Датский художник Николай Абильдгаард использовал сюжет картин Фюссли «Ночной кошмар» и создал нечто вроде «ремейка» : собственную картину под тем же названием, где нарисовал инкуба, восседающего на двух женщинах (первая и вторая жёны художника). «ночной кошмар» Фюссли совершенно точно передает то ощущение, когда среди ночи просыпаешься от кошмара и долгое время не можешь придти в себя.
В 1779 году Фюссли вернулся в Великобританию уже в качестве художника. Рейнолдс посоветовал Фюссли бросить занятия переводами и взяться за карандаш и кисти. Иногда сущность говорит низким голосом или ругается на свою жертву. Антиклассическое иррациональное начало возобладало в искусстве Фюсли вскоре после переезда на Британские острова. Якобы в юности Фюссли любил другую девушку, но жизненные обстоятельства или карьеризм заставили его женится на мрачной особе, которая повлияла на манеру художника писать жестких доминатрикс, безжалостно манипулирующих мужским телом. Именно эта картина часто служит иллюстрацией к современным статьям по о сомнологии и почти всегда — о феномене сонного паралича. В полотнах мастера никогда нет конкретно обозначенного реального пространства.
Спустя 8 лет, в 1788 году он становится членом лондонской Королевской Академии художеств, в 1799 году – профессором, а в 1804 – Хранителем Академии (фактически ее директором). В средневековой Европе считалось, что те неспроста пасутся по ночам.
Сильные чувства, страсть и фантазия начинают преобладать над рациональным началом. Как известно инкуб – демон, который является женщине ночью, во время сна и совращает её (аналог для мужчин – суккуб).
Эти «сексуальные» демоны, в которых люди в средние века действительно верили, фактически являются символом, соединяющим в себе подавленное желание и страх перед этим желанием: подавленное сексуальное влечение прорывается к нам во сне в качестве кошмара. Мужчины же изображались чуть ли не в жертвенном положении. «Сон Белинды» выгодно отличается от типичного Фюссли — он не на шутку расстарался, выписывая каждую деталь.
Ночной кошмар, то есть nightmare в буквальном переводе означает «кобыла ночи». Самая знаменитая работа Фюссли, безусловно, – «Ночной кошмар» или, если быть точнее, серия из четырех картин. Он написал о художнике следующее: «Шокирующе безумен, безумнее, чем кто-либо, абсолютно безумен». Эти «сексуальные» демоны, в которых люди в средние века действительно верили, фактически являются символом, соединяющим в себе подавленное желание и страх перед этим желанием: подавленное сексуальное влечение прорывается к нам во сне в качестве кошмара.
Учитывая то, что на месте сновидца всегда зритель картины, слив засчитан. Поначалу Фюссли продолжает своё ремесло переводчика английских и немецких книг. Это из-за необходимости в сношениях с нечистой силой. Голова спящей свешивается вниз с края кровати, обнажая её длинную шею.
Наследие Фюсли не всегда ровно по своим художественным качествам. Его стараниями была сделана переработка «Словаря живописцев» Пилькингтона издан труд «Пятьсот лекций о художниках», переведена на английский язык книга Лафатера «Физиономика». Большое значение для молодого живописца имели годы, проведенные в Италии (1770—1778). В круг тем и образов им теперь включались «ужасающие» сюжеты и уродливые персонажи, призванные потрясти воображение зрителя. Он происходил из высокообразованной семьи, где витал дух И. И. Женские образы Фюсли обладают гипнотическим действием.
Эти полотна открывают в искусстве Нового времени темы, связанные со сновидениями, сумеречным состоянием психики, тайнами подсознания. Самая знаменитая работа Фюссли, безусловно, – «Ночной кошмар» или, если быть точнее, серия из четырех картин. Сквозной сюжет для художника — инкуб, сидящий на груди спящей женщины.
Винкельмана. Именно перед этими двумя именами преклонялся Фюсли. Фрейд бы назвал это страхом быть кастрированным. Фюсли создал сильный контраст между светом и тенью. В 1770-1778 годах Фюссли жил и обучался в Италии, где сблизился с кружком философа и историка искусства Винкельманом (Фюссли перевел на английский язык трактат Винкельмана «Размышления о живописи и скульптуре греков») изучал произведения античного искусства (особое влияние на Генриха оказал Микеланджело).
Светлые тона женщины (а в одном из вариантов и лошади) противостоят фону. Существует гипотеза, что это из-за авторитарной супруги. Дама тоже имела душераздирающую связь с древним демоном Арэилем. В это же время Фюссли знакомится с Джошуа Рейнолдсом.
Мастер окончательно поселился в Лондоне в 1779 году. Во время своих странствий по Германии Генрих переводит «Макбет» Шекспира и «Письма леди Монтэгю», благодаря чему знакомится с английским послом в Берлине и с его легкой руки принимает предложение отправиться в Англию. Здесь заметно, что художник Фюсли не самый техничный.
Но обычно кобылы были суккубами и приходили к мужчинам. Его герои словно рождаются из мрака, в который погружен задний план картин. А если уж совсем по психоанализу, то распущенности того, кому она снится. Как известно инкуб – демон, который является женщине ночью, во время сна и совращает её (аналог для мужчин – суккуб).
В этих известных работах, написанных маслом, Фюссли изобразил инкуба, восседающего на спящей женщине. 1782, Франкфурт-на-Майне, Дом Гёте). Он приехал в Англию в сложный период европейской истории. В Великобритании он живёт с 1765 по 1770 годы. Роковые и сладострастные, они исполнены губительной притягательности.
При этом, как правило, доминирующую позицию в изображаемых сношениях занимали женщины. Известно высказывание о Фюссли писателя Хораса Уолполла, автора готических романов. На её теле восседает демон, покровитель кошмаров. Часто содержание его вещей оказывается излишне перегруженным символическими образами, перемешанными с реальными и сказочными персонажами, как например, в одной из самых известных его картин «Титания, обнимающая Осла» (1793—1794, Цюрих, Кунстхауз), написанной на тему шекспировской комедии Сон в летнюю ночь. Однако мистическим фантазиям Фюсли часто присущ элемент рассудочности и театральности, создающий ощущение скорее игры ума, нежели глубокого чувства.
Позже Фрейд объяснил, что нежелательная сексуальность прорывается к человеку в форме кошмарных сновидений, а Фюссли додумался до этого сам гораздо раньше изучив европейский фольклор: а там женские демоны (суккубы) и мужские (инкубы) мучают по ночам сладострастием лицемерных праведников и их фасадно добродетельных жён. Человек при этом испытывает ужас и полную невозможность пошевелиться.
Фюсли повлиял на Блейка и Тёрнера, на европейский романтизм и символизм XIX века. Работа напоминает упражнение художников, только знакомящихся с масляной техникой. В 1770 году в возрасте 27 лет Генрих едет в Италию, чтобы учиться мастерству живописи. На этой должности Фюссли почти полностью посвятил себя литературным трудам, снова вернувшись к перьям и чернилам.
Я слышал, Руссо обладал такой же склонностью. В возрасте 21 года он уезжает в Германию, затем ненадолго в Париж, где знакомится с Руссо (Фюссли анонимно издал «Заметки о сочинениях и поступках Жан-Жака Руссо») из Парижа едет в Лондон. В 1781—1782 годах художник создает несколько картин, варьирующих тему «Ночного кошмара» (Детройт, Институт искусств Стадфорт, собрание Харроуба). 1800, Цюрих, Кунстхауз и др. ).
.