За одну из своих картин (Смерть Кортеса) Фрагонар Жан Оноре стал членом королевской академии художеств. Жан Оноре Фрагонар (фр. Jean-Honor Fragonard 5 апреля 1732, Грасс— 22 августа 1806, Париж)— французский живописец и гравёр. В честь Жана-Оноре Фрагонара названы фабрика и музей духов Fragonard.
В честь Жана-Оноре Фрагонара названы фабрика и музей духов Fragonard. Жан-оноре Фрагонар ассоциируется у большинства почитателей его произведений именно с этой работой.
Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи. Фрагонара и Г. Робера. Неизменным оставалось только одно – его "легкое дыхание".
Теперь видимо, от художников ждут аллегорической живописи: в последние годы каталоги Салона запестрели такими названиями, как Борьба Любви и Целомудрия (Лагренэ-старший), Приношение Амуру (Теолон) и т. д. Эта тематика исключает революционную ориентацию, но картины пишутся в манере, далекой от фривольности и изысканности рококо, – это тот конец старой легковесной манеры французской школы, о котором писал в это время Гримм. В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру. Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. Сюжет картины явно перекликается с темами праздничных украшений Парижа и представлений, которые Жак-Луи Давид устраивал во время революции (Фонтан Возрождения в виде олицетворения Природы – в проекте праздника Федерации).
Эффекты тонкой светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (штудии с натуры, пейзажи, выполненные главным образом в техниках сангины, бистра, реже сепии) и офортов. При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра. К сожалению, в издании Сказок (вышедшем с запозданием и в неблагоприятный для этого момент, после революции, в 1795 г. ) сохранилась далеко не вся прелесть первоначальных рисунков Фрагонара к Лафонтену: иллюстрации с сильными изменениями гравированы офортистом Мартиалем. Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры». Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни.
Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Возвратившись в 1761 году в Париж, Фрагонар попадает в атмосферу увлечения античностью. Получив хорошие профессиональные навыки в мастерской Ж. -Б. С. Тогда в семье решают выполнить его заветное желание — отдают на обучение к живописцу.
Однако внешние декорации – только малая часть того, что мы, называем стилем Фрагонара.
Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок. Маргарита Жерар пользуется прочным признанием и даже получает золотую медаль от Наполеона.
Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо в Париже. Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики. Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара. Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком.
Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. В его иллюстрациях к «Сказкам» Лафонтена и поэмам «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо и «Неистовый Орландо» Л. Ариосто проявилось высочайшее мастерство рисовальщика. 1756—1767, Амьен, Музей изящных искусств). В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо.
Серия портретов (1761–1765), т. н. По за игривостью сюжета, предназначенного на потребу светской публике, стоит иное. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. В иллюстрациях к сказкам Лафонтена Фрагонар – веселый мастер рококо и непревзойденный рассказчик, причем в отличие от писателя он никогда не переходит за грань пристойного.
Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 году в Грассе. Их сближенные профили напоминают римские портретные камеи по четкости и чистоте линий. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). Выигранный поцелуй – сценка, разыгранная персонажами из пасторалей Буше. Он изображён в облачении испанского идальго.
В самый момент торжественного жертвоприношения Корез в отчаянье закалывается сам. "Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля в 1732 году на юге Франции, в Граccе. Картина также имела другое название «Тайная страсть». Его искусство завершало век, предвосхищая возможности живописи последующего времени.
Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. Это период подъема в творчестве художника и создания ряда блестящих произведений. Фрагонар непосредственно и последовательно примкнул к стилю своего учителя.
Он изображен в облачении испанского идальго. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес).
Маргарита Жерар не была бездарна.
Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. Техника офорта ему тоже была подвластна. Это позже будет восхищать импрессионистов.
Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). Иероним (Гамбург, Кунстхалле). Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре. Как художник конца столетия Фрагонар суммировал и подытожил многие художественные тенденции своей эпохи и при этом перебросил мост к последующему искусству: явился во многом предшественником классицизма, романтизма и реализма ХIХ века. Коллекция кабинета рисунков Лувра, видимо, собрана именно им.
Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу. Фрагонар, наряду с Буше, внес значительный вклад в ее развитие. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". Эта премия была учреждена для учеников Академии с тем, чтобы победитель получал право на несколько лет стать так называемым пенсионером Французской Академии в Риме. На близкие Буше сюжеты было исполнено в 1760-е годы и серия рисунков с изображением девушек в спальне.
Лучи солнечного света, которые проскальзывают через окно, окрашивают её кожу золотистыми оттенками, также играют на золотистых драпировках стен и коричневом полированном столе. Впоследствии Конвент закрепляет за Сен-Клу значение национального владения как места праздника для увеселения народа. Она успешно работала в течение своей долгой жизни, хорошо запомнив все, чему ее учил Фрагонар. Между 1797 и 1800 годами он был инспектором перевозок в Версале (там сосредоточивали тогда французские картины, а ценные произведения иностранных мастеров, обнаруженные в различных дворцах Франции, отправляли в Лувр).
В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. Посмотрим на несколько портретов. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса.
Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель. Юного Оноре устраивают в качестве клерка к нотариусу. Эта великолепная, полная утонченной рокайльной грации картина стала программной в творчестве художника. Мари-Анна, видимо, презиравшая условности и предрассудки, согласилась. Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). Книга, как и рисунок, стала подлинным произведением искусства. В ней прозвучали и элегические ноты воспоминаний о театрализованных сценках в парках Антуана Ватто и та особая «веселость» (как назвал А. Бенуа талант Фрагонара), которую оценят в его творчестве импрессионисты и особенно Ренуар.
Он думает о своей карьере, о вступлении в Академию, для чего сначала надо завоевать звание причисленного (agree) с этого момента он уже получит право выставляться в Салоне – то есть на выставках в Квадратном салоне Лувра, устраивавшихся раз в два года в них могли участвовать только члены Академии и причисленные к ней. В 1780-е гг. Психея показывает своим сестрам дары амура (1753)Сюжет этой картины Фрагонар почерпнул из красивого мифа о любви земной девушки Психеи и бога любви Амура (скорее всего, он познакомился с ним в пересказе Лафонтена).
Холостой и одинокий художник пригласил ее жить к себе. На эту сцену взирает словно ожившая скульптура Э. М. Фальконе «Грозящий Амур». Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. Теперь его деятельность в новых, достаточно сложных условиях идет по двум руслам. Сценка откровенно театральна. В своей картине Фрагонар изобразил, как из тёмной чащи леса стремительно вырвались мужчина и молодая женщина и достигли, наконец, края бассейна источника.
Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). 1788 год стал очень тяжёлым для художника. Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Эти иллюстрации так и остались в набросках (карандаш, тушь, сепия).
Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара. Картины Фрагонара в то время продать было невозможно. Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час». Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св.
22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить. Бержере ничего не имел и против жанровых сцен. Фрагонар умер 22 августа 1806 года. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами.
Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». На подобные произведения был большой спрос. Но Сен-Нон был артистичен изящен, аристократичен.
Это не просто вскользь затронутые темы семейной жизни, многодетности, воспитания детей, бедности и труда, тяжесть которых полностью искупается семейным счастьем. В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), «Монсиньор Ла Бретейль» (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма. С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи». После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник XVIII столетия. Подобный композиционной и живописной экспрессии еще не знал французский портрет. Фрагонар как бы обнажает свой живописный метод.
Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. Выразительно передана пластика энергичного одухотворенного лица философа и критика. Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим.
Это без слов видно на представленной репродукции. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Прототипами обеих серий служили реальные лица. Но особенно глубокое влияние на художника оказал Жан-Жак Руссо с его призывом к естественности и близости к природе.
Здесь стиль рококо предстает перед нами в самом своем лучшем, смелом и жизнеспособном варианте, при этом выдержанный во всей своей цельности. Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду. Однако в большинстве своих работ он остается самим собой юные девушки и матери семейства на его картинах полны жизни и чувственного очарования, в них живет прежний веселый и задорный дух. Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником.
К сожалению, пропали отчетные работы Фрагонара, посланные в свое время в Париж. Но отец не хочет, чтобы юный художник был учеником старого Фрагонара.
В этом он обнаружил большую смелость изобретательность и тонкий вкус. В ее руках букет с вложенной в него запиской. Л в красочной оркестровке полотен Фрагонар был непревзойденным мастером. В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния (Вдохновение, Пение, Музыка, все — 1769, Париж, Лувр). Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги.
В 1766 году богатый финансист барон Сен-Жюльен пожелал заказать Габриэлю Франсуа Дуайену полотно на пикантный сюжет с изображением своей возлюбленной. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Много сил вложил он в создание Лувра. Творчество Фрагонара многолико изменчиво.
Оно чувствуется во всех лучших работах Фрагонара. Другие предполагают, что он занят любовными похождениями (которые, впрочем, отрицать не приходится) и потому забросил работу. Сами названия портретов «Пение» (1709), «Любовная записка» (1773–1776), «Маленькая озорница» (1777–1779) – говорят о большой доле аллегоризма. Подростком мальчика отдают на обучение нотариусу.
Однако почетной и бесплодной карьере академического живописца он предпочитает свободное творчество. Он – летописец своего времени, тонкий психолог. Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно. Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. Он был в своей холостой квартире со своей возлюбленной.
Его творческий темперамент поистине огромен. В конце 70-х и в 80-е гг. Тьеполо, был покорен свободой его фантазии, мастерством колорита, декоративным даром настолько, что признавался, «что хотел бы стать им». Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса. В период с 1792 по 1797 год Фрагонар играл значительную роль в сохранении сокровищ Лувра.
В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры». Благодаря своим графическим работам Фрагонар вошел в искусство XVIII в., став одним из самых блестящих рисовальщиков. И последнее, о чём необходимо сказать.
Фрагонар создает в 80-х годах большую серию аллегорических картин. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм. Значение Фрагонара для формирования таланта Прюдона очевидно. В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния («Вдохновение», «Пение», «Музыка», все — 1769, Париж, Лувр).
Со своеобразным задором, как-то вызывающе и шумно написана Фрагонаром вся его серия так называемых фантастических портретов. Градации коричневых или черно-белых тонов строят в листах Фрагонара форму предметов, сложное пространство и передают саму окружающую атмосферу: струящийся воздух, поток солнечных лучей. Его отец занимался изготовлением перчаток.
Юноша специально подстерегал её. Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. На протяжении всей жизни Фрагонар писал портреты. Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая» (около 1776г. ) Стоячий накрахмаленный воротничек желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой.
Экспрессивная живописная манера «а ля Фрагонар» и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете. Шардену. А параллельно появляются аллегории и картины на сюжеты Освобожденного Иерусалима – то, что тогда относили к исторической живописи. Любой вещи присуще особое, фрагонаровское упоение жизнью. Особое значение для Фрагонара приобрело пребывание в Венеции. В 1731 году Франсуа женился на купеческой дочери Франсуазе Пети и через год появился на свет их первенец — Оноре.
Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Подобно «малым голландцам» XVII века, Фрагонар создает необычайно живые характеры, словно выхваченные из гущи жизни. Перед нами характерная для живописца картина. Наиболее значительное место среди картин этой группы следует отвести Фонтану любви.
Мягко промоделированные тела выступают из глубокой тени. Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств» им даже давали имена некоторых исторических или легендарных персонажей. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес).
На обороте полотен сохранились подписи самого художника и сделанная им надпись о том, что картины написаны за час. Грёза. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты.
Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам». Чувственная грация и колорит этого полотна были оценены Гонкурами, знатоками и любителями искусства XVIII столетия.
В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Грозная воительница, вся покрытая броней, по замыслу поэта, неузнаваема в своих доспехах. На этой должности он находился вплоть до самой смерти.
Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году. Фрагонар создает картину в необычной для себя манере.
Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Легкое дыхание Уже в начале 70-х годов XVIII века в художественной среде Франции появилось выражение "написано а ля Фрагонар". Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры. Уроки последних проявились в раннем полотне «Прачки» (ок. Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору.
Оноре поступает в мастерскую знаменитого Ф. Буше, но маэстро отсылает юношу к Ж. -В. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр). Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Сестры отчаянно завидуют ей и думают о том, как бы разбить ее "незаслуженное" счастье.
История создания "Качелей" весьма занимательна. Изгиб фигуры, рисунок складок отброшенного одеяла игра света (контраст между тенью на лице женщины и ярко освещенной собачкой) – все здесь прихотливо, шутливо, капризно. За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Но двойственное чувство у зрителя вызывает разрыв между виртуозным блеском Поцелуя украдкой и той педантической мелочностью, ради которой изощряет теперь Фрагонар свое мастерство.
Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). Миниатюрное полотно «У очага» пример того, как многолико было творчество мастера. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. Художнику удалось уловить на лице Дидро вдохновение, когда тот оторвался от чтения. История этого заказа очень колоритна.
Но она потребовала от художника большей изощренности глаза, нежели декоративные вещи. Деятельно и самоотверженно работал Фрагонар в Музейной комиссии с 1794 по 1797 год. Верховный жрец Диониса Корез пылает страстью к прекрасной Каллирое, которая его решительно отвергает. «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи.
Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует». Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице».
Серия портретов (1761–1765), т. н. Примером может служить картина «Пастушка» (1752).
Это коралловое пятно сияет переливами красочных нюансов. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме. Ее окружают цветы и младенцы, пухлые, как амуры у Буше. В 1756-61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Разумеется, Фрагонар видел в Салоне Велизария и Клятву Горациев Давида.
В возрасте 18 лет умерла его дочь. Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках иногда с книгой. Будучи историческим живописцем, Дуайен отказался от заказа на столь легковесный сюжет и посоветовал обратиться к Фрагонару.
Но эта прохладная переливчатая тень (образованная листвой, облаками, туманной мглой, возникающей уже на втором плане картины) и даже золотые блики на чаше, на волосах девушки напрасно вызывают иногда сопоставление с Рембрандтом. В 80-е гг.
Через Геную и Флоренцию путешественники за два месяца добираются до Рима (в Генуе Фрагонар делает замечательный рисунок бистром изображающий нависшую над морем скалу она, словно туча, вздымается на туманном фоне неба). В конце 60-х гг. В самом деле, разве не аллегорией пения, не царственной и лучезарной богиней – покровительницей вокального искусства предстает очаровательная блондинка и желто-коричневом платье. В этот период он пишет мало и зачастую в соавторстве со своей ученицей Маргаритой Жерар, но не прекращает служения искусству. Экспрессивная роль света, динамика композиционного и живописного решения рождают впечатление изменчивости натуры. Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре.
Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки играющей в постели с собачкой. Наконец появляется Пробуждение природы или Поклонение стихий природе.
Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно. Здесь началось приобщение к основам живописного ремесла. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж.
В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко. Иероним (Гамбург, Кунстхалле). Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника. Это Пьер Прюдон (1758- 1823).
Дама в розовом платье качается на качелях с красным бархатным сиденьем качели раскачивает скрытый в полумраке кавалер. С 1797 года по состоянию здоровья Фрагонар отошел от общественной деятельности. Она оказывается в его жарких объятиях. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь.
В мастерской Шардена Фрагонар пробыл всего около полугода. Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем. В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк».
Картина была написана в переходный для Фрагонара период, когда фривольные сценки начали выходить из моды и ему пришлось срочно менять свою манеру, чтобы не потерять отвоеванное место на "художественном рынке". Такими же набожными, мгновенными и безошибочными прикосновениями кисти написаны пальцы сжатых рук, глаза, розовый и зеленый сверкающий атлас. Это парные картины – Первые шаги и Любимое дитя, а также Молодая женщина, перебирающая струны гитары, стоя около колыбели спящего ребенка (все – в частных собраниях). Но работает там неохотно – его влечет рисование.
По-видимому, полным подобием Поцелуй украдкой была исчезнувшая известная лишь по гравюре картина Контракт, называемая также Обещание бракосочетания (объявление об этой гравюре появилось в газетах на два года раньше, чем о Поцелуе украдкой). В это время в моду входит классицизм. В конце 70-х гг. Но его беспокоило, что обладая большим талантом, Фрагонар был склонен уж очень легко менять свою живописную манеру и ему не хватало точности в копировании картин старых мастеров. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. В период 1761 – 1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков в манере Рембранта».
Фрагонар достигает богатства валеров, то идя от темного к светлому, размывая краску (лавис), то применяя противоположный метод и накладывая один слой бистра на другой, – это его, своеобразный, фрагонаровский прием. Фрагонар довольствуется изображением Пегаса, достаточно знакомым по европейской живописи. Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма.
В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей:Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Помимо избираемых им мотивов замечательно изменение самого стиля передачи пейзажа.
С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола.
Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже. 1770—1772, Париж, Лувр), «У очага» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом.
Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. Красочное зрелище привлекает сюда художников. Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы).
С конца правления Людовика XV праздник в Сен-Клу (ярмарка, происходившая в течение трех последних воскресений сентября) делается популярным развлечением для людей разных сословий. Героиня картины сидит, откинувшись на лиловую подушку, на которую падают глубокие пурпурные тени. Подрастает сын – тоже будущий художник.
Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. И Фрагонар выбирает путь достоверного изображения реальности. Шардена. Общее внимание было привлечено к Фрагонару. Сын Фрагонара, Александр-Эварист, родился лишь через одиннадцать лет.
Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. Картина, в настоящее время внесенная в каталог Эрмитажа под названием Дети фермера, была выставлена в Салоне 1765 года и, следовательно, написана так же, как и сцены из Освобожденного Иерусалима, в течение первой половины 60-х годов. На четвертом десятке лет жизни Фрагонар наконец внутренне свободен. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку.
Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись. Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств). А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем. На конкурс в те времена непременно полагалось представить историческую картину.
В представлении Давида, Фрагонар принадлежал прошлому. Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Похожи героини обеих картин, похоже изображение комнаты.
Похоже, что художник выкупил у финансиста свои рисунки.
Но если Фрагонар и видел эту оперу на сцене, не это обстоятельство привело к известной мелодраматичности, театральности, отличающей его картину: он делал это нарочно, сознательно, чтобы понравиться в Академии. Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию.
Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». В период пребывания в Италии (1756—1761) были исполнены виды виллы дЭсте, где Фрагонар жил со своим римским другом, молодым живописцем Ю. Робером и пригласившим их сюда французским аристократом, аббатом К. Р. Уж не ради нее ли Фрагонар в конце жизни принимает участие в создании нескольких картин, в которых нет ничего фрагонаровского (даже если принять за эталон Поцелуй украдкой и Контракт). Их становится невозможно отличить от картин Буше. Вот как писал директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натур герцогу де Мариньи от 30 августа 1785 года о Фрагонаре: «Наш молодой художник делает очень хорошие этюды, которые приносят ему честь». Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. Подобный композиционной и живописной экспрессии еще не знал французский портрет.
Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен. Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг.
Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Здесь Фрагонар создаёт серию поэтических рисунков с изображением виллы, её живописного террасного парка с аллеями громадных кипарисов и барочными водными каскадами. На пикантные рокайльные литературные сюжеты исполнены Фрагонаром два полотна, абсолютно в духе Франсуа Буше – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох». Давидом, лишил его прежней популярности. В 90-е гг.
Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Но динамика в картине как бы парализована точностью и тщательностью отработки деталей. Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме».
К группе фантастических портретов кроме десюдепортов Сен-Нона относятся его же портрет в рост в испанском ярко-красном костюме с перекинутым через плечо золотым шарфом (Барселона, Музей нового искусства), Портрет дАркура, Портрет живописца с пурпурной папкой в руках, залитый сверху ярким светом и так называемый Портрет актера, где красный край взлетающего плаща намечен одним взмахом кисти, а скомканная перчатка как будто вырывается из сжимающей ее руки. К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа. После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы дЭсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов.
В каждый период живописи определенной эпохи человеческой культуры художники писали этот романтичный мотив. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). Возможно, что картины были парными. Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину.
Его творчество начала 60-х гг. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику.
Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765г. Стремительная кисть художника следует движению чувства, взволнованному состоянию героев. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Парижане, собственно, только недавно открыли очарование парижских окрестностей.
Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. Розовая туфелька взлетает в воздух (только одна), но амуры превратились в мраморные изваяния, как бы созерцающие происходящее. Эти качества делают их частью окружающей природы.
Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру.
Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым). Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия Фантастических портретов (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника. Они не просто демонстрируют утонченно элегантные вкусы «века виньеток», как называлиХУ111 столетие братья Э. и Ж. Де Гонкур, а блещут остроумием и чуткостью в понимании литературных произведений.
Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени. Не было жанра – исключая, может быть, натюрморт, – в котором не работал художник. Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (17–1761) работал в Париже. Первые полотна были написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше. Как и Буше, Фрагонар высоко ценил живопись великого фламандца изучал его картины из истории жизни Марии Медичи, украшавшие «Галерею Медичи» в Люксембургском дворце Парижа.
Впрочем, потом, видимо, произошло примирение. В делах не везло, торговля шла плохо. Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями. В картинах «Урок музыки» (ок.
Лишь 31 декабря того же года в парижской газете появился небольшой некролог. Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден. Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара. Фрагонар Жан Оноре (Fragonard) (1732-1806), французский художник и график. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя.
Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. В 1800 году работы были закончены и Фрагонар был уволен. Он остановил свой выбор на Фрагонаре, которого давно знал. Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар.
Учился у Ж. Б. С. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция ФрикИгра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). На них изображены светлые парки с прозрачной голубой далью, например Игра в парке или обрывистый берег в Рамбулье, на котором выделяется зигзаг дерева, похожего на молнию статуи, выдуманные, как у Ватто или Амур Фальконе в неожиданно большом масштабе группы гуляющих, катающихся на лодке, качающихся на качелях. Во время Великой французской революции (1789-94) Фрагонар был хранителем Национального музея и членом жюри художественных выставок. Буше перед отъездом так напутствовал молодого художника: «Мой дрогой Фраго, ты увидишь в Италии произведения Рафаэля и Микеланджело, но я говорю тебе откровенно и дружески, если ты примешь их всерьез, ты пропал».
Тот принимает Фрагонара. Главными достоинства его живописи были свет и воздух. (Жак-Луи Давид)Жан Оноре Фрагонар (фр. На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Теперь у него новая забота. Для исполнения заказа Фрагонар использовал три сделанные раньше небольшие картины – Шарлатаны, Торговец игрушками и Театр марионеток (все три – в частных собраниях).
Это значит, что почерк художника в это время стал уже не только узнаваем, но и пользовался успехом у подражателей. Своеобразие ее в том, что она открывается зрителю как бы в два приема. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы».
Ему были близки по духу художники венецианской школы – как ренессансные, так и современные. Но не оно составляет главное в картине. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». Великому художнику была уготована лёгкая смерть. За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии.
Но не только реальные впечатления действительности решается теперь фиксировать Фрагонар. Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной. «Краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они.
Взлетают качели с нарядной да мой в розовом платье («Счастливые возможности качелей», 1765–1772), предаются безмятежному веселью среди девственной природы молодые люди («Игра и жмурки», 1773–1776). Подобные сцены по-прежнему находили спрос у заказчиков и известный скульптор Клодион (Клод Мишель) в конце столетия будет часто вдохновляться подобными композициями Фрагонара используя их для своих терракотовых статуэток изображающих игры вакханок и сатиров. Продолжая традиции искусства Буше, отдавая дань условности и изощрённости рококо, Фрагонар достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в том числе народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы.
Рез кие, короткие удары кист сообщают живописи особую энергию. Теперь Фрагонар достиг вершины своего самостоятельного творческого развития. Он делает дополнения к Лувесьеннской серии, которую привез с собой в Грасс, – пишет картину Покинутая. Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Иллюстрируя Ариосто, Фрагонар относился очень легко к даваемым в тексте описаниям. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны.
Жарким днём 22 августа 1806 года Фрагонар зашёл в обычную парижскую кофейню, где был завсегдатаем и заказал мороженое. И совсем не в них, по большому счету, дело, а в стремительности, одухотворенности, в том, что легче холста, красок и даже воздуха. Наконец, в конце декабря 1756 года Фрагонар прибыл в Рим, где и оставался вплоть до апреля 1761 года.
Л вместо букета свежих, сочных красок – выверенная, словно по камертону, гармония сближенных тонов. Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». Нежно-розовое платье качающейся на качелях девушки ярко выделяется на фоне окутанного туманной дымкой старого сада. В работах Фрагонара тот же набор буколически-галантных, театрализованных персонажей эпохи рококо: прекрасные садовницы, пастушки, купидоны, аллегорические фигуры, олицетворяющие искусства или времена суток, Венеры и Дианы. 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр).
Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель, обращался к сангине, создавал офорты, книжные иллюстрации. Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат. 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). А. С.
Но Фрагонар поразил всех избрав путь творческой независимости. По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. Критики отметили, однако, не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета, мастерски переданные художником. О детстве художника известно очень мало. Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью.
К исторической живописи именно сейчас у Фрагонара возврата нет: он это сознает. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser la drobe) в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей.
В гостиной собрались гости. Таков известный рисунок Клоринда на коне (перо, бистр с размывкой Безансон, музей). Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником.
Здесь Фрагонар открыл для себя живопись Дж. Б. Учился у Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье. В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе. Ее приближение сказывается на всех сторонах жизни страны.
Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. Дени Дидро критиковал Фрагонара за фривольные сюжеты. Когда с согласия отца он начинает заниматься живописью, осуществляется заветное желание. В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию. В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». На протяжении всей жизни Фрагонар писал портреты.
Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. Главное, цель достигнута.
Она выдержана в мягком золотистом тоне и пленяет тонкой передачей света и воздуха. Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое.
картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка. Откровенно шаловлива и пикантна Девушка в постели, заставляющая танцевать свою собачку (частное собрание).
Согласно утверждению братьев Гонкуров, портрет хранился у потомков Жана-Оноре и Мари-Анны Фрагонар и долгое время не выставлялся для публичного просмотра. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков.
Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом.
Это Луи-Леопольд Буальи и – создание рук Фрагонара – Маргарита Жерар.
И лишь в том, что было близко ему проявлялся выдающийся живописный талант Фрагонара. Ничего нового, самостоятельного она так никогда и не попыталась создать.
Особенно понятным становится этот новый поворот в самый канун революции. художник лишается и заказчиков и славы. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг.
В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист. Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя.
Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. Близок Буше и сюжет полотна «Купальщицы». Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Картины Фрагонара конца 70-х гг. Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. Прототипами обеих серий служили реальные лица.
Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй». Всё дело в том, что писал он её в поздний период. Такова существующая в двух вариантах картина (маленькая – в частном собрании, большая – в Вашингтонской Национальной галерее сохранился также эскиз в частном собрании), которая известна под названием Посещение кормилицы. Рядом с женами Давида, Вьена, Сюве были и Мари-Анна Фрагонар и Маргарита Жерар.
В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя. Повседневная сценка стала настоящим шедевром. Около 1775 года герцог Пентьевр заказал ему декоративное панно для своего особняка Отель де Тулуз, который в 1808 году был приобретен Французским банком. Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником.
Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство. Сперва ученик Ж. -Б. Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение». Он совсем юн и изящно манерен. «Три цвета» палитры Фрагонара создают строгую и благородную живописную гамму этого полотна. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек.
В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. Последний согласился и представил возлюбленную барона на качелях среди густой зелени сада.
В Италии художник попал под влияние Тьеполо. Через полгода Фрагонар возвратился к Буше. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. Тогда в семье решают выполнить его заветное желание – отдают на обучение к живописцу. Картина имела успех.
В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. Вот более позднее полотно – «Поцелуй украдкой». Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом.
И она уже поймана молодым человеком, который не может больше терпеть, не сорвав у красавицы поцелуй. Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. Помимо бесчисленных копий с исторических картин, выполненных в годы учения, он самостоятельно разрабатывал сюжеты: Отдых на пути в Египет, Поклонение пастухов, Христос, омывающий ноги апостолам (четырехметровое полотно, заказанное ему перед поездкой в Италию и до сих тор являющееся алтарным образом в соборе его родного города Грасса) позже – Руфь и Вооз (исчезла), сюжеты из Освобожденного Иерусалима, Мир и Война, Отцелюбие римлянки (все три исчезли), Пожар Трои (существует великолепный эскиз в частном собрании), в дальнейшем – Генрих IV и др. Молодой Фрагонар говорил о Тьеполо, что «он хотел бы им стать» и скрупулезно изучал работы прославленного венецианца. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Картина Счастливый брак (частная коллекция) изображает развалившегося на диване сытого господина, которого ласкает ребенок, а рядом стоит, склоняясь над ним, благополучная, полная, нарядная супруга.
Министр Шуазель тщетно старался её низвергнуть и вызвал этим только своё собственное падение. Его искусство оставалось весьма противоречивым. Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали. А через полгода молодой ученик покидает мастерскую Шардена и возвращается к Буше (1703-1770), который представляет собой центральную фигуру французского рококо. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Запечатлено мгновение, минутная ситуации. Спохватились лишь пару часов спустя. Возможно, он теперь увидел Италию другими глазами, чем в молодости.
Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Эта работа – исключение из правила. Динамичные изящные линии, очерчивающие фигуры персонажей, повторяются в вихрящихся контурах деревьев или облаков. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью.
Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера. Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить. Колоритные картины при всей обыденности изображенного притягивают зрителя оригинальностью красочных сочетаний и вместе с тем открывают перед живописью новые перспективы и возможности, которые полностью осуществятся лишь в конце XIX века.
Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно.
Это написанное с озорством полотно стало подлинно «программной» работой самого художника и известнейшим произведением французского рококо. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму.
Тысяча семьсот восьмидесятые годы во Франции – время назревания революции.
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Шардена, а потом Франсуа Буше. И все-таки он справился с этой задачей. Профиль этой девушки – на редкость темпераментный – выражает азарт, возбуждение, ревность. Упразднены (как очаг анархии) Школа покровительствуемых учеников, Школа Академии св.
На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры. Картина принадлежит королю и с нее собираются выполнять гобелен (что, впрочем, так и осталось неосуществленным). Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. Фрагонар одни из самых крупных французских портретистов XVIII столетия. И копировать это невозможно.
Это поцелуй невинный и торопливый. Иеровоам, сын Навата из колена Ефремова, был виновником разделения еврейской монархии на два царства — Иудейское и Израильское — и основателем первой Израильской династии. Последние годы жизни старого художника печальны.
Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века. Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом. «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. У колыбели сидит на сундуке старуха (в другом варианте – молодая женщина), а справа трое малышей глядят на нежную чету, как видно, заинтересованные появлением гостей.
Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. Жан-Батист-Симеон Шарден (1699-1779) является во всех отношениях противоположностью Буше. Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте.
Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр). Говорят, что Фрагонар судился с Бержере документов, подтверждающих процесс, не оказалось. Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок. Весь Париж встречается здесь. 26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж.
Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником. Разорившись, семья переезжает в Париж. Краски его портретов образуют «пряные», утонченные гармонии, как в холсте «Маленькая озорница», где все от театра, маскарада. Несмотря на всю свою гибкость, неутомимость и трудолюбие, он все-таки не у дел. Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя. Идеи просветителей дают себя знать повсюду.
Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера. Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился.
После возвращения из Италии Фрагонар сначала писал скучные классические композиции, которые не имели успеха. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия «Фантастических портретов» (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника.
Вариацией на тему галантного жанра стала эрмитажная картина «Выигранный поцелуй» замечательный пример свободной живописной манеры Фрагонара. Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа.
Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Так советует и хозяин его, нотариус, заметивший склонность юноши к рисованию. Оп. Картина была удостоена римской премии, однако поездке в Рим по установленному обычаю предшествовала длительная стажировка в Париже. Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми.
Заработки старого Фрагонара невелики. Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении. Фрагонар действительно любил фантазировать. Ее линии прихотливы извилисты.
Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже. Эта картина, а также Похищение Психеи (тоже 1808 г. ) заставляют вспомнить живопись Фрагонара 80-х годов. Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут. Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара. В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. Наследуя традиции галантных «празднеств» у великого Ватто, Фрагонар создает, однако, оригинальный их вариант. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери».
были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Или звучат подобно духовым инструментам – громко, призывно. Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои».
Здесь в полную силу проявился его талант живописца. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана.
Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. Художник запечатлел излюбленный им мотив – торопливый поцелуй. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Мечтой каждого молодого французского живописца в то время было получить приз Французской Академии — поездку на учебу в Рим. Перейти от нотариуса к художнику во французской ремесленной среде XVIII века — значило лишь изменить специальность, решиться иным способам зарабатывать себе на жизнь.
Но это не лишает сцену правдивости. Он не привык писать пейзаж на полотне такого масштаба.
Вместе с тем она имеет печальный смысл: шедевры Фрагонар создавал только в молодости. Она знает, что тот, кто её раскачивает сзади, не видит второго молодого человека, который спрятался в кустах. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо).
Но уже в марте 1791 года художник возвращается в столицу. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой.
В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж. С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции.
Художник смог передать своё представление о любви. Фрагонара готовы считать главой исторической живописи во Франции. В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам. В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. Съездив в Неаполь, Фрагонар и Бержере отправились в Центральную Европу, побывали в Вене и Праге и возвратились в Париж в сентябре 1774 года. Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. Фрагонар пишет еще около двенадцати подобных картин разных размеров. В сентябре 1769 года Фрагонар женился. Кто знает, не материализовал ли мастер черты собственной натуры в собирательном «Портрете художника» исполненном в 1765–1772 годах.
Историческая живопись (в широком понимании XVIII в. ) не была полностью чужда Фрагонару. Но как далек он от слащавого морализаторства.
Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре Фрагонар Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. Из Парижа Фрагонар уехал не потому, что был враждебен революционным событиям, а потому, что он чувствовал себя ненужным. В этом не было ничего из ряда вон выходящего по тем временам. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях.
В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»).
В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. Они кажутся написанными с молниеносной быстротой и это не обман чувств на двух из них существуют старые надписи на обороте: Портрет аббата де Сен-Нон, написанный Фрагонаром за один час и на другом (подписанном Frago 1769) Портрет ла Бретэша, написанный Фрагонаром, в 1769 году, за один час. Это поверхностные, гладкие, зализанные, нарядные работы, в основном – заказные. Красочные виды Италии побудили обратиться к пейзажному рисунку. Для Фрагонара несомненной трудностью являлся размер панно: 216 X 335 см.
В начале 1770-х годов, в пору его творческой зрелости, за этой манерой укрепится название «живопись а la Fragonard». Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже. Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год. И все-таки эта вещь рождает двойственное впечатление у тех, кто знает живопись Фрагонара. Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия. Один раз еще, в 1767 году, послал он в Салон несколько ранее исполненных вещей (Голова старика и Группы детей в небе – проект плафона для особняка Бержере) и затем навсегда отказался от Квадратного салона королевского дворца.
Мягко и без прикрас вылеплено свежее, но слегка расплывшееся лицо тридцатипятилетней (или, скорее, сорокалетней) женщины. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, ГЭ). Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой).
Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. Фрагонар, видимо, всюду его сопровождает. В 70-е гг. Начал он с любезностей и похвал, а кончил, сообщив, что мечтает заказать мне картину.