Источником сведений о технико-технологических особенностях картин Николая Аргунова послужили результаты исследований, проводившихся в 1970-е – 1990-е годы в Отделах экспертизы ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря и ГТГ. Лишь у немногих живописцев, подвизавшихся в ту пору в жанре портрета, можно найти такое разнообразие психологических характеристик, не так уж часто встречается такая острота глаза, как у Николая Аргунова. С портрета крепостного художника Николая Аргунова на нас смотрит молодая печальная женщина. Первая глава посвящена истории изучения жизни и творчества Николая Аргунова во второй части главы рассматривается степень изученности проблемы заказчика. В главе рассматривается личность графа Николая Петровича Шереметева, который стал на долгие годы не только основным заказчиком Николая Аргунова, но и владельцем, от которого полностью зависела его творческая судьба.
Николай Иванович Аргунов родился в 1770 году в С. -Петербурге. Николай Иванович Аргунов (1771 – после 1829) учился у отца Ивана Петровича Аргунова. Николай Иванович Аргунов (1771, Санкт-Петербург— после 1829, Москва)— русский крепостной живописец-портретист, автор репрезентативных парадных и камерных портретов, сын Ивана Аргунова. Изучение описей Останкина позволило также однозначно отвести авторство Николая Аргунова в трех картинах, находящихся ныне в коллекции Московского музея-усадьбы Останкино и фигурирующих во всех каталогах работ Николая Аргунова.
Блистательный 18 век уступал свое место новому времени и это находило своё отражение в работах Николая Аргунова. Лишь у немногих живописцев, подвизавшихся в ту пору в жанре портрета, можно найти такое разнообразие психологических характеристик, не так уж часто встречается такая острота глаза, как у Николая Аргунова. Получения в 1816 г. отпускной Николай Аргунов переехал из шереметевского Китайского дома на Никольской, где он жил вместе с матерью и братом Яковом, на Мясницкую, сняв квартиру в доме, принадлежавшем тайному советнику и камергеру Николаю Никитичу Демидову.
Николай Аргунов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшему лейтенанту Аргунову Николаю Филипповичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Таким образом, за полтора века, прошедшие со времени первого упоминания имени Николая Аргунова в научной литературе, наметилась основная проблематика, связанная с дальнейшим изучением творческого наследия художника и его места в истории русского портрета. И с портрета кисти Николая Аргунова на нас смотрит уже больная графинюшка.
Проблема эта – назовем ее «проблемой заказчика» – предполагает выяснение и обсуждение таких вопросов, как взаимоотношения между заказчиком и художником, границы и характер их влияния на творческий процесс и художественный результат и, наконец, взаимодействие художника и общества в рамках общего социокультурного контекста исследуемой эпохи. Он был сыном своего времени и своей культуры. Вместе с последним писал иконы для церкви Большого Царскосельского дворца (1747). Много сил и творческой энергии уходило на изготовление копий с картин модных художников, подобных Анжелике Кауфман.
Николай Аргунов, так же как его отец, так работать не мог – не сохранилось не только ни одного (. ) живописного эскиза Ивана и Николая Аргуновых, но и следов их существования в документах, кроме одного случая (но особого – это был портрет императора). Уже в 1750-е годы его мастерская играла важную педагогическую роль (среди его учеников были его сыновья, а также А. П. Лосенко). Они подтверждают одаренность русских крепостных художников, чей талант был замечен и развит их хозяевами.
Иван Аргунов написалсебя в конце 1750-х годов, в пору расцвета своего таланта.
Пятая глава посвящена последнему, московскому периоду жизни Николая Аргунова. В Москве он, судя по всему, не был знаком с другими художниками, да и не было здесь в тот момент крупных мастеров, кроме, пожалуй, Тропинина, с которым судьба его, очевидно, не свела. Портрет Прасковьи Ивановны Ковалевой-Шереметевой, по сцене Жемчуговой (1768—1803 гг. ), написанный Николаем Ивановичем Аргуновым (1771—умер после 1829 г. ), относится к тем произведениям искусства, несовершенство которых, отступление от канона, только подчеркивает их притягательную силу.
Однако их место в истории русского искусства было разным. В начала 1809 года умер его владелец Н. П. Шереметев, опекуны малолетнего наследника отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников «для снискания себе пропитания своими рукам».
Но вот что особенно замечательно. Однако со временем стало очевидно, что Николай Аргунов не только самобытный, своеобразный мастер, выяснилось, что он оказал определенное влияние на развитие в русском портрете реалистических тенденцийК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан). Портрет актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой ставит художника в первые ряды портретистов той эпохиК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан).
До 45 лет Николай Иванович Аргунов был крепостным и выполнял волю своих хозяев. Вспоминаются пушкинские «Повести Белкина» с их безыскусной простотой слога и зернами истинной поэзии. Николай Аргунов родился в городе Москве в 1771 году. Николай Аргунов.
Вольную он получил в 1816 г., после смерти Н. П. Шереметева. Вспоминаются особнячки в арбатских переулках, русский «крепостной ампир с его чертами народности и чистоты классических форм». Он смущался, терялся и живопись получалась ходульной и однообразной. Обнаруженные в результате упорных поисков в Центральном историческом архиве Москвы (ЦИАМ) документы из фондов Московского епархиального управления (ф. 203), Московской Гражданской палаты (ф. 50) и Московского Надворного суда (ф. 81), дополненные давно известными, но почему-то ускользавшими от внимания исследователей источниками – адрес-календарями, адресными книгами – позволили существенно расширить знания о жизненной и творческой судьбе художника.
Он выдержан в красноватых тонах: красный мундир, красное одутловатое лицо, колючие умные глаза Мы не узнаем великого поэта (его Аргунов не почувствовал или не сумел передать) мы видим перед собой царедворца — ловкого, холодного, много повидавшего на своем веку. Более значительны его камерные произведения, выделяющиеся задушевно-лирическим обаянием (автопортрет и портрет жены мастера, которые раньше считались образами «неизвестного скульптора» и его жены, 1760-е годы, Русский музей Девочка-калмычка Анна Николаевна, 1767, Музей-усадьба Кусково Неизвестная в русском костюме, 1784, Третьяковская галерея). Николай Аргунов.
Об этом свидетельствует портрет балерины Татьяны Васильевны Шлыкова-Гранатовой, тоже крепостной Шереметевых. Трудно определить, что руководило художником, когда он пошёл по этому пути, отказавшись от простого следования сентиментально идеализированным образцам портретной живописи.
В статье Н. Р. Костиковой, написанной по следам подготовленной ею первой выставки Н. Аргунова (1950, Останкинский дворец-музей творчества крепостных), был изложен ряд новых биографических сведений о художнике и впервые сделана попытка проанализировать его творческое наследие в целом. Таким образом, поскольку исповедные ведомости составлялись в святую Четыредесятницу, т. е.
Автор приносит глубокую благодарность сотрудникам архивов и музеев, в которых собирался материал для диссертации: Российского государственного исторического архива (РГИА) Л. М. Сеселкиной, Г. Н. Чеботаревой, Е. А. Борзовой, Г. В. Вороновой, А. А. Андрееву и особенно С. Н. Селедкиной Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА) М. М. Перекалиной Центрального Исторического архива Москвы (ЦИАМ) Е. В. Борисовой, Н. А. Граненовой, О. С. Тимофеевой, Е. А. Кузнецовой и особенно директору Е. Г. Болдиной Государственного русского музея (ГРМ) С. В. Римской-Корсаковой Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) И. Е. Ломизе и Н. Г. Пресновой Государственного музея-заповедника «Павловск» Р. Р. Гафиффулину. Зато в ней немало прелести, робкой, скованной, еще не сознающей себя. В картине собрата Жемчуговой по искусству и по судьбе (Н. Об этом достаточно убедительно свидетельствует портрет балерины Т. В.
Лишь у немногих живописцев, подвизавшихся в ту пору в жанре портрета, приходится такое разнообразие психологических характеристик. Юность художника и юность модели удивительно поэтичны в этом портрете.
«Из тех нескольких сот художников, которые там работали, — рассказывал современник, — можно было насчитать не более четырех-пяти иностранцев, а остальные были не только чисто русские, но почти все люди графа Шереметева: если бы факт зтот не был констатирован, трудно было бы этому поверить». Художник Николай Аргунов. Основными положениями ее были два пункта – о том, что Аргунов получил вольную от своего владельца графа Н. П. Шереметева и о том, что вместе с последним совершил путешествие за границу, где «завершил свое образование», – которые повторялись из издания в издание даже такими авторитетными исследователями, как П. Н. Петров, Н. П. Собко и С. Н. Кондаков. Шлыковой-Гранатовой, тоже крепостной Шереметевых (хранится в Музее-усадьбе Кусково в Москве).
Великолепная коллекция произведений Николая Аргунова хранится в дворце-музее творчества крепостных в Останкино (Москва).
Возможно именно это (а также то, что в последующие годы его имени нет в исповедных ведомостях ни одной из Московских церквей) послужило основанием установившейся традиции считать датой смерти художника 1829 г. (или «после 1929).
Несмотря на то, что впервые имя Николая Аргунова упоминается еще в 1842 году, в «Указателе находящихся в Академии художеств произведений по алфавиту имен художников и предметов», сведения о нем долгое время оставались на уровне той культурной мифологемы, которая была предложена безымянным автором этого труда. Иван Аргунов. Своей мастерской у Николая Аргунова не было – видимо, никогда.
После смерти графа Н. П. Шереметева (1809) над его шестилетним сыном-наследником была учреждена опека и большинство служащих Фонтанного дома, оставаясь крепостными из экономии были «отпущены с паспортами для снискания себе пропитания своими руками». Еще одним художественным открытием стал для молодого живописца домашний крепостной театр Шереметевых, актеры которого стали моделями его первых портретов (как свидетельствуют документы, список их не ограничивается двумя сохранившимися). К ним относятся, в частности, выявление влияний на индивидуальную манеру Николая Аргунова произведений других художников и в первую очередь мастеров западноевропейской живописи реконструкция периода 1803-1809 годов, когда по воле заказчика-владельца был насильственно остановлен или заторможен процесс естественной эволюции творческого метода живописца, хотя в этот период и были созданы его самые известные работы – портреты П. И. Шереметевой, которые также впервые рассматриваются как единый цикл по-новому рассматриваются взаимоотношения творчества мастера и художественного контекста эпохи. Портрет Никифора Артемьевича Семёнова (Портрет старика со стаканом). Николай Аргунов является завершителем славной фамилии художников, родоначальником которой был его отец. Однако главная трудность в изучении фактов, касающихся Николая Аргунова, состояла в том, что начиная 1819 г., когда он получил звание академика, документы о нем полностью исчезают из петербургских архивов.
В один ряд с ними можно поставить глубоко индивидуальный, прочувствованный «Портрет неизвестного». Легенду о неумелости Николая Аргунова, его «топорности» убедительно опровергают и не без изящества сработанные им миниатюрные портретыК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан). Очевидно, что все вышеперечисленные параметры важны (разумеется, в разной степени) хотя бы потому, что ими определяется, в частности, уровень профессиональных требований, предъявляемых к портрету, формирование художественной задачи, а также оценка в обоих смыслах – как оплата, так и суждение. И далее: «Его задача — выявить в человеке имперсональное благородство раскрывать в человеке его моральную чистоту». Единственным источником знаний о нем в это время является его творческое наследие. (Третье полотно цикла – изображение Шереметевой в гробу (музей Останкино) – впервые вводится в круг аргуновских работ автором диссертации. ) Согласно программе цикла прочитываться они должны были как своеобразное жизнеописание героини.
На протяжении вот уже почти столетия исследователи, обращавшиеся к изучению художников из известной «крепостной художественной династии» Аргуновых, неизбежно сталкивались с одним и тем же парадоксом: при видимом обилии документального материала, в основном содержащегося в неплохо сохранившемся шереметевском архиве, сведения о крепостных живописцах графов Шереметевых Иване, Николае и Якове Аргунове приходится собирать буквально по крупицам, вычленяя их из необъятного корпуса хозяйственных бумаг колоссального графского владения. Он был вне художественной среды – в Москве не было, подобно Петербургу, Академии с ее ежегодными выставками, а частные собрания были ему недоступны.
Его парадные композиции – сперва несколько жестковатые, потом все более мягкие и живописные по колориту (И. И. Лобанов-Ростовский и Е. А. Лобанова-Ростовская, 1750–1754, оба – в Русском музее, Петербург П. Б. Шереметев и А. П. Шереметева, 1760-е годы, Останкинский дворец-музей, Москва посмертные портреты Б. П. Портрет балерины Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой, крепостной Шереметевых (1789)Всмотритесь в лицо этой прекрасной молодой женщины.
Отчасти это объясняется тем, что все трое сыновей Ивана Аргунова – архитектор Павел (1768-1806) и портретисты Николай и Яков умерли холостыми и бездетными. Если Иван, вступивший на художественную сцену в середине XVIII века, стал одним из основоположников портретного жанра в России, то его сын и ученик Николай, пора наибольшей творческой активности которого пришлась на 1790 – 1810-е годы, начал художественную карьеру, когда портретный жанр в России достиг своего расцвета. Взгляните на эту картину: она напоминает старинную русскую парсуну или, в сегодняшних категориях, примитив. Никакой недоговоренности — «в этом дело чести, подвиг художника». На автопортрете сына (во всяком случае, считается, что это его автопортрет) перед нами молодой человек, одетый в черное нет никакого парика — красивые волосы растрепаны человек этот слабого сложения, абсолютно лишенный силы отца, скорее мечтатель, чем деятель, скорее робкий, чем волевой, с более тонкой, чем у отца, душевной организацией, более нервный, более восприимчивый — достаточно увидеть большие темные глаза, в которых беглые лукавые искры, кажется, гаснут в озерах сосредоточенной печали По правде сказать, человеческий тип Николая Аргунова кажется нам более близким да и более интересным сегодня.
Николай Аргунов родился в городе Москве в 1771 году. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Русский крепостной художник-портретист, сын Ивана Аргунова. «Чистая портретность» (без оттенка жанровости), — пишет исследователь, — отличает эту работу Скользящий свет обволакивает фигуру, мягко моделирует лицо. Начав свою деятельность в конце 1780-х, когда в Петербурге и Москве работали крупнейшие русские мастера – Рокотов, Левицкий, Боровиковский, – и являясь одновременно сыном и учеником одного из основоположников русской портретистики, Ивана Петровича Аргунова, художник, пора наибольшей творческой активности которого пришлась на 1790 – 1810-е годы испытывал живой интерес и к тем новым веяниям, которые зарождались в русском искусстве в 1800-е -1810-е годы под влиянием новых эстетических идеалов. Аргунов не был великим художником. К этому времени лучшие работы Николая Аргунова были уже позади.
Вошел в художественную традицию прежде всего как видный мастер барочного портрета. Много сил и творческой энергии уходило на изготовление копий с картин модных художников, подобных Анжелике Кауфман. В большинстве случаев он определял, кто будет моделью портрета, а в некоторых его собственная воля вторгалась в творческий процесс, подвергая трансформации художественный замысел и заставляя художника вступать в зону противоречия между сущностью образа и способом его репрезентации. Вероятно, художник не случайно изобразил Ковалеву-Шереметеву в домашней одежде. Актуальность темы.
Она была крепостной, танцовщицей останкинского театра, устроенного Шереметевым в основном ради прославления таланта тоже крепостной, его возлюбленной, а позднее — жены Прасковьи Ковалевой (Жемчуговой), которую Аргунов тоже писал и не раз. Главная трудность при работе с описями состоит в их рассеяности по разным архивохранилищам, так что в их круг вошли, кроме вышеназванных, фонды Отделов рукописей Российской национальной библиотеки (С. -Петербург) и Российской государственной библиотеки (Москва), а также научных архивов московских музеев Останкино и Кусково. Однако со временем стало очевидно, что Николай Аргунов не только самобытный, своеобразный мастер, выяснилось, что он оказал определенное влияние на развитие в русском портрете реалистических тенденций. Эти обстоятельства, на которые до сих пор обращалось мало внимания – вовсе не «тяжелый гнет крепостничества», понятие весьма расплывчатое и мало дающее для понимания творческого облика Аргунова, а абсолютно конкретные события, отраженные в многочисленных документах обширного и хорошо сохранившегося шереметевского архива (РГИА, ф. 1088). Выставка «Семья крепостных художников Аргуновых», открывшаяся в ГТГ в сентябре 2005 г., стала заметным явлением не только в художественной жизни Москвы, но и в истории изучения творческого наследия знаменитой художественной династии. основой для первого серьезного научного исследования, посвященного художнику. Но они привлекают и сами по себе – своей художественной самобытностью. (В каталоге ГРМ последние названы Григорием и Иваном, однако автор диссертации предлагает другое определение – Василий Васильевич-2-й и его младший брат Борис Васильевич).
М., «Трилистник», 2004). Так появился партизанский отряд из 23 человек, полтора месяца дравшийся с врагом.
Среди лучших работ мастера портреты Т. В. Шлыковой-Гранатовой (1789), Вани Якимова в костюме Амура (1790), Г. Р. Державина (1800–1801), П. И. Ковалевой-Жемчуговой (1803), Н. П. Шереметева (1800-е), А. М. Дмитриева-Мамонова (1812), М. И. Соколовой (1820).
Легенду о неумелости Николая Аргунова, его «топорности» убедительно опровергают и не без изящества сработанные им миниатюрные портреты.
Автопортрет (. ). Скорее всего, он не видел нужды в таком методе. Как и отцу в свое время, ему пришлось много сил отдать и такому, неблагодарному для всякого художника делу, как создание портретов с чужих образцов. Портреты создавались в «обратном порядке»: финальный портрет был первым по времени написания вторым или одновременно с ним был начат портрет в полосатом шлафроке иконографическим образцом для которого послужил прижизненный погрудный пастельный портрет П. И. Шереметевой, хрянящийся ныне в Останкино наконец, последним – портрет в красной шали.
Требования заказчиков, желавших, чтобы их портреты были выполнены в самом современном по их понятиям духе и напоминали бы работы известных тогда иностранных мастеров, мешали полному выявлению индивидуальности мастера. Что же касается парадных — «репрезентативных» портретов, то в них Аргунов силен не был. Аргунов — один из крупнейших портретистов первой трети XIX века. Портрет императрицы Екатерины Второй (1762)На этом парадном портрете Екатерина изображена в подчёркнуто монаршей позе, взгляд её направлен на зрителя сверху вниз.
В маленьком этюде об Аргунове М. В. Алпатов дает блестящую характеристику его искусства: его наследие — «невелико и скромно». акад. Большую части жизни мастера его творчество существовало в стороне от современной ему художественной среды.
с одного и того же оригинала. В начала 1809 года умер его владелец Н. П. Шереметев, опекуны малолетнего наследника отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников «для снискания себе пропитания своими рукам». Любопытно вот таким образом сопоставить их автопортреты. Со временем в работах Аргунова индивидуальное начало усиливается. Поиски продолжились и в целом ряде работ, выполненных во второй половине 1810-х годов.
Художник не обладает навыками перспективного построения — пол «опрокинут», ковер на нем как бы поставлен вертикально, но не вопреки, а скорее благодаря этому на первый план выходит не обстановка, как во многих парадных портретах, а сама героиня — замечательная русская актриса, бывшая крепостная графа Шереметева, женщина редкого таланта и доброты. Благодаря исследованиям Костиковой фигура портретиста обрела заслуженное место на горизонте русского искусства рубежа XVIII-XIX веков и уже в изданных в 1961-1963 гг. Человек с простым и умным, некрасивым лицом ему не идет пудреный голубоватый парик шейный платок намотан неумело в руке он держит не кисть, а рейсфедер или, как тогда говорилось, «рисовальное медное перо» (непременный атрибут живописцев той поры, когда считалось общепризнанным, что истинный художник должен прежде всего безупречно рисовать и чертить).
Цель и задачи исследования. Ей было 34 года. Этот портрет написан уже настоящим профессионалом, которого считают одним из лучших портретистов своего времени.
Портреты «Неизвестного в зеленом кафтане» (в главе выдвигается гипотеза определения модели как И. Якимова) и П. С. Сапожникова объединяет то ощущение вовлеченности в изменчивую картину времени, которое в дальнейшем могло бы послужить залогом подлинного расцвета аргуновского дарования, не сложись судьба художника по-иному. и А. П. Шереметевых, 1768, Музей-усадьба Кусково, Москва), – достаточно эффектны. Наконец, еще один важный документальный источник -многочисленные описи убранства шереметевских домов, внимательное изучение которых позволило открыть ряд новых сведений о произведениях Ивана и Николая Аргуновых, в том числе и не сохранившихся (так, благодаря описям удалось выявить девять картин Николая Аргунова, местонахождение которых в настоящий момент неизвестно). До 45 лет Николай Иванович Аргунов был крепостным и выполнял волю своих хозяев.
И. Э. Грабаря провела подробный сравнительный анализ работ художника, выполненных в разные годы и выделила три периода в творчестве художника, каждый из которых характеризуется определенным набором технологических особенностей (конец 1780-х – начало 1800-х 1800 – середина 1810-х вторая половина -1810-х – 1820-е), что позволило уточнить некоторые датировки и подтвердить, а в некоторых случаях отвергнуть, авторство Н. Аргунова в ряде работ, до тех пор считавшихся спорными. Художнику было восемнадцать лет, его модели — шестнадцать. Портрет же Аргунов написал в 1789 году (он хранится в музее-усадьбе Кусково). Этот автопортрет не датирован, но едва ли он мог быть написан позднее самого начала XIX века. Одна из них — портрет Татьяны Васильевны Шлыковой (Гранатовой — по сцене).
1800-е. Зарабатывал на жизнь своим ремеслом.
Как естественно она изображена. Методика исследования.
(1729–1802), его двоюродный брат, учился, вероятно, у Федора Леонтьевича, а также у немецкого живописца Г. К. Гроота, долго работавшего в России. В дневнике путешествий польского короля Станислава Понятовского было записано: «Дворец с таким искусством отделан и украшен, что никогда нельзя подумать, что он сделан из дерева». Павел Аргунов работал над проблемой театральных зданий – оптической видимостью сцены, конструированием зрительного зала. В 1804 г. он разработал проект для строительства дома в усадьбе Жихарево под Москвой. Умер крепостным в 1806 г. Николай Аргунов. Перечислять другие портреты Аргунова незачем — они довольно однообразны и далеко на всегда хороши.
На этот момент обычно не очень обращается внимание, однако следует признать, что недостаток таких контактов весьма чувствуется в его наследии, особенно последнего десятилетия. 1 Впервые сведения о последних годах жизни художника опубликованы автором диссертации (В. А. Ракина. Возможно, что и модели нескольких других портретов, до сих пор остающиеся неизвестными, также были соседями Аргунова по дому или улице. 12 сентября Николай Аргунов был соборован, а 1 октября 1828 года скончался.
В начале 1809 года умер его владелец Н. П. Шереметев, опекуны малолетнего наследника отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников «для снискания себе пропитания своими рукам». А о том, что не попало в документы, свидетельствуют портреты: после освобождения, когда Аргунов покинул шереметевский Китайский дом и снял квартиру, ни разу из-под его кисти не вышел сколько-нибудь крупноформатный опус.
Владелец, которому принадлежала семья Аргуновых, обер-камергер, генерал-аншеф и граф Петр Борисович Шереметев, настоящий русский барин, не особенно докучал им своим присутствием – молодой Аргунов за восемнадцать лет видел его лишь однажды, так как тот Петербурга не любил и предпочитал жить в подмосковных -выстроенном им Кускове, Маркове, Мещеринове. Николай Аргунов родился в городе Москве в 1771 году. Мы мало знаем о художнике и его жизни.
Единственным источником знаний о нем в это время является его творческое наследие. Сведения о последних днях жизни художника после долгих поисков обнаружились в архивном деле, хранящемся в фонде Московской Гражданской палаты (ЦИАМ, ф. 50), куда оно в свое время было передано после того, как первоначально рассматривалось во 2-м Департаменте Московского Надворного суда. В 1827 году, когда Пушкин написал эти строки, «золотой век» Останкина, действительно, ушел в прошлое. Со временем в работах Аргунова индивидуальное начало усиливается.
Судьба распорядилась так, что имена всех троих неизменно сопровождаются эпитетом «крепостной художник», несущим некий снисходительно-уничижительный оттенок. Портрет актрисы Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой (1803)Ковалёва-Жемчугова – русская актриса и певица, крепостная графов Шереметевых. Творчество Николая Ивановича Аргунова (1770-1828) – одно из интереснейших и глубоко своеобразных явлений художественной культуры рубежа XVIII -XIX столетий, когда портретный жанр в России достиг своего расцвета и одновременно переживал период глубокой стилистической трансформации.