Первый карандашный портрет дочки Борис Кустодиев написал, когда ей было четыре часа. Осталась Варвара Львова, впоследствии Бобринская, в истории не только искусства.
В этой биографии много типичного для художника, сделавшего преподавательскую карьеру. Но все это позже. И пока юная дама научилась принимать светский вид лишь благодаря кисти художника. Художник Семен Чуйков родился и вырос в Киргизии. Художник демонстрирует гибкость линии: ведь, как всегда в итальянском жанре, смысл изображенной сцены состоит не столько в сюжете, сколько в демонстрации умений художника, одним из которых является эффект просвечивающей листвы. В красной косынке с книжками в руке — Аимжамал Огобаева.
В этом изображении изобилия, пожалуй, не хватает федотовской иронии. Он побывал в Париже, Испании, Италии. Сельская девочка, ставшая лицом целой страны. Положение обязывает. Косые тени красиво ложатся на стену, увитую виноградом и поросшую травой.
У Сорокина в наибольшей мере это проявилось в его первой крупной работе — Нищая девочка-испанка (1852). Бродил с самодельным фанерным ящиком с красками по горам и наблюдал кочевой народ с детства. Композиция выстроена театральным полукругом и умело организована ритмическими повторами. Когда художник твой папа — и церемониться не стоит.
И останавливаться не собирался. А пока «Когда же художник Иван Макаров отпустит погулять. » До светской жизни еще расти и расти. Бескрайние степи, далекие горы, синее небо, целеустремленный взгляд. Картина Сорокина Свидание (1858) является довольно типичным образцом итальянского жанра пятидесятых годов, в котором ко всему вышесказанному прибавился оттенок реалистического этнографизма: точнее передаются костюмы и национальные типы. Вообще вся изобразительная система итальянских жанров является лишь обозначением круга заранее известных зрителю представлений о том, что есть Италия и жизнь в ней.
У окна — Ирина Кустодиева. А девичья жизнь идет и мир для девочки с косичками и бантами, конечно, за окном. Искусство и жизнь — такова могла бы быть тема этой картины. В структуру однофигурного жанра (идущего от аллегорических картин 18 века) оказывается внесенным сюжетный момент в некоторой степени социально-критического свойства: холеная белая рука с кружевной манжетой, подающая девочке монету. Как закончил картину, предложил Аимжамал ехать учиться в Москву, но не пустила мать. Обычное лицо, каких тысячи, простота и сдержанность. «Дочь советской Киргизии» все же увидела мир — облетев весь свет на почтовой марке.
Такова картина Сорокина Испанские цыгане (1853) — картина жизни под открытым небом, с довольно подробно, в духе позднего итальянского жанра, выписанным живописным тряпьем, порванными циновками, приметами экзотических нарядов. Обстановка соответствует идее прекрасного уголка натуры, герои — крестьяне, пилигримы, свободные и цельные. Отброшена и забыта кукла, недосуг позировать часами.
Что поделать — дворянские корни. Только хозяйке едва исполнилось три.