Николай Иванович Аргунов родился в 1770 году в С. -Петербурге. Николай Иванович Аргунов (1771, Санкт-Петербург— после 1829, Москва)— русский крепостной живописец-портретист, автор репрезентативных парадных и камерных портретов, сын Ивана Аргунова. Николай Иванович Аргунов (1771 – после 1829) учился у отца Ивана Петровича Аргунова.
Николай Иванович Аргунов (1771 – 1829).
дения Н. И. Аргунова, хранящиеся в музейных экспозициях и фондах Московского музея-усадьбы Останкино, Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково ХУ1Н века», Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Исторического музея, Астраханской картинной галереи имени Б. М. Кустодиева и других. Легенду о неумелости Николая Аргунова, его «топорности» убедительно опровергают и не без изящества сработанные им миниатюрные портреты. Приложение дано в двух частях. Настоящее местонахождение трёх работ неизвестно до сих пор: «Портрет Н. П. Шереметева» (1798, Киевский музей русского искусства), «Портрет неизвестной» (1822, Киевский музей русского искусства)— были похищены из собрания в годы Великой Отечественной войны и «Портрет Д. Н. Шереметева в детстве» (1804). Были использованы архивные документы Российского государственного архива древних актов (Москва), (отдел фондов поместных учреждений и вотчин, фонд Шереметевых, личный архив С. Д. Шереметева: переписка Н. П. Шереметева с родственниками, друзьями, повеления, переписка с управляющими Московской и Санкт-Петербургской канцеляриями). Структура диссертации обусловлена принципом хронологического рассмотрения творчества Н. И. Аргунова.
В 1827 году, когда Пушкин написал эти строки, «золотой век» Останкина, действительно, ушел в прошлое. Г. ) Аргуновым трудов его живописному портрету с натуры, делается он назначенным. »8. Н. Р. Костикова одна из первых привлекла внимание к творчеству Н. И. Аргунова1. В маленьком этюде об Аргунове М. В. Алпатов дает блестящую характеристику его искусства: его наследие — «невелико и скромно». С творчеством другого художника, близкого к нему по уровню Д. Н. Мыльникова, Н. И. Аргунова сближает манера письма «долич-ного» и общая декоративность, хотя Мыльников никогда не выходил за пределы свойственной его изображениям условности. Аргунов не был великим художником.
Рассмотрев довольно продолжительный (более 35 лет) творческий путь Николая Ивановича Аргунова, мы пришли к заключению, что регулирующая роль хозяина — графа Н. П. Шереметева, во многом предопределила судьбу художника. Приведённые сведения не содержат других данных о жизни и творчестве художника. и А. П. Шереметевых, 1768, Музей-усадьба Кусково, Москва), – достаточно эффектны. Художник, портретист, миниатюрист, декоратор.
Это создало в Москве Аргунову известность хорошего портретиста. Николай Аргунов родился в городе Москве в 1771 году. В 1797 занимался копированием картин Эрмитажа. Портрет же Аргунов написал в 1789 году (он хранится в музее-усадьбе Кусково).
Вероятно, художник не случайно изобразил Ковалеву-Шереметеву в домашней одежде. Любопытно вот таким образом сопоставить их автопортреты. На автопортрете сына (во всяком случае, считается, что это его автопортрет) перед нами молодой человек, одетый в черное нет никакого парика — красивые волосы растрепаны человек этот слабого сложения, абсолютно лишенный силы отца, скорее мечтатель, чем деятель, скорее робкий, чем волевой, с более тонкой, чем у отца, душевной организацией, более нервный, более восприимчивый — достаточно увидеть большие темные глаза, в которых беглые лукавые искры, кажется, гаснут в озерах сосредоточенной печали По правде сказать, человеческий тип Николая Аргунова кажется нам более близким да и более интересным сегодня. Юность художника и юность модели удивительно поэтичны в этом портрете. В начала 1809 года умер его владелец Н. П. Шереметев, опекуны малолетнего наследника отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников «для снискания себе пропитания своими рукам». Зато в ней немало прелести, робкой, скованной, еще не сознающей себя. Тем не менее, для исследователей мысль о возможности такой поездки имеет большое значение.
В этом же году получил от Императорской Академии художеств звание назначенного. Вспоминаются пушкинские «Повести Белкина» с их безыскусной простотой слога и зернами истинной поэзии.
Мы мало знаем о художнике и его жизни. Среди документов следует особо выделить такие как: «Заметки» графа С. Д. Шереметева о «Иване Якимовиче», вариант рукописи «Жизнь и кончина Ивана Якимовича Якимова», никогда не публиковавшейся полностью, «Черновое письмо графа Н. П. Шереметева к управляющему Алексею Агапову», «Заметка» неустановленного лица, дополняющего повествование «Жизнь и кончина Ивана Якимовича Якимова». – Умер в 1829 году.
Николай Аргунов родился в городе Москве в 1771 году. Что же касается парадных — «репрезентативных» портретов, то в них Аргунов силен не был. В один ряд с ними можно поставить глубоко индивидуальный, прочувствованный «Портрет неизвестного». Ранние портреты Николая Аргунова, как правило, примыкают к портретной живописи XVIII века, стиль которой во многом определялся характером оформления интерьера. Граф Николай Петрович Шереметев, полновластный хозяин многих тысяч крепостных душ, мог позволить себе любую прихоть, в том числе обучить дворового искусству, вывезти в Европу, дать вольную.
Шереметева. Портрет актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой ставит художника в первые ряды портретистов той эпохиК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан). В начале 1809 года умер его владелец Н. П. Шереметев, опекуны малолетнего наследника отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников «для снискания себе пропитания своими рукам». Автору диссертации стала очевидной актуальность продолжения работы в данном направлении.
В этом сборнике художник впервые назван вольным человеком. Были использованы архивные документы Российского государственного архива древних актов (Москва), (отдел фондов поместных учреждений и вотчин, фонд Шереметевых, личный архив С. Д. Шереметева: переписка Н. П. Шереметева с родственниками, друзьями, повеления, переписка с управляющими Московской и Санкт-Петербургской канцеляриями). «Чистая портретность» (без оттенка жанровости), — пишет исследователь, — отличает эту работу Скользящий свет обволакивает фигуру, мягко моделирует лицо. Далеко не все проблемы решены и даже названы. На странице 30 под 134 портрет Рунича значится работой Яненко2.
До 45 лет Николай Иванович Аргунов был крепостным и выполнял волю своих хозяев. В нём сообщается, что Аргунов, «современник Угрюмова, принадлежит к небольшому числу тех Русских художников, которых не только произведения, но и самые имена вообще мало известны. Среди лучших работ мастера портреты Т. В. Шлыковой-Гранатовой (1789), Вани Якимова в костюме Амура (1790), Г. Р. Державина (1800–1801), П. И. Ковалевой-Жемчуговой (1803), Н. П. Шереметева (1800-е), А. М. Дмитриева-Мамонова (1812), М. И. Соколовой (1820).
И далее: «Его задача — выявить в человеке имперсональное благородство раскрывать в человеке его моральную чистоту». Более значительны его камерные произведения, выделяющиеся задушевно-лирическим обаянием (автопортрет и портрет жены мастера, которые раньше считались образами «неизвестного скульптора» и его жены, 1760-е годы, Русский музей Девочка-калмычка Анна Николаевна, 1767, Музей-усадьба Кусково Неизвестная в русском костюме, 1784, Третьяковская галерея).
Среди документов следует особо выделить такие как: «Заметки» графа С. Д. Шереметева о «Иване Якимовиче», вариант рукописи «Жизнь и кончина Ивана Якимовича Якимова», никогда не публиковавшейся полностью, «Черновое письмо графа Н. П. Шереметева к управляющему Алексею Агапову», «Заметка» неустановленного лица, дополняющего повествование «Жизнь и кончина Ивана Якимовича Якимова». Уже в 1750-е годы его мастерская играла важную педагогическую роль (среди его учеников были его сыновья, а также А. П. Лосенко). Вошел в художественную традицию прежде всего как видный мастер барочного портрета. Однако со временем стало очевидно, что Николай Аргунов не только самобытный, своеобразный мастер, выяснилось, что он оказал определенное влияние на развитие в русском портрете реалистических тенденцийК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан). Шереметева и его жены, бывшей крепостной актрисы П. И. Вместе с тем, нельзя не учитывать негативные стороны его положения.
Из работ Аргунова Академия имеет: 134. Вместе с последним писал иконы для церкви Большого Царскосельского дворца (1747). Кто был изображён художником на портрете установить не удалось. Сын и ученик И. П.
Самыми значительными собраниями произведений Н. И. Аргунова обладают три музея: Останкино (ММУО, 11), Государственный Русский музей (11), Государственная Третьяковская галерея (12).
Среди наиболее значимых работ в коллекции Русского музея – «Портрет Ивана Якимова в костюме Амура», 1790, написанный с дворового мальчика, воспитанника графа Н. П. Он смущался, терялся и живопись получалась ходульной и однообразной. В 1960-х годах в многотомном академическом издании «Истории русского искусства» утвердилась научная значимость данной проблематики2. В начала 1809 года умер его владелец Н. П. Шереметев, опекуны малолетнего наследника отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников «для снискания себе пропитания своими рукам». Шереметева.
Объектом диссертационного исследования послужили произведения Н. И. Аргунова, хранящиеся в музейных экспозициях и фондах Московского музея-усадьбы Останкино, Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково ХУ1Н века», Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Исторического музея, Астраханской картинной галереи имени Б. М. Кустодиева и других. Имя Н. И. Аргунова встречается в «Сборнике материалов для истории Императорской Академии художеств» изданном под редакцией П. Н. Петрова известного в то время писателя-беллетриста, проявлявшего интерес к истории страны, в частности, к истории живописи. Она была крепостной, танцовщицей останкинского театра, устроенного Шереметевым в основном ради прославления таланта тоже крепостной, его возлюбленной, а позднее — жены Прасковьи Ковалевой (Жемчуговой), которую Аргунов тоже писал и не раз. До 45 лет Николай Иванович Аргунов был крепостным и выполнял волю своих хозяев. С 1818 – академик. Под 34 числится портрет известного учёного-археографа Николая Николаевича Бантыш-Каменского (1811), под 112 — портрет графини Прасковьи Ивановны Жемчуговой-Шереметевой.
Крепостной графа Н. П. Он выдержан в красноватых тонах: красный мундир, красное одутловатое лицо, колючие умные глаза Мы не узнаем великого поэта (его Аргунов не почувствовал или не сумел передать) мы видим перед собой царедворца — ловкого, холодного, много повидавшего на своем веку.
Эта молодая женщина показана автором так, словно бы именно она олицетворяет идеал русской женщины. Никакой недоговоренности — «в этом дело чести, подвиг художника». Великолепная коллекция произведений Николая Аргунова хранится в дворце-музее творчества крепостных в Останкино (Москва). Человек с простым и умным, некрасивым лицом ему не идет пудреный голубоватый парик шейный платок намотан неумело в руке он держит не кисть, а рейсфедер или, как тогда говорилось, «рисовальное медное перо» (непременный атрибут живописцев той поры, когда считалось общепризнанным, что истинный художник должен прежде всего безупречно рисовать и чертить). Художнику было восемнадцать лет, его модели — шестнадцать. В картине собрата Жемчуговой по искусству и по судьбе (Н.
Легенду о неумелости Николая Аргунова, его «топорности» убедительно опровергают и не без изящества сработанные им миниатюрные портретыК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан). «По представленному отпущенным вечно на волю Никитою (Николаем —А. Приложение 1), максимально полном на сегодняшний день. Художник не обладает навыками перспективного построения — пол «опрокинут», ковер на нем как бы поставлен вертикально, но не вопреки, а скорее благодаря этому на первый план выходит не обстановка, как во многих парадных портретах, а сама героиня — замечательная русская актриса, бывшая крепостная графа Шереметева, женщина редкого таланта и доброты.
В 1902 году вышел «Подробный иллюстрированный каталог выставки русской портретной живописи за 150 лет», в котором воспроизводится портрет Г. П. Милорадовича (1765—1828) и даётся справка о нём14. Самыми значительными собраниями произведений Н. И. Аргунова обладают три музея: Останкино (ММУО, 11), Государственный Русский музей (11), Государственная Третьяковская галерея (12). Иван Аргунов написалсебя в конце 1750-х годов, в пору расцвета своего таланта. Николай Аргунов родился в городе Москве в 1771 году. Аргунов — один из крупнейших портретистов первой трети XIX века. Но вот что особенно замечательно.
Второе, содержит новые документы, полностью не вошедшие в основной текст диссертации. Писал портреты артистов крепостного театра, парадные портреты Павла I, портреты Н. П. Со временем в работах Аргунова индивидуальное начало усиливается.
Настоящее местонахождение трёх работ неизвестно до сих пор: «Портрет Н. П. Шереметева» (1798, Киевский музей русского искусства), «Портрет неизвестной» (1822, Киевский музей русского искусства) – были похищены из собрания в годы Великой Отечественной войны и «Портрет Д. Н. Шереметева в детстве» (1804). В литературе имя портретиста впервые упоминается в 1842 году в «Указателе находящихся в Академии художеств произведений по алфавиту имён художников и предметов». Одна из них — портрет Татьяны Васильевны Шлыковой (Гранатовой — по сцене). Но уже в портрете Державина молодой художник стремится уловить особенности личности портретируемого, останавливая своё внимание на лице поэта, подчеркивая его величественную манеру держаться. Наследие этого живописца всё-таки полностью принадлежит к обширной линии «провинциальных» мастеров, сформировавшихся изначально вдалеке от центра.
Ковалевой-Жемчуговой. «Из тех нескольких сот художников, которые там работали, — рассказывал современник, — можно было насчитать не более четырех-пяти иностранцев, а остальные были не только чисто русские, но почти все люди графа Шереметева: если бы факт зтот не был констатирован, трудно было бы этому поверить». Портрет Никифора Артемьевича Семёнова (Портрет старика со стаканом). Николай Аргунов является завершителем славной фамилии художников, родоначальником которой был его отец.
Этот мастер более восприимчив к идеалам романтизма и стоит ближе к О. А. Кипренскому. К этому времени лучшие работы Николая Аргунова были уже позади. (1729–1802), его двоюродный брат, учился, вероятно, у Федора Леонтьевича, а также у немецкого живописца Г. К. Гроота, долго работавшего в России. Он был сыном своего времени и своей культуры. Портрет Прасковьи Ивановны Ковалевой-Шереметевой, по сцене Жемчуговой (1768—1803 гг. ), написанный Николаем Ивановичем Аргуновым (1771—умер после 1829 г. ), относится к тем произведениям искусства, несовершенство которых, отступление от канона, только подчеркивает их притягательную силу. Далеко не все проблемы решены и даже названы.
Со временем в работах Аргунова индивидуальное начало усиливается. Портрет сенатора Рунича. — За который художником получено звание Академика»1.
Аргунова. изучалось как полноценное и, несомненно, достаточно яркое явление своей эпохи. Вспоминаются особнячки в арбатских переулках, русский «крепостной ампир с его чертами народности и чистоты классических форм».
Например, в «Каталоге выставки портретов», устроенной в 1868 году Обществом любителей художеств, трудами секретаря Общества С. Панина (М., 1868 г. ) обозначены сразу два портрета работы Н. И. Аргунова. После своего освобождения писал портреты по частным заказам. Требования заказчиков, желавших, чтобы их портреты были выполнены в самом современном по их понятиям духе и напоминали бы работы известных тогда иностранных мастеров, мешали полному выявлению индивидуальности мастера. Скудость сохранившихся документальных свидетельств о жизни и творчестве художника, — проблема с которой сталкивается практически каждый исследователь, обратившийся к русскому искусству XVIII — первой трети XIX столетия.
Но формальную вольную H. Аргунов получил лишь 7 лет спустя, в 1816.