Еще более лаконичен лист «Улица Транснонен» (1834), поразительный по силе обличающий документ, который призывает к отмщению. Огромное наследие Д. (около 4 тыс. Д. создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). Домье не был иллюстратором — он был активным творцом.
Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 году он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848 год, музей Орсе, Париж). Но, будучи жадно влюбленным в современность, он вскоре же стал трактовать кистью те же самые сюжеты, которые наполняют его творчество рисовальщика: парижские вокзалы и вагоны третьего класса, театральные ложи и любителей эстампов, сцены суда и народные типы. живопись, от Э. Мане, Э. Дега, А. де Тулуз-Лотрека, В. Ван Гога до фовистов, нем. В портреты он вводит элементы пейзажа или интерьера.
Перед нами свифтовский великан с лицом, напоминающим Луи Филиппа, в жадную пасть которого сенаторы и министры бесконечной чередой проносят мешки с золотом, взамен чего получают выходящие из другого отверстия чины и ордена внизу, справа, показаны те, за счет которых происходит этот своеобразный обмен веществ, — бедняки, женщины с грудными детьми, рабочие, принужденные поступаться своим заработком для пополнения корзины обжоры-монарха. Домье показал Ратапуаля двояко. Равным образом не гневные, а добродушные ноты прозвучали в других его листах, рисующих низы общества, вынесенные наверх стихией революции. башнями на главном фасаде, по композиции поразительно напоминают готические. Чаша его переживаний переполнилась до краев. Его живопись построена не на разнообразии цвета, но на разнообразии тонов, на гармонии световых отношений (valeursов). Столь же материальны, как натюрморты и жанровые картины, пейзажи Курбе.
Это — способность бесконечно шокироваться всем, что нарушает представление о комильфотности и в то же время испытывать праздное любопытство к сплетням, скандалам, происшествиям, наравне с полным недоверием к науке, к прогрессу и панической боязнью всего нового (как, например, езды по железной дороге). Устроенная за год до смерти Домье ретроспективная выставка его произведений (под председательством Виктора Гюго) совпала — о ирония судьбы.
В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров флам. Вдали в воздушной дымке растворяются очертания города. Ибо актера он предпочитает низводить с его пьедестала, рисуя на него шаржи, срывая с него трагико-классическую маску и показывая под ней будничную физиономию обывателя (таковы серии его Трагико-классических физиономий). (к 1822 относится первая литография – «Воскресенье»).
— со смертью римского папы и, пройдя мало замеченной, даже не окупила себя. На полотне зрители видят зверски убитую семью. Это — поединок грязи и клеветы между сторонами, ораторское недержание адвокатов, это — то вопиющее социальное издевательство, которое звучит в словах одного из жирных судей Домье: Вы были голодны. Таков рабочий-печатник в литографии «Руки прочь. Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном.
В журнале «Карикатюр» художник помещает рисунки, высмеивающие Луи-Филиппа изображенного то в виде груши (по-французски слово «пуар» означает одновременно и «груша» и «дуралей»), форму которой напоминает голова правителя Франции, то в виде великана Гаргантюа, поглощающего золото. Оноре Викторьен (26. 2. 1808, Марсель, — 11. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник и скульптор. 1849, Худож. Эмоционально насыщенная, монументальная, обобщенная живопись Домье всегда выражает характер его творческих исканий и когда он пишет сцены современной жизни и когда создает композиции на сюжеты бессмертного «Дон-Кихота», образ которого приобретает особую трагичность во времена Второй империи.
Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку.
Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Д. создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836—38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. Вместе с коммунарами в числе героических борцов Парижской коммуны был возглавивший Федерацию художников Гюстав Курбе (1819—1877). Создал порядка 4000 литографий и ещё порядка 900 иллюстраций карандашом.
На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Есть определенное сходство у персонажа клоуна и частного персонажа карикатур Домье – Луи-Филиппа (например: «Гаргантюа»), Это подчеркнуто не только сходством черт и толстой фигурой, но и тем, что этот персонаж здесь представлен своего рода хозяином этого шоу, управляющим, смеющимся злорадно, выявляя суть происходящего, как бы издеваясь над теми, кто искренне верит в справедливость власти и тех законов, которые она производит. Таков лейт-мотив 27 вариаций, в которых Домье углубляет тему о Дон-Кихоте.
Это — телесная неповоротливость и уродство, вызванные сидячим образом жизни, нелепой вредной одеждой и галантереей, — уродство городской наготы, над которой Домье с беспощадной иронией смеется в сериях своих Купальщиков и Купальщиц изображая последних в чепчиках и под зонтами, как пародию на резвящихся в море античных богов и героев Каков культурный уровень этого общества. Сильные, концентрированные лучи как бы выхватывают и озаряют главных действующих лиц. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок.
Художник вложил социальный смысл в образы рабочих — старика и юноши измученных непосильным трудом, но упорных, выносливых они сродни окружающей их могучей природе. За эти карикатуры Домье, обвиненный в «оскорблении члена королевской фамилии», приговаривается к тюремному заключению.
Современники (О. Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, подчас объединенного с пейзажем. Домье родился в Марселе в семье ремесленника. «Человеческая комедия» Бальзака, состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции изображающей французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848).
Гениальный физиономист заменяет здесь маски театра масками зрителя. Февральской революцией внезапно опрокинуло монархию Луи Филиппа. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Художник постоянно использует свет для усиления эмоциональной насыщенности произведения. 1830-хгг. Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. Центральное место в творчестве Милле занимает картина «Сборщицы колосьев» (1857, Париж, Лувр), отличающаяся монументальностью, эпичностью, силой образного решения.
воспроизводимую гравюру В партере). С 1822 посещал мастерскую А. Ленуара и академию Сюиса изучал старых мастеров в Лувре. Сын стекольщика, перебравшегося с семьёй в Париж в 1814 года.
Горячий пропагандист реалистического демократического искусства, замечательный организатор, Курбе всей своей деятельностью отвечал требованиям современных ему прогрессивных критиков, обращавшихся с призывом: «Мы требуем от художника в первую очередь современности, так как мы хотим, чтобы он оказывал влияние на общество, направлял его по пути прогресса. Домье выискивал карикатурные сцены французской жизни изучал и критиковал представителей буржуазного класса. и, наконец, полным именем и фамилией. 4 тыс. ), поражающих глубиной социальных оценок, гражд.
Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. Конечно, нет. Современники (О. де Бальзак, Ш. Бодлер, Т. де Банвиль и др. ) высоко ценили графику Д., ставя его в один ряд с У. Хогартом и Ф. Гойей.
Это — лицемерное прикрытие самопомощи и саморекламы за счет столовок для бедняков, это — пьяные оргии общества Ревнителей трезвости, это — издевательство гуманных тюремщиков, милостиво посещающих арестантов (серия Филантропы дня) И, наконец, быт семейный. В лучах солнца выявляется мощная пластика их фигур. С революцией 1830 года и в еще большей мере с революцией 1848 года было связано творчество Оноре Домье (1808—1879), художника цельного, последовательного в своих убеждениях, непримиримого борца с буржуазными порядками.
Изобразительным искусством стал увлекаться с раннего детства. Ратапуаль Домье — гениальный тип такого бонапартистского агента-агитатора, тип проходимца, наделенный, однако, разительным сходством с самим Наполеоном III, — тип, в то же время столь яркий по своей сконцентрированной выразительности, что он возвышается до некоего общего символа всяческого черносотенства и контррелюционности. Тесно переплетаются здесь темы семьи и труда. Иногда его портреты кажутся этюдами к жанровым картинам.
Домье. Он первый показал намеками штрихов мелькание экипажного колеса, он первый внес в свою композицию элементы асимметрии и неожиданности, предвосхитив импрессионизм дальнейшей эпохи (более того, предвосхитив даже увлечение японцами — диагональным построением многих своих композиций). Это не приниженные люди, не сброд, не хвастуны, не пошляки Это люди – я не нахожу слов, чтобы лучше пояснить мою мысль». Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале).
Иск-во Д. оказало большое влияние на позднейшую европ. Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. 1851, музей Орсе).
С этого времени Д. всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. Иногда это иронически данная «поэтичность» общих мест романтического пейзажа, но и тогда еще более оттеняется мещанское убожество, тупость буржуазной морали — серии «Пасторали», «Лучшие дни жизни», «Супружеские нравы». В период Парижской коммуны Курбе становится ее активным участником и как художник и как общественный и политический деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа».
Изобретение фотографии привело к поискам художественной формы в этой области. Домье был поистине скульптором иронии. Таковы Бодлер, поэт и тонкий критик, поглощенный работой, (1848, Монпелье, Музей Фабр), композитор Берлиоз, сидящий за роялем в глубокой задумчивости (1850, Париж, Лувр).
Если в ранних своих рисунках (как, например, в портретной серии или в Улице Транспонен) художник оперирует по преимуществу с пятнами, с четкими силуэтами различных тональностей (статичными и еще несколько безжизненными благодаря своей замкнутости), то, начиная с 40-х гг., мы замечаем в его понимании формы новую, двоякую и двуединую эволюцию. Политическую карикатуру Домье первый сделал подлинным искусством. В самом деле, этот многогранный художник почти одновременно работал на всех трех фронтах изобразительного искусства: лепил, рисовал, писал красками. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы, Национальная галерея, Прага). Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру.
Д. создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). Свидетель неоднократных революционных выступлений народа, Домье вслед за Делакруа создает пламенный образ восставшей Франции в картине «Семья на баррикаде» (1848—1849, Прага, Национальная галерея), пронизанной пафосом революционного порыва, стремительной динамикой ритма. галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850, Музей изобразит. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты.
Характерно для Домье, что, обезоруженный в качестве политического сатирика, он в то же время до такой степени не приемлет этой II империи, что не поддается соблазну ее бытового отображения искусу той внешне-блестящей аристократической жизни, которая так пышно расцвела в этом Париже Декабря и которая столь пленяла другого талантливого рисовальщика, Константина Гюйса. Его острое, отточенное искусство оказало громадное воздействие на развитие критического реализма и прежде всего сатирической графики и карикатуры. Он работал в Карикатуре с 1831 по 1843 г. (за вычетом 6-месячного тюремного заключения) и в Шаривари с 1835 по 1874 г., выпустив карандаш из рук лишь за пять лет до смерти, когда слепота уже заволакивала его переутомленные глаза. Сильные, концентрированные лучи как бы выхватывают и озаряют главных действующих лиц. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Уверенным, размеренным шагом идет крестьянин по вспаханной ниве.
Министры и члены парламента сидят амфитеатром, уподобляясь редкостной коллекции чудовищ.
Он продолжает работать среди других изгнанников-коммунаров. «Так начинают и так кончают», — написал Курбе в объяснении к этой картине. Домье не довольствуется первыми достижениями. — вечная нужда и всепоглощающая журнальная работа препятствовали ему отдаться живописи. всем его глубочайшем значении. Сын стекольщика, перебравшегося с семьёй в Париж в 1814. Неразрывными узами был связан Милле с крестьянством из среды которого вышел.
В «Любителе эстампов» художником дан образ поглощенного страстью к искусству героя.
В решительную борьбу вступил Курбе с салонным искусством. экспрессионистов, П. Пикассо и Х. Сутина.
Теперь бросим взгляд на его искусство Домье с точки зрения художественной формы, его приемов, его стиля и определим общее художественное место Домье в современном искусстве. Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-1864 годы, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-1863 годы, музей Орсе и другие) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). Именно в живописи воплощал он чаще всего образы положительные. В конце 60-х гг.
Домье одним из первых художников стал использовать литографию в качестве приоритетной техники. Домье-художника отличает прежде всего уверенность.
Работая в технике литографии (реже ксилографии), Д. великолепно использует её живописные возможности, передавая тончайшие переходы от бархатисто-чёрного к серебристо-серому, воссоздаёт световоздушную среду и освещение. Свои картины Домье редко выставлял на суд публики. Домье открыл пафос современности — в этом его заслуга революционера. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции.
Мы требуем от него правдивости ибо, чтобы быть понятным, он должен быть близким к жизни». Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. Сгибаясь под тяжестью ноши, она заботливо поддерживает ребенка. Иногда это иронически данная «поэтичность» общих мест романтического пейзажа, но и тогда еще более оттеняется мещанское убожество, тупость буржуазной морали — серии «Пасторали», «Лучшие дни жизни», «Супружеские нравы». Роман Сервантеса был настольной книгой художника и он постоянно, в разные моменты своей жизни, возвращался к рыцарю печального образа и его оруженосцу.
Домье сделал литографию многозвучным инструментом выразительности и в то же время орудием чисто современного, лаконичного и динамического искусства города, подготовив в этом смысле почву для расцвета уличного плаката, для Тулуз-Лотрека и Стейнлена. Это был знаменитый Гаргантюа. По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме.
Но ни штрафы, ни тюрьма не сломили французского художника, который продолжал отстаивать республиканские идеи. ДОМЬЕ (Daumier) Оноре (Оноре Викторьен) (26. 2. 1808, Марсель – 10. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник, скульптор. При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851 года, музей Орсе). Ряд лиц — участников сцены — носит следы мещанской ограниченности, бессердечия, лицемерия.
Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Он обличал и высмеивал продажность и взяточничество буржуазного суда, фальшь адвокатов, притворство подзащитных, напыщенность судей (серия «Люди юстиции», 1845). Эти классовые симпатии и антипатии Домье еще яснее обнаружатся перед нами из дальнейшего обзора его бытовых рисунков и его жанровой живописи.
Н. Н.
Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», ок. У него было мало досуга и возможности творить вообще, вне утилитарного назначения. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками.
Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией. Работая в технике литографии (реже ксилографии), Домье великолепно использует её живописные возможности, передавая тончайшие переходы от бархатисто-чёрного к серебристо-серому, воссоздаёт световоздушную среду и освещение. В журнале «Карикатюр» художник помещает рисунки, высмеивающие Луи-Филиппа изображенного то в виде груши (по-французски слово «пуар» означает одновременно и «груша» и «дуралей»), форму которой напоминает голова правителя Франции, то в виде великана Гаргантюа, поглощающего золото. Творчество Домье на бытовые темы почти необъятно, оно числит громадное количество серий: Добрые буржуа, Актуальности, Синие чулки, Супружеские нравы, Парижские наброски и т. д. Оно имеет своим объектом всю окружающую жизнь — общественную и семейную, парламентскую и театральную, городскую и пригородную и т. д. И при всем этом громадном охвате оно легко может быть сведено к одной главной теме — выявления буржуазной психологии. В непосредственной близости к барбизонцам проходила деятельность одного из самых замечательных художников-реалистов Франции — Франсуа Милле (1814—1875).
Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 году после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике.
«Этого можно освободить, он больше не опасен», — гласит подпись под листом, усиливая ноту боли, горечи и гнева. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Д. добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов — «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Д. создал героический образ рабочего-революционера. Оноре Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе. — Терпение — добродетель ослов, — отрезал Домье.
Французский критик и поэт, Шарль Бодлер, который был другом и почитателем Домье и его творчества, одним из первых обратил внимание на стилистические сходства работ Бальзака и Домье: «Гравюры Гаварни и Домье по справедливости были названы дополнениями к «Человеческой комедии». галерея, Прага).
При кажущейся простоте композиция строго продумана. Еще несомненнее влияние Домье на Дега, выразившееся как в общей, остро-аналитической тенденции (анализ движений и жестов балерин, анализ уродливой городской наготы), так и в общих композиционных методах. Он обличал и высмеивал продажность и взяточничество буржуазного суда, фальшь адвокатов, притворство подзащитных, напыщенность судей (серия «Люди юстиции», 1845). Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»).
Тематическая картина продолжает занимать видное место в творчестве Курбе в 1860-е гг. С помощью этих красок Домье достигал эффектов разнообразной теплоты и горячности, прозрачности и плотности.
И мы видим: вот публика партера, вот публика галерки. Но не менее любит Домье показывать толщу городской толпы, ее стадную психологию. (к 1822 относится первая литография– «Воскресенье»). Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848, музей Орсе, Париж).
Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Физиологии», 1841-42 «Служители правосудия», 1845-49 «Добрые буржуа», 1846-49 и др. ). в 1848 он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848, музей Орсе, Париж). Каково мироощущение этого буржуа. С этого времени слагается творческий облик художника-демократа, поэта крестьянского труда. С изумительной силой выразительности, как проникновенный физиономист, увековечил Домье прислужников монархии, орлеанистов (Гизо, Тьера, Сульта и др. ) и самого короля с грушевидной головой.
И это грозное предостережение печатника Домье сбылось. В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. 1860, музей Орсе «Восстание», 1840-егг., Нац. Всю жизнь художник терпел лишения. В литературном мире удешевление бумаги, появление быстрых печатных станков, а также улучшение типографских и переплетных работ позволили печатать большие тиражи книг, что послужило массовому распространению грамотности в период с 1820 по 1850 год. Эти враги — Луи Филипп и его министры. В картине «Возвращение с конференции» (1863, не сохранилась) художник сатирически показывает пьяных церковников, которые едва держатся на ногах, вызывая насмешки крестьянина — свидетеля этой сцены.
Она представляет собой своеобразную социальную эпопею жизни французского общества. Именно в живописи воплощал он чаще всего образы положительные. Свою лучшую литографию "Законодательное чрево" Оноре Домье создает в 1834 году. Условимся, однако, как понимать эту живописность.
Этому влиянию принесли дань и многие его современники, как Манэ и Сезан. Огромная пластическая выразительность фигур подчеркнута контрастами света и тени. В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства.
Подлинным венцом этих портретных исканий Домье явился его знаменитый лист Законодательное чрево (1834) изображающий скамьи министров и депутатов центра. Он не только обратился к родной природе, но главной темой своего творчества избрал жизнь и труд крестьян, которых изображал с необычайной теплотой, проникновенностью и правдивостью.
С победой Луи Бонапарта Домье должен был сложить свое оружие. «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен.
Таким образом достигается эффект скульптурности масс. В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. Острая карикатура на короля Луи Филиппа «Гаргантюа» (1831), повлекшая за собой 6 месяцев тюрьмы и штраф, принесла Домье широкую известность. Его работы, сначала открытая сатира на политических деятелей, затем карикатурные изображения французских типажей и, наконец, сатирический комментарий французской жизни (серии Croquis Parisiens (Парижские наброски) и Les Plaisirs de la champagne (Наслаждение шампанским), показывают, как меняется отношение художника к объекту его творчества и само творчество меняется со временем. Говорить ли о многообразном влиянии Домье на современное искусство.
Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). Эмоционально насыщенная, монументальная, обобщенная живопись Домье всегда выражает характер его творческих исканий и когда он пишет сцены современной жизни и когда создает композиции на сюжеты бессмертного «Дон-Кихота», образ которого приобретает особую трагичность во времена Второй империи. Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», ок.
Домье. Свободу печати. » (1834), полный боевой готовности, энергии, при виде которого приходят в смятение монархи и правители.
«Свет в картинах несет эмоциональную нагрузку и посредством его Домье расставляет композиционные акценты используя сопоставления светлого и темного самым разнообразным способом, – пишет Н. В. Так, в цикле Парламентских идиллий, в этом царстве интриг и конспирации, мы видим Тьера — особенно ненавистного Домье — то в образе пьяного амура с крылышками, показывающего зад (очевидно, делу свободы), то в виде карлика, со смешной важностью мечтающего о короне, то в виде матереубийцы, замышляющего удушение прессы. С глубиной и трогательной нежностью показывает он жизнь трудящихся большого города.
Его прачка, поднимающаяся от реки с тюком белья, — женственна и человечна. Сын мастера-стекольщика. Пусть Домье и не запечатлел своего непосредственного сочувствия Коммуне, но всего того, что он сделал за сорок лет своей деятельности, достаточно, чтобы сказать, кому именно сочувствовал Домье. Таков цикл «Прачки» (1850—1860). Злободневные события, совр.
Домье не любил многие новшества. Иногда т его искусстве проскальзывают ноты салонной красивости и тогда оно отмечается правительственными наградами, которые художник отвергает. Престарелый художник устал.
«Я крестьянин и ничего больше, кроме как крестьянин», — скромно говорил он о себе. иск-ва и кружев, Кале). Приветствуя революцию, Д. разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. Не дремало, однако и правительство.
За эти карикатуры Домье, обвиненный в «оскорблении члена королевской фамилии», приговаривается к тюремному заключению. Этот же тип атлета встречаем мы и на другой картине Домье — Борец. Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-64, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-63, музей Орсе и др. ) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). Политическую карикатуру Домье первый сделал подлинным искусством. Художник показал еще одно, гораздо более значительное произведение, за которое, однако, не получив инструкций от Добиньи, со свойственной ему скромностью нерешительно попросил 600 франков.
Дальнейшая эволюция линии Домье заключается во все большем и большем росте ее эластичности, плавности и синтетичности: Домье научается одной, широко текущей линией давать характеристику целой человеческой фигуры (прачки, бурлака и т. д. ). 1863, Париж, Музей Орсэ).
В картине «Мастерская художника» (1855, Париж, Лувр), этой своеобразной «реальной аллегории», он представил свои модели и тех, кого писал и кого собирался писать в будущем: своих друзей Бодлера и Прудона, охотника с собакой, торговца, священника, обнаженную модель и самого себя, сидящего за мольбертом. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830—32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832—33). Зато демос, наполняющий ложи верхних ярусов и галерку, относится к спектаклю совсем иначе.
Эта республиканская пресса возникла в памятном 1830 г., как только выяснилось, что монархия Луи Филиппа нисколько не лучше монархии Карла X. В ноябре 1830 г. художник и издатель Шарль Филиппон основал еженедельный сатирический журнал Карикатуру, — выдержавший, кстати сказать, около 100 процессов в течение шести месяцев, — а через два года и ежедневную газету Шаривари. 1848, Прага, Национальная галерея). Таким образом достигается эффект скульптурности масс. В сериях литографий «Парижские типы» (1839—40), «Супружеские нравы» (1839—1842), «Лучшие дни жизни» (1843—1846), «Люди юстиции» (1845—48), «Добрые буржуа» (1846—49) Д. едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя.
При жизни Д. его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», ок. Это — психология комнатного филистера, оторванного от природы и боящегося снега, ветра, сквозняка, ручья, солнца, лягушки, каждого вороньего пугала, — психология, дающая Домье повод к веселому и здоровому смеху над неудачливыми приключениями горожанина на лоне природы (таковы серии: Пасторали, Охота, Рыбная ловля и т. д. ) Его физическая природа. Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело».
классицизма (Серии Lhistoire Ancienne (Древняя история), Physionomies tragiques (Трагические лица). Свои картины Домье редко выставлял на суд публики.
Но это не довод, — я тоже каждый день голоден и все-таки ведь не ворую Филантропия. Надо ли говорить и о том, что именно Домье открыл двери в цирк Тулуз-Лотреку и указал на скоморохов самому Пикассо. политич. Ибо Домье умел воплощать эту коллективную стихию толпы не только на театре, но и плоскостях более серьезных. Известный французский архитектор и реставратор архитектуры XIX века Э. Виолле-ле-Дюк писал: «Домье – народный художник.
Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. На одной из ранних его литографий изображены рабочие перед витриной книжного магазина.
Он пишет в чаще леса животных—«Косули у ручья» (1866, Париж, Лувр), к концу жизни — море, то величественное, спокойное и торжественное — «Море у берегов Нормандии» (1867, Москва, ГМИИ), то вздымающееся могучими гребнями волн — «Волна» (1870, Париж, Лувр), но всегда прекрасное, манящее переливами красок, просторами далей, осязаемостью влаги. Повседневности провинциальной жизни Курбе придает значительность, которой она не имела у его предшественников. ему франц. Домье. Художник постоянно использует свет для усиления эмоциональной насыщенности произведения.
В живописи Д. важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит– сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», ок. В этой изумительной коллективной карикатуре обнаружилась рука созревшего мастера, как и во всех вообще работах середины 30-х гг., этой блестящей поры творчества Домье. Отвлекаясь от техники, коснемся теперь общих законов рисунка Домье. деятели оживают в его литографиях (всего– ок. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины.
Крестьянин-труженик становится героем его произведений. Над каждой своей работой мастер трудился, как над произведением искусства.
Так поначалу он исполняет небольшие картинки, нотные заголовки, детские азбуки для издателей Белиара и Рикура. В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849 года, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850 год, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале). Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Наступает страшный год: год разгрома Франции, падения Империи и поражения Коммуны.
С глубиной и трогательной нежностью показывает он жизнь трудящихся большого города. Подавленный горем, подобно своей аллегорической женщине на поле трупов, Домье не мог, очевидно, детализировать и конкретизировать своих впечатлений. Министры и члены парламента сидят амфитеатром, уподобляясь редкостной коллекции чудовищ. В сериях «Древняя история» (1841—43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Д. зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Графика Д. «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с сер. С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг.
В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860 года, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы Национальная галерея, Прага). Портретное сходство ясно обнаруживается в литографии «Мы все честные люди, обнимемся» (1834), где изображены видные политические деятели Июльской монархии во главе с Луи-Филиппом. Злободневные события, современные политические деятели оживают в его литографиях (всего – около 4 тысяч), поражающих глубиной социальных оценок, гражданским бесстрашием: «Маски» (1831), «Опустите занавес, фарс окончен» (карикатура на Луи Филиппа), «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», «Свобода печати», «Законодательное чрево» (все – 1834).
) и, наконец, Статую Франции без рук, намекающую на желание правых обезоружить Республику (Республика Милосская или идеал правых). Равным образом, не удовлетворяясь литографией и ксилографией, Домье переносил те же излюбленные им сюжеты на мольберт живописца для того, чтобы с помощью кисти разработать их шире и синтетичнее (таковы, например, повторные мотивы адвокатов, любителей эстампов, вокзалов и т. д. ).
На использовании уничтожающе разоблачающих портретов строит художник Домье одну из самых прославленных литографий — «Законодательное чрево» (1834). Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838).
Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Краски положены сочным плотным слоем.
При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851, музей Орсе). Параллели эти при знании того, что следующую работу на эту тему Домье назвал «Законодательное чрево», можно связать с фигурой непомерно толстого клоуна, раздутого именно в области «чрева», плоть его доминирует.
Именно эта волна литографской лихорадки вынесла Домье на поверхность. 1862–64, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и др.
бесстрашием: «Маски» (1831), «Опустите занавес, фарс окончен» (карикатура на Луи Филиппа), «Улица Транснонен 15 апреля 1834года», «Свобода печати», «Законодательное чрево» (все– 1834). И здесь художник разоблачает взаимный обман, надувательство, лицемерие, фальшивую частную и общественную мораль буржуазного общества. В то же время, однако, любое узнавание или признание, возникшее у читателя, вовлекает его в этот процесс. график, художник, скульптор. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862).
Я убежден, что сам Бальзак поддержал бы это мнение, тем более обоснованное, что талант художника-бытописателя является талантом смешанным, поскольку в него вливается значительная литературная струя. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ.
Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. В последнем номере ее Домье успел еще раз послать свое проклятье господствовавшему режиму. Но — увы. Более сложны по построению композиции с несколькими фигурами, как, например, «Прививка дерева» (Нью-Йорк, частное собрание). Листы Домье трагично выразительны.
В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Но Домье не только рисует сцены расправы с рабочими.
Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). На использовании уничтожающе разоблачающих портретов строит художник Домье одну из самых прославленных литографий — «Законодательное чрево» (1834). одним словом, создавать живое искусство — такова моя цель». Его жизненные наблюдения и зарисовки составляли богатейший материал для работы, а ранние картины на крестьянские темы, «Веятель» (один из вариантов находится в Лувре»), «Сеятель» (1849—1850, один из вариантов — Бостон, Музей изящных искусств другой — Нью-Йорк, Метрополитен-музей), поэтизируют и возвышают крестьянский труд. Известность художника выходит далеко за пределы Франции.
Написанный в широкой манере «Автопортрет с черной собакой» (1842, Париж, Пти Пале) и другие ранние произведения проникнуты настроениями мечтательности, раздумья и свидетельствуют о романтических устремлениях художника. Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье. Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса».
Домье — блестящий рисовальщик. На полу распростерты трупы убитых во время сна рабочего, его жены, старика и ребенка. обществ. Здесь — созвучие Домье с искусством Барокко, с Микель-Анджело.
Именно в этот период — 50—60 гг. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий и у него оставалось очень мало времени для занятий живописью, к которой он, несмотря на полный провал у критиков Салона его живописных произведений испытывал все больший интерес.
И на основании этих наблюдений художник выводит некий общий, средний, тип доброго буржуа (недаром почти все его буржуа действительно похожи друг на друга). Привычны их движения, проникнутые строгим ритмом. Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый.
В знаменитой литографии Улица Транспонен 15 апреля 1834 года художник с потрясающей силой реализма запечатлевает одну из картин этой кровавой бойни: жалкую мансарду пролетарской семьи, опрокинутую мебель, безмолвие смерти— распростертые на полу трупы старика, женщины, мужчины и грудного ребенка. Все здесь крепко, просто, значительно. В период революции 1848 года Домье вновь обращается к политической карикатуре. Он изображает трудящихся в обычной для них обстановке, на улицах и набережных города, во время работы, переездов или кратких часов отдыха: «Прачка» (Париж, Лувр), «Вагон 3-го класса» (Оттава, Национальная галерея), «Любитель эстампов» (1857 —1860, Париж, Пти Пале). От пластического рисунка, выявляющего объемы, художник переходит к линейной манере, живо набрасывая не только персонажи переднего плана, но и обстановку интерьера или пейзанка, в которой развертывается действие.
Но здесь мы уже вступаем в сферу Домье-живописца и скульптора. Помимо картины Домье посвятил этой трагической теме два барельефа, столь нервных и трепетных по своему реализму, что они могут считаться прообразами творчества Родэна, Медардо Россо, Павла Трубецкого и др.
Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. В «Любителе эстампов» художником дан образ поглощенного страстью к искусству героя. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. С 1822 посещал мастерскую А. Ленуара и академию Сюиса изучал старых мастеров в Лувре.
Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Но и в эти годы он не сдает своих позиций страстного борца за реализм. Эта последняя литография (1871 — ужасающее наследство) — уже отклик Домье на трагедию Коммуны.
Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». В противоположность большинству крупнейших графиков, Домье не был, разумеется, простым раскрашивателем рисунка, когда он сменял карандаш на масляную или акварельную кисть. Он изображает трудящихся в обычной для них обстановке, на улицах и набережных города, во время работы, переездов или кратких часов отдыха: «Прачка» (Париж, Лувр), «Вагон 3-го класса» (Оттава, Национальная галерея), «Любитель эстампов» (1857 —1860, Париж, Пти Пале).
В 1848 Д. выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). Свидетель неоднократных революционных выступлений народа, Домье вслед за Делакруа создает пламенный образ восставшей Франции в картине «Семья на баррикаде» (1848—1849, Прага, Национальная галерея), пронизанной пафосом революционного порыва, стремительной динамикой ритма. Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860).
Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Д. ограничиться бытовой сатирой. «Я делаю в моих картинах то, что солнце делает в природе», — писал художник. В героическом плане решена композиция «Дробильщики камней».
Сороковые годы во Франции отмечены вообще необычайным интересом к обнажению быта, — интересом, вылившимся целым потоком всевозможных альманахов: Franais peints par eux-mmes, Les mystres de Paris, La grande Ville, Les physiologies parisiennes и т. д. Но среди этих физиологов Парижа подлинными талантами были двое: Бальзак в литературе и Домье в изобразительном искусстве — Домье-литограф и Домье-гравер на дереве (украшавший перечисленные альманахи своими виньетками). Как и его литературные современники, писавшие статьи для газет и журналов, выходивших большими тиражами, Домье искал свою публику среди широких народных масс, а не в элитном аристократическом клубе. Домье родился в Марселе в семье ремесленника. После 1835 года, с усилением цензуры и запрещением политической сатиры, когда журнал «Карикатюр» был закрыт, Домье продолжал сотрудничать в журнале «Шаривари». Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 год «Олимпийские боги», 1841 год «Физиологии», 1841-1842 годы «Служители правосудия», 1845-1849 годы «Добрые буржуа», 1846-1849 годы и другие). Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846).
сатиры, Д. начал сотрудничать с ж. «La Caricature» и «Le Charivari». Так именно было с волновавшей Домье под конец его жизни темой об эмигрантах-беженцах, очевидно, навеянной политическими обстоятельствами. После Июльской революции 1830, когда в условиях относительной свободы слова во Франции начался расцвет политической сатиры, Домье начал сотрудничать с журналом «La Caricature» и «Le Charivari». Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника.
Тема картины «У продавца эстампов» (ок. Острая карикатура на короля Луи Филиппа «Гаргантюа» (1831), повлекшая за собой 6мес. К живописи Домье рвался всегда.
Домье — блестящий рисовальщик. Каков его политический быт. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). Данные клетки на уровне зала соответствуют единообразным фигурам заседателей. Его литографии все более и более бьют в набат, в одну точку, — в чудовище милитаризма.
собрания серия «Прачки», ок. Процветал роман, как литературная форма, наиболее способствующая экспериментам. С революцией 1830 года и в еще большей мере с революцией 1848 года было связано творчество Оноре Домье (1808—1879), художника цельного, последовательного в своих убеждениях, непримиримого борца с буржуазными порядками.
1860–63, музей Орсе и др. ) иногда обращается к мифологич. его рук.
Таковыми, в частности, были печальные события апреля 1834 г. — восстание в квартале св. Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848—49. Карикатуры Д. распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Д. (в «Силуэт», «Silhouette», 1830—31 в основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 1831—35 и «Шаривари», «Charivari», 1833—60 и 1863—72). барокко– П. П. Подлинным откровением была картина «Похороны в Орнане», где в крупных масштабах исторической композиции предстали во весь рост простые люди Франции, современники художника. Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам.
тюрьмы и штраф, принесла Д. широкую известность. Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. сюжетам излюбленными образами Д. надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин– музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло).
Он работал очень быстро и обладал невероятно точной зрительной памятью, вот таким образом созданные им образы кажутся взятыми прямо из жизни. Эскизность, мощная экспрессия форм сближают живописные произведения Д. с иск-вом 20в. Передаче острой характерности и пластичности форм Курбе уделял особое внимание.
Портретное сходство ясно обнаруживается в литографии «Мы все честные люди, обнимемся» (1834), где изображены видные политические деятели Июльской монархии во главе с Луи-Филиппом. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину».
На первый взгляд кажется, что четыре человеческие фигуры спокойно и мирно спят, но затем приходит осознание, что лежащие на полу люди мертвы и убили их солдаты королевской армии. Современники (О. Особенно увлекала Д. тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Д. — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856—60, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). К этому времени относится его пейзаж «Хижина в горах» (1870-е годы, Москва, ГМИИ). Некоторые из этих художников отказались работать для прессы и стали иллюстрировать книги.
В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846). Каждый из участников события написан с натуры.
Словно в озарении молнии возникают перед нами лица его героев (Законодательное чрево, Мнимый больной, Защитник, Пассажиры третьего класса и т. д. ) или, наоборот, на фоне светлого пространства теневыми массами вырисовываются его фигуры (Дон-Кихот, Прачки и т. д. ). В 1820-хгг. ДОМЬЕ (Daumier) Оноре (Оноре Викторьен) (26. 2. 1808, Марсель– 10. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), франц. И здесь перед нами раскрывается изумительное органическое единство искусства Домье.
И, вместе с тем, Домье современен до мозга костей. В 1832 Д. за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами. Росла популярность выставок и критики формировали художественный вкус. жизни («Робер Макер», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Физиологии», 1841–42 «Служители правосудия», 1845–49 «Добрые буржуа», 1846–49 и др. ). Ни о какой политической сатире нельзя было и думать. Франко-прусской войне 1870—71 посвящён последний шедевр Д. — альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя — это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871).
Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики.