее.
Художник входил в число самых активных членов художественного кружка С. И. Мамонтова. Здесь он написал ряд лучших своих картин, работал в технике майолики (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну исполял эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Налёт таинственности, загадочности в воплощении этих тем (Пан, 1899, ГТГ) сближает творчество Врубеля с установками представителей Михаил Врубель писал гениальные картины, создавал восхитительные фрески, работал над декоративными панно и являлся автором скандальных книжных иллюстраций. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть.
Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика.
И это не первая работа, уничтоженная им в муках его творчества. Тщательно будущий художник изучал натуру. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Получившийся эскиз испугал Михаила Александровича.
Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривленным ртом, хотя в его венце еще горит розовый отблеск. На лице можно прочесть грусть и одиночество. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник.
Но у Врубеля было другое мнение на этот счет. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).
Это падшее существо, которое пытается найти свое место в этом мире. Искусствовед Н. М. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве).
Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок. Но белые каменные цветы справа от фигуры вселяют надежду. Композиция напоминает. По современному выражению, полотно художника является визитной карточкой поэмы «Демон». Врубель обладал даром обнаруживать в любом фрагменте природы, натуры «целый мир бесконечно гармонирующих чудных деталей».
Шаляпин рассказывал о картине, что демон его потряс. всегда свой. ». Вот где проявился замечательный талант Врубеля-акварелиста. Работа его, подходя к концу, снова и снова переписывалась. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо.
Экспрессия, хаос, бегающие мазки, насыщенность цвета, мрака и густоты деталей – стали узнаваемым «автографом» мастера. Изображённые на картине фигуры людей отражают любовь и отчаяние одновременно. Тогда он переехал в Москву.
Из русских художников Врубель особенно ценил И. К. Айвазовского и В. М. Васнецова. А вот складки плаща и фон хорошо проработаны. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв.
Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Рождается ощущение первозданности. Род. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела».
Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына. Она должна опять стать одинокой птицей и грустно плавать по волнам. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Делая анализ картины Врубеля «Демон поверженный» нельзя не сказать о фоне, на котором расположился персонаж. В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную.
Удивительно их разнообразие и отсутствие схожих взглядов на картину. Он перекликается с опустошённостью души. Согласно опере и сказке, эта девушка помогает Гвидону. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. Но полностью подстроиться под требуемый стиль художник не смог.
То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). Художник в Киеве влюбился в Эмилию Прахову – жену своего заказчика. Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину. Пан согнулся от старости и устал от жизни. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел».
Благодаря таланту и упорству можно многого в жизни добиться. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый». Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. В художественной мастерской Саввы Мамонтова был написан основной образ демониады.
Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ. Да ведь до них несколько верст. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. На заднем плане полотна по левую сторону – огни чудо-острова.
В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Даже несмотря на то, что герой пал, он все еще дышит и будет жить. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века.
Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Вессель. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог.
Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Они символизируют жизнь, а еще – страсть, которую скрывает взгляд Царевны. А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. Полотно просто удивительно.
В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. Врубель писал, что демон – это состояние его души.
«Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях. «Демон и Тамара» – это одна из иллюстраций к сборнику Лермонтова. Но прежде чем забрезжит утро, в силу вступят серо-черные краски. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление.
В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Точно известно происхождение всех героев пушкинской сказки, а она лишь « поверх текучих вод плывет». Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Врубелю даже пришлось перерисовывать некоторые иллюстрации. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета.
Врубель жениться на Е. Х. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день.
На голове у нее дорогая, украшена драгоценными камнями корона. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. Им были созданы сюжеты «Сошествия Святого Духа на апостолов» на хорах церкви. Учился в Академии Художеств.
форма, которая создана природой вовек. ». Врубель писал картины на темы pyc. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова.
Бросила сцену, что заставило художника содержать семейство. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Этот набросок художник уничтожил.
Излюбленный сюжет – маки, лилии ирисы, лебеди извивающиеся змеи, мотив волны. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ).
В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление. Демон низринут в ущелье среди скал. Они уравновешивают композицию, выступая противовесом открытому пространству слева. Его возлюбленная была замужней дамой, вот таким образом ни о каких взаимных чувствах не было и речи. Сам Врубель не ассоциировал своего демона ни с чертом, ни с дьяволом. Тематика его работ тут ни при чем. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые.
Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). В период (12 лет) пребывания в Москве им созданы самое большое количество шедевров его творчества.
В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. При взгляде на полотно кажется, что перед глазами находится не живопись, а качественно сделанная аппликация. Это сказалось на его работе над «Демоном поверженным».
Где находится это полотно сегодня. Модерн (от фр, новейший, современный) по замыслу его идеологов Ницше, Бергенсона, стиль должен был дать человеку цельную, эстетически насыщенную среду. Но перед знатоками культуры невольно встает вопрос: «Почему ее хотел убить коршун. ». Греческим синонимом к слову «черт» является «рогатый», а «дьявол» – означает «клеветник».
В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. Однако у Врубеля его демоны иногда вызывают сомнения этой победы, это заметно в одной из главных работ художника «Демон сидящий». Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге.
Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. В 1891 Врубель сблизился с кружком художников и музыкантов, собравшихся вокруг (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию.
Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. Издатели считали, что стиль рисунка у Врубеля чересчур вычурный, а вот таким образом он плохо сочетается с иллюстрациями других художников. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Она была волшебницей, чародейкой, то есть имела прямую связь с потусторонним миром.
«Летящий демон» – картина Врубеля, которая появилась через 9 лет после первого полотна, заслужившего всемирное признание. На волне своего успеха художник решил вернуться к теме, больше всего его интересовавшей. Это был Петербург 1896 года.
Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Он видел натуру как драгоценную мозаику частиц. Врубель преподал урок всему современному поколению. Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью.
Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. «. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего.
В глазах светится жгучая печаль. По задумке демон сидящий должен олицетворять титана. Пан подобен лукавому лешему. Чтобы как-то выразить свою безответную любовь, Врубель рисует демона и пририсовывает ему голову своей возлюбленной.
А продавать свой талант за деньги Врубель не очень хотел. Для юного художника Врубеля демон стал настоящим прорывом. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим.
Разглядывая картину «Утро», наблюдатель лицезреет волшебную природу, олицетворяющую мифических персонажей сказок – русалок. Посмотрел еще немного и исчез я даже не обернулся посмотреть, я был пришиблен обидными словами, которых мне показалось очень много в его замечании, но меня все-таки занимало, что он так искренно и серьезно говорил о моей работе, на которую я смотрел как на вещь, не стоящую внимания, - меня приучили к этому в школе, там серьезно никто не смотрел ни на свою, ни на чужую работу». На картине Врубеля «Демон поверженный» персонаж изображен в странной позе и с явно искореженным лицом. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно.
А. М. На картине автор изобразил миг, когда царевна превращается в лебедя. продолжение. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Хорошо видны её длинные руки, стройные плечи и прекрасная шея.
На свои вопросы он не находит ответов не на земле, не на небе. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Если проводить параллель между демонами и Царевной-Лебедью, многие с уверенностью скажут, что она – демоница.
В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. К тому же у него появляется странное тяжелое предчувствие надвигающегося несчастья. Удивительно, но красивые и нежные растения кажутся вылепленными из камня. Поражает, насколько сильно влияние творчества Лермонтова на М. Врубеля. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента.
Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти).
А синий цвет накидки на коленях подчеркивает его божественное происхождение: «Тех дней, когда в жилище света блистал он, чистый херувим». То же самое говорил о своем Демоне Врубель. Но почему же Врубель ассоциировал своего внутреннего жильца с демоном. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга.
Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать.
Может быть, в закладе. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 в. ), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) взамен утраченных тогда же он написал для этого храма и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Ведь до этого момента бывший студент еще не успел толком поработать. Но ясно одно: картина была заранее хорошо продумана. (ГАМЛЕТ И ОФЕЛИЯ (1888), ПАН (1898), К НОЧИ (1900), СИРЕНЬ (1901), ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ (1900), ЛЕБЕДЬ (1901).
В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. Как будто откликаясь на беззвучный зов лесного хозяина, медленно выползает из-за горизонта месяц, голубым сиянием вспыхивает поверхность речки и маленький голубой цветок. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Остров омывают воды глубокого синего моря, настолько темного, что кажется, будто оно вот-вот «закипит, поднимет вой», слившись с темно-синим, багровым и мрачным небом.
Учился в петербургской Академии художеств (1880-1884) у П. П. Чистякова уроки акварели брал у И. Е. Репина. музей русского искусства, Киев). Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Демон Врубеля написан в очень интересной технике. Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40). Тени наступающей ночи уже можно видеть на картине. Тех миров, которые видели они, мы не видим. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием Демон.
Но ведь на проблему можно взглянуть и под другим углом. Врубеля. Они были тепло приняты публикой. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве.
Воздухом художник дышал в открытую форточку один раз в день. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, – это ли не материал для трагической легенды. Но в отличие от своего первого демона, второго художник так и оставил незавершенным. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца. Но все это в прошлом: «Давно отверженный блуждал в пустыне мира без приюта. » Демон у Врубеля — это олицетворение духа изгнания, он часто в своих описаниях и беседах с друзьями подчеркивал это и старался передать это состояние духа.
И они не были радостными. Книги раскупались как в момент их издания, так и продаются сегодня. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Демон летит между небом и землей, рассекая узкое пространство, отведенное ему автором.
Смотря на демона сидящего, можно понять, что этому юноше уже много пришлось перетерпеть. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Это находит отражение и в станковом характере рисунков.
Еще одна параллель – поза персонажа на картине – он сидит. Он уехал в Москву и его поглотила столичная богемная жизнь. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1. Демон Врубеля получился поломанным, с неестественной позой и положением левой руки.
Оно и неудивительно. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке.
Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Последний демон, которого написал художник, стал для него пророческим. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявляется в Девочке на фоне персидского ковра (1886, там же). «Печальный Демон, дух изгнанья» — образ, который сразу же возникает из первых строк поэмы при взгляде на полотно М. А.
Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Может вот таким образом в его взгляде столько безысходности и равнодушия к окружающему его миру. У каждого человека есть внутренние проблемы и все с ними борются по-разному. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку».
Согласитесь, аллегорично. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. сказок и опер Н. А. На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе. В московский период Врубель создает известные картины ДЕМОН СИДЯЩИЙ (1890), ИСПАНИЯ (1894), ГАДАЛКА (1895), ПАН (1899), ряд портретов, пишет декоративные панно (среди них ВЕНЕЦИЯ, 1893 МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ для Всероссийской Нижегородской выставки и ПРИНЦЕССА ГРЕЗА, панно на темы ФАУСТА, (1896) БОГАТЫРЬ, (1898), занимается скульптурой и декоративной керамикой. Руки его сомкнуты «в замок» — психологи говорят, что так ведут себя замкнутые люди или те, кому есть что скрывать. Надежда играла роль сестры Гретель. Полотно Михаила Александровича, которое называется «Утро», объединяет в себе людей и природу.
Одни ходят к психотерапевту, другие ведут дневник. Среди его наставников были Валентин Серов и Павел Чистяков. Она подлинно монументальна. «Демон и Тамара», а также другие иллюстрации не были так высоко оценены зрителями.
Дальнейшая школа живописи ждала Врубеля в Саратове. Так что глупо полагать, что именно «темная» тематика, выбранная художником, погубила творца. Учился вместе с Серовым, хотя последний был младше на девять лет.
Слишком он был своеобразен и свободолюбив. Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).
На полотне демон сидящий изображен в виде юного титана. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Степь погружается в летние сумерки. Его творчество ограничивалось росписью киевского монастыря, где он восстанавливал фрески. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Его техника нанесения будущего орнамента имела черты геометрического построения – прямые пересекающиеся линии, точки их соприкосновения, многочисленные перехлесты, что напоминало рисунок инея на плоскости стекла.
В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я.
Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами – «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь». Но и не только это. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Сложно представить, как с этим можно справиться. В отличие от первого творения, второй образ стал менее аллегоричным и менее детальным.
Без этих белых пятен фигура визуально бы упала в сторону. Художник страдал от психологического расстройства и вот таким образом постепенно терял зрение. Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. А что же случилось с иллюстрациями Лермонтовского демона. Новый день все равно настанет вне зависимости от того, хочет этого человек или же нет. Фигура кажется настолько огромной, что частично даже не помещается в полотно.
Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге. Художник Л. Ковальский, в то время ученик киевской рисовальной школы, рассказывал впоследствии, как он впервые встретился с Врубелем вскоре после прибытия того в Киев. Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель». Фон только на этой картине реалистичен. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего. Эта работа выполнена масляными красками на большом холсте.
Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Особенно примечательна акварель Голова Демона. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Причем, второй занимался обучением Михаила Врубеля до 1882 года в собственном классе.
Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Врубель для поэмы написал 30 акварельных иллюстраций, среди которых «Демон сидящий».
Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Врубель решил показать зрителям свое видение момента встречи Демона и Тамары. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». В 1863 году А. М. Врубель женился на актрисе Е. Х. Вессель, которая посвятила себя мужу и детям. Дело в том, что художник не считал этого персонажа чем-то злым или порочным. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек».
В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. Закат дня в углу полотна можно трактовать как закат человечества, победу зла над добром. В последние годы жизни эта тема стала главной в его творчестве. Художник с такой постановкой времени должен был стать поэтом ночи.
В его жизни и творчестве соединились высочайшее мастерство и яркий индивидуализм, глубокое познание натуры и фантазия, глубочайшее знание традиций мирового искусства и врожденный дар экспериментатора. Цветовая гамма – преимущественно холодных, блеклых тонов.
Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений. В эти годы он вновь писал демонов. Описание картины Врубеля «Демон» не было бы полным, если не упомянуть о пейзаже.
Контрасты отражают переход от статики к динамике. Брюсова. Под фатой виднеется темная густая коса. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли).
В 1884 году Врубель уходит из Академии. Годы ученичества Врубель вспоминал как самые светлые в своей жизни. Говорили, что демон менялся на глазах, принимал разные позы, да и выражение его лица менялось день ото дня. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники.
Ведь первые его творения считали чудом и переворотом в искусстве. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Некоторые говорят, что Врубель создавал пророческие картины. Вершиной киевского периода явились эскизы к неосуществленным росписям Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, в большинстве своем в том же собрании).
Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Не нужно бояться своей уникальности. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Вам откроется удивительный неземной мир «духа изгнанья», в котором, возможно, вы найдете ответы на многие земные вопросы. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега.
Шекспир, И. В. Гёте, М. Ю. Лермонтов). Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки». Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. Сам Врубель рассказывал в одном из своих писем о своем видении демона.
Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Здесь культивировался интерес к формам и образам народного искусства и фольклора, что и выражалось в былинно-сказочной тематике ряда произведений Врубеля 1890-х и в подражании народным ремеслам, как первородной стихии всякого формотворчества (картина-панно «Богатырь», 1899), декорации и костюмы для спектаклей Мамонтовской частной оперы в Москве – «Снегурочка», «Сказка о царе Слатане». С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». На картине с левой стороны стоит стройная молодая девушка.
Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Именно там впервые экспонировалась полотно, прежде чем его увидел весь мир. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Нужно сказать, что опыт подобного рисования у художника уже был. Словно в исступлении Врубель писал по 14 часов в день свою работу. Для Врубеля демон – это не черт и не дьявол.
Врубель провел в Венеции около полугода. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. С 1889 Врубель жил преимущественно в Москве.
Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Общее руководство работами принадлежало Прахову. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», – киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. В колорите картины – контрасты.
Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. К этому же времени относятся интересные автопортреты. Сложно сказать, что послужило тому причиной.
Он верил, что выразить свою внутреннюю сущность по-другому просто невозможно. Художник даже признавался близким, что демон являлся ему вживую. Его оголенный торс смотрится очень внушительно. Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук).
В то время, когда писалась картина, в жизни художника происходили перемены. В 5 лет Михаил начал рисовать. Демон Врубеля появился в связи с юбилейным изданием одноименной поэмы Лермонтова. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. В Академии он работал по двенадцать часов в день. Из Венеции он пишет одному из своих знакомых, что, наслаждаясь творениями Беллини и Тинторетто, самим воздухом чудесной Венеции, он понял для себя как художника, что «крылья—это родная почва и жизнь». Сильное, грозное произведение.
Такая аналогия неслучайна. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей.
Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Это вот, эти копны сена. Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено.
Свобода, которую олицетворяет собой персонаж, выглядит слишком сжато. Ему хотелось творить не ради больших гонораров, а ради самого процесса. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Эта большая акварель поразительна. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века.
Всё тело Демона составлено из металлических мускулов. Больно, горько до слез. Следует внимательно посмотреть на картину и можно в ней найти множество противоречий. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Иллюстрация сделана на ватмане акварелью.
В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. В 1891 году к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под редакцией Кончаловского Врубель выполнил иллюстрации из тридцати – половина относилась к Демону. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Написанный Врубелем «Демон поверженный» имеет серую цветовую гамму. Михаил Врубель (1856-1910) — художник, крупнейший представитель символизма в русском изобразительном искусстве. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель.
Позже «позу демона» стали использовать и другие художники, ведь она передает скорбь, всеохватывающую и непреодолимую. В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. «Ах, милый, милый сколько у нас красоты на Руси», —продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою». В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета.
К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Такое мнение создаётся благодаря тому, что после проведения детального анализа всех работ художника заметен явный конфликт реального мира и вымышленного. Задумчивый мужчина не кажется нам отталкивающим.
Он критически относился к современному искусству. У его апостолов были живые прототипы. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины.
Отстраненность Тамары и отсутствие предчувствия смерти делает иллюстрацию более значимой. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Каждый из них, выполненный черной акварелью, в руках мастера приобретающей богатство многокрасочной живописной палитры, тяготеет к картине, поскольку обладает внутренней значительностью, сюжетно-образной, декоративно-стилистической завершенностью, досказанностью, противопоказанной иллюстрации.
Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего3. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Юноша изображенный на картине, принял задумчивую позу.
В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» – последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А. Картина «Демон сидящий» —это результат соединения во временном континууме в полвека литературного образа, созданного великим русским поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, с зрительным образом, созданным не менее гениальным русским художником Михаилом Александровичем Врубелем. Современники тепло приняли картину Врубеля «Демон». Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал.
Этот символический фон подводит черту под жизнью демона и Врубеля. В 1906 художник ослеп. Это один из его несомненных шедевров. Картина Михаила Врубеля символизирует вечное противоборство между добром и злом. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли).
Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Он сидит, обхватив ноги руками и смотрит вдаль.
На картине Врубеля «Демон летящий» изображена гористая местность и посередине фигура героя. Михаил Александрович Врубель является для многих ценителей искусства таинственным гением живописи. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно.
Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. От нее спадает к полу длинная фата, по краю сверкающая драгоценностями. В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах.
С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Мой совет, посетите Третьяковскую галерею, пойдите специально к полотну М. Врубеля «Демон сидящий», постойте у него несколько минут. Лермонтов писал в течение десяти лет с 1829 года по 1839 год, работа над образом демона художником длилась 12 лет. Врубель Михаил Александрович «Демон сидящий»начал писать в 1890 году и ее увидел свет в 1891 году, картину «Демон летящий» он написал в 1899 году, картину «Демон поверженный» закончил в 1902 году.
И это сотворил он, тоскливо, но равнодушно взирающий на гибель земной жизни: «И все, что пред собой он видел, он презирал иль ненавидел. ». Как было его сохранить. Его вид совсем не вызывает страха. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Очень красивая девушка, повернулась к нам лицом и таинственно смотрит из-за спины. Эта картина Врубеля изображает ночное в глухих, ржаво-красных тонах. Она не оставляет равнодушным никого, ни неопытного молодого зрителя, ни умудренного искусствоведа, у всех она будоражит воображение и вызывает бурю эмоций, вызывает желание увидеть в глубине образа «падшего ангела», то что хотел донести нам великий и гениальный мастер кисти.
Как были оценены иллюстрации Михаила Александровича Врубеля. » Мозаика каменных цветов, окружающая его, заставляет верить в его неземную сущность. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. Как из рога изобилия лились декоративно-изобразительные мотивы — птицы-сирины, русалки, морские дивы, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы и все делалось стильно, с пониманием особенностей материала и окружения.
Художнику удалось лучше других понять чувства великого поэта и изобразить образ на бумаге. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. В 1898 году Врубель отправился на Украину. Талант Врубеля-декоратора проявился и в его огромном панно Принцесса Греза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир.
Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Остальное сделано уже до меня, только выбирай». С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой.
Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. мне было все это видеть. История Демона Врубеля начинается с неразделенной любви. Коровин и Серов, – друзья живописца, – стали частыми гостями Михаила Александровича.
Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». Так нельзя писать, это вы делаете вздор – изучать природу надо начинать от листка, от деталей, а не брать, как вы, всякую всячину и пичкать на ничтожном клочке – это какая-то энциклопедия, а не живопись. Глаза очень выразительны и в них виднеется прощание.
Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами.
На свои вопросы он не находит ответов не на земле, не на небе. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Из-за службы отца семья часто переезжала. Но художник держался до последнего. На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда.
Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Действие картины разворачивается на фоне заката. Врубель «Демон сидящий»— одна из лучших картин художника и наиболее известная миру искусства. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них».
Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Волны бьются о его скалы, словно заманивая к себе. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Даже друзья художника заметили, что демон слишком непропорциональный.
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 в семье военного юриста. Картина создана не из мазков, а как бы из кристаллов.
Из этих иллюстраций художник позднее, через десять лет создал три огромных полотна, первым из которых был «Демон сидящий». Его рекомендации позволили молодому художнику познакомиться с руководителем реставрационных мастерских Адрианом Праховым. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии».
Картины не были пророческими. Но в Москве карандашный набросок ему вспоминается и на его основе художник создает свой культовый шедевр «Демон сидящий». Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный». Именно там он научился писать с натуры, получая уроки у нанятого учителя.
У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. Поэму М. Ю. Михаил Врубель превращал любой реалистический сюжет в сказочный, мистический, нереальный. Уже в пяти летнем возрасте мальчик увлечённо рисовал и, прибывая в Петербурге, отец определил его в школу Общества поощрения художников. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.
Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Демон низринут в ущелье среди скал. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини.
Демон написан сидящим на горе, в окружении цветов. Предметы представали в необычном для обыденного зрения виде. На рисунке главные герои словно не испытывают никаких чувств.
Его напряжение выдают крепко сжатые кисти. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. Стиль Врубеля основан на господстве пластического скульптурного, объемного рисунка. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура.