Он просто предоставляет слово знавшим Домье современникам. Сороковые годы XIX столетия были яркой страницей в истории французской книжной иллюстрации. Уже первые острые карикатуры молодого художника обратили на себя внимание. Этому влиянию принесли дань и многие его современники, как Манэ и Сезан. Тем не менее «явление Домье» не исчерпано и не может быть исчерпано.
Жюль Дюпре родился в Нанте в семье фабриканта. И, вместе с тем, Домье современен до мозга костей. Это уже не упрек. Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие».
Во взаимодействии этих лиц и заключается основной сюжет карикатур. Таковы его крупные работы «Послеобеденный отдых в Орнане», «Дробильщики камня», «Похороны в Орнане». Художники и писатели пересматривают свои отношения с публикой и нормой становятся литературно-художественные инновации, а не стремление полагаться на традиционные символы социального и культурного престижа.
И скромный обыватель и делец и мальчишка и женщина — все смеются и — о неблагодарные. В его полотнах деревья, земля, тени принимают необычный, причудливый и поэтичный вид. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». Это сказалось, правда, не столько в рассказе о Париже, сколько о Марселе — родине Домье. Во-вторых, действующие лица тоже узнаваемы – это судьи и адвокаты. он постепенно приобретает более значимую роль, утверждается как самостоятельный жанр.
И мы видим: вот публика партера, вот публика галерки. Таков образ опытного заматерелого адвоката в кар» тине «Защитник», пускающего профессиональную слезу и красивым жестом указывающего на подсудимую с лукаво-воровским лицом. «Домье обладал изумительной, почти божественной памятью, которая заменяла ему модель», — писал Бодлер. Домье открыл пафос современности — в этом его заслуга революционера.
Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Говорить ли о многообразном влиянии Домье на современное искусство. В 1860-е гг. Он то вы ступает в роли лицемера врача, радостно констатирующего смерть раненого рабочего («Он нам больше не опасен», 1834 г. ), то, обнявшись со своими соратниками, воровато вынимает из чужого кармана часы («Мы все честные люди, обнимемся», 1834 г. ). Росла популярность выставок и критики формировали художественный вкус. Здесь его привлекало, что «на экзамене номера ставят не по чинам.
Отвлекаясь от техники, коснемся теперь общих законов рисунка Домье. Иначе не могло быть: он обладал пылким, артистическим темпераментом, он пребывал в дружеском окружении художников-живописцев: Коро, Диаза, Добиньи, Делакруа, он жил в городе-музее, где были сосредоточены столь близкие его натуре произведения фламандской и голландской живописи, Рубенса и Теньера. Нарсис Вержиль Диаз де ла Пенья испанец по происхождению, родился в Бордо. «Рисование по памяти, возможное благодаря врожденному мастерству, передача характера жестом, подчинение действительности творческой страсти, разделение пластической формы в цвете и тени, журнально-карикатурное происхождение новой живописной формы, постоянные переходы от комического к возвышенному, что соответствовало созданию новых духовных ценностей, душевная крепость человека из народа и непосредственность порывов, вера в моральную ценность человеческого достоинства и свободы — вот грани призмы, которая носит имя Домье», — писал Лионелло Вентури в своей замечательной книге очерков «Художники нового времени», недавно после долгого перерыва вновь изданной у нас.
Среди шума и криков балагана он чувствует себя бесконечно одиноким, никому не нужным. Конечно, нет.
По его подсчетам в каждом из двух крупнейших марсельских кафе, служивших одновременно своего рода эстрадным театром, ежедневно успевали побывать двадцать пять тысяч человек. Так, литография «Законодательное чрево» (1834) является своеобразным итогом работы над сатирическим портретом. Это избранные. Его вдова, также уроженка Антрево, намного пережила его. Депутаты беседуют между собой, спят, читают, дремлют. Отец, Жан Батист, с юных лет увлекался литературой и даже опубликовал поэму «Весеннее утро», принесшую автору несколько похвальных отзывов со стороны членов марсельской Академии. И на основании этих наблюдений художник выводит некий общий, средний, тип доброго буржуа (недаром почти все его буржуа действительно похожи друг на друга).
Постоянным героем художника был король Луи Филипп, на всех рисунках напоминающий огромную неповоротливую грушу. Именно в этот период — 50—60 гг. Ключевой фигурой во французском реалистическом искусстве бесспорно является Гюстае Курбе (1819-1877). «Если услужишь кому – легче пера благодарность, если в чем согрешишь – гнев тяжелее свинца» (Плавт, римский адвокат, IY век, о взаимоотношениях с клиентом). Это — психология комнатного филистера, оторванного от природы и боящегося снега, ветра, сквозняка, ручья, солнца, лягушки, каждого вороньего пугала, — психология, дающая Домье повод к веселому и здоровому смеху над неудачливыми приключениями горожанина на лоне природы (таковы серии: Пасторали, Охота, Рыбная ловля и т. д. ) Его физическая природа. Что касается живописи, то Домье называют служителем «чистого искусства», далеким от перипетий современного бытия. Основной принцип- приравнивание адвокатской профессии к должностной службе.
Уже в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции, когда молодая республика отбивалась от внешнего и внутреннего врага, появилась первая статья о Домье (1918) и альбом его литографий (1920). И не только его, но и лучших людей его поколения.
Подспорьем для литератора, пишущего об искусстве, является обычно материал периодики — интервью, критические рецензии, хроника, помогающие воскресить окружающую художника среду. Наступает страшный год: год разгрома Франции, падения Империи и поражения Коммуны. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. И в изображении людей Федотов также постоянно прибегал к работе с натуры.
Руссо поражала красота природы, что и повлияло на его желание стать пейзажистом. За акварель «Встреча великого князя Михаила Павловича в лагере лейб гвардии Финляндского полка 8 июля 1837 года» (1838) ему был пожалован бриллиантовый перстень. Это искусство — огненный сплав реализма с романтикой, быта с героикой. Таков адвокат-победитель, величественно выступающий с гордо поднятой головой в картине «Во Дворце правосудия» и продолжающий играть роль перед публикой, олицетворяя собой силу и уверенность.
В его картинах чувствуется эмоциональное отношение к действительности. Почти не уделено внимания в книге Эсколье серии литографий позднего Домье «Осада». Эта монохромная палитра Домье сближает его с некоторыми старыми мастерами, напр., с Рембрандтом, но удаляет его от современной красочности.
В Кодексе императора Византии Юстиниана Великого (534 г., столица империи уже перенесена в Константинополь) видна стройно организованная система адвокатуры. 1870, Москва, ГМИИ им. При вхождении в сословие адвокаты давали присягу. Римское право и неразрывно связанная с ним адвокатура Рима в дальнейшем стали основой законодательства и строения адвокатуры во всех странах Европы. Франция Y-ХIII век. До V века Франция (Галлия) была провинцией Рима, в ней действовало римское право и адвокатура. Домье-художник показал борьбу своих современников за свободу и демократию их жизнь и труд их радости и печали.
Слово получает Бодлер, одним из первых увидевший в Домье величайшего представителя всего современного искусства, а не только карикатуриста. Это обстоятельство следует особо подчеркнуть ибо Эсколье не только, а может быть и не столько искусствовед, сколько писатель. Пейзаж (1864, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Дождливый день (1872, Москва, ГМИИ им. Ведь он подобен Санчо, уверенно стоящему на земле, как бы вбирающему ее живительные соки.
Старый безобразный возница в женском платье — Тьер понукает такую же безобразную клячу. Жан-Батист-Камиль Коро относился к поколению более старшему, чем художники-барбизонцы. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты.
В его распоряжении иное искусство — искусство бродячих акробатов, певцов, циркачей. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Попав в Париж, он копировал произведения старых мастеров в Лувре. Домье говорит здесь то же, что и Виктор Гюго в Отверженных 142. С материнской стороны Домье тоже марселец — «приальпиец». Их лица выражают совершенное безразличие к тому, что происходит.
Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. Условимся, однако, как понимать эту живописность.
«Именно нам, в СССР, дано до конца оценить явление Домье во всем его глубочайшем значении», — писал известный советский критик Яков Тугендхольд в 1928 году. — Домье — мастер воинствующей сатиры, беспощадный разоблачитель буржуазного общества, реалист и бытописатель — был в то же время великим мечтателем, грезившим о наступлении новой эпохи, когда будут воплощены в жизнь светлые идеалы человечества. Есть определенное сходство у персонажа клоуна и частного персонажа карикатур Домье – Луи-Филиппа (например: «Гаргантюа»), Это подчеркнуто не только сходством черт и толстой фигурой, но и тем, что этот персонаж здесь представлен своего рода хозяином этого шоу, управляющим, смеющимся злорадно, выявляя суть происходящего, как бы издеваясь над теми, кто искренне верит в справедливость власти и тех законов, которые она производит. Пушкина), Лес в Фонтенбло (1872, Москва, ГМИИ им.
Эта динамика выражена как в жестах, так и в выражении лиц. Опоре деБальзак (1799-1850) уже в одном из первых своих произведений «Шагреневая кожа», сочетая романтическую образность и символику с трезвым анализом, реалистически отобразил атмосферу Парижа после революции 1830г. Она изображает комнату в доме на улице Транснонен, в которой жила семья рабочего. С победой Луи Бонапарта Домье должен был сложить свое оружие. К живописи Домье рвался всегда. Paris). В последнем номере ее Домье успел еще раз послать свое проклятье господствовавшему режиму.
С жаром обсуждая с коллегой выгоду предстоящего дела, адвокат привычным жестом натягивает широкий рукав, который по выходе в зал суда приобретает волшебную завораживающую силу – литография «Адвокаты». Так, председательствующий, находящийся в центре композиции, пытается сохранить соответствующий моменту статус. Так, словно гигантский кино-фильм, развертываются перед нами в десятках серий и сотнях листов различные сценки царства доброго буржуа. Он одним из первых обратился к мотиву весны в пейзаже, показывая ее свежесть и блеск. К этой проблеме он подходит с нескольких точек зрения.
Если о них и упоминали, то как о неудачных опытах карикатуриста. Но не мог найти того, что мне хотелось.
Герман. Это — лицемерное прикрытие самопомощи и саморекламы за счет столовок для бедняков, это — пьяные оргии общества Ревнителей трезвости, это — издевательство гуманных тюремщиков, милостиво посещающих арестантов (серия Филантропы дня) И, наконец, быт семейный. Но не менее любит Домье показывать толщу городской толпы, ее стадную психологию. Рисунки не только иллюстрировали текст, но и украшали его.
«Надо быть человеком своего времени», — любил повторять Домье. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции.
Нет. «Оба Домье и Бальзак работали на поприще журналистики и в своем творчестве обращались к одной и той же публике и отражали аналогичные события современной им действительности. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). Несколько возвышенный образ.
Но это искусство обескровленное, лишенное души, радости. Процветал роман, как литературная форма, наиболее способствующая экспериментам. Изображая предметы, фигуры, он окутывает их воздушной дымкой, светом моделирует форму. Она присутствовала при бракосочетании своей дочери с поэтом-стекольщиком (27 декабря 1801 года).
Здесь — созвучие Домье с искусством Барокко, с Микель-Анджело. Его фигура и выражение лица отражают желание немедленно дать отпор нападающему противнику. Пушкина), Весна в Барбизоне (1874, Париж, Лувр), Церковь в Гревиле (1871–1874, Париж, Лувр), Парусное судно на море (1871, Бостон), Собирательницы колосьев (1857, Париж, Музей Орсе). И в то время как его друг Корописал поэтические рощи с розовеющими нимфами, Домье осмелился ввести в живопись городские пейзажи, мосты, дома, закопченные вокзалы и грязные вагоны III класса. Появляются одна за другой его замечательные серии: «Современные филантропы», «Парламентские сцены», «День холостяка», «Супружеские нравы», «Пасторали» и многие другие, которые еще современники сравнивали с бальзаковской «Человеческой комедией», — настолько ярко, выпукло и правдиво изображены люди всех профессий тогдашнего французского общества. Домье был поистине скульптором иронии.
Не дремало, однако и правительство.
В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. Ее не устаешь рассматривать и все время находишь в ней новые штрихи. Законом 1835 года, — продолжает Жорж Бессон, — была запрещена политическая сатира.
Друг Федотова писатель Дружинин вспоминает о необыкновенно кропотливой работе мастера по собиранию материала для «Сватовства»: «Под разными предлогами он входил во многие купеческие дома, придумывал, высматривал и оставался недовольным. Они бесконечно далеки от интересов народа. М. :Государственное издательство «Искусство». 1955. С. 50. Однако судя по расположению фигур в зале судебного заседания, где каждый участник процесса имеет свое, строго определенное место, можно сделать вывод, что спор и судебная полемика происходит между двумя адвокатами, которые находятся практически в одной плоскости в помещении. И круговая система, заложенная в фигуре персонажа на переднем плане, переходит в круговую систему зала, обнаруживая их связь, единство.
Не лучше ли изучая «фауну суда», уразуметь значение морфологического признака, общего для судей, прокурора и адвоката: все они — и только они — носят эпитогу на левом плече. По словам самого автора, он добивался изображения общества, «заключающего в себе основу своего движения». Этот же тип атлета встречаем мы и на другой картине Домье — Борец. Французский критик и поэт, Шарль Бодлер, который был другом и почитателем Домье и его творчества, одним из первых обратил внимание на стилистические сходства работ Бальзака и Домье: «Гравюры Гаварни и Домье по справедливости были названы дополнениями к «Человеческой комедии». Уже в Париже Домье начинает создавать раскрашенные глиняные бюсты.
Они говорят лишь о нежной привязанности супругов. Теперь Домье уже не мог изобразить судью, стоящего над убитым республиканцем (Вот этого можно отпустить на свободу). По законам своего искусства Бальзак в серии романов и повестей, составивших эпопею «Человеческая комедия», показал социальный срез общества, в котором живут и взаимодействуют представители всех классов, состояний, профессий, психологических типов, ставшие нарицательными, такие как, например, Гобсек и Растиньяк. Отсутствие рамки непосредственно связывает рисунок с белым полем листа. И поздравляю вас, я от вас ждал, всегда ждал, но вы меня обогнали Отчего же вы пропали то. Время беспощадно, властно требует от художника ответа, решения.
Понимание рисунка как способа передачи цвета и является методом Домье. В одной из литографий 1871 года на фоне грозного неба изображен расщепленный изуродованный ствол мощного когда то дерева. Он стремился показать в пейзаже жизнь человека в обыденных аспектах.
Затем в 1920–1930-е годы и в периодической печати и в отдельных изданиях и в «Истории французской живописи XIX века» Эсколье говорил о Домье. Ибо актера он предпочитает низводить с его пьедестала, рисуя на него шаржи, срывая с него трагико-классическую маску и показывая под ней будничную физиономию обывателя (таковы серии его Трагико-классических физиономий). Если в ранний период Домье сравнительно редко (за исключением, пожалуй, знаменитой «Груши») обращался к аллегории, то со временем символ начал играть большую роль в его творчестве: Республика и Свобода 1848–1851 годов, Франция в конце 1860-х — начале 70-х годов. Шарль-Франсуа Добиньи родился в семье художника.
Он любил изображать широкие просторы, его привлекало в природе могучее и устойчивое: огромные дубы с мощными стволами и пышными кронами. Это своеобразный синтез света и тени идущий от Рембрандта, которого Домье глубоко изучил. Еще несомненнее влияние Домье на Дега, выразившееся как в общей, остро-аналитической тенденции (анализ движений и жестов балерин, анализ уродливой городской наготы), так и в общих композиционных методах. Он превосходно передавал цвет, ставя его на первое место. В октябре 1858 года в газете «Пэн» появилась большая статья, автором которой был Шарль Бодлер.
Справа от мольберта размещены реальные персонажи: пристроившийся на столе мужчина, погруженный в чтение, – поэт Шарль Бодлер, автор «Цветов зла», символизирует поэзию сидящий на табурете критик Шамфлери – прозу пять стоящих мужчин – это друзья художника, которых он высоко чтил за социалистические взгляды. Каков его политический быт. Писать такого рода работу о Домье необычайно трудно.
Будущий художник родился в Мар селе в семье стекольщика. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину».
воспроизводимую гравюру В партере). Автор указывает, анализируя работу Домье «Адвокат, которому хорошо заплатят», что «спор в процессе идет между адвокатом и прокурором» Н. Калитина. И это грозное предостережение печатника Домье сбылось. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками.
Так — дважды — он написал картину Восстание, показав душу улицы в бурном движении толпы, сведенном, как к фокусу, к стремительному жесту призывающей вперед девушки. У него было мало досуга и возможности творить вообще, вне утилитарного назначения. «Вот она, бессознательная школа, подкопавшаяся под принудительную школу и сделавшая содержание ее почти ничем». Сначала Эрих Клоссовский (Klossowski Е. Н. Daumier. Но и в этом капитальном труде многое спорно. «Нельзя не удивляться, — писал В. Г. Белинский, — легкости игривости и остроумию, с какими французы воспроизводят свою национальную жизнь в юмористических и нравоописательных очерках В Париже текст и картинки составляют союз двух дарований, взаимно друг другу помогающих Текст объясняет картинки, а картинки объясняют текст и то и другое верно отражает в себе действительность». Пушкина), Пейзаж с коровами (1850, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Морской отлив в Нормандии (ок.
А что же другие эмоции.
Это был знаменитый Гаргантюа. Так, в цикле Парламентских идиллий, в этом царстве интриг и конспирации, мы видим Тьера — особенно ненавистного Домье — то в образе пьяного амура с крылышками, показывающего зад (очевидно, делу свободы), то в виде карлика, со смешной важностью мечтающего о короне, то в виде матереубийцы, замышляющего удушение прессы. Можно ли их назвать положительными героями Домье. ) и, наконец, Статую Франции без рук, намекающую на желание правых обезоружить Республику (Республика Милосская или идеал правых).
Это не просто сценка, вырванная из гущи жизни. И здесь перед нами раскрывается изумительное органическое единство искусства Домье. Пушкина), Колокольня в Аржантее (1858-1860, Москва, ГМИИ им.
И на каждый новый призыв художник отвечает движением вперед, всегда вперед, к цели. Первым стал писать пейзажи при полуденном свете. Работы Добиньи полны лирики, поэзии, но одновременно объективны. Яворская.
Пушкина), Берега Виллервиля (1875, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Февральской революцией внезапно опрокинуло монархию Луи Филиппа. Его первые работы произвели сильное впечатление на современников. Первый, как было сказано выше, это, несомненно, социальный подтекст произведений.
С. 74. Среди посредственных батальных произведений картина Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах» прозвучала подобно грому с ясного неба. Paris, 1888). Устроенная за год до смерти Домье ретроспективная выставка его произведений (под председательством Виктора Гюго) совпала — о ирония судьбы. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен.
Калитина приводит в своей книге такой эпизод: «Однажды произошел такой случай, свидетельствующий об удивительной скромности и непрактичности художника. В своих произведениях он обличал ханжество, алчность и духовную пустоту правительства («Законодательное чрево» 1834 г. ).
Достаточно сравнить мелочно-однообразную манеру предшественников и современников Домье по литографии с его рисованием на камне, чтобы убедиться, что именно он выявил всю специфическую прелесть, все богатые возможности этого искусства, что именно под его рукой литография стала самостоятельно-графическим языком, отличным от языка гравюры. Но это была не любительская разбросанность эстета, а широта целого производственного плана. Палитра Домье скромна, монохромна, почти сурова: она исчерпывается белым, черным, коричневым и розовым.
К середине 1830-х годов относятся первые живописные произведения Домье. Но для изучения Домье и этот источник мало что дает. Эсколье не дает увлечь себя пылкой фантазии, не придумывает, не измышляет. Как уже говорилось, художник мало экспонировался.
Адвокаты носили название сословия – «ordo» и вносились в списки по префектурам. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. В залах суда должны говорить законы и молчать суверен». до н. э. Первоначально словом «адвокаты» (advokati) в древнем Риме называли родственников и друзей сторон по делу, которые являлись в суд, где давали советы и выражали свое сочувствие и поддержку. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением ("Мелодрама", 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой ("Криспен и Скапен", 1858–1860). «Нередко из старинного рода, всегда с изрядным доходом, часто весьма образованные и, как правило, хорошие юристы, усердные работники, во всяком случае, привыкшие рано начинать работу (во времена Второй империи обычно еще впрягались с семи часов утра) холодные и благочестивые (некоторые председатели суда присяжных ходили в церковь причащаться в дни, когда ожидали, что им, может быть, придется выносить смертный приговор) привычные к особому языку (Стендаль, говорят, заставлял себя ежедневно прочитывать страничку из Гражданского кодекса), эти люди, конечно имели в своей среде и циников и обманщиков и подлецов и просто недалеких, но большинство из них были люди честные, желавшие, каждый на своем месте, служить идеалу справедливости и социальной гармонии, не претендуя — как мог бы глупец — на непогрешимость и совершенство, полагая, подобно Бальзаку, что суд человеческий есть слабое подобие суда небесного, бледное подражание ему, приспособленное к нуждам общества.
Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Его работы, сначала открытая сатира на политических деятелей, затем карикатурные изображения французских типажей и, наконец, сатирический комментарий французской жизни (серии Croquis Parisiens (Парижские наброски) и Les Plaisirs de la champagne (Наслаждение шампанским), показывают, как меняется отношение художника к объекту его творчества и само творчество меняется со временем. Калитина.
Недаром «Госпожу Бовари» сравнивали с «Дон Кихотом» Сервантеса, положившим конец увлечению рыцарским романом. «Адвокат, читающий дело» Работает на мощном контрасте света и тени. Мысль взаимоотношения человека и города.
— со смертью римского папы и, пройдя мало замеченной, даже не окупила себя. Домье был потрясен увиденным. Всю жизнь художник терпел лишения.
Этому, впрочем, удивляться не приходится ибо, по образному выражению Маркса, то была пора цензуры, пора господства казармы, бивуака, сабли и винтовки, усов и солдатских мундиров, — пора, когда сабля и винтовка судили и управляли, опекали и цензуровали общество. Но суть картины не исчерпывается живостью изображения сцены.
В природе Диаз стремился увидеть нечто праздничное. Его перу принадлежат романы, пьесы, поэтические сочинения из которых наиболее известен роман «Кантегриль», удостоенный литературной премии «Фемина». Но это не довод, — я тоже каждый день голоден и все-таки ведь не ворую Филантропия. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). Напечатанная в «Карикатюр» литография стала знаком живописи послереволюционных лет. В картине нет ни одного положительного персонажа. Тем не менее в историографию творчества художника был внесен новый вклад, продвинувший вперед «домьеристику».
В другом месте Домье нарисовал мощного рабочего-типографа, твердо вставшего с сжатыми кулаками на защиту печати от ее врагов. Каждая фигура из спящих наделена своим характером. Домье не довольствуется первыми достижениями. «Свежего кавалера» и «Разборчивую невесту» Федотов посылает своему кумиру Брюллову. Разумеется, я отвечал, что не смел беспокоить его в болезни.
Каково мироощущение этого буржуа. Те же эмоции отражены и на лице адвоката. Оноре Домье. Причем люди в зале не соответствуют традиционному представлению о законодателях: они изображены вынужденными играть роль, которая им абсолютно не интересна, которая приводит их в состояние сна и не составляет истинного смысла их существования, деятельность законодателей не осмыслена и они не являются участниками собственного законодательного процесса: они просто пассивно, безынициативно присутствуют.
Аплодировавшая ему толпа равнодушно проходит мимо. Франсуа Миллебыл постоянным жителем Барбизона. Ведь не прошло и года, а уже написана огромная картина и в ней ожила история. Факты для него главное, а если нет фактов, то нет и суждений по этому поводу. На рисунке повозка, которую тянут в разные стороны две лошади.
Геродот, История. Пророчески звучат слова, сказанные по этому поводу выдающимся французским скульптором XX века Антуаном Бурделем, работавшим над бюстом Домье: «Домье видел себя (быть может и не подозревая об этом), живописуя святого рыцаря. Именем Оноре он был назван в честь деда, выходца из Нижних Альп. Офорты Ласточки (1843), Гроза (1842), Ливень (1850–1851), Восход солнца (18550–1851), картины Весна (1857, Париж, Лувр), Сбор винограда (1863, Париж, Лувр), Деревня на берегу Уазы (1868, Москва, ГМИИ им.
В 1814 г. Домье-старший вместе с женой и сыном переезжает в Париж. Так проблема «искусство — жизнь» получает у Домье многоплановое, социально заостренное звучание. Она человечна и добра, что проявляется прежде всего в заботе о семенящем рядом, придерживаясь за ее платье, ребенке.
В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. Что хотел сказать Домье своими Дон Кихотами. Санчо Панса с трудом поспевает за ним на своем осле. Машковцев. Извозчики-шутники, мелкие служащие, любящие развлечься, хозяйки, делающие покупки на рынке игроки в домино — все это «картинки в фламандском духе», выразительные сцены повседневного быта. Обобщение одна из главных заповедей эстетики Бальзака.
Середина девятнадцатого века во Франции ознаменовалась чередой сменяющих друг друга монархических и республиканских правительств, т. о. буржуазия пыталась выяснить, какая форма политической власти с учётом многочисленных соперничающих политических фракций будет наилучшим образом соответствовать её интересам. Она представляет собой своеобразную социальную эпопею жизни французского общества. Ибо Домье умел воплощать эту коллективную стихию толпы не только на театре, но и плоскостях более серьезных.
всем его глубочайшем значении. В ней столько же достоинства, как в аллегорической фигуре «Республики 1848 года». Der Maler Daumier. "Напротив, – продолжал он, – ваши картины доставили мне большое удовольствие, а стало быть, – и облегчение.
По большому счету это типичная картина из зала суда. Приступая к написанию книги «Домье и его мир» Эсколье, конечно, прекрасно отдавал себе отчет обо всех этих трудностях. Там же он и умер 14 мая 1795 года.
О профессиональных поверенных впервые упоминается в законодательных памятниках XY века. Исключением был Великий Новгород, где развитая торговая жизнь позволила законодателю предоставить право иметь поверенного каждому жителю. По Псковской Судной грамоте поверенными в суде могли пользоваться только женщины, дети, дряхлые старики, монахи и глухие. Той же судной грамотой поверенным разрешалось вести не более одного дела в день. Германия ХYIII-ХIХ век. Просвещенный прусский король Фридрих Великий (1712-1786), друживший с Вольтером, с целью реорганизации судебной системы и адвокатуры в 1781 году издал Судебные Уставы. Адвокаты с повадками олимпийцев, с высокомерными наглыми физиономиями, обрамленными тщательно расчесанными бакенбардами эти люди иссушенные завистью, желчью, сплошь и рядом скрывающиеся в гуще торговцев, как в лесной чаще постоянные защитники убийц, циники, бурно размахивающие своими черными рукавами (они, как сказал Клод Леузон ле Дюк, ораторствовали рукавами), бьют себя в грудь и клянутся, нисколько в это не веря, что их клиенты невинны. Чаще впереди Дон Кихот, но иногда рыцарь и оруженосец меняются местами и тогда на авансцене оказывается тяжелый, подчеркнуто материальный Санчо. Это суровое обвинение, жестокая критика. Но — увы.
Он изображает европейское Будущее в виде атлета с завязанными глазами, Европу, балансирующую на дымящейся бомбе, Мир, спящий на пушке или Ангела мира, едва держащегося на тончайшей паутине, Марса, дремлющего на мешках с золотом, пожираемых растущими вооружениями или Новую пушку — со счетчиком, отбивающим при каждом выстреле стоимость войны. С картинами вроде «Посетителей галерки» или «Прохожие перед витриной» соседствуют в творчестве Домье произведения, где изображена публика партера или коллекционеры. Никогда ничего не показывали.
Автор изображает защитника, который старается за изрядный гонорар. Но так ли это. Количество их невелико -в больших провинциях по 150, в меньших (в том числе Римской и Константинопольской) по 80. Кто оставался жив, тот и был прав. Действия защитника, безусловно, не вызывают двойной трактовки.
Данные клетки на уровне зала соответствуют единообразным фигурам заседателей.
За пределами стен суда: заключенный, отбывающий срок в тюрьме и каторжник. Сороковые годы во Франции отмечены вообще необычайным интересом к обнажению быта, — интересом, вылившимся целым потоком всевозможных альманахов: Franais peints par eux-mmes, Les mystres de Paris, La grande Ville, Les physiologies parisiennes и т. д. Но среди этих физиологов Парижа подлинными талантами были двое: Бальзак в литературе и Домье в изобразительном искусстве — Домье-литограф и Домье-гравер на дереве (украшавший перечисленные альманахи своими виньетками). Некоторые из этих художников отказались работать для прессы и стали иллюстрировать книги. Вошедшие в эту серию рисунки вначале печатались в «Шаривари», а затем вышли отдельным альбомом. В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. Будучи хранителем Дома-музея Виктора Гюго в Париже, Эсколье подготовил выставку «Домье — Гаварни» (1923).
Своей провинциальной драмой Флобер наносил удар по мещанскому вкусу, по лжеромантизму. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. На лице его застыло радостно-удивленное выражение.
Бодлер выделял Домье, которого уже в 1845 году поставил в один ряд с Энгром и Делакруа: «Домье поднялся до больших высот, сделал карикатуру жанром серьезного искусства, он великий карикатурист. Художники обращались к показу сельской природы Франции (деревни, поля, реки, леса) и своими произведениями утверждали новые пути реалистического пейзажа, насыщали его глубоким чувством.
«Человеческая комедия» Бальзака, состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции изображающей французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848). Он пристально всматривался в природу, стремился запечатлеть ее различное состояние. Это искусство — буря и натиск человеческого духа, рвущегося из оков мещанства».
Он вынужден довольствоваться уличной витриной или случайным дешевым билетом в театр.
Писал о Домье, графике и живописце и автор этих строк. Читатель, конечно, уже догадался, что речь идет о Домье». На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Гениальный физиономист заменяет здесь маски театра масками зрителя. Эсколье приводит отрывки из критических статей Бодлера и посвященные Домье стихи.
Несколько литографий Домье, которые были напечатаны в «Шаривари» до его закрытия, говорят о сочувственном (вопреки общей позиции газеты) отношении художника к первым мероприятиям Коммуны: «Господин Реак», «Вольтер, аплодирующий сожжению гильотины», «Ломбардные квитанции».
Домье страстно любит театр, — театр вообще, все то, на чем лежит печать театральности: высокую Французскую комедию и ярмарочный балаган, оперу и грязный кафе-шантан. Проблема Домье и Коммуна, кстати, также остается за рамками книги. Первые живописные работы художника напоминают по своему построению литографии.
Но как художник Домье принадлежал не к тем художникам, которые разрабатывают проблемы цвета, но к тем, которых можно назвать колористами, однолюбами одной какой-нибудь гаммы. Неужели их нет в стенах суда. И психологически и социально она глубока и содержательна. Его живопись построена не на разнообразии цвета, но на разнообразии тонов, на гармонии световых отношений (valeursов).
Это особенно заметно в его картине «Два адвоката», выполненной параллельно с серией литографий «Служители правосудия». После знакомства с творчеством Констебля пейзажи Руссо становятся более яркими, свежими.
Планы тесно взаимосвязаны: герой на переднем плане указывает палочкой на Фемиду на среднем плане, складки свисающего рукава его одеяния повторяют складки начинающего опускаться занавеса, а диагональ занавеса, жест клоуна, подобие полукругов, образованных из рисунка его одежды и полукружий рядов в зале, а также контраст полутьмы перед занавесом и света пространства за ним заставляет взгляд выйти в план зала собрания. Самой значительной работой революционного цикла является «Восстание», где изобразив всего несколько фигур, расположив их по диагонали, Домье добился впечатления и движения большой толпы людей и воодушевления масс и протяженности действия за пределами холста. «Улица Транснонен» (место ожесточенных боев времен революции 1830 г. ). Его родите ли вскоре переехали в Париж.
Это настоящее «темное царство». Николая в Париже (ок. (Аристотель). В Афинах, столице древней Греции, были все условия, необходимые для появления адвокатуры: демократическое устройство республики, развитая общественная жизнь, процветание ораторского искусства, принцип состязательности в гражданском и уголовном процессе. Лишь на рубеже 18–19 вв.
И он доказывал это своими живописными полотнами. Lhomme et loeuvre. Как же представлял себе Домье роль искусства в современном обществе.
Тема картины – брак по расчету. Конечно, при желании, можно «притянуть» такой сюжет к социальным объяснениям, обличающим загнивающее капиталистическое общество, но, увы, люди, знающие эту жизнь изнутри, могут с полной уверенностью сказать, что при любом политической режиме, поведение адвоката одинаково. В картине нет статистов, все живут – каждый своею и вместе общей жизнью. Сама Луиз Сильви была уроженкой Гапа, ее родители — Франсуа и Анна Агийон.
помыкает слабым: хозяева вымещают злобу на прислуге – на ни в чем не повинных животных. классицизма (Серии Lhistoire Ancienne (Древняя история), Physionomies tragiques (Трагические лица). В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции.
Их число все увеличивалось по мере возрастания известности художника. Его литографии все более и более бьют в набат, в одну точку, — в чудовище милитаризма. Пушкина).
Художник обрушивается на Николая, на русское казачество и русскую нагайку, высказывает сочувствие Италии в ее борьбе с Австрией, подымает голос в защиту Ирландии, нападает на Пруссию и т. д. Подавленный сгущающимися над Европой военными тучами, Домье все чаще настраивается на мрачный лад. В целом ряде работ карикатурист Домье изображает диалог адвоката с клиентом, который, очевидно, не представляет для юриста никакого коммерческого интереса. D», лишний раз напоминающие о художнике.
M. nchen, 1908. Двадцати девяти лет от роду Жан-Клод приехал в Марсель и обосновался там, занявшись стекольным делом (1767).
Он работал в Карикатуре с 1831 по 1843 г. (за вычетом 6-месячного тюремного заключения) и в Шаривари с 1835 по 1874 г., выпустив карандаш из рук лишь за пять лет до смерти, когда слепота уже заволакивала его переутомленные глаза. В тени распласталась женщина. В период 1835–1848гг.
Пьер-Этьен-Теодор Руссо был общепризнанным главой барбизонцев. На одной из ранних его литографий изображены рабочие перед витриной книжного магазина. Маленькие люди служили Домье моделью также и в его крупной серии «Парижские типы» (1839–1842). Утро в Венеции (1834, Москва, ГМИИ им. Н. Н. — вечная нужда и всепоглощающая журнальная работа препятствовали ему отдаться живописи.
Как отмечает Н. Калитина, автор обстоятельного исследования о Домье (1955), «художник создал групповой портрет представителей финансовой аристократии. Тем не менее, автор должен, при построении сюжета, разделять судей и адвокатов там, где они изображены вместе.
Дорога открыта всякому». Таковы, например, картины "Перед купанием" (около 1852), "Любопытствующие у витрины" (около 1860).
У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре.
Цикл «Дон Кихотов» можно назвать сквозным циклом в творчестве Домье. Именно эта волна литографской лихорадки вынесла Домье на поверхность. Странно было бы видеть иное поведение судьи или адвоката, при разрешении дела в суде. Своей задачей он считал передать гармонию природы.
Иными словами, ежедневно пятьдесят тысяч человек смотрели комедийные спектакли, слушали стихи и песни В Марселе в ту пору жили двести пятьдесят тысяч человек, значит, у Льва Толстого были все основания говорить, что пятая часть населения этого города ежедневно пополняет свое образование, «подобно тому, как в амфитеатрах пополняли свое образование греки и римляне». На лице выступающего адвоката весь пафос обвинения, он громко произносит свою речь. "Что вас давно не видно.
Федотов рисовальные классы посещает «прерывисто». Рынок в Нормандии (1932, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Гроза, равнина Монмартра (ок. Коро был очень высоко оценен художниками последующих поколений. На этот раз картины ждал восторженный прием. Равным образом, не удовлетворяясь литографией и ксилографией, Домье переносил те же излюбленные им сюжеты на мольберт живописца для того, чтобы с помощью кисти разработать их шире и синтетичнее (таковы, например, повторные мотивы адвокатов, любителей эстампов, вокзалов и т. д. ). Вполоборота к выступающему стоит адвокат другой стороны.
Престарелый художник устал. Примечателен лист «Колесница государства в 1871 году». Все это делает картину и очень натуральной и необыкновенно занимательной. Переведенная с французского книга Раймона Эсколье «Домье и его мир» справедливо включена издательством «Искусство» в серию «Жизнь в искусстве».
Так Домье выражает свою веру в народ, его несломленный дух и мужество. Недооценена в книге Эсколье и роль Домье-иллюстратора. Откинувшись на спинку стула, человек полностью погрузился в свои сновидения. Daumier.
Часто он добавлял к этим тонам несколько пятен зеленого, синего, красновато-оранжевого. 40-х), создание офортов. С изумительной силой выразительности, как проникновенный физиономист, увековечил Домье прислужников монархии, орлеанистов (Гизо, Тьера, Сульта и др. ) и самого короля с грушевидной головой. Никаких манифестов, деклараций, никаких или почти никаких достоверных свидетельств активного участия художника в общественной и культурной жизни его времени. Прачка, которая несет белье. Зато демос, наполняющий ложи верхних ярусов и галерку, относится к спектаклю совсем иначе.
Но в картине присутствует одна фигура, которая полностью несет на себе авторский замысел. Мощно и грозно предстали перед зрителями события недавнего прошлого, как будто снова звучала «Марсельеза», умирали герои во имя Свободы. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. В противоположность большинству крупнейших графиков, Домье не был, разумеется, простым раскрашивателем рисунка, когда он сменял карандаш на масляную или акварельную кисть.
Персонажами его картин были представители всех слоев населения, в том числе самых низших – нищие, проститутки, рабочие. Думается, что да. Наиболее показательна в этом отношении картина «Ателье» – сложная аллегорическая композиция, где за каждым реалистическим, портретно узнаваемым образом скрывается определенный типаж, возведенный в ранг символа.
«Прачка» Домье продолжал рисовать Париж и его жителей, оставаясь насмешливым певцом города. Эти враги — Луи Филипп и его министры. Человеческая фигурка вырисовывается на нем как причудливый арабеск, виньетка.
Домье-художника отличает прежде всего уверенность. В одной из них представлена толпа быстро движущихся по пустынной местности людей. Живописные работы Домье обозначаются циклами, первым из которых стал революционный.
Пушкина), Монах (1840, Париж, Лувр), Воз сена (1860-е, Москва, ГМИИ им. Домье стареет, зрение его слабеет, газета «Шаривари» перестает выходить. Словно в озарении молнии возникают перед нами лица его героев (Законодательное чрево, Мнимый больной, Защитник, Пассажиры третьего класса и т. д. ) или, наоборот, на фоне светлого пространства теневыми массами вырисовываются его фигуры (Дон-Кихот, Прачки и т. д. ). Он не просто шут, говорящий правду, раскрывающий суть явлений, но причастен этому действу, он здесь выходит на поклон, как режиссер пьесы. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины.
Позже он переходит к показу сельской местности. Он пробует писать акварелью жанровые сцены из полковой жизни: «Бивуак лейб гвардии гренадерского полка», «Бивуак лейб гвардии Павловского полка» (1841–1842). Это не приниженные люди, не сброд, не хвастуны, не пошляки Это люди – я не нахожу слов, чтобы лучше пояснить мою мысль». И эти эмоции изображает автор, но как бы мимолетом, вскользь.
И, конечно же, в прачках Домье есть усталость, бесконечная, многолетняя усталость простой женщины изо дня в день несущей на своих плечах и бремя труда и семейные хлопоты. Daumier. M. nchen, 1927–1930). Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Дальнейшая эволюция линии Домье заключается во все большем и большем росте ее эластичности, плавности и синтетичности: Домье научается одной, широко текущей линией давать характеристику целой человеческой фигуры (прачки, бурлака и т. д. ). В своих описаниях места действия Эсколье бывает даже несколько утомительным.
Главный герой живописи Домье, как и в графике, человек. его рук. Изобретение фотографии привело к поискам художественной формы в этой области.
– "Это то, что не копировали и счастье ваше. Оноре Домье 1808-1879. Как отмечают исследователи, до конца 1850-х гг. Дон Кихот и Санчо Панса представляли для Домье два полюса, две стороны человеческого и прежде всего его собственного «я», в котором высокое соседствовало с обыденным, а серьезное со смешным.
и, наконец, полным именем и фамилией. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. 1840, Шантийи, Музей Конде), Большой дуб (1844-1855, Париж, Лувр), Вечер (1840-е, Москва, ГМИИ им. Таковыми, в частности, были печальные события апреля 1834 г. — восстание в квартале св.
Однако народ лишен возможности постоянного контакта с прекрасным. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Эти классовые симпатии и антипатии Домье еще яснее обнаружатся перед нами из дальнейшего обзора его бытовых рисунков и его жанровой живописи. Цвет не играет активной роли в воплощении замысла.
Это – фигура клиента расторопного адвоката. его манера письма становится более темпераментной. A. Daumier. В конце 60-х он каждое лето ездил в Кайё-сюр-Мер и писал марины, морские пейзажи.
Листы Домье трагично выразительны. Здесь были судья и прокурор, присяжные заседатели, адвокаты, стряпчий, секретарь суда, нотариус, поверенный, письмоводитель, понятой, сторож при коммерческом суде, технический служащий, общественный писарь, «юрисконсульт для портье», ходатай по делам или защитник в мировом суде истец, свидетель, эксперт судебной медицины, случайные прохожие и любопытные, комиссар полиции, полицейский, муниципальный страж, жандарм, сельский страж, арестант, ответчик, обвиняемый, осужденный. Закон Цинния (204 г. до н. э. ) «О дарах и приношениях» разрешал адвокатам получать гонорар по окончании судебного процесса, но не более десяти тысяч сестерциев.
«Ноша» Трансформация формы для яркого выявления образа. Казармы Финляндского полка находятся недалеко от Академии художеств.
Центральные фигуры работ художника это идущий или стоящий адвокат с высокомерно – уверенным выражением лица, от которого исходит спокойствие и сила. Домье то жидко накладывает краску на холст, то пишет очень пастозно. В то же время коллекционеры Домье — это не только себялюбивые собственники. Федерация, возглавляемая Курбе, как известно, активно сотрудничала с Коммуной.
— проходят мимо, часто и не взглянув на имя автора. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. Дома объеденены в общую плоскость, нет членения на окна и отдельные дома. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии.
Вы смотрите на натуру своим глазом. Пристань св.
Пушкина). Но пафос графика Домье — это пафос отрицания пафос же Домье-живописца — пафос утверждения.
В эти дни в Лувре был вернисаж Салона. Пушкина). В цикле «Комедиантов» художник уже больше интересуется самим актером, чем публикой, зрителями. Здесь нет ни мельниц, ни потасовок — здесь все упрощено до максимума, сведено к изначальным психологическим контрастам. Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией.
Адвокат не мог повлиять на исход судебного процесса ни знанием, ни умением, поскольку меч был тяжелее сводов канонического права. Лишь после ХIII века французское законодательство вновь стало базироваться на положениях римского права и адвокатура Франции стала развиваться. Англия ХIII век. Национальная адвокатура Англии создана в 1285 году на основе законодательного акта короля Эдуарда I. Судебные защитники разделялись на две большие группы: адвокатов – барристеров (barristers) и стряпчих – атторнеев (attornies) и солиситоров (sollicitors). Барриестер своими искусными речами защищал клиента в суде и подписывал иски, составленные атторнеями. Однако никакие материальные лишения не сломили гордости Домье и его республиканских убеждений. М. : Издательство «Искусство». 1973. Он придавал большое значение свету: его краски нежные, светлые, спокойные. Его произведения меньше всего иллюстрации, связанные с какими-либо страницами книги. Только материал для исследования дает не природа, а социальная действительность.
Чаша его переживаний переполнилась до краев. Его поэма «Поэтические мечтания», опубликованная в 1823 г., осталась почти незамеченной, зато у Жана Батиста появилось много знакомых, среди них — Александр Ленуар, крупный археолог, хранитель Лувра, сыгравший определенную роль в художественном воспитании будущего художника. Само собой разумеется, что ценность произведений Домье не исчерпывается их иллюстративным, повествовательным значением. Где-нибудь в уголке можно заметить инициалы «Н.
Это — способность бесконечно шокироваться всем, что нарушает представление о комильфотности и в то же время испытывать праздное любопытство к сплетням, скандалам, происшествиям, наравне с полным недоверием к науке, к прогрессу и панической боязнью всего нового (как, например, езды по железной дороге).
Такая одежда свидетельствует о равенстве всех этих людей перед законом. В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846). Первый аспект — искусство и народ.
Все здесь крепко, просто, значительно. Это чутко уловил Бодлер, когда говорил, что «в его карандаше живет не только черный тон, пригодный для контуров, он позволяет угадывать краску, так же как и мысль художника Все художники, обладающие тонким пониманием искусства, почувствовали это в его работах». «К циклу "Прачек" относится и картина известная под названием "Ноша", – пишет Н. Н. За пять дней до этого на литографии, скорее скульптурной, чем рисованной: «Парижский мальчишка в Тюильри» (этот мальчишка — сам Домье в детстве)— ее было бы интересно сопоставить с некоторыми страницами Гюго в «Увиденном» и Флобера в «Сентиментальном воспитании» — Домье изобразил сцену, против которой протестовал бонапартист Делакруа 145: «Черт возьми, как тут здорово мягко. » — восклицает парижский мальчишка, подпрыгивая на троне.
Фигуры, помещенные в пейзажи, неразрывно связаны с окружающей средой. Жан ле Фуайе этого не думает и это подтверждает правоту Домье, одинаково осудившего тех и других. В юности едет в Италию и изучает памятники искусства. Он много писал в живописных уголках леса Фонтебло, особенно осенью.
Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. Изучение живописи Домье — задача сложная. Сладко недостаточному и без связей человеку попасть туда, где каприз фортуны нипочем. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета ("Выход из школы", около 1853–1855 один из вариантов "Вагона третьего класса", около 1862).
Роль адвоката сводилась к передаче брошенной перчатки, как вызова на бой. Но здесь мы уже вступаем в сферу Домье-живописца и скульптора. Акцент был сделан им только на фигуре молодого человека в светлой рубашке. В этой связи хотелось бы отметить небольшую неточность в работе Н. Калитиной. Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей.
Этот человек точно спит. Catalogue raisonn. Этот резкий переход от открытой политической сатиры к более тонкой критике французского общества в результате тщательного изучения буржуазной жизни проложил путь реализму, появившемуся в середине девятнадцатого века. Лицо защищающегося адвоката мрачно, брови сдвинуты, рот гневно сомкнут. Цвет используется для передачи тонкостей состояний натуры.
Книга выдержала четыре издания), а затем Эдуард Фукс (FuchsЕ. Судьи больше не зависели от воли монарха и Фридрих Великий сказал: «Я решил никогда больше не вмешиваться в судебные дела. Домье не был иллюстратором — он был активным творцом. Домье показал Ратапуаля двояко. Ла Порт о Ваш в снегу (1853, Филадельфия, Музей искусств), Собирательницы хвороста (1850-е, Москва, ГМИИ им.
Если в ранних своих рисунках (как, например, в портретной серии или в Улице Транспонен) художник оперирует по преимуществу с пятнами, с четкими силуэтами различных тональностей (статичными и еще несколько безжизненными благодаря своей замкнутости), то, начиная с 40-х гг., мы замечаем в его понимании формы новую, двоякую и двуединую эволюцию. 1835, Париж, Лувр), Болото в Ландах (1844–1853, Париж, Лувр), Аллея в лесу ЛИль-Адам (1846–1849, Париж, Лувр), Дубы (1852, Париж, Лувр), Вечер в Кюре (1850–1855, США, Толидо, Музей искусств). " – был первый вопрос Брюллова. Оноре Домье родился на юге Франции, в Марселе, в семье потомственного стекольщика.
Над ними витают спокойствие и полумрак. Называя свои очерки «физиологиями» их авторы хотели показать, что их труд подобен труду естествоиспытателя, с беспощадной правдивостью анализирующего выбранный для наблюдения объект. Эта последняя литография (1871 — ужасающее наследство) — уже отклик Домье на трагедию Коммуны. Таков лейт-мотив 27 вариаций, в которых Домье углубляет тему о Дон-Кихоте. Рука смерти прошлась там, где еще недавно царила жизнь.
Сидящий на переднем плане егерь с собакой олицетворяет охоту, которой увлекался Курбе. Несмотря на ряд драматичных событий детства (он рано осиротел, в результате болезни ему ампутировали ногу), его общение с природой пробудило в нем огромную любовь к ней. С начала 50-х он от внешнего наблюдения за природой переходит к более глубокому ее осмыслению, пейзажи становятся лиричнее.
Они хотят все увидеть, узнать. Он первый показал намеками штрихов мелькание экипажного колеса, он первый внес в свою композицию элементы асимметрии и неожиданности, предвосхитив импрессионизм дальнейшей эпохи (более того, предвосхитив даже увлечение японцами — диагональным построением многих своих композиций). Вот как нужно отвечать на события дня. Заснул он, вероятно, после некоторой внутренней борьбы, сдавшись в результате. Этот адвокат старается изо всех сил, рассчитывая на гонорар. Лучшая из картин революционного цикла «Восстание» может быть сопоставлена с песней, поэмой.
Почти все критики XIX столетия видели в Домье лишь карикатуриста, чье лицо определялось помещавшимися в газете «Шаривари» литографиями. Их мертвые тела в беспорядке лежат на полу. Художник обращает внимание на их связь с жизнью, с конкретной социальной средой.
Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838). его кисть. Иллюстрации к «физиологиям» представляют собой обычно маленькие картинки исполненные вибрирующей линией. Позднее эти скульптуры стали подспорьем при создании знаменитых литографий мастера.
На лицах героев этой серии — множество точно схваченных выражений: мелкий рантье, пробующий «особенное» вино, подмигивает, как знаток на лице маленькой женщины, стиснутой в омнибусе между приказчиком колбасника и пьяницей, — гримаса отвращения мальчик растерянно глядит на растрепанного, страшного владельца москательной лавки, стерегущего свой товар. Эсколье обильно цитирует эти воспоминания. Книга 5, глава 25. В отличие от ряда других художников, оставивших богатое эпистолярное наследие, ведших дневники (можно вспомнить хотя бы Эжена Делакруа или Винцента Ван Гога), Домье был молчальником.
Популярному очерку, увидевшему свет в 1965 году, предшествовали, таким образом, серьезные научные публикации. В большинстве карикатур автор изображает судей в головных уборах, а адвокатов – с непокрытой головой. После 1848 заметно влияние Руссо на его творчество.
Умер Жан-Клод Домье в 1801 году на улице де Тионвиллуа. Вот таким образом в искусстве Оноре Домье так по-своему отражена пора, в которой он жил и творил. Он изобразил депутатов во время заседания палаты.
Поиски нового, первичного языка, созвучного своей эпохе, — процесс крайне тонкий и он совсем не в натуралистическом изображении костюмов интерьеров, жанра, вовсе не в прямой событийности. Ни о какой политической сатире нельзя было и думать. В их манере писать, тоне, расстановке акцентов оживают Домье и его эпоха. После жестокой резни все члены семьи погибли. Только название литографии «Адвокат, которому хорошо заплатят» проливает свет на авторский замысел. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты черного и белого. Судьи, с одной стороны и адвокаты, с другой, суть противники, как полагают многие, знающие их достаточно хорошо, например, представители судебной прессы». Этот судья решил не обременять себя условностями и снял свой форменный котелок.
Даже руки, переплетенные на животе, показывают его наслаждение нагрянувшим отдыхом. Так, Ленуар одобрил первые рисунки Оноре и стал обучать талантливого мальчика рисунку.
«Выставка на открытом воздухе» Проблема выявлеия мгновенного движения. Домье при изображении служителей правосудия приходится решать своеобразную задачу. «Мне, – писал Флобер, – важно было только одно – передать серый цвет, цвет плесени, в которой прозябают мокрицы». Его трактовка образов Дон Кихота и Санчо Пансы не имеет аналогов во французском искусстве.
Параллели эти при знании того, что следующую работу на эту тему Домье назвал «Законодательное чрево», можно связать с фигурой непомерно толстого клоуна, раздутого именно в области «чрева», плоть его доминирует. Художник создает и второй, близкий ему образ любителя искусств.
Литография«Улица Транснонен» (1834 г. ) изображает трагический финал рабочих восстаний в 1 834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса». Подлинным венцом этих портретных исканий Домье явился его знаменитый лист Законодательное чрево (1834) изображающий скамьи министров и депутатов центра.
Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру.
В 60-е Милле обращается к жанру пейзажа, часто показывает «мгновение» в природе: порыв ветра, движение волн, смену поз людей изображенных на картине.