Сначала Николай Ярошенко брал частные уроки рисования в знаменитого художника Андриана Волкова, а позже учился в вечерних классах рисовальной школы Общества поощрения художеств, где занимался под руководством Ивана Крамского. Николай Ярошенко (1846–1898) – именитый украинский художник второй половины XIX века, выдающийся портретист, автор жанровых картин, активный участник прославленного Товарищества передвижных художественных выставок. Русский художник Николай Александрович Ярошенко (1846— 1898) прославился умелым сочетанием высокопрофессиональной деятельности живописца и любовью к остросоциальным темам.
Ярошенко Николай Александрович (1846-1898) – знаменитый русский художник второй половины XIX века, выдающийся портретист, автор жанровых картин, ученик И. Н. Крамского и его верный соратник по Товариществу передвижных художественных выставок.
Стоило последнему уйти в соседнюю комнату, как кадеты потушили лампы на всех столах и подняли шиканье, свист, топот и крики. В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек. Тонкий по эмоциональной выразительности и блестящий по колориту – портрет актрисы П. Стрепетовой, стал одним из шедевров русской живописи конца XIX века. Позднее стало понятно, что этого не могло быть, так как Менделеев побывал у Ярошенко в Кисловодске только однажды, проездом в Баку, куда вместе с ним через три дня отправился и художник.
Его фигура и обращенное к зрителю лицо выхвачено из темноты отсветом горящей топки. Мать художника Любовь Васильевна была дочерью отставного поручика. Картина была написана в духе времени, затрагивала животрепещущие проблемы положения женщины в обществе, находящейся на краю безысходности. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии.
Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Однако плохая освещенность заставила хозяев перебраться в «Белую виллу». Протестный пафос, свойственный картинам мастера, выражался в образах «новых людей» (Студент, 1881, там же Курсистка, 1883, варианты в Музее русского искусства в Киеве и Калужском художественный музее) либо в жанровых мотивах социального насилия (арестантский вагон в знаменитом полотне Всюду жизнь, 1888, Третьяковская галерея).
Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко— «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм». Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным.
Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Среди его творческих работ – эскизы и рисунки. В 1885 приобрел усадьбу в Кисловодске, жил в ней летом и осенью. Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. До 1892 – военнослужащий.
С 1874 был организатором так называемых «ярошенковских суббот» на Сергиевской улице в Петербурге, которые были популярны в среде демократической интеллигенции. Передвижник (с 1876), один из руководителей ТПХВ. 31 октября 1862 года в корпусе произошло из ряда вон выходящее событие. Русский художник, мастер социального жанра и портрета в духе «передвижников». Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 в семье военного.
Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Один из лучших – портрет П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), актрисы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Когда пришло время, генерал отдал сына в Полтавский кадетский корпус, где некогда служил сам, а по его окончании, уже юношей, молодой Ярошенко уехал в Петербург и поступил там в Павловское училище.
Наряду с воспитанниками Александровского Брестского кадетского корпуса они превосходили своих сверстников из других военно-учебных заведений в черчении и рисовании. Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Все это сказалось на социальной направленности искусства Н. А. Ярошенко. Именно тогда он создал самые знаменитые портреты современников. Крамского, учился в Академии художеств как вольнослушатель (1867-1874). Суть их состояла в признании основными виновниками трёх воспитанников, в число которых попал Николай Ярошенко. Об этом же писали в своих романах Ф. М. Достоевского и В. Крестовский в повести «Петербургские трущобы».
На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». Более десяти лет он вместе с И. Н. Крамским руководил Товариществом, а после смерти Крамского стал его идейным преемником, хранителем лучших традиций передвижничества. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет. Завоевал себе имя островыразительными живописными композициями, взывающими к сочувствию к миру социально-отверженных (Кочегар, Заключенный, обе работы – 1878, Третьяковская галерея, Москва).
Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. К ранним графическим работам юного художника, выполненным в этот период, относится рисунок «Шик немалый». Значительное место в его творчестве занимает пейзаж (Клухорский перевал, 1882 Судакская бухта в Крыму, 1882, обе – в ГТГ).
Сам художник в течение недели находился под домашним арестом и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». Ярошенко Николай Александрович (1846-1898), русский художник.
ЯРОШЕНКО, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1846–1898), русский художник, мастер социального жанра и портрета в духе «передвижников». Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье военного. В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846 – 1898).
И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь. Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц.
Примечательна, прежде всего, строительная техника, в которой выстроен флигель: местное название её – «турлук». В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. С самого детства Николая готовили к военной карьере. Особого рода тревожная, «совестная» экспрессия животворит лучшие портреты работы Ярошенко (П. А. Стрепетова, 1884, там же Г. И. Успенский, 1884, Картинная галерея, Екатеринбург Н. Н. Ге, 1890, Русский музей, Петербург). Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина "Всюду жизнь" (1888).
Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Более того, считавшиеся отличными воспитанниками Ярошенко и Сухотин (будущий генерал от кавалерии и начальник Академии Генерального штаба) «не оставили своих намерений, несмотря на трёхкратные убеждения и просьбы г. Директора». Нестеров писал о Ярошенко: «Он становится со смертью Крамского одним из самых деятельных руководителей Товарищества Голос его звучит на собраниях и его слушают так же внимательно, как привыкли слушать Крамского. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России.
Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника. В. Позен. Много путешествовал – по странам Западной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Уралу, Волге, Кавказу и Крыму.
На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Великолепно раскрыт образы в портретах И. Крамского и Н. Ге. Первые выразительные по образному решению портреты Ярошенко появляются в 1870-х годов. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск.
Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры. В 1869 году он оканчивает военную академию, продолжая при этом заниматься живописью. Друг Ярошенко, художник Остроухов вспоминал, что «Чернышевский и Добролюбов сделались его руководителями, а передовые журналы – любимым чтением». Профессиональный военный, в 1892 г. вышел в отставку в чине генерал-майора. Георгия 4-й степени, более 14 — Золотым оружием с надписью «За храбрость». Параллельно Ярошенко берет частные уроки у известного художника А. М.
Он стал знаменитым русским художником. Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в семье полтавского дворянина, офицера Петровского Полтавского кадетского корпуса. В основном – это были образы из народа: «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка». Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора.
После окончания кадетского корпуса, в 1863 году, Ярошенко переезжает в Петербург и поступает в Павловское военное училище, откуда его переводят в Михайловское артиллерийское училище. Это военно-учебное заведение, созданное 6 декабря 1840 года, первоначально было рассчитано на 100 воспитанников. Брал уроки рисования у A. M. – "На качелях" (1888), "В теплых краях" (1890), "Песни о былом" (1894).
Флигель 1 на территории усадьбы Ярошенко. Этот уникальный музей на юге России сопоставим по своей исторической и культурной значимости с толстовской Ясной Поляной и репинскими Пенатами. Ярошенко вошел в историю русского искусства как талантливый портретист.
С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10. Об этом свидетельствует написанный им в 1886 году портрет Ивана Кондратьевича. Знаменитая картина «Курсистка» яркий пример изображения в русском искусстве девушки- студентки. Ярошенко писал также жанровые картины (Всюду жизнь, 1888, ГТГ), пейзажи. Ярошенко проводили лето именно здесь. Он написал там множество этюдов и портретов молодой жены и друзей.
Родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 в семье военного. Однако в Российском государственном архиве древних актов хранится похвальный лист с надписью «юному кадету Николаю Ярошенко», датируемый 8 марта 1854 года2. Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона.
Боголюбов и баталист В. В. Крамского. Большое, о восьми комнатах, здание имеет глинобитные стены, держащиеся на каркасе из стоек и балок (промежутки между стойками заплетены тальником, забиты глиной и обмазаны известью). Верещагин выпускник Сибирского кадетского корпуса скульптор П. К.
Спустя два года с «отличными успехами в науках» он заканчивает военную академию, продолжая успешно заниматься искусством. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». Учился в петербургской АХ (1867-74, вольнослушатель). В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. Ярошенко был прикомандирован к только что учреждённому кадетскому корпусу в Полтаве.
Начиная с "Кочегара" Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции ("Заключенный", 1878 "Старое и молодое", 1881), передовой учащейся :молодежи ("Студент", 1881 "Курсистка", 1883). Перед нами фигура сгорбленного от непосильного труда человека с сильными жилистыми руками, уставшего и покорившегося судьбе. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. Над кроватью на специальной стойке укрепили овальную табличку из жести, покрашенную зелёной краской и на ней белилами написали печатными буквами «Николай Ярошенко»6.
Наряду с военной службой занимался искусством. здесь жила, по свидетельству М. В. Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Трепова.
Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10. В картинах создал собирательные образы рабочих, учащейся молодежи, революционной интеллигенции, первым среди русских живописцев обратился к заводской тематике («Кочегар», 1878).
В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». А картину изъяли из экспозиции Передвижной выставки, открывшейся 1 марта 1881 года, в день убийства Александра II.
Художник представил ее на IV Передвижной выставке, на которой она имела успех у публики. С удивительным мастерством Ярошенко создавал выразительные портреты типичных представителей своего времени. Крамского, 1876, ГРМ Л. Н. Обогатил живопись новыми темами (Кочегар, 1878 Всюду жизнь, 1888, обе – в ГТГ Курсистка, 1883, ГРМ) и глубокими психологическими образами (портреты П. А. Волковым и под его руководством продолжил систематические занятия рисованием и живописью7.
С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. На фоне слегка обозначенных палаток вокруг большого самовара собралась группа кадет. Стройного, среднего роста новичка остригли «под гребёнку» и переодели в повседневное обмундирование (однобортная чёрного сукна куртка с девятью пуговицами, красными погонами с высечкой на них «1 КК», серые нанковые шаровары и бескозырка с красным околышем). Один из них раздувает самовар сапогом.
В сентябре 1840 года штабс-капитан А. М. Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом. В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны).
Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора.
Зайцеву Ярошенко всегда хранил благодарное чувство. В начале 1860-х брал частные уроки живописи и рисования у А. М. Волкова, благодаря которому познакомился с кругом художников и литераторов, сотрудничающих в сатирическом журнале «Искра». Другая известная работа художника – «Студент», отличающаяся тем же одухотворенным настроением, что и предыдущая работа. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным.
Благородный духовный облик передовых деятелей русской культуры запечатлен Ярошенко в портретах П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), Г. И. Успенского (1884, Свердловская картинная галерея), Н. Н. Ге (1890, ГРМ). Свой первый офицерский чин он получил за отличие в Русско-турецкой войне 1828—1829 гг. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Нестерова, «большая семья историка Соловьева»). Лучшие из этих произведений— портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, А. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина.
Картина была утрачена в годы Великой Отечественной войны. В 1895–1896 путешествовал по Италии, Ближнему Востоку. По свидетельству жены художника, Н. А.
Стрепетовой, 1884, ГТГ И. Н. Автор скульптурного портрета – друг художника Л. В. Позен. В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. С 1875 г. – экспонент, с 1876 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок. Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. Летом 1874 вместе с Крамским работал на станции Сиверская под Петербургом.
1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. В числе поступлений последних лет – воспоминания В. Г. Немсадзе о сохранении могилы Н. А. Ярошенко в Кисловодске во время разрушения собора Николая Чудотворца и соборного кладбища в 1936 г. На заводе Ярошенко много общался с рабочими. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора.
Волкова, занимался у И. Н. К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. Демокра- тизм творчества Ярошенко, стремление воплотить в художественных образах передовые социальные и этические идеалы эпохи ярко отразились в созданных им портретах-типах (Кочегар, 1878, Студент, 1881, – оба в ГТГ Курсистка, 1883, Калужский областной художественный музей).
Толстого, 1894, ГРМ). Посещал вечерние классы Рисовальной школы Общества поощрения художников, где учился у И. Н. Крамского и занятия в ИАХ (1867–1873). «Картина, – говорил Ярошенко, – имеет смысл только в красках, когда видно, что на дворе сыро, холодно и моросит дождь, словом такая погода, что хороший хозяин собаку во двор не выгонит».
В так называемой каморе (спальне), большом зале с колоннами и окнами, выходившими на 1-ю (Кадетскую) линию, находились четыре ряда железных кроватей, а на стенах висели картинки из военного быта. Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского и в Академии художеств (1867–1874). Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета – друг художника Л. В. Позен.
Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского и в Академии художеств (18671874). Мищенко. Пожалуй, самыми значительными произведениями художника 1870-х годов и наиболее яркими образами для творчества Ярошенко стали «Кочегар» и «Заключенный».
Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. Здание второго флигеля досталось Ярошенко в наследство от старой усадьбы. Был членом (с 1876) и одним из руководителей «Товарищества передвижников».
Первоначально здание имело традиционный для этих мест вид белой мазанки под соломенной крышей. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Неоднократно бывал на Украине и Кавказе, совершил поездку по Уралу. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы».
Но даже там начинающий художник не расставался с альбомом. Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске. Период расцвета его творчества попадает на 1880-е годы. Большое внимание уделялось военно-патриотической подготовке будущих офицеров. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. Среди его творческих работ— эскизы и рисунки. Крамской оценил портрет как один из «самых замечательных» портретов времени и видел в нем обобщенный образ, «мысль художника», написанную по «поводу Стрепетовой». Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора.
Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. «Совестью художников» называли его современники. Одной из самых известных работ раннего периода Ярошенко стала картина «Невский проспект ночью», написанной в 1874 году.
Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Автор скульптурного портрета – друг художникаЛ. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Выйдя через четверть века в отставку, он оставил о себе добрую память у сослуживцев как о деятельном, безупречно честном, справедливом, но в то же время требовательном офицере. Ярошенко обнажил популярную на тот момент тему.
В написанных Н. А. Ярошенко портретах И. Н. Крамского (1876, ГРМ), Г. И. Успенского (1884, Екатеринбургская картинная галерея), Менделеева (1885, музей Д. И. Менделеева при Петербургском университете), Ге (1890, ГРМ), В. Г. Короленко (1898, не сохранился) и других раскрыто духовное богатство этих людей. Флигель 2 на территории усадьбы Ярошенко.
Во время приготовления уроков воспитанники 4-й роты «обнаружили неудовольствие» против изводившего их придирками батальонного командира «в неожиданном размере». В Академии художеств он сблизился с передвижниками и писателями, группировавшимися вокруг прогрессивного журнала «Отечественные записки». Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Среди таких его работ— ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее.
Учащиеся Полтавского корпуса отличались лучшими успехами по «Закону Божию», по русскому и французскому языкам, географии. Усадьбу назвали Белой виллой. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10. Мягкий по внешности – он кремень духом».
С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек. К своему первому творческому наставнику И. К. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Коцебу.
Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Построено оно в той же технике, что и Главный дом (деревянный, оштукатуренный).
В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». В своей спокойной и тщательной манере он изобразил своё заключение в рисунке, сделав к нему шутливую подпись: «От 1 ноября по 10 я пользовался даровой квартирой со всеми удобствами»9.
Каразин и известный художник-баталист А. Е. Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Однако его кисти принадлежат и более мажорные и умиротворенные образы народной жизни среди последних наиболее популярна картина На качелях (1888, Третьяковская галерея). Постепенно он проникся их нуждами и ему стали близки взгляды весьма характерные для русской интеллигенции последней четверти XIX века.
Был членом (с 1876) и одним из руководителей «Товарищества передвижников». Лучшим в портретной галерее Ярошенко является "Портрет актрисы П. А. Стрепетовой" (1884). Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера.
140 бывших кадет впоследствии получили генеральские чины 17 офицеров были награждены орденом Св. В 1962 в Кисловодске открыт художественный музей Ярошенко. Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Юных «бунтовщиков» препроводили в одиночные камеры карцера.
Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии.