Щедрин любил писать пейзажи в условиях рассеянного света. Исчезает тёплый, "музейный" тон, больше чувствуются непосредственные впечатления натуры, свободные (или почти свободные) от влияния живописи старых мастеров. Неаполитанское королевство.
Щедрин обладал высокой степенью живописного мастерства. и 4 доп. За пять лет напряженной работы мастер создал множество видов Неаполя и расположенных неподалеку (на побережье и островах) поселений известных еще с античных времен: Сорренто, Амальфи, Вико, Капри.
Здесь Щедрин написал несколько своих знаменитых холстов. Ведь классический пейзаж строился по трем перспективным планам. Вот таким образом, когда Сильвестр Щедрин переезжал из Рима в Неаполь (а на протяжении своей жизни в Италии он делал это неоднократно), он фактически переселялся из одного государства в другое. Рим было принято писать как город-музей, полный классических древностей.
Так, в результате наблюдений художника за природой и бытом простых итальянцев появилась серия «Гаваней в Сорренто», видов «На Капри» и т. п. Парусники бесшумно скользят по воде, по небу плывут легкие облака. «Терраса на берегу моря. Настоящая же слава пришла к нему все же в Италии. В то же время природа в его картинах всегда оживлена и согрета присутствием человека.
Щедрин, пожалуй, первым из русских художников предпочел изобразить не парадный «фасад» города, а одну из его окраин. Там он написал свои самые известные работы. Полевого В. М. Первые восемь месяцев своего пенсионерства он провел в Риме, затем переехал в Неаполь. В «Вечном городе» он пишет серию пейзажей под общим названием «Новый Рим.
Среди них была картина Тибр с мостом Святого Ангела, ныне именуемая Новый Рим, грот и терраса изображение большой гавани в Сорренто, Ночь в Неаполе. В картине усиливается острота колористических сочетаний. В Италии он работал с живописцами «школы Позиллипо». 1866, т. III, Н. П. Собко.
Но несмотря на это, никто не оказал на него какого-то заметного влияния, он всегда оставался самим собой. В первой половине XIX в. новое развитие получает жанр пейзажа. Щедрин поселился в Риме и приступил к работе над городскими пейзажами. Дома же, виднеющиеся вдали, написаны лишь для того, «чтобы обозначилась вся его необыкновенная величина».
Однажды во время плавания на корабле ему пришлось пережить сильную бурю. Необычайное великолепие сообщает всему солнечный свет. Для него местечко являлось уже не только «отечеством бессмертного Тасса», но и краем, прославленным художником, «коего картины служат до сего времени украшением русской школы».
Я должен написать что-нибудь дамское, то есть городской видик, где много человечков. Он еще ученик, но уже вполне самобытен. Столь же правдив и достоверен Щедрин в обозначении местоположения «террас» или «пергол». — М. : Терра, 2001. Еще в XVII веке художники редко подписывали свои картины (исключение – Симон Ушаков), не писали автопортреты и вообще их положение в обществе оставляло желать лучшего.
Удивительный по красоте пейзаж изображен, например, на его картине «Царицыно» (1800). Капуччини близ Сорренто» (1827) или «Терраса на берегу моря» (1828). Данный мотив художник сам называл Вид Сорренто с Тассовым домом.
Мир его картин не знает драм и конфликтов, он полон гармонии, солнца и света. Академия «трех знатнейших художеств»: живописи, архитектуры и скульптуры – была основана еще Елизаветой Петровной в 1757 году, а в 1763 году преобразована Екатериной II в Императорскую Академию художеств. Щедрину, передавшему часть из них в собрание Академии7.
Одна из картин (самого большого размера) украшает экспозицию музея. Через 11 лет Щедрин окончил академию, написав программную работу «Вид с Петровского острова в Петербурге», за которую получил Большую золотую медаль и право на заграничное пенсионерство. Живое, реальное, проникнутое романтическим лиризмом восприятие природы, которое сложилось в процессе работы над «Водопадами», получило свое развитие в сюите видов «Нового Рима», созданию которой Щедрин посвятил три года, с 1823 по 1825. Что же касается Неаполя, он был с XIII века столицей Неаполитанского королевства. С. 296., «Популярная художественная энциклопедия» Под ред. — 40 726 стр., Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи (под редакцией Е. В.
Это мальчик, который беседует с мужчиной в красном колпаке и мирно спящий оборванец. Художник много писал также в окрестностях Рима и среди этих работ выше всего ценил «Озеро Альбано». тт. Вероятно, благодаря этому вид Ривьеры ди Кьяйя во многом сродни жанровой картине.
Глядя на них, порой забываешь, что перед тобой живопись. Оказывается, что 1 мая 2007 года состоялась торжественная церемония по случаю завершения первого этапа реставрации надгробия Сильвестра Щедрина, а 2 мая 2007 года на Вилле Фиорентино в городе Сорренто (Италия) состоялось торжественное открытие выставки работ Сильвестра Щедрина из собрания Русского музея. Произведения Щедрина уже в XIX веке высоко ценились у русских коллекционеров. В настоящее время имеется пять вариантов этого сюжета: по одному – в ГРМ, в Алупкинском дворце-музее, в Приморской картинной галерее (Владивосток), два – в ГТГ.
Путешествуя по побережью, Щедрин чаще всего любил бывать в Сорренто. Название картины – «Новый Рим» – характерно для художника-романтика, наблюдающего, как течёт повседневная жизнь городской бедноты, естественная и живописная. По словам одного из современников, «художник должен был повторить этот вид восемь раз. Шутка ли – в дореволюционном Русском музее не было ни одной картины художника. Значение Академии для развития русского изобразительного искусства огромно.
Среди лучших работ этой серии выделяется картина «Новый Рим. Они стремятся доказать своим творчеством, что действительно прекрасное заключается в естественной объективно существующей природе, что «облагораживания» классицизма только портят представление о ней и приводят к появлению штампованных пейзажей однообразной «красивости». Произведения были отправлены брату живописца А. Ф.
Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М. : Издательство «Искусство», 1962. Художник глубоко почувствовал особенности пейзажа Сорренто. Общий тон пейзажа, холодный, чуть серебристый, передает ослепительный блеск южного солнца, дымку влажного воздуха, в которую погружены скалы и морские дали. Но главной его темой была природа. Работая в летнее время за городом, он написал пейзаж Озеро Альбано в окрестностях Рима (1825). И все же конец 1820-х годов стал для Щедрина временем выдающихся живописных достижений.
Впоследствии прах Щедрина перенесли в усыпальницу на городском кладбище Сорренто. В дальнейшем его творчество приобретает все большую простоту и непосредственность в выборе сюжетов и в передаче природы и городских видов. Третьяковым, под названием «Водопад в Тиволи».
М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Но Сильвестр Феодосиевич не испытывал особенной любви к видам городской архитектуры. Художник трактует городской пейзаж как парковый, делая акцент на его декоративности. Только классические сюжеты и возвышенные чувства считались достойным объектом искусства. На дальнем плане открывается вид на море. I. С. -Пб. Она имела успех и породила впоследствии массу подражаний.
В нем меньше декоративности. По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс, UABBestiary, 2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия Мастера мировой живописиСПб, ОООСЗКЭО, 2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал Русская живопись от А до Я, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. В ней, как и в других изображениях подобного рода, Щедрин сочетает «интерьерное» пространство самой террасы на первом плане и бескрайние морские дали в глубине. А. Н. Радищева).
Не менее важным было соприкосновение Щедрина с народной жизнью, пробудившее в нем задатки жанриста и поставившее перед ним проблему органического взаимодействия человека с природой. Отдельно стоит упомянуть о Музее деревяннойинтарсиис богатой коллекцией старинных предметов мебели, обоев, фресок и картин. Интарсия (создание настоящих картин из дерева и по дереву, ручная работа) вообще является гордостьюСорренто, ей украшены многочисленные предметы мебели и интерьеры. Следующий пейзаж – «Вид с Петровского острова на Тучков мост», написанный в 1815 г., свидетельствует о стремлении Щедрина преодолеть эту систему.
И только потом замечаем забившуюся в тень от тяжелой полуденной жары жизнь. До 1871 года Рим был столицей Церковного государства, монархом которого был папа римский. У живописи много жанров.
В марте 1823 картина была отослана в Петербург, по прибытии представлена" Александру I и помещена в ИЭ в зале русских художников. Привычный образ Вечного города оказался созвучным новой, романтической эпохе. «.
Постепенно краски на полотнах Щедрина становятся более светлыми. Начиная с 1825 г. все летние месяцы Щедрин стал проводить в Неаполе, на Капри и в Сорренто.
Но эти работы Щедрина все еще являются традиционными пейзажами. Замок святого Ангела», написанная в двух вариантах (1824 и 1825 гг. ), произвела на современников огромное впечатление. Ранним работам художника, относящимся к итальянскому периоду, еще не достает мастерства. Но работать практически не мог.
Очевидно, художник каждый раз писал вид с натуры в различное время дня. Заходит невидимое солнце. Необычайное великолепие сообщает всему солнечный свет.
Еще одним излюбленным мотивом пейзажей Щедрина является терраса. В одном из писем к родителям (от 1824 г. ) художник сообщает, что сейчас он пишет итальянских крестьян среди пейзажа. Намного ближе для него было стремление писать «чистую» природу. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер.
Щедрин многого ожидал от Вечного города. В Риме Щедриным был написан вид Колизея, помещенный по повелению императора Александра I в галерее русских художников в Эрмитаже («Колизей в Риме», Государственный Русский музей). Композиция картины включает в себя не только древнеримский амфитеатр и арку Константина, но и другие античные руины, а также виднеющиеся вдали постройки современного города. СПб. : Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год.
В своих пейзажах Щедрин потрадиции изображал прославленные античные памятники и исторические места, как, например, в картине «Вид Колизея», написанной в 1822 году. Вечер, конец 1820-х Лунная ночь в Неаполе, 1828-29 и др. ). Сорренто – особенное место для Сильвестра Щедрина. Освещенная солнцем морская поверхность вдали кажется жемчужно-голубой. Оленин, обращаясь к вице-канцлеру К. В.
Их немного – всего три. С. Ф. Сильвестр Щедрин родился в Петербурге, в художественной семье. Савинов А. Н. Н. Ласково плещутся волны у прибрежных камней. Эта картина по праву считается одной из жемчужин коллекции.
Конкретность наблюдений проступает за традиционной классической схемой в деталях картины. Цветков, И. С. Спрос на них был не менее велик, чем на изображения природы. Из писем и донесений Щедрина в Императорскую Академию Художеств явствует, что большой Вид Колизея" был им начат в январе и окончен к декабрю 1822 года. Щедрин познал рассвет своего творчества и признания. Такие произведения, как «Малая гавань в Сорренто», «Вид Сорренто близ Неаполя», «Большая гавань на острове Капри», написанные в 1826 и 1827 гг. и др., в первую очередь, конечно же, являются пейзажами.
Остроухов, Н. Д. Горожане занимаются своими повседневными делами. В спасительной тени густых деревьев от палящего полуденного зноя спрятались люди. Фиеста. Эта страна полностью изменила его как художника. Писались такие полотна, как правило, с одной целью — служить «стандартным», по тогдашней моде, элементом украшения интерьеров дворцов и особняков.
творчество Щедрина достигло своего расцвета. Правда, выехать в этот солнечный край он смог лишь в 1818 году. Его искусство оказало влияние на формирование неаполитанской школы Позилиппо.
Среди работ художника было немало видов в окрестностях Рима. Сначала его пейзажи по классицистической традиции изображали прославленные античные памятники и исторические места, как, например, «Вид Колизея» (1822).
Предметом своей большой отчетной картины он решил сделать Колизей. Непосредственных учеников и прямых продолжателей у Щедрина не было. Здесь он работал каждое лето начиная с 1825 года.
Художник писал разные набережные Неаполя: знаменитую Санта Лючию, Мерджеллину. Композиция «Сорренто близ Неаполя» строится на контрасте высокого скалистого берега, с одной стороны и глади воды и простора неба – с другой. Там были написаны картины «Неаполь.
Часто задают вопрос: почему Сильвестр Щедрин так и не вернулся на родину. Первое время в работах художника преобладало влияние академизма. Один из видов художник повторил восемь раз изменяя воздух и тон картины. Здесь молодой художник познакомился с творчеством великих мастеров. Его работы с нетерпением ожидали русские заказчики. В окрестностях Петровского острова он много работал на натуре.
Николаева) ОЛМА Медиа Групп, Москва 2011 г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А. А. Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. Такой видел Щедрин благословенную природу Италии. Вдали, за тёмной скалой виден Амальфи. В результате полотна мастера оказались распылены по многочисленным частным собраниям.
У скал оно светло-коричневое, а там, где на него падает тень, – зеленое. Как и остальные виды, художник писал их с натуры. Замок Святого Ангела (1823).
В собрании ГТГ находятся несколько пейзажей с видами Малой гавани в Сорренто. Меняется отношение к ней передовых художников. Будущий пейзажист появился на свет в семье профессора ИАХ, скульптора Феодосия Федоровича Щедрина. Щедрин умер осенью 1830 года в Сорренто. Щедрин умер, не достигнув возраста и сорока лет.
В Неаполе и особенно в Сорренто расцвели все качества щедринского дарования.
Его пенсионерство кончилось в 1823 году, но на родину Сильвестр Щедрин так и не выехал. Гораздо более важным событием в жизни Сильвестра Щедрина стала стажировка в Италии. Но самой главной причиной, видимо, было то, что он просто не мог разлучиться с Италией.
Недолгая жизнь Сильвестра Щедрина пришлась на то счастливое для русского искусства время, которое мы называем «пушкинской порой» — время, отмеченное благородным «высоким стремлением» к правде и красоте. Прожив недолгую но насыщенную творчеством жизнь, Щедрин так и не смог вернуться в Россию.
Выработал свой собственный тип пейзажа. Могила Сильвестра Щедрина» (1924). Замок Святого Ангела». Иванова. В 1818 г. в числе других пенсионеров Сильвестр Феодосиевич отправился в Германию. На первом плане этюда художник изобразил Колизей с его разрушенной стороны.
Именно по этим канонам Сильвестр Щедрин пишет свои первые итальянские пейзажи. Картина «Новый Рим.
Картина «Новый Рим. Первым русским мастером пейзажа, тяготеющего к реалистической передаче природного мотива был Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830). Мягкий рассеянный свет заливает картину, сквозь ветви деревьев на песчаную дорожку падают солнечные блики, вода блестит серебром на солнце и прозрачная воздушная пелена окутывает ближние и дальние предметы. Словарь русскихъ художниковъ, Т. III, вып. Санта Лючия», «Вид Сорренто близ Неаполя», «Рыбаки у берега», «Большая гавань в Сорренто», «Малая гавань в Сорренто» (последние два в нескольких вариантах), «На острове Капри» и др.
После объединения Италии в 1871 году Рим и Неаполь оказались в одном государстве. Мотивы ночных пейзажей найдут свое развитие в полотнах И. Айвазовского, а затем А. Куинджи. В настоящее время известно восемь вариантов исполненных Щедриным в 1823 – 1825 годах. Насколько можно судить по его письмам, это не было граничит с политикой.
По важности среди всех живописных жанров пейзаж занимал лишь предпоследнее место. Свет и цвет играют основную роль в изображениях знаменитых «террас», наиболее полно воплощающих творческое кредо Щедрина, стремившегося связать воедино естественность натуры и возвышенность художественного идеала. Почти жанровый характер имеют варианты «Террас», увитых виноградными листьями, прозрачные края которых пронизаны горячим солнцем. С величайшим мастерством Щедрин передает изменение цвета моря в зависимости от освещения. Гатчина.
Художник повторял его неоднократно на протяжении нескольких лет, поскольку «произведение сие так понравилось в Риме, что многие желали иметь его» 14. Юный Сильвестр Щедрин прекрасно прошел курс Академии художеств (1800—1811), которую окончил с большой золотой медалью и правом пенсионерской поездки в Италию. Прекрасным мастером архитектурного пейзажа был Федор Яковлевич Алексеев (около 1755–1824). При этом композиция ландшафта построена согласно академическим канонам XVIII века, блестяще усвоенным Щедриным в период учебы в ИАХ. Сам Щедрин для желающих ее приобрести сделал 8 (или даже 10) вариантов – не повторяясь буквально, а варьируя время суток, детали, угол и точку зрения. Третьяковым. Прямо на полу дремлет старик.
Популярным местом отдыхаСоррентостал еще вXIXвеке. Для Сильвестра Щедрина таким местом был Сорренто. Над проблемой колорита Щедрин работал с огромным упорством. Используя такой колорит, Щедрин с удивительной точностью передает естественные краски итальянской природы в картине «Храм Сераписа в Поццуоли», написанной мастером около 1828 г. Много занимательного в жизни неаполитанцев художник подмечал, глядя в окно, не выходя из своего дома.
Третьяковым. По-моему бы, лучше я бы ей отпустил море, скалы, утесы и прочее – но быть по сему. » Щедрин старался найти мотивы для своих картин в тех местах, куда, как он сам говорил, не ступала «ни одна ландшафтная нога». На протяжении всей своей творческой деятельности Сильвестр Феодосиевич уделял пристальное внимание художественным возможностям изображения предметов в зависимости от степени их освещения. Сорренто (итал. Здесь все соразмерно человеку, согласно с ритмом его жизни. По его мнению, продажа картин в Неаполе могла бы стать «большою потерею для России».
Ангела» (1824) произвела на современников огромное впечатление. Эту страну художник воспринимал как счастливый край земли, полный красоты, покоя и тепла. — Т. 1. В картине «Грот Матроманио на острове Капри» (1827, ГТГ) художник мастерски передал контраст насыщенных теплых тонов внутренности грота с размытым высветленным колоритом дальнего плана. Третьяковым в 1868 году у петербургского коллекционера Д. Е.
Основное внимание художник уделяет изображению вида. Бесспорно, что его пейзажи послужили живым образцом и для Айвазовского, который, по собственному признанию, больше, чем у своих непосредственных учителей, учился на живописи Щедрина. Окрестности Петербурга. «Терраса на берегу моря» оживлена фигурами людей. Щедрин своими картинами завоевал популярность не только на родине – итальянцы не остались равнодушными к его таланту, присвоив ему звание почетного члена Неаполитанской Академии художеств. Сильвестр Щедрин, как и другие выдающиеся представители пейзажного жанра (Семен Федорович Щедрин, Федор Михайлович Матвеев, Федор Яковлевич Алексеев, Михаил Иванович Лебедев) неизменно тяготел к типично русскому лирико-поэтическому истолкованию пейзажного образа. Кто знает, как далеко пошел бы этот одаренный художник, если бы судьба дала больше времени. Но силы слабели и работу приходилось прерывать на многие месяцы.
Всякий раз он изменял воздух и тон картины». У творческого наследия С. Щедрина непростая судьба. В целом, уже сама прогулка по городу принесет массу удовольствия. Приемы построения ландшафта-панорамы, усвоенные во время учебы, прослеживаются в работах, созданных в первые годы пребывания Щедрина в Италии. В 1544 в Сорренто родился знаменитый итальянский поэт XVI в. Торквато Тассо.
Прекрасен и другой пейзаж с тем же мотивом – «Терраса на берегу моря». Это сооружение он называл «перголатой», что в переводе с итальянского означает «навес из вьющихся растений». Замок Святого Ангела известный также под именем «Мавзолей Адриана», был построен в середине II века по приказу римского императора Адриана в качестве мавзолея для него и членов его семьи. Алексеева (1806–1811).
Президент ИАХ А. Н. Бывал он и в Амальфи. После смерти художника друзья предприняли усилия, чтобы его картины оказались в России.
Усилия увенчались заслуженным успехом: выставленная в Эрмитаже картина получила высокую оценку критиков. В том же стиле была написана еще одна работа – «Вид Неаполя», датированная 1820 г. В этих произведениях, объединивших в себе элементы пейзажа и жанровой живописи, отразились впечатления автора от пестрой и многоликой жизни южного города, виды которого вызывали у него искреннее восхищение. Это было нелегкой задачей и по-настоящему справиться с лей мог только крупный мастер с ярким незаурядным талантом, каким и явился Сильвестр Щедрин.
Произведения Щедрина уже при его жизни стали предметом пристального внимания коллекционеров и любителей изящных искусств. Одной из последних работ пейзажиста, в которой он еще строго следует классицистическим канонам, является картина с символическим названием «Старый Рим» (1824), также приобретенная П. М. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб.
Неаполь оказал гораздо более сильное творческое воздействие на художника, чем Рим. Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791, Санкт-Петербург – 1830, Сорренто)Художник-пейзажист. Родился в Петербурге в семье скульптора Ф. Ф. Вступив в 1823 году на стезю «свободного художника», он был вынужден работать в основном по заказам, продавая все то, что выходило из-под его кисти. Бернардаки.
У каждого человека есть место, которое захватывает и околдовывает. И, следуя, совей цели, я наткнулся на статью: «Сильвестра Щедрина помнят в Италии». Одним из любимых мест художника в Италии был маленький городок Амальфи. На прохладном каменном полу лежат яркие пятна света и кажется, что они слегка колеблются.
Он умер в Сорренто и был похоронен в местной иезуитской церкви св. Одной из таких работ является картина «Веранда, обвитая виноградом». Чтобы исполнить заказ, Щедрин поселяется в Неаполе у К. Н. Батюшкова. Один из них – «Лунная ночь в Неаполе» (1828) – находится в собрании ГТГ.
Картина пронизана светом и насыщена воздухом, линейная перспектива сохранена только для переднего плана, дальний передан исключительно живописными средствами. В архиве ГТГ хранится несколько писем к П. М. В этих произведениях наиболее полно и ярко обнаруживается большой талант и мастерство художника, по-иовому тонко и просто воспевающего прекрасную южную природу и живущих в ней скромных тружеников. Принципы классицизма, сформулированные в трактате «Поэтическое искусство» французского поэта и критика Никола Буало (1636–1711), заключались в том, что искусство обязано исправлять нравы, виды искусства должны быть четко разграничены и ни в коем случае сюжеты произведений не могут быть почерпнуты из обыденной жизни.
Он писал родным: «Это лучшее время моей жизни, что я нахожусь в чужих краях, между хорошими художниками всех наций, между товарищами и приезжающими русскими» 1. На набережной Ривьера ди Кьяйя» (1819, ГТГ), возможно, является одним из тех видов, которые были исполнены по заказу великого князя Михаила Павловича. Я решил остановиться на пейзаже и главным для меня было увидеть прекрасный мир природы глазами знаменитого русского художника.
В Третьяковской галерее находятся три из них15. Такой видел Щедрин благословенную природу Италии.
Сильвестр Щедрин не просто великолепный художник. Кроме того, «Новый Рим. Художник глубоко почувствовал особенности пейзажа Сорренто. Кажется, что на этой террасе собрались все типы обитателей провинциального итальянского городка: мальчик-погонщик с осликом, странствующие монахи, облаченный в черное одеяние священник, юноша в соломенной шляпе и подозрительный оборванец в колпаке.
Одним из первых ранних пейзажей живописца стало полотно «Александр I у Шафгаузенского водопада». Во-первых, причиной послужили проблемы со здоровьем. Но это не всегда было так.
В коллекции музея хранятся несколько видов острова Капри, в том числе картина «Большая гавань на острове Капри» (1827 – 1828), приобретенная П. М. Среди них особое место занимает «Автопортрет» исполненный 26-летним художником в 1817 году, незадолго до отъезда в Италию и находившийся в семье Щедриных. Родился Сильвестр Щедрин в семье известного скульптора екатерининских времен. Он обожал Сорренто (город в тогдашнем Королевстве Обеих Сицилий) и целая серия его работ посвящена маленьким гаваням этого города. На полу и широких парапетах в прохладной тени сидят, отдыхая, люди. В неаполитанских пейзажах Щедрина композиции приблизились к предельному совершенству.
Следы многих его полотен затерялись – ныне в относительно полном перечне работ художника, составленном на основе архивных публикаций, переписки и различных каталогов, против многих произведений значится печальное – «местонахождение неизвестно». В 1811 году он закончил Академию с Большой золотой медалью, присужденной ему за картину «Вид с Петровского острова». Именно усадебные сады и парки были темой творчества дяди Щедрина — Семена Федоровича. Когда графиня В. П. Шувалова заказала ему картину, он искренне сокрушался: «.
Обширная коллекция произведений Сильвестра Феодосиевича Щедрина (1791-1830), одного из самых обаятельных русских пейзажистов первой трети XIX века, хранится сегодня в Третьяковской галерее. Вот таким образом в его живописи часто встречается мотив грота («Вид из грота на Везувий и Кастелло дель Ово в лунную ночь»). Вторая половина 1820-х годов – время блестящего расцвета творчества живописца. Работе все сильнее мешала болезнь из-за которой он подолгу не мог брать кисти в руки. Название и композиция пейзажа вполне соответствуют его «историческому» содержанию (на среднем и дальнем планах изображены Колизей и сооружения Римского форума). Пространство вида обрамлено растительными «кулисами», на фоне одной из которых можно заметить фигурку живописца с папкой рисунков в руках.
А во-вторых, у него уже были обязательства перед заказчиками в Италии.
Замок св. «Вид озера Неми» чужд тем нарочитым эффектам, которые составляют самое существо академического ландшафта. В Италии Щедрин попал в сложную художественную обстановку. Для отчетной работы было выбрано написать Колизей. Людовика.
Пишу все с натуры, отчего много требуется времени» 2, – сообщал он матери в Петербург. Обосновавшись в Риме, Щедрин начинает писать пейзажи. На родину художник уже не вернулся. Его тянуло к морю, на неаполитанские набережные, в пёструю толпу. Вдали открывается вид на собор Святого Петра и Ватиканский дворец. Он был уже юношей, когда Россию потрясли события, полностью изменившие жизнь страны.
Его ранним пейзажам – таким, как «Колизей в Риме», «Новый Рим. Полюбившиеся пейзажные мотивы Щедрин повторял изменяя, по его выражению, «воздух и тон» картины. Это час послеобеденного отдыха, когда на юге все замирает. Словно все в природе обернулось художнику своей праздничной стороной.
Сильвестр Щедрин умер в возрасте 39 лет в Сорренто и был похоронен в иезуитской церкви Св. Сильвестр Щедрин окончил Академию художеств и был отправлен в качестве ее пенсионера в Италию, где завоевал своим творчеством широкую известность. Ривьера ди Кьяйа – самая длинная и самая многолюдная из них.
1899 г. Уже в тени оказалась часть неба, скалы и камни. Щедрин, профессор ландшафтного класса Академии. В картине едины все три плана. С видами тивольских водопадов исполненными западноевропейскими мастерами XVIII века, воспитанники Академии художеств знакомились еще во время учебы.
Первый и средний планы пейзажа заполнены сценками из жизни горожан. Перед Колизеем видна арка Константина, левее неё – остатки античного фонтана Мета Судане (Meta Sudans), вдали – купол церкви Святого Петра в цепях. Программная работа Сильвестра Щедрина выполнена в духе пейзажей Семена Щедрина. Но в его пейзажах пока нет индивидуального восприятия природы. Одним из первых в европейском искусстве серьезно заинтересовался проблемами пленэра.
Художник, пораженный кипучим темпераментом неаполитанцев, увлеченно описывал их жизнь. Манера письма приобрела широту и свободу, художник работает подвижными, свободными мазками, добиваясь ощущения трепетного движения света и тени. По содержанию своих работ Щедрин был значительно выше современников-пейзажистов его популярность была исключительной, его хорошо знали художники и высоко ценили коллекционеры. Привлекали его также светотеневые контрасты.
Его пенсионерство кончилось в 1823 году, но на родину Сильвестр Щедрин так и не выехал. С «щедринских» точек зрения обнаруживается с большой полнотой прославленная архитектура гигантского эллипса Колизея, желтые стены которого словно изъедены временем, золотой купол Петра, празднично возвышающийся вдали за Тибром, непомерно мощный мавзолей Адриана с крошечным ангелом, подчеркивающим масштабы гигантского здания. Щедрин часто говорил, что для пейзажного живописца нет ничего лучше этой страны. Работа над картиной была закончена в 1819 году.
Художник заводил дружеские отношения с местными жителями, наблюдал их повседневный быт. Реалистическое овладение пространством является одним из главных достижений Щедрина в этой картине. Еще во время его первого пребывания в Неаполе (1819–1821) появились первые признаки болезни печени, которая, по-видимому, стала причиной преждевременной смерти художника.
С великолепным мастерством С. Ф. Работал в Риме как пенсионер Академии (с 1818), совершая поездки в Неаполь, где окончательно поселился в 1825. Все же бурные политические события, развернувшиеся в Неаполитанском королевстве, вынудили Щедрина искать безопасности в Риме.
Достаточно вспомнить такие его произведения, как «Терраса на берегу моря. В неаполитанских пейзажах Щедрина композиции приблизились к предельному совершенству. Все детали -- лодки, паруса, скалы, деревья -- объединены гармоническим соответствием. Колизей (Амфитеатр Флавиев) в Риме, по словам Щедрина, был им написан с чердака монастыря Святого Бонавентуры, расположенного на Палатинском холме. Это видение ознаменовало окончание эпидемии чумы в Риме.
Здесь нет человека, который бы не знал его» Уважение местных жителей Щедрин приобрел не только как «Рафаэль по искусству», но и как добрый, отзывчивый человек, охотно помогавший бедным людям. Когда срок пенсионерства кончился, Щедрин не уехал из Италии.
Нессельроде, просил принять все меры, чтобы наследие художника вернулось на родину. Серия изображений водопадов в Тиволи, выполненных в 1821-1823 гг., свидетельствует о том, насколько возросло живописное мастерство Щедрина по сравнению с этюдом «Колизей». Пластичная «осязаемость» каменных стен террасы, погруженной в глубокую тень, контрастирует с залитым солнечным светом и кажущимся почти нереальным водным и воздушным простором. В начале 1840-х годов в Сорренто приехал Федор Иордан. Щедрин много работал.
К этому времени его популярность значительно возросла. В действительности дом, где родился Торквато Тассо (1544–1595), еще в давние времена обрушился в море вместе с частью берега. Основой нового метода становится не «сочинение» пейзажа, а непосредственное и точное наблюдение натуры. На набережной Ривьера ди Къяйя» и «Вид Неаполя». Тогда же Рим посетил великий князь Михаил Павлович.
«От маленьких твоих картин все в восхищении» 5, – писал в Италию брат художника Аполлон. В 1822 г. Сильвестр Феодосиевич написал картину «Колизей в Риме», которую выполнил в традициях классицизма. Обращение Щедрина к изображению водной стихии было не случайным. Вероятно, вот таким образом он предпочитал бурной стихии спокойную и тихую водную гладь. Если в «Колизее» античные памятники были запечатлены на фоне городского пейзажа, то в «Замке Святого Ангела» они органически вливаются в реальный и современный вид города, являясь неотъемлемой его частью.
Капуччини близ Сорренто» кажется наудивление воздушной. Он восемь раз повторил эту картину, ни разу не написав одинаково, немного меняя то ракурс, то освещение. Новая живописная манера начала складываться у Сильвестра Щедрина в 1826 году. Его первым учителем был дядя – С. Ф. Спустя некоторое время какие-то работы Щедрина были распределены по появлявшимся тут и там в областных и республиканских центрах провинциальным музеям. Быков, К. Т.
М., 1970, т. 1. И все же главную роль в развитии индивидуальности пейзажиста сыграл не Рим, а Неаполь, куда Щедрин впервые приехал летом 1819 года, чтобы исполнить заказ великого князя Михаила Павловича, пожелавшего иметь «тамошние виды». Картины пейзажиста находились в собрании Эрмитажа и Академии художеств.
Третьякову вдовы Аполлона Феодосиевича Щедрина – Елены Ивановны и его сына – Александра Аполлоновича. Солдатенков.
Среди живописных пейзажистов выделялся Семен Федорович Щедрин, дядя Сильвестра Феодосиевича, прекрасно писавший итальянские пейзажи, например «Пинии» (1771, Русский музей), «Руины» (1772, Русский музей), «Водопад в Тиволи» (1773, Русский музей). Художник изобразил навес, увитый виноградом и поддерживаемый мощными каменными столбами.
Картину «Новый Рим» (1824, Третьяковская галерея изображающую вид Тибра с башней Святого Ангела направо и громадой собора Святого Петра вдали, Щедрин повторил восемь раз, обогащая каждый вариант новыми колористическими наблюдениями. Одной из первых его ярких работ, созданной в 1815 году (художнику всего лишь 24 года), также является пейзаж – это «Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Петербурге». Замок Святого Ангела». Иванова и Ф. Я. В «террасах» Щедрин продолжил тему пейзажного «интерьера», стремясь передать эффект резкого перепада света и тени, усиливая звучание колорита. Рим Щедрина населен беднотой, для которой улица — дом, свод небесный — крыша.
Но теперь он смотрел на этот город иными глазами и находил в нем красоту. Крупным достижением художника стала картина Новый Рим. Русские и иностранные любители спорили за право приобрести его пейзажи. С особенным восторгом в своих письмах на родину он описывал набережную, где жил и откуда, как на блюдечке, был виден Везувий и «беспрестанное движение народа, гуляющего и трудящегося».
Пейзажи различаются не только деталями композиции, но и особенностями цветового решения. Картина «Неаполь. Прах Сильвестра Щедрина впоследствии был перенесен на городское кладбище Сорренто. Биобиблиографический словарь. Большую часть наследия Щедрина составляют пейзажи Италии.
Учился в Императорской Академии художеств (с 1800) у М. М. Мирно беседуют случайно встретившиеся знакомые, спят на песке оборванцы. Летом 1825 года художник переезжает из Рима в Неаполь, хотя срок его «пансионерской поездки» уже закончился и он должен был вернуться в Россию. Здесь писались и некоторые его «Террасы» и «Веранды». Еще один автопортрет пейзажиста присутствует на картине «Водопады в Тиволи».
Родной брат отца Семен Федорович Щедрин был также известным в XVIII столетии пейзажистом, преподавателем Академии художеств. Белые стены его каменных домов ярко сияют в лучах заходящего солнца. В ГТГ хранится один из самых ранних из известных ныне пейзажей Щедрина исполненный в 1815 году, – «Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в С. -Петербурге». И третий план, голубоватый, по традиции изображал дали.
Люди изображенные на картине, – это те самые бедняки, которых Щедрин попросил прийти попозировать «на натуре». Летом 1825 года Щедрин переехал из Рима в Неаполь. Прянишников, И. Е. В 1811 году Щедрин был удостоен большой золотой медали за исполненную живописную «программу».
Сильвестр Феодосиевич примкнул к передовому романтически-реалистическому направлению. «Сорренто – земля прелестнейшая», – писал он Гальбергу., П. Именно в морских пейзажах 1825-1827 гг. В 1818 году он уезжает в Италию и остается там навсегда. Полотно «Вид Сорренто близ Неаполя» (или «Малая гавань Сорренто близ Неаполя») является ярким примером изменений, происходивших с жанром пейзажа в первой половине XIX века.
Правда, выехать в этот солнечный край он смог лишь в 1818 году. Словно все в природе обернулось художнику своей праздничной стороной. Здесь уже нет ни кулис, ни предметных вех, отмечающих глубину.
Оборванцы, которые нередко позировали для его картин, с глубоким уважением именовали мастера «доном Сильвестро», а Щедрин восхищался оптимизмом и жизненной силой этих отвергнутых обществом людей. Все детали — лодки, паруса, скалы, деревья — объединены гармоническим соответствием. По словам Щедрина, она была «похожа на театр, в котором множество лиц действуют, а еще большее число смотрят» 10. Из писем следует, что расстаться с семейной реликвией, значительно уступив в цене, Е. И.
Глядя на нее, мы видим два просвета, обрамленные кружевом листвы и ослепительный блеск моря. Варианты-повторения «Вида Сорренто» находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском Музее, в Алупкинском дворце-музее. Они устраивались по своему желанию, при этом дремали или разговаривали, продолжая во время позирования жить привычной им жизнью, полной близости к природе, которая, по словам автора, «ни с чем сравниться не может».
Возможно вот таким образом ландшафт Щедрина сохраняет свойства академического «сочинения». Ивановой, Н. Ю. В Неаполе и особенно в Сорренто расцвели все качества щедринского дарования. Вместе с тем подобный интерес к освещению говорит о склонности живописца к романтизму.
В 1800 году Щедрина-младшего приняли в Академию художеств, где он учился у М. М. Он бросился за кистью, красками, схватил палитру и начал создавать этюд. С большой убедительностью и реалистичностью изображена жизнь большого города на картине Сильвестра Феодосиевича «Набережная Мерджеллина в Неаполе», которая была создана в 1827 г. Уходят на промысел в море лодки рыбаков. являвшегося по тем временам знаменитым скульптором. Рубежным в творчестве Щедрина признан «Вид на замок Святого Ангела», получивший впоследствии второе название – «Новый Рим».
Победоносное завершение отечественной войны 1812-го года возвеличило роль простого народа, героя-победителя вместе с интересом к его жизни и быту пробуждается интерес и к природе, которая его окружает. Особенно его привлекали скалистые берега, окружавшие небольшие уютные бухты, – он писал их по многу раз, отыскивая новые и новые места, неоднократно возвращаясь к полюбившимся и открывая в них что-то незнакомое (Вид Сорренто близ Неаполя, Вид Амальфи близ Неаполя, обе 1826 Грот Матримонио на острове Капри, 1827 и др. ). Художник увлекся еще одним мотивом – увитой виноградом террасой с видом на море.
– Ну, слава богу. Уже в первой рукописной описи его собрания, составленной в 1873 году, значатся девять картин прославленного мастера8. Умер художник в неполные сорок лет, оставив после себя замечательные полотна. На смену городским пейзажам в его творчестве пришли природные, главным образом приморские.
Во время пребывания в Риме Сильвестра Щедрина на папском престоле были Пий VII (правил с 1800 по 1823) и Лев XII (правил с 1823 по 1829). Умер художник в неполные сорок лет, оставив после себя замечательные полотна. Настоящая же слава пришла к нему все же в Италии. Сильвестр Феодосиевич Щедрин (родился 13 февраля 1791 года в Санкт-Петербурге, умер 8 ноября 1830 года в Сорренто, Италия)– русский художник-пейзажист. В 1827—1828 годах Щедрин писал виды Капри. Он предпочитал природу безмятежно спокойную и классически ясную.
В многочисленных Террасах, написанных в 1825-28 гг. Щедрин выбрал вид на набережную Тибра недалеко от дома, где жил. Картину «Неаполь. Но была и обратная сторона медали. После смерти художника многие картины так и остались за пределами России.
И добавлял: «Жизнь ландшафтная ни с чем сравниться не может» 16. Щедрина.
Однако в отличие от приверженцев классицистического направления Сильвестра Феодосиевича Колизей привлекал не столько как памятник античной архитектуры, сколько как интересное здание, которое он стремился изобразить реально и правдиво, не идеализируя его очертаний. Подготовленный в процессе работы с натуры этюд, на котором представлен «портрет» сооружения, превратился в самостоятельную картину. С переездом в Неаполь для Щедрина началась самая светлая полоса его жизни. Он вырос в среде художников, отец был скульптором, дядя – пейзажистом.
Сильвестр Щедрин был выпускником именно этого класса Академии художеств. «Живу на набережной Санта Лючия, на самом лучшем месте из целого Неаполя», — сообщал он в письме. П. Петров // Русское искусство. Щедрин любил работать в окрестностях древнего городка Тиволи, расположенного на реке Аниене.
Не стал исключением и Павел Михайлович Третьяков. Здание занимает всю высоту холста. Щедрин создает романтический образ Италии как «рая земного», страны роскошной природы и цветущей жизни.
Из «террас» или «перголат», как называл их сам мастер, наиболее известна «Веранда, обвитая виноградом» 1828 года, купленная П. М. Свою законченность эта тенденция приобрела в пейзаже 1817 г. «Вид на Биржу с набережной Невы». Глядя на разбушевавшееся море, Щедрин сказал: «Оно очень пестро и неопрятно». Юный Сильвестр Щедрин прекрасно прошел курс Академии художеств (1800—1811), которую окончил с большой золотой медалью и правом пенсионерской поездки в Италию. В 1811 оставлен в Академии для усовершенствования.
Меняется отношение к ней передовых художников. После восьми месяцев, проведенных в Риме (где Щедрин знакомился с памятниками искусства и старины больше по обязанности, чем по влечению), он переехал в Неаполь.