Перед вами выдающиеся работы эпохи Ренессанса, картины Леонардо да Винчи с названиями и кратким описанием истории их создания, шедевры, которые по праву считаются лучшими в галерее великого мастера. Основные картины Леонардо да Винчи с названиями, которые мы представили в данной статье, завершаются описанием следующего полотна. С нее мы начнем представлять вам картины Леонардо да Винчи с названиями и описанием.
Цвета, выбранные Леонардо для одежды Марии, тоже имеют каноничное значение: лазурно-синий — это символ чистоты и святости, а ярко алый — символ грядущих страданий Христа. Нет более углов.
Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля. Леонардо вынужден покинуть город и в течение нескольких лет переезжает с места на место, подолгу нигде не задерживаясь. В 1502 г. он оказывается во Флоренции и начинает работать над созданием картины «Мона Лиза». В 1506 г. король Людовик XII приглашает Леонардо в Милан в качестве придворного живописца, а в 1513 г. Леонардо переезжает в Рим по приглашению брата Папы Льва X. Последние годы жизни Леонардо провел во Франции при дворе короля Франциска I, сменившего на престоле Людовика XII. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 г. Дальше начинаются загадки и домыслы.
Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. Еле заметны, еле уловимы переходы. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. В этом он тоже может сравниться лишь с его современником Микеланджело.
«Дама с горностаем» 1490 — один из самых знаменитых портретов кисти Леонардо да Винчи изображающий молодую девушку с горностаем на руках. Обучался в мастерской Верроккьо во Флоренции. Подобные слова принесли произведению всемирную славу.
«Мадонна с гвоздикой» 1480 примечательна тем, что это первая полностью самостоятельная работа юного гения. Это символ распятия. В Виндзоре находится полотно, на котором мастер изобразил некое загадочное существо неземного происхождения. Пейзаж на фоне также производит впечатление колдовского, словно находится вне этого мира. В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально.
Однако «Джоконда» в этом вопросе стала настоящим лидером. Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте. Если вам кажется, что Мадонна улыбается, то это не так. Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь.
Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Несовершенство композиции также искупает тщательно проработанная перспектива. Святой изображен в традиционной манере (атрибутика, жест), но в то же время присутствуют признаки, свидетельствующие о переходе живописи Леонардо из классического стиля в русло маньеризма. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. Одними из самых знаменитых картин являются: Мона Лиза (Джоконда), Дама с горностаем, Тайная вечеря, Мадонна Литта, Благовещение и многие другие.
Передний план автор оставил свободным, предназначив его зрителю. В центре вы видите Марию с новорожденным Иисусом на руках, вокруг – паломники, пришедшие на поклон к Сыну Божьему, на заднем плане – развалины замка (некоторые искусствоведы и историки предполагают, что это языческий храм), всадники и едва заметные скалы. И Леонардо принимает неожиданное решение. Он был незаконно рожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление. Мария с младенцем изображены на переднем плане.
Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх. Он отодвигает одной рукой плащ, перекинутый через плечо, а другую отводит назад, размахиваясь, чтобы ударить себя в грудь камнем. Спишем некоторую часть такого феноменального явления на открытия в областях пропорций человеческого тела и анатомии в целом – (кстати угадайте, кому принадлежит значительная доля этих открытий) тем не менее использование мастером нового взгляда на живопись и революционной техники рисования очевидно. «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики.
Леонардо да Винчи был слишком художник, чтобы довольствоваться простой, лишь заполняющей линии красочностью. Годы ее создания – 1490-1491. Композиция, которую зритель наблюдает на картине «Поклонение волхвов», весьма необычна и, вероятно, не имеет аналогов в итальянской живописи.
В левой находится птичка щегол, которая является символом христианской души. К 1514 – 1515 гг. Мадонна изображена приёмом сфумато. Данный прием был разработан самим да Винчи.
Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам.
Название картины Мадонна с младенцем подсказывает нам сюжет. Борются люди и кони. Он переписал драпировки на основании этих рисунков. На картине мы видим куст можжевельника, называемый джинепро.
Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи. Картина «Иоанн Креститель» имеет глухой фон, напрочь лишенный пейзажа, столь характерного для работ, созданных в эпоху Возрождения, в частности принадлежащих кисти Леонардо. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. относится создание шедевра великого мастера – картины Джоконда.
Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. Леонардо да Винчи. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились.
В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. В оригинале сохранилось только пятнадцать его картин. Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Важным компонентом картины является пейзаж, как бы тающий в холодной голубой дымке.
Великий, загадочный, притягивающий. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. Гармония во взаимоотношениях персонажей картины подчёркивается горным пейзажем в симметричных окнах, вызывая чувство грандиозности мироздания. Лицо Мадонны изображено в профиль с едва заметной улыбкой в уголках рта. Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении. Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок.
Позвоночник. Но лишь в 1752 году русский механик-самоучка, крестьянин Леонтий Шамшуренков смог собрать «самобеглую коляску», приводимую в движение силой двух человек, а действующие паровые автомобили появились несколькими десятилетиями позже — в Англии и Франции. Весной 1500 г. он отправился в Венецию. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. Пусть это так и будет.
Сколько о нем написано, сколько издано, но никогда не будет достаточно. Предшественники воспроизводили эту тему двояко. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. При этом, фреска не детализирована, не декорирована, она проста как сама жизнь.
Эта картина выставлена в Эрмитаже. В портрете Монны Лизы (Джоконда, около 1503 г. ) воплотил возвышенный идеал женственности и обаяния. Для него началась пора беспокойных скитаний. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. «Мона Лиза» 1515 — конечно, нельзя обойти вниманием наверное самую прославленную из работ Леонардо да Винчи. Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов.
Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. У Леонардо нет линии, есть только формы. Биографы называют молодой крестьянкой. Это дикое животное покорилось добру и любви, которым бог наполнил душу Иеронима.
Ибо теперь предстояло показать, как повлияли слова Спасителя на собрание двенадцати учеников. Из-за особенностей применённой им техники – масло с темперой – это произведение считают вершиной европейского искусства, сохранилось в сильно повреждённом виде. Здесь тоже библейский сюжет полон загадок. Его жизнь полна скитаний, встреч с поразительными людьми, событиями. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них.
Среди всех изобретений Леонардо да Винчи прежде всего следует отметить автомобиль. Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519 гг. ) итальянский художник, скульптор, учёный инженер и архитектор эпохи Возрождения. Пластически высечены контуры.
«Джоконда» считается эталоном в портретной живописи, ее композиция, ритм и колорит признаны безупречными. Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Об отце Леонардо, Пьеро да Винчи известно гораздо больше, но тоже недостаточно. В список включены картины, фрески, кодексы, несколько самых известных рисунков (получивших личное имя).
Внимание зрителя концентрируется на фигуре святого, которого буквально обволакивает доведенное до совершенства так называемое сфумато (смягченное очертание предметов и фигур). В 1481 году Леонардо начинает работатьнад полотном на религиозный сюжет «Святой Иероним», а в 1483 году — над картина «Мадонна в гроте». Картина, как известно, не была окончена. Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». «Мадонна Литта» 1495 — сюжет картины отвечает церковным канонам изображения Богоматери. К поздним произведениям Леонардо да Винчи принадлежат Св.
Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. Ну и главная деталь, которую позже автор доведет до совершенства в своей «Джоконде» – улыбка. Содержание его рисунков самое разнообразное. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально.
Художник, скульптор, архитектор инженер, ученый всё это Леонардо да Винчи. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. Список произведений Леонардо да Винчи включает все его известные произведения, сохранившиеся в музеях мира (за исключением рисунков), а также приписываемые ему работы, признаваемые такими достаточным количеством учёных.
Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Юная поэтесса изображена на фоне можжевельника, чье итальянское название «джинепро» созвучно ее имени. Многие картины Леонардо да Винчи (с названиями и описанием некоторых вы можете ознакомиться, прочитав статью) окутаны мистикой. Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое.
В 1490 из-под его кисти появляется картина «Дама с горностаем» и «Портрет музыканта». Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. Такой далекий и такой современный. Масштаб их славы можно сравнить только с работами Микеланджело. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки.
Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий. Они и так знают, что это за работа.
Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. Тела приобретают округлые формы.
Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Леонардо также интересовал рисунок волос. «Портрет Джиневры де Бенчи» 1476 — портрет, относящийся к раннему периоду творчества художника и входящий в число самых известных картин Леонардо да Винчи. «Благовещенье» 1475 — картина была написана по заказу церкви и выделяется среди работ художника своей странно разобщенной, разваливающейся надвое композицией.
Поза ее выглядит не вполне естественно. Мы постарались вкратце рассказать о них. Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. Подобно радуге, ярка, мозаична, разноцветна судьба мастера. И не только лица. Уделял он внимание и рукам. В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка.
Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Леонардо да Винчи (полное имя: Леонардо ди сер Пьеро да Винчи, родился 15 апреля 1452 года в селе Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции – умер 2 мая 1519 в замке Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень, Франция) – великий итальянский художник (художник, архитектор, скульптор) и ученый (естествоиспытатель, анатом) изобретатель, писатель. «Мадонна в гроте» 1486 — полотно является частью полиптиха, написанного для размещения в церкви. Все тело отражает данное душевное движение.
Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. Эксперты утверждают, что обман зрения происходит за счет теней в уголках ее губ.
Этот человек изображен кающимся. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Необычен и колорит, подчеркивающий перспективу и внутреннее пространство картины. До 1506 г. Леонардо да Винчи работал во Флоренции.
В частности, рассуждают о том, действительно ли моделью была жена обычного купца. С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Никогда не изображал он отречение и муки. В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья.
Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. В 1516 году французский король Франциск I приглашает художника к себе на службу и удостаивает его официального звания первого королевского художника инженера и архитектора. Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Причем, если Сын Божий написан в ярко-красном одеянии, то его ученик одет в нежные тона. С помощью сфумато, светотеневой моделировки, смягчены контуры фигуры.
У Леонардо все полно движения. «Тайную вечерю» читают самым завершенным и самым популярным произведением да Винчи после «Джоконды». Леонардо да Винчи обладал даром, которому как нельзя лучше подходит название «прорицание». Мадонна кормит младенца грудью.
Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. Во Франции Леонардо практически не рисовал, его больше занимали инженерные проекты. С 1495 по 1498 Леонардо да Винчи создает свою знаменитую фреску «Тайная вечеря»в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане, а в 1503 — самое известное свое произведение — «Мону Лизу». Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен.
Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Если на одной картине соединено несколько фигур, то она распадается на перпендикулярные полосы, точно незримые пилястры разделяют фигуры. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»).
Мышцы аскетичного, худого лица, рук и плеч напряжены, твердо стоит нога на большом камне. Она всегда была овеяна тайной и аурой загадки. В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. Как известно итальянская портретистка развилась из медали.
Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам. Он был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи, по крайней, мере, в XIII столетии. Леонардо да Винчи является одним из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, его натура представляет собой яркий пример «универсального человека», что есть идеал итальянского Ренессанса. Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари.
В миланский период в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие выполнил стенную роспись Тайная вечеря (около1495-1497 гг. ). Богородица ли она вообще.
Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам". Анна с Марией и младенцем Христом (около 1500-1507 гг. ), Иоан Креститель (около 1513-1517 гг. ) и другие. Автомобиль.
Он прожил там до 1499. Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. Леонардо покинул город.
Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. Примечательно, что небольшой стол практически пуст – это лишь заставляет смотреть только на образы апостолов людей всего мира на протяжении веков.
Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. Модель повернута вправо, а не влево, соответственно расположен также источник света. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. В 1516 г. по приглашению Франциска I уехал во Францию, где скончался. Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята.
Но это была грация элегическая. Первое наиболее значительное, но оставшееся незаконченным произведением Поклонение волхвов (Галерея Уффици, Флоренция). Это давало ему возможность создать цельную композицию. Такая контрастность олицетворяет извечный антагонизм мужского и женского начал. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». Леонардо да Винчи (1452-1519) родился в селе Анкиано, неподалеку от города Флоренция.
Художник изобразил момент, когда Христос раскрывает ученикам предательство Иуды. Это тонкий намек на имя девушки. Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. Леонардо разбивает всех персонажей на отдельные группы, подчеркивая пластику их движений.
Рассеянно смотрит он на зрителя, правой рукой придерживая грудь матери. руб. Его почерк удивителен, Он пишет справа налево, буквы перевернуты так, что текст легче читать с помощью зеркала.
Особенное свойство картины — ощущение тайны, которое она вызывает. Хотя женщины и одеты в красивые современные платья, от их головок веет чем-то монастырским, стыдливо-робким. Первая из них – кто сидит по правую руку от Христа – Иоанн или женщина.
Рисунок Леонардо – Витрувианский человек – также является знаковым. О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью.
Этот приём разработал Леонардо да Винчи. Все спуталось в дикий клубок. Об оттенках они не заботились. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей.
В 1491 году заканчивает работу над картиной «Мадонна Литта». Леонардо внёс нечто иное и в освещение. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие». Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей.
Но где в таком случае расположить волхвов. Идеи Леонардо да Винчи, как инженера, значительно опередили свое время. Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. Непонятно, почему свет падает не из окон, а откуда-то слева.
Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. В ХХ ст. Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне. Отдельно изображены шейный отдел позвоночника, первый шейный позвонок – атлант (atlas), второй – осевой (axis) и третий.
«Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Они являются не просто шедеврами, но даже «иконами» высоко искусства.
У всякого человека, который смотрит на полотно, возникает ощущение возвышенного покоя, созерцательной одухотворенной тишины. Воспитывался Леонардо в доме отца. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет.
Красота и блаженство – все у него от мира сего. Ему так хочется дотянуться до цветка. Сплошным воплем о прощении является Иероним.
Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. Они легли в результате объемными складками. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. «Тайная вечеря» 1495 — эта фреска, написанная на стене трапезной монастыря в Милане, к сожалению плохо сохранилась, но входит в число самых популярных работ Леонардо да Винчи, чему поспособствовала книга Дэна Брауна. Таковы основные картины Леонардо да Винчи с названиями и описанием. Полотно демонстрирует несомненное техническое мастерство художника.
Помимо картин Леонардо да Винчи работает над конным памятником Франческо Сфорца, (который сильно повреждают французы во время захвата Милана в 1499 году) и летательный аппаратом — орнитоптером. Два задних колеса были независимы друг от друга, а их вращение производилось сложной системой шестеренок. К мягкости стремятся и краски. Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. Над полотном мастер работал, когда еще находился в мастерской Верроккьо.
И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. Полны мольбы его глаза. Все должно подчиняться целостной гамме тонов. Среди всех картин и рисунков у Леонардо есть и такие, которые знает практически каждый. В первую очередь Леонардо да Винчи был известен как художник.
Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны. У них все блестит и сверкает. Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. Иным путём, нежели С. Боттичелли, пошёл Леонардо да Винчи в картине «Поклонение волхвов».
Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка.