Но основные усилия его были направлены на усовершенствование навыков гравировки, а с 1515 г. – офорта (разновидность гравюры на металле). С 1512 г. главным покровителем художника становится император Максимилиан I. Живописью Дюрер мечтал заниматься с детства. Дюрер выполнил всего шесть офортов и оставил эту технику, так как ее возможности шли вразрез с его стремлением создать рационально построенный, классически гармоничный образ.
Их исполнение отличалось тонкостью и тщательностью. Через некоторое время Альбрехт решил совершить новое путешествие, на сей раз выбрав Северную Италию. Он проявил себя в живописи, рисунке, гравюре, экслибрисе, витраже. Лицо тоже однозначно женственным или наоборот мужественным не назовёшь.
Наряду с портретами Дюрер писал и традиционные для Северной Европы алтарные картины. В любом случае, носороги не вызвали в Риме сенсации, подобной той, что вызвали живые носороги в Лиссабоне. Святой Иероним личность легендарная, но вполне реальная.
Значительное место в гравюрах занимают мотивы народного быта, полные жизненных сил образы крестьян (гравюры на меди: «Три крестьянина», около 1497 «Пляшущие крестьяне», 1514). Дюрер как бы сам становится активным участником изображенных событий. Основоположник сравнительной антропометрии. Богатство оттенков серебристого тона усиливает красоту листа.
В это время появилось множество беглых зарисовок. Ранние произведения Дюрера в этой технике, такие как «Блудный сын» (1496), позволяют говорить о нем как о большом мастере резца. Если гравюры на дереве Дюрера способствовали резкому качественному скачку в развитии этой техники, то гравюры на меди продолжали ее постепенную эволюцию, вершиной которой стали «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св. Обилие бытовых деталей нисколько не заслоняет значительности происходящего. Вооружённый путник медленно едет вдоль обрывистого лесного склона.
О своей матери Альбрехт Дюрер-младший вспоминал как о благочестивой женщине, которая наказывала своих детей «усердно» и часто. Не классическая античность, а античный пафос эпохи эллинизма оказался близким художнику. В 1492 году Дюрер задержался в Эльзасе. И творчество Дюрера было вершиной на этом пути.
Дюрер — величайшее явление в истории человечества. Сначала художник наносит рисунок пером или карандашом, а после этого резчик (у Альбрехта Дюрера было несколько резчиков) вырезает ножом или выдалбливает долотом промежутки между линиями. С рыцарем поравнялась Смерть — мертвец верхом на костлявой кляче.
Таким образом, Дюрер на данной гравюре изобразил святого не как подвижника, но как ученого, полностью погруженного с работу. Часы, весы, ключи (очевидно от кладовых), кошель с деньгами.
Используя традиционные атрибуты Святого Иеронима, Дюрер обошёлся с ними просто, по-домашнему: кардинальская шляпа висит на гвозде, а лев — спутник Иеронима, — словно огромный ласковый кот, растянулся на полу рядом с мирно дремлющей собачонкой. Вот таким образом только меланхоликам доступна радость открытий. Иначе решена композиция «Битва архангела Михаила», пафос которой в столкновении, борьбе двух противоположных начал, добра и зла, света и тьмы. И так несколько раз. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака. Этот этап включал в себя штудии, эскизы голов, ног, рук, драпировок.
По многообразию и обширности его можно сопоставить только с творениями Леонардо да Винчи. В определенной последовательной связи трех гравюр «Меланхолия» является последней, что позволяет считать ее финальной частью «триптиха». Новая трактовка сюжета «Блудного сына» с необычайной силой показавшая глубину человеческих страданий и техническое совершенство принесли этой гравюре популярность как в Германии, так и за ее пределами. И то и другое присуще ксилографии 15 века, но в более упрощенных, условных формах. С рыцарем поравнялась Смерть — мертвец верхом на костлявой кляче. Агнесе Фрей происходила из старинной нюрнбергской семьи.
В 1500 – 1511 годах, заканчивая серию «Большие страсти», Дюрер обращается к новой для него теме – «Жизнь Марии». Ajtsi, от названия села Айтош, от слова ajt — «дверь»), буквально перевёл на немецкий как Trer впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Drer. В начале 1516 года, судно проходило мимо Марселя. В эти годы он создал автопортрет (1484, Альбертина, Вена) и «Мадонну с двумя ангелами» (1485, Гравюрный кабинет, Берлин). По-видимому, трактатом Руководство христианского воина Э. Роттердамского был навеян автору образ немолодого сурового воина, который движется к неведомой цели, невзирая на Дьявола, следующего за ним по пятам, а также на угрозы Смерти.
Серия «Малые страсти» состоит из тридцати шести гравюр небольшого формата. Гравюра считалась достоверным изображением носорогов вплоть до конца 18 столетия. Открытая Альбрехтом в его современниках сила духа обретает большой масштаб в диптихе Четыре апостола (на фото ниже), последней живописной работе мастера (1525 год).
Подлинник письма на немецком языке не сохранился. На Автопортрете в двадцать два года (1493, Париж, Лувр) зритель видит юношу, придирчиво вглядывающегося в себя, поглощенного трудной задачей самопознания. В 1477 г. Альбрехт начал посещать латинскую школу. Альбрехт провел это время в городах Верхнего Рейна (Страсбург, Кольмар, Базель).
Нету и намёка на воздушную перспективу, дымку, флёр. 1260), когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. Праздник четок (точнее следовало бы называть Праздник венков из роз) — работа исполненная для одной из венецианских церквей.
Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу. Спереди на носу он имеет крепкий рог, который он точит повсюду, когда бывает среди камней. Одно старинное истолкование «мастерских» гравюр Дюрера хотело видеть в них изображение «сословий»: во «Всаднике» — рыцаря, в «Иерониме» — духовенство, в «Меланхолии» — бюргерство. Практически одновременно с Дюрером гравюру носорога изготовил Ханс Бургкмайр из Аугсбурга.
В конце 15 века на смену первым контурным резцовым гравюрам пришли гравюры с пластическим решением. Телосложение мощное, хотя и женщины частенько бывают достаточно плотны. Таким образом, Дюрер на данной гравюре изобразил святого не как подвижника (см. Этот зверь— смертельный враг слона и слон его очень боится. Одну из гравюр традиционно именуют «Рыцарь, дьявол и смерть». Они образуют своего рода триптих. Вероятней всего, гравюра является парафразой сюжета «Суд Париса», популярного в немецком искусстве и понимаемого как предостережение против сладострастия, ведущего к адским мукам.
Эта самая большая из всех серий Дюрера начиналась изображением грехопадения и заканчивалась сценой Страшного суда. Тем не менее работы эти объединяет морально-философский подтекст, весьма сложный (истолкованию его посвящено сегодня много работ). Он создает несколько серий ксилографий и знаменитые гравюры на меди — Рыцарь, Смерть и Дьявол, Святой Иероним и Меланхолия (1513—1514).
В этих небольших работах (по формату каждая из них приблизительно равна стандартному листу писчей бумаги) мастерство Дюрера-гравировальщика достигло невиданного совершенства. На этом холсте он написал свой автопортрет в анфас.
Об этом художнике мы уже писали в статье и виртуальной галерее Альбрехт Дюрер картины. Творческое развитие и деятельность Дюрера протекали в особых условиях северного Возрождения, в те годы, когда Германию сотрясали бурные социальные и политические события. Виднеющиеся на очищенном кусочке граната зерна символ многогранности личности императора. Здесь он участвовал в создании гравюр к «Кораблю дураков» С. Бранта. Там, Дюрер увидел новый мир, о котором до этого знал лишь понаслышке. Праздник четок.
Рассмотрим самые известные картины Альбрехта Дюрера, признанные мировым сообществом. Он оставил также исторический труд «О знаменитых мужах» (лат. Может быть именно вот таким образом они так сильно занимали и занимают умы людей, даже далёких от искусства гравюры. Тогда как даже более признанные современники не могли позволить себе такой дерзости.
Стоит сказать, что данное произведение и его сюжет создано в духе античного времени. Дюрер прекрасно владел всеми графическими техниками того времени – от угля, акварели итальянского карандаша до тростникового пера и серебряного штифта. Особое место в его искусстве можно уделить гравюрам.
Может монах или ангел, раз уж крылья. Она скорее походит на пышнотелых немецких женщин, чем на античные образы. Более 900 листов насчитывает наследие Дюрера-рисовальщика.
Любопытным остается отсутствие гравюры на тему крестьянства. ДАлбукерки решил переслать подарок (носорога по имени Ганда) вместе со смотрителем королю Португалии Мануэлу I. В январе 1515 года носорога отправили из Гоа на корабле. В каждой гравюре свет своим ярким лучом вырывает из общего мрака фигуру героя Христа.
Каждый портрет, выполненный Дюрером, – это своеобразный памятник современнику. Наиболее загадочным из всех намеков, содержащихся в этой гравюре, является цифра «I», начертанная на крыльях дракона, рядом с надписью «Меланхолия». Монах Иероним Стридонский или Софроний Евсевий Иероним (лат. Значительное место в гравюрах занимают мотивы народного быта, полные жизненных сил образы крестьян (гравюры на меди: «Три крестьянина», около 1497 «Пляшущие крестьяне», 1514).
1500, Мюнхен, Старая пинакотека). Достигнув изумительной тонкости графического языка уже в гравюрах, созданных около 1500-03, Дюрер пришёл в трёх так называемых «мастерских» гравюрах 1513-14 к своим высшим достижениям: «Всадник, смерть и дьявол» (1513) – образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми искушениями в «Меланхолии» (1514) воплощены внутренние конфликты и беспокойство творческого духа человека «Св. И взгляд такой, на который впору зонтик вешать. За четыре года он посетил Базель, Кольмар и Страсбург, где учился тонкостям изобразительного искусства и совершенствовал свои знания. В серии гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498) он обратился к теме конца мира, отвечавшей общественным настроениям переломной эпохи, когда назревали мощные классовые и религиозные битвы здесь Дюрер воплотил в захватывающих фантастических образах своё ожидание грозного возмездия, всемирно-исторических перемен.
Дюрер говорил, что на художника нисходит «вдохновение свыше», благодаря которому и возможны величайшие творческие озарения, но ему было знакомо также меланхолическое ощущение глубокой тоски и отчаяния. Дюрер, видимо, сам пробовал резать. Несмотря на отдельные готические черты (перегруженные многофигурные композиции, удлиненные пропорции, витиеватые, ломкие линии), «Апокалипсис» стал произведением нового времени. Им подражали их копировали даже в Италии4.
И то и другое присуще ксилографии 15 века, но в более упрощенных, условных формах. На гравюре Дюрера «Святой Иероним в келье» за основу взят сюжет перевода Иеронимом Библии. Последняя была покровительницей замужних женщин, вот таким образом изображена в чепце.
Почти все — гравюры на меди, лишь две выполнены в технике ксилографии. Надо сказать, что художник сам никогда не резал доски, а только рисовал. Так, сложный узор завивающихся в тугие кольца линий в гравюре «Самсон» соответствует закрученной в клубок композиции, где сплелись тела человека и льва. В этом любовании предметами, окружающими человека, Дюрер выступает как типичный представитель северного Возрождения.
Иероним в келье» и «Меланхолия». В «Рыцаре, Смерти и Дьяволе» играет символическую и композиционную роль. Гравюра 1513 года Рыцарь, Смерть и Дьявол, а также две работы 1514 года (Иероним в келье и Меланхолия) занимают важное место в наследии Альбрехта.
И, наконец, радуга и свет падающей кометы, озарившей небо, в гравюре «Меланхолия», подчеркивают особую вселенскую значимость происходящего. Текст располагался на обороте гравюр. Гравюра Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол», созданная в 1513 году, произвела в Европе настоящий фурор. Картина написана по заказу покровителя Дюрера для церкви Всех Святых в Виттенберге.
Стоит обратить внимание и на такую деталь. Кроме гравюр в начале XVI века Дюрер работает над экслибрисами. Действие происходит в «значащем» пейзаже: древо Добродетели покрыто листвой, а древо Порока засохло заросшая травой дорога ведет к замку Добродетели с заколоченными воротами. На голове Смерти корона. Она скорее походит на одну из пышнотелых немецких женщин, чем на античный образ.
Из леса верхом на тощей кляче выезжает Смерть. Многосторонность устремлений, неутомимость исканий, проявились и в его картинах, акварелях, рисунках, гравюрах и в его теоретических трудах («Руководство к измерению. », 1525 «Наставление к укреплению городов. », 1527 «Четыре книги о пропорциях человека», 1528). Композиции лишены бытовых деталей, которые заполняли гравюры серии «Жизнь Марии». С работой над изучением пропорций женского тела связана гравюра «Немезида» (ок. Первый экслибрис Альбрехт Дюрер сделал для своего друга Виллибальда Пиркгеймера. Святой Иероним Стридонский (IV—V вв. ) — один из Отцев западной Церкви, приближенный папы Дамаса I, затем настоятель монастыря в Вифлееме, прославился переводом Библии на латинский язык.
Эти работы выполнены мастером с виртуозной тонкостью. Лошадь не кована, у нее веревочная сбруя, на шее колокол — подробности, которые мы уже знаем по «Апокалипсису» и рисунку «Помни обо мне». Античная форма идеал красоты уже органично входят в его искусство и свободно используются при изображении и других сюжетов. Сзади плетётся дьявол со свиной головой, увенчанной причудливым гребнем. Позднее Дюрер переехал в Базель. Творчество Альбрехта Дюрера многообразно. В Венеции Дюрер побывал еще раз в 1505—1507 годах.
Именно тогда состоялась женитьба на Агнесе Фрей, а также открытие собственной мастерской. Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии». Художник выделяет героев, сильно выдвинув их вперед и вписав в арку. Он был одарен как рисовальщик, гравер и художник. Он закован в латы и вооружен.
Уже ранние его опыты поражают зрелым мастерством (портрет отца, 1490, Галерея Уффици). Эти работы Дюрера были наиболее известны среди его современников. Ярчайшим примером Дюрерской ксилографии является его серия из 15 гравюр, созданных для иллюстрации «Апокалипсиса». В них был, по словам Томаса Манна, «целый комплекс судьбы» в которой «герой» был одновременно и «жертвой», но которая стала «предвестником новой более высокой человечности». При этом гравюра и рисунок занимают у него порой даже ведущее место. В 1513-1514 г г. Дюрер создал три свои самые знаменитые гравюры на меди «классические» или «мастерские», как их называли уже современники «Рыцарь, Смерть и Дьявол», «Святой Иероним в келье», «Меланхолия». По мнению Дюрера, настоящий художник должен оберегать себе от женщин: «не жить с ними вместе, не видеть их и даже не касаться».
Это широкое движение получило название Реформации. С помощью коротких параллельных черточек он изображает игру света, солнечные блики, вибрирующие на поверхности скамьи, стола, пола. Вслед за этим портретом, работы Дюрера желают иметь и Нюрнбергские патриции.
Знакомство Альбрехта с императором Максимилианом I относится к 1512 году. Лишь высоко вверху виднеются укрепления города, к которому ведет узкий путь. Задача, которую в то время пытался решить Дюрер — отображение обнаженной фигуры в движении. Смерть — не скелет, а плоть, только лицо наполовину сгнило, видны провалы глазниц и носа. Лист «Св.
Всего Дюрер создал более 370 работа в технике ксилографии и более 80 медных гравюр. В последние годы жизни он и в гравюре обратился к этому жанру. Графика художника необычайно богата и разнообразна и по техникам (ксилография, гравюра на меди, сухая игла, офорт) и по сюжетам и по жанрам (иллюстрация, портрет, бытовая тема, декоративная гравюра).
В этой части мы подробнее остановимся именно на гравюрах этого замечательного художника. Освещение играет большую роль во всех трех гравюрах. Тема «Апокалипсиса» созвучна настроениям, царившим в Германии в конце 15 века.
В последние годы жизни он и в гравюре обратился к этому жанру. Отметим, что именно Альбрехт первым в Германии начал изучать обнаженную натуру. Широк диапазон его портретных образов — от лиричного, задушевного женского портрета (около 1506, Картинная галерея, Берлин-Далем) до потрясающе правдивого портрета матери (уголь, 1514, Гравюрный кабинет, Берлин-Далем), от юношеской любознательности молодого человека (1521, Картинная галерея, Дрезден), самоуглубления Эразма Роттердамского (гравюра на меди, 1526), спокойной собранности Якоба Муффеля (1526, Картинная галерея, Берлин-Далем) до неуёмной горячности Хиеронимуса Хольцшуэра (1526, там же) и гневного неистовства пожилого бюргера (1524, Прадо, Мадрид). То же стремление к пластичности мы видим и в гравюре «Адам и Ева» (1504), которая завершает работу Дюрера в данном направлении. Надпись в верхней части холста гласит «Мои дела определяются сверху», это отсылка к преданности автора Богу и что все достижения его, на данном этапе жизни с благословения господня.
Некоторые источники утверждают, что шкура была отправлена в Рим на выставку «набитой соломой», впрочем, подобные сообщения оспаривают представления о существовавших в то время технологиях таксидермии. Так, в листе «Мужская купальня» помимо большого формата удивляет неожиданное движение и динамика линий, которые в гравюре «Самсон» будут передавать напряженность схватки, страсть борьбы. Серия «Страстей» в гравюрах на меди состоит из шестнадцати листов. Его точный маршрут неизвестен, он объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов. Наконец, уже вернувшись из Италии, художник снова обратился к гравюре.
Многие из них отображают библейские предзнаменования и описания Конца Света, Апокалипсиса. Ландшафт холодный, сумрачный, безжизненный. Альбрехт Дюрер — один из величайших портретистов в мировом искусстве. Крылатая богиня возмездия Немезида, стоя на шаре, летит над миром. В дальнейшем в его живописи укрепляется новаторское для немецкого искусства стремление к полной логической ясности образной структуры, к строго упорядоченному размещению пластических объёмов в пространстве, к чёткому сопоставлению локальных цветов (многофигурные композиции: «Дрезденский алтарь», около 1496, Картинная галерея, Дрезден алтарь Паумгартнеров, 1502—04, Старая пинакотека, Мюнхен «Поклонение Троице», 1511, Художественно-исторический музей, Вена) опорой художнику служил опыт итальянского искусства, в том числе колористические достижения венецианской школы («Поклонение волхвов», 1504, Галерея Уффици, Флоренция «Праздник чёток», 1506, Национальная галерея, Прага «Мария с младенцем», 1512, Художественно-исторический музей, Вена). Он был не просто художником, не просто литографом или графиком. В Национальной библиотеке во Флоренции хранится копия письма на итальянском. Универсальность дарования Дюрера особенно полно выразилась в его рисунках (около 900) — точнейших аналитически-детальных натурных штудиях, композиционных набросках и завершённых станковых листах.
Не всегда легко воспринимается творчество Альбрехта Дюрера. У Дюреров было восемнадцать детей из которых выжили восемь. Эти поиски оказали влияние и на ксилографию этого периода в частности, отразились в серии «Жизнь Марии». Гравер использовал эффекты освещения для передачи напряженности и драматизма действия. Как и в других картинах художника присутствует своеобразный символ. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики.
Кроме того, это одна из самых мажорных по интонации картин. Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий. Лист делится по горизонтали на две неравные части. Художник начинает уже не рисовать, а как бы лепить формы: они объемны и материальны.
Дюрер также внес эту космичность и вневременность в свое произведение. Именно здесь и родились самые известные произведения, которыми не только восхищаются ценители прекрасного во всём мире, но которые до сих пор не дают покоя многим мистически настроенным людям. Первый из европейских художников, написавший автобиографию.
Столь же разнообразны автопортреты Дюрера (1493, Лувр, Париж 1498, Прадо 1500, Старая пинакотека). Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. В последней работе (фото ее представлено выше) Альбрехт изображен строго в фас. Достигнув изумительной тонкости графического языка уже в гравюрах, созданных около 1500-03, Дюрер пришёл в трёх так называемых «мастерских» гравюрах 1513-14 к своим высшим достижениям: «Всадник, смерть и дьявол» (1513) — образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми искушениями в «Меланхолии» (1514) воплощены внутренние конфликты и беспокойство творческого духа человека «Св. В Венецию Дюрер ездил и в 1505 году, пробыл там до 1507 года. Поднятое забрало открывает отрешенное и суровое лицо. Еще в 1484 году он создал рисунок серебряным штифтом, представленный в начале статьи. На всаднике—доспехи, в руке — копьё.
Однако именно меланхоликам покровительствует Сатурн, а божество этой планеты, по античным мифам, старше других богов, ему ведомы сокровенные начала Вселенной. Одной из важных причин, побудивших художника во второй раз поехать в Венецию (1505 – 1507), была необходимость оспорить действия итальянских граверов, которые копировали его произведения и продавали свои копии под его именем. На холсте изображена, не просто рука набожного человека, а родного брата Дюрера. От него осталась целая серия изображений крестьян, большая часть из которых относится именно к этим годам (гравюры на меди — «Мужская баня», «Танцующие крестьяне», «Четыре ведьмы», «Волынщик», «На рынке»).
Дюрер покрыл тело носорога, включая «доспехи», ячеистым узором. Не исключено, что Дюрер ожидал подобный успех и намеренно выбрал в качестве материала дерево, что позволило удешевить производство и, следовательно, увеличить тираж. О «благородной меланхолии» Дюрера вспоминал известный гуманист Филипп Меланхтон. Сквозь мрачное ущелье мужественно движется рыцарь, находясь между смертью и дьяволом. Будучи уже зрелым и известным мастером, Дюрер неустанно продолжал совершенствоваться. Так, стремительность движения стала главным лейтмотивом в «Четырех всадниках». Одно из самых загадочных произведений Дюрера.
С особой интенсивностью и упорством Дюрер работал в гравюре (около 350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди), создав многие шедевры мировой графики. Младенец – Иисус раздает всем венки роз. На его гравюре носорог закован в латы.
Серия «Страсти» в гравюрах на меди состоит из шестнадцати листов и отличается особой тонкостью и тщательностью исполнения. Скорее всего, эта гравюра навеяна книгой знаменитого писателя и философа эпохи Возрождения Эразма Роттердамского (1469—1536) «Руководство для воина Христова» (1501 г. ). Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди.
Однако весь опыт изучения реальности, приобретенный им за это время, не мог быть отброшен. Иеронима» Босха), но как учёного, полностью погруженного с работу. Ни Смерть, ни дьявол не испугают, не остановят его. Во времена художника в анфас или близко к этому можно было рисовать только святых. Такие оттиски не предназначались для продажи, как и пробные отпечатки в резцовой гравюре.
В 1511 году почти одновременно обе серии были изданы. Будучи уже зрелым и известным мастером, Дюрер неустанно продолжал совершенствоваться. Традиционному евангельскому сюжету художник придал острый современный смысл. Скорее всего, эта гравюра навеяна книгой знаменитого писателя и философа эпохи Возрождения Эразма Роттердамского (1469—1536) «Руководство для воина Христова» (1501).
Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. Очень много Дюрер работал над изучением пропорций человека. Позже он занимался и гравировкой на меди. Взгляд устремлен вперед. Некоторые средневековые источники (Мавро Орбини) приписывали ему также создание глаголического алфавита.
Эта гравюра считается одной из лучших работ Дюрера. Первыми досками служили медные пластины. В её основу был положен трактат Августина «О граде Божьем».
К этому времени, он – уже гравер с мировой славой, «немецкий Апеллес» уже не подражающий древним, а, соревнующийся с ними, стремящийся к «вечной славе». Впечатление брони могли вызвать складки кожи индийского носорога.
Античный мотив — лишь повод для осуждения суетности и греховности.
Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер. В гравюре, как и в живописи и рисунке, Дюрер постоянно возвращался к изображению обнажённой фигуры изучению её пропорций, следуя примеру итальянских художников Возрождения («Адам и Ева», гравюра на меди, 1504). Новое ренессансное мировоззрение художника воплощается во всем образном строе гравюры. Всё до горизонта одинаково резко и контрастно. Это произведение наполнено аллегориями и символами.
Поднятое забрало открывает отрешённое и суровое лицо. По мнению искусствоведов в этот период он работал над некоторыми гравюрами для «Книги хроник» Х. Шеделя. Мануэл решил подарить носорога папе римскому Льву Десятому. Он всё углублённее изучал натуру, размышлял над проблемами природы искусства, законами красоты и гармонии, разрабатывал учение о пропорциях. Определенная последовательная связь трех гравюр из которых ««Меланхолия» является последней, позволяет считать ее финальной частью «Триптиха». Им подражали, копировали даже в Италии. Лишь сам Иероним излучает что-то наподобие света в виде сияния над его головой, это по сути единственный источник «естественного» света на гравюре.
Она построена на оттенках коричневого, черного и белого. Заметим, что на этой гравюре Дюрера христианских символов нет. Обязательные для художника тех времен «годы странствий» (1490 — 1494) он провел в городах верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников. После 4 лет обучения у мастера, Дюрер отправился путешествовать и тогда же написал свою первую самостоятельную картину «Портрет отца». Этот графический цикл является самым ясным и спокойным по настроению. Отсюда название техники – резцовая гравюра на меди.
Гравюра «Меланхолия» — ключ к разгадке общего смысла «Мастерских гравюр»: все они содержат откровенный рассказ художника о себе — о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь («Всадник, Смерть и Дьявол») о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью — единственное в мире место, где он может стать самим собой («Святой Иероним»). Остролист в руке художника посыл к терновому венцу, который был возложен на голову Христа при распятии. Сразу же после венчания Дюрер выехал в Италию, чтобы совершенствовать свое мастерство. Здесь Альбрехт изображен 13-летним ребенком. Именно здесь тянется нить, связывающая искусство Дюрера с искусством Рембрандта.
Всё замерло. Апостолы Петр, Иоанн, Павел и Марк изображенные в натуральную величину и разделенные попарно (написаны на двух отдельных досках), являют собою олицетворение четырех темпераментов и это важная составляющая замысла, выраженная всем образно-пластическим строем картин. Композиционно и духовно они едины. Первый европейский художник, который написал автобиографию. Они принесли ему европейскую известность.
Более ренессансное впечатление как целостное зрелище производит Поклонение волхвов (1504, Флоренция, Уффици). Портрет в 1520-е годы становится основным жанром в творчестве Дюрера. Указанные черты не свойственны настоящим носорогам1. Важным впечатлением для Дюрера стали работы Анреа Мантеньи (старинные гравюры на античные темы которого он копировал еще до поездки). Сохранились также рисунки Дюрера по мотивам Поллайоло, который, в свою очередь, ориентировался на рельефы античного саркофага. В последующих циклах «Большие страсти» (около 1497—1511), «Жизнь Марии» (около 1502—11) и «Малые страсти» (1509—11), с их героикой и лирикой, драматизмом и умиротворённостью, он довёл до совершенства ритмический строй линий, то нежных и хрупких, то полных силы и внутренней динамики.
На данный момент известно 20 экслибрисов, созданных им. Античная и средневековая медицина различала четыре человеческих темперамента из которых непредсказуемым считался именно меланхолический. Это уже не мистическое состояние, какое мы видим у Босха, это, в первую очередь, работа, напряженное состояние ума в его стремлении постичь истину. С особой интенсивностью и упорством Дюрер работал в гравюре (около 350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди), создав многие шедевры мировой графики.
На гравюре Дюрера «Святой Иероним в келье» за основу взят сюжет перевода Иеронимом Библии. Ибо этот зверь так вооружён, что слон ему ничего не может сделать. Еще одна очень известная картина Дюрера была много раз скопирована, напечатана на открытках, марках и даже монетах. Немецкий художник и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Ученическая поездка Альбрехта Дюрера длилась около 4-х лет.
Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера (de), приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века и Барбары Хольпер. Согласно Золотой Легенде (Жития святых ок. Носорогов в то время уже умели держать в неволе. Гравер использовал эффекты освещения для передачи напряженности и драматизма действия. Последней гравюрой немецкого художника стала Четыре Апостола созданная в 1526 году.
История картины поражает своей символичностью. Евстафий» (1501). Новая трактовка сюжета «Блудного сына», с необычайной силой показавшая глубину человеческих страданий, а также техническое совершенство работы принесли этой гравюре популярность как в Германии, так и за ее пределами. В гравюрах предельно сконцентрированы основные идеи: с одной стороны, героизм в преодолении внешних трудностей и самоукрощение, выраженные с той страстью, которая характерна для Германии эпохи Реформации, а с другой стороны – самоуглубление, неудовлетворенность, почти фаустовская меланхолия.
C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Огромное значение для Альбрехта имеет в то же время соприкосновение с искусством Италии. На данной гравюре основывались иллюстрации к естественнонаучным текстам, в том числе к таким книгам как Космография Себастьяна Мюнстера (1544), Historia animalium Конрада Гесснера (1551), Histoire of Foure-footed Beastes Эдварда Топсела (1607) и многие другие. Средневековый мастер выражал их посредством великих символов во вневременной среде. Первые ксилографии Дюрера заметно отличались от всего, что было создано раньше. (Дюрер А. «Введение к трактату о пропорциях»). Рыцарь погружен в себя, он тверд и непоколебим.
Хотя неизменно в его отношении к ним сквозит ирония и снисходительность горожанина. Но присмотревшись внимательней, можно увидеть, что картина представляет собой единое целое – Адам удерживает ветку, а Ева плод, который раньше на ней висел. Этому стремлению больше всего отвечали ксилография и резцовая гравюра. Воин представлен на фоне скалистого дикого пейзажа. Альбрехт уговорил отца отдать его в ученики к художнику.
Сюжеты на библейские и евангельские темы оставались в 15 – 16 вв. Рыцарь Дюрера — это христианин, упорно следующий к Небесному граду (представлен в образе замка, венчающего скалу на заднем плане), несмотря на искушения дьявола и неотступную близость смертного часа. Хрупкая фигура архангела Михаила противостоит огромной бесформенной туше дракона. Евстафий» 1501 года. Эти работы, выполненные на дереве, Альбрехт создал в 1498 году. Кто это сидит перед нами, мужчина, женщина.
Живописи Альбрехт Дюрер учился сначала у собственного отца, затем у живописца из его родного города Михаэля Вольгемута. В следующем Автопортрете (1500, Мюнхен, Старая пинакотека) художник являет себя не в трехчетвертном повороте, а строго в фас.
Резцовая гравюра относится к технике углубленной печати – одному из трех видов гравюры. Эти поиски оказали влияние и на ксилографию того периода, в частности отразились в серии «Жизнь Марии». Родился в 1471 году – умер в 1528 году.
Серия, названная по образцу народных изданий «Апокалипсис в лицах», предназначалась для самого широкого распространения. Нюрнбергские гуманисты приобщили к его сочинениям и Дюрера. Весь ее изобразительный строй теперь неразрывно связан с характером построения листа. Богатство оттенков серебристого тона усиливает красоту этого листа. Эразм и его сочинения, в том числе и это, были постоянной темой в кругу Пиркгеймера. В 1520—1521 годах посетил Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент и другие города). Смерть, ад, муки грешников, демоны, Дьявол, ангелы.
Существуя параллельно, обе техники оказывали стилистическое влияние друг на друга. Картины его в этом жанре многочисленны и весьма интересны. Последнее творение было подарком для невесты Дюрера. Это гравюры небольшого формата — возможно, фрагменты неосуществленного замысла, который мог бы стать адекватным «мастерским» гравюрам. Дюрер после 1514 года работал при дворе Максимилиана I (выше представлен его портрет, выполненный Альбрехтом). Все внимание сосредоточено на основном событии, которому посвящается лист.
Носороги стали популярным мотивом изобразительного искусства и скульптуры. Огромно графическое наследие мастера — около 900 листов. Возрождение в творчестве Альбрехта аккумулирует в себе своеобразие и богатство немецких художественных традиций. Сюжет его разными учеными толковался по-разному. Немолодое лицо спокойно и сурово. Контрастом яростной битве на небе является мирное спокойствие, царящее на земле.
В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения. Иероним» (1514) явился гуманистическим прославлением пытливой мысли исследователя, а в изображении освещённой солнцем комнаты есть пленительная поэзия мирного уюта. Художник рисовал картину специально для алтаря, но, к сожалению тот так и не был закончен. Два других, посвященных страстям Христа, отличаются драматической экспрессией. Собака здесь — символ верности.
Работа близка к искусству мастеров Италии не только мотивами, но также и своей жизненной силой, полнозвучием красок, полнокровием образов (в основном портретных), равновесием композиции, широтой письма. Некоторое время Дюрер провёл в Страсбурге, где создал свой «Автопортрет с чертополохом» (1493).
Творчество Дюрера было вершиной на этом пути. Под их влиянием передовые немецкие художники, в творчестве которых все еще были сильны традиции готики, начинали осваивать достижения итальянских мастеров эпохи Возрождения. Видимо, рисование было частью повседневной жизни мастера. В 1494 году вернулся в Нюрнберг Альбрехт Дюрер.
Затем художник побывал в Кольмаре и, хотя не застал в живых крупнейшего гравера 15 века Мартина Шонгауэра, смог увидеть награвированные им доски. Крупнейший художник немецкого Возрождения. Примером служит гравюра «Св. Биография и творчество его были отмечены в это время важными событиями.
Только в результате полного самопогружения он способен увидеть этот свет и в себе, который восходит в основе души (по Экхарту) и Дюрер понимает это погружение как интеллектуальный акт (Иероним не пассивно отдается своему состоянию, как мы видим у Босха, а занят переводом Библии). Дюрер уподобляет деятельность Иеронима работе алхимика. Сам Дюрер назвал ее «Всадник». Это истолкование не так далеко от истины.
Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Вернувшись в Нюрнберг, вскоре отправился в новое путешествие, на этот раз в Северную Италию (1494—1495, Венеция и Падуя). Наконец, уже вернувшись из Италии, художник снова обратился к гравюре. Тонкая, почти ювелирная гравировка на медных досках быстрее приходила в негодность.
Она состояла из пятнадцати больших листов. Оценивая творчество Альбрехта Дюрера, его современник, прославленный гуманист Эразм Роттердамский (1466 – 1536) в 1528 году писал: «. Тем не менее, Альбрехт решил заниматься живописью.
В XVI столетии, когда, с одной стороны, обострился интерес к христианским древностям, а с другой — всё громче раздавались призывы перевести Писание на живые европейские языки (подобно тому как Святой Иероним перевёл его на латынь), этот святой был весьма популярен в образованной среде. Всё это создаёт напряжение покоя, состояние взведённой пружины. Если гравюры на дереве Дюрера способствовали резкому качественному скачку в развитии ксилографии, то гравюры на меди продолжали постепенную эволюцию этой техники, вершиной которой стали «Рыцарь, Смерть и Дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Это выполненные на дереве Большие страсти (около 1498-1510 гг. ), а также две серии гравюр на меди Малые страсти (годы создания – 1507-13 и 1509-11). основными в изобразительном искусстве. После поездки в Нидерланды, абсолютной в 1520-21 гг., у Альбрехта начался новый творческий подъем.
Второй план залит светом. Забрало на шлеме поднято. Они являются большой редкостью. Взор с какой-то неотступной требовательностью обращен на зрителя.
Письмо содержало набросок носорога. Весь ее изобразительный строй неразрывно связывается теперь с характером композиции. Он часто прибегает к изображению идеальных пропорций, что он и показал на картине «Адам и Ева». Одно из самых загадочных произведений этого времени — «Четыре ведьмы». В последующих циклах «Большие страсти» (около 1497-1511), «Жизнь Марии» (около 1502-11) и «Малые страсти» (1509-11) он довёл до совершенства ритмический строй линий, то нежных и хрупких, то полных силы и внутренней динамики.
Уникальность Альбрехта Дюрера состоит и в том, что автопортрет занимает ведущее место в ранний период его портретного творчества. В произведениях, выполненных в Венеции в 1505—1506 годах, художник свободно решает самые различные жанровые и композиционные задачи — от погрудного портрета (Портрет молодой венецианки, 1505, Вена, Музей истории искусства) до большой многофигурной алтарной картины (Праздник четок, 1506, Прага, Национальная галерея). В 1510-е годы у Дюрера начинают преобладать графические листы. Он добился этого в резцовой гравюре на меди.
В гравюре, как и в живописи и рисунке, Дюрер постоянно возвращался к изображению обнажённой фигуры изучению её пропорций, следуя примеру итальянских художников Возрождения («Адам и Ева», гравюра на меди, 1504). Из-за нахождения в церкви мощей некоторых мучеников из этих десяти тысяч. «Встреча Иоакима у Золотых ворот» – это встреча двух пожилых людей, происходящая на площади немецкого города. Художник, несомненно, был знаком с выдвинутой итальянскими философами-неоплатониками теорией «божественной меланхолии», связывающей выдающиеся способности людей с влиянием Сатурна. Наследие Иеронима также составляют более 120 его писем.
Над горизонтом – то ли удаляющаяся от нас комета, то ли вспышка сверхновой — одинаково фантастическое явление для повседневного пейзажа. В этой гравюре художник добивается еще большей пластичности форм. В дальнейшем воздействие гуманистических учений, подкреплённое посещением Италии (1494—95 и 1505—07) и Нидерландов (1520—21), усилило стремление Дюрера к научно обоснованным методам художественного познания мира.
Ничто не может отвлечь его от цели, к которой его влечет чувство долга. За эту его наглость современники жестоко критиковали художника. Император изображен, как и полагается монархам, богатые одеяния, надменный взгляд, от картины так и веет высокомерием.
Праздник четок является одной из самых больших работ Дюрера (161, 5 х 192 см).
Но у Дюрера они получили принципиально иное толкование. Линия становится носителем эмоциональной выразительности и экспрессивности образа. Гравер «лепит» штрихом, добивается полной иллюзорной объемности фигур, освещенных мягким ровным светом, который бликами играет на обнаженных телах. Обилие бытовых деталей нисколько не заслоняет значительности происходящего.
Фигура на заднем плане — Эрида, богиня раздора, а «три грации» — Венера, Минерва (с лавровым венком) и Юнона (покровительница замужних женщин и потому в чепце, как у немецкой матроны). Альбрехт Дюрер – знаменитый немецкий художник, гравер. Он, наставительно кивая головой, показывает путнику песочные часы: его жизнь на исходе. Море, заштрихованное параллельными линиями, выглядит, как будто скованное льдом.
Иначе решена композиция «Битва архангела Михаила», главная идея которой в столкновении и борьбе двух начал: добра и зла, света и тьмы. И то и другое требует постоянного обращения за помощью к Богу. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. За это время он побывал в Швейцарии, Германии и Нидерландах. Некоторые исследователи связывают гравюру с темой «Суда Париса» и рассматривают ее как предостережение против сладострастия, ведущего к адским мучениям.
Тема «Апокалипсиса» была созвучна настроениям, царившим в Германии в конце XV столетия. В творчестве Дюрера-живописца значительное место занимал портрет. Автопортрет с остролистом.
В дальнейшем в его живописи укрепляется новаторское для немецкого искусства стремление к полной логической ясности образной структуры, к строго упорядоченному размещению пластических объёмов в пространстве, к чёткому сопоставлению локальных цветов опорой художнику служил опыт итальянского искусства, в том числе колористические достижения венецианской школы. Кроме того, техническое несовершенство новой техники (железо после травления быстро окислялось и доска погибала) также препятствовало быстрому развитию офорта. После этого получают оттиск на другой поверхности (на меди) с этой доски, в результате чего получается изображение зеркально отображённое.
Художественные искания Дюрера завершила живописная композиция-диптих «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека), поражающая пластической мощью и мужественной энергией в изображении лиц и драпировок четыре обобщённых характера-темперамента связывает общий гуманистический идеал независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину. Художник подчеркнул вдохновение во время своих путешествий по Италии. Лист «Св.
Образы апокрифической легенды стали более конкретными и жизненными. После этого благодарный лев стал его постоянным спутником.
Наконец, уже вернувшись из Италии, художник снова обратился к гравюре. Эти так называемые «состояния» легко просматриваются в гравюре на меди. В окружении, молящиеся, среди которых папа Юлиан второй и император Максимилиан первый. «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» – это встреча двух пожилых людей, происходящая на площади немецкого города. Реализацией гравюр Дюрера занимались его мать и жена. Весь рисунок воспроизводит игру ртути, пульсацию крови в кровеносных сосудах.
По широте охвата событий, по эмоциональной силе, по цельности и монументальности «Апокалипсис» Дюрера является крупнейшим произведением в искусстве Северного Возрождения. Картина (диптих) состоит их двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой. Дюрер изобразил носорога, никогда не видев его используя рисунки и описания очевидцев. В частности, над гравюрой известной под названием «Танец смерти». В основе композиции лежит античная группа «Три грации», но художник добавил четвертую фигуру.
Мрачный лес, какой может привидеться лишь в страшном сне. В его мастерской Дюрер изучал живопись, а также гравирование по меди и дереву. В «Св.
Это был сложный, во многом дисгармоничный период. Во время путешествия он оттачивал свое мастерство у разных мастеров в разных городах.
Тем не менее и в художественном плане и в популярности она уступает работе Дюрера. В серии гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498) он обратился к теме конца мира, отвечавшей общественным настроениям переломной эпохи. В центре картины Дева Мария с младенцем Христом на руках.
Иероним сидит за столом в комнате из окон льется яркий свет. В настоящее время копии с гравюр Дюрера можно разделить на три группы: первая – копии как известных, так и не идентифицированных мастеров иногда оставлявших свои монограммы вторая – копии неизвестных мастеров, явно измененные по сравнению с оригиналом (например, увеличенный или уменьшенный размер изображение в другую сторону изменение отдельных деталей и частей композиции) наконец, третья – подделки, точно повторяющие все особенности гравюр Дюрера. Он добился этого в резцовой гравюре на меди. Куда ведёт стремянка, что означает магический квадрат на стене.
Несмотря на отдельные готические черты (многофигурные перегруженные композиции, удлиненные пропорции, витиеватые, ломкие линии), «Апокалипсис» стал произведением нового времени. Но, выявляя объемы, мастер не ставил проблемы света его почти скульптурные фигуры, построенные на четком контуре, не были связаны с пространством. Создал труд «Руководство к измерению циркулем и линейкой», предназначенный в первую очередь для художников.
Она была написана Дюрером для нюрнбергской ратуши. Их исполнение отличалось тонкостью и тщательностью. И по величине он равен слону, но ноги у него короче и он хорошо защищён. Резцовые гравюры Дюрера пользовались большим успехом в среде гуманистов, художников и вообще любителей искусства разных стран. Кроме того, техническое несовершенство новой техники (железо после травления быстро окислялось и доска погибала) также препятствовало быстрому развитию офорта.
Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни. Круг этих людей был назван «гуманистами» из-за склонности к «studia humanitatis» (к светскому знанию), в противоположность средневековым «studia divina» (наукам о божественной мудрости). Однако специфика обрезной гравюры на дереве заключалась в том, что она сохраняла условность и декоративность языка, даже если художник вводил в дополнение к линии штриховку. Иерониме. » оно создает настроение и имеет смысловое значение.
Не нарушая специфики резцовой гравюры, Дюрер извлекает из нее новые и неожиданные эффекты. Эти руки и отражены в картине. Белые символизируют радость Богородицы, красные кровь Христа при распятии.
В «Св. Мученичество десяти тысяч христиан.
Руки Молящегося. Иерониме» оно создает настроение и имеет смысловое значение. Дюрер создал 15 ксилографий для книги «Апокалипсис». Святой Иероним Стридонский (IV—V вв. ) — один из Отцев западной Церкви, приближённый папы Дамаса I, затем настоятель монастыря в Вифлееме, прославившийся переводом Библии на латинский язык, — был покровителем учителей и учащихся, богословов и переводчиков. Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий.
Рыцарь, облаченный в доспехи, движется в тесном ущелье. Перед лицом опасностей он одинок. Все портреты исполненные Дюрером, – это своеобразный памятник его современнику.
В каждой гравюре свет своим ярким лучом вырывает из общего мрака фигуру героя – Христа. С возрастом Дюрер пошел еще дальше в отражении своих переживаний на холсте. Контрастом яростной битве на небе является мирное спокойствие, царящее на земле. Выбранное место назначения было несколько необычно ибо традиционно паломничество северных мастеров осуществлялось в Нидерланды, где со второй половины XV века сформировалось искусство, служившее образцом для немецких художников. Италия же, в большей степени, влекла молодых ученых, стремившихся приобщиться к гуманистической образованности. Сзади плетется дьявол со свиной мордой, увенчанной причудливым гребнем. На всаднике доспехи, в руке — копье.
В богатом графическом наследии А. Дюрера центральное место по праву принадлежит трём гравюрам на меди, которые вошли в историю живописи под названием «Мастерские гравюры». Не видев живого носорога лично, Дюрер сделал два рисунка ручкой и чернилами. На центральной части его изображено Рождество (ок. Иероним» (1514) явился гуманистическим прославлением пытливой мысли исследователя, а в изображении освещённой солнцем комнаты есть пленительная поэзия мирного уюта. Первое издание было напечатано на двух языках – латинском и немецком.
Он разработал сложнейшую систему штриховки, которая позволила ему ввести в гравюры свет и строить все изображение на тональных градациях. До дня свадьбы молодые так и не увиделись. Качество отпечатков, сделанных с одной доски, зависело от тщательности оттиска, добротности краски и бумаги, состояния доски и вырезанных линий. Собственный экслибрис с гербом Дюреров художник выполнил в 1523 г. Изображение открытой двери на щите указывает на фамилию «Дюрер».
Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет назвать третью из «Мастерских гравюр» духовным автопортретом мастера. На столе ничего лишнего, кроме подставки для книг, чернильницы и распятия. Не нарушая специфики резцовой гравюры, Дюрер извлекает из нее новые и невиданные эффекты. Те, кто видел картину, рассматривают гамму чувств на лице и образе изображенного человека. Речь идет о работах 1493, 1498 и 1500 годов. Серия «Страстей» в гравюрах на меди состоит из шестнадцати листов.
Лист делится на два плана. В ней прославляется верность духовному долгу. Средневековый алхимик был кабинетным ученым и философом, нередко священником, его целью было создать некую субстанцию именуемую Философским Камнем, которая бы обладала свойством превращать металлы в Золото и делать людей бессмертными, продлевая их жизнь на неограниченное время. чего только не может он выразить в одном цвете, то есть черными штрихами. Поступь коня, движение всадника неудержимы.
И тогда же как творческий итог художественной деятельности и завещание потомкам пишет знаменитую картину Четыре апостола (1526, Мюнхен, Старая пинакотека). Крылатая богиня возмездия Немезида (1500-1503), стоя на шаре, пролетает над миром. Одна из них — «Геркулес», где, по-видимому изображен герой, убивающий сиамских близнецов Молионидов (по рассказу Павсания). Портрет занимал значительное место в творчестве Дюрера-живописца. Освещение играет большую роль во всех трех гравюрах.
Хотя Дюрер отправил невесте свой автопортрет. Наличие в келье Иеронима таких предметов как череп, песочные часы, книги, колбы и сосуды, стоящие на полках, говорят нам о том, что перед нами мастерская алхимика. Творчество Альбрехта Дюрера (1471-1528) интересно тем, что он выполнял гравюры одинаково успешно и на меди и на дереве. Альбрехт превратил гравюру, вслед за Шонгауэром, в один из основных видов искусства. Главное внимание художника в этой серии, как ни в какой другой, было направлено на раскрытие внутренних человеческих качеств.
Экслибрис – книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Намек на то, что именно он обеспечивает народу достаток и плодородие. Правда, теперь в Италии для него первостепенное значение приобрела живопись. 1502). Уже ранние произведения Дюрера в этой технике, такие как «Блудный сын» 1496 года, позволяют говорить о нем как о большом мастере резца.
Доминиканские монахи использовали четки строго белого и красного цветов. Во времена Дюрера традиционно считалось, что меланхолики — люди с богатым воображением: художники, поэты, ремесленники. Эта два разных мира, но чтобы попасть во второй, надо преодолеть мрак и ужасы первого. Работы, выполненные Дюрером в годы учебных странствий по верхнему Рейну (1490—94), типичны для немецкого искусства XV века, сочетавшего черты поздней готики и Возрождения. Он отлично передает внутреннюю энергию модели, своеобразие характера.
Другой интересный сюжет — «Геркулес на распутье». Но брат Альбрехта был набожным и смиренным человеком, он не огорчился на брата. Самая узнаваемая картина Дюрера была написана для Сан-Бартоломейской церкви в Италии. Лист «Св.
В нем прославлена сила духа, стремящегося к истине. В трактате Эразма речь шла о нравственной стойкости человека в духе этики Сократа.
Она воспринимается как существо неземное, но терзаемое человеческими сомнениями и болью. С особой интенсивностью и упорством Альбрехт Дюрер работал в гравюре (около 350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди), создав многие шедевры мировой графики. С Эразмом переписывались им восхищались, на него ссылались, его цитировали. У супругов не было детей.
Зарисовки и гравюры лиссабонского носорога попали к Дюреру. Помимо перечисленного оставил заметный след в военно-инженерном искусстве. Темперамент молодого художника проявляется в каждом листе. Автопортрет Дюрера в зрелом возрасте. Без портретов сложно себе представить творчество Альбрехта Дюрера.
Иероним в келье». И, наконец, драматизм творческого дерзания в «Меланхолии», которая, по выражению Э. Панофского, одного из современных исследователей творчества Дюрера, является его духовным автопортретом. Учёба в 1490 году по традиции завершилась путешествием (нем.
Гравер использовал эффекты освещения для передачи напряженности и драматизма действия. Это такой «хорошо темперированный клавир» изысканное сочинение музыкального барокко. Святой Иероним изображён за работой, он пишет, скорее всего, переводит Священное Писание. Хрупкое тело Михаила противостоит огромной бесформенной массе дракона.
Сопоставление — явно умышленное и весьма многозначительное. Альбрехт уже в ранней работе, выполненной около 1499 года (портрет Освальда Креля) предстает сложившимся мастером. Альбрехт Дюрер (cын выходца из Венгрии, золотых дел мастера, осевшего в Нюрнберге) учился ремеслу отца, который, заметив одаренность сына и интерес к искусству, отдал его на выучку к лучшим живописцам города.
Художник выделяет героев, сильно выдвинув их вперед и вписав в арку. Свежая непосредственность впечатления отличает ранние пейзажные акварели Дюрера («Вид Триента», 1495, Художественная галерея, Бремен «Домик у пруда», около 1495—97, Британский музей, Лондон), где он стремился уловить цвета натуры и связывающую их свето-воздушную среду. Про гравюру говорили, что «ни одно изображение животного не оказывало такого глубокого влияния на искусство». Он, как верховный судья, грозен, могуч и беспощаден, но и разумен. Первый темный.
Картины Дюрера исполненные в первые годы по возвращении на родину свидетельствуют, что импульс, полученный от искусства итальянского Возрождения, продолжает сохраняться. Будучи подростком, он написал свой автопортрет (1484 г. ) и «Мадонну с двумя ангелами» (1485 г. ). Затем он переехал в Базель.
Техническое мастерство достигает здесь совершенства. Его характер наложил отпечаток на все виды искусства. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. В них отразились философские размышления мастера о смысле бытия, о времени и о себе, о Германии, сотрясаемой бурей Реформации и крестьянских восстаний, о сложности идейных и духовных коллизий.
Ведь по тогдашним правилам мастером считался только женатый художник. «Молитву Св. Лист делится по горизонтали на две неравные части. В 1494 г. Дюрер женился по воле своего отца.
Правда, теперь, в Италии, для него первостепенное значение приобрели живописные проблемы. Представлены огромные фигуры евангелиста Марка, апостолов Павла, Петра и Иоанна, которые олицетворяют, по свидетельству современников мастера, 4 темперамента. Художник в течение нескольких лет писал эту картину. Стоит сказать и о том, что Дюрер первым в Германии стал изучать обнажённую натуру.
В 1492 г. Дюрер задержался в Эльзасе, где некоторое время работал в мастерской Шонгауэра. Кроме того, техническое несовершенство новой техники (первые офорты травились на железе, которое быстро окислялось и доска погибала) также препятствовало ее быстрому развитию в XVI веке. Здесь изображено, как он выглядит. На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой – Марк и Павел.
В герое гравюры одни исследователи видели врага папства Джироламо Савонаролу (14. 52— 1498), настоятеля монастыря доминиканцев во Флоренции, другие — Франца фон Зиккингена (1481— 1523), который в 1522 г. возглавил мятеж германского рыцарства. Краску набивали в эти углубления тампоном, удаляя ее остатки с поверхности доски. Его работа больше соответствует действительности. Говорят также, что носорог быстрый, непредсказуемый и хитрый зверь. В гравюре все настолько гармонично, что человек, пространство и предметы, его окружающие, ощущаются как некое единое целое.
Огромным достижением Дюрера было то, что силой своего воображения и реалистического мастерства он воплотил эти гигантские видения с их заклинаниями и экстазом в образы, обладавшие жизненной убедительностью. Одну из лучших гравюр традиционно именуют «Всадник, Смерть и дьявол». Но и в этой старинной гравюре и в первой в немецком искусстве античной идиллии — «Семействе сатира» герои помещены в северный лес его голые стволы и сухие ветви указывают на иное понимание сюжета.
Это и символ времени и стремление художника одолеть все страхи, все призраки прошлого открытым бесстрашным взглядом. В этих работах уже видна рука и своеобразный почерк Дюрера. Таким образом, кульминационным центром изображения является голова святого, где сливаются природный свет, падающий из окон и свечение исходящее от самого Иеронима, образуя единый «божественный свет».
Не нарушая специфики резцовой гравюры, Дюрер извлекает из нее новые и невиданные эффекты. К браку художник относился без особого энтузиазма, хотя и воле отца не противился. Свет проникает сквозь окна, он не «естественный, природный», а преломленный. В серии гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498) он обратился к теме конца мира, отвечавшей общественным настроениям переломной эпохи. Дюрер, однако именно в 1514 году, в год создания «Меланхолии», дает несколько изображений крестьян.
Впрочем, есть и новое. Всадник Дюрера — это христианин, упорно следующий к Небесному граду (представлен в образе замка, венчающего скалу на заднем плане), несмотря на искушения дьявола и неотступную близость смертного часа. Смерть протягивает всаднику песочные часы — символ краткости человеческой жизни.
В его гравюрах появились образы крестьян, горожан, бюргеров, рыцарей и т. д. («Вид Триента», «Домик у пруда»), где он стремился уловить цвета натуры и связывающую их свето-воздушную среду. Носорог был прикован к палубе и затонул вместе с кораблем. Детей у них не было. В 1494 г. Дюрер отправился в Италию. В них, по словам Томаса Манна, содержится «целый комплекс судьбы», где герой одновременно и жертва, которая стала «предвестником новой более высокой человечности».
Достигнув изумительной тонкости графического языка уже в гравюрах, созданных около 1500—03 («Святой Евстафий», «Немезида»), Дюрер пришёл в трёх так называемых «мастерских» гравюрах 1513—14 к своим высшим достижениям: «Всадник, смерть и дьявол» (1513) — образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми искушениями в Меланхолии (1514) воплощены внутренние конфликты и беспокойство творческого духа человека «Святой Иероним» (1514) явился гуманистическим прославлением пытливой мысли исследователя, а в изображении освещённой солнцем комнаты есть пленительная поэзия мирного уюта. Он ищет их секреты, рисуя обнаженные женские и мужские фигуры. В последующих циклах «Большие страсти» (около 1497-1511), «Жизнь Марии» (около 1502-11) и «Малые страсти» (1509-11) он довёл до совершенства ритмический строй линий, то нежных и хрупких, то полных силы и внутренней динамики. Особенности использования каждой техники объяснялись разным назначением гравюр.
По широте охвата событий, по эмоциональной силе, по цельности и монументальности «Апокалипсис» Дюрера является крупнейшим произведением в искусстве Северного Возрождения. И из Геркулеса мы сделаем Самсона и то же самое мы сделаем со всеми прочими». Здесь он вошел в круг книгопечатников и гуманистов. В нем — новое отношение художника к своей творческой миссии, уверенный взгляд на собственное «я».
В 1498 году художник закончил свою первую большую серию гравюр «Апокалипсис», ставшую значительным явлением во всем искусстве немецкого Возрождения. Это своеобразная наука имеющая свои методы и знающая путь к успеху. Альбрехт Дюрер (21. 5. 1471, Нюрнберг, — 6. 4. 1528, там же), немецкий художник, рисовальщик, гравёр, теоретик искусства. В то время было принято среди правителей дарить друг другу экзотических животных. «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Это животное — один из символов меланхолического темперамента — изображено и на других гравюрах цикла: собака сопровождает Всадника и спит в келье Святого Иеронима.
Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака. Цвет его подобен цвету черепашьего панциря и он плотно покрыт толстой чешуёй. Это указывает на то, что герой выберет путь добродетели. В ней отсутствуют наиболее фантастические черты, присущие работе Дюрера, а также она воспроизводит цепи, которыми был прикован носорог. В этой среде коллекционировали античные монеты, переписывали древние надписи, стремясь преодолеть пренебрежительное отношение к «варварам-немцам», которое было распространено в Италии со времен Петрарки.
Именно здесь тянется нить, связывающая искусство Дюрера с искусством Рембрандта. Небеса и земля сливались в одно великое целое. Последние особенно затрудняют работу исследователей. Работал в основном в Нюрнберге.
Эта картина напоминает Диспут Рафаэля. В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделял много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия. В области печатной графики Дюрер также не знал себе равных – он был признан мастером европейского уровня в области ксилографии. Альбрехт Дюрер (1471-1528) – немецкий художник и график, один из величайших мастеров Северного Возрождения. В 1511 году Дюрер по заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра написал алтарь «Поклонение Святой Троице» («Алтарь Ландауэра», Музей истории искусств, Вена).
Образцами для фигур Адама и Евы послужили, как предполагают, античные статуи Аполлона Бельведерского и Венеры Медицейской или скорее – рисунки с них. Видимо, Дюрер не задумывал создавать их как единый цикл. Император держит в руке гранат, символ изобилия и бессмертия. Его композиция возносилась, подобно крутой стене, в пространство вселенной.
В центре композиции – руки Иисуса, ведущего счёт своим аргументам в беседе и руки одного из учителей, свидетельствующие о «нервозности и смущении». Примером служит гравюра «Св. Это не значит, однако, что нам недоступна всякая мудрость. В этом листе художник добивается еще большей пластичности форм.
Ни у одного из мастеров дюреровского времени нет такого количества автопортретов. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Альбрехт Дюрер, биография и творчество которого совпадают с расцветом немецкого Возрождения, не мог остаться в стороне от тенденций своего времени. Иероним в келье» – одно из самых совершенных произведений мастера. Первой стала Четыре Ведьмы. Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, – возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени.
В них был, по словам Томаса Манна, «целый комплекс судьбы» в которой «герой» был одновременно и «жертвой», но которая стала «предвестником новой более высокой человечности». Ученическая поездка Дюрера продолжалась до 1494 года. Дюрер, видимо сам пробовал резать. Когда пришло время возвращения домой, Иисус остался в Иерусалиме. За год до этого, папе Римскому очень понравился белый слон, которого он назвал Ханно. Так, сложный узор завивающихся в тугие кольца линий в гравюре «Самсон» соответствует закрученной в клубок композиции, в которой сплелись тело человека и льва. 1490-1494 – годы странствий, обязательные для того, чтобы получить звание мастера.
Обилие бытовых деталей нисколько не заслоняет значительности происходящего. В этой серии художественный язык гравюры становится конкретнее, динамичнее и смелее. Какая уж тут меланхолия. Классическая стройность и величие присутствуют в больших композициях «Поклонение Троице» и «Геллеровский алтарь». Свежая непосредственность впечатления отличает ранние пейзажные акварели Дюрера. Художник наделил их чертами своих современников и перенес действие ряда гравюр в реальную обстановку Германии XVI века.
Во время путешествия в Италию он создал свои первые серьёзные картины – серия пейзажей. Список их следующий: выполненный в 1520 году углем Эразм Роттердамский, а также работы 1521 года Лука Лейденский (выполнена серебряным карандашом), Агнес Дюрер, при создании которой использовался металлический карандаш и др. Многочисленные рисунки, созданные Дюрером в начале века, стали ближе к античным образцам. В результате попыток построить идеальную мужскую и женскую фигуры возникла гравюра «Адам и Ева», где образцом для Адама был Аполлон Бельведерский, а для Евы — Венера Медичи. Мор, Война, Голод и Смерть вихрем проносятся над землей, сметая все на своем пути.
Дюрер получил известность как математик (прежде всего, геометр). Колористическая гамма всех автопортретов весьма скупа и сдержанна. В это время выполнял множество официальных заказов Альбрехт Дюрер. Гравюры сделали Дюрера выдающимся художником всех времён.
Если на первой из «Мастерских гравюр» человек героически противостоит смерти, то тема листа «Святой Иероним в келье» (1514 г. ) посвящена уединённому покою учёного-отшельника. Сам Дюрер назвал её «Всадник» (1513 г. ).
Линия становится носителем эмоциональной выразительности и экспрессивности образа. De viris illustribus), «Хронику» (события всемирной истории, начиная с сотворения мира), основанную на «Хронике» Евсевия Кесарийского с дополнениями. Иероним сидит за столом в комнате из окон льется яркий свет. По тропе на медленно шагающем прекрасном коне едет всадник. Двадцать гравюр к повествовательному рассказу о жизни Марии, в отличие от «Апокалипсиса», выражали мирный, светский идеал художника и получили реальное воплощение.
И то и другое присуще ксилографии XV века, но в более упрощенных, условных формах. Кроме того, отец обучал сына ювелирному делу. Определенная последовательная связь трех гравюр из которых ««Меланхолия» является последней, позволяет считать ее финальной частью «Триптиха». Краткое содержание вышеупомянутого трактата важно знать для понимания образа воина. Они отличаются редкой образной сосредоточенностью и лаконизмом.
Часто в резцовых гравюрах Дюрера встречаются изображения простого народа («Танцующие крестьяне», «Три крестьянина», «Крестьяне идущие на рынок» и т. д. ). Однако всадник не удостаивает Смерть взглядом. Главный труд его жизни это перевод Библии на латынь — Вульгата (лат. У Иеронима Блаженного, как это ни удивительно, был ручной лев. Рафаэль и Джованни да Удине зарисовали носорогов.
На каменистой тропе, сквозь которую с трудом пробивается чахлая трава, валяется череп. В этом одна из причин популярности его гравюр среди современников. Они эффектно усложнены очертаниями огромных бархатных беретов или широкополых шляп. «Меланхолия» (1514 г. )—самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. На переднем плане спят лев и маленькая собачка. Наряду с многочисленными чертежами, схемами и рисунками, посвященными решению этой задачи, возникают две картины, составляющие одно нерасторжимое целое — Адам и Ева (1507, Мадрид, Прадо).
Результатом его собственных философских размышлений стал образ «художественной меланхолии». Этому стремлению больше всего отвечали ксилография и резцовая гравюра. Графика художника необычайно богата и разнообразна и по техникам (ксилография, гравюра на меди, сухая игла, офорт) и по сюжетам и по жанрам (иллюстрация, портрет, бытовая тема, декоративная гравюра). Универсальность дарования Дюрера особенно полно выразилась в его рисунках (около 900) – точнейших аналитически-детальных натурных штудиях, композиционных набросках и завершённых станковых листах. Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца М. Вольгемута (1486 — 1490).
Часто в резцовых гравюрах Дюрера встречаются изображения простого народа («Танцующие крестьяне», «Три крестьянина», «Крестьяне идущие на рынок»). Он побывал в Падуе и Венеции в 1494-95 годах.