Последним ударом стала смерть сына.
А он, он будет работать, несмотря ни на что и многие его портреты безвестных бедняков, его лучшие картины, в том числе и знаменитое «Возвращение блудного сына», будут созданы именно в эти тяжелые годы. Он исходит из общего, а не из отдельного. Ниденег, ниславы, ниработы.
Вот таким образом многие исследователи считают её талисманом отряда. Неупорядоченность средневековой аллегории перекликается с сумятицей на амстердамской улице, где потоки толпы пересекаются перед величественной неизменностью архитектуры массивных колонн и огромных стен, на которых вспыхивает и гаснет солнце. Таким мне представился последний день жизни великого голландского живописца. Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть.
Ритм тени и света подготавливает ритм марша, который сейчас начнется. Последним ударом стала смерть сына. «Ночной дозор» — групповой портрет эпохи. 14 сентября он хладнокровно нанес несколько ножевых ранений картине. Несмотря на маленький рост девочки, она имеет взрослое лицо жены художника Саски.
В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка. То, что является нам из тени, это — действие в пространстве, то есть — событие». Так, например известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику. Пока во дворце готовился переворот, народ вышел на улицы.
Итоги этих размышлений не будут иметь последствий в истории живописи. Этот союз открыл художнику двери особняков зажиточных бюргеров. Голландские художники XVII века писали простых людей, сцены из жизни торговцев и буржуа. Коротышка, прячущийся за спиной Кока, – символ испанца-капитана (сборное обозначение героя народного комедийного театра 17-18 веков). В 1941 году картина снова перебралась в укрытие в Хемскерке, а спустя год в Маастрихте. Свет и тень, правда и вымысел смешиваются как краски на палитре и истина известна только самому Рембрандту.
Он тоже принимал участие в дискуссии, завязавшейся вокруг картины. Высится лес пик. Но есть и множество других, более прозаических толкований: эта девочка – «маскот», т. е. Ему был заказан групповой портрет членов добровольного отряда стрелков (нечто вроде народного ополчения), который, вместе с несколькими подобными произведениями других авторов, предназначался для украшения парадного зала нового здания стрелковой гильдии Амстердама. Что означает появление девочки так до конца и не выяснено, но всё же исследователи сходятся во мнении, что она является талисманом отряда. После 1642 года вжизни Рембрандта одно задругим происходят печальные события.
Готовый к отпору врагу, прямо на улице, собирается отряд. Очевидно, что эта картина приносит с собой настоящее смятение. Среди них есть педанты и растяпы, сорвиголовы и умники. По традиции сразу после распределения долей гонорара деньги отдавались художнику. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела.
Он писал портреты, одни только портреты. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Словно мелкие ручейки впадают в озеро.
Так, например известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику. Датировка последних произведений условна, обстоятельства ихсоздания окружены тайной. Благодаря его действиям кровопролитие было предотвращено. Отвергнутый официальным обществом, гениальный мастер умрет в 1669 году полунищим.
Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. Во Львове был украден автопортрет Рембрандта. Прорубая окно в Европу, Петр I не один раз успел побывать в Голландии. Сегодня она радует посетителя ясными красками.
Тем не менее благополучные бюргеры хотели остаться в истории бесстрашными вояками. Он обессмертил их, а они сделали бессмертным его имя. Художники писали портреты и передавали жизнь во всем ее многообразии. 14сентября онхладнокровно нанес несколько ножевых ранений картине.
Мушкетеры выходят из темной арки и пересекают мост через канал. Ни одна фигура в таком портрете не должна была помещаться на задний план или загораживаться, не приветствовались даже перспективные сокращения. Они наклонили пики книзу, чтобы легче было идти. живой талисман отряда или маркитантка, продающая воинам провизию и питье.
Двадцать два действующих лица Ночного дозора перебрались в первый зал музея. Скульптурная композиция гармонично вписалась в пространство площади. Собственно, злосчастный исход битвы в Японском море в конце мая 1905 показал полную невозможность для тогдашнего флота (конкретно 2-ой Тихоокеанской эскадры, вышедшей с Балтики) воевать на расстоянии 18 тысяч морских миль от собственного тыла и собственных баз, осуществляющих снабжение и техническое обслуживание. Шлем украшает дубовый венок, данный за гордость, отвагу. Но загадки остаются.
В этом совершенном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора»: творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта. Вроде бы в такой ситуации подобает быть собранным и внимать голосу командира. И зато ли почтенные корпоранты уплатили по сто гульденов, чтобы маячить где-то на заднем плане, в темноте или робко выглядывать из-за чьей-нибудь спины или скрещенных копий.
Свет и тени в его автопортретах. – пустая перчатка, которую держит в руке капитан. чел потеряно на переходе от мин и бомб противника 15 боевых кораблей, 17, 8 эвакуируемых. И совсем маленький горожанин в шлеме, чей мушкет выстрелил по его недосмотру. Во главе отряда вышагивают капитан Кок (слева), который, кстати, не узнал себя на портрете и даже хотел просить другого художника переписать свою фигуру и лейтенант Рейтенбург (справа). Картины становились военными трофеями. Огромная — шесть метров в длину, четыре в высоту — висит на стене картина.
Исследователи насчитывают около пятидесяти загадок: например изображение странной девочки в золотом наряде, две правых перчатки в руке человека в чёрном – капитана Франса Банинга Кока, шестипалая левая рука мушкетера в красном камзоле и много других таинственных нерасшифрованных до сих пор загадок. А начать можно с того, что официально картина называлась «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрха». Кроме того, нестоит забывать, что коммерческий успех кРембрандту пришел после брака сСаскией ван Эйленбюрх, дочерью бургомистра Леувардена. Картину считают переломной для Рембрандта.
Никто не посмеет и даже не сможет пойти за ним по открытому им пути. Русский след не сложно отыскать в Амстердаме. Кстати, этот несчастный учитель через полгода после вандализма покончил ссобой.
Городские милиционеры выходят на площадь из нескольких улиц. Пришельцы из будущего вызвали в прошлом ряд событий, которые могут нарушить ход истории. Они хотят успеть увидеть все, не пропустить ничего.
Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Прокладывает себе путь какой-то мальчишка, на шее у него рог с порохом. Зима, ветра, в Амстердаме в это время несладко – психанул мужик, что поделать.
Зима, ветра, вАмстердаме вэто время несладко— психанул мужик, что поделать. Историческая справка о картине Рембранта ван Рейна «Групповой портрет стрелков-добровольцев города Амстердама», которую в настоящее время называют «Ночной дозор». Он обессмертил их, а они сделали бессмертным его имя. Такие дела.
Разгадать истинный замысел живописца пытались многие. Ваймс-Киль становится сержантом при оружии (приставом) в полицейском участке на улице Паточной Шахты, там же, где служит молодой Ваймс. Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) — хорошо, что никого не убило.
Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор» и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. Ладно, скем небывает. Внизу композицию усиливают ноги стоящих людей, вверху – лязг сталкивающегося оружия. Каждой роте по художнику, не фотографии делали:). Его постиг тяжелый удар – смерть единственного сына Титуса.
Он и его служанка Хендрикье Стоффельс были отлучены от церкви.
Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Это Рембрандт.
Реставраторам понадобилось 4 года на восстановление холста. Когда-то Франс Хальс получил за групповой портрет по 66 флоринов с каждого.
При этом заказчики также становятся частью толпы, теряя свою самостоятельность. Датировка последних произведений условна, обстоятельства их создания окружены тайной. «Ночной дозор» для гражданской доблести Соединенных провинций XVII столетия – то же, чем были «Похороны графа Ораса» Эль Греко для мистицизма Толедо, чем «Мастерская» Курбе станет для парижского общества XIX века, а «Сдача Бреды» Веласкеса была для куртуазных войн века XVII. Нов1975 году произошел второй инцидент.
Кстати, этот несчастный учитель через полгода после вандализма покончил с собой. Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор». Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII–XVIII столетий.
Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Он хотел быть художником и станет им.
Так парадные портреты не пишут. Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. А кузен Саскии был арт-дилером Рембрандта и приводил ему знатных клиентов. Что означает ее присутствие. Неуспех «Дозора» был предопределен: Рембрандт написал совсем не ту картину, которую от него ждали.
Удавалось это и Рембрандту: в «Уроке анатомии доктора Тульпа» (1632) он искусно превратил групповой портрет врачей, поглощенных лекцией, в сюжетную картину, не нарушив требований жанра. Уже Ван Хоохстратен – ученик Рембрандта – писал, что хотел бы, чтобы Рембрандт «внес в нее больше света». В картине много подтекста. Подлинный колорит картины открылся только после ее реставрации в 1947 г., когда «Дозор» был уже ценнейшим среди экспонатов Рийксмузеума и помещался в специально спроектированном для него зале. Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор». Ради нее после свадьбы он влез в долги в связи с покупкой дома. Атмосфера шествия задана развевающимися флагами, барабанным боем, заряжением мушкетов.
Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. В этом совершенном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора» : творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта. Что до картины, то ее приключения продолжаются.
Тяжелые латунные люстры и могучий орган под его сводами смотрят на облупившиеся колонны, основания которых не очень аккуратно подправлены бетоном. От Таллина до Кронштадта 220 морских миль, путь только по фарватеру (по сути, узкому глубоководному коридору). Рембрандт показывает, что рота полностью снаряжена и готова к работе. На площади Рембранта в 2006 году установили скульптуры «Ночной дозор» по мотивам самой известной картины художника. Как описывает искусствовед Курт Баух, перед нами — главная группа «полотна в большом зале «Дома стрелков», на котором юнкер фон Пурмерландт в качестве капитана (впоследствии — Франс Баннинг Кок, бургомистр Амстердама) отдаёт приказ своему лейтенанту, герру фон Влердингену (Виллему ван Рюйтенбурху) построить роту бюргеров» — эта заметка того времени точно определяет тему изображения стрелков, этого группового портрета ночной стражи: «Рембрандт изображает прежде всего действие.
В своем настоящем времени Ваймс схватил наконец Карцера и предал его законному суду. В итоге он распродал имущество, переехал на окраину Амстердама и умер уже будучи совсем разоренным. Французский историк искусства Эжен Фромантен выносит живописцу следующий «приговор»: «Ночной дозор», представляющий Рембрандта в дни сильного раздвоения его личности, не является ни созданием его мысли, когда она абсолютно свободна, ни созданием его руки, когда она ничем не связана. Этот союз открыл художнику двери особняков зажиточных бюргеров.
«Ночной дозор» Рембрандта (название, под которым традиционно известна картина «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга») была написана по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Нидерландов, пожелавшего украсить свое новое здание групповыми портретами шести рот. Высоко поднял развевающееся победное республиканское боевое знамя знаменосец. Самым любопытным персонажем на картине является девочка в золотом платье. День, когда он пристально рассматривает собственную жизнь как самое грандиозное полотно, созданное им: детство в Лейдене, первые успехи, Саския – жена и любовь всей жизни Оживают герои полотен, созданные его гениальной кистью.
Существует мнение, что скрещенные лапки петуха – герб добровольной городской гвардии. Услышав: «Рембрандт вложил в полотно все свое воображение, но не создал портретов, которые должен был написать», Хоогстратен возразил: «Это произведение так живописно по своему замыслу, так умело создано по своей композиции исполнено такой силы, что рядом с ним другие картины из дома Гражданской гвардии похожи на игральные карты».
Оживают герои полотен, созданные его гениальной кистью. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц. Он делал портреты добрых бюргеров в семейном кругу: мужа, жену и ребенка. У противника полное господство в воздухе. Рембрант перенес на холост элементы героики, поддерживая патриотизм.
Такие качества у него отсутствуют, ведь даже легкое задание запуска хлопушки он «провалил». Отправной идеей было написать портрет роты на марше. Вообще, замысел художника разгадать непросто. Но вернемся к картине, с которой мы начали свой рассказ, – к Ночному дозору Рембрандта.
Первоначально названный «Стрелковая рота Франса Баннинга Кока и Виллема ван Рёйтенбюрга», этот милицейский групповой портрет предназначался для великово актового зала мушкетеров. «Soli Deo gloria» (Единого Бога славим) написал он на утесе, охраняемом хищником-символом. На поясе у неё прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина.
Еще бы. Бьет боевую дробь барабанщик. В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка. Отдает распоряжения своему лейтенанту командир отряда. Что докартины, тоееприключения продолжаются. Не получилось.
Кто они — неизвестно. Ведь сами по себе славные мушкетеры капитана Кока мало интересовали художника. Движение должно было преодолеть неподвижность, которой требовал портрет.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Пробираются между стрелками две какие-то девчушки, у одной на поясе пистолет.
Двадцать три полотна находятся в ленинградском Эрмитаже. По печальному стечению обстоятельств Саския скончалась в 1642-м – в том же году, когда был закончен «Ночной дозор». И путешественник, который стремился увидеть и постичь тайну малой нации хотя бы по ее искусству, остановится перед еще более удивительной: перед тайной великого художника. Но на картине совсем не то.
Таким мне представился последний день жизни великого голландского живописца. Правда, после таких инцидентов вас вряд ли подпустят поближе. Воспитанный человек, а что творит. Акузен Саскии был арт-дилером Рембрандта иприводил ему знатных клиентов. В композиции картины рота Баннинга Кока крепко стоит на земле.
Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры. Воспитанный человек, ачто творит.
Попечальному стечению обстоятельств Саския скончалась в1642-м— втомже году, когда был закончен «Ночной дозор». Подлинного Рембрандта здесь нет» (Э. Она помещена в центре нескольких треугольников, обращенных вершинами кверху. Эта картина сделала его знаменитым, к нему потекли заказы.
Светящийся ангел, так как жена его была музой и помогала ему во всем. Вон тот, в глубине, что щурит глаза, должно быть, совсем близорукий. Старые мастера). Рассказ, который я предлагаю вашему вниманию, не детективная история. Они были необходимы, чтобы создать впечатление большой толпы, массы людей. Несмотря на мастерскую, картины о жизни Христа для статхаудера, произведения, связанные с жизнью Саскии и жизнью Самсона, пейзажи, которые он начал писать, гравюры, которых в эти годы становилось все больше, Рембрандт не уклонялся от исполнения традиционных обязанностей голландского живописца – создания групповых портретов, поскольку являлся одним из шести художников, кому было поручено написать картины для Обществ городской милиции Амстердама.
Рассказ, который я предлагаю вашему вниманию, не детективная история. Узнать картину легко, это «икона» в живописи 17 века. Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора» историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур. Невероятный экспиренс — очутиться внутри картины, ходить мимо героев полотна. Пройдет еще несколько лет и Рембрандт совсем перестанет писать портреты богачей.
И пройдет много лет, прежде чем имя его и творения станут известны всем. В это же самое время Рембрандт работал над картиной, названной им «Согласие в стране», на которой он изобразил сбор всадников в латах неподалеку от льва – символа на гербе Амстердама. Его работа сама перекроет другим дорогу. На поясе у нее прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Знаменосец по сигналу барабанщика развернул свое знамя. Ни денег, ни славы, ни работы. Никому так и не удастся его превзойти и ван дер Хельсту до самой смерти в 1670 году предоставилось еще немало случаев достичь новых успехов в жанре, в котором он затмил всех.
Площадь становится местом слияния многочисленных потоков. Недаром он произвольно увеличил число персонажей, причем расположил их так, что фигуры крайне сложно пересчитать (разные источники дают цифры 24, 28 и 34). Они выходят на простор. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Поговорим о Франсе Халсе. Отряд стрелков вроде бы поднят по тревоге.
Все эти мелкие эпизоды как бы проходят сквозь вертикальную стену людей. Версии предлагались самые различные: от больных фантазий художника, вызванных поражением его мозга сифилисом (Джордан Плеш), до тайного послания, обличающего убийц прежнего капитана стрелков Пирса Хассельберга, место которого занял коварный Кок (Гринуэй). Фромантен. Чешский писатель Карел Чапек так писал о нем:. Россию с Нидерландами связывают долгие отношения.
Да и центр композиции «уехал» куда-то влево вглубь, по световой диагонали: лейтенант — «сияющая» девочка. Утвердив такое количество силы исходящей от земли, Рембрандт может через эту основную структуру вскинуть руки, мушкеты, копья, заставить бегать детей, а собаку – лаять на барабанщика. Кэрролл предположила, что при написании «Ночного дозора» Рембрандт использовал прием карнавализации происходящего иными словами, пародии.
С произведений снимались копии их подделывали. Такие дела. Никто и бровью не повел.
На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами. Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно – это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова «коготь» («klauw») и мушкет («kloven») звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами («klovenier»).
Картина Рембрандта Харменса ван Рейна «Ночной дозор» считается одной из самых загадочных картин в истории мировой живописи. Создается общность, образованная из самых разных людей, которые словно бы и не идут вместе и думают только о своих личных делах, но все же составляют собранный воедино народ. Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна. Достаточно хорошо видно, что она буквально излучает свет. Реставраторам понадобилось 4 года навосстановление холста. Только что отдан приказ о сборе. Гекку, знатоку флотской истории.
Но и Карцер не остался без работы. Вцелом, ущерб сведен кнулю, ноесли подойдете поближе, тосможете разглядеть следы. «Ночным дозором» она стала только в XVIII веке, когда потемнел лак на её поверхности. На этот раз на роль главного героя был выбран широкоплечий человек высокого роста.
Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. Рембрандт в течение всей своей жизни так и не выбрался из долгов, он был должен врачам и юристам, ремесленникам и булочникам, столярам за рамы и торговцам за краски и кисти. В Кронштадт из Таллина прибыло 112 боевых кораблей Балтфлота (принявших затем участие в обороне Ленинграда), эвакуировано свыше 18 тыс. Десять, двадцать необычных, порой шутовских деталей отражают разрозненность толпы.
Идти косвенным путем к Рембрандту – это, может быть и есть самая прямая дорога. Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна. Там нет гор, но там зияет бездна печали, сияния и ужасающей красоты. – очень подходит ему. После 1642 года в жизни Рембрандта одно за другим происходят печальные события.
Хорошо, что все живы остались. Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры. Картины стали предметом, в который вкладывали капитал. Рембрандт пишет сбор граждан, а не мобилизацию военных. В то время в мастерской сновал подросток четырнадцати лет – Самюэль ван Хоогстратен.
Рембрандт никогда не бывал в Италии или Испании, как Рубенс, его искусство живописи в буквальном смысле созревало среди каналов и на песчаных берегах Рейна, выкристаллизовывалось здесь, достигнув высокого совершенства. Ладно, с кем не бывает.
Правда, после таких инцидентов вас врядли подпустят поближе. Наибольшее число загадок граничит с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Демонстрируя свое мастерство в работе со светом и тенью, Рембрандт акцентирует внимание зрителя на трех ключевых персонажах — двух офицерах в центре (благодаря которым работа получила свое оригинальное название) и маленькой девочке в центре, на втором плане.
Через три года он сменил учителя, переехав в Амстердам к Питеру Ластману. Наэтот раз полотно атаковал безработный учитель. В целом, ущерб сведен к нулю, но если подойдете поближе, то сможете разглядеть следы. Про Таллинский переход конца августа 1941 – для просвещения. Но загадки остаются. Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра.
Для равновесия световой композиции на переднем же плане ярко освещенная фигура девочки. Сегодня турист еще бывает на амстердамском Принсенграхт, где стоит Вестеркерк. Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать ибо оно так хорошо по замыслу, так абсолютно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах». На этот раз полотно атаковал безработный учитель.
Жизнь Рембрандта помогает лучше понять атмосферу голландского золотого XVII века. Но в 1975 году произошел второй инцидент.
Волосы у нее распущены, на голове желтовато-зеленая расшитая шапка. Художнику было предписано в обязательном порядке изобразить на картине шестнадцать офицеров — правящую верхушку корпорации во главе с капитаном Франсом Баннингом Коком: не зря же каждый из них внес сто гульденов за право быть запечатленным наравне с другими Написанная к лету картина получила название «Выступление роты стрелков капитана Франса Баннинга Кока» и вызвала громкий скандал. Он писал оборванцев и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку. Вот таким образом многие исследователи считают её талисманом отряда. В 1638 году Мария Медичи посетила с торжественным визитом Амстердам. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток.
Хотя отчуждение мастера от современной ему художественной среды началось за несколько лет до создания «Дозора» и происходило постепенно именно в этой работе он открыто и ясно утвердил приоритет своей творческой воли над вкусами и желаниями заказчиков. Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать ибо оно так хорошо по замыслу, так абсолютно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах». И при том никакого Пирл-Харбора и разгрома Балтфлота не случилось. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц. И посреди этого хаоса единственным местом, где стражники и горожане не оказались по разные стороны баррикад, был полицейский участок на улице Паточной Шахты, которым командовал «сержант Киль», то есть Ваймс. Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора» историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур.