Оноре Домье (Honore-Victorin Daumier, 1808 — 1879) — французский художник-график, художник и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Женщина и ее малолетний ребенок выбиваются из последних сил, преодолевая ярость стихии. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. 4. Острая карикатура на короля Луи Филиппа «Гаргантюа» (1831), повлекшая за собой 6 месяцев тюрьмы и штраф, принесла Домье широкую известность. Gigabit Ethernet на витой паре категории 5I.
Характерно, что белое в этих литографиях понимается художником не столько как свет, сколько как активная масса, обладающая особой пластичностью, усиливающей как бы «движение» из глубины на зрителя. Привратнику мастерской Домье Анатолю по-человечески нравился художник. Этим художник подчеркивал пластическую силу фигуры, находящейся в окружении нескольких предметов, подсказывающих место действия («Прачка», ок. – удивился Домье, – я сделал то, что должен был сделать. С 1822 посещал мастерскую А. Ленуара и академию Сюиса изучал старых мастеров в Лувре.
Разумеется, его колоссальное творчество не могло быть одинаково высоким по художественному уровню все эти годы: бывали периоды, когда в ту или иную серию он не вкладывает ничего, кроме своего умения, бывали моменты усталости, когда гравер неожиданно возвращался к ранним временам карикатуры и делал так называемые «большие головы» (серия «Представленные представители», 1849), но каждого художника следует оценивать по его достижениям, по периодам его творческого подъема. Смотрите на Него, приготовляющего для Себя престол. I. Эскизность, мощная экспрессия форм сближают живописные произведения Домье с искусством 20 века. Сюжет был чрезвычайно важен для мастера.
Можно было раздуть целую бурю из этого. Листы, выполненные в 1834 году, «Улица Транснонен», «Этого можно отпустить, он нам больше не опасен», «Опустите занавес, фарс окончен», «Современный Галилей», «Все мы честные люди, обнимемся», «Свобода печати», «Похороны Лафайета» словно бы не нарисованы, а вылеплены: гравер строит их по принципу барельефа, помещая, чаще всего, сцену в интерьер с неглубоким пространством, резко подчеркивая главную фигуру, энергичными штрихами жирного литографского карандаша очерчивая формы, сильно моделируя объем. А вы. Вскоре после этого два художника столкнулись на улице. 1849, Кале, Музей изобразительного искусства и кружев), в приверженности к световым контрастам, побудившей к использованию искусственного освещения в выставочных залах («Драма», ок. Переход к романтизму открыл возможности для появления новых художественных форм с довольно жесткими традициями, например в поэзии и живописи.
С конца XVIII века государственное руководство Франции находилась в глубоком политическом и экономическом кризисе, чем неоднократно провоцировались кровавые революционные движения и сатирическое искусство Домье вдохновляло возмущенные народные массы на мятеж против действующей королевской и парламентской элиты. – Въезд царя. I. Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. Таким образом достигается эффект скульптурности масс.
Но так как гротескные маски министров изображенные здесь, «лепятся», собственно из этого белого, то они тем более настойчиво, почти навязчиво двигаются на нас, чем и создается удивительная действенность этой литографии. Прочитайте текст и переведите его письменно. I. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. В годы запрета на политические карикатуры творчество Домье состояло из социально-бытовых карикатур и иллюстраций к различным книгам.
Ведь не прошло и года, а уже написана огромная картина и в ней ожила история. Мальчик довольно рано проявил склонность к рисованию и после разных занятий (рассыльный, затем приказчик в книжном магазине) он убедил своих родственников в том, что это его призвание. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. Во времена Домье создание как художественных, так и литературных произведений претерпели значительные изменения.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВАI. Он сам был живым участником борьбы. Современники (О.
Может быть, отчетливее всего это видно в «Улице Транснонен». Первой картиной, в которой проявился его гений живописца, была «Аллегория Республики» (1848, Париж, музей Орсэ). Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. Ветер почти сбивает их с ног, но они упорно продолжают идти вперед.
Картина «Ноша» характеризуется истинно романтической напряженностью. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника.
А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. (к 1822 относится первая литография – «Воскресенье»).
Тогда он принялся за грандиозный труд, над которым работал в течение всей жизни – серия литографий, состоящая примерно из 4000 листов, большинство из которых были опубликованы в журнале «Charivari»: одни составили знаменитые серии («Робер Макер», 18361838 «Купальщики», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Служители правосудия», 1845-1848 «Квартиросъемщики и домохозяева», 1848), другие – были сгруппированы под заголовками «Новости» или «Все, что угодно». В этом стремлении он обращался и к религиозным («Хотим Варавву (Се человек)», ок. Тогда по Парижу и расползлись слухи, что Оноре Домье – алкоголик. Художники и писатели пересматривают свои отношения с публикой и нормой становятся литературно-художественные инновации, а не стремление полагаться на традиционные символы социального и культурного престижа. возникла литография – быстрый способ создания оттисков, позволивший художнику в быстрой последовательности создавать большое количество копий графических работ и быстро реагировать на текущие события. Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». Процветал роман, как литературная форма, наиболее способствующая экспериментам.
В основном же, однако их сравнивают, так как в своих работах они пользуются схожими стилистическими принципами. Он зарабатывал себе на жизнь у одного литографа, когда критик Филипон издатель журнала «Caricature», пригласил его сотрудничать в своем журнале. Домье был потрясен увиденным.
У бедняги не хватает денег на краски и от этого он злоупотребляет жженой костью. Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. Я считаю, нужно ему помочь. Работая в технике литографии (реже ксилографии), Домье великолепно использует её живописные возможности, передавая тончайшие переходы от бархатисто-чёрного к серебристо-серому, воссоздаёт световоздушную среду и освещение.
Домье же свой отказ никак не пояснил. Художник работал в литографии без перерыва более сорока лет. Домье относился к графике скорее как к ремеслу, с помощью которого он зарабатывал на жизнь. 1860, Париж, музей Орсэ серия картин «Дон Кихот», Париж, музей Орсэ Мюнхен, Новая пинакотека Оттерло, музей Крёллер-Мюллер Нью-Йорк, музей Метрополитен). При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851, музей Орсе).
Литографии замечательны своей действенностью и выразительностью. Злободневные события, современные политические деятели оживают в его литографиях (всего – около 4 тысяч), поражающих глубиной социальных оценок, гражданским бесстрашием: «Маски» (1831), «Опустите занавес, фарс окончен» (карикатура на Луи Филиппа), «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», «Свобода печати», «Законодательное чрево» (все – 1834). Изменчивый политический климат, появление новых всё более совершенных достижений в науке и технике, а также развитие новых художественных и литературных направлений и стилей – всё это создало условия для эксперимента, как в литературе, так и в изобразительном искусстве. Что было хорошего в прежние времена.
Свои картины Домье редко выставлял на суд публики. В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы, Национальная галерея, Прага). В эти дни в Лувре был вернисаж Салона. – И как его зовут. Зачем еще кому-то об этом знать.
2. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку.
После принятия сентябрьских законов Домье отказался от политической сатиры и сосредоточил всю свою энергию на карикатурах типичных образов парижан. Женщина здесь – воплощение безысходности, а пейзаж суровым аккомпанементом вторит ее отчаянным движениям. Рыцарь печального образа по-прежнему крепко держит в руках свое боевое копье, но верный Росинант уже превратился почти в скелет, вызывая в воображении образ смерти. Художник создает не иллюстрацию тяжести труда прачки, а монументальный образ драмы жизни.
Он долго ходил вокруг художника, пытаясь вызнать, за что же того посадили. 5. Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. 1862, Нью-Йорк, музей Метрополитен).
В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики — литография (от греч. Над каждой своей работой мастер трудился, как над произведением искусства. Дождь идет там, где его меньше всего ожидают. III. Такой тональный подход к литографии приводит к тому, что в его листах словно бы соединяется скульптурное решение (результат сильной моделировки) с живописным решением, происходящим от богатства валеров, от тонкой разработки полутеней использования густого зернистого тона, заливки плотной тушью, мерцания процарапанных фонов. В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания.
1858- 1860, Бостон, Музей изящных искусств). – Терпение – добродетель ослов, – отрезал Домье. 1859, Мюнхен, Новая пинакотека), во вкусе к противопоставлению объемов (щедрые мазки темных оттенков на светлом фоне). – Радуйтесь.
«литое» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»). Две знаменитые скульптуры Домье («Эмигранты», 1848, Париж, музей Орсэ «Ратапуаль», 1850, там же) свидетельствуют о двойном увлечении художника – классикой и барокко. В этот период романтизм с его акцентом на свободу самовыражения пришел на смену классицизму с его ограниченностью форм и связью с аристократическим прошлым.
Афанасия и Кирилла в Кремле. Хотя однажды, за карикатуру на короля он был вынужден полгода отсидеть в тюрьме. 1863, Лион, Музей изящных искусств «Парад», ок. Эскиз этого произведения отвечал условиям конкурса, устроенного новым правительством, однако принятый жюри, он не имел будущего. Изобретение фотографии привело к поискам художественной формы в этой области. Французский критик и поэт, Шарль Бодлер, который был другом и почитателем Домье и его творчества, одним из первых обратил внимание на стилистические сходства работ Бальзака и Домье: «Гравюры Гаварни и Домье по справедливости были названы дополнениями к «Человеческой комедии». Он был художником-барбизонцем и одно время был очень знаменит.
Никогда до этого литография не обладала такой мощью, такой драматической выразительностью. Именно вот таким образом социально-битовая карикатура занимает в творчестве художника ведущее место. 1866, Бухарест, музей А. Симу, а также множество других произведений, среди которых подлинным шедевром является картина «Вагон третьего класса», ок. Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата.
Среди посредственных батальных произведений картина Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах» прозвучала подобно грому с ясного неба. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет. Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. классицизма (Серии Lhistoire Ancienne (Древняя история), Physionomies tragiques (Трагические лица).
– Остановка и пребывание его в монастыре св. Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Физиологии», 1841-42 «Служители правосудия», 1845-49 «Добрые буржуа», 1846-49 и др. ). Когда Домье начал свою карьеру в еженедельном издании карикатурного журнала, то его работы очень быстро стали популярны. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий. Эта двойственность стиля дополнена мечтательным характером Домье, способностью к прорицанию, что сближает его с Гойей и выражает лиризм, которым дышат все его воспоминания о театре («Криспен и Скапен», ок.
В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно.
Реализм в искусстве 19 в. представляет собой качественно новую ступень в истории развития реалистического метода. При кажущейся простоте композиция строго продумана. Мастер обладал редкой способностью с помощью нескольких фигур создавать впечатление множества людей.
Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса». Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. ДОМЬЕ (Daumier) Оноре (Оноре Викторьен) (26. 2. 1808, Марсель – 10. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник, скульптор. Домье всегда стремился быть человеком своего времени, говорить на языке, понятном современникам.
Барочные черты проявляются во всем, что художник унаследовал от Рубенса – в чувстве цвета, в бешеном ритме («Преследуемые нимфы», ок. Домье обрадовался. «Человеческая комедия» Бальзака, состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции изображающей французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848). 1848, Монреаль, Музей изящных искусств «Мельник, его сын и ослик», ок.
1849, Глазго, Художественная гал. Художники не стали менять вывеску, только немного её раскрасили и подправили. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи.
Некоторое время художник занимается одновременно в Академии Сюиса и в Лувре, делая рисунки с греческих скульптур и копируя картины старых мастеров (эту привычку он сохранил на всю жизнь). Ободрение не удовлетворило его он все еще искал Иисуса. Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье.
Утверждая перехода к романтизму, Домье высмеивает художников и ученых, продолжавших придерживаться идеалов классицизма в карикатурах на героев мифов и классической литературы. Его руки подняты для благословения. I. Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари». Закон о цензуре 1835 заставил художника замалчивать свои республиканские взгляды. Вот таким образом в искусстве Оноре Домье так по-своему отражена пора, в которой он жил и творил.
– Не помню, кажется, его фамилия Ренуар. Художника скоро узнали по манере рисования (он делал наброски углем). Вдали в воздушной дымке растворяются очертания Парижа. Сын стекольщика, перебравшегося с семьёй в Париж в 1814 года.
Фотографы ставили их напротив приглянувшегося объекта, открывали объектив и стояли с часами в руках, порой по несколько минут. Такое сочетание политических потрясений с усилиями буржуазии утвердить свои позиции в социальном и культурном пространстве создало среду, как способствующую свободе самовыражения, так и ограничивающую её.
После Июльской революции 1830, когда в условиях относительной свободы слова во Франции начался расцвет политической сатиры, Домье начал сотрудничать с журналом «La Caricature» и «Le Charivari». 1848, Прага, Национальная галерея).
Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-64, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-63, музей Орсе и др. ) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). «Опьянение Силена», ок. Она представляет собой своеобразную социальную эпопею жизни французского общества. Въезд патриарха в столицу.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. – С радостью, – ответил художник. Художник объективен, он ничего не утрирует, а изображает события. Резкий ракурс выводит на нас основную фигуру композиции. Мощно и грозно предстали перед зрителями события недавнего прошлого, как будто снова звучала «Марсельеза», умирали герои во имя Свободы. Домье не любил многие новшества.
Вот как нужно отвечать на события дня. В различных музеях находится около десяти версий этого произведения. По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме.
1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. Используя подчас повторяющиеся темы, неоднократно изображая уличные или железнодорожные сценки, адвокатов, бродячих акробатов, артистов и любителей искусства («Любитель эстампов», Париж, Пти Пале), художник с удивительным чувством человека и его состояния проникал в суть индивидума, отбросив каноны реализма. Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. Устранитесь от ошибочных представлений о покаянии в грехе и печали по его поводу. I.
Энергично и лапидарно очерчиваются ее контуры, моделируются объемы – факт зафиксирован. 6. Время беспощадно, властно требует от художника ответа, решения. Он даже прибирался у него бесплатно. II этап (1871-90 гг. ) отказ от реализма в сторону импрессионизмаIII.
Его работы, сначала открытая сатира на политических деятелей, затем карикатурные изображения французских типажей и, наконец, сатирический комментарий французской жизни (серии Croquis Parisiens (Парижские наброски) и Les Plaisirs de la champagne (Наслаждение шампанским), показывают, как меняется отношение художника к объекту его творчества и само творчество меняется со временем. Росла популярность выставок и критики формировали художественный вкус. Художнику нравилось с ним болтать, но он хотел отплатить за доброту чем-то еще. В работах художника нельзя не заметить и его проницательного ума: разумный гротеск, лишенный язвительности, неприятие к крайностям, которое усиливает ужас «Улицы Транснонен».
Сострадая простым людям, он разоблачал пресытившееся буржуазно-дворянское общество. Оба отказались. – Зачем. Исторические события и политическая ситуация середины девятнадцатого века во Франции в одинаковой степени влияли и на живопись и на литературу. 1863, Париж, музей Орсэ «Человек с веревкой», ок.
Некоторые из этих художников отказались работать для прессы и стали иллюстрировать книги. На полотне зрители видят зверски убитую семью. Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат. Он – мечтатель. Таков цикл «Прачки» (1850—1860).
Целенаправленность, активность и сила искусства Домье не перестают поражать до сих пор. Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего. Сгибаясь под тяжестью ноши, прачка заботливо поддерживает ребенка.
Параллели эти при знании того, что следующую работу на эту тему Домье назвал «Законодательное чрево», можно связать с фигурой непомерно толстого клоуна, раздутого именно в области «чрева», плоть его доминирует. В этом отношении характерен самый, может быть, знаменитый лист Оноре Домье «Законодательное чрево» (1834), где световой ритм образует почти декоративную по своей равномерности ритмическую игру белых пятен, создающих движения не в плоскости листа, но лишь перпендикулярно ему. Есть определенное сходство у персонажа клоуна и частного персонажа карикатур Домье – Луи-Филиппа (например: «Гаргантюа»), Это подчеркнуто не только сходством черт и толстой фигурой, но и тем, что этот персонаж здесь представлен своего рода хозяином этого шоу, управляющим, смеющимся злорадно, выявляя суть происходящего, как бы издеваясь над теми, кто искренне верит в справедливость власти и тех законов, которые она производит. Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу. Его главным и единственным серьезным увлечением была живопись.
В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале). – Возвращение патриарха Никона. Данные клетки на уровне зала соответствуют единообразным фигурам заседателей. 7. Домье как бы демонстрирует зрителю явление, но при этом и силу своего негодования и мощь выразительности своего карандаша. Тогда Анатоль сказал, что у него нет фрака и Оноре с радостью отдал ему свой. В тени распласталась женщина.
В 1860–1864 он вовсе перестал заниматься литографией, но крайняя нужда вновь заставила его обратиться к этому занятию. В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами.
1850, Эссен, музей Фолькванг) и мифологическим сюжетам, а также к басням Лафонтена. О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Работы Домье (а он был не только талантливым живописцем, но и графиком-карикатуристом и скульптором) – это полотна, запечатлевшие эпоху.
– спросил Домье. Классические черты можно обнаружить в его сдержанности, в продуманной композиции, где автор подчас использовал фризовую схему («Игроки в шахматы», ок. Все здесь крепко, просто, значительно. Домье-художника отличает прежде всего уверенность.
Творчество наследие художника включает в себя около 4000 литографий, более 900 гравюр, свыше 700 живописных произведений (масло, акварель) и рисунков, более 60 скульптур. Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер». Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848, музей Орсе, Париж).
1863, Париж, Музей Орсэ). Чрево – это также понятие, раскрывающее суть внутреннего устройства, нутро законодательной власти.
Он рисовал, а вокруг него крутились какие-то наглецы и издевались над ним. Свою лучшую литографию "Законодательное чрево" Оноре Домье создает в 1834 году. Один из рисунков, «Гаргантюа» (1831), высмеивающий Луи-Филиппа, стоил Оноре Домье шести месяцев тюрьмы, но именно он принес ему известность, утвердившуюся в 1834 с появлением новых работ – «Похороны Лафайета», «Законодательное чрево» и «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года».
В своих литографиях (а у него их около 4 тыс. ) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов их продажность и жестокость. После этого Курбе однажды огорченно заметил: – Ничего из Домье не выйдет. Перед каждым истинным художником, хочет он этого или не хочет, неумолимо встает задача — понять свое время, найти свое место в этом могучем потоке, уловить новые, яркие черты, свойственные лишь данной эпохе.
И вершина этого творческого периода – большие литографии 1834 года. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). Тема картины «У продавца эстампов» (ок. 1863, Париж, Пти Пале «Ожидание на вокзале», ок. Домье родился в Марселе, в семье стекольщика. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок.