Оноре Викторен Домье (фр. Великий живописец, художник-новатор и прославленный карикатурист Оноре Домье умер в городе Вальмондуа 10 февраля 1879 года. Французский художник Оноре Домье (Honor Daumier) родился в семье стекольщика.
Оноре Домье появился на свет двадцать шестого февраля 1808 года и вырос в семье стекольщика, которого боялись даже короли. Оноре Викторен Домье – великий французский художник. Оноре Викторен Домье (26 февраля 1808—10 февраля 1879) — французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Помимо рисунков и карикатур, Оноре Домье стал известен и как живописец. Гротеск в работах Оноре Домье не вызывает отвращения.
Оноре Викторен Домье (фр. Honor Victorin Daumier 26 февраля 1808—10 февраля 1879)— французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Тогда по Парижу и расползлись слухи, что Оноре Домье — алкоголик. Оноре Домье стал любимчиком публики, которая восхищалась его рисунками, вызывающими смех, радость и веселье. Домье Оноре Викторьен (Daumier), французский график, живописец и скульптор.
Оноре Викторен Домье (фр.
Домье же свой отказ никак не пояснил. Домье умел быть, когда нужно и тем и другим.
Основываясь только на сюжете, относят к 1848 г. несколько композиций Домье изображающих восстание или группы и отдельные фигуры парижских рабочих (Восстание из б. коллекции Герстенберг, так называемая Семья на баррикадах в Пражском музее и др. ). В других литографиях Домье разоблачает продажность суда (Деятели правосудия, 1845–1849), буржуазную благотворительность (Современная филантропия, 1844–1846). Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. В 1830 году, в результате Июльской революции, французы наконец-то покончили с династией Бурбонов.
Ни сколько-нибудь ясно выраженного индивидуального характера художника, ни сколько-нибудь значительной художественности в этой более описательной, чем выразительной карикатуре не было, она вполне походила и на работы Гранвилля и на работы Травьеса, а вернее – на средний и общий тип тогдашней сатирической графики, еще не очень сильный и не слишком глубокий по своему образному строго. К циклу "Прачек" относится и картина известная под названием "Ноша", – пишет Н. Н. Изобретение фотографии привело к поискам художественной формы в этой области.
В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Он сразу, почти без всяких переходов или колебаний, отбросил как ненужные, сковывающие путы, как абсолютно излишнюю, непредвиденно выросшую на его пути помеху все те нарочитые и искусственные приемы комического натурализма, которые привели его в 1839-1843 гг. Он долго ходил вокруг художника, пытаясь вызнать, за что же того посадили. В 1833 г. политическая ситуация во Франции стала быстро и резко меняться.
Он работал очень быстро и обладал невероятно точной зрительной памятью, вот таким образом созданные им образы кажутся взятыми прямо из жизни. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением ("Мелодрама", 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой ("Криспен и Скапен", 1858–1860). – С радостью, – ответил художник. К этим годам относится, среди других подобных листов, обширная серия в массе своей очень плохих карикатур, посвященных Крымской войне, а точнее – персоне Николая I, без особенных дальнейших проникновений в смысл и характер внутренней жизни России.
Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер». Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. Бестолковые, нередко уродливые и грубые взаимоотношения родителей и детей вызывают у Домье не один лишь гнев, но и горечь и с абсолютно открытым сочувствием (хотя и без всякой сентиментальности) изображена им плачущая и вытирающая слезы публика галерки в литографии Пятый акт в Ла-Гэтэ или сидящая на парковой скамейке старушка, застывшая в ужасе при виде того, как какой-то оборванец подымает за хвост ее пуделя (в литографии Это Ваша собака. ).
Такой отвлеченно рационалистической метафизикой он явно никогда в жизни не увлекался. Рамки и возможности литографии были явно тесны для таких намерений, да и Шаривари не был подходящей платформой для героических исканий.
Для Домье наступила одна из самых мрачных полос в его жизни. Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку. На полотне зрители видят зверски убитую семью. У бедняги не хватает денег на краски и от этого он злоупотребляет жженой костью. Демулен отодвинут в глубину, он даже повернут к нам спиной, он – только фокус, в котором сходятся мысли, чувства и действие несметной толпы народа, присутствие которой Домье сумел передать поразительными по смелости композиционными приемами.
Листы Домье трагично выразительны. Французский критик и поэт, Шарль Бодлер, который был другом и почитателем Домье и его творчества, одним из первых обратил внимание на стилистические сходства работ Бальзака и Домье: «Гравюры Гаварни и Домье по справедливости были названы дополнениями к «Человеческой комедии». Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию.
Домье не позабыл свое сатирическое оружие, когда дважды, в последний раз изобразил с величайшим презрением свергнутого короля Луи-Филиппа (Луи-Филипп, последний король Франции и Все потеряно, кроме кассы) или когда ему пришлось весной и летом 1848 г. представлять в полных шутливой иронии рисунках (очень малокарикатурных) растерянных национальных гвардейцев или напуганных буржуа-обывателей, шипящих на новые порядки. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860). На революционные годы или, точнее, на годы Второй республики (1848-1851) приходится один из высших подъемов творчества Домье. После июньского восстания 1848 года этой романтике пришел конец.
Иллюзии о возможности мирно добиться демократических реформ общественного порядка были с необыкновенной быстротой развеяны без остатка и революционное напряжение в стране достигло еще большей остроты, чем то было в июле 1830 г. Рабочие восстания были подавлены правительством Июльской монархии с величайшей жестокостью. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. Для Домье так же не могло быть никаких колебаний и сомнений.
Острая карикатура на короля Луи Филиппа «Гаргантюа» (1831), повлекшая за собой 6 месяцев тюрьмы и штраф, принесла Домье широкую известность. И хотя для них обоих одно оставалось неизменным – жгучая, глубочайшая и отрицающая даже малейшую тень компромисса ненависть к буржуазии и ко всему, ею порожденному, - все же время это было для них обоих долгой и тяжкой переправой через пороги, буруны и стремнины, не располагающей к мирной и спокойной созерцательности.
Данные клетки на уровне зала соответствуют единообразным фигурам заседателей. Никакой материальной обеспеченности у родителей Домье не было и ему пришлось с 12 лет зарабатывать на хлеб, служа рассыльным у судебного исполнителя (что дало ему богатый, хотя и весьма мало приятный жизненный опыт), а затем, уже с 14 или 15 лет, работая продавцом в книжной лавке у Делоне или рисовальщиком и шлифовальщиком камней для предпринимателей-литографов Беллиара и Рикура. Современники (О. – спросил Домье.
Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, к примеру, Мир проглатывает шпагу. Под рисунком подпись: Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки. По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме.
Нелепый, неестественный мир, в котором живут действующие лица литографий серии Добрые буржуа (да, впрочем и других, близких к ней по своему существу, серий – как Прекрасные дни жизни, Пасторали и др. ), во всем противоречит естественной природе человека и не только той идеальной природе, о которой думали и мечтали Жан-Жак Руссо или утопические социалисты, но и гораздо более конкретной и реальной, какую Домье видел и в Бланки и его Обществе времен года и в обитателях небуржуазных кварталов Парижа от Монмартра до Сент-Антуанского предместья и в самом себе и своих друзьях писателях и художниках. Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен.
., приветствуя пышный смотр в Булонском лесу приверженцев будущего Наполеона III. В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849 года, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850 год, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале). Всеми способами он издевается над Тьером, вплоть до представления его в виде кокетливого голого амура, поворачивающего свой зад к зрителям или над доктором Вероном, редактором и издателем реакционной газеты Constitutionel – его увенчанная ночным колпаком грузная, жирная туша обыгрывается Домье в самых смехотворных ситуациях особенно противен он и особенно хорош (с точки зрения мастерства карикатуры) в роли святого Себастьяна, проткнутого стрелами Шаривари.
е. несколько серий зараз и вперемешку), еще более резко усилилась чисто физиологическая экспрессия, переходящая слишком часто в ничем не оправданную уродливую деформацию человеческого лица и тела, в чрезмерно подчеркнутое комическое столкновение гротескных или преувеличенно натуралистических деталей. 6. Была ли Республика Домье его первой живописной работой. Правительство Июльской монархии тогда еще побаивалось слишком круто расправляться со своими врагами и тюремный режим не был очень уж тяжелым: сидевшие в этой Сент-Пелажи в большом числе карлисты и республиканцы собирались на тюремном дворе под своими знаменами и пели Марсельезу и Са ira или соответствующие бурбонские песни, принимали посетителей, даже издавали собственную газету.
Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. Таковы, к примеру, картины "Перед купанием" (около 1852), "Любопытствующие у витрины" (около 1860). Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета ("Выход из школы", около 1853–1855 один из вариантов "Вагона третьего класса", около 1862). А. С. Пушкина в Москве и изображающую Камилла Демулена, призывающего народ к восстанию.
Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 году после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами. В 1833-1835 гг.
Изобразительным искусством стал увлекаться с раннего детства. Вероятно, он чувствовал себя, как лев, которому вырвали все зубы и остригли когти. Сухой, однообразный рисунок литографий 1836-1843 гг. Опыт Домье некоторое время был целиком поглощен накоплением политической зоркости и чисто сюжетной изобретательности. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862).
Столь диаметрально противоположная оценка одних и тех же этапов развития искусства Домье – дело слишком серьезное, чтобы ограничиться простой констатацией возможности всяких субъективных способов определения и анализа деятельности художника. Особняком по своему сюжетному содержанию среди литографий 1839-1843 гг. Калитина.
Однажды он вернулся с прогулки в возбуждении, сказав, что встретил юношу в блузе, которые носят художники по фарфору. Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. Именно вот таким образом социально-битовая карикатура занимает в творчестве художника ведущее место. Литографии 1844-1847 гг.
Но образы карикатур Домье 1833-1835 гг. На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста проходимца, спекулянта умирающего и вновь воскресающего (серия Карикатюрана, 1836–1838). Листы Домье трагично выразительны.
Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848, музей Орсе, Париж). Он сразу лишился возможности безудержно фантазировать изобретать необыкновенные метафорические и аллегорические образы, дерзко сопоставлять реальность и воображение, не говоря уже о самом смысле сатирического обличения и о пафосе революционной борьбы.
символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Самые сильные листы конца 1834 и начала 1835 г. посвящены французским революционерам. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. 7. Напротив, Шарль Бодлер сражался на июньских баррикадах на стороне рабочих.
В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846). 4. Калитина приводит в своей книге такой эпизод: Однажды произошел такой случай, свидетельствующий об удивительной скромности и непрактичности художника. Вспыхнувшее в июне 1848 г. мощное рабочее восстание было жестоко разгромлено войсками республиканского правительства под командованием генерала Кавеньяка (этого человека не нужно путать с умершим к тому времени благородным революционером, с которым Домье сидел вместе в свое время в тюрьме Сент-Пелажи). или, еще более, Вам предоставляется слово, объяснитесь.
Любопытно, что в этой великолепной нервной и злой литографии, в толпе явных уголовников, окружающих Ратапуаля, появляется лицо человека с безумными глазами, дико орущим ртом, прядью прямых волос, падающей на глаза и обвисшими усами, если даже и не послужившее непосредственным прототипом для бесчисленных, делавшихся художниками разных стран изображений Гитлера, то чрезвычайно родственное им по всему своему духу.
Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Такова литография Законодательное чрево (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину».
Домье изобразил рядовой эпизод этого подавления восстания – семью, застигнутую и убитую ночью в своем доме, ничего больше, без всяких драматических жестов, без разъясняющих деталей, без ненужной, недопустимой здесь сентиментальности – и без всякой пощады виновникам этой трагедии. Предательство этого болота не было для него неожиданностью. Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-1864 годы, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-1863 годы, музей Орсе и другие) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). Но это определило его политическую позицию окончательно и необратимо, а главное – он мог познакомиться с сидевшими там вместе с ним настоящими революционерами – с Бланки, Барбесом, Кавеньяком.
Работы Домье (а он был не только талантливым живописцем, но и графиком-карикатуристом и скульптором) – это полотна, запечатлевшие эпоху. Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари». Впрочем, его живопись шла своими и очень сложными путями. Он был художником-барбизонцем и одно время был очень знаменит. Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку.
Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Не случайно похождения Робера Макэра изображенные Домье, так понравились совсем тогда еще молодому Теккерею, который и сам делал в то время нечто похожее: ему было еще далеко добираться до собственного Пенденниса или Ярмарки тщеславия и, например, его ранние Записки Барри Линдона (или, вернее, Счастье Барри Линдона) при всей их благородной обличительной резкости читать, по правде сказать, так же противно, как и смотреть на листы Карикатураны. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет. А вы. Но как и тогда, скульптура стала для него источником целого ряда первоклассных литографий.
Параллели эти при знании того, что следующую работу на эту тему Домье назвал «Законодательное чрево», можно связать с фигурой непомерно толстого клоуна, раздутого именно в области «чрева», плоть его доминирует. Есть определенное сходство у персонажа клоуна и частного персонажа карикатур Домье – Луи-Филиппа (например: «Гаргантюа»), Это подчеркнуто не только сходством черт и толстой фигурой, но и тем, что этот персонаж здесь представлен своего рода хозяином этого шоу, управляющим, смеющимся злорадно, выявляя суть происходящего, как бы издеваясь над теми, кто искренне верит в справедливость власти и тех законов, которые она производит.
к однообразной и поверхностной развлекательности. Его работы, сначала открытая сатира на политических деятелей, затем карикатурные изображения французских типажей и, наконец, сатирический комментарий французской жизни (серии Croquis Parisiens (Парижские наброски) и Les Plaisirs de la champagne (Наслаждение шампанским), показывают, как меняется отношение художника к объекту его творчества и само творчество меняется со временем.
Литографии Домье наполняются отныне неистовой ожесточенностью. Домье обрадовался. Одной из вершин творчества Домье (да и всего искусства XIX в. ) стала большая литография Улица Транснонен 14 апреля 1834 г., также изданная Ежемесячной литографической ассоциацией. Общий итог этого периода художественной биографии Домье не становится от этого меньше. Сын стекольщика, перебравшегося с семьёй в Париж в 1814 года.
Создал порядка 4000 литографий и ещё порядка 900 иллюстраций карандашом. Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном.
Словно в противоположность геометрии и статике Законодательного чрева изданный той же Ассоциацией в марте 1834 г, большой лист, названный Не суйтесь (Ne vous у frottez pas. ), оказался пронизанным вольной и свободной динамикой. Персонажи этой литографии ничем не похожи на разбойников, это самые обыкновенные, стандартные обыватели и тем смешнее их страх, что он заключает в себе не только боязнь за свою шкуру, но и страх обмана, одной из всем уже тогда, очевидно известных движущих пружин буржуазного общества.
Разгром июньского восстания резко переломил настроение Домье. Н. Н. Первым листом, в котором все эти новые качества развернулись (и причем вдруг, сразу. ) с удивительным блеском, был не входящий ни в какую серию лист 1844 г. Между одиннадцатью часами и полночью. Таким образом достигается эффект скульптурности масс.
Не знаю. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы.
Домье опирался, конечно, на собственный опыт 1832 г., хотя далеко превзошел в образной и выразительной силе свои тогдашние маленькие скульптурные портреты. В 1830 первые литографии Домье привлекли внимание Шарля Филипона издателя либерального политического журнала «Карикатюр». он впервые обратился к ним не как робкий ученик, а как равный им большой мастер.
В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Домье не любил многие новшества.
Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. Заставка к очерку Провинциальный буржуа в этом последнем издании, со своим восхитительным просторным и вольным, поистине констеблевским пейзажем, на который любуется сидящая на холме первого плана пожилая чета, - это подлинная программа следующего периода графики Домье, со всеми важнейшими новшествами этого периода.
Художника скоро узнали по манере рисования (он делал наброски углем). (к 1822 относится первая литография – «Воскресенье»). Домье, вероятно, о ней ничего и не знал, а внешней политикой правительства Второй империи совершенно не интересовался и пленяться ею никак не мог., 1840) или где большую роль играет реально и тонко переданный пейзаж (Зрение, 1839 или Снег идет того же года). Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Домье.
ДОМЬЕ (Daumier) Оноре (Оноре Викторьен) (26. 2. 1808, Марсель – 10. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник, скульптор. — Терпение — добродетель ослов, — отрезал Домье. Рука Домье овладела поистине виртуозной стремительной точностью и экономностью выражения.
Нужно сказать также, что постоянное присутствие в литографиях 1844-1847 гг. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. Тогда Диаз схватил поленце и разогнал мерзавцев, а после обратил внимание на то, что юноша неплохо рисует. В Салоне 1831 г. он видел Свободу, ведущую народ Делакруа, которая была демонстративно приобретена игравшим тогда в либерализм правительством Июльской монархии, а когда начались рабочие волнения и восстания – поспешно убрана в запасник Лувра.
Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. Всю жизнь художник терпел лишения. В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860 года, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы Национальная галерея, Прага). У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н.
Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Свою волнующую силу она сохранила навсегда. Домье видел и знал не меньше и умел с величайшей прозорливостью видеть очень далеко. Действительно, только Домье и было заботы, как веселить царствующего монарха Франции. В схематических и наивно догматических книгах об искусстве XIX в. (например, у Мутера) эта серия была абсолютно фантастически расценена как прямой выпад против классицизма Давида и его школы: такой классицизм ко времени создания серии Древняя история представлял собою в полном смысле слова плюсквамперфектум и воевать с ним не было никакой надобности. Домье не любил многие новшества. Тогда Анатоль сказал, что у него нет фрака и Оноре с радостью отдал ему свой.
В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Современники (О.
Тогда по Парижу и расползлись слухи, что Оноре Домье – алкоголик. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину. Привратнику мастерской Домье Анатолю по-человечески нравился художник. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре.
В Пасторалях есть лист, где изображена смешная пожилая буржуазная чета, сидящая во ржи и плетущая венки из васильков, явно не подозревая, что представляет собой комическую пародию на пастушескую идиллию, - и все же Домье недвусмысленно заставляет ощутить жалость и сочувствие к этим нелепым горожанам, столь неуклюже (и вероятно, вполне чистосердечно. ) старающимся вернуться к природе и найти какое-то с ней согласие. Я постараюсь показать дальше, в чем здесь дело. Подлинная пропасть отделяет его работы 1832-1835 гг.
5. Следом за тем, с 1832 г., Домье стал работать и во втором журнале Филипона – Шаривари. Но я не думаю, чтобы даже Адемар сумел рассказать, что же именно веселое мог отыскать король Луи-Филипп в литографиях Домье, где король был выведен в виде китайского болванчика, в виде клоуна, задергивающего занавес над закончившейся комедией Палаты депутатов, в виде грабителя, хладнокровно отрезающего головы целому индюшатнику, в виде тюремного лекаря, констатирующего смерть политического заключенного, в виде груши (что стало широко распространенным прозвищем Луи-Филиппа в революционной печати), облаченной в королевскую мантию и прикрывающей ею целую толпу преступников, в виде отвратительного разбухшего толстяка, дрыхнущего на королевском троне из-под которого во все стороны торчат пушечные дула (литография Покой Франции, 1834) и т. д. Нет такого острейшего и грубейшего издевательства, которое Домье не позволил бы себе по адресу ненавистного всему французскому народу (за исключением банкиров и лавочников – по определению Маркса) и в полной мере заслужившего эту ненависть короля-буржуа Луи-Филиппа. В 1850 г. Домье дал на выставку картину Нимфы, преследуемые сатирами (Художественный музей в Монреале) и красивый большой подцвеченный гуашью рисунок Шествие Силена (ныне находящийся в музее в Калэ). – Не помню, кажется, его фамилия Ренуар.
Художники не стали менять вывеску, только немного её раскрасили и подправили. Сто листов, отведенных весьма разнообразным приключениям и перевоплощениям Робера Макэра, образовали к 1838 г. связную серию под названием Карикатурана, которая имела широкий успех и снова вывела имя Домье на яркий дневной свет, хотя сам он был невысокого мнения об этой своей работе. Первые откровенно политические карикатуры 1830-1831 гг.
Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. Оноре Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины.
Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851 года, музей Орсе). Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу.
Никакой тюремной идиллии 1832 г. не осталось и в помине.
– Радуйтесь. Фотографы ставили их напротив приглянувшегося объекта, открывали объектив и стояли с часами в руках, порой по несколько минут. В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы, Национальная галерея, Прага). Росла популярность выставок и критики формировали художественный вкус. Такие серии этих лет, как Супружеские нравы, День холостяка, Силуэты, Наброски выражения, Парижские типы, Парижские переживания и уж особенно Купальщики, - это своего рода обвинительный акт против человечества вообще, в котором нет снисхождения ни для кого – ни для богатых, ни для нищих, ни для стариков, ни для детей, ни для каких человеческих занятий и профессий. От случайных французских типов, повадок, костюмов (как аннонсировал эти литографии Шаривари в конце 1835 г. ) Домье перешел теперь к длинной серии похождений одного и того же героя – жулика и проходимца Робера Макэра, давно известного парижанам по театральной пьесе, ему посвященной и по блистательному исполнению этой роли знаменитым Леметром.
получили чрезвычайно широкое общественное и идейное – а через них и политическое – звучание. 2. Но эта вынужденная депрессия отразилась, по-видимому, лишь на его журнальной графике.
Домье не довольствуется первыми достижениями. Впрочем, это требует пояснений, так как не все писавшие о Домье, как я уже упоминал, разделяют мою точку зрения. Он – мечтатель. Из вереницы этих первых послереволюционных сатирических изображений не выделяется также и та, сделавшая имя Домье широко известным, - карикатура Гаргантюа (декабрь 1831 г. ), за которую в августе следующего года Домье был посажен в тюрьму Сент-Пелажи.
– Его любимый эффект – контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. С 1822 посещал мастерскую А. Ленуара и академию Сюиса изучал старых мастеров в Лувре. Домье может выдержать такие сравнения.
Курбе написал министру, что не желает принимать знаки отличия от правительства, связанного с монархическим строем. Я думаю, что на создание такой иронической и злой серии литографий, показывающих в самом глупом и смешном виде античных богов и героев, Домье был вдохновлен не Давидом (чьим достойным потомком был он сам), а только что законченным (в 1841 году. ) Полукружием Делароша в Школе изящных искусств с его нелепыми и чудовищно вульгарными фигурами голых девиц, олицетворяющих, пo замыслу художника изящные искусства и великих древнегреческих мастеров, с бесхитростным натурализмом списанных с безобразных, тупых и безнадежно прозаических натурщиков. Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838). Министр Гизо выбрасывает лозунг Обогащайтесь.
В этих сериях, печатавшихся в Шаривари нередко одновременно (т. Он даже прибирался у него бесплатно. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны.
– И как его зовут. Критиковать позволялось некоторые (не все, конечно) иностранные государства и правительства. В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале). В тот день, 14 апреля, армия (даже не полиция. ) Луи-Филиппа свирепо расправилась с обитателями рабочих кварталов Парижа, где находился центр восстания, не щадя ни стариков, ни детей в домах по улице Транснонен не осталось ни одной живой души.
Некоторые из этих художников отказались работать для прессы и стали иллюстрировать книги. В этих литографиях, полных сдержанной, точной, безотказной экспрессии, понятной каждому без всяких подписей и объяснений и где карикатура смело совмещена с суровой и строгой жизненной правдой, Домье окончательно сформулировал и отчеканил тот язык высокой и благородной сатиры, которому следовали потом и великие художники, обращавшиеся к критике буржуазного общества, - Манэ или Дега, Тулуз-Лотрек или Руо, - и выдающиеся рисовальщики разных стран, до американских художников Клуба Джона Рида (таких, как Роберт Майнор или Фил Бард) включительно.
Вы свободны. Зачем еще кому-то об этом знать. какой-либо жанровой живописью, тем более со спокойной лирической настроенностью. приобрели необычайную живописную свободу и колористическую тонкость.
Н. Н. Таким образом достигается эффект скульптурности масс.
Домье знал Капричос и Бедствия войны Гойи, а может быть и его картины. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. Он сам был живым участником борьбы.
Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-64, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-63, музей Орсе и др. ) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). Художнику нравилось с ним болтать, но он хотел отплатить за доброту чем-то еще. Домье-художника отличает прежде всего уверенность.
Чрево – это также понятие, раскрывающее суть внутреннего устройства, нутро законодательной власти. Ведь даже о кузнецах Гойи можно было еще думать как о художественном воплощении деревенской жизни, - не говоря уж о шлюзовщиках или возчиках щебня Джона Констебля, а в первом городском (в полном смысле слова) пейзаже – в Печи для обжигания извести Жерико – не было людей.
Домье еще никак не выглядит в этих литографиях особенно и необычно одаренным художником.
Всю ненависть, накопленную еще, вероятно, в далекую эпоху пребывания в рассыльных у судебного исполнителя и уж, бесспорно, со времен заключения в Сент-Пелажи и гневных карикатур на министра юстиции Персиля и судей контрреволюционного трибунала 1835 г., Домье вложил в эти безжалостные, холодно бесстрастные по внешности, но в то же время проникнутые глубочайшим негодованием изображения парижских судей, прокуроров и адвокатов. В эти годы он еще дважды выставлял свои работы в Салоне: в 1849 г. там появилась большая картина Мельник, мальчик и осел, написанная на сюжет басни Лафонтена (ныне в Музее Глазго), представляющая трех, крупно данных на первом плане, смеющихся крестьянских девушек, а вдали – мелкие фигуры героев этой басни, смущенных насмешками. Все здесь крепко, просто, значительно. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции.
Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Физиологии», 1841-42 «Служители правосудия», 1845-49 «Добрые буржуа», 1846-49 и др. ). Сострадая простым людям, он разоблачал пресытившееся буржуазно-дворянское общество. и, наконец, полным именем и фамилией. Это литографии Действительно, стоило труда убивать нас.
Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии.
Домье не довольствуется первыми достижениями. В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет.
«Человеческая комедия» Бальзака, состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции изображающей французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848). Но и не все друзья Домье вели себя одинаково в этот час испытания. стоит серия Древняя история (1842), отличающаяся от других прежде всего своим откровенно пародийным характером. Яворская. Большая фигура рабочего-печатника, стоящего на защите свободы печати (что прямо указано надписью у него под ногами), всем своим непринужденно естественным обликом и в то же время крепкой, убежденной силой ведет свое происхождение от Кузнецов Гойи или от героев картин Жерико.
Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье. Цензура не обратила своего внимания на это весьма сомнительное, с точки зрения общественных верхов Второй империи изображение, обманутая безобидным названием серии, в которую был включен этот лист (Современные художники), так же как и явным портретным сходством с Моннье. В этом плане Домье создал и другие серии: День холостяка (1839), Супружеские нравы (1839–1842), Пасторали (1845–1846), Лучшие дни жизни (1843–1846). Вся республиканская и оппозиционная печать была немедленно ликвидирована и Домье снова был отстранен от всякой политической графики и от участия на выставках Салона, - абсолютно так же, как снова была убрана с глаз долой в запасник Свобода, ведущая народ Делакруа, водворенная было на почетное место в залах Лувра в феврале 1848 г. Журналу Шаривари было опять разрешено заниматься только развлекательными картинками на самые безобидные сюжеты. Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса».
Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. А ведь только это и было разрешено с трудом уцелевшему в разгроме 1835 г. журналу Шаривари, который надолго стал почти единственным прибежищем Домье. Когда Домье было 8 лет, отец переселился в Париж, надеясь на литературный успех.
Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. В своих литографиях (а у него их около 4 тыс. ) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов их продажность и жестокость. Его адвокаты и судьи (чей облик он изображает с особенным блеском и эффектностью благодаря их длинным черным мантиям) – это самые нормальные деловые люди, в которых нет ничего демонического и такие же стяжатели, как и разные другие представители среднего класса (по выражению Голсуорси), другие добрые буржуа, по определению самого Домье. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства.
Я не вижу необходимости связывать эти работы (за исключением превосходного Портрета мятежника) непременно с 1848 годом. Работая в технике литографии (реже ксилографии), Домье великолепно использует её живописные возможности, передавая тончайшие переходы от бархатисто-чёрного к серебристо-серому, воссоздаёт световоздушную среду и освещение.
Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен.
Выявляя и подчеркивая физическое уродство и моральное убожество этих людей, художник создает портретытипы заостренная индивидуальная характеристика перерастает в них в социальное обобщение, в беспощадное обличение злобной тупости сил реакции. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851, музей Орсе). В этом – хотя бы только лишь сюжетном – проникновении в некоторые существенные особенности буржуазной цивилизации XIX в. был, несомненно, заключен важный смысл – первый шаг к постижению природы буржуазного отношения к миру, к чему Домье пришел позже. Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объёмны, пластичны.
Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). Над каждой своей работой мастер трудился, как над произведением искусства. Я считаю, нужно ему помочь.
Она представляет собой своеобразную социальную эпопею жизни французского общества. Герман. Процветал роман, как литературная форма, наиболее способствующая экспериментам.
Монументальная сила и благородная тонкость Республики Домье поражают воображение сейчас несомненно глубже и больше, чем они могли это делать тогда, в 1848 г. И хотя в бурных событиях того времени из конкурса ничего не вышло, картина Домье осталась не только свидетельством гениального дара Домье и прекрасным памятником революционной эпохе, но и одной из самых лучших и сильных картин (и не только французского искусства) из тех, что ныне Хранятся в Лувре.
Творчество наследие художника включает в себя около 4000 литографий, более 900 гравюр, свыше 700 живописных произведений (масло, акварель) и рисунков, более 60 скульптур. Литографии 1852-1855 гг. Таков, к примеру, лист Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке (из серии Салон 1857 года). Оба отказались.
классицизма (Серии Lhistoire Ancienne (Древняя история), Physionomies tragiques (Трагические лица). В литографии Империя – мир изображено поле с крестами и надгробными памятниками. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846).
Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией. Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. и Свободы, ведущей народ Делакруа и даже Умирающего Марата Давида. По сравнению с мрачным и пессимистическим историческим фатализмом Битвы при Тайбуре или Крестоносцев Делакруа (возникших на рубеже 1830-х и 1840-х годов) Камилл Демулен, призывающий народ к восстанию явился новым и очень важным шагом в развитии исторической живописи XIX в. Но сам Домье не воспользовался непосредственно и прямо этим своим собственным открытием. Нужно сказать, что даже у Домье не так часто можно сыскать такой сверкающе виртуозный рисунок, как тот, которым с помощью нескольких легких, быстрых штрихов соткано лицо этой старушки, владелицы злосчастного пуделя. Известно ведь, что уже в эти годы им была написана одна (неизвестно которая) из его картин на сюжет, взятый из Дон Кихота.
Все свои силы он собрал теперь для борьбы против взявшей верх реакции. Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 год «Олимпийские боги», 1841 год «Физиологии», 1841-1842 годы «Служители правосудия», 1845-1849 годы «Добрые буржуа», 1846-1849 годы и другие). Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. Быть может, буржуазная природа политической реакции времен Июльской монархии впервые для Домье стала ясной тогда, когда он сделал упоминавшийся мною хороший лист 1840 г. Ну, вот Вы и капитан Национальной гвардии.
Злободневные события, современные политические деятели оживают в его литографиях (всего – около 4 тысяч), поражающих глубиной социальных оценок, гражданским бесстрашием: «Маски» (1831), «Опустите занавес, фарс окончен» (карикатура на Луи Филиппа), «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», «Свобода печати», «Законодательное чрево» (все – 1834). Он более не опасен.
Вскоре после этого два художника столкнулись на улице. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Свою лучшую литографию "Законодательное чрево" Оноре Домье создает в 1834 году. Он рисовал, а вокруг него крутились какие-то наглецы и издевались над ним.
Он умел разглядеть в этом мире народа, жизнь которого протекает в полутьме, если не во тьме, все живое, думающее, человечное, а, следовательно и великое для нас, прочих людей. – удивился Домье, – я сделал то, что должен был сделать. Скорее всего, Домье не занимался в 1852-1855 гг. Они дали Домье материал для нескольких самых совершенных сатирических творений.
Несмотря на естественное преобладание в графике Домье 1848-1851 гг. Можно было раздуть целую бурю из этого.
– Терпение – добродетель ослов, – отрезал Домье. В проведении закона против свободной и оппозиционной печати очень большую роль сыграл страх перед литографиями Домье. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника. При этом в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу.
– Зачем. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. После этого Курбе однажды огорченно заметил: – Ничего из Домье не выйдет. Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника.
Мятая, рваная, угловатая экспрессия этой зловещей фигуры (отлитой Домье из гипса, а в XX в. переведенной в бронзу) не сравнима буквально ни с чем в мировой скульптуре: только Паоло Трубецкой в своем Александре III использовал по-своему некоторые приемы уникальной в своем роде скульптурной карикатуры. Всю жизнь художник терпел лишения. Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего. 3. В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами. Домье родился в Марселе, в семье стекольщика. Литографии 1844-1847 гг. Подпись под этим рисунком, гласящая: Никогда моя дочь не будет женой какого-то писаки.
в подавляющем большинстве не представляют интереса ни с какой точки зрения. Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 году он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848 год, музей Орсе, Париж). После Июльской революции 1830, когда в условиях относительной свободы слова во Франции начался расцвет политической сатиры, Домье начал сотрудничать с журналом «La Caricature» и «Le Charivari».