Леду КЛОД НИКОЛА – французский архитектор и теоретик архитектуры, член Королевской академии архитектуры. Леду: поэтические формы пластического языка // Клод-Николя Леду и русская архитектура. Клод-никола Леду (фр. Claude Nicolas Ledoux 21марта 1736 (17360321)— 19 ноября 1806, Париж)— мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма.
Клод-никола Леду (фр. Claude Nicolas Ledoux 21марта 1736 (17360321)— 19 ноября 1806, Париж)— мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма. На лицевой стороне прямоугольного классического пьедестала этого памятника из бронзовых букв набрана надпись: «Клоду Николя Леду – великому французскому архитектору – благодарное человечество». Клод-никола Леду (фр. Claude Nicolas Ledoux 21марта 1736 (1736-03-21)— 19 ноября 1806, Париж)— мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма. Клод Никола Леду (Claude Nicolas Ledoux) – яркий представитель французского классицизма, предвестник многих принципов модернизма.
Леду: поэтические формы пластического языка // Клод-Николя Леду и русская архитектура.
Палладианская вилла, небольшой симметричный храмоподобный особняк. Сближает Де Вайи с Кваренги интерес к интерьерам, малым формам в интерьере. Например, дом А. А. Безбородко в Санкт-Петербурге (1781), дом Ферастиери в Санкт-Петербурге (1790), дом дипломата и писателя Д. А. Голицына в Санкт-Петербурге (1790).
Формообразующие мотивы К. -Н. В XIX веке русский писатель Федор Достоевский стал истинным мастером катарсиса. Леду прямо заимствует некоторые изобретенные Пиранези формы. В нереализованном проекте Большого театра для Санкт-Петербурга Кваренги тщательно воспроизвел систему амфитеатра, впервые использованную Леду для театра Безансона. Известно, что архитектурный стиль Леду быстро добирается до центра русской семиосферы. Тома де Томон, Дж.
В формальном отношении Леду ориентировался в этой работе на гравюры Дж. Б. Проект особняка мадемуазель Гимар привлек внимание Кваренги. Он даже применял своеобразный «модулор» исполняя проекты по сетке, в которую вписывался стоящий человек со скрещенными руками (квадрат этой сетки принимали за модульную единицу)5.
Леду было усвоено культурой России. Например, работая в пригороде Царицыно для Екатерины II, Баженов вдохновлялся идеей «нежной готики». Например, «горизонтальная» архитектура, «очищенная», «лишенная классического ордера», «лишенная декора», характеризует период «поисков» (например, русская культура 1920-х гг. ). Малообеспеченные зрители не должны больше стоять на ногах в течение всего спектакля. Дом директора, стоящий вцентре имел пологую кровлю, рустованный фронтон иклассический портик. Леду, выполненным для города Шо – королевского завода-солеварни.
Все места одинаково хороши. Проектируя в городе Шо «Дом садовника», Леду пренебрежительно отбрасывает сентиментальную условность этого модного архитектурного жанра и все вообще традиции современного строительства. Леду дописывает её в тюрьме, куда был заключен в 1793 году, в период Террора Французской революции по обвинению «в аристократизме».
До сегодняшних времен из них сохранилось лишь шесть. Я, однако, никогда не прекращал по всякому случаю представлять бессменные доказательства моего усердия, которым я был вдохновлен ради наибольшей славы этого Императорского Двора, как это может показать качество моих чертежей, которые можно видеть реализующимися постоянно (journallement) на всем обширном пространстве Империи (это упоминание о «повседневном осуществлении» проектов говорит в пользу Кваренги. Портики на четыре стороны и муфтированные колонны. Образно-пластический стиль Леду отличается выразительной пластикой обработки стен, углов объемов, карнизов зданий, подчиненной пластической доминанте ордера. Генезис его архитектурного стиля представлен трактатом и им олицетворен. Семиотический анализ света превосходно осуществлен Жаком Фонтани14.
У К. -Н. «Воспитывающий» архитектурный ансамбль состоял из Дома братства, Дома воспитания и Дома дружбы.
Первый стиль Леду ближе к традиционным образцам (его сельские сооружения —церковь Фуванта, например, его парижские особняки), он близок стилю Палладио и Пиранези. К разработке проектов сооружения был привлечен Леду. Указанные стилистические направления в случае Леду можно определить как образно-пластическое (первичный стиль) и символико-геометрическое (вторичный стиль). Действительно, «семантика исследует описание в отношении к описываемой реальности, отношение между натурой и образом синтаксис изучает внутренние закономерности описания прагматика исследует описание в отношении к читателю-адресату» 26.
Кажется, что ледолианский стиль определен конструктивными эффектами многих эпох. – О. Б. ) и театра, который я разработал в следующей манере: «не бояться никакого конкурента» и мои чертежи забрали, не сделав мне чести исполнить в мою пользу высшие установления. В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенная солеварня в Арк-э-Сенан— памятник Всемирного наследия). В XVI и XVII веках эта оппозиция «центр-периферия» может быть схематически представлена через оппозицию «классицизм-маньеризм».
Назначен архитектором ведомства вод и лесов Бургундии и Франш-Конте (1764-1770 годы), где занимался строительством и реконструкцией общественных и инженерных сооружений, в том числе перестройкой церкви Сен-Пьер-о-Льен (с 1764 года) и возведением моста Прежибер (около 1770 года, оба – в Ролампоне). Де Вайи далек от говорящей на языке геометрии архитектуры, хотя он и не является представителем «поклонников дидактической природы». Первый стиль Леду ближе к традиционным образцам (его сельские сооружения – церковь Фуванта, например, его парижские особняки), он близок стилю Палладио и Пиранези. Этого нельзя сказать о его символико-геометрическом стиле.
Эмоциональное измерение дискурса, схемы напряженности представлены с позиций читателя. codingjsasc (CEE1FBF7EDEE20F320CAE2E0F0E5EDE3E820EEE1F9E5E520F0E5F8E5EDE8E520EDE520F1F2EEEBFC20EBE0EAEEEDE8F7EDEE2C20EAE0EA20F320CBE5E4F32C20E820E1EEEBE5E520ECEDEEE3EEF1EBEEE2EDEE2E20C5E3EE20F2E2EEF0F7E5F1F2E2EE20F2FFE3EEF2E5E5F220EA20F2E0EAE8EC20EFF0E8E5ECE0EC2C20EAE0EA20F1F2E5EDFB20F120F0F3F1F2E0ECE82E20CEED20E8F1EFEEEBFCE7F3E5F220F2E520E6E520EFEBE0F1F2E8F7EDFBE520F1EFEEF1EEE1FB20E820EAEEECEFEEE7E8F6E8E82C20F7F2EE) и Леду.
Строительство в Шо (1774–1779) прервалось в связи с финансовыми трудностями, затем Французская революция сделала его и вовсе невозможным наиболее же экстравагантные здания остались лишь на бумаге. На севере Европы Зандрарт защищает эту идею. Остальные были сожжены и уничтожены.
— О. Б. ) и театра, который я разработал в следующей манере: «не бояться никакого конкурента» и мои чертежи забрали, не сделав мне чести исполнить в мою пользу высшие установления. Реализованным там постройкам формально близки театр в Безансоне, где Леду впервые использовал форму античного амфитеатра и партер с креслами (1775-1784 годы интерьер не сохранился) и Дворец правосудия с тюрьмой в Экс-ан-Провансе (1776-1792 годы реализован до уровня 1-го этажа, перестроен в XIX веке). Комиссия одобрила эту точку зрения. Архитектор учитывает возможности взгляда «с дистанции» и взгляда вблизи.
В течение второй половины 1770-х гг. «Приключения Телемаха» – этот «бестселлер» века вдохновляет Леду, создающего свою собственную версию, три протагониста которой соответствуют образам Людовика XV, Мадам Дю Барри и самого архитектора (в роли Ментора)4. Леду говорит по этому поводу: «Тогда нравственная система, оказавшись объединенной с политической силой, восстановит естественные отношения людей». Стремясь поставить во главу угла ощущение, восприятие и воздействовать на них с помощью очищенных от декора силуэтов, плоскости, формы (на фоне которых особое значение приобретает минимальная пластическая обработка), архитектор переходит на сторону природы (ведь он рассчитывает теперь только на «человеческую природу», отвергая архитектурные тексты-клише), но природы усовершенствованной, природы не первозданной, а созданной.
Кауфман искал обоснования для авангардного искусства своего времени в эпохе Великой французской революции, Выдвинув идею революционных архитекторов и их революционной архитектуры, впервые претендующей на автономность, он находился в русле горячо обсуждаемого в начале XX века вопроса о проблеме отношений культуры инноваций (авангарда) и политической революции. Что касается проектов общественных зданий К. -Н. Большинство спроектированных Леду архитектурных творений были откровенно утопическими.
Книга Кауфмана, которая так и называется «От Леду до Ле Корбюзье. Театры, разработанные Кваренги, несомненно свидетельствуют о знании им творчества Леду. Архитектурный стиль К-Н.
Врене, Табари, Эспиналь и Жернак. Уже отмечено, что образно-пластический стиль Леду можно охарактеризовать присутствием в синтаксической структуре произведения «цитирующей», т. е. отсылающей к известным архитектурным образцам, образной составляющей. Таким образом, в начале творческого пути практикующий образно-пластический стиль Леду оказывается «на стороне античности» в полемике между античностью и природой.
Однако постепенно архитектор приходит к отказу от посредничества узнаваемых выразительных средств (главным образом – ордера) и пытается вести диалог непосредственно со зрителем практически исключительно языком геометрии. В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенная солеварня в Арк-э-Сенан— памятник Всемирного наследия). Таким образом, в начале творческого пути практикующий образно-пластический стиль Леду оказывается «на стороне античности» в полемике между античностью и природой. Ж. -К. Поясним эти определения.
Нужно отметить, что проекты Львова Кваренги также копировал. Происхождение и развитие автономной архитектуры», вышла в Америке в 1933 году, где появляется термин «революционные архитекторы».
Можно вообразить, что индексальный уровень пирсовской теории соотносится с типами поэтических ледолианских жанров. Архитектор учитывает возможности взгляда «с дистанции» и взгляда вблизи. Возрождение перенимает этот принцип интерпретируя его более широко.
Но представить себе невозможно — какого уровня тут мастерство, какая рука тут приложена 1. В его общежитиях могут совместно проживать шестнадцать семей. Проект обсерватории на Пулковской горе в окрестностях Санкт-Петербурга (середина 1780-х) украшен колоннами с ризалитами на стволах – прием, который мы часто встречаем у Леду. Их было выстроено пятьдесят (1785–1789), но сохранились лишь четыре остальные были разрушены в числе прочих «символов тирании» (наиболее известна застава Вийет с ее монументальной ротондой).
Кваренги, А. Д. К. -Н. Все места одинаково хороши.
Нужно отметить, что проекты Львова Кваренги также копировал. Годы до 1796-го (дата смерти Екатерины) были наиболее плодотворны. Нельзя исключить, что Леду и Кваренги могли встретиться.
В сознании эта концепция проявляет себя как ощущение божественного присутствия. Палладианская вилла, небольшой симметричный храмоподобный особняк. Кваренги, как и Шарль Де Вайи, создает изысканные цилиндрические объемы (например, проект голубятни для Царскосельского парка, 1780-е), полуротонды, как в проекте странноприимного дома Шереметьева в Москве (1794—1807), однако увлекается многословием декора, склоняясь к стилизации и практически не прибегая к приему абсолютно гладкой или скупо акцентированной стены излюбленному Леду в его проектах, предвосхищающих ампир и многие модернистские течения. Даниель Рабро так истолковывает эти слова: «Вдохновляясь формой, данной историческим, рациональным и выразительным архетипом уравнительной системы ступеней, мы вернем искусству его духовное предназначение: мы пожертвуем легкомыслием культу красоты, восстанавливающему важность игровой деятельности театра для великих тайн жизни и разума». В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенные ранее здания— памятник Всемирного наследия). «греческий ордер с колоннами без каннелюр иногда уподобленных этрусско-тосканским, соответствует формам и пропорциям своего местоположения (входной портик, в завершающей части здания) своды, арки, каменные кладки на римский манер или облегченные до чистой аркатуры, поставленной на абаку капителей, тесно связаны с традицией Поздней Империи и с галло-романской эпохой, увековеченной в эпохе средневековья и раннего Возрождения и отброшенной впоследствии при академическом классицизме XVII и XVIII веков (во Франции, по крайней мере)» 36.
От первого он взял сам дух классицизма идею исторической связи современности с идеализированным прошлым от второго – искусство рисунка и гравюры на службе архитектуры, позволяющее воплощать самые фантастические идеи. — О. Б. ), пожелавшей меня назвать своим архитектором (сам Кваренги пишет: «Я был вызван через г. барона Грима на должность архитектора императрицы всероссийской на почетнейших условиях»), с жалованием три тысячи рублей серебром, все поставлено под сомнение этим ударом codingjsasc (DF20F1E4E5EBE0EB20F7E5F0F2E5E6E820E4EBFF20C1EEEBFCF8EEE3EE20E7E4E0EDE8FF20C2E5F2E5F0E8EDE0F0EDEEE920F8EAEEEBFB2C20EFE5F0E2EEE920E220D0EEF1F1E8E82C20EAEEF2EEF0E0FF20E4EEEBE6EDE020E1FBEBE020E1FBF2FC20EFEEF1F2F0EEE5EDE020E220CAE0F0E0F1EEE2EE2C20E220ECE5F1F2E52C20EAEEF2EEF0EEE520FF20EEF7E5EDFC20F5EEF0EEF8EE20E8E7F3F7E8EB2E20DF20F2E0EAE6E520EFEEEBF3F7E8EB20E7E0EAE0E720EDE020F7E5F0F2E5E6E820CAE0E7E0EDF1EAEEE9) Церкви (Кваренги разрабатывал чертежи Казанского собора, если здесь речь идет о нем. У К. -Н. Джакомо Кваренги посетил юг Франции он мог, таким образом, видеть Дворец правосудия и тюрьму, которые Леду начинал строить в Экс-ан-Провансе (к 1776 г. относится турне, абсолютное Леду на юг Франции, в связи с началом работ в Экс-ан-Провансе).
Две заставы находятся на площади Нации, две – на площади Денфер, одна ротонда расположена в парке Монсо, а другая ротонда – на заставе Виолетт. Тема павильонов объединяет заставы сбора пошлины К. -Н. Леду. Поясним эти определения. Но представить себе невозможно – какого уровня тут мастерство, какая рука тут приложена 1.
Однако завершением творческой эволюции Кваренги говорящая архитектура (т. А. Маи в Бергамо. Леду, третьему похожу уже не суждено увидеть свет, а первый содержал сам трактат «Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству».
символические названия словно предвещают язык будущих якобинцев. Непременные актанты (sine qua non) у Леду – это Свет (Просвещение) и Тьма (Тени), что позволяет разгадать масонский образ мышления13. Синтаксическая структура этого стиля отличается очевидным приоритетом образной составляющей, которая, в свою очередь, узнаваема и цитирует другой архитектурный образец (например, проекты Палладио, приемы Пиранези, древнегреческие храмы). Зрелое творчество Леду (комплекс в Арк-э-Сенане, заставы Парижа, гравюры) повлияло на мастеров европейского классицизма конца XVIII – 1-й половины XIX веков (Ж. Ф.
В основе архитектуры лежит принцип «единства замысла и линий», дополненный разнообразием форм, законами соответствия, благопристойности и экономии. codingjsasc (CFE5F0E5F8E0E3EDF3E2F8E8E920F0F3E1E5E620F1E2EEE5E3EE20F1E8ECE2EEEBE8EAEE2DE3E5EEECE5F2F0E8F7E5F1EAEEE3EE20F1F2E8EBFF20CBE5E4F320E8E4E5E0EBE8E7E8F0F3E5F220F1E2EEE820EEF1F3F9E5F1F2E2EBE5EDEDFBE520EFF0EEE5EAF2FB20E820F1EEE7E4E0E5F220F3F2EEEFE8F7E5F1EAE8E52C20F4EEF0ECE8F0F3FF20F1EEE1F0E0EDE8E520E3F0E0E2FEF020E4EBFF20EAEDE8E3E820ABC0F0F5E8F2E5EAF2F3F0E02C20F0E0F1F1ECEEF2F0E5EDEDE0FF20E220EEF2EDEEF8E5EDE8E8) к искусству, нравам и законодательству» (1806). Этот прием Леду использовал еще при разработке первого (нереализованного) плана города Шо, где крытые галереи должны были защитить от возможного дождя перевозимую соль. Джакомо Кваренги посетил юг Франции он мог, таким образом, видеть Дворец правосудия и тюрьму, которые Леду начинал строить в Экс-ан-Провансе (к 1776 г. относится турне, абсолютное Леду на юг Франции, в связи с началом работ в Экс-ан-Провансе). Поясним эти определения. о моем состоянии дел».
Де Вайи далек от говорящей на языке геометрии архитектуры, хотя он и не является представителем «поклонников дидактической природы». Но представить себе невозможно — какого уровня тут мастерство, какая рука тут приложена 1. Игра отношений между архитравом, фризом и карнизом приводит к включению некоторых ансамблевых эффектов в видоизмененную логику ордера» 37.
Его текст передает вечные истины, не отличаясь проработанностью форм. Мы любуемся зданием, которое построил архитектор. Его творчество тяготеет к таким приемам, как стены с рустами. Театры, разработанные Кваренги, несомненно свидетельствуют о знании им творчества Леду.
Этого нельзя сказать о его символико-геометрическом стиле. Нарушая предписания аббата Ложье относительно использования ордера лишь в зданиях общественного назначения, Леду стремится освободиться от догматической власти «законов пяти ордеров». Шедевры образно-пластического стиля Леду – особняки и замки периода царствования Людовика XV, уже отличаются от «греческой манеры», от классицизма «по Габриэлю», но в тот период еще не отступают полностью от канонов построения ордера и правил использования декора, описанных аббатом Ложье и практикуемых Ж. -Ф. Блонделем. Согласно принципу бинарных оппозиций, можно выявить описательные единицы (например, ордер классический – ордер измененный), соответствующие двум типам языковых систем.
особняк – Ольвиль, перестройка 1764–1766 замок Бенювиль в Нормандии, 1768–1777 постройки для мадам дю Барри – павильон в Лувесьенне, 1770–1772 и Пти-Шато в Обонне, 1772–1773), способствовали утверждению неоклассицизма или «стиля Людовика XVI». Ансамбль Кабинета акцентирует угол набережной Фонтанки и Невского проспекта. В своем проекте Леду сумел сочетать изящный архитектурный стиль с крайней рациональностью и заботой о «промышленной эффективности» постройки. Работы Леду из которых сохранились лишь немногие (парижский отель – т. е.
В основе архитектуры лежит принцип «единства замысла и линий», дополненный разнообразием форм, законами соответствия, благопристойности и экономии. Так, например, он использует его в проекте Панеретеона. Проект роскошного здания библиотеки в Касселе (Германия), разработанный Леду в 1776 г., также привлек внимание Кваренги. Шедевры образно-пластического стиля Леду — особняки и замки периода царствования Людовика XV — уже отличаются от «греческой манеры», от классицизма «по Габриэлю», но в тот период еще не отступают полностью от канонов построения ордера и правил использования декора, описанных аббатом Ложье и практикуемых Ж. -Ф. И кони на переднем плане и люди-то, люди. Однако большая часть этих сооружений была разрушена уже в 19 веке из-за чего Леду даже прозвали «проклятым архитектором».
«Рисунок» и есть сама идея – pictura quasi scriptura. Они отменили колонны, обычно помещаемые на авансцене это было смело». Оикема – это музей, в котором собраны пороки, обличая которые общество призывало народ к добродетелям.
Этот принцип – доминирующий принцип – подвергнется критике только в конце XVII и в XVIII веках, Беллори в Италии, аббатом Добо и Дидро во Франции, Ричардсоном в Англии финальный удар будет нанесен Лессингом в Лаокооне (1766 г. ). «Общность принципов и специальных интересов их объединила. Образование академий станет мощной базой для становления классических принципов. Леду — сторонник монархии, он считает, что общество и государство нуждаются в реформе, но в рамках старого порядка, с сохранением добродетелей дворянства. Известно, что Джакомо Кваренги (1744—1817), работавший в России в течение почти тридцати семи лет, заимствовал некоторые принципы формообразования у французского архитектора К. -Н. «Век Просвещения» сменился «Веком промышленности» и для Леду наступил период забвения.
Королевскую солеварню в Арк-э-Сенан (Saline royale dArc-et-Senans). Архитектор учитывает возможности взгляда «с дистанции» и взгляда вблизи.
Прием полусферического свода над свободной колоннадой применен Д. Жилярди для музыкального павильона конного двора дворца Голицына в Кузьминках, автор приблизил этот проект к тому, что можно назвать ледолианским стилем (рис. 2). Например, проект маяка-памятника на Черном море (1790-е) олицетворяет полный отказ от античной строгости, ордер не подчиняет себе прочие составляющие формообразующей системы обилие декора, пластика кирпичной кладки, поясок барельефов создают впечатление перегруженности проекта деталями и акцентами, ни один из которых не претендует на роль ведущей составляющей синтаксической структуры.
Леду развивается в тесной зависимости с требованиями истинности или правдивости, материала. Мы любуемся зданием, которое построил архитектор. Он выполнил также копии с фасадов, применяя штриховку и раскрашивание акварелью. Эта концепция основана на знаменитой фразе Горация Ut pictura poesis – «Поэзия как живопись». Второй стиль Леду возникает примерно после 1775 г. (четкую временную границу провести невозможно), когда автор начинает явно отдавать предпочтение «геометрическим иероглифам», нетрадиционным образам (проекты: Ойкема, Дом Директора, Миротворец).
Примечательными работами этого периода являются внутренний декор парижского «Кафе Годо» (обшивки стен которого сейчас восстановлены в экспозиции Музея истории Парижа), 1762 «Павильон музыки» в Лувесьеннском замке мадам дю Барри, 1770-71 дом балерины Гимар в 7 округе Парижа, 1770. Синтаксическая структура этого стиля отличается очевидным приоритетом образной составляющей, которая, в свою очередь, узнаваема и цитирует другой архитектурный образец (например, проекты Палладио, приемы Пиранези, древнегреческие храмы). Проект реконструкции Кремля также показывает уважение Баженова к традиции. Итак, творческое наследие К. -Н.
Этот проект был опубликован Леду в1804в книге «Архитектура, представляющая собой выражение искусства, нравов изаконов» (Larchitecture consideree sous lerapport des arts, des mouers etdelaLegislation), которую онпосвящает русскому царю Александру I. Соляные разработки, превращенные Леду вовальный центр городаШо, можно рассматривать как один изпервых примеров промышленной архитектуры. Перешагнувший рубеж своего символико-геометрического стиля Леду идеализирует свои осуществленные проекты и создает утопические, формируя собрание гравюр для книги «Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству» (1806).
В этом пункте наблюдается общность с подходом Тома де Томона – этот ученик Леду работал в Санкт-Петербурге. Название трактата Леду «Архитектура, рассмотренная в связи с искусствами, нравами и законодательством» («Larchitecture consider par les rapport des arts, des moeurs et de la legislation», 1804)6 было отсылкой на известную работу мадам де Сталь «Литература, рассмотренная в связи с социальными институтами», появившуюся четыре года ранее. Преувеличенные и как бы сочетаемые с визуальной структурой пространства Военного кафе (в этом необычном примере живописные украшения сочетаются также с архитектоническим компонентом), эти символы, как в структуре, так и в декоре, участвуют, помимо этого, в создании характера фасадов, обработанных с применением светотени.
Но он отнюдь не был, как может показаться с первого взгляда, мрачным реакционером, утопистом-аутсайдером, проклятым архитектором – такую репутацию ему пытались создать охочие до сенсаций исследователи. Творчество Леду охватывает две эпохи, разделенные революцией. Творчество Леду и его живой протест против архитектурных догм не имеет при своем завершении ничего общего с неоклассицизмом современников архитектора. Конечно, эта концепция подобна подходу русского архитектора В. Баженова. Однако главным руслом его стилистического новаторства явились работы, развернувшиеся с 1774 при соляных приисках Шо (Франш-Конте) и в еще большей степени – связанные с ними проекты. Говорящая архитектура обращена к просвещенной публике, общаясь с ней на языке сердца и опираясь на язык разума. С 1775 года Леду развивал свой проект завода в Арк-э-Сенане, превращая его в идеальный город Шо (не реализован) в духе идей Просвещения.
Он даже применял своеобразный «модулор» исполняя проекты по сетке, в которую вписывался стоящий человек со скрещенными руками (квадрат этой сетки принимали за модульную единицу). Конец XVIII в. обозначил новый период в творчестве Кваренги.
Новые языки, в свою очередь, становятся олицетворением традиции и попадают в центр семиосферы (по Лотману Ю. М. ). Синтаксическая структура этого стиля отличается очевидным приоритетом образной составляющей, которая, в свою очередь, узнаваема и цитирует другой архитектурный образец (например, проекты Палладио, приемы Пиранези, древнегреческие храмы). Первый стиль (или традиционный) предлагает больше близости к традиционному ассортименту формообразующих приемов.
Вопрос, возникающий по поводу первичного стиля, это вопрос театрализации символов. Из возведенных застав, Ла Виллет (Rotonde de la Villette) обладает наибольшей монументальностью и прямолинейностью очертаний и предельной выразительностью в своем замкнутом величии. Вдохновленные этим произведением, мы находим у Леду «свет, окаменевший ради архитектонического эффекта» : «камень, арку, стену, затвердевшую тень» 16. Леду в 1773 г. для мадам Дю Барри. Нельзя исключить, что Леду и Кваренги могли встретиться. Клод Никола Леду родился в Дормане, что в Шампани, 21 марта 1736 года. Здесь формируются термины семиотики визуального.
Итак, Джакомо Кваренги заинтересован исключительно образцами первого — образно-пластического — стиля Леду, оставляя без внимания утопические проекты архитектора, эти геометрические иероглифы, символизирующие человеческую деятельность. Возвращение классических канонов свойственно периоду стабильности (включая политическую и экономическую стабильность государства). Руссо в романе «Эмиль». Что касается проектов общественных зданий К. -Н. Леду исполнил в традиционном стиле, практикуемом им примерно до 1775 г. Анализ синтаксической структуры формообразования у Леду позволяет выделить два основных стиля его архитектуры. Факт, Кваренги не относится к стаффажу дежурно, это отличает его от других видописцев.
Леду, Кваренги сделал копии со здания Учетной кассы. Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества».
Второй стиль Леду возникает примерно после 1775 г. (четкую временную границу провести невозможно), когда автор начинает явно отдавать предпочтение «геометрическим иероглифам», нетрадиционным образам (проекты: Ойкема, Дом Директора, Миротворец). Например, Михаил Булгаков был в числе рыцарей Ордена Света.
Леду частично использует эту схему впроекте идеального города Шо. Нарушая предписания аббата Ложье относительно использования ордера лишь в зданиях общественного назначения, Леду стремится освободиться от догматической власти «законов пяти ордеров».
Речь идет о дидактическом и поэтическом объяснении механизмов художественного творчества. Среди прочего Леду разработал «храм Терпсихоры», как называли современники интимный театр танцовщицы, возведенный на участке усадьбы. Это светские храмы, где проповедуют семейные, материнские и героические добродетели. Леду. Им возведено более сотни построек, как грандиозных, так и скромных, столько же проектов осталось на бумаге, в его собственном агентстве реализовано более 400 эстампов, некоторые из которых стали иллюстрациями к его монументальному сочинению – «Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству».
Хотя Леду осознает важность выбора слова (проблематику слова), его текст остается классическим. Блонделем. «Если мы применим для анализа литературного произведения семантику, синтаксис и прагматику, мы сможем говорить, соответственно, об уровнях произведения: семантическом, синтаксическом и прагматическом», – говорит Успенский25. Я выбрал полукруглую форму для театра по двум причинам: во-первых, она практична на визуальном уровне во-вторых, каждый зритель может увидеть со своего места всех тех, кто его окружает». Находим общее в отношении к историческому наследию у Кваренги и Леду.
Первый стиль (или традиционный) предлагает больше близости к традиционному ассортименту формообразующих приемов. Его архитектурная деятельность началась в шестидесятые годы. При этом архитектор говорит о «притягательности» сооружения для зрителя, рассчитывает на его ощущения. Книга "Клод-Николя Леду (1736-1806).
Синтаксическая структура этого стиля отличается очевидным приоритетом образной составляющей, которая, в свою очередь, узнаваема и цитирует другой архитектурный образец (например, проекты Палладио, приемы Пиранези, древнегреческие храмы). Этот период творчества Клода Никола Леду даже носит название – палладианский. Он включает орудийную мастерскую, рынок, цехи и дома ремесленников. Я, однако, никогда не прекращал по всякому случаю представлять бессменные доказательства моего усердия, которым я был вдохновлен ради наибольшей славы этого Императорского Двора, как это может показать качество моих чертежей, которые можно видеть реализующимися постоянно (journallement) на всем обширном пространстве Империи (это упоминание о «повседневном осуществлении» проектов говорит в пользу Кваренги. Блонделем. Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества».
Проект роскошного здания библиотеки в Касселе (Германия), разработанный Леду в 1776 г., также привлек внимание Кваренги. Первые проекты: Pavilion Hosquart (1764–1770), шато в Бенувилле (1768–1775). – О. Б. ), пожелавшей меня назвать своим архитектором (сам Кваренги пишет: «Я был вызван через г. барона Грима на должность архитектора императрицы всероссийской на почетнейших условиях»), с жалованием три тысячи рублей серебром, все поставлено под сомнение этим ударом я уволен и без всякого внимания по отношению к утвержденным пунктам моего Контракта меня полностью отринули, без всяких объяснений. Архитектура подражает также и организации человеческого общества. Я, однако, никогда не прекращал по всякому случаю представлять бессменные доказательства моего усердия, которым я был вдохновлен ради наибольшей славы этого Императорского Двора, как это может показать качество моих чертежей, которые можно видеть реализующимися постоянно (journallement) на всем обширном пространстве Империи (это упоминание о «повседневном осуществлении» проектов говорит в пользу Кваренги. К. -Н.
Факт, Кваренги не относится к стаффажу дежурно, это отличает его от других видописцев. «В некоторых заставах (Пантен, Ла Вилет) доминирует мотив римской арки с тяжелым кирпичным сводом, в других сферический свод над свободной колоннадой. Искусный рисовальщик, Кваренги представляет позицию «живописной», пейзажной архитектуры, работая в русле пиранезианского рисунка.
Примером более практичной реализации принципов ампира – в значительной мере упрощающих формы прежнего классицизма, но с другой стороны максимально усиливающих их градостроительную, социально-организующую роль – стали «парижские ворота» Леду, таможенные заставы, которые призваны были опоясать всю столицу. Античная архитектура всегда оставалась для Кваренги источником вдохновения. Кваренги, как и Шарль Де Вайи, создает изысканные цилиндрические объемы (например, проект голубятни для Царскосельского парка, 1780-е), полуротонды, как в проекте странноприимного дома Шереметьева в Москве (1794—1807), однако увлекается многословием декора, склоняясь к стилизации и практически не прибегая к приему абсолютно гладкой или скупо акцентированной стены излюбленному Леду в его проектах, предвосхищающих ампир и многие модернистские течения. Что касается проектов общественных зданий К. -Н. Об уважении К. -Н.
Оформление каждого элемента комплекса соответствовало его функциям. Поясним эти определения. Ученик Блонделя. Каждый зритель получает возможность хорошо видеть сцену. В споре между античностью и современностью XVIII в. можно выделить три основных позиции. Уже отмечено, что образно-пластический стиль Леду можно охарактеризовать присутствием в синтаксической структуре произведения «цитирующей», т. е. отсылающей к известным архитектурным образцам, образной составляющей.
В строгой объемной зависимости планов и пространства примеры, выявляющие типологию эффектов вторичного стиля Леду, представлены наглядно в павильоне Табари, в особняке Юзес (портал), в особняке Гимар и павильоне Лувесьенн. » 33. Море одним из первых обнаружил эти явные аналогии. Антонио Поссевино посвятил ему небольшое произведение «О поэзии и живописи» (1953 г. ), а Дж. Б. Поцци, в книге «Определение и разделение живописи» охарактеризовал живопись как немую поэзию. Джакомо Кваренги посетил юг Франции он мог, таким образом, видеть Дворец правосудия и тюрьму, которые Леду начинал строить в Экс-ан-Провансе (к 1776 г. относится турне, абсолютное Леду на юг Франции, в связи с началом работ в Экс-ан-Провансе). возвёл вокруг Парижа пятьдесят таможенных застав (сохранилось только четыре), внушительные геометрические объёмы которых предвещали эстетику ампира. Несмотря на то, что разработанному Леду «идеальному городу» не суждено было полностью воплотиться в реальность, тем не менее, солеварню в Арк-э-Сенан объявили памятником Всемирного наследия.
Леду также разработана система объемов, соединенных галереями. Именно в таком архитектурном решении он видел необходимое сочетание цели «усовершенствования общества» и жилого, промышленного и административного строительства. В последнем случае антаблемент переносится выше линии аркатуры, поддерживаемой колоннами (заставы дАнфер и Менильмонтан, например). — О. Б. ), пожелавшей меня назвать своим архитектором (сам Кваренги пишет: «Я был вызван через г. барона Грима на должность архитектора императрицы всероссийской на почетнейших условиях»), с жалованием три тысячи рублей серебром, все поставлено под сомнение этим ударом я уволен и без всякого внимания по отношению к утвержденным пунктам моего Контракта меня полностью отринули, без всяких объяснений. В течение второй половины 1770-х гг.
Шедевры образно-пластического стиля Леду – особняки и замки периода царствования Людовика XV – уже отличаются от «греческой манеры», от классицизма «по Габриэлю», но в тот период еще не отступают полностью от канонов построения ордера и правил использования декора, описанных аббатом Ложье и практикуемых Ж. -Ф. Несмотря на созвучность многих своих замыслов идеалам Французской революции, в 1793-94 гг. В 1760-е и начале 1770-х гг. Леду пишет в своем трактате «Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству» : «Два Архитектора представляют свой план он разработан по принципу амфитеатра, так как социальное равенство, социальная защита однажды пристыжено откажутся от применения перпендикулярных линий, когда неловкое искусство великодушно повторяется шесть раз, чтобы пугать, в течение двух часов, зрителя этой тяжестью, которая касается его головы.
Другие павильоны проектируются в форме цилиндрической башни, почти готического форта (нереализованный проект с ложными бойницами, угловыми сторожевыми вышками и ламповым прожектором) или же напоминают современный замок, возведенный на террасе (Руль) или же чаще всего строятся в форме декорированных служебных построек или деревенских домиков (Застава на улице Бланш), все они навеяны недавним прошлым, отсылающим к временам рыцарства, эпохе Возрождения. Т. е. Согласно Р. Барту, классический текст – всегда политический его природа социальна17.
Жалобы анонимного архитектора на увольнение и полное отвержение не должны исходить от Кваренги, который работал много и вполне успешно, невзирая на неудачи с ансамблем биржи или мавзолеем Павла I. Звание архитектора Екатерины Великой указывает на Клериссо, однако упоминание о реализации многих проектов заставляет отказаться от кандидатуры Клериссо. Жизнеспособность принципа Ut pictura poesis основана на его синтетической стабильности. Гэндон и др. ), а также на различные архитектурные течения XX века (неоклассицизм, ар деко, постмодернизм).
codingjsasc (CEEFE5F0E8F0F3FF20F120EEF0E4E5F0EEEC20E820E220EAEEEDF6E520EAEEEDF6EEE220EEF2EAE0E7E0E2F8E8F1FC20EEF220EDE5E3EE20E220EFF0EEE8E7E2E5E4E5EDE8FFF520F1E8ECE2EEEBE8EAEE2DE3E5EEECE5F2F0E8F7E5F1EAEEE3EE20F1F2E8EBFF2C20CBE5E4F320F1EEF5F0E0EDFFE5F220E8E5F0E0F0F5E8F7E5F1EAE8E920EFF0E8EDF6E8EF20F4EEF0ECEEEEE1F0E0E7EEE2E0EDE8FF2C20EEE1E5F1EFE5F7E8E2E0FEF9E8E920F6E5EBEEF1F2EDEEF1F2FC20FDF1F2E5F2E8F7E5F1EAEEE3EE) образа сооружения. Первой крупной работой Леду в Париже стала перестройка отеля дАлльвиль (1766 год) в квартале Маре в духе классицизма. Ж. -К. Это внутренний образ – Disegno interno – который реализуется в картине, созданной воображением – disegno esterno. то одной улице, – все фасады равны, одинаково значительны. Сближает Де Вайи с Кваренги интерес к интерьерам, малым формам в интерьере.
Книга Кауфмана, которая так и называется «От Леду до Ле Корбюзье. Начинал Леду с оформления витрин.
Море одним из первых обнаружил эти явные аналогии. Леду говорит по этому поводу: «Тогда нравственная система, оказавшись объединенной с политической силой, восстановит естественные отношения людей». Первый стиль (или традиционный) предлагает больше близости к традиционному ассортименту формообразующих приемов.
Слава Леду как выдающегося архитектора началась с 1771 года, когда он построил для мадам Дюбарри элегантный павильон, возбудивший широкий интерес. В 1792 г. эта художественная политика приобретает силу закона: требуется, чтобы к убеждениям словесным добавлялись речи энергического языка монументов.
Это— первый воФранции пример монументальной индустриальной архитектуры. Нужно отметить общие черты Леду и Достоевского. Палладианская вилла, небольшой симметричный храмоподобный особняк.
Однако завершением творческой эволюции Кваренги говорящая архитектура (т. В течение второй половины 1770-х гг. Леду опирается на два столпа – Палладио и Пиранези. Кауфман искал обоснования для авангардного искусства своего времени в эпохе Великой французской революции, Выдвинув идею революционных архитекторов и их революционной архитектуры, впервые претендующей на автономность, он находился в русле горячо обсуждаемого в начале XX века вопроса о проблеме отношений культуры инноваций (авангарда) и политической революции. Так, например, Кваренги сделал копии с проекта замка Бенувилль (его строительство началось в 1768 г. ). Сравнительный анализ произведений крупных русских архитекторов и приемов архитектора Леду обосновывает вывод о значительном влиянии этого французского архитектора на формирование стиля «александровского классицизма», стиля «сталинский ампир», современных стилевых течений (мастерская Филиппова в Москве), но также позволяет заметить общность Леду с некоторыми архитекторами-конструктивистами, такими как Иван Леонидов.
Например, проекты городских ворот для Петербурга (1780-е) выполнены с использованием выразительного приема — колонн с кубическими ризалитами на стволах, что роднит этот проект как с проектом Н. А. Львова (Невские ворота Петропавловской крепости), так и с проектом К. -Н. Находим общее в отношении к историческому наследию у Кваренги и Леду. Он занимался у Д. Ф. В проекте Эрмитажного театра (1783—1887) зодчий проявляет чуткость к живописным приемам барокко, трактуя их в достаточно строгой манере.
codingjsasc (CCFB20EBFEE1F3E5ECF1FF20E7E4E0EDE8E5EC2C20EAEEF2EEF0EEE520EFEEF1F2F0EEE8EB20E0F0F5E8F2E5EAF2EEF02E20D3E4EEE2EEEBFCF1F2E2E8E52C20EFEE20EAF0E0E9EDE5E920ECE5F0E52C20F3E4E2E0E8E2E0E5F2F1FF2C20E5F1EBE820ECFB20E2E8E4E8EC2C20EAE0EA20FDF2EE20E7E4E0EDE8E520E8E7EEE1F0E0E7E8EB20F5F3E4EEE6EDE8EA2E20C4E6E0EAEEECEE20CAE2E0F0E5EDE3E820E8E7EEE1F0E0E7E8EB20ABCFEEF1F2F0EEE9EAF320CAEBEEE4E02DCDE8EAEEEBFF20CBE5E4F320E2) Гренобле», то есть художником изображающим архитектуру, выступил другой архитектор: восторг в кубе. «Говорящая архитектура» – одно из определений стиля Леду и Булле – оказывает, по замыслу архитектора, педагогическое воздействие на гражданина, побуждает его стремится к добродетели, законности и подчинению королевской власти.
В этом случае воображение читателя создает собственные ограничители выразительности и новое значение или образ «своего» Леду. В 1762 году оформил в духе раннего классицизма интерьер «Кафе Милитер» в Париже (не сохранился декоративные панели – ныне в Музее Карнавале, Париж). Джакомо Кваренги изобразил «Постройку Клода-Николя Леду в Гренобле», то есть художником изображающим архитектуру, выступил другой архитектор: восторг в кубе. На архитектурное видение Клода Никола Леду, начиная с 1770 года, оказывает огромное влияние великий зодчий 16 века, Андреа Палладио (Andrea Palladio).
Исторически значителен театр в Безансоне (1771–1773) заменив здесь традиционные ярусы и ложи более «демократическим» внутренним амфитеатром, Леду дополнительно зафиксировал эту идею в сюрреальной гравюре с театральным залом, вписанным в человеческий глаз. Это правда, что Леду стремится добиться популярности своим политическим трактатом. Эта мысль не чужда была папе Григорию Великому и затем Алкуину, с их сакрализацией изображения, откуда приходит сакральная иконология Средневековья.
Уже отмечено, что образно-пластический стиль Леду можно охарактеризовать присутствием в синтаксической структуре произведения «цитирующей», т. е. отсылающей к известным архитектурным образцам, образной составляющей. При этом архитектор говорит о «притягательности» сооружения для зрителя, рассчитывает на его ощущения. В проектах Клода Никола Леду чувствовалось проявление социального утопизма. Каждый зритель получает возможность хорошо видеть сцену. Так, например, Кваренги сделал копии с проекта замка Бенувилль (его строительство началось в 1768 г. ).
Интерес русских авторов в начале XX века к оккультизму и инфернальному не случаен. Леду вдохновенно мечтает о гармоничном и естественном обществе, рождающем новое искусство. И кони на переднем плане и люди-то, люди.
Копии хранятся в городской библиотеке им. Он использует те же пластичные способы и композиции, что и Леду. е. говорящая языком геометрии) не становится.
Это второй том задуманной трилогии о К. -Н. Труарда. Развивая идею ренессансного идеального города, он считал, что домам, с определенным назначением, должна соответствовать конкретная форма. Шедевры образно-пластического стиля Леду — особняки и замки периода царствования Людовика XV — уже отличаются от «греческой манеры», от классицизма «по Габриэлю», но в тот период еще не отступают полностью от канонов построения ордера и правил использования декора, описанных аббатом Ложье и практикуемых Ж. -Ф.
Леду в 1773 г. для мадам Дю Барри. Второй стиль Леду возникает примерно после 1775 г. (четкую временную границу провести невозможно), когда автор начинает явно отдавать предпочтение «геометрическим иероглифам», нетрадиционным образам (проекты: Ойкема, Дом Директора, Миротворец). Еще несколько проектов завершил Леду в конце 1770-х. Первыми учителями Клода Никола Леду были известные архитекторы Ж. Ф. Блондель (J. F. Blondel) и Л. Ф. Труард (L. F. Truard). был в заточении за связи с жирондистами.
Сближает Де Вайи с Кваренги интерес к интерьерам, малым формам в интерьере. «Дом директора источников» в том же городе Шо – еще более поразительный для своего времени проект. Используя ледолианские термины, можно сказать, что текст чарует своей игрой масс (как и архитектура), а не игрой слов (т. е. деталями, декором). Однако, нужно отметить, что перевод на русский этого произведения должен, вне всякого сомнения, спровоцировать в России новую волну исследований и истолкований этого замечательного трактата.
Принцип «живопись это немая поэзия» подчеркивает отсутствие неких свойств у языка живописи, неспособность живописи говорить. Леду, технические чертежи конюшен госпожи Дю Барри в Версале (план, разрез) с перистилем круглого двора. Леду пишет в своем трактате «Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству»: «Два Архитектора представляют свой план он разработан по принципу амфитеатра, так как социальное равенство, социальная защита однажды пристыжено откажутся от применения перпендикулярных линий, когда неловкое искусство великодушно повторяется шесть раз, чтобы пугать, в течение двух часов, зрителя этой тяжестью, которая касается его головы. Например, проект маяка-памятника на Черном море (1790-е) олицетворяет полный отказ от античной строгости, ордер не подчиняет себе прочие составляющие формообразующей системы обилие декора, пластика кирпичной кладки, поясок барельефов создают впечатление перегруженности проекта деталями и акцентами, ни один из которых не претендует на роль ведущей составляющей синтаксической структуры. – О. Б. ), куда я был призван высочайшим повелением бессмертной Императрицы (Джакомо Кваренги был приглашен в Россию Екатериной II. 1793–94 проводит втюрьме. Творчество Леду охватывает две эпохи, разделенные революцией.
Формообразующие мотивы К. -Н. Искусный рисовальщик, Кваренги представляет позицию «живописной», пейзажной архитектуры, работая в русле пиранезианского рисунка. Нужно отметить, что проекты Львова Кваренги также копировал. В 1785-89 гг. Театромания XVIII века обусловливает идею катарсиса, она в трактате предикативна.
В нереализованном проекте Большого театра для Санкт-Петербурга Кваренги тщательно воспроизвел систему амфитеатра, впервые использованную Леду для театра Безансона. Действительно, перевод одних кодов в другие – основная функция семиосферы39. Джакомо Кваренги не доверяет «чистой геометрии» стать «голосом здания» и не пытается сделать символическое содержание формы совершенно читаемым, как это делают Булле и Леду. Я выбрал полукруглую форму для театра по двум причинам: во-первых, она практична на визуальном уровне во-вторых, каждый зритель может увидеть со своего места всех тех, кто его окружает».
Так, например, Кваренги сделал копии с проекта замка Бенувилль (его строительство началось в 1768 г. ). Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества». Ученики и современники Леду (например, Тома де Томон), захваченные новизной и эффективностью его композиционных и синтаксических приемов (очищение форм игра масс, вариации на тему ордера, автономная архитектура – павильонный стиль), грамматическими тонкостями его декора, подражают ему. Факт, Кваренги не относится к стаффажу дежурно, это отличает его от других видописцев.
Львов своими смелыми экспериментами, геометрическими объемами (Троицкая церковь, 1785 «Кулич и Пасха» пирамидальные погреба в Митино и Николино и др. ) гораздо ближе к символико-геометрическому стилю Леду, чем Кваренги.
В 1771 году, архитектор разрабатывает проект промышленного города Шо (Sho), что находится в провинции Франш-Конте (Franche-Comt), при рудниках с солевыми залежами. После обучения он стал заниматься оформлением витрин. Леду, Кваренги сделал копии со здания Учетной кассы. codingjsasc (C2203137383720E32E20E220D1E0EDEAF22DCFE5F2E5F0E1F3F0E3E520E1FBEB20E8E7E4E0ED20F1E1EEF0EDE8EA20E3F0E0E2FEF020E820F2E5F5EDE8F7E5F1EAE8F520F7E5F0F2E5E6E5E920EDEEE2EEE3EE20DDF0ECE8F2E0E6EDEEE3EE20F2E5E0F2F0E020F120EEEFE8F1E0EDE8FFECE820E820EAEEECECE5EDF2E0F0E8FFECE820EDE020F4F0E0EDF6F3E7F1EAEEEC20FFE7FBEAE52C20F1E4E5EBE0EDEDFBECE820F1E0ECE8EC20CAE2E0F0E5EDE3E82E20CEED20EEF2ECE5F2E8EB2C20F7F2EE20ABEFFBF2E0EBF1FF) придать театру вид античный, но соответствующий современным требованиям. Леду часты в проектах жилых домов, разработанных Кваренги. Леду, технические чертежи конюшен госпожи Дю Барри в Версале (план, разрез) с перистилем круглого двора. Архитектура подражает также и организации человеческого общества.
Трактат Леду с позиций текста. «Общность принципов и специальных интересов их объединила. («Для чего столько колонн. В споре между античностью и современностью XVIII в. можно выделить три основных позиции. Семантика, синтаксис и прагматика в композиции описания24.
Леду часты в проектах жилых домов, разработанных Кваренги. Указанные стилистические направления можно определить как образно-пластическое (первый стиль) и символико-геометрическое (второй стиль). Интересно, что Леду не отказывается от данного приема (ряд объемных скульптур, приподнятый над основным корпусом здания) даже в своих утопических произведениях, относящихся к символико-геометрическому стилю. codingjsasc (C4E6E0EAEEECEE20CAE2E0F0E5EDE3E820E8E7E1E5E3E0E5F220E2FBE7FBE2E0FEF9E520F3EFF0EEF9E5EDEDFBF520F6E8EBE8EDE4F0E8F7E5F1EAE8F52C20EFE8F0E0ECE8E4E0EBFCEDFBF520E820F2E5EC20E1EEEBE5E520F1F4E5F0E8F7E5F1EAE8F520F4EEF0EC2E20CFF0E8ECE5EDE5EDE8E520EDE5E7E0E2E5F0F8E5EDEDFBF520F6E8EBE8EDE4F0E8F7E5F1EAE8F520EEE1FAE5ECEEE220E4E0E6E520E8E4E5E0EBFCEDEE20EFF0E0E2E8EBFCEDEEE920F4EEF0ECFB20F320CAE2E0F0E5EDE3E820EFF0E8EEE1F0E5F2E0E5F2) скорее декоративный характер.
В течение 10 лет Никола Леду проектировал изящные городские усадьбы для французской элиты «в английском» стиле. Леду, выполненным для города Шо — королевского завода-солеварни.
Леду повлиял на развитие всей мировой архитектуры и, в первую очередь, на русскую архитектуру первой половины XIX в., получившую название «Александровский классицизм». А. Маи в Бергамо. Львов своими смелыми экспериментами, геометрическими объемами (Троицкая церковь, 1785 «Кулич и Пасха» пирамидальные погреба в Митино и Николино и др. ) гораздо ближе к символико-геометрическому стилю Леду, чем Кваренги. Блонделя, затем – у Л. Ф.
Однако постепенно архитектор приходит к отказу от посредничества узнаваемых выразительных средств (главным образом — ордера) и пытается вести диалог непосредственно со зрителем практически исключительно языком геометрии. Ансамбль Кабинета акцентирует угол набережной Фонтанки и Невского проспекта. К 1790 году творчество Леду основывается на новом классицистическом направлении. В 1771-1773 гг. Упрощая архитектурные решения А. Палладио, Леду возводит отели Монморанси (1769-1771 годы) и Гимар (1769-1772 годы оба не сохранились) в Париже, а также дворец Бенувиль в Нормандии (1769-1774 годы) и Музыкальный павильон мадам дю Барри в Лувесьене (1770-1771 годы).
Стремясь поставить во главу угла ощущение, восприятие и воздействовать на них с помощью очищенных от декора силуэтов, плоскости, формы (на фоне которых особое значение приобретает минимальная пластическая обработка), архитектор переходит на сторону природы (ведь он рассчитывает теперь только на «человеческую природу», отвергая архитектурные тексты-клише), но природы усовершенствованной, природы не первозданной, а созданной. Однако Александр I поручает Кваренги проекты достаточно значительных зданий: Кабинет Его Величества у Аничкова моста (1803 – 1805), Смольный (1806 – 1808) и Екатерининский институты (1804 – 1807). К. -Н.
Работа над переводом трактата Леду Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству (1804 г. ) была проведена, прежде всего, в плане выражения. Львов своими смелыми экспериментами, геометрическими объемами (Троицкая церковь, 1785 «Кулич и Пасха» пирамидальные погреба в Митино и Николино и др. ) гораздо ближе к символико-геометрическому стилю Леду, чем Кваренги. Леду часты в проектах жилых домов, разработанных Кваренги.
Проект роскошного здания библиотеки в Касселе (Германия), разработанный Леду в 1776 г., также привлек внимание Кваренги. Известно, что Джакомо Кваренги (1744—1817), работавший в России в течение почти тридцати семи лет, заимствовал некоторые принципы формообразования у французского архитектора К. -Н. Обычно у Кваренги общее решение не столь лаконично, как у Леду и более многословно. Например, проекты городских ворот для Петербурга (1780-е) выполнены с использованием выразительного приема — колонн с кубическими ризалитами на стволах, что роднит этот проект как с проектом Н. А. Львова (Невские ворота Петропавловской крепости), так и с проектом К. -Н. («Для чего столько колонн. Ученики и современники Леду (например, Тома де Томон), захваченные новизной и эффективностью его композиционных и синтаксических приемов (очищение форм игра масс, вариации на тему ордера, автономная архитектура — павильонный стиль), грамматическими тонкостями его декора, подражают ему.
С 1775 года Леду занимался изготовлением гравюр своих проектов, которые при этом перерабатывал в соответствии со стилистической эволюцией своего творчества в 1804 году опубликовал гравюры в трактате «Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству» («LArchitecture consideree sous le rapport de lart, des murs et de la legislation» задуман как 5-томный, написан только 1-й том в 1847 и 1991 годах изданы ранее не публиковавшиеся гравюры Леду, также предназначавшиеся для иллюстрации его трактата), вышедшем с авторским посвящением императору Александру I. В этом труде Леду выдвигает идеи «говорящей архитектуры», экономии выразительных средств, главенства строгой объёмной композиции. Леду призывает строить сочетаниями света и теней. Но это лишь видимая часть айсберга: Леду завещал «Детям Аполлона» (так он называет художников будущего) намного более глубокую философию, отражающую духовные поиски Эпохи Просвещения. Об уважении К. -Н. Обычно у Кваренги общее решение не столь лаконично, как у Леду и более многословно.
Трактат, основанный на анализе труда самого Леду "Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству" знакомит с зарождением и развитием французской архитектурной мысли эпохи Просвещения, которое проходило в неразрывной связи с литературными и философскими течениями. В 1771 году Леду назначен комиссаром соляных рудников Франш-Конте и с 1774 года занялся проектированием и строительством посёлка Арк-э-Сенан (при Королевских солеварнях) исходя из целесообразной организации производственных процессов, удобства управления заводом и контроля над работниками. Второй стиль К. -Н.
Замысел был осуществлен лишь частично. Даниель Рабро так истолковывает эти слова: «Вдохновляясь формой, данной историческим, рациональным и выразительным архетипом уравнительной системы ступеней, мы вернем искусству его духовное предназначение: мы пожертвуем легкомыслием культу красоты, восстанавливающему важность игровой деятельности театра для великих тайн жизни и разума». Свою архитектурную деятельность он начал с 1760 года.
Нарушая предписания аббата Ложье относительно использования ордера лишь в зданиях общественного назначения, Леду стремится освободиться от догматической власти «законов пяти ордеров». В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенная солеварня в Арк-э-Сенан— памятник Всемирного наследия). Следуя путем «от выражения к содержанию», русский читатель невольно отмечает общие черты произведения Леду и текстов некоторых русских авторов. Работы, осуществленные во дворце, спровоцировали работы по реконструкции театра 3 сентября 1783 г. опубликован декрет о начале строительства «каменного театра при Эрмитаже, по планам и под управлением архитектора Кваренги». Однако «мой» Леду не является реальным Леду. Мы находим среди копий, сделанных Джакомо Кваренги с произведений К. -Н. Но этот «нисходящий» путь2 предполагает лишь частичное понимание (неполное) характера ледолианской выразительности.
Малообеспеченные зрители не должны больше стоять на ногах в течение всего спектакля. Эпическая поэзия Леду превосходно изучена Д. Рабро10. Море одним из первых обнаружил эти явные аналогии. Творческое наследие К. -Н. Леду было усвоено культурой России. Можно выявить целый слой фантастических произведений, созданных в мистическом духе (знаменитый роман Булгакова о Воланде, произведения А. Чаянова, С. Клычкова, В. Каверина)31.
Нельзя исключить, что Леду и Кваренги могли встретиться. Все копии выполнены Кваренги с проектов, разработанных Леду в 1770-х гг. Данный проект он частично осуществил, создав в 1775-1779 гг. Леду (1736—1806). Леду, технические чертежи конюшен госпожи Дю Барри в Версале (план, разрез) с перистилем круглого двора. Они отменили колонны, обычно помещаемые на авансцене это было смело».
Он воспроизвел планы этажей, разрез, главный фасад и «храм Терпсихоры», устроенный в особняке. Масонская символика глубоко проникла в русскую литературу конца XIX и начала XX веков.
Архитектура Леду востребована всеми культурами, включая революционные. Принцип Ut pictura poesis формулирует способность одного языка выполнять функции другого. Даниель Рабро так истолковывает эти слова: «Вдохновляясь формой, данной историческим, рациональным и выразительным архетипом уравнительной системы ступеней, мы вернем искусству его духовное предназначение: мы пожертвуем легкомыслием культу красоты, восстанавливающему важность игровой деятельности театра для великих тайн жизни и разума».
Леду возводил «таможенную стену» вокруг Парижа (1784-1789 годы) в виде двойного вала с бульваром внутри и широкой дорогой снаружи с воротами-заставами (реализовано около 50, сохранились заставы дАнфер, дю Трон, ла Виллет и де Монсо) для сбора налогов за ввозимые товары. Творчество Леду охватывает две эпохи, разделенные революцией.
Греческий храм находит свое место среди павильонов Парижской стены Леду, но он воплощен также в Мавзолее «супругу-благодетелю» (Павел I), построенному Тома де Томоном (рис. 1). Формообразующие мотивы К. -Н. Петербург – творение Петра, построен быстро, с огромными затратами, вызывает отторжение периодами и по сей день. Можно сравнить принципы двух стилей с градостроительными концепциями Москвы и Петербурга – двух столиц – созданной и создавшейся «естественным образом». Например, дом А. А. Безбородко в Санкт-Петербурге (1781), дом Ферастиери в Санкт-Петербурге (1790), дом дипломата и писателя Д. А. Голицына в Санкт-Петербурге (1790). Это парадоксальность страдания.
Все желающие смогут увидеть модель памятника К. Н. Леду задумал выстроить в Шо идеальный город, различные функции которого выражались бы не только в полукруглой структуре плана (сосредоточенного вокруг завода и в то же время рассчитанного на оптимальное удовлетворение всех внеиндустриальных потребностей рабочих), но и в самой форме главных зданий, поражающих своим стереометрическим лаконизмом. Центральное здание солеварни, а именно, дом управляющего, украшали портики и перистиль.
Леду, Кваренги сделал копии со здания Учетной кассы. Вторичный стиль Леду мы предлагаем именовать символико-геометрическим. Исследование синтаксического эффекта очищенной архитектуры Леду (его символико- геометрического стиля) предоставляет возможности для развития теории двух стилей – образно-пластического и символико-геометрического – с позиций семиотики.
Это оказало влияние на формирование самого Джакомо Кваренги как архитектора. Первый стиль Леду ближе к традиционным образцам (его сельские сооружения —церковь Фуванта, например, его парижские особняки), он близок стилю Палладио и Пиранези. Ими оформлен и проезд, открывающийся на Фонтанку. Леду.
И кони на переднем плане и люди-то, люди. Например, проекты городских ворот для Петербурга (1780-е) выполнены с использованием выразительного приема – колонн с кубическими ризалитами на стволах, что роднит этот проект как с проектом Н. А. Львова (Невские ворота Петропавловской крепости), так и с проектом К. -Н.
Театры, разработанные Кваренги, несомненно свидетельствуют о знании им творчества Леду. Актанты трактата созвучны классическому духу мыслителей времени, когда жанр трактата был в моде. 1773 год связан со строительством дворца для фаворитки короля Людовика XV, мадам Дюбарри.
Замысел Леду предвосхитил как градостроительные начинания Р. Оуэна и других утопистов, так и позднейшее авангардно-функционалистское зодчество с его геометризованными формами, вот таким образом Леду часто называют «первым мастером современной архитектуры». Копии хранятся в городской библиотеке им. Все копии выполнены Кваренги с проектов, разработанных Леду в 1770-х гг. Эта оппозиция служит «точкой, допускающей переход от «абстрактного» к «изобразительному», трансформирующей абстрактные концепции в актантов (движущие силы)» 7. Семиотический принцип – не «немая поэзия», но для архитектуры – «говорящая архитектура». Самые совершенные эффекты, разработанные Леду, носят композиционный и синтаксический характер: они связаны с очищением форм и олицетворяют дерзость нововведений в его втором стиле.
Данная ситуация дублируется в истории стилей. Леду прямо заимствует некоторые изобретенные Пиранези формы. Мы видим здесь подчиненность пластических приемов ордерной системе, объем здания с двумя ризалитами, скульптуры над колоннадой (применены в проекте Пеллы у Джакомо Кваренги, особняк принца Монморанси, особняки Лувесьенн и Юзес у Леду).
На самом деле его карьера была блестящей: в высшей точке своего взлета он носит титул «архитектор короля», тесно связан с самой мощной административной силой королевства – Королевскими откупщиками налогов имеет множество влиятельных покровителей и заказчиков из высшего света. Подобно осуществленным постройкам Шо, они впечатляют своей суровой мощью. «В истории дружественных отношений между Францией и Россией великий французский архитектор XVIII века Клод-Николя Леду занимает особое место ибо в 1804 году в Париже им был опубликован первый том из задуманного 5-ти томного капитального труда «Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству», посвященный российскому императору Александру I. Своими великолепными архитектурными проектами и постройками королевский архитектор К. -Н. Леду говорит по этому поводу: «Тогда нравственная система, оказавшись объединенной с политической силой, восстановит естественные отношения людей». Они отменили колонны, обычно помещаемые на авансцене это было смело». Персонажи этих двух авторов страдают по причине достижения своей цели, безнравственность которой очевидна (например, визитер Ойкемы у Леду или сладострастник Свидригайлов у Достоевского).
Ж. -К. Все места одинаково хороши. Леду также разработана система объемов, соединенных галереями. В то время Кваренги чаще использует для организации фасадов элементы декора.
Стремясь поставить во главу угла ощущение, восприятие и воздействовать на них с помощью очищенных от декора силуэтов, плоскости, формы (на фоне которых особое значение приобретает минимальная пластическая обработка), архитектор переходит на сторону природы (ведь он рассчитывает теперь только на «человеческую природу», отвергая архитектурные тексты-клише), но природы усовершенствованной, природы не первозданной, а созданной. Несовместимый с греческой организацией портика двухчастный ритм (но разве французская система коринфского портика колоннады Лувра не является предметом ученых споров всего XVIII века. ) проявляется в последовательности сдвоенных колонн, сдвоенных модульонов, поддерживающих карнизы и даже в протяженности абаки, не разбитой сдвоенными колоннами. Вовремя своего заключения заканчивает проект городаШо, где развил идею ренессансного «идеального» города, задумав единый комплекс жилых, производственных иадминистративных зданий— то есть идеальное поселение при производстве. Малообеспеченные зрители не должны больше стоять на ногах в течение всего спектакля. Его город олицетворяет идею автономных сооружений, «свободный союз самостоятельных блоков». В своем городе Леду бесповоротно уничтожает традиции старого, феодального ансамбля.
Перешагнувший рубеж своего символико-геометрического стиля Леду идеализирует свои осуществленные проекты и создает утопические, формируя собрание гравюр для книги «Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству» (1806). Семи-символизм, подразумевающий знание истории, выявляет семантический уровень. Труара. («Для чего столько колонн.
Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества». Ими оформлен и проезд, открывающийся на Фонтанку. Указанные стилистические направления можно определить как образно-пластическое (первый стиль) и символико-геометрическое (второй стиль). Он выполнил также копии с фасадов, применяя штриховку и раскрашивание акварелью.
Проект обсерватории на Пулковской горе в окрестностях Санкт-Петербурга (середина 1780-х) украшен колоннами с ризалитами на стволах — прием, который мы часто встречаем у Леду. Антропоцентризм архитектора, проявленный им в трактате «Архитектура, рассмотренная по отношению к искусству, нравам и законодательству», делает возможным рассмотрение фигуры этого архитектора – поклонника Руссо – в качестве одного из крупных философов французского Просвещения. Однако постепенно архитектор приходит к отказу от посредничества узнаваемых выразительных средств (главным образом — ордера) и пытается вести диалог непосредственно со зрителем практически исключительно языком геометрии.
Леду прямо заимствует некоторые изобретенные Пиранези формы. Леду (1736 – 1806). «Общность принципов и специальных интересов их объединила. Однако Александр I поручает Кваренги проекты достаточно значительных зданий: Кабинет Его Величества у Аничкова моста (1803—1805), Смольный (1806—1808) и Екатерининский институты (1804—1807). Кваренги использовал эти копии во время разработки проекта Эрмитажного театра, построенного в 1760 г. около Зимнего дворца. Джакомо Кваренги изобразил «Постройку Клода-Николя Леду в Гренобле», то есть художником изображающим архитектуру, выступил другой архитектор: восторг в кубе.
Красота для Леду в пропорции, соотношении масс и деталей и это красота способна воздействовать на общество, в чём и есть её цель. Архитектор добивается абсолютной однородности оригинального стиля, в котором уже почти невозможно выделить элементы заимствований. Из проектов общественных зданий Леду выделяется проект здания Учетной кассы. Кваренги провел в России, как уже отмечалось, приблизительно тридцать семь лет. При этом архитектор говорит о «притягательности» сооружения для зрителя, рассчитывает на его ощущения. Судьба зданий гениального французского архитектора Клода-Николя Леду печальна.
Второй стиль К. -Н. Синтаксис текста, рассмотренного как дискурс, проявляется через повествовательную (нарративную) структуру, ценностный квадрат, способы существования дискурса, актантов и актеров (напоминающих о «точках зрения» Успенского) и предикативные изотопии. Проект особняка мадемуазель Гимар привлек внимание Кваренги. был в заточении за связи с жирондистами.
Поездка Кваренги во Францию документирована рисунками, сделанными им в Монако и на юге Франции. Леду в 1773 г. для мадам Дю Барри. Захаров, Дж. Джакомо Кваренги не доверяет «чистой геометрии» стать «голосом здания» и не пытается сделать символическое содержание формы совершенно читаемым, как это делают Булле и Леду.
Де Вайи далек от говорящей на языке геометрии архитектуры, хотя он и не является представителем «поклонников дидактической природы». Пиранези отразилось и в проекте отеля Теллюсон в Париже (1778-1781 годы не сохранился), где арка ворот имитировала руины, курдонёр заменён пейзажным парком, а центральная ротонда главного фасада была водружена на грот.
Известно, что Джакомо Кваренги (1744 – 1817), работавший в России в течение почти тридцати семи лет, заимствовал некоторые принципы формообразования у французского архитектора К. -Н. Портики на четыре стороны и муфтированные колонны. Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества».
Работы, осуществленные во дворце, спровоцировали работы по реконструкции театра 3 сентября 1783 г. опубликован декрет о начале строительства «каменного театра при Эрмитаже, по планам и под управлением архитектора Кваренги». Это отели мадам Дюбарри в Сен. Он выполнил также копии с фасадов, применяя штриховку и раскрашивание акварелью. На его проекте появляется нечто удивительное: огромный шар, поставленный прямо на землю.
Руссо говорит: «Я вижу Бога в его творениях» 12 и для Леду Бог – Архитектор Вселенной. Леду, выполненным для города Шо — королевского завода-солеварни. Блонделя и Л. Ф. Таким образом, в начале творческого пути практикующий образно-пластический стиль Леду оказывается «на стороне античности» в полемике между античностью и природой. В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенная солеварня в Арк-э-Сенан— памятник Всемирного наследия). Мы попробуем рассматривать способы существования значения как разновидности жанров.
Вот некоторые из говорящих композиционных эффектов: въезд в современный город более не обязан проходить под аркой, теперь это обрамленное пространство, как архитектурная «картина», напоминающая поэтически, но не функционально, старые формы-эталоны» 35. Так, «Дом садовника» принял форму шара, поставленного прямо на землю, а «Дом смотрителя источников» – полого цилиндра, сквозь который протекал бы горный поток. «Каждая лексема характеризуется присутствием некоторых сем и через отсутствие других семТак, лексема высокий/низкий характеризуется присутствием семы «вертикальность», которая противопоставлена отсутствию этой семы в лексемах длинный/короткий, характеризуемых, в свою очередь, семой «горизонтальность» 1.
Античная архитектура всегда оставалась для Кваренги источником вдохновения. — О. Б. ) и театра, который я разработал в следующей манере: «не бояться никакого конкурента» и мои чертежи забрали, не сделав мне чести исполнить в мою пользу высшие установления. Кваренги, как и Шарль Де Вайи, создает изысканные цилиндрические объемы (например, проект голубятни для Царскосельского парка, 1780-е), полуротонды, как в проекте странноприимного дома Шереметьева в Москве (1794 – 1807), однако увлекается многословием декора, склоняясь к стилизации и практически не прибегая к приему абсолютно гладкой или скупо акцентированной стены излюбленному Леду в его проектах, предвосхищающих ампир и многие модернистские течения. Можно рассматривать оппозицию «центр-периферия» как оппозицию «догмат – свободная воля», которая, в свою очередь, может быть представлена в виде оппозиции «идея (которой не требуется материальное воплощение – рисунок) – рисунок (который уже идея). Учился в Париже – в коллеже Дорман-Бове (1749-1753 годы), в архитектурной школе Ж. Ф.
Второй стиль К. -Н. проектировал для французской знати изящные городские особняки «в английском вкусе», первостепенные образцы «стиля Людовика XVI», большинство этих строений было снесено уже в XIX веке. при возведении театра в Безансоне обратился к архитектуре греческого Пестума, заменив иерархические ложи «народным» амфитеатром.
Речь идет о «языке» (архитектурном) традиционном и нетрадиционном. Федерико Цуккари в своем произведении «Идея художников, скульпторов и архитекторов» (1607 г. ) вообще не различает рисунок и идею. Мы находим среди копий, сделанных Джакомо Кваренги с произведений К. -Н. Он использует те же пластичные способы и композиции, что и Леду. Катремер де Кенси критикует это разнообразие, тогда как современные критики (например, Энтони Видлер) выявляют в его стиле элементы, позаимствованные во многих архитектурных стилях прошлого.
Вот таким образом на первый план здесь выдвинуты общественные здания – «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания», – эти торжественно. Леду пишет в своем трактате «Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству»: «Два Архитектора представляют свой план он разработан по принципу амфитеатра, так как социальное равенство, социальная защита однажды пристыжено откажутся от применения перпендикулярных линий, когда неловкое искусство великодушно повторяется шесть раз, чтобы пугать, в течение двух часов, зрителя этой тяжестью, которая касается его головы.
Самые совершенные эффекты, разработанные Леду, носят композиционный и синтаксический характер: они связаны с очищением форм и олицетворяют дерзость нововведений в его втором стиле. Клод-Никола Леду (фр. Claude Nicolas Ledoux 21марта 1736 (17360321)— 19 ноября 1806, Париж)— мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма. В 1785 г. Кваренги работает над проектом дворца Пеллы. Соотношения лексем создают семическую систему пространства. Мы находим среди копий, сделанных Джакомо Кваренги с произведений К. -Н. Архитектор, однако, разнообразит до бесконечности образы павильонов. Искусный рисовальщик, Кваренги представляет позицию «живописной», пейзажной архитектуры, работая в русле пиранезианского рисунка.
Его творчество тяготеет к таким приемам, как стены с рустами. Наряду с домами «братства», «добродетели» и «воспитания» был предусмотрен и «общественный лупанарий», дом терпимости (в виде фаллоса по своему плану). В 1785 г. Кваренги работает над проектом дворца Пеллы. Например, Александровский дворец в Царском Селе очень напоминает особняки госпожи Дю Барри и отель Юзес. Происхождение и развитие автономной архитектуры», вышла в Америке в 1933 году, где появляется термин «революционные архитекторы».
Каждый зритель получает возможность хорошо видеть сцену. Блонделем. Портики на четыре стороны и муфтированные колонны. Указанные стилистические направления можно определить как образно-пластическое (первый стиль) и символико-геометрическое (второй стиль).
Этот прием Леду использовал еще при разработке первого (нереализованного) плана города Шо, где крытые галереи должны были защитить от возможного дождя перевозимую соль. Название трактата Леду «Архитектура, рассмотренная в связи с искусствами, нравами и законодательством» («Larchitecture consider par les rapport des arts, des moeurs et de la legislation», 1804) было отсылкой на известную работу мадам де Сталь «Литература, рассмотренная в связи с социальными институтами», появившуюся четыре года ранее. Этого нельзя сказать о его символико-геометрическом стиле. Леду (1736—1806). В проекте Эрмитажного театра (1783 – 1887) зодчий проявляет чуткость к живописным приемам барокко, трактуя их в достаточно строгой манере. Здесь мы слышим отзвук идей Леду о равенстве людей, точнее, о выравнивающих ступенях театра как модели рационально организованного общества.
Вроде бы ничего особенного и не трудно отыскать вещь позначительнее, чем эта бледная акварелька, бедная на цвет и контраст, на сюжет. Джакомо Кваренги не доверяет «чистой геометрии» стать «голосом здания» и не пытается сделать символическое содержание формы совершенно читаемым, как это делают Булле и Леду. В проектах этих «пропилей Парижа», основанных на 4 типовых решениях, Леду почти отказывается от декора: главным выразительным средством стали монолитный объём и гладкая поверхность стены постройки. Влияние Дж. Б.
е. говорящая языком геометрии) не становится. Примерно в 1600 году принцип pictura quasi scriptura уже утвердился прочно. Речь идет о дидактическом и поэтическом объяснении механизмов художественного творчества. Он воспроизвел планы этажей, разрез, главный фасад и «храм Терпсихоры», устроенный в особняке. Само использование колонн для частных зданий было тем нововведением, за которое Леду часто подвергался критике современники.
Например, дом А. А. Безбородко в Санкт-Петербурге (1781), дом Ферастиери в Санкт-Петербурге (1790), дом дипломата и писателя Д. А. Голицына в Санкт-Петербурге (1790). «Среди эффектов аналогичных римскому сферическому своду (обнаженному, как на руинах), римско-готическому церковному архивольту или же символической входной арке замков эпохи Возрождения фигурирует большая вогнутая ниша на фасаде, символизирующая вход: вертикальные опоры арки разбивают фундамент, продолженный за пределами павильона террасами (Руль, Мэн) или визуально соединяющийся с линиям желобков на стенах часовых будок и со стенными решетками (Пасси).