Оноре Викторьен Домье Делакруа, обращаясь к Домье, писал: «Нет человека, которого я больше бы ценил и которым я больше бы восторгался, чем Вами». Домье Оноре Викторьен (Daumier Honore) (1808 – 1879), французский график, живописец и скульптор.
Некоторые из этих художников отказались работать для прессы и стали иллюстрировать книги. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана.
Д. создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). Звук извлекается плектром. Д. создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Д. ограничиться бытовой сатирой. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия.
2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник и скульптор. Франко-прусской войне 1870—71 посвящён последний шедевр Д. — альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя — это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871). Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Особенно увлекала Домье Оноре Викторьен тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Домье Оноре Викторьен – театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 185660, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Он ввёл в живопись новые образы, трактовал их с необычайной выразительностью.
Домье-художник сыграл в истории искусств не меньшую роль, чем Домье-график. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Домье (Daumier) Оноре Викторьен (26. 2. 1808, Марсель, — 11. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник и скульптор.
«Свет в картинах несет эмоциональную нагрузку и посредством его Домье расставляет композиционные акценты используя сопоставления светлого и темного самым разнообразным способом, – пишет Н. В. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Д. добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов — "Законодательное чрево" "Все мы честные люди, обнимемся", "Этого можно отпустить на свободу") глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими ("Улица Транснонен 15 апреля 1834 года") в литографиях "Свобода печати" и "Современный Галилей" Д. создал героический образ рабочего-революционера. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». В. Яворская). В серии картин, посвященных «Дон Кихоту», реализм Домье достигает особенной обобщающей силы.
брал уроки живописи и рисунка, овладевал ремеслом литографа, выполнял мелкие литографские работы. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Д. добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов — «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Д. создал героический образ рабочего-революционера.
Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 году после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851, музей Орсе).
Большое распространение Д. получила в советских оркестрах русских народных инструментов — балалаечно-домровых (3-струнная Д. ) и домровых (4-струнная Д. ). Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Если в «Дон Кихоте» Домье рисует трагическое противоречие между двумя сторонами человеческой души, то в серии «Скоморохов» перед нами встает ужасающая противоположность между внешним обликом человека и его сущностью. В рекомендациях по воспитанию детей наблюдается тенденция к обучению их «рукоделию», т. е. ремеслу и торговле при этом даётся знаменитый совет о «сокрушении ребер» строптивым и непослушным. Богатый горожанин, по «Д», обязан своим положением в обществе не благородному происхождению, а своему труду, личной инициативе.
Работы художника приобретают графический характер исчезает пластичность. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы, Национальная галерея, Прага). Вместе с бывшим монастырём и несколькими др. «К циклу "Прачек" относится и картина известная под названием "Ноша", – пишет Н. Н. С 1814 жил в Париже, где в 20-х гг.
По отзывам современников, Домье обладал прекрасной зрительной памятью, схватывая и запоминая суть образа, его пластику, характерные жесты, мимику. Отец его обладал литературными способностями. 1848, Прага, Национальная галерея). классицизма (Серии Lhistoire Ancienne (Древняя история), Physionomies tragiques (Трагические лица).
В конце 60-х гг. Круглое смеющееся лицо со вздернутым носом, статная высокая фигура жены оставляли ощутимый отпечаток чуть ли не на всех женских образах, которые рисовал Домье. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины.
ДОМЬЕ (Daumier) Оноре (Оноре Викторьен) (26. 2. 1808, Марсель – 10. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник, скульптор. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета ("Выход из школы", около 1853–1855 один из вариантов "Вагона третьего класса", около 1862).
Домье выискивал карикатурные сцены французской жизни изучал и критиковал представителей буржуазного класса. Герман. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. Д. создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды ("Дон Кихот", около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). В сериях «Древняя история» (1841—43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Домье Оноре Викторьен зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848—49.
Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей.
Франко-прусской войне 187071 посвящён последний шедевр Домье Оноре Викторьен – альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя – это мир», «Потрясённая наследством», 1871). бытовая сатира стала уступать место в литографиях Д. новым темам: художник с тревогой следил за ростом милитаризма и колониализма, за расправой с национально-освободительными движениями, за происками военщины и церкви. В 1848 Д. выполнил для конкурса живописный эскиз "Республика 1848 года" (вариант в Лувре). Таковы, например, картины "Перед купанием" (около 1852), "Любопытствующие у витрины" (около 1860). Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 год «Олимпийские боги», 1841 год «Физиологии», 1841-1842 годы «Служители правосудия», 1845-1849 годы «Добрые буржуа», 1846-1849 годы и другие).
Домье вместе с художником Травьесом создаёт серию «Французские типы». В 1832 Д. за карикатуру на короля (литография "Гаргантюа", 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Франция-Пруссия соысына арнаан патриотты ебег ашу-ызаа иронияа толды. Домье (Daumier) Оноре Викторьен (26. 2. 1808, Марсель, — 11. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник и скульптор.
Оноре Викторьен Домье родился в Марселе, в семье стекольщика. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии.
Росла популярность выставок и критики формировали художественный вкус. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). С этого времени Д. всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе.
Как рассказывают современники (Теодор де Банвиль), Домье никогда не употреблял отточенные новые карандаши, он предпочитал рисовать обломками, чтобы линия была разнообразней и живей. «Домье-художник сыграл в истории искусств не меньшую роль, чем Домье-график. С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг.
Сын мастера-стекольщика. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. Жена, по «Д», участвует в организации хозяйства и в воспитании детей, но её, как и слуг, следует в случае провинности наказывать. Злободневные события, современные политические деятели оживают в его литографиях (всего – около 4 тысяч), поражающих глубиной социальных оценок, гражданским бесстрашием: «Маски» (1831), «Опустите занавес, фарс окончен» (карикатура на Луи Филиппа), «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», «Свобода печати», «Законодательное чрево» (все – 1834). Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ.
На протяжении всей своей творческой деятельности Домье чутко реагировал на изменения в политике, требованиях и вкусах издателей и публики. Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Какой-то особый свет озаряет будничные сцены, которые приобретают значимость, теряют обыденность.
Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Современники (О. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. Он осмеивал духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя (Парижские типы, 1839-40 Лучшие в жизни, 1843-46 Добрые буржуа, 1846-49 серия Карикатюрана, в которой выведен собирательный образ авантюриста Робера Макера, 1836-38). Штрих становится выразительней. Изобретение фотографии привело к поискам художественной формы в этой области. Домье.
Домье-художника отличает прежде всего уверенность. В сороковые годы Домье много и упорно занимается живописью, появляются картины «Восстание» и «Семья на баррикаде». Процветал роман, как литературная форма, наиболее способствующая экспериментам. В то время как романтизм провозгласил свободу формы выражения в литературном и художественном творчестве, многие из правительств, приходивших к власти в этот период, пытались, путем принятия законов против такой свободы или просто прибегая к помощи силы, ввести цензуру литературных и художественных произведений, авторы которых критиковали политику, направленную на ограничение свободы творчества.
Н. Н. Пытаясь их реализовать, он в 1814 году перевез семью в Париж. Работая в технике литографии (реже ксилографии), Домье великолепно использует её живописные возможности, передавая тончайшие переходы от бархатисто-чёрного к серебристо-серому, воссоздаёт световоздушную среду и освещение.
С 1822 посещал мастерскую А. Ленуара и академию Сюиса изучал старых мастеров в Лувре. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. В 1908—17 Г. П. Любимов и С. Ф. Буров сконструировали семейство 4-струнных Д. квинтового строя (от пикколо до контрабаса). Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Домье Оноре Викторьен ограничиться бытовой сатирой.
Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу.
Домье не довольствуется первыми достижениями. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением ("Мелодрама", 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой ("Криспен и Скапен", 1858–1860). Французский критик и поэт, Шарль Бодлер, который был другом и почитателем Домье и его творчества, одним из первых обратил внимание на стилистические сходства работ Бальзака и Домье: «Гравюры Гаварни и Домье по справедливости были названы дополнениями к «Человеческой комедии». 1848ж жне 60-70 жылдардаы революция тсында Домье саяси сатираа айтада оралды. Он предвосхитил во многом дальнейший путь развития живописи».
Таков цикл «Прачки» (1850—1860). Меняется манера рисунка. В интерьере Д. ц. : резные кафедра (1641), скамьи и эпитафии (16—17 вв. ) — маньеризм, барокко скульптурные надгробия (14—17 вв. ) живопись — преимущественно на хорах (в основном 18 в. ) витражи (19 в. ).
Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства.
В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией. С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг.
Сентябрьские законы заставили ряд художников и писателей, занимавшихся политической сатирой, отойти от политических тем. В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале). Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Домье создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (183638), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848, музей Орсе, Париж). По цвету это одна из самых ярких картин Домье, построенная на сочетании звучных пятен красного, желтого, черного.
В серии «Адвокатов» Домье показывает ложный пафос мимики и жестов этих Демосфенов современности, превращающих их в говорильные машины с бурно развевающимися тогами. Приветствуя революцию, Д. разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. Яворская. Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848—49.
Domkirche — соборная церковь, латыш. Домье Оноре Викторьен создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). Заложена (1211 — около 1215) как трёхнефная романская базилика с монастырём для капитула (высшего духовенства Ливонии), завершена около 1270 неизвестным мастером из Кёльна по типу зального храма с башней на западном фасаде. В сериях «Древняя история» (184143), «Трагико-классические физиономии» (1841) Домье зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев.
Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. После реставрации (1959—60) Д. ц., обладающая хорошей акустикой и одним из лучших в СССР органов, преобразована в концертный зал-музей. Домье Оноре Викторьен (Daumier) (1808-1879), французский график, художник и скульптор. Домье Оноре Викторьен создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен).
С 1814 г. жил в Париже, где в 1820-х гг. Приветствуя революцию, Д. разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. Ему так и не суждено было пройти настоящий курс обучения живописи.
Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Д. добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Д. создал героический образ рабочего-революционера. Огромное наследие Домье Оноре Викторьен (около 4 тыс. Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830—32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832—33). Он ввел в живопись новые образы, трактовал их с необычайной силой выразительности. Иллюстрации см. Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 году он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848 год, музей Орсе, Париж).
Во 2-й половине 18 в. стала выходить из употребления. «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н. Карикатуры Д. распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Д. (в «Силуэт», «Silhouette», 183031 в основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 183135 и «Шаривари», «Charivari», 183360 и 186372). Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок.
Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 183032, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 183233). Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. В сериях «Древняя история» (1841—43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Д. зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860 года, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы Национальная галерея, Прага). Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия.
На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. В 1848 Д. выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. Кузнецы, прачки с детьми, водоноши, бурлаки – вот единственные «парижские типы», которых пощадила ирония Домье и, более того, в изображении которых его кисть достигла наибольшего синтеза, наибольшего пафоса, наибольшей монументальности.
Из ранних литографий Домье наиболее известна «Гаргантюа» (15 декабря 1831 года). Создал порядка 4000 литографий и ещё порядка 900 иллюстраций карандашом. В сериях «Древняя история» (184143), «Трагико-классические физиономии» (1841) Д. зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев.
Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Домье Оноре Викторьен добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов — «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Домье Оноре Викторьен создал героический образ рабочего-революционера. Приветствуя революцию, Домье Оноре Викторьен разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий.
Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. Художник показал еще одно, гораздо более значительное произведение, за которое, однако, не получив инструкций от Добиньи, со свойственной ему скромностью нерешительно попросил 600 франков. В живописи Домье нередко лиричен, задумчив. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Д. создал в 100 листах серии "Карикатюрана" (1836—38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860).
Саркастичный, беспощадно-насмешливый в графике, в живописи Домье предстаёт скорее поэтом, создающим образы людей, к которым он испытывает чувство симпатии, духовной близости, сострадания. Однако новые элементы в «Д» тесно переплетены со старыми представлениями. Д. создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838). Целая группа произведений Домье посвящена создании величественных образов тружеников. Когда министерство Наполеона Маленького предложило ему под конец его жизни орден Почетного легиона, Домье имел мужество отклонить этот «дар данайцев», со скромным юмором мотивируя свой отказ «желанием на старости лет глядеться в зеркало без смеха».
Зато много времени проводит в Лувре, где копирует известных мастеров, особенно Тициана и Рубенса. Сын мастера-стекольщика. В сериях литографий "Парижские типы" (1839—40), "Супружеские нравы" (1839—1842), "Лучшие дни жизни" (1843—1846), "Люди юстиции" (1845—48), "Добрые буржуа" (1846—49) Д. едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Я убежден, что сам Бальзак поддержал бы это мнение, тем более обоснованное, что талант художника-бытописателя является талантом смешанным, поскольку в него вливается значительная литературная струя. Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года но затем начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр» где проработал с 1831 по 1843 год и в журнале «Шаривари», также основанном Филипоном, с 1835 по 1874 год, оставив работу здесь, лишь когда почти полностью ослеп. Как и его литературные современники, писавшие статьи для газет и журналов, выходивших большими тиражами, Домье искал свою публику среди широких народных масс, а не в элитном аристократическом клубе.
Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862). Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. Все здесь крепко, просто, значительно.
В серии картин, посвящённых «Дон Кихоту», художник рисует трагическое противопоставление между двумя сторонами человеческой души, в серии «Скоморохов» перед нами встаёт ужасающая противоположность между внешним обликом человека и его сущностью. Зрелым литографиям Д. присущи динамика и сочная бархатистость штриха, свобода в передаче психологических оттенков, движения, света и воздуха. В 1832 Д. за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Ни один художник до Домье не писал так свободно, не обобщал так смело во имя целого. В ряде литографий 1870 – 1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции.
(к 1822 относится первая литография – «Воскресенье»). Полуслепой и старый, Домье окончил бы свою карьеру в полной нищете, если бы не дружеская поддержка пейзажиста Коро, который приобрел для него небольшой домик в местечке Вальмондуа (на Уазе), где Домье и умер 10 февраля 1879 года. Два доктора У торговца и смерть гравюрами.
В 1832 Домье Оноре Викторьен за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Домье не довольствуется первыми достижениями. Огромное наследие Д. (около 4 тыс. Кузнецы, прачки с детьми, водоноши, бурлаки – вот единственные «парижские типы», которых пощадила ирония мастера и, более того, в изображении которых его кисть достигла наибольшего синтеза, наибольшего пафоса, наибольшей монументальности. При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851 года, музей Орсе).
«Д» требует подчинения главе семьи — «господину», а в общественной жизни — царю и властям. Всю жизнь художник терпел лишения. С этого времени Д. всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. Из ранних литографий Домье наиболее известна «Гаргантюа». Домье (Daumier) Оноре Викторьен (26. 2. 1808, Марсель, — 11. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник и скульптор. В сериях литографий «Парижские типы» (183940), «Супружеские нравы» (18391842), «Лучшие дни жизни» (18431846), «Люди юстиции» (184548), «Добрые буржуа» (184649) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя.
Всю жизнь художник терпел лишения. Особенно увлекала Домье Оноре Викторьен тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Домье Оноре Викторьен — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856—60, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Домье Оноре Викторьен создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836—38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. Его работы, сначала открытая сатира на политических деятелей, затем карикатурные изображения французских типажей и, наконец, сатирический комментарий французской жизни (серии Croquis Parisiens (Парижские наброски) и Les Plaisirs de la champagne (Наслаждение шампанским), показывают, как меняется отношение художника к объекту его творчества и само творчество меняется со временем. Д. создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации).
Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. Домье работал в «Карикатюр» с 1831 по 1843 год (за вычетом 6 -месячного тюремного заключения) и в журнале «Шаривари», также основанном Филипоном, с 1835 по 1874 год (исключая 1860– 1863 годы), оставив работу здесь, лишь когда почти полностью ослеп. «Человеческая комедия» Бальзака, состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции изображающей французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848).
В 1848 Домье Оноре Викторьен выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Сын стекольщика, перебравшегося с семьёй в Париж в 1814 года.
Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Физиологии», 1841-42 «Служители правосудия», 1845-49 «Добрые буржуа», 1846-49 и др. ). В 1832 за карикатуру на короля (литография Гаргантюа, 1831) был на полгода заключён в тюрьму. Домье вылепил острохарактерные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830-32, сохранилось 36 бюстов), которые послужили основой для серии литографических портретов-шаржей (Знаменитости золотой середины, 1832-33). В конце 60-х гг. В сериях литографий «Парижские типы» (183940), «Супружеские нравы» (18391842), «Лучшие дни жизни» (18431846), «Люди юстиции» (184548), «Добрые буржуа» (184649) Д. едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя.
Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. В 1848 Д. выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое.
В конце 60-х гг. На одной из этих лучших картин Домье – «Скапен», находящейся в частной коллекции Руара, мы видим Пьеро но что это за Пьеро, как не похож он на нежного и лунного героя Ватто. По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме. Д. создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Д. ограничиться бытовой сатирой.
Листы Домье трагично выразительны. Она представляет собой своеобразную социальную эпопею жизни французского общества. Огромное наследие Д. (около 4 тыс. 1863, Париж, Музей Орсэ).
Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 184849. Карикатуры Д. распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Д. (в "Силуэт", "Silhouette", 1830—31 в основанных издателем Ш. Филипоном "Карикатюр", "Caricature", 1831—35 и "Шаривари", "Charivari", 1833—60 и 1863—72). Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. D. » и, наконец, полным именем и фамилией.
Карикатуры Домье Оноре Викторьен распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Домье Оноре Викторьен (в «Силуэт», «Silhouette», 1830—31 в основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 1831—35 и «Шаривари», «Charivari», 1833—60 и 1863—72). Тема картины «У продавца эстампов» (ок. Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-64, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-63, музей Орсе и др. ) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 184849. постройками 13—19 вв.
В конце 60-х гг. Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса».
Реконструированная Д. различных размеров (475—1100 мм) и звукового диапазона (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) получила квартовый строй (как у балалайки) и полный хроматический звукоряд. Суретш Дон Кихот образын жасауа да ат салысып жрд. Особенно увлекала Д. тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Д. театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 185660, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон).
С этого времени Домье Оноре Викторьен всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. Сначала он исполняет небольшие картинки, нотные заголовки, детские азбуки. Калитина. С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг.
В 1832 Домье за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды (Дон Кихот, около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). Франко-прусской войне 1870—71 посвящён последний шедевр Домье Оноре Викторьен — альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя — это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871).
брал уроки живописи и рисунка, овладевал искусством литографии. Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-1864 годы, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-1863 годы, музей Орсе и другие) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). Частично перестраивалась до конца 19 в. Боковые капеллы — 13 (. ) и 15 вв. при ст.
Изобразительным искусством стал увлекаться с раннего детства. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, жёлтые цвета: «Выход из школы», один из вариантов «Вагона третьего класса». Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Д. создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (183638), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками.
преимущественно среди музыкантов-скоморохов. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). В 1832 Д. за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Оноре Викторьен Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе, в семье стекольщика.
Эта литография была выставлена в витрине фирмы Обер и собрала много народа. При кажущейся простоте композиция строго продумана. Огромное наследие Д. (около 4 тыс. Круглое смеющееся лицо со вздернутым носом, статная высокая фигура жены оставляли ощутимый отпечаток чуть ли не на всех женских образах, которые рисовал Домье. Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Д. создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836—38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера.
1830-31, Карикатюр, 1830-35, Шаривари, 1833-60 и 1863-72). «Домострой», литературное произведение середины 16 в., содержащее свод правил поведения горожанина, которыми он должен руководствоваться в отношении к светским властям и церкви, семье и слугам. В 1848 Домье Оноре Викторьен выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). Когда министерство Наполеона Маленького предложило ему под конец его жизни орден Почётного легиона, Домье имел мужество отклонить этот «дар данайцев», со скромным юмором мотивируя свой отказ «желанием на старости лет глядеться в зеркало без смеха». После того, как освоил мастерство литографа, стал зарабатывать первые деньги на жизнь, создавая иллюстрации для различных изданий. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу».
После Июльской революции 1830, когда в условиях относительной свободы слова во Франции начался расцвет политической сатиры, Домье начал сотрудничать с журналом «La Caricature» и «Le Charivari». Doma baznica, эст. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Целая группа произведений Домье посвящена созданию величественных образов тружеников.
Особенно увлекала Д. тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Д. — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры ("Мелодрама", около 1856—60, Новая пинакотека, Мюнхен "Криспен и Скапен", около 1860, Лувр "Совет молодому художнику", 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Запрещение политической карикатуры в 1835 вынудило Домье ограничиться бытовой сатирой. Запрещение политической карикатуры и закрытие "Карикатюр" (1835) вынудили Д. ограничиться бытовой сатирой. Особенно увлекала Д. тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Д. — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856—60, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). В серии «Адвокатов» Домье показывает ложный пафос мимики и жестов этих демосфенов современности, превращающий их в говорильные машины с бурно развевающимися тогами. В 1873 году из-за слабости зрения художник прекратил работать.
Сын мастера-стекольщика. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Современники (О.
В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846).
У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. «Д» написан разговорным языком, образным и выразительным. именно в творчестве Оноре де Бальзака чаще всего, в сравнении с творчеством всех других литературных деятелей той эпохи, критики находят ассоциации с работами Оноре Домье. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849 года, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850 год, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале).
Ему так и не суждено было пройти настоящий курс обучения живописи. С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг. Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830—32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832—33).
В сериях литографий «Парижские типы» (1839—40), «Супружеские нравы» (1839—1842), «Лучшие дни жизни» (1843—1846), «Люди юстиции» (1845—48), «Добрые буржуа» (1846—49) Д. едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. В сериях литографий «Парижские типы» (1839—40), «Супружеские нравы» (1839—1842), «Лучшие дни жизни» (1843—1846), «Люди юстиции» (1845—48), «Добрые буржуа» (1846—49) Домье Оноре Викторьен едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Ни один художник до Домье не писал так свободно, не обобщал так смело во имя целого. Сын мастера-стекольщика.
Огромное наследие Домье Оноре Викторьен (около 4 тыс. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). Домра, домра, русский щипковый струнный музыкальный инструмент. Таковы, например, картины «Перед купанием», «Любопытствующие у витрины». Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам.
Однако его мечтам не суждено было сбыться. Образы, создаваемые им исполнены благородства и достоинства. Франко-прусской войне 187071 посвящён последний шедевр Д. альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871).
В литографиях 1834 года Домье обличал бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет палаты депутатов – Законодательное чрево Все мы честные люди, обнимемся, Этого можно отпустить на свободу), создал проникнутое глубоким трагизмом изображение расправы с рабочими (Улица Транснонен 15 апреля 1834 года), героический образ рабочего-революционера (Свобода печати, Современный Галилей). Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830—32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей ("Знаменитости золотой середины", 1832—33). Д., по-видимому, участвовал в Революции 1830, а с установлением Июльской монархии стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. С этого времени Д. всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. Латвийская Советская Социалистическая Республика.
Эта литография была выставлена в витрине фирмы Обер и собрала много народа. Домье вряд ли скоро выбился бы на дорогу искусства, если бы не одно обстоятельство, позволившее связать «баловство художника» с заработком ремесленника – спрос на литографский труд. Приветствуя революцию, Домье Оноре Викторьен разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий.
Калитина приводит в своей книге такой эпизод: «Однажды произошел такой случай, свидетельствующий об удивительной скромности и непрактичности художника. В сериях "Древняя история" (1841—43), "Трагико-классические физиономии" (1841) Д. зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Приветствуя революцию, Д. разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. Около 1300 достроена как базилика, перекрытая готическими сводами (высота среднего нефа 26 м). Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848—49. В это время выходят целые сборники карикатур быта и нравов.
На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Карикатуры Д. распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Д. (в «Силуэт», «Silhouette», 1830—31 в основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 1831—35 и «Шаривари», «Charivari», 1833—60 и 1863—72). В конце 60-х гг. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860).
– Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. Их сын, названный в честь отца Оноре, умер, прожив всего несколько недель.
В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Он предвосхитил во многом дальнейший путь развития живописи» (Н. Домская церковь (нем. Острая карикатура на короля Луи Филиппа «Гаргантюа» (1831), повлекшая за собой 6 месяцев тюрьмы и штраф, принесла Домье широкую известность. Домье Оноре Викторьен создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Домье Оноре Викторьен ограничиться бытовой сатирой.
Никакие материальные лишения не сломили гордости Домье и его республиканских убеждений. Таким образом достигается эффект скульптурности масс. В «Д» подробно излагаются наставления по приготовлению пищи, приёму гостей, свадебным и др. Наибольшее распространение Д. имела в 16—17 вв. С этого времени Домье Оноре Викторьен всё больше отдавался живописи маслом и акварелью.
Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). Домье приветствовал Революцию 1848-49, разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал обобщённый образ политического проходимца Ратапуаля, созданный сначала в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре), а затем использованный в ряде литографий. Листы Домье трагично выразительны. Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды (Дон Кихот, около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен).
Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Домье Оноре Викторьен добился в литографиях в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов – «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Домье Оноре Викторьен создал героический образ рабочего-революционера. Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». Франко-прусской войне 1870—71 посвящён последний шедевр Д. — альбом "Осада" аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий ("Империя — это мир", 1870 "Потрясённая наследством", 1871).